Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Политология |
01.12.2017, 13:59 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбор темы должен соответствовать предложенной схеме. Студенты-заочники выбирают один из предложенных вариантов контрольных работ согласно начальной букве фамилии:
Контрольная работа по темам №№ 2,3,4 должна иметь введение и заключение: во введении обосновывается актуальность выбранной темы, в заключении формулируются основные выводы. Контрольная работа не должна превышать 20 страниц школьной тетради или 10 страниц печатного текста, набранного на компьютере (формат А 4, шрифт 14). При этом не допускается сплошная переписка страниц или их фрагментов из учебников и дополнительной литературы; в случае цитирования следует заключать материал в кавычки и указывать источник, делая развернутую ссылку внизу страницы; не допускается также «скачивание» материала через Интернет без самостоятельной его переработки. В контрольных работах по темам № 1, 5–15 необходимо раскрыть один теоретический вопрос и выполнить 5 тестовых заданий. Требования к написанию теоретического вопроса те же, что и к работам № 2, 3, 4. Но объем данной части контрольной работы не должен превышать 10–12 страниц. Вторая часть заданий в этих вариантах – тесты. Прежде чем отвечать на них, студент должен внимательно изучить учебную литературу, словари политических терминов, дополнительную литературу. При наличии 3 ошибок в тестовой части контрольная работа не может быть зачтена.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1. Политология как наука I. Политология, ее предмет, методы и функции. II. Тесты 1. Какие категории относятся к политологии? а) власть; б) противоречие; в) базис и надстройка; г) консенсус; д) собственность; е) сущность и явление. 2. Назовите основные парадигмы политологии и покажите, что лежит в их основе. Данные сведите в таблицу:
3. Какие проблемы изучает:
4. Какой из методов ориентирован на рассмотрение политики как целостного образования, состоящего из совокупности элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и со средой? а) наблюдение; б) анкетный опрос; в) сравнительный метод; г) системный подход. 5. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
Тема 2. Политическая мысль Античности, Средних веков и эпохи ВозрожденияПлан1. Политическая мысль античности: политические учения Платона, Аристотеля. 2. Политические учения Средних веков: Августина Блаженного, Фомы Аквинского. 3. Политические учения эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Бодена.
Тема 3. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв. План1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII–XVIII вв. 2. Либеральные теории ХIX в. 3. Социалистическая мысль XIX в. Тема 4. Ведущие политические концепции XX в.План1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау. 2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд. 3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон. Тема 5. Власть как социально-политический феноменI. Политическая власть: принципы организации и функционирования. II. Тесты 1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:
2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти? а) демагогия, популистские заявления; б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции; в) принуждение, насилие, террор; г) формирование стереотипов поведения. 3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»? а) бюрократизация; б) легитимность; в) партикуляризм; г) лоббизм. 5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей? а) Конфуций; б) Ш. Монтескье; г) Аристотель; д) Ж. Боден. Тема 6. Политическая система обществаI. Понятие, структура и типология политической системы общества. II. Тесты 1. Укажите правильное определение политической сис-темы: а) совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти; организация, обладающая верховной властью на определенной территории; б) совокупность различных политических институтов, социально-экономических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть; в) определенное сочетание системы партий, способы голосования, того или иного типа принятия решений, той или иной структуры групп давления. 2. Как соотносятся между собой понятия «политическая система» и «политический режим»? а) это синонимы; б) политический режим более узкое понятие, отражающее функциональный аспект политической системы; в) понятия частично пересекаются; г) понятие «политическая система» отражает один из аспектов политического режима. 3. Соотнесите между собой название компонентов политической системы и их содержание:
4. Заполните свободные колонки таблицы:
5. Укажите два критерия, на которых основана классификация политических систем Г. Алмонда: а) состояние политической структуры; б) отношение к действительности; в) уровень политической культуры; г) характер и направленность политического процесса. Тема 7. Государство и гражданское обществоI. Признаки и структура государства. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура. II. Тесты 1. По соответствующим критериям определите типы государственного устройства:
2. Соотнесите между собой перечисленные элементы государства с их содержанием:
3. Основным институтом политической системы является государство. Чем из нижеперечисленных положений государство отличается от других политических и социальных институтов? а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества; б) монополией на легитимное насилие; в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности; г) более высокой степенью институционализации власти. 4. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства: а) это государство, где все подчинены закону; б) в правовом государстве гарантируется только то, что разрешено; в) в правовом государстве разрешено только то, что разрешено; г) правовое государство – это государство, в котором реализован принцип разделения властей; д) все государственные органы могут судить о том, нарушил человек законы или нет; е) правовое государство – это государство, в котором реализован принцип разделения властей. 5. Из перечисленных полномочий выберите те черты, которые характерны для:1) президентской республики; 2) парламентской республики: а) глава государства избирается парламентом или специально образуемой парламентской комиссией; б) правительство несет ответственность перед президентом; в) глава государства имеет право роспуска парламента, введения чрезвычайного положения; г) глава государства избирается внепарламентским методом; д) правительство остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.
Тема 8. Политические режимы I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов. II. Тесты 1. Характерной чертой тоталитарного режима является: а) монополия на власть одной партии или группировки; б) широкое политическое участие масс в формировании законодательных и исполнительных органов власти; в) ограниченная политическая конкуренция, допускаемая в той мере, в какой она не угрожает монополии на власть правящей элиты; г) обязательное разделение властей. 2. Сравните политические режимы по следующим критериям:
3. Какая из причин не обусловливает воспроизводства авторитарных режимов: а) высокая степень конфликтности в обществе: б) неразвитость гражданского общества; в) политический плюрализм; г) существование делегативной демократии. 4. Выберите из предложенных положений гарантии функционирования демократического политического режима: а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов аппарата; б) своевременное полное политическое информирование граждан; в) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы; г) ограничение срока пребывания в представительных органах. 5. Политический режим представляет собой: а) совокупность взаимодействий, посредством которых распределяются ценности в обществе; б) совокупность политических норм и ограничений, организуюших взаимоотношения людей по поводу распределения и осуществления власти; в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей; г) возможность определенных групп реализовать свою волю вопреки сопротивлению других. Тема 9. Политические партии и партийные системы I. Типология партий и партийных систем. II. Тесты 1. По соответствующим критериям назовите типы партий:
2. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
3. Назовите основной отличительный признак политической партии: а) наличие программы; б) социальная база; в) притязание на политическую власть; г) принцип демократического централизма. 4. Какие из перечисленных критериев являются основными для партийной системы? а) организационная упорядоченность; б) характер взаимодействия политических партий в политической системе общества; в) защита собственной идеологии; г) количественные показатели. 5. Как согласно принятой в политологии классификации шло становление партий в СССР, а затем в России? а) ни в СССР, ни в современной России вообще нет политических партий в классическом понимании; б) партии возникали как объединения вокруг созданной программы; в) партии возникали как объединения вокруг лидера; г) партии возникали как естественное выражение позиций социальных групп и слоев. Тема 10. Политическая элитаI. Сущность, функции и типология политической элиты. II. Тесты 1. Какое суждение наиболее адекватно отражает сущность теории элит? а) власть в обществе должна принадлежать народу; б) общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство; в) власть должна принадлежать трудящимся; г) любая форма принудительной власти должна быть заменена свободной и добровольной ассоциацией граждан. 2. Сплоченная и привилегированная группа, обладающая высоким статусом и непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений – это: а) военная элита; б) экономическая элита; в) политическая элита; г) творческая элита. 3. Какие из приведенных ниже положений относятся к функциям политической элиты? а) определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, отдельных классов и слоев; б) согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов; в) социальный арбитраж и патронаж; г) преобразование социальных чувств, эмоций и ожиданий в политические требования; д) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей; е) достижение целостности и гармонии социальных интересов через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. 4. Какие из названных положений составляют основу двух подходов, объясняющих принадлежность к элите: 1) ценностный подход; 2) структурно-функциональный подход: а) принадлежность к элите определяется наличием у индивида больших способностей в важных для общества сферах деятельности; б) принадлежность к элите определяется не выдающимися индивидуальными качествами, а обладанием руководящими должностями; в) принадлежность к элите определяется неким превосходством (моральным, интеллектуальным и др.) одного индивида над другими; г) принадлежность к элите определяется наибольшей подготовленностью индивида к управлению; д) принадлежность к элите определяется близостью индивида к командным позициям в обществе. 5. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
Тема 11. Политическое лидерство I. Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров. II. Тесты 1. Какая из функций не выполняется политическим лидером: а) коммуникация власти и масс; б) мобилизация масс на достижение политических целей; в) принятие законов; г) выработка и принятие политических решений. 2. Соотнесите между собой указанные теории лидерства с их сущностными характеристиками:
3. Стремление политического лидера занять позицию стороннего наблюдателя – характерная черта: а) авторитарно-демократического стиля лидерства; б) демократического стиля лидерства; в) невмешивающегося стиля лидерства; г) авторитарного стиля лидерства. 4. Какие из приведенных ниже положений относятся к функциям политического лидерства? а) определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, отдельных классов и слоев; б) согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов; в) социальный арбитраж и патронаж; г) преобразование социальных чувств, эмоций и ожиданий в политические требования; д) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей; е) достижение целостности и гармонии социальных интересов через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. 5. Заполните данную таблицу:
Тема 12. Политический конфликтI. Понятие, природа и виды политических конфликтов. II. Тесты 1. Используя учебную и научную литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие политических конфликтов мировой и российской истории:
2. Выберите правильное утверждение: а) политические конфликты являются разновидностью внутриличностных конфликтов; б) политические конфликты могут возникать на религиозной почве; в) насилие в ходе конфликтного противостояния характерно лишь для политических конфликтов; г) различие социальных статусов не может служить объектом политических конфликтов. 3. Субъектами этнополитических конфликтов являются: а) международные организации; б) этнические общности, этносоциальные организации; в) государство; г) социальные группы. 4. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
5. Позиционные политические конфликты – это: а) частичные конфликты; б) радикальные конфликты; в) конфликты интересов; г) конфликты идентификации. Тема 13. Избирательные системы и избирательные технологииI. Типы избирательных систем, их сущность. Избирательная система в Российской Федерации. II. Тесты 1. Какие из указанных ниже положений относятся к достоинствам и недостаткам мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
а) ослабляется значение парламента и правительства как общенациональных государственных органов; б) способствует возникновению между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, укрепляющих положение депутата в парламенте; в) слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями; г) обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне; д) не отражает реальную расстановку политических сил в стране; многие влиятельные политические партии вытесняются за пределы парламента; е) политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти; ж) способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством; з) создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, стимулирует образование двухили трехпартийных систем; позволяет сформировать стабильное правительство. 2. Какие из приведенных положений соответствуют нормам демократического избирательного права? а) возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижении определенного возраста); б) ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определенного срока); в) всеобщность; г) равное голосование; д) косвенное голосование; е) имущественный ценз; ж) тайное голосование; з) открытое голосование. 3. Кто сформулировал законы, отражающие связь партийных и избирательных систем? а) М. Дюверже; б) Р. Арон; в) В. Праето; г) М. Вебер. 4. Какие из характеристик российского избирательного права закреплены в Конституции РФ (выберите из каждой пары один ответ)? а) 1) всеобщее; 2) косвенное; б) 1) куриальное; 2) равное. 5. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу? а) по мажоритарной; б) по пропорциональной; в) по смешанной. 6. Какие черты характерны для российского электората? а) электоральная активность возрастает с ростом доходов, образования и возраста; б) отсутствие у значительной части избирателей партийных идентификаций; в) электоральная активность убывает с ростом доходов, образования и возраста; г) наличие устойчивых партийных идентификаций избирателей; д) высокий удельный вес абсентеистов; е) мотивы, определяющие электоральные предпочтения, сформировались окончательно у большинства населения; ж) в силу значительной политизации общества удельный вес абсентеистов низок; з) структурирование групповых интересов еще не завершилось, но уже определяются их основные контуры; и) групповые интересы четко структурированы и определяют поведение большинства избирателей
Тема 14. Политическая культура и политическая социализация I. Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология. II. Тесты 1. Кто ввел в научный оборот термин «политическая культура»? а) Г. Алмонд; б) М. Вебер; в) Ж.Ж. Руссо; г) И. Гердер. 2. Выберите составляющие определения «политическая культура» из предложенных ниже: а) правильное представление граждан о политике; б) система политического опыта, знаний, стереотипов образцов поведения; в) сфера гармоничного сосуществования различных общественных групп; г) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. 3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
4. Выбор той или иной модели политической социализации зависит от: а) ориентации на активное участие личности в политической жизни; б) типа господствующей в обществе политической куль-туры; в) гармоничного взаимодействия общества и личности; г) ни один из названных выше факторов не влияет на выбор. 5. В политической социализации современной России основную роль играют: а) внешние обстоятельства (историческая, экономическая обстановка, природно-географический фактор, виляние других стран); б) средства массовой информации, особенно телевидение; в) семья, ближайшее окружение индивида; г) накопленный поколениями опыт. Тема 15. Мировая политика и международные отношения1. Структура мировой политики и ее приоритеты на современном этапе. Место и роль России в геополитической картине мира. II. Тесты 1. Какие понятия и определения соответствуют друг другу?
2. Соотнесите авторов и их концепции:
3. Дополните перечень основных моделей международных отношений: а) униполярная модель; б) многополярная модель; в) биполярная модель. 4. Укажите время кризиса европоцентризма: а) период открытия Америки Х. Колумбом; б) период массового переселения европейцев в Америку и образование США; в) период реформ Петра I; г) начало XX в. 5. В постоянный Совет Безопасности ООН входят пять стран: а) США, Россия, Великобритания, Франция, Китай; б) США, Россия, Германия, Бразилия, Австралия; в) США, Россия, Великобритания, Швеция, Индия; г) США, Россия, Франция, Норвегия, Индия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||