Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Политология |
27.12.2017, 15:54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ 1. Что изучают науки о политике? Заполните таблицу
2. Проанализируйте и покажите различия между содержанием таких категорий, как «политолог» и «политик». 3. Опираясь на словари и справочники, проанализируйте не менее пяти различных определений политики и на этой основе: а) выделите характерные черты рассматриваемого явления; б) установите его функциональные особенности (роль в жизни общества); в) разработайте самостоятельное определение политики и обоснуйте свою точку зрения; г) укажите, какое из анализируемых определений является наиболее широким (емким по своему содержанию), а какое – узким. 4. Составьте таблицу «Взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества»:
5. Выделите признаки политического общества (3 варианта ответа): а) невыделенность человека из природы, приспособление к окружающей среде; б) производящее хозяйство; в) общественный характер власти; г) формирование институтов публичной власти; д) присваивающее хозяйство; е) власть, регулирующая совпадающие интересы; ж) власть, регулирующая несовместимые интересы. 6.Заполните таблицу: Тематика докладов, рефератов, сообщений 1. Наука о политике и ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин 2. Основные парадигмы и школы политологии 3. Методология и методика политических исследований 4. Соотношение морали и политики в истории политической мысли 5. Становление и развитие политической мысли в России 6. Социальные группы как потенциальные субъекты политики. 7. Специфика отношения россиян к структурам гражданского общества. 8. Политические традиции в современном политическом процессе России. 9. Формирование политического сообщества в современной России: проблемы, тенденции, перспективы.
Тема 2. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1. Опираясь на словари и справочники, проанализируйте не менее десяти различных определений политики и на этой основе: а) выделите характерные черты рассматриваемого явления; б) установите его функциональные особенности (роль в жизни общества); в) разработайте самостоятельное определение политики и обоснуйте свою точку зрения: г) укажите, какое из исследуемых определений является наиболее широким (емким по своему содержанию), а какое - узким; д) объясните многообразие подходов к пониманию политики. 2. Постройте схему, отражающую структуру политической жизни общества, учитывая наличие в ней разных уровней (личностного, институционального и др.) и элементов (политические интересы, политические отношения и др.). 3. Назовите основные системообразующие признаки гражданского общества:
4. Опираясь на работы Григорьева Л., Малеевой Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации// Вопросы экономики. - 2001. - № 1; Здравомыслова Г.А. Российский средний класс - проблемы границ и численности// Социс. - 2001. - № 5; Петухова В.В. Политические ценности и поведение среднего класса// Социс. - 2000. - № 3, покажите влияние среднего класса на развитие политической сферы общества. 5. В политической жизни общества реализация интересов личности часто зависит не только от ее активной позиции, но и от способности сообща с другими индивидами воздействовать на власть (органы государственной власти, должностные лица). Роль посредников в отношениях между гражданами и государством выполняют политические партии, общественные объединения, профсоюзы и т.п. Приведите примеры субъектов и объектов политики федерального, регионального, местного уровней и наполните таблицу содержанием. 6. Используя главу II (Права и свободы человека и гражданина) Конституции РФ от 12 декабря 1993г., составьте перечень политических прав и обязанностей россиянина. Определите, какие факторы на современном этапе препятствуют, а какие создают позитивные предпосылки для реализации политико-правового статуса личности.
7. Что из нижеперечисленного считать субъектами политики?
8. К политической сфере общества относятся: а) политические институты; б) социальные отношения; в) религиозные организации; г) общественные настроения; д) политические партии и движения. 9. Проанализируйте понятие и основные формы политических отношений. Опираясь на опыт собственных наблюдений за политической жизнью России и других стран, приведите примеры: - политического соперничества; - политического сотрудничества; - отношений политической изоляции; - консенсуса; - компромисса. 10. Проанализируйте отрывок из произведения "Политика как призвание и профессия" М. Вебера (Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР. 2000. – С. 266-279) и раскройте следующие стороны политики: - политика как руководство государством; - политика и вождизм; - политика как источник дохода; - политика и чиновничество. Тематика докладов и сообщений 1. Многообразие подходов к пониманию политики. 2. Современные тенденции эволюции социальной структуры западных стран. 3. Развитие гражданского общества в дореволюционной России. 4. Литературные и художественные образы политики (на примере конкретных произведений). 5. Радикальные формы реализации политических интересов и методы противодействия им. 6. Личность и безликость в политике. 7. Молодежь (молодежные организации современной России) как субъект политики. 8. Средний класс: особенности влияния на политическую сферу общества. 9. Масса и толпа как субъекты политики.
Тема 3. История развития политической мысли 1. Выясните, как формировалось политическое знание в государствах древнего мира. Обратите внимание: а) на закономерности политического управления, содержащиеся в высказываниях Конфуция; б) на политическую доктрину, описанную в древнеиндийском трактате «Артхашастра»; в) на учение о государстве, праве и политике древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. 2. Используя учебную литературу, определите, какие теоретические представления о политике содержатся в христианском вероучении и в исламе. Сравните их. 3. В эпоху нового времени доминировала модель юридического истолкования политических явлений, которая прошла три этапа своего развития: а) этап естественно-правовых теорий (XVII-XVIII вв.); б) этап либерализма (XVIII-XIX вв.); в) этап позитивизма (XIX в.) Объясните смысл концепции естественного права, которая господствовала в рамках первого этапа. 4. Проведите периодизацию отечественной политической мысли и дайте кратную характеристику каждого периода. Выделите яркие имена и выдающиеся произведения, внесшие вклад в мировую политическую мысль. 5. Составьте таблицу «Современные политические теории» по образцу:
6. Сравните Американскую и Европейскую школы политологии по основаниям: - ведущие темы исследований; - используемые методы; - характер и направленность исследований. ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ 1. Теория политики и история политических учений: вопросы взаимодействия. 2. Истоки политической мысли: патриархальная теория. 3. Учение о политике Н. Макиавелли. 4. Теория естественного права и гражданско-правовая концепция Т. Гоббса и Дж. Локка. 5. Договорная теория происхождения государства Ж.-Ж. Руссо. 6. Политические взгляды отцов-основателей США. 7. Политическая доктрина марксизма. 8. Западники и славянофилы: их место и роль в общественно-политической мысли России. 9. Основные направления русской политической мысли: консерватизм, либерализм, радикализм. 10. Политико-правовая идеология русского народничества. 11. Этапы развития политической науки. 12. Неолиберализм, неоконсерватизм, социал-реформизм – основные политические теории современности. 13. Англо-американская политологическая школа. 14. Французская школа политической науки. 15. Взгляды отечественных политологов на современную трансформацию общества и мира.
Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 1. Каково соотношение понятий "власть" и "политика" при рассмотрении сфер общественной жизни: Экономической – Социальной – Политической – Духовной – 2. В чем состоит общее и отличительное власти политической и власти государственной. 3. Согласны ли Вы с высказыванием И. Ильина, что «нормальная власть» «всегда вынуждена полагаться на правосознание граждан, на их собственный разум и на их собственную волю»? 4. В.В. Шульгин, один из видных дореволюционных политических деятелей России, возвратившись в страну и отбыв десятилетнее заключение в советских тюрьмах, в своей книге-исповеди «Опыт Ленина» (1958 г.) писал: «Из своего тюремного опыта я вынес заключение, что «воры» (так бандиты сами себя называют) – это партия не партия, но некий организованный союз или даже сословие… Существование этой силы, враждебной всякой власти и всякому созиданию, для меня, несомненно… Мне кажется, что где дрогнет при каких-нибудь обстоятельствах аппарат принуждения, там сейчас же жизнью овладеют бандиты. И можно себе представить, что наделают эти объединенные воры, пока честные объединятся». Проанализируйте эти слова и сделайте вывод, с чем вы согласны или не согласны в этом высказывании. 5. Используя положение М. Вебера о типах легитимности власти, заполните таблицу:
6. Какое определение власти точнее всего, по Вашему мнению, отражает суть власти? а) "Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага" (Т. Гоббс); б) Власть - не средство; она - цель. Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать" (Дж. Оруэлл); в) "Власть может быть определена как реализация намеченных целей" (Б. Рассел); г) "Политическая власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подавления другого" (В. Ленин). 7. М. Дюверже сравнивал власть с двуликим Янусом: "Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде в ущерб вторым, и с другой стороны, способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда". Объясните, чем вызвана "двуликость" власти, как она выглядит на конкретных примерах. 8. Как Вы считаете, для всех ли индивидов характерно отождествление жизни с властью: "Жизнь для меня тождественна инстинкту роста, власти, накоплению сил... если отсутствует воля к власти, существо деградирует" (Ф. Ницше). 9. Сравнивая, политические и экономические системы, Т. Парсонс отмечал, что власть "занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах". Как Вы это понимаете? 10. Конкретизируйте на схеме или таблице разные способы осуществления власти: господство, насилие, руководство, управление, авторитет и т.д. и то, чем они вызваны. Какие способы осуществления власти эффективны, по Вашему мнению, в современной России. Темы докладов и сообщений 1. Структурно-организационная концепция власти. 2. Классовая (марксистская) концепция власти. 3. Элитарная концепция власти. 4. Поведенческая (бихевиористская) концепция власти. 5. Проблемы власти в работе Н. Макиавелли "Государь". 6. Идея разделения властей в работах Ш.Л. Монтескье. 7. Разделение власти в современной России. 8. Идеологическое обеспечение власти. 9. М. Вебер о типах легитимности власти. 10.Власть и гражданское общество. 11. Особенности государственной власти. 12.Власть партий.
Тема 5. ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 1. Определите 3 признака, без которых невозможно представить институт государства. 2. Заполните таблицу: «Теории происхождения государства».
3. Заполните таблицу «Функции государства»
4. Дайте определение понятия по образцу:
5. Выпишите в нужный столбик по три основных признака монархии и республики:
6. Заполните таблицу "Отличия федерации от конфедерации".
7. Почему в федеративных государствах необходима двухпалатная структура парламента. Приведите примеры государств с подобной структурой. 8. Используя справочник "Страны мира" и конституции государств, определите форму государства в следующих странах:
9. Прокомментируйте следующие высказывания; а) "Законы-якори государства" (Ф. Бэкон); б) "Республиканская форма - это только простое отрицание монархии" (Ф. Энгельс); в) "Законодательная власть - сердце государства, власть исполнительная - его мозг" (Ж.-Ж. Руссо); г) "За спиной президента всегда стоят кое-какие люди, которых следовало бы поставить впереди его, чтобы он мог за ними присматривать" (К. Хаббард. американский писатель); д) "Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает" (Ж. де Местр, французский политический мыслитель); е) "Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия" (Вольтер); ж) "Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад" (Н.А. Бердяев). 10. Постройте схему: "Государственное устройство Российской Федерации". РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
11. Подберите по 5 государств в выделенные 3 группы государств.
12. Выпишите конституционные обязанности граждан Российской Федерации:
Тематика докладов и сообщений 1. Место государства в политико-правовой надстройке. 2. Теории происхождения государства. 3. Признаки правового государства и пути его формирования. 4. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. 5. Конституция как основной закон государства. 6. Исторические формы устройства государственной власти. 7. Идея монархизма в современном мире. 8. Формы государственных режимов: содержание и тенденции развития в XXI в. 9. Социальное государство как новый тип государственности. 10. Российский парламент: состав, структура, полномочия, формы работы. 11.Глава государства, его место и роль в государственном управлении. 12.Формационный и цивилизационный подходы к определению типа государства. 13.Основные характеристики переходного типа государства. 14.Особенности Российской Федерации в сравнении с другими федерациями. 15.Судебные органы и осуществление судебной власти в Российском государстве.
Тема 6. Политическая система 1. Заполните таблицу «Сравнительный анализ базовых типов политических систем»:
2. Наполните таблицу «Типологизация политических систем Г. Алмонда» примерами стран:
3. Охарактеризуйте основные черты базовых типов политической системы общества, сформулированные в классификации Ж. Блонделя и заполните таблицу: «Типология ПСО Ж. Блонделя»
4. Используя идею Аристотеля о «плохих» и «хороших» формах правления, охарактеризуйте авторитарный и плюралистический типы политических систем общества. Выделите сильные и слабые стороны каждого их указанных типов. 5. Опираясь на концепцию «открытого общества» К. Поппера, выделите особенности открытого и закрытого типов политических систем общества. Приведите исторические примеры реализации данных типов. Тематика докладов, рефератов, сообщений 1. Системный подход Т. Парсонса к анализу политической системы общества. 2. Структурно-функциональный анализ политической системы Р. Мертона. 3. Эвристические возможности теории структурации Э. Гидденса для анализа политической системы. 4. Применение концепции социального изменения П. Штомпки для анализа политической системы. 5. Возможности использования синергетического подхода для анализа политической системы. 6. Модель политической системы Д. Истона. 7. Модель политической системы Г. Алмонда. 8. Модель политической системы К. Дойча. 9. Модель политического процесса М. Хеттиха. 10. Типология политических систем Ч. Эндрейна.
Тема 7. Гражданское общество как условие демократии 1. Опираясь на текст Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., перечислите гражданские права россиян. Подумайте, каким образом институты гражданского общества способны оказать влияние на развитие и защиту этих прав. 2. Выделите слабые и сильные стороны различных моделей взаимоотношений гражданского общества и государства:
3. Составьте схему, отражающую основные компоненты современного гражданского общества. 4. Напишите эссе (статью, отражающую Ваш авторский взгляд на проблему) по теме: «Гражданские права и гражданское общество в современной России». 5. Разработайте несколько (2 - 3) сценария развития гражданского общества после 2008 г. Сценарии должны отражать то, как изменяться при тех или иных условиях пределы взаимовлияния гражданского общества и государства, как трансформируется структура и функции гражданского общества, какой будет роль его политических институтов и т.д. Тематика докладов, рефератов, сообщений: 1. Роль гражданского общества в процессе перехода к демократии. 2. Эволюция представлений о природе и сущности гражданского общества. 3. Становление гражданского общества: западный и восточный опыт. 4. Негражданское общество: причины возникновения и формы проявления в современном мире. 5. Институты социально-политического представительства в структуре гражданского общества. 6. Социокультурные и институциональные условия формирования гражданского общества. 7. Особенности становления гражданского общества на постсоветском пространстве: сравнительный анализ. 8. Гражданская культура в современной России: состояние, тенденции развития, перспективы. 9. Взаимовлияние государства и гражданского общества: анализ основных моделей. 10. Оптимизация условий развития гражданского общества в посткоммунистической России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||