Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
22.09.2014, 13:23 | |
Контрольная работа имеет следующую структуру: титульный лист, теоретическая часть, практическая часть, список используемой литературы. На титульном листе (им может быть обложка тетради) указываются фамилия и инициалы студента, шифр студенческого билета, домашний адрес. Теоретическая часть работы – это развернутое письменное изложение выбранной темы на основе изученной основной и дополнительной литературы. Содержание темы излагается своими словами, страницы работы нумеруются, цитаты оформляются кавычками, а источник цитирования указывается в сноске. Практическая часть контрольной работы – это выполнение практического задания, решение прикладной задачи применительно к выбранной теме курса. Задание выполняется после изложения теоретической части темы. Выполняя задание, необходимо дать развернутый и аргументированный ответ. Если к теме дано два и более заданий, то студент по собственному желанию выбирает одно из них. Список литературы дается в конце контрольной работы. Используемые источники указываются в алфавитном порядке с полными выходными данными: автор (Ф.И.О.), название книги или статьи, город, год издания; если цитируется статья в журнале, то указывается фамилия автора и название статьи, название журнала, год, номер. Тематика контрольных заданий (теоретическая часть) и варианты практических заданий перечислены в конце каждой темы лекции. Студент самостоятельно выбирает одну тему контрольной работы и один вариант практического задания. По каждой теме рекомендуется список дополнительной литературы. Наряду с этим предлагается общий список учебной литературы, который можно использовать при написании контрольных работ по различным темам курса (см. с. 17). Тема 1. Психология и педагогика как науки. Методы психологии и педагогики Темы контрольных работ 1. Основные научные течения и школы в современной психологии (одна-две по выбору). 2. Новаторские идеи в современной педагогике. Практические задания 1. Допустим, вам хочется, чтобы ваша знакомая молодая женщина надела на вечеринку красное платье, которое ей очень идет. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма. А. Поговорили бы с ней о красном цвете вообще. Б. Сделали бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красное платье. В. Указали бы ей на ее подсознательное желание носить красное. Г. Обсудили бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемые им ассоциации. Выберите один правильный вариант ответа с позиций бихевиоризма. Подробно обоснуйте свой выбор. 2. К какому научному направлению принадлежат психологи, больше всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию? А. Бихевиоризму. Б. Психоанализу. В. Когнитивной психологии. Г. Гуманистической психологии. Выберите один правильный вариант ответа. Аргументируйте свой выбор. 3. Какому аспекту прежде всего уделил бы внимание психолог – сторонник гуманистический теории? А. Свободе выбора. Б. Неосознаваемым побуждениям. В. Способам поощрения. Г. Организации психики. Выберите один правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Тема 2. Психика. Сознание. Бессознательное Темы контрольных работ 1. Сновидения и методы их анализа. 2. Психологические аспекты алкогольной (или наркотической) зависимости. Практические задания 1. Существует ли психика у червей, моллюсков, пчел? Испытывают ли они боль? Обоснуйте свой ответ. 2. Обладают ли собаки сознанием? Аргументируйте свой ответ. 3. Опишите и проанализируйте два случая поведения (вашего или других людей), в которых проявилось действие защитных механизмов личности. 4. Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).
Тема 3. Ощущения и восприятие. Внимание Темы контрольных работ 1. Роль восприятия в межличностном общении. 2. Роль восприятия в рекламе. 3. Методы формирования и тренинги внимания. Практические задания 1. Предположим, вы руководите избирательной компанией одного из кандидатов в мэры города, а ваш кандидат – женщина, которую горожане мало знают. Ваша главная цель на данном этапе – привлечь внимание избирателей к вашему кандидату. Выберите из приведенных ниже вариантов действий наиболее предпочтительные и объясните причины своего выбора. А. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше выступить по местному телевидению с короткой агитационной речью: 1) в музыкальной программе; 2) в ток-шоу. Б. Рекламу в городской газете лучше: 1) разместить в трех местах небольшими кусками; 2) дать одним объявлением на целую полосу. 2. Психолог провел следующий опыт: он предупредил группу испытуемых, что им будет предложено несколько слов, относящихся к области кораблестроения. Затем им были продиктованы звукосочетания: парс, палубь, пелистан. Испытуемые интерпретировали их как парус, палуба, пристань. Затем те же звукосочетания были предложены другой группе используемых на этот раз им сказали, что слова будут связаны с животным миром. А. Как, по вашему мнению, испытуемые интерпретировали звукосочетания на этот раз? Обоснуйте свое предположение (можете сами провести такой опыт с друзьями и описать его результаты). Парс____________________________________________________________ Палубь __________________________________________________________ Пелистан________________________________________________________ Б. Почему испытуемые из разных групп по-разному реагировали на одни и те же слова? Обоснуйте ответ.
Тема 4. Память. Мышление. Воображение Темы контрольных работ 1. Мнемотехника – искусство запоминания. 2. Воображение и способы его развития. 3. Способы формирования творческого мышления. Практические задания 1. Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примера сенсорной, кратковременной или долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор. А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке. Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка. В. Пожилой человек вспоминает свое детство. Г. Официант в ресторане «Макдональдс» принимает заказ на три гамбургера, две порции картофеля-фри, пять молочных коктейлей. 2. На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия. Разделите слова на три группы для лучшего запоминания их правописания учениками. Обоснуйте свое решение. 3. Сгруппируйте приведенные ниже слова. Назовите и объясните критерии проведенной вами классификации. Молекула воды. Медуза. Ткацкий станок. Экипаж самолета. Робототехнический комплекс. Дождевой червь. Атом водорода. Паскаль (язык программирования). Администрация факультета. Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой кружок. План местности. Иллюстрация к книге. Чертеж. Слой озона в атмосфере. Математическая формула.
Тема 5. Эмоции. Чувства. Стресс Темы контрольных работ 1. Эмоциональный мир человека: любовь, гнев, зависть, одиночество (выберите одно из эмоциональных проявлений). 2. Стресс: способы профилактики и преодоления. Практические задания 1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться. А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ. Б. Каким на ваш взгляд должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ. 2. Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегией он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор. А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит. Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.
Тема 6. Понятие личности в психологии. Темперамент. Характер Темы контрольных работ 1. «Любить себя» – что это значит? 2. Взаимосвязь самопознания и самовоспитания. 3. Феномен социальной зрелости личности. Практические задания 1. В гуманистической модели личности выделяют «реальное Я» и «идеальное Я». Уровень их совпадения или несовпадения свидетельствует о высокой или низкой самооценке. Используя данную информацию, выполните следующее задание. Два студента получили низкую оценку на экзамене. Один из них имел высокий уровень самооценки, другой – низкий. Опишите и проанализируйте причины дальнейших действий каждого из студентов. Предварительно дайте определение понятиям «реальное Я» и «идеальное Я». 2. А.Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные» и «ростовые». А всего, по А.Маслоу, существует пять уровней потребностей (мотивации): 1) физиологические; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в принадлежности; 4) потребность в признании; 5) потребность в самореализации. А. Потребности каких уровней относятся к дефицитарным и почему? Дайте определение дефицитарных и ростовых потребностей. Б. Какой уровень потребностей доминирует у человека, создающего семью? Обоснуйте свой ответ. 3. Как ответили бы на вопрос «Почему одни люди агрессивнее, чем другие?» представители разных теорий: психодинамической теории личности (З.Фрейд) и когнитивной теории личности (Дж.Келли)? Обоснуйте ответ. 4. Как вы думаете, можно ли назвать один тип темперамента оптимальный для эффективной деятельности руководителя? Обоснуйте ответ. 5. Назовите «сильные» и «слабые» стороны каждого типа темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) с точки зрения руководящей деятельности. Обоснуйте свое мнение.
Тема 7. Практические аспекты педагогики. Психология процессов обучения и воспитания Темы контрольных работ 1. Средства и методы педагогического воздействия на личность: традиционные и новаторские. 2. Обучение и нравственность. 3. Что важно: воспитание или самовоспитание? Практические задания 1. Ученик не выполняет требования учителя (опаздывает на уроки, не делает домашнее задание, грубит). Проанализируйте возможные причины подобных действий и способы их решения. 2. Перед вами стоит задача – научить дошкольника читать. Какие способы и методы обучения вы будете использовать и почему?
Тема 8. Психология и педагогика семейных отношений Темы контрольных работ 1. Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство. 2. Психология полового воспитания. 3. Семейные конфликты. Практические задания 1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.). Проанализируйте возможные причины и перечислите способы решения данной проблемы. 2. Как заставить ребенка выучить таблицу умножения? Платить ему за каждую выученную колонку? Простимулировать другим образом? Дайте развернутый обоснованный ответ. 3. Маленький ребенок капризничает, не слушается родителей (например, требует купить ему очень дорогую игрушку и т.п.). Какими мотивами можно объяснить его поведение? Как следует реагировать родителям (назовите несколько оптимальных вариантов и их последствий)? Дайте развернутый ответ. 4. Студент: «Мам, дай, пожалуйста, денег на дискотеку». Варианты ответов: А. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. Б. Ты знаешь, где у нас лежат деньги. Возьми чуть больше, если захочешь что-нибудь купить или кого-то угостить. В. Ты же вчера у меня из сумочки взял деньги. Нет? А кто же тогда? Д. Мы в ваши годы не по дискотекам ходили, а учились и работали, а вы…. Выберите правильный ответ. Как должна поступить мать? Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Как бы вы поступили на месте матери и почему? | |