Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Политология |
27.12.2017, 15:53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Политическая элита и политическое лидерство Учебные задания Вариант 1 1. Политическая элита - это: а) группа, объединенная общими идеологическими интересами; б) привилегированная социальная группа (или совокупность групп), занимающая руководящие позиции во властных структурах, которые позволяют ей управлять обществом; в) наиболее активная часть определенного класса, представляющая его интересы; г) некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей. 2. Первые концепции элит создали (2 позиции): а) Т. Гоббс; б) Р. Миллс; в) Г. Моска; г) Ф. Ницше; д) В. Парето; е) К. Дойч; ж) Н. Макиавелли. 3. Ознакомьтесь со статьей Ж. Тощенко "Элита: кланы, касты или клики'7" (ж. "Дружба народов". - 2000.- № 7). Попробуйте выявить позицию автора и сформулировать свое отношение к ней. 4. Можно ли рассматривать элитизм в качестве альтернативы демократии? 5. Заполните таблицу и выявите основные положения современных элитисгских теорий, отметив свойственные им недостатки.
6. Как следует понимать высказывание Наполеона: "Сердце государственного человека должно быть у него в голове"? Приведите примеры лидеров, следующих этому утверждению. 7. Какая из приведенных ниже типологии политического лидерства принадлежит выдающемуся немецкому социологу М. Веберу? Вариант А: - традиционные лидеры; - рационально-легальные лидеры; - харизматические лидеры. Вариант Б: - авторитарные лидеры; - демократические лидеры; - тоталитарные лидеры. Вариант В: - лидеры-карьеристы; - лидеры-политики; - лидеры-техники; - лидеры-поэты. 8. Какие две позиции выпадают из приведенного ряда: а) геронтократия; б) партократия; в) автаркия; г) бюрократия; д) меритократия; с) охлократия; и) плутократия. 9. Какие, на ваш взгляд, необходимые условия, чтобы предотвратить вырождение политической элиты, свести к минимуму вред, который элита может принести обществу? 10. Сравните системы отбора в «открытую» и «закрытую» элиты:
Вариант 2 1. Проанализируйте, как соотносятся между собой понятия: «власть», «влияние», «политическое руководство», «лидерство», «правитель», «вождь», «лидер», «руководитель». 2. Ознакомившись с работой М. Вебера "Политика как призвание и профессия" (Антология мировой политической мысли. В пяти томах. - Т.1 1. М . 1007. - С.11-20), ответьте на вопросы: а) Какой критерий положен автором в основу типологизации лидерства? б) В чем состоит отличие политика от политического чиновника? в) Какими качествами должен обладать современный политик? 3. Согласно каким теориям политическими лидерами становятся лица: а) обладающие качествами, способными вызвать доверие масс; б) учитывающие ожидания группы, интересы которой они представляют; в) ориентирующиеся на ситуацию; г) страдающие маниакальным стремлением к власти; д) стремящиеся изменить действительность даже вопреки инстинкту самосохранения. 4. В чем вы видите рациональные моменты в типах "элиты лис" и "элиты львов"? Какой тип элиты характерен сегодня для России? 5. Кому из ученых-политологов принадлежат следующие определения элиты: а) наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на обладание властью; б) творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству; в) люди, имеющие наивысшую степень общественного признания и авторитета в области своей профессиональной деятельности. 6.Продолжите заполнение таблицы «Стили лидерства»:
7. В чем актуальность теории "головастиков", сформулированной в прошлом веке выдающимся социологом П. Сорокиным? (Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. - С.292-304). 8. В политическом сознании определенной части российских граждан сложилось мнение, что нашей стране нужны не политические лидеры, а вождь типа Пиночета - как залог стабильности и успеха реформ, процветания. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свою точку зрения. 9. Политический лидер - это: а) "локомотив истории"; б) "раб истории"; в) выразитель воли, класса; г) государь, сплачивающий общество; д) лицо, оказывающее приоритетное и легитимное влияние на общество; е) продукт "организованной активности", чисто символическая фигура. Какие подходы, существовавшие в истории политической мысли, отражают эти определения? 10. Как бы вы прокомментировали следующее высказывание американского ученого И. Бэббита, автора книги "Демократия и вожди" (1924): "-..судьба демократии зависит от достоинств ее руководителей и. если демократия пытается пренебречь этой истиной, она сама превращается в угрозу для цивилизации"? Темы докладов и сообщений 1. Основоположники и классики элитологии. 2. Современные концепции элит. 3. Становление и развитие российской бизнес-элиты. 4. Интерпретация природы политического лидерства в работах Л.Н. Гумилева. 5. Психологические аспекты исследования личности политического лидера. 6. Имидж политического лидера. 7. Особенности политического лидерства в постсоветской России. 8. Этика поведения политических лидеров. 9. Феномен вождизма. 10. Политический маркетинг и феномен лидера.
Тема 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. НЕПАРТИЙНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу?
2. Каковы условия существования двухпартийной системы? а) конфронтация между двумя политическими партиями; б) полное совпадение взглядов обеих партий; в) наличие в обществе влиятельных политических партий; г) раскол общества на два противоположных лагеря. 3. Каковы манипулятивные возможности однопартийной системы? а) отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества; б) односторонние преимущества в доступе к СМИ; в) доминирование силовых методов регулирования конфликтов; г) все перечисленное. 4. Признаками политической партии являются: 1) организационная упорядоченность; 2) наличие целей, связанных с властными отношениями в обществе; 3) наличие лидера; 4) приверженность традициям, а) 2,3 в) 1,2 б)1,2,3 г) 3,4 5. Классификация политических партий на кадровые, массовые, строго централизованные, исходящая из оснований и условий приобретения партийного членства была разработана: а) американским политологом Ч. Мерриамом в 40-е гг. XX в.; б) итальянским социологом и политологом В. Парето в конце XIX в.: в) французским теоретиком М. Дюверже в начале 60-х гг. XX в.; г) немецким социологом М. Вебером в начале XX в. 6. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на: а) оппозиционные и легальные; в) правящие и оппозиционные; б) правящие и нелегальные; г) легальные и нелегальные. 7. Заполните до конца схему:
8. Заполните таблицу: Характеристики партийных систем
9. В соответствии с Законом "О политических партиях" политическая партия должна отвечать следующим требованиям: а) иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ: б) насчитывать в своих рядах не менее десяти тысяч членов; в) руководящие органы партии могут находиться на территории РФ и за ее пределами; г) политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на территории РФ; д) в наименовании политической партии допускается название органов государственной власти, имени, фамилии гражданина. 10. Членами партии в РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста: а) 16 лет; в) 20 лет; б) 18 лет; г) 30 лет. Тематика докладов и сообщений 1. Партия как политический институт. 2. Концепции происхождения политических партий. 3. "Железный закон олигархизации" Р. Михельса. 4. Конституционно-правовая основа деятельности политических партий России. 5. Сравнительный анализ партийных систем в РФ и других странах СНГ. 6. Парламентские выборы 2007 и 2011 г. и партийное структурирование российского общества. 7. Партийные ориентации российского электората. 8. Закон "О политических партиях" и его значение для формирования партийной системы в РФ. 9. Деятельность партийных фракций в Государственной Думе. 10.Эволюция экономических программ ведущих политических партий России.
Тема 10. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1. В избирательном законе Японии в своеобразной форме выражен ценз оседлости. Формально трехмесячная оседлость предусмотрена только для избирателей на местных выборах, однако фактически статьи 21 и 42 избирательного закона распространяют это требование и на парламентские выборы. Хотя положения названных статей не препятствуют реализации избирательного права по старому месту жительства, однако ставят условие, чтобы ко времени выборов заинтересованное лицо продолжало значиться в списках избирателей данного избирательного участка. Это условие, как правило, уменьшает число граждан, пришедших на выборы. Как вы считаете, почему эта категория граждан пополняет ряды абсентеистов? 2. Проанализируйте выступление Президента Французской республики Валери Жискар д' Эстена "Власть и жизнь" (М., 1990. - С.308-311) и ответьте на вопросы: а) какие способы воздействия на избирателей использовал президент в этой речи, и какие из них вам кажутся наиболее эффективными и убедительными? Аргументируйте свое объяснение; б) какие методы разрешения проблем, предложенные Валери Жискар д' Эстеном, могут быть, на ваш взгляд, в какой-то мере использованы в нашей стране? 3. Ознакомившись со статьей Э. Баталова "Пора готовиться и избирателям" (см. журнал "Российская Федерация". - 1995. - № 16), сделайте сообщение о том., что представляют собой зарубежные добровольные ассоциации содействия избирателям и какие задачи они выполняют? 4. Ознакомившись с соответствующими статьями Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ответьте на следующие вопросы: - Какая информация содержится в избирательном бюллетене, и каков порядок ее расположения? - Где может проголосовать избиратель, отсутствующий в день выборов по месту жительства? - Назовите условие, необходимое для признания выборов действительными. - Как осуществляется процедура голосования? - Кто из кандидатов по одномандатному избирательному округу считается избранным при равном числе полученных кандидатами голосов избирателей? 5. Изучив соответствующие статьи Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ответьте на следующие вопросы: - Каким важным условием должна соответствовать предвыборная агитация и кому принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты? - Какие условия устанавливаются законом для образования избирательных округов и участков? - Где включаются в списки избирателей студенты, аспиранты, граждане, находящиеся в профилакториях, домах отдыха и т.п.? - Как осуществляется процедура выдвижения кандидата непосредственно избирателями? 6. Прочтите статью Д.А. Левчика "Особенности подготовки и проведения избирательной кампании" "от двери к двери" ("Вестник МГУ. Сер. 12. - 1995. -№ 3) и ответьте на вопросы: - Какие организационно-психологические проблемы должен решить агитатор для обеспечения собственной безопасности в условиях проведения агитационной кампании по месту жительства избирателей? - Перечислите все названные в статье факторы успешного разрешения пропагандистских проблем. - Какие основные положения автором в способ классификации листовок? 7. Ознакомьтесь с фрагментом книги А. Демишель, Ф. Демишель, М. Пикемаль "Институты и власть во Франции" (М., 1977. - С.18-20) и ответьте на вопрос: - В чем авторы усматривают несправедливость мажоритарной избирательной системы и почему эта система продолжает иметь во Франции своих сторонников? 8. Допустим, что в некоей гипотетической стране - Нагонии. где действует мажоритарная избирательная система, в день выборов в одном из округов кандидат А - 1500 голосов, кандидат Б - 2000 голосов, кандидат В - 1000 голосов, кандидат Г - 2500 голосов, кандидат Д - 3000 голосов, кандидат Е - 2000 голосов. Определите, кто из кандидатов в депутаты победил на выборах: а) в случае применения мажоритарной системы абсолютного большинства, не допускающей объединения кандидатов; б) в случае применения мажоритарной системы относительного большинства? 9. Ответьте на вопрос: "Соответствует ли применяющаяся пропорциональная система выборов по партийным спискам в России реальному, социальному, идеологическому разделению граждан"? Попытайтесь обосновать суждение на личных наблюдениях политической жизни и роли партий, а стране, области, городе и районе. 10. Укажите, какие признаки относятся к мажоритарной избирательной системе, а какие к пропорциональной? А) Широкое партийное представительство социальных, этнических, конфессиональных и других групп. Б) Партия (или блок партий), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте. В) Избрание членов партий, имеющих косвенное отношение к данной территории. Г) Существование тесной связи между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные, и каждый депутат представляет свой регион. 11. Укажите в следующем перечне два условия, при которых гражданин РФ не имеет права избирать и быть избранным? а) прохождение срочной службы в армии; б) долгое пребывание за границей; в) наличие супруга, не имеющего российского гражданства; г) статус священнослужителя; д) двойное гражданство; е) признание недееспособным; ж) нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. 12. Исходя из рекомендаций (см. статью Д.А. Левчика "Вестник МГУ". Сер. 12. Политические науки. - 1995. - № 2. - С.78-81), подготовьте в едином стилевом решении следующие материалы, используемые при агитации: - настенную агитационную листовку; - презентативную листовку, предназначенную для адресной рассылки по почте; - полосу агитационной заметки в газете; - графические символы партии, объединения или команды кандидата; - эскиз партийного значка; - название предвыборного блока или объединения. 13. Прочитав и усвоив фрагмент книги А. Цуладзе "Политические манипуляции или покорение толпы". – М., 1999. - С.68-81, изложите, какие модели политтехнологии могут быть использованы СМИ в период избирательных кампаний; какие приемы манипулирования используются в ходе социологических опросов? 14. Почему, на ваш взгляд, в некоторых странах продолжает сохраняться система не прямых и не всеобщих выборов президента? 15. Раскройте содержание понятий: "избирательное право", "избирательные системы", "избирательное объединение", "избирательный блок". 16. Кто может быть наблюдателем на выборах, и каковы его права? Тематика докладов и сообщений 1. Роль политических идеалов, деловых качеств и политической воли кандидата на выборную должность. 2. Модели избирательных технологий в выборах. 3. Особенности избирательных систем в странах Западной Европы. 4. Система "праймериз" в США: роль и функции. 5. Планирование избирательной кампании партийным объединениям. 6. Организация социологических исследований в предвыборных кампаниям: цели, задачи, ожидаемые результаты. 7. "Драматургия" предвыборных теледебатов. 8. Выборы органов представительной власти в современной России. 9. Реформирование избирательных систем в современной Европе. 10.Права человека и общественное доверие к демократической системе в современной России. 11 .Электоральное поведение россиян. 12. Абсентеизм как социальный феномен.
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ 1. Перечислите как можно больше субъектов политических отношений. Разбейте их на группы. Обоснуйте критерий (критерии) группировки. Дайте названия этим группам. 2. Подумайте, какие факторы препятствуют развитию публичности политических отношений? Какие социальные группы сопротивляются данному процессу? Почему? Аргументируйте свою позицию, используя результаты социально-политических исследований. 3. Используя учебную и справочную литературу, выделите 3-4 определения политического процесса. Выясните, какое из них является более широким и более узким, какое из них больше соответствует политологическому ракурсу, в чем состоят различия этих определений. 4. Вспомните как можно больше типологий политического процесса. Соотнесите политический процесс в современной России с каждой из этих типологий. Обоснуйте свой выбор. Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения. 5. Основоположники марксизма считали революции «локомотивами истории». Правы ли они, на ваш взгляд, в таких оценках? 6. Из курса истории вспомните периоды и события в политическом процессе современной России, которые считают критическими. Какие пути выхода из политического кризиса и кем были использованы. Тематика докладов и сообщений 1. Государство как ключевой актор политических отношений. 2. Политические конфликты: сущность, причины и динамика. 3. Политические отношения в России: традиции и современность. 4. Основные подходы к пониманию сущности политического процесса. 5. Избирательный процесс как разновидность политических субпроцессов. 6. Политические институты и политические процессы: взаимосвязь и взаимообусловленность. 7. Роль политических технологий в политическом процессе. 8. Сущность теории модернизации и возможности ее использования для осмысления современного российского политического процесса. 9. Диалектика революционного и эволюционного в политическом развитии России. 10. Реформы и современный российский политический процесс.
Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 1. Сравните понятия: «политическая культура» и «политическое сознание», «политический менталитет» и «политическое сознание», «политическая культура» и «политическое поведение». Укажите, в чем сходства и различия между ними. 2. Охарактеризуйте функции политической культуры на примере современной российской действительности. 3. Продумайте, в чем заключаются особенности политического сознания россиян? Как они отражаются на их политическом поведении? Проиллюстрируйте эти особенности на основе данных социально-политических исследований. 4. Выясните, кие изменения произошли в электоральном поведении граждан России за последние восемь лет? Какими факторами были обусловлены эти изменения? 5. Каким типам политических систем соответствуют данные «профили»? 6. Федерико Майор Сарагоса провозглашает: «Свобода соразмерна культуре… Лучшим способом утверждения демократии является обеспечение полного и сознательного участия всех граждан в общественных делах посредством утверждения свободной и действенной образовательной системы». А) в чем проявляется влияние системы образования на формирование политической культуры? Б) раскройте роль политологии в становлении демократического типа политической культуры. Тематика докладов и сообщений 1. Политическая культура как составная часть общей культуры современного человека. 2. Проблема политической культуры в истории политической мысли. 3. Функции политической культуры. 4. Электоральное поведение россиян: основные факторы и тенденции. 5. Политическая культура современной России: проблема типологии. 6. Политические субкультуры в пореформенной России. 7. Политическая культура участия: перспективы в постсоветской России. 8. Политическая социализация: сущность, механизмы и стадии. 9. Политическая социализация в трудах классиков политической науки. 10.Политическая социализация в трудах отечественных политологов.
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КРИЗИСЫ 1. Определите, как соотносятся понятия «политическое развитие» и «политическое изменение»? 2. Выделяя факторы политического развития, определите степень их влияния для развития российского общества. 3. Заполните таблицу:
4. Проанализируйте параметры и специфику переходного периода в современной России на основании эволюции государства, политического режима, социальной структуры, партийной системы. 5. Раскройте положения, на которых базируется концепция «третьей волны демократизации». 6. Постройте иерархию политических кризисов, произошедших в России в последние годы. 7. Проанализируйте конкретный пример конфликтной ситуации и выделите на его основе конструктивные и деструктивные функции. 8. Подготовка к дискуссии на тему: Конфликты в контексте политической модернизации: «движущая сила» или «побочный эффект»? 9. Определите условия, которые необходимы для достижения консенсуса в политическом конфликте. Выработайте свою шкалу требований. Приведите пример достижения консенсуса в конфликтном взаимодействии. Тематика докладов и сообщений 1. Проблемы политического и социально-экономического развития современной России 2. Роль и место России в контексте мирового развития. 3. Демократизация как фактор успешного развития. 4. Политическая модернизация в современной России. 5. Модернизация власти в России. 6. Роль человеческого фактора в конфликтах. 7. Конфликт и стабильность в политике. 8. Конфликты в российской истории: их роль и специфика. 9. Процесс демократизации общества как источник политических конфликтов. 10. Компромисс и консенсус как методы регулирования и разрешения политических конфликтов.
Тема 14. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 1. Соотнесите предложенные категории и их дефиниции и выберите правильный вариант ответа:
А) 1Г 2В 3А 4Б Б) 1А 2В 3Г 4Б В) 1Г 2Б 3А 4В Г) 1Б 2Г 3А 4В 2. Заполните таблицу: Преимущества и недостатки использования различных социологических методов в политической кампании
3. Подготовьте эссе на тему: «Использование административного ресурса в избирательных кампаниях: возможности и ограничения». 4. Разработайте методику сегментирования политического рынка в период избирательной кампании по выборам Главы г. Тулы. 5. Проанализируйте итоги последних выборов в органы власти (федеральных или региональных) и определите, какие избирательные стратегии и тактики были наиболее результативны и почему. 6. Проанализируйте деятельность политических консалтинговых центров на российском политическом рынке, опишите их структуру и организацию работы, используя таблицу. Структура и направления деятельности политических консалтинговых центров
На основе полученной информации разработайте наиболее эффективную, на Ваш взгляд, структуру политической консалтинговой фирмы. Обоснуйте свой ответ. Тематика докладов, рефератов, сообщений 1. Политическое консультирование как технология политического управления. 2. Сущность и специфика политических технологий. 3. Стратегия и тактика политической кампании. 4. Развитие избирательных технологий в России и зарубежом. 5. Избирательная кампания как особый вид политического управления. 6. Политологическое, социологическое, экономическое обеспечения предвыборной кампании. 7. Активность избирателей: анализ и проблема регулирования. 8. Формирования положительного имиджа средствами СМИ. 9. Агитационно-рекламное обеспечение избирательной кампании. 10. Этические нормы и профессиональный кодекс политических консультантов.
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 1. Используя материал учебного пособия П. А. Цыганкова « Теория международных отношений» (М.: Гардарики,2004. С. 20-26), заполните таблицу СПЕЦИФИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2. Изучить материалы А. Пумпянского «Приключения европейского духа (Новая газета. 2007. № 70,73,77,80) и подготовить сообщение по теме «Совет Европы как старейшая межправительственная организация». 3. Выберите событие, происшедшее в мире за последние годы (например, провозглашение независимости Косово 27 февраля 2008 г.), и проинтерпретируйте его с точки зрения ведущих теоретических школ. 4. Проанализируйте статьи международной проблематики в двух-трех газетах различной направленности с помощью контент-анализа. Определите специфику каждой газеты. 5. Используя материал учебного пособия П.А. Цыганкова «Теория международных отношений» (М.:Гардарики, 2004.- С. 484-492), заполните таблицу: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОРЯДКА
Тематика докладов, рефератов, сообщений 1. Основные критерии международных отношений. 2. Соотношение внутренней и внешней политики, мировой политики и международных отношений. 3. Наука о международных отношениях: разнородная совокупность различных дисциплин, самостоятельная теория или составная часть политологии ? 4 Международные организации и их роль в мировой политике. 5. Глобальная международная система. 6. Основные характеристики современной России как международного актора. 7. Основные направления и особенности исследований международных отношений в современной России. 8. Сценарии нового мирового порядка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||