ТулГУ, политология (самостоятельная работа, темы 1-7)
Узнать стоимость этой работы
27.12.2017, 15:54

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

1. Что изучают науки о политике? Заполните таблицу

Разделы

Предмет изучения

1. Политическая философия

 

2. Политическая история

 

3. Политическая психология

 

4. Политическая социология

 

5. Политическая география

 

6. Политическая антропология

 

7. История политических учений

 

8. Теория государства и права

 

9. Теория государства и права

 

2. Проанализируйте и покажите различия между содержанием таких категорий, как «политолог» и «политик».

3. Опираясь на словари и справочники, проанализируйте не менее пяти различных определений политики и на этой основе:

а) выделите характерные черты рассматриваемого явления;

б) установите его функциональные особенности (роль в жизни общества);

в) разработайте самостоятельное определение политики и обоснуйте свою точку зрения;

г) укажите, какое из анализируемых определений является наиболее широким (емким по своему содержанию), а какое – узким.

4. Составьте таблицу «Взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества»:

Сфера общества

Особенности взаимосвязи с политикой

5. Выделите признаки политического общества (3 варианта ответа):

а) невыделенность человека из природы, приспособление к окружающей среде;

б) производящее хозяйство;

в) общественный характер власти;

г) формирование институтов публичной власти;

д) присваивающее хозяйство;

е) власть, регулирующая совпадающие интересы;

ж) власть, регулирующая несовместимые интересы.

6.Заполните таблицу:

Тематика докладов, рефератов, сообщений

1. Наука о политике и ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин

2. Основные парадигмы и школы политологии

3. Методология и методика политических исследований

4. Соотношение морали и политики в истории политической мысли

5. Становление и развитие политической мысли в России

6. Социальные группы как потенциальные субъекты политики.

7. Специфика отношения россиян к структурам гражданского общества.

8. Политические традиции в современном политическом процессе России.

9. Формирование политического сообщества в современной России: проблемы, тенденции, перспективы.

 

Тема 2. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Опираясь на словари и справочники, проанализируйте не менее десяти различных определений политики и на этой основе:

а) выделите характерные черты рассматриваемого явления;

б) установите его функциональные особенности (роль в жизни общества);

в) разработайте самостоятельное определение политики и обоснуйте свою точку зрения:

г) укажите, какое из исследуемых определений является наиболее широ­ким (емким по своему содержанию), а какое - узким;

д) объясните многообразие подходов к пониманию политики.

2. Постройте схему, отражающую структуру политической жизни обще­ства, учитывая наличие в ней разных уровней (личностного, институциональ­ного и др.) и элементов (политические интересы, политические отношения и др.).

3. Назовите основные системообразующие признаки гражданского обще­ства:

а) политический плюрализм;

б) корпоративизм;

в) частная собственность;      

г) независимые ассоциации граждан;

д) разделение властей;

е) патернализм.

4. Опираясь на работы Григорьева Л., Малеевой Т. Средний класс в Рос­сии на рубеже этапов трансформации// Вопросы экономики. - 2001. - № 1; Здравомыслова Г.А. Российский средний класс - проблемы границ и численно­сти// Социс. - 2001. - № 5; Петухова В.В. Политические ценности и поведение среднего класса// Социс. - 2000. - № 3, покажите влияние среднего класса на развитие политической сферы общества.

5. В политической жизни общества реализация интересов личности часто зависит не только от ее активной позиции, но и от способности сообща с дру­гими индивидами воздействовать на власть (органы государственной власти, должностные лица). Роль посредников в отношениях между гражданами и го­сударством выполняют политические партии, общественные объединения, профсоюзы и т.п.

Приведите примеры субъектов и объектов политики федерального, ре­гионального, местного уровней и наполните таблицу содержанием.

6. Используя главу II (Права и свободы человека и гражданина) Консти­туции РФ от 12 декабря 1993г., составьте перечень политических прав и обя­занностей россиянина. Определите, какие факторы на современном этапе пре­пятствуют, а какие создают позитивные предпосылки для реализации полити­ко-правового статуса личности.

Политико-правовой статус личности

Статья Конституции

Права граждан

Обязанности

Факторы, способствующие реализации

Факторы, препятствующие реализации

 

 

 

 

 

7. Что из нижеперечисленного считать субъектами политики?

а) предпринимательские организации;

б) парламенты;

в) судебные органы власти;   

г) профсоюзы;

д) экологические движения;

е) политические партии.

8. К политической сфере общества относятся:

а) политические институты;

б) социальные отношения;

в) религиозные организации;

г) общественные настроения;

д) политические партии и движения.

9. Проанализируйте понятие и основные формы политических отноше­ний. Опираясь на опыт собственных наблюдений за политической жизнью Рос­сии и других стран, приведите примеры:

- политического соперничества;

- политического сотрудничества;

- отношений политической изоляции;

- консенсуса;

- компромисса.

10. Проанализируйте отрывок из произведения "Политика как призвание и профессия" М. Вебера (Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР. 2000. – С. 266-279) и раскройте следующие стороны политики:

- политика как руководство государством;

- политика и вождизм;

- политика как источник дохода;

- политика и чиновничество.

Тематика докладов и сообщений

1. Многообразие подходов к пониманию политики.

2. Современные тенденции эволюции социальной структуры западных стран.

3. Развитие гражданского общества в дореволюционной России.

4. Литературные и художественные образы политики (на примере конкретных произведений).

5. Радикальные формы реализации политических интересов и методы противо­действия им.

6. Личность и безликость в политике.

7. Молодежь (молодежные организации современной России) как субъект по­литики.

8. Средний класс: особенности влияния на политическую сферу общества.

9. Масса и толпа как субъекты политики.

 

Тема 3.  История развития политической мысли

1. Выясните, как формировалось политическое знание в государствах древнего мира.  Обратите внимание: а) на закономерности политического управления, содержащиеся  в высказываниях Конфуция; б) на политическую доктрину, описанную в древнеиндийском трактате «Артхашастра»; в) на учение о государстве, праве и политике  древнегреческих мыслителей  Платона и Аристотеля.

2. Используя учебную литературу, определите, какие теоретические представления о политике содержатся  в христианском вероучении и в исламе. Сравните их.

3. В эпоху нового времени доминировала модель юридического истолкования политических явлений, которая прошла  три этапа своего развития:

а) этап естественно-правовых теорий (XVII-XVIII вв.);

б) этап  либерализма (XVIII-XIX вв.);

в) этап позитивизма (XIX в.)

Объясните смысл концепции естественного права, которая господствовала в рамках первого этапа.

4. Проведите периодизацию отечественной политической  мысли и дайте кратную характеристику каждого периода. Выделите яркие  имена и выдающиеся  произведения, внесшие вклад в мировую  политическую мысль.

5. Составьте таблицу «Современные политические  теории» по образцу:

Название теории

Автор (ы)

Основные положения

 

 

 

6. Сравните Американскую и Европейскую школы политологии по основаниям:

- ведущие темы исследований;

- используемые методы;

- характер и направленность исследований.

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Теория политики и история  политических учений: вопросы взаимодействия.

2. Истоки политической мысли:  патриархальная  теория.

3. Учение о политике Н. Макиавелли.

4. Теория естественного права  и гражданско-правовая концепция Т. Гоббса и Дж. Локка.

5. Договорная теория происхождения государства Ж.-Ж. Руссо.

6. Политические взгляды  отцов-основателей США.

7. Политическая доктрина  марксизма.

8. Западники и славянофилы: их место  и роль  в общественно-политической мысли России.

9. Основные направления русской политической мысли:  консерватизм, либерализм,  радикализм.

10. Политико-правовая  идеология  русского народничества.

11. Этапы развития политической науки.

12. Неолиберализм, неоконсерватизм, социал-реформизм – основные политические  теории  современности.

13. Англо-американская политологическая школа.

14. Французская школа  политической  науки.

15. Взгляды отечественных политологов на современную  трансформацию общества и мира.

 

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1. Каково соотношение понятий "власть" и "политика" при рассмотрении сфер общественной жизни:

Экономической –

Социальной –

Политической –

Духовной –

2. В чем состоит общее и отличительное власти политической и власти государственной.

3. Согласны ли Вы с высказыванием И. Ильина, что «нормальная власть» «всегда вынуждена полагаться на правосознание граждан, на их собственный разум и на их собственную волю»?

4. В.В. Шульгин, один из видных дореволюционных политических деяте­лей России, возвратившись в страну и отбыв десятилетнее заключение в совет­ских тюрьмах, в своей книге-исповеди «Опыт Ленина» (1958 г.) писал: «Из сво­его тюремного опыта я вынес заключение, что «воры» (так бандиты сами себя называют) – это партия не партия, но некий организованный союз или даже со­словие…

Существование этой силы, враждебной всякой власти и всякому созида­нию, для меня, несомненно… Мне кажется, что где дрогнет при каких-нибудь обстоятельствах аппарат принуждения, там сейчас же жизнью овладеют банди­ты. И можно себе представить, что наделают эти объединенные воры, пока че­стные объединятся».

Проанализируйте эти слова и сделайте вывод, с чем вы согласны или не согласны в этом высказывании.

5. Используя положение М. Вебера о типах легитимности власти, запол­ните таблицу:

Типы легитимности власти

Страна, период политической жизни, характеризующийся данным типом легитимности

1.

 

2.

 

3.

 

6. Какое определение власти точнее всего, по Вашему мнению, отражает суть власти?

а) "Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные сред­ства достигнуть в будущем некоего видимого блага" (Т. Гоббс);

б) Власть - не средство; она - цель. Власть состоит в том, чтобы причи­нять боль и унижать" (Дж. Оруэлл);

в) "Власть может быть определена как реализация намеченных целей" (Б. Рассел);

г) "Политическая власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подавления другого" (В. Ленин).

7. М. Дюверже сравнивал власть с двуликим Янусом: "Изображение дву­ликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это ин­струмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде в ущерб вторым, и с другой стороны, способ сохранять некоторый со­циальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда". Объясните, чем вызвана "двуликость" власти, как она выглядит на конкретных примерах.

8. Как Вы считаете, для всех ли индивидов характерно отождествление жизни с властью: "Жизнь для меня тождественна инстинкту роста, власти, на­коплению сил... если отсутствует воля к власти, существо деградирует" (Ф. Ницше).

9. Сравнивая, политические и экономические системы, Т. Парсонс отме­чал, что власть "занимает в анализе политических систем место, во многих от­ношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах". Как Вы это понимаете?

10. Конкретизируйте на схеме или таблице разные способы осуществле­ния власти: господство, насилие, руководство, управление, авторитет и т.д. и то, чем они вызваны. Какие способы осуществления власти эффективны, по Вашему мнению, в современной России.

Темы докладов и сообщений

1. Структурно-организационная концепция власти.

2. Классовая (марксистская) концепция власти.

3. Элитарная концепция власти.

4. Поведенческая (бихевиористская) концепция власти.

5. Проблемы власти в работе Н. Макиавелли "Государь".

6. Идея разделения властей в работах Ш.Л. Монтескье.

7. Разделение власти в современной России.

8. Идеологическое обеспечение власти.

9. М. Вебер о типах легитимности власти.

10.Власть и гражданское общество.

11. Особенности государственной власти.

12.Власть партий.

 

Тема 5. ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

1. Определите 3 признака, без которых невозможно представить институт государства.

2. Заполните таблицу: «Теории происхождения государства».

Название теории

Автор (ы)

Основные положения

Патриархальная

 

 

Теологическая

 

 

Органическая

 

 

Теория общественного договора

 

 

Теория насилия

 

 

Психологическая

 

 

Историко-материалистическая

 

 

3. Заполните таблицу «Функции государства»

Внутренние функции

Внешние функции

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

4. Дайте определение понятия по образцу:

Понятие

Точное содержание понятия

Сущность государства

 

Форма государства

 

Цель государства

 

Функции государства

 

Тип государства

 

5. Выпишите в нужный столбик по три основных признака монархии и республики:

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

1.

2.

3.

1.

2.

3.

6. Заполните таблицу "Отличия федерации от конфедерации".

Признак

Федерация

Конфедерация

Кем    принимаются    опреде­ляющие решения

 

 

Территория

 

 

Конституция

 

 

Гражданство

 

 

Субъект внешней политики

 

 

Степень самостоятельности административно-территориальных единиц

 

 

7. Почему в федеративных государствах необходима двухпалатная струк­тура парламента. Приведите примеры государств с подобной структурой.

8. Используя справочник "Страны мира" и конституции государств, опре­делите форму государства в следующих странах:

Название страны

Форма государственного правления

Форма государственного устройства

Форма государственного режима

Российская Федерация

 

 

 

США

 

 

 

Саудовская Аравия

 

 

 

Ирак

 

 

 

Иран

 

 

 

Норвегия

 

 

 

Нигерия

 

 

 

Италия

 

 

 

Бразилия

 

 

 

Австралия

 

 

 

КНР

 

 

 

Япония

 

 

 

Германия

 

 

 

Индия

 

 

 

9. Прокомментируйте следующие высказывания;

а) "Законы-якори государства" (Ф. Бэкон);

б) "Республиканская форма - это только простое отрицание монархии" (Ф. Энгельс);

в) "Законодательная власть - сердце государства, власть исполнительная - его мозг" (Ж.-Ж. Руссо);

г) "За спиной президента всегда стоят кое-какие люди, которых следовало бы поставить впереди его, чтобы он мог за ними присматривать" (К. Хаббард. американский писатель);

д) "Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает" (Ж. де Местр, французский политический мыслитель);

е) "Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия" (Вольтер);

ж) "Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад" (Н.А. Бердяев).

10. Постройте схему: "Государственное устройство Российской Федера­ции".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Органы власти

 

Федеральный уро­вень

 

Уровень субъектов федерации

Уровень местного самоуправления

 

Органы законода­тельной власти

 

 

 

Органы исполни­тельной власти

 

 

 

Органы судебной власти

 

 

 

11. Подберите по 5 государств в выделенные 3 группы государств.

Группы

Государства

1. Великие державы

 

2. Государства – региональные лидеры

 

3. Малые государства

 

12. Выпишите конституционные обязанности граждан Российской Федерации:

Наименование обязанности

Номер статьи в Конституции РФ

 

 

Тематика докладов и сообщений

1. Место государства в политико-правовой надстройке.

2. Теории происхождения государства.

3.  Признаки правового государства и пути его формирования.

4. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

5. Конституция как основной закон государства.

6.  Исторические формы устройства государственной власти.

7. Идея монархизма в современном мире.

8. Формы государственных режимов: содержание и тенденции развития в XXI в.

9. Социальное государство как новый тип государственности.

10. Российский парламент: состав, структура, полномочия, формы работы.

11.Глава государства, его место и роль в государственном управлении.

12.Формационный и цивилизационный подходы к определению типа государ­ства.

13.Основные характеристики переходного типа государства.

14.Особенности Российской Федерации в сравнении с другими федерациями.

15.Судебные органы и осуществление судебной власти в Российском государстве.

 

Тема 6. Политическая система

1. Заполните таблицу «Сравнительный анализ базовых типов политических систем»:

Критерии сравнения

Народная

Бюрократическая

Согласительная

Мобилизационная

2. Наполните таблицу «Типологизация политических систем Г. Алмонда» примерами стран:

Типы ПСО

Англо-американский

Европейско-континентальный

Доиндустриальный

Тоталитарный

Примеры

 

 

 

 

3. Охарактеризуйте основные черты базовых типов политической системы общества, сформулированные в классификации Ж. Блонделя и заполните таблицу:

«Типология ПСО Ж. Блонделя»

Типы ПСО

Либеральные демократии

Авторитарно-радикальные

Традиционные

Популистские

Авторитарно-консервативные

Признаки

 

 

 

 

 

4. Используя идею Аристотеля о «плохих» и «хороших» формах правления, охарактеризуйте авторитарный и плюралистический типы политических систем общества. Выделите сильные и слабые стороны каждого их указанных типов.

5. Опираясь на концепцию «открытого общества» К. Поппера, выделите особенности открытого и закрытого типов политических систем общества. Приведите исторические примеры реализации данных типов.

Тематика докладов, рефератов, сообщений

1. Системный подход Т. Парсонса к анализу политической системы общества.

2. Структурно-функциональный анализ политической системы Р. Мертона.

3. Эвристические возможности теории структурации Э. Гидденса для анализа политической системы.

4. Применение концепции социального изменения П. Штомпки для анализа политической системы.

5. Возможности использования синергетического подхода для анализа политической системы.

6. Модель политической системы Д. Истона.

7. Модель политической системы Г. Алмонда.

8. Модель политической системы К. Дойча.

9. Модель политического процесса М. Хеттиха.

10. Типология политических систем Ч. Эндрейна.

 

Тема 7. Гражданское общество как условие демократии

1. Опираясь на текст Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., перечислите гражданские права россиян. Подумайте, каким образом институты гражданского общества способны оказать влияние на развитие и защиту этих прав.

2. Выделите слабые и сильные стороны различных моделей взаимоотношений гражданского общества и государства:

Модели взаимоотношений гражданского общества и государства

Сильные стороны

Слабые стороны

Симметричная модель

 

 

Асимметричная модель (вариант – сильное государство)

 

 

Асимметричная модель (вариант – слабое государство)

 

 

3. Составьте схему, отражающую основные компоненты современного гражданского общества.

4. Напишите эссе (статью, отражающую Ваш авторский взгляд на проблему) по теме: «Гражданские права и гражданское общество в современной России».

5. Разработайте несколько (2 - 3) сценария развития гражданского общества после 2008 г. Сценарии должны отражать то, как изменяться при тех или иных условиях пределы взаимовлияния гражданского общества и государства, как трансформируется структура и функции гражданского общества, какой будет роль его политических институтов и т.д.

Тематика докладов, рефератов, сообщений:

1. Роль гражданского общества в процессе перехода к демократии.

2. Эволюция представлений о природе и сущности гражданского общества.

3. Становление гражданского общества: западный и восточный опыт.

4. Негражданское общество: причины возникновения и формы проявления в современном мире.

5. Институты социально-политического представительства в структуре гражданского общества.

6. Социокультурные и институциональные условия формирования гражданского общества.

7. Особенности становления гражданского общества на постсоветском пространстве: сравнительный анализ.

8. Гражданская культура в современной России: состояние, тенденции развития, перспективы.

9. Взаимовлияние государства и гражданского общества: анализ основных моделей.

10. Оптимизация условий развития гражданского общества в посткоммунистической России.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика