Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
28.09.2016, 14:04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к выполнению контрольной работы Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части на основе изученной научной литературы излагается ответ на предложенный в варианте вопрос. Освещение предлагаемых в контрольной работе вопросов предполагает интегрированный подход в подборе материала из научной педагогики и психологии. Выполнение теоретической части контрольной работы предполагает изложение теоретического материала данной в варианте темы с использованием нескольких источников, и должен составлять не более 10‑12 стр. Вопрос может считаться раскрытым, если дается научное толкование рассматриваемых научных понятий (при этом приветствуется приведение различных точек зрения, известных современной науке), если они даются в соотнесении с конкретными педагогическими ситуациями проявления психологии личности (здесь могут быть приведены примеры из личного опыта профессиональной деятельности автора работы, если таковой имеется). Ссылка на авторов исследований, на которые полагается автор, обязательна. Автор работы вправе давать обоснованную собственную оценку рассматриваемым явлениям применительно к реальным психолого-педагогическим проявлениям. Примерное содержание необходимого для изложения материала дается после каждой сформулированной темы. Практическая часть содержит две задачи, решение которых требует умения экстраполировать полученные теоретические знания в практику психолого-педагогического общения и взаимодействия. Выполнение данной части контрольной работы предполагает анализ и решение психологической задачи, то есть представление обоснованного, аргументированного ответа на вопрос(ы) задачи. Первая задача – психологическая, вторая – психолого-педагогическая. Решение обеих задач предполагает обращения к сведениям, полученным из научной и учебной литературы, решение второй задачи требует анализа ситуации и обращения к опыту психолого-педагогического взаимодействия. При выполнении этой части работы следует опираться на теоретический материал, изученный в рамках темы, которая затронута в задаче. Она, как правило, соотносится с проблематикой, рассматриваемой в теоретической части работы. Текст каждой задачи необходимо внести в контрольную работу и после этого дать развернутый ответ на вопросы. Предусмотрено 15 вариантов выполнения первой и второй части контрольной работы, обладающих равным уровнем сложности и трудоемкости. Номер варианта определяется по первой букве фамилии студента. Выбор варианта осуществляется согласно приведенной ниже таблице 1. Таблица 1 – Варианты заданий.
При выполнении контрольной работы необходимо использовать источники, указанные в списке литературы. Их можно найти в библиотеке Университета (электронный каталог: http://library.sutd.ru), в сети Интернет в свободном доступе и в информационно-библиотечной системе IPRbooks (индивидуальный Логин и пароль можно получить, направив запрос на электронную почту inform@sutd.ru).
Содержание вопросов контрольной работы Вариант 1 Теоретическая часть Тема: «Становление психологического и педагогического научного знания». Этапы становления психологии как науки. Этапы становления педагогики как науки. Основные источники научного психолого-педагогического знания. Определение предмета изучения психологии. Определение предмета изучения педагогики. Взаимосвязь двух наук. Их место в системе наук. Практическая часть Психологическая задача 1 Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения. Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения. Психологическая задача 2 У старшеклассника Антона Наводеева умер отец. Антон не выучил урока по истории. Учитель истории по прозвищу Гри-Гри, не зная этого, сделал ученику замечание, оскорбившее самолюбивого юношу. « - Наводеев, представляешь ли ты, как ничтожен и жалок бездельник? - Вы меня оскорбляете. - Не оскорбляю, а констатирую факт – пробездельничал, сам себя наказал, стоишь истуканом на посмешище классу. Антон задыхается от гнева. Слова учителя стегнули его. - Не издевайтесь! – крикнул Антон. Он потерял над собой контроль. У него прыгали зубы. - Наводеев, получишь за поведение кол, - грозит учитель. - Хоть десять! – дерзко ответил Антон, чувствуя, что падает в пропасть и не может удержаться. И даже тогда, когда учитель узнает о смерти отца Антона, разговор ведется в том же ключе. Учитель побелел от гнева, забыл, что он педагог, а перед ним ученик. - Наглец. Даже смерть отца тебя не исправит. - От наглеца слышу! – ненавидя учителя, крикнул Антон. Кажется, он оглох, такая жуткая наступила в классе тишина …» Антон оставил школу. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Какой совет вы дали бы учителю, чтобы разрешить конфликт?
Вариант 2 Теоретическая часть Тема: «Развитие психики ребенка в процессе школьного обучения». Понятие психики и психического развития. Стадии развития психики ребенка и особенности психических проявлений на разных стадиях (более подробно следует остановиться на стадиях, соответствующих школьному возрасту). Школьное обучение как фактор развития психики. Развитие интеллекта, личностных и социальных качеств под влиянием процесса школьного обучения. Практическая часть Психологическая задача 1 В медицинской практике иногда считают, что если человек рассказывает о своих болезненных ощущениях, то перед врачом раскрываются его субъективные переживания (субъективные данные), а если исследуют соматическое состояние больного, то раскрывается объективная картина его болезни (объективные данные). В чем неправильность такого противопоставления? Психологическая задача 2 «Дмитрий Ш. отличается атлетическим сложением, завидным здоровьм и приятной внешностью. Он всегда очень опрятно и со вкусом одет, в начищенной до блеска обуви, с модной стрижкой. Дима – непременный участник всех волейбольных соревнований, включен в сборную команду республики. В эту школу-интернат он поступил год назад. Дима хорошо схватывает новый материал, обладает цепкой памятью и вообще имеет хорошие способности, особенно к гуманитарным дисциплинам, однако отношение к учению несерьезное, граничащее с легкомыслием. Все планы на будущее у него связаны со спортом, и он считает, что если чего-либо недоучил, то благодаря спортивным заслугам в институт он так или иначе попадет. Дима - веселый, общительный юноша, старающийся держаться ближе к коллективу. (…) Дима систематически списывает и домашние задания, и контрольные работы. Причем он ухитряется иногда получить оценку лучшую, чем тот, у кого он списал, так как делает это очень виртуозно, и у учителей даже создается мнение, что это чуть ли не у него списали. (…) Дима твердо убежден: «Захочу – выучу и будет лучше, чем у всех» (правда, это желание у него появляется крайне редко), а пока он занимается ниже своих возможностей, хотя двоек и не имеет». Определите отношение одноклассников к Дмитрию Ш. Выделите черты юноши, которые порождают такое отношение к нему. Какое, по вашему мнению, положение занимает школьник в классном коллективе?
Вариант 3 Теоретическая часть Тема: «Влияние семейного воспитания на формирование Я-образа ребенка». Понятие семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Роль семьи в развитии психики ребенка. «Я-образ» как обобщенное представление человека о себе. Компоненты «Я-образа». Самооценка и ее адекватность. Семья как фактор формирования Я-образа ребенка. Практическая часть Психологическая задача 1 Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Первая: личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния. Вторая: личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой. Третья: личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности. Какую из указанных точек зрения следует считать правильной? Докажите, почему при диагностике развития личности следует учитывать биологические (природные) предпосылки и общественную сторону (социальные условия) бытия личности. Психологическая задача 2 Выделите основные этапы в решении педагогической задачи. 2. Обозначьте каждый этап соответствующим психологическим понятием. Студентка-практикантка В.К. вначале не знала, какие приемы педагогического воздействия применить к Коле, который нарушал дисциплину в VII классе. Она начала присматриваться к мальчику. От классной руководительницы студентка узнала, что он слабый ученик (особенно ему не дается геометрия и физика). Стало известно, что по семейным обстоятельствам Коле некогда готовиться к урокам. Обнаружилось, что он живет далеко от школы. Мальчику мешали заниматься и плохие отношения между родителями, и чрезмерная загруженность домашними делами. В школе мало интересовались жизнью мальчика во внеурочное время. Он часто слышал одно: «плохой, неисправимый». Это еще больше озлобляло Колю. Студентка-практикантка, узнав все обстоятельства, приходит к выводу, что Коля нуждается в ласковом отцовском слове, в проявлении доброты к нему. Она решила строить свой подход к мальчику на понимании его душевного состояния и проявить к нему внимание, доброту и заботу. Девушка часто подходила к нему и, как бы не замечая его озорства, старалась обращаться с ним ласковее. Для привлечения его внимания студентка готовила к уроку что-то новое, интересное. Мальчику помогли заниматься по физике и геометрии. Узнав, что Коля хорошо рисует, она попросила его помочь выпустить стенгазету. Мальчик стал вести себя лучше. На уроках сидел тихо. Внимательно слушал объяснения. Повысилась его успеваемость.
Вариант 4 Теоретическая часть Тема: «Развитие ощущения и восприятия ребенка в процессе школьного обучения». Понятие об ощущении, о восприятии как о познавательных процессах. Типы ощущения и типы восприятия. Развитие данных познавательных процессов в школьном возрасте. Применение наглядных методов в процессе школьного обучения. Практическая часть. Психологическая задача 1 Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные – черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый, «У» - самый темный. А. Ахматова вспоминает: «А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос». В рецензии на пение Изабель Обре газета «Смена» от 11.01.86г. писала: «У нее красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов …» «У моего друга такой желтый, рассыпчатый голос», – заявление мнемониста Шерешевского. О какой закономерности ощущений свидетельствуют приведенные факты? Психологическая задача 2 В приведенной характеристике определите, от каких отношений личности зависят черты характера. По каким признакам это можно определить? Слава В., 11 лет. Мальчик хорошо учится, много читает, интересуется общественно-политическими событиями, всегда опрятен, в полном порядке содержит свое личное хозяйство. Но Слава очень упрям. У него резко проявляются черты эгоизма и себялюбия. Он не считается с мнением коллектива, отдельных одноклассников, а часто с мнением и указаниями учителей. Слава нередко совершает безобразные проделки, а когда попадается с поличным, не сознается в них, отпирается. Слава не любит труд на общую пользу. Если и принимает иногда участие в делах класса, то только после уговоров со стороны детей или замечаний учителя, кроме того, обязательно подсчитает: «А другие-то разве больше сделали?» Не любит дежурить по классу и школе.
Вариант 5 Теоретическая часть Тема: « Применение приемов запоминания, сохранения и воспроизведения информации в процессе обучения и самообучения». Понятие о памяти как о познавательном процессе, ее видах. Факторы, влияющие на процессы запоминания и забывания. Роль памяти в процессе обучения. Приемы, используемые для запоминания, сохранения и воспроизведения информации, их эффективность. Практическая часть Психологическая задача 1. Исследователи изучали запоминание у учеников XI класса. В одном случае текст просто читали три раза подряд, в другом - испытуемые знакомились с планом текста, а сам текст читали один раз, в третьем – после однократного чтения просили учащихся составить план. Во всех случаях перед испытуемым не ставили специальной задачи запомнить текст. Результаты запоминания представлены в процентах: 72, 58, 70. К каким способам запоминания относятся эти данные? Дайте обоснование ответа. Психологическая задача 2 Идет урок природоведения. Коля С. Отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля занят уже не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает. - Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали… Опять недоучил! … Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответ Иры? Некоторые – да. А остальные? Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. Другие тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему уроку. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствуют. Ира допускает ошибки, но нет желающих ее поправить. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа. Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случае. Есть ли между этими ситуациями что-нибудь общее? Какие особенности проявления внимания (и невнимательности) здесь можно отметить? Чем они могут быть вызваны? Какими приемами может воспользоваться учитель для правильной организации внимания учеников в той и другой ситуации?
Вариант 6 Теоретическая часть Тема: «Развитие творческого воображения школьника» Понятие о воображении как психическом познавательном процессе. Виды воображения, характеристика творческого воображения. Способы развития творческого воображения школьника. Необходимость учета индивидуальных особенностей учащегося в процессе развития творчества. Практическая часть Психологическая задача 1 Русский историк М.С.Соловьев, обсуждая введение Петром Великим новых образцов одежды, пишет: «Одеждой человек дополняет свое существо, потребностью одежды отличается от других животных и тем прямо указывает на отношение одежды к высшей, чисто человеческой стороне своей природы; в одежду человек кладет свою мысль, в одежде отражается его внутренний, духовный строй. Говорят, человек, погруженный во внутренний, духовный мир свой, занятый преимущественно его интересами, мало заботится об одежде, которая и тут не теряет своего значения; одежда выразит и ненравственное побуждение человека в пренебрежении ею, как было замечено об одном древнем философе, что через прорехи его неряшливой одежды виднеется его тщеславие: таким образом, одежда, назначенная для прикрытия тела, обнажает сокровенное духа». Согласны ли вы с этими рассуждениями? Если нет, докажите свою точку зрения. Какой социально-психологический смысл заложен в народной пословице: Встречают по одежке – провожают по уму»? Подтверждается ли эта пословица в наши дни? Психологическая задача 2 Определите, какие свойства структуры характера (сила-слабость, устойчивость-чрезмерная пластичность, то есть ситуативность, целостность-противоречивость) наиболее ярко проявляются в приведенных характеристиках. По каким признакам можно это установить? 1. Сергей Г., 17 лет. Легко поддается различному влиянию. Интересы его слабы и неустойчивы. Когда-то интересовался техникой, потом пристрастился к шахматам, последние годы играет в школьном оркестре на домбре. Учится посредственно. За общественную работу берется охотно, но выполняет небрежно. Перед малейшими трудностями отступает. 2. Миша С., 8 лет. Очень хитрый мальчик, старается обмануть товарищей по игре, и это ему часто удается. В коллективе Мишу не любят за хитрость, драчливость, ябедничество. Он старается всю вину переложить на других. Мальчик лжив, лицемерен, радуется неудачам товарищей, часто проказничает, но вовремя увиливает от разоблачения, и тогда вся вина падает на других учащихся. Он остается этим доволен. Но вместе с тем Миша добр, быстро забывает обиду. 3. Саша У., 18 лет. Для него характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, настойчивости. Он не может критиковать товарищей и быть требовательным, даже если видит недостатки и не боится критикуемого. У него слабо развиты целеустремленность и работоспособность, а его активность больше всего проявляется в разговорчивости, смешливости. Учится Саша удовлетворительно. Он не отличается трудолюбием; чувство ответственности, самокритичности и требовательности к себе развиты слабо.
Вариант 7 Теоретическая часть Тема: Факторы развития мышления и интеллекта. Понятие о мышлении как высшей психической функции. Виды, формы мышления (коротко). Мыслительные операции. Понятие об интеллекте. Возможности развития мышления и интеллекта: средовые факторы. Практическая часть Психологическая задача 1 Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач? А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик». Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти». В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д. Психологическая задача 2. Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит учителю. С помощью своих вопросов он побуждает детей выполнять различные мыслительные операции. Приведите примеры вопросов, которые побуждают к анализу, сравнению, обобщению, классификации явлений или предметов, конкретизации общих положений.
Вариант 8 Теоретическая часть Тема: Воспитание высших чувств человека и их проявление. Эмоциональная сфера личности. Понятие о чувствах и эмоциях, их характеристики. Понятие о высших чувствах – нравственных, интеллектуальных эстетических, их проявление в поведении. Факторы формирования высших чувств у человека, их воспитание в социальных группах. Практическая часть Психологическая задача 1 «Я не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе». (По Н.Д.Левитову) Какое явление эмоционально-чувственной сферы здесь проявилось? Как оно называется? Психологическая задача 2 Какие особенности чувств – сила, глубина, устойчивость и др. – проявляются в приведенных примерах? А. Коля М. – ученик VIII класса. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Дома долго не мог успокоиться … Б. Сережа Т. – ученик VI класса. Получив двойку, готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. В. Аида Н. – ученица VIII. Ее трудно развеселить, или расстроить, или рассердить. Когда все в классе громко смеются, она молчит. После большой неприятности, узнав, что будет оставлена на второй год, продолжает спокойно работать. (По А.И.Ильиной.) Г. Один из учеников класса – Юра М. – совершил серьезный проступок. Созвали собрание. Ребята выступали чрезвычайно резко и осуждающе. Кто-то даже сказал: «Ты позоришь наш класс». Юра встал, постоял минуту и выбежал из кабинета, оставив на парте книгу и шапку. Вечером, когда учительница зашла к нему домой, Юра лежал в кровати и плакал.
Вариант 9 Теоретическая часть Тема: Проявление особенностей темперамента человека в профессиональной деятельности. Понятие о темпераменте, природная основа темперамента. Виды темперамента, характеристики. Влияние темперамента на осуществление профессиональной деятельности. Необходимость учета типа темперамента в профессиональной деятельности. Понятие о стиле деятельности. Практическая часть Психологическая задача 1 В характеристике личности выделите проявление черт характера и свойств темперамента. Дайте обоснование своего ответа. Ира Н., 8 лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойкие, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленточки, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активная, но если ей в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной. Психологическая задача 2 Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания учащихся на уроке: А) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени; Б) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях; В) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; Г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; Д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал; Е) использование определенных установок и психических состояний; Ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
Вариант 10 Теоретическая часть Тема: Основные тенденции современного образования. Понятие об образовательной системе и образовательном процессе. Взаимосвязь образования с другими социальными институтами, факторы развития образования (коротко). Характеристика основных тенденций развития образования в России и за рубежом. Их влияние на развитие личности (коротко). Практическая часть Психологическая задача 1 Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, у тех, кого мы считали как будто бы посредственностью, в определенных условиях проявляются незаурядные качества, о которых мы не подозревали. Чем можно объяснить подобное проявление личности? Психологическая задача 2 Родители хотят видеть своего ребенка счастливым и делают для этого все, что в их силах. Прочитайте приведенный фрагмент статьи Н.Лялина «Родительское честолюбие» и дайте ответы на вопросы. «Вот и для семьи Завьяловых приближается время, когда надо выбирать жизненный путь сначала для Володи, а вслед за ним и для Леры. Но мать давно решила за них. В ее сознании уже построена модель нормативного, по ее понятиям, пути детей: школа, вуз, личное устройство, обеспеченное сверхблагополучием и личным серхпреуспеванием. Будущее Володи и Леры связывается с интеллектуальной профессией, обязательно «чистой» и хорошо оплачиваемой работой, к тому же не с исполнительским трудом, а с руководящим, с высоким служебным положением. Родительница даже мысли не допускает, что Володя и Лера могут избрать рабочую профессию, как и то, что дочь может полюбить рабочего и выйти замуж за человека, не занимающего «видного» положения. Она сочла бы это крушением всех своих сокровенных надежд и планов» Правильно ли решение матери относительно выбора жизненного пути ее детьми? Дайте обоснованный ответ, учитывая интересы личности и общества. Какими мотивами следует руководствоваться при выборе профессии? В чем, по-вашему, должна состоять помощь родителей в выборе профессии их детьми?
Вариант 11 Теоретическая часть Тема: Воспитание волевых качеств личности. Волевая сфера личности. Понятие о волевом действии, его структуре. Характеристика волевых качеств личности. Возможности воспитания волевых качеств. Роль самовоспитания в формировании воли человека. Практическая часть Психологическая задача 1 Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций. 1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади. 2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе. 3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. 4. Шестиклассник В., чтобы развить волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня. 5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен. Психологическая задача 2 Определите тип манипулятора общения в приведенном фрагменте, охарактеризовав манипулятивные приемы и используя названия, данные каждому типу американским психотерапевтом Э. Шостромом – Защитник, Судья, Славный парень, Хулиган, Прилипала, Калькулятор, Тряпка, Диктатор. Дайте пример манипуляции другого типа. Студент К., придя домой после экзамена, объясняет родителям, в какой сложной обстановке пришлось сдавать экзамен. Он говорит о том, насколько труден сдаваемый предмет, что экзаменационных вопросов очень много, а времени на подготовку очень мало. Но самое главное в том, что экзаменатор И. очень строгий человек. К тому же он «был не в духе» и многим студентам поставил «2», некоторые даже плакали после экзамена. Вот и ему, студенту К., тоже не повезло: экзаменатор очень сильно придирался, «гонял» его по всем темам и поставил только «3». Теперь студент останется без стипендии, о чем сильно жалеет. О том, что он несерьезно относился к занятиям и слабо готовился к экзамену не говорится. К., с одной стороны, пытается оправдать себя в собственных глазах, а с другой – рассчитывает на понимание и сочувствие родителей. И если родители начнут его утешать и поддерживать, то он получит свой выигрыш.
Вариант 12 Теоретическая часть Тема: Психологические особенности педагогического общения. Понятие об общении, его видах, уровнях и функциях (коротко). Педагогическое общение как вид профессионального общения, его структура, специфика. Понятие о педагогической и коммуникативной задаче. Барьеры педагогического общения и их преодоление. Практическая часть Психологическая задача 1 Прочтите наблюдение К.Паустовского из «Золотой розы». «Из старых опытных писателей в редакцию часто заходил Андрей Соболь. Однажды он принес свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Благов, бывший редактор «Русского слова», сказал: «Дайте я пройдусь по рукописи». - Что значит, пройдусь? – спросил я. – «Пройтись» - это значит выправить. - Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова. Машинистка перепечатала рассказ. Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали? - Да просто расставил все знаки препинания. У Соболя с ними формальный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки и абзацы. … Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Какие закономерности восприятия влияли на формирование смысла одного и того же текста? Психологическая задача 2 Прочитав варианты диалога дочери с матерью, определите, какой тип речевого поведения демонстрирует мать в каждой ситуации. Используются ли ею манипулятивные приемы – угрозы, шантаж и пр.? Проявляется ли эмпатийность матери и дочери по отношению друг к другу? Какая из описанных речевых ситуаций психологически наиболее комфортна для обеих? I. А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход. Б: Вот так сюрприз! Даже голова закружилась. Ох уж, это давление, когда-нибудь оно меня доконает, принеси-ка лекарство! Еще недавно я принимала кордипин один раз в день, а теперь все шесть. Давление повышается и повышается. А всему виной эти проклятые стрессы! Так что ты сказала? Ах да, хочешь, стало быть, пойти в поход. Что ж, доченька, ступай, не думай о больной матери. Но предупреждаю, ох и намаешься ты с похоронами, когда вернешься и увидишь, что стало с твоей матерью. Ладно, чего уж там, иди, коли хочется. Я ко всему готова. Собственно, что мне ждать от этой жизни... II. А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход. Б: Понимаю, что хотела бы, однако мне не хочется, чтобы ты шла в этот самый поход. А: Ну почему, объясни. Я что, маленькая? Б: В свои пятнадцать лет ты, конечно, уже не маленькая. Но просто я не хочу, чтобы ты шла с одноклассниками, и вообще с кем-либо, в поход. А: Но это недемократично! Запрещать запрещаешь, а объяснять ничего не хочешь. Ты поступаешь ужасно старомодно, вот. Б: По некоторым вопросам я действительно придерживаюсь несколько старомодных взглядов. Сейчас речь не об этом. Просто я не хочу, чтобы ты шла с кем бы то ни было в поход. А: А Итке родители разрешили. У нее никаких проблем не возникло. Не то, что у меня. Б: Что ж, значит, у Итки совсем другие родители. Я же просто не хочу. III. А: Мамочка, я хотела бы в выходные пойти с одноклассниками в поход. Переночуем в палатке. Б: Понимаю, что хотела бы. Мне очень жаль, но я не могу тебе этого позволить. Романтика, природа - все это понятно, однако я бы просто изнервничалась. Места бы себе не находила, зная, что ты там, далеко, с незнакомыми мне мальчишками. Мне было бы страшно за тебя, как мать я совсем бы голову потеряла. А: О каком страхе ты говоришь, чего тут в самом деле бояться? Мы не собираемся делать ничего предосудительного. Туда поедут Юра и Томаш из нашего класса, да еще Ленка. Б: Родители всегда чего-то боятся. Как только я не воевала со своей мамой, а вот с годами сама становлюсь такой же. Мне очень неприятно отказывать тебе в романтическом путешествии, но в пятнадцать лет два мальчика и две девочки в одной палатке - это уже слишком! А: Ты все время клонишь к тому, что мы будем там заниматься чем-то предосудительным. Будто нельзя предположить что-нибудь хорошее. Об алкоголе и ухажерах речи не идет. Разве ты не понимаешь, как это прекрасно – посидеть вечером у костра! Чистый воздух, роса поутру... Это ведь совсем не то, что дома. Тут же сиди и смотри в этот ящик. Мамочка, ты ведь тоже была молодая, пойми меня! Б: Я тебя понимаю, знаю, что ты сейчас испытываешь, но такова уж родительская судьба, иногда приходится быть строгой. Наш случай как раз такой. Нет, я тебя не отпускаю.
Вариант 13 Теоретическая часть Тема: Коллектив как малая контактная социальная группа Понятие о малой социальной группе. Структура малой социальной группы. Понятие коллектива. Психологический климат в коллективе. Понятие психологической совместимости. Лидерство и руководство в коллективе. Практическая часть Психологическая задача 1 В нашей стране с 1975 года выходит серия сборников «Человек и профессия» (под ред. Е.А.Климова). Описание каждой из профессий включает: перечень необходимых профессиональных действий, характеристику требований профессии к личностным свойствам токаря, монтажника, паспортистки, пекаря, инженера, декоратора и т.д.; характеристику условий труда. Почему описание деятельности людей разных профессий дается именно по этим параметрам? Психологическая задача 2 Постарайтесь установить мотивы, которые определяют поведение участников в описанной ниже ситуации. В чем суть допущенных ошибок? Как следовало поступить, чтобы избежать конфликта? «Урок шел как обычно. Вдруг Наталья Кирилловна услышала слева от себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила - скрипел Сергеев и, не задумываясь, строго сказала: - Сергеев, прекрати скрипеть, иначе я тебя удалю с урока! - Что Сергеев-то, что Сергеев-то?! - громко зашумел семиклассник. - Вы сначала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то: "Сергеев, Сергеев!" Учительница продолжила объяснение, но скрип тут же возобновился. Тогда Наталья Кирилловна подошла к Сергееву, взяла у него с парты дневник и записала туда замечание. Поскольку замечание было уже записано, Сергеев принялся скрипеть еще громче. Наталья Кирилловна еле сдерживалась: - Сергеев, я последний раз предупреждаю, если ты сейчас же не прекратишь скрипеть, я удалю тебя с урока! Сергеев не прекратил скрипеть, и Наталья Кирилловна громко произнесла: - Немедленно выйди за дверь! Сергеев не вышел; - А почему я должен выходить? Вы сначала докажите, что это я скрипел. А то: "Уходи!" Другие учителя вот никогда не выгоняют с уроков... - Пока ты, Сергеев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду! - при этих словах Наталья Кирилловна захлопнула журнал и села за стол».
Вариант 14 Теоретическая часть Тема: Потребности и мотивы деятельности личности, факторы их формирования. Понятие о потребностях и мотивах. Полимотивированность деятельности человека. Иерархия мотивов. Средовые факторы формирования мотивов деятельности. Мотивы познавательной и профессиональной деятельности. Практическая часть Психологическая задача 1 Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора. Психологическая задача 2 Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности темперамента. А. Десятикласник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, малоэмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении неутомим, но интересы его односторонни. Б. С каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему Советской страны. Он проявляет к советским людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика с ампутированными ногами, Алексея Мересьева, на новый подвиг, рассказав ему о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. На мучительные сомнения Алексея комиссар Воробьев восклицает: «А ты же советский человек!», выражая в этих словах глубочайшую веру в моральное величие советских людей. (По Н.Д. Левитову.) В. Таня А., ученица V класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо. Г. В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в Советской Армии учился в Москве. Теперь он видный художник.
Вариант 15 Теоретическая часть Тема: Акцентуации характера школьника. Понятие о характере. Классификация черт характера. Акцентуация как чрезмерная выраженность черт характера. Причины акцентуаций в подростковом возрасте (коротко). Виды акцентуаций и их проявления. Практическая часть Психологическая задача 1 Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают это понятие. Дайте обоснование своего ответа. А) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях; Б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах; В) свойства характера есть не что иное, как отношения личности к определенным сторонам действительности; Г) свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий; Д) в характере проявляются и отношения личности, и способы действий, при помощи которых эти отношения осуществляются; Е) характер индивидуально своеобразен; Ж) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны; З) характер – отражение общественных отношений. Психологическая задача 2 Ниже приведены два описания поведения детей и одно самоописание мира переживаний подростка (из кн.: А.Е. Личко «Эти трудные подростки»). Попытайтесь определить по этим описаниям типы акцентуаций характера. 1. Гришка был неугомонным с раннего детства. Еще когда ходил в детский сад, бабушка и мать были вынуждены непрестанно выслушивать на него жалобы воспитательниц. Правда, на прямой вопрос, что же он натворил, те редко могли сказать что-нибудь вразумительное. Шумный слишком. Всюду лезет. Не хочет ходить в паре. Не спит после обеда – прыгает по кровати. Сорвал тихий час – притащил с прогулки в спальню огромного жука. Испугал девочку – подскочил сзади, схватил за ногу и залаял, а та боялась собак. Дома его бранили, но не слишком. «Живой ребенок», - говорила бабушка. По вечерам он искренне обещал стать послушным, утром в садике уже не помнил своих обещаний. «И главное, - сетовали воспитательницы, слишком уж самостоятельный». 2. Игорь сразу обращал на себя внимание особой манерой держаться – словно все время выставлял себя напоказ. Как будто он освящен юпитерами и объективы кино- и фотокамер нацелены на него. С небрежным видом и как бы вскользь, намеками или будто нечаянно вырвавшимися фразами он создавал вокруг себя облачко какой-то таинственности, необычности, незаурядности. Стремление быть не таким, как все, проступало даже в мелочах. А если должного эффекта не достигалось, Игорь быстро и довольно умело переводил разговор на другую тему: Для матери он был ее кумиром, ее божком. К тому же ее божок с раннего детства, по ее мнению, стал проявлять совершенно необыкновенные способности. В детском садике никто не мог сравниться с ним в чтении стихов. Его выступления были коронным номером всех детсадовских программ. Во всяком случае, так казалось матери. В своих мечтах она уже видела его знаменитым артистом. Само собой разумеется, что в школу он поступил не в простую, куда пошли все мальчики и девочки из их дома, а в особую – английскую. Способности у него действительно были. Учился он шутя, хватал все на лету. В младших классах уроки дома ему почти не приходилось готовить. 3. «Я решил написать вам обо всем. Когда был у вас, то никак не мог рассказать о себе то, что хотелось. Потом пожалел. Мне показалось, что вы смогли бы меня понять. Лет с двенадцати чувствую, что меня никто не понимает. До этого был просто мал и не задумывался над этим. Почему я не такой, как все? Какой-то душевный урод, что ли? Но я себя таким не считаю! Никто, повторяю, никто не мог меня понять. За восемь лет школы ни одного друга! А иметь настоящего друга – моя заветная мечта. Даже самая сильная мечта! Нравились мне ребята шустрые, веселые, боевые. Но они на меня внимания не обращали. Да я и сам не знал, как себя с ними вести». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||