Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
24.10.2016, 14:23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тестовые методики Тест № 1. Тест «Какова Ваша готовность к риску?» Этот тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как действие, совершаемое в условиях неопределенности или возможной опасности. Инструкция: При ответах на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме: 2 балла — полностью согласен; 1 балл — больше «да», чем «нет»; 0 баллов — ни «да», ни «нет», нечто среднее; -1 балл — больше «нет», чем «да»; -2 балла — полностью не согласен. 1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку? 2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции? 3. Встали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика? 4. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час? 5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать? 6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку? 7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверены, что он вернет эти деньги? 8. Вошли бы Вы в клетку со львом вместе с укротителем при его заверении, что это безопасно? 9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу? 10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой? 11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь? 12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде? 13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом? 14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Владивостока до Москвы? 15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии? 16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды? 17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию? 18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час? 19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек? 20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток? 21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили? 22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислить проценты? 23. Могли бы Вы по указанию начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил, что провод обесточен? 24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом? 25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска? КЛЮЧ Подсчитайте сумму набранных вами очков в соответствии с инструкцией. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значение теста: от -50 до +50 очков. РЕЗУЛЬТАТ Меньше -30 очков. Вы слишком осторожны. От -10 до +10 очков: Вы разумно выдержанны. Свыше +20 очков: Вы склонны к риску. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок. Исследования дали также следующие результаты: • с возрастом готовность к риску падает; • у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных; • у женщины готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин; • у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов; • с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; • в условиях группы готовность к риску проявляется сильнее, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Тест № 2. Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли» Данный тест позволяет определить, насколько эффективно Вы владеете своей речью и умеете излагать собственные мысли. Инструкция: ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы: 1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым? 2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре собеседника? 3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться? 4. Ваши распоряжения достаточно кратки? 5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял? 6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь? 7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний? 8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы? 9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроения? 10. Отличаете ли вы факты от мнений? 11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника? 12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами? 13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные 14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно? 15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами? 16. Делаете ли вы паузы для обдумывания? Вы получаете по 1 баллу за ответы: "нет" на 5, 11, 12, 13-й вопросы; "да" на все остальные вопросы. От 12 до 16 баллов – отличный результат; от 10 до 12 баллов - средний результат; меньше 9 баллов – плохой результат.
Тест № 3. Тест «Внимательны ли вы?» Этот небольшой по объему тест направлен на определение уровня развития Вашей внимательности. Инструкция: ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы: 1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимательности? 2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые? 3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг вас? 4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи? 5. Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу? 6. Способны ли вы вспомнить о деталях фильма, который посмотрели два дня назад? 7. Испытываете ли вы раздражение, когда кто-то отрывает вас от работы за компьютером, просмотра телепередачи или какого-либо иного занятия? 8. Проверяете ли вы сдачу в магазине сразу у кассы? 9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь? 10. Вздрагиваете ли, если Вас внезапно кто-то окликнет на улице? 11. Бывает ли, что Вы одного человека принимаете за другого? 12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную Вам остановку? 13. Можете ли Вы, не мешкая, назвать даты рождения Ваших близких? 14. Легко ли пробуждаетесь ото сна? 15. Найдете ли Вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году? По одному баллу оцениваются ответы "да" на вопросы 2,3,4,5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы "нет" на вопросы 1, 7, 10, 11, 12. 11 и более баллов – Вы удивительно внимательны и проницательны; такой памяти и такой внимательности остается только позавидовать – это дано не каждому. От 5 до 10 баллов – Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного; однако, как говорится, "и на старуху бывает проруха" – кое-что можете запамятовать, иногда проявляете рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями; и все же, Вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо промашки. 4 балла и менее – Вы очень рассеянны, и это является причиной многих неприятностей в Вашей жизни; когда Вас в этом упрекают, Вы, бывает, отвечаете улыбкой, что, дескать, просто мечтательны и не придаете значения всяким "пустякам" (пустякам ли?); ведь из-за Вашей невнимательности неприятности терпят и окружающие - что значит, например, забыть завернуть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то редкую книгу? Бывает, что люди даже бравируют своей рассеянностью, хотя, если разобраться, это качество отрицательное. Конечно, нередко – скажем, людям престарелого возраста - оно не подвластно, но в средние годы и, особенно в молодые, - каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать собранность и постоянно тренировать память.
Тест № 4. Опросник Басса - Дарки Данный опросник позволяет выявить формы агрессивных и враждебных реакций, проявляющиеся в процессе общения. Инструкция: Перед Вами ряд утверждений, ответьте«да» на те предложения, с которыми Вы согласны, и «нет» – на те, с которыми Вы не согласны.
Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. За каждое совпадение с ключом засчитайте себе 1 балл. 1.Физическая агрессия: «да» - № вопросов 3, 48, 55, 62, 68 «нет» - № вопросов 9, 17, 41 2.Косвенная агрессия: «да» - № вопросов 2, 18, 34, 42, 56, 63 «нет» - № вопросов 10, 26, 49 3.Раздражение: «да» - № вопросов 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 «нет» - № вопросов 11, 35, 69 4.Негативизм: «да» - № вопросов 4, 12, 20, 23, 36 5.Обида: «да» - № вопросов 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 «нет» - № вопросов 44 6.Подозрительность: «да» - № вопросов 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 «нет» - № вопросов 65, 70 7.Вербальная агрессия: «да» - № вопросов 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 «нет» - № вопросов 39, 66, 74, 75 8.Угрызение совести, чувство вины: «да» - № вопросов 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – под этим термином понимают агрессию, которая косвенными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности.
Практические задания Практическое задание № 1. Отравитель Оперуполномоченный Громов учил младшего коллегу Королева мыслить логически. Четверо приятелей ужинали в летнем ресторане. Вдруг один из них схватился за горло и упал замертво. Всю компанию тотчас задержали, заподозрив в умышленном убийстве. На допросе они дали противоречивые показания. Но позже выяснилось, что каждый допрошенный дважды говорил правду, а один раз лгал. Я не отравлял Сергеева. Я сидел рядом с Одинцовым. Нас обслуживала постоянная официантка, — настаивал Волков. Сергеев сидел напротив меня. И хотя в этот день у нас была новая официантка, она не могла отравить Сергеева, — говорил Ронин. Ронин не виноват. Сергеева отравила официантка. Волков солгал, сказав, что нас обслуживала постоянная официантка, — убеждал следствие Одинцов. А теперь пошевели мозгами, дружище, и скажи: КТО ПРЕСТУПНИК?
Практическое задание № 2. Свидетельские показания К показаниям свидетелей необходимо относиться очень осторожно, — учил оперуполномоченного Королева майор Громов, — обязательно что-нибудь напутают или припишут. И в подтверждение своих слов рассказал случай из своей многолетней практики. Ограбили как-то газетный киоск на моем участке, всю выручку взяли. И главное, произошло это среди бела дня. По приезду на место преступления я сразу начал опрашивать очевидцев, которые столпились около пострадавшего киоскера. Их было шестеро. Стал уточнять приметы преступника: какого цвета волосы, глаза, какого цвета куртка и обувь. И тут пошел полный разнобой. Посуди сам. Свидетель Лазаренко: «Рыжий, глаза голубые, куртка серая, ботинки черные». Свидетель Ермолаев: «Блондин, глаза черные, куртка синяя, ботинки коричневые». Свидетельница Соколова: «Рыжий, глаза карие, куртка коричневая, ботинки черные». Свидетель Андриянов: «Брюнет, глаза голубые, куртка скорее не коричневая, а ботинки коричневые». Свидетельница Беляева: «Шатен, глаза черные, куртка серая, кроссовки серые». Свидетель Волков: «Блондин, глаза карие, куртка синяя, белые кеды». Вот и лови вора после этого. Через день его все-таки поймали, причем взяли на месте преступления, когда он еще один киоск решил ограбить. На первом же допросе сознался в предыдущем ограблении. Когда я стал анализировать показания моих свидетелей, для чего составил специальную таблицу, оказалось, что каждый из них трижды ошибся, а одну из примет назвал точно.
ТЕПЕРЬ ПОДУМАЙТЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ПРИМЕТЫ БЫЛИ ВЕРНЫМИ?
Практическое задание № 3. Восприятие ("чтение") мимики собеседника Задание: определите по мимическим схемам эмоциональное состояние человека. Результаты своего наблюдения занесите в таблицу: поставьте напротив соответствующего состояния номер позиции, указанный в группе мимических изображений.
Практическое задание № 4. Проверка способности понимать внутренние мир собеседника, его мысли и чувства по невербальным признакам Инструкция: подберите к схематически изображенной позе соответствующее ей выражение лица (не более одного выбора).
Практическое задание № 5. Проверка способности и оценивать тип взаимодействия между собеседниками по невербальным признакам Инструкция: подберите пары собеседников сообразно заданным ситуациям. Ситуация 1. Двое мужчин обсуждают что-то малозначительное. Судя по их открытому расположению, дружелюбию, они не против, чтобы к их разговору присоединились и другие партнеры — А, Б, В, Г, Д, Е. Ситуация 2. Двое мужчин проявляют нервозность, взаимную неприязнь, но каждый по-своему. Один потрясен несправедливостью партнера, отвернувшись, он контролирует себя, чтобы не ответить грубостью. Другой чувствует себя правым и ведет себя назидательно, по-менторски — А, Б, В, Г, Д, Е. Ситуация 3. Двое мужчин обсуждают что-то, заставившее одного из них принять защитную позу (позу недоверия), замкнуться в себе. Другой, видимо, это чувствует и желает восстановить коммуникацию. Он как бы говорит: «В чем дело? Неужели вы не верите в искренность моих слов?» — А, Б, В,Г, Д, Е.
Практическое задание № 6. Проверка способности оценивать отношение и качества партнера по рукопожатию По характеру рукопожатия определите качества, присущие партнеру по общению, и его отношение к Вам. 1. Рука подается твердо и в то же время как-то ласково-галантно, Вы чувствуете, что она очень подходит к нашей. 2. Руку подают твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее, и Вам приходится как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в пальцах кусок дерева. 3. Партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит Вашу, есть что-то собственническое и Вам приходится слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата. 4. Партнер протягивает Вам руку и при этом его корпус подается вперед. 5. При поданной руке корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята («задран вверх подбородок»). 6. Рука подается вперед прямо, кисть служит продолжением линии всей руки. 7. Кисть отклоняется вниз от линии прямой руки. 8. Кисть отклоняется вверх от линии прямой руки, как бы подается снизу (нередко при согнутой спине). 9. Рука подается твердо, уверенно, с ладонью, приоткрытой вверх. 10. Рука подается также ладонью вверх, но робко, как бы просящее. 11. Рука подается ладонью вниз. 12. Для рукопожатия предлагаются только сомкнутые пальцы, без обхвата нашей ладони. 13. Предлагаются для рукопожатия только пальцы, но при этом рука не прямая, а несколько согнута в локте и опущена вниз. 14. Быстрый встречный взаимный хлопок по кончикам пальцев. а) Вялость, безволие характера, сильная усталость. б) Высокомерное отношение собеседника к Вам. в) Предложение опоры, уверенность в своих силах, готовность помочь. г) Пренебрежение, презрение. д) Уверенный в себе человек, знает, чего хочет, но может и приспосабливаться к другому человеку. е) Отношение к Вам как к равному. ж) Этот человек всегда хочет многого и то, что «попало ему в руки», не выпустит. з) Желание принять положение подчиненного. и) С Вами здоровается жесткий человек, знающий чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лишь от других. к) Ожидание опоры, кокетство. л) Выражение приниженности, подчиненности, подобострастности. м) Ознаменование успешного результата тесного сотрудничества в важном для обоих деле. н) Отношение к Вам свысока. о) Это свидетельствует о заинтересованности в общении, расположенности к Вам.
Практическое задание № 7. Выбор позиции при общении с собеседником Инструкция:на рисунке изображены стол и шесть стульев. Крестиком обозначено положение человека, с которым вам предстоит встретиться. Надо решить, какой стул лучше занять в каждом из следующих случаев: 1) с этим человеком вы будете играть в шахматы, и для вас важно выиграть. Пометьте выбранный стул буквой «А»; 2) вы собираетесь помочь человеку в разгадывании кроссворда. Пометьте выбранный стул буквой «Б»; 3) вам предстоит провести с человеком собеседование по поводу его возможного приема в вашеотделение со сплоченным коллективом. Пометьте выбранный стул буквой «В». 4) Отметьте буквой «Д» место другого человека и буквой «С» — свое собственное, если вам как начальнику предстоит нерадивому Д. объявить выговор. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||