Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
01.10.2014, 11:20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура контрольной работы и технология ее выполнения В современной психологии выделяют три базовых исследовательских плана (дизайна) проведения эмпирического научного исследования: · введение какого-либо элемента в контролируемые условия, например, в лабораторные, и измерение эффекта его влияния на мысли или действия участников (экспериментальный дизайн); · наблюдение поведения людей в естественных условиях и фиксирование эмпирических показателей психологических характеристик (исследование с применением метода наблюдения); · выбор группы, обладающей определенными свойствами, например, группу подростков с асоциальным поведением, и измерение психологических характеристик этой группы, сравнение их с аналогичными характеристиками контрольной группы – группы подростков с просоциальным поведением (дизайн сравнения групп). Именно последний план исследования, предлагается реализовать в рамках данной контрольной работы. Выполнение сравнительного эмпирического исследования требует от студента реализации ряда последовательных этапов, согласующихся с приведенной выше нормативной процедурой научного поиска: Выбор и формулирование темы Литературный обзор Планирование эмпирического исследования Проведение эмпирического исследования Обработка эмпирических данных и описание результатов Написание текста работы ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Выбор и формулирование темы контрольной работы может зависеть как от профиля профессиональной подготовки студента, так и от его личных интересов и склонностей. Следует учесть, что контрольная работа предполагает серьезный литературный поиск и осмысление темы. Поэтому желательно выбрать такую тему, разработка которой может быть продолжена в ряде последующих контрольных работ на старших учебных курсах и завершена в дипломе. Прежде чем формулировать тему работы необходимо определить предмет изучения, методику сбора эмпирических данных (исследовательский инструментарий) и участников, т.е. группу людей с определенными половозрастными характеристиками, которые будут принимать участие в вашем исследовании. Предмет исследования Предмет исследования – это отдельные свойства, стороны, отношения объектов реальности, т.е. её конкретные фрагменты, существующие независимо от исследователя и от наук, которые их изучают. Предмет психологического исследования может быть выбран из большого перечня психических явлений и их сторон: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений и т.п. Например. Предметом исследования выступает общая агрессивность как свойство личности. Например. Предметом исследования является мотивация учебной деятельности. При выборе какого-либо психологического феномена как предмета исследования можно ориентироваться на имеющиеся у Вас интересы в отношении психологии будущих участников исследования. Например, если в качестве участников работы выступят учащиеся, то предметом изучения может быть дисциплинированность как волевое качество, уровень притязаний, профессиональные интересы, интеллектуальные способности, стили усвоения новой информации и т.п. Точное определение предмета исследования должно быть сопряжено с выбором конкретной методики его эмпирического изучения. Методы измерения В рамках данной контрольной работы, включающей проведение сравнительного эмпирического исследования, предлагается использовать метод измерения. В качестве инструмента измерения в психологии выступает “тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий”. Качество психологического измерительного инструмента (теста) и достоверность результатов измерения обеспечивается двумя необходимыми характеристиками: надежностью и валидностью. Надежность теста – один из критериев его качества, относящийся к точности и устойчивости во времени результатов психологических измерений. Чем более надежен тест, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Валидность теста – (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – критерий качества, “…указывающий нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”. Таким образом, для того, чтобы доверять результатам проведенного в контрольной работе исследования необходимо, чтобы выбранная методика измерения была надежной и валидной. Обзор имеющихся в психологической науке методик наиболее полно представлен в книге Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М. “Словарь-справочник по психодиагностике”. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 528 c. (Серия “Мастера психологии”). При выборе методики следует отдавать предпочтение той, которая достаточно полно описана в руководстве по ее применению. В руководстве должны быть представлены назначение методики, развернутое описание шкал, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания диагностического заключения (см. Приложение 1). В тексте контрольной работы помимо указания названия методики, необходимо привести ее краткое описание: автора(-ы) методики и год ее создания; литературный источник, из которого была взята методика; описание количества и характера предъявляемых участнику исследования заданий, например, перечень вопросов (утверждений) или задание найти недостающий элемент на картинке и т.д.; описание процедуры обработки ответов участников и др. Также следует учесть, что в приложении 1 к контрольной работе, именуемое “Методика исследования и источник ее публикации” обязательно должны быть представлены следующие ксерокопии: титульный лист (не путайте с обложкой!) и оборот титульного листа источника публикации методики, текст и описание методики. Например. Методика исследования. Общая агрессивность измерялась опросником враждебности, созданным американскими исследователями A.H. Басом и А. Дарки в 1957 г. (A.H. Buss & А. Durkee). Источник публикации методики: Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. (Серия “Библиотека психолога”) – С. 55-62. Описание опросника: Buss and Durkee (1957) дифференцировали общую агрессивность на проявления агрессивности и враждебности. Реакция причинения ущерба людям была обозначена термином “агрессивность”. Реакция недоверия, негативного отношения к окружающим была обозначена термином “враждебность”. В данном исследовании общая агрессивность определялась по 8 шкалам: физической агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, вербальной агрессии, обиде, подозрительности, чувству вины. Приводим их краткую характеристику. 1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – ……… . Ксерокопия титульного листа и оборота титульного листа источника публикации методики, а также описание и текст методики приведены в Приложении 1 “Методика исследования и источник ее публикации” контрольной работы. Участники Поскольку в контрольной работе предполагается поведение сравнительного исследования определенного психического феномена у двух неэквивалентных по какому-либо одному признаку групп людей, то необходимо точно обозначить тот признак, по которому участники исследования будут разделены в две полярные группы и тем самым будут неэквиваленты друг другу по данному признаку. Вам предлагается самостоятельно выбрать признак неэквивалентности двух групп участников исследования. При этом Вы также можете ориентироваться на свои личные или профессиональные интересы, имеющийся педагогический опыт или специфику получаемого профессионального образования. Большинство признаков, отличающих людей друг от друга, условно можно объединить в две группы: классические и оригинальные. К классическим признакам можно отнести такие различия, по которым в психологической науке в рамках дифференциальных исследований накоплен богатый эмпирическими закономерностями материал. В отдельных случаях он дал основание для появления новых отраслей психологии, например, биологический пол человека – мужской и женский – выступает объектом исследования в психологии половых различий, или психологии мужчины и женщины; возрастной период жизни человека – в возрастной психологии, или психологии развития; этническая принадлежность – в этнической психологии и т.д. Таким образом, в качестве примера классических признаков, включая уже обозначенные, могут выступать такие как принадлежность к определенной профессии; стаж работы по профессии; трудовой статус (рабочий, безработный); длительность отсутствия работы; уровень образования (отсутствие образования, среднее общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, докторантура); семейный статус (неженат/незамужем, женат/замужем, разведен/разведена); наличие или отсутствие детей; длительность брака; успешность учебной деятельности (академическая успеваемость) и т.д. К оригинальным признакам, можно отнести такие различия, которые являются уникальными или редко встречающимися в исследованиях, посвященных изучению индивидуально-психологических закономерностей. Например, отсутствие или наличие судимости; рождение и проживание в большом (более 1 млн. жителей) или малом (менее 30 тыс. жителей) городе; цвет волос на голове (блондин, брюнет); наличие или отсутствие мелких домашних животных; люди, придерживающиеся вегетарианской диеты и не придерживающиеся таковой; “совы” и “жаворонки” по биологическим ритмам; пользователи Internet и не имеющие таких умений и т.д. Следует учесть, что оригинальный признак должен быть 1) однозначно идентифицируемым, 2) непосредственно наблюдаемым и 3) не должен иметь психологическую природу. Например, если участниками исследования выступят люди различного роста, то признак высокий или низкий рост скорее будет выступать как результат интерпретации высоты роста, а не его наблюдения, результаты которого выражаются в определенных единицах измерения. Например. Участники исследования. В исследовании приняли участие 14 подростков, юноши, в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, средний возраст – 18,9. Все участники являются учащимися 3-го курса Березниковского строительного колледжа. Учащиеся были разделены на 2-е неэквивалентные группы: 7 подростков с асоциальным поведением и 7 подростков – с просоциальным поведением. Первая группа подростков характеризуется наличием дисциплинарных нарушений (драки, агрессивное поведение и т.п.); вторая – их отсутствием. Определение количества участников обусловлено планом (дизайном) исследования. Для выявления достоверных различий в уровне выраженности исследуемого психического явления, суммарный объем обеих групп должен быть не менее 14-и испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Две группы участников необходимо сформировать так, чтобы они были одинаковы или схожи по всем релевантным (важным) для исследования характеристикам, но различались по выбранному Вами признаку полярности. Под релевантными имеются в виду такие характеристики, которые, предположительно, могут оказывать влияние на изучаемый психическое явление. Например, возраст участников исследования, пол, уровень образования, семейный статус, этническая принадлежность и т.п. В контрольной работе необходимо уравнивать группы по возрастному и половому составу. Таким образом, при выборе и формулировании темы сравнительного эмпирического исследования предлагается придерживаться следующего алгоритма: 1. Выбрать определенный психологический феномен, который выступит в качестве предмета исследования. Например. Эмоциональная неуравновешенность... Например. Психологическая совместимость... 2. Определить участников исследования и признак, по которому их можно будет разделить на две неэквивалентные группы. Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”)… Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным стажем семейной жизни… 3. Выбрать методику исследования. Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) (опросник Г. Айзенка). Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным стажем семейной жизни (методика Л.Н. Собчик). 4. Сформулировать тему контрольной работы как сравнительное эмпирическое исследование одного определенного психологического феномена у двух групп людей, отличающихся друг от друга по определенному признаку с помощью конкретной методики исследования. Например. Сравнительное исследование эмоциональной неуравновешенности учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) с помощью опросника Г. Айзенка. Например. Сравнительное исследование психологической совместимости супружеских пар с различным стажем семейной жизни с помощью методики Л.Н. Собчик. Необходимо согласовать и утвердить тему контрольной работы с научным руководителем. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР Прежде чем приступать к планированию и проведению исследования по сформулированной Вами теме необходимо провести литературный обзор. Его цель заключается в ознакомлении с тем, какие исследователи изучали данную проблему и какие вопросы остаются актуальными. Несмотря на относительную молодость психологической науки, каждый год публикуется более 50 тыс. ссылок на научные исследования в ее области. Фактически ознакомиться со всем объемом научных статей, книг и т.п. не под силу ни одному исследователю. Однако, как справедливо отмечал крупнейший ученый-позитивист, социолог Герберт Спенсер, наука есть организованное знание, и хотя литературный обзор представляется сложной задачей, описанные ниже шаги позволяют приблизиться к ее выполнению. Библиографический поиск Для оформления литературного обзора, описывающего выбранный Вами предмет исследования, целесообразна представленная ниже последовательность шагов. Шаг 1. Ознакомьтесь с определениями того психического явления, которое выступает в контрольной работе в качестве предмета исследования, используя словари, энциклопедии, ресурсы Internet. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления. При работе со справочными и энциклопедическими источниками рекомендуется выписывать найденные Вами определения психического явления, выступающего в работе в качестве предмета исследования. Например. Как отмечает В.В. Столин в книге “Самосознание личности”, “Сознание имеет свое собственное психологическое строение, раскрываемое через единство трех составляющих: чувственной ткани (ощущений), значений и личностных смыслов”1. При написании текста работы ссылка на источник цитирования оформляется как внутритекстовая. Например. 1 Столин В.В. Самосознание личности – М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 1983. – С. 19. Правила описания источников в ссылках и виды библиографических ссылок приведены в Приложении 2. Обзор разнообразия определений выбранного психического явления в работах различных авторов будет составлять первый параграф теоретического раздела контрольной работы. Его рекомендуемое название 1.1. “Обзор понятий феномена “…” (в кавычках следует указать выбранное вами психическое явление)”. Для оформления второго параграфа теоретического раздела необходимо познакомиться со степенью разработанности темы вашего исследования в имеющейся психологической литературе (учебники, учебные пособия, монографии, сборники научных трудов, периодические издания и т.п.). Знакомство лучше начать с составления библиографии (списка литературных источников) по интересующей теме. Рекомендуемое название второго параграфа 1.2. “Анализ степени изученности проблемы “…” в психологической науке (в кавычках указывается психическое явление)”. Шаг 2. Составьте список литературных источников по интересующей теме с помощью доступных для вас каталогов и указателей в библиотеке. Библиографические указатели в каталогах могут быть: ретроспективными и текущими. Ретроспективные указатели – это издания, учитывающие литературу, вышедшую в прошлые годы. По психологии существует следующий ретроспективный указатель: Аннотированный указатель литературы по психологии (1978-1983 гг.) / Ред. Б.Б. Ломов, Е.С. Романов, Н.В. Крылова. – М.: Наука, 1983. – 118 с. Текущие указатели описывают всю вновь выходящую литературу. Также текущую информацию о вновь выходящей литературе содержит еженедельная газета “Книжное обозрение” В ней приводится перечень книг, тираж которых не менее 1000 экз. В течение года газета сообщает о выходе примерно 20 тыс. книг на русском и иностранном языках, в том числе на языках СНГ. Помимо собственно библиографических указателей, существует библиография второй степени, или библиография библиографии. Например, в психологии это следующий источник: Психология. Справочные и библиографические издания: Аннотированный каталог. М., 1987. Вся существующая в библиотеке литература представлена в двух формах: систематическом и алфавитном каталогах. Систематический каталог дает информацию о наличии книг по разделу наук или определенной теме, например, по психологии познавательных процессов, психологии личности и т.п. Алфавитный каталог учитывает вообще всю имеющуюся литературу в конкретной библиотеке по алфавитному порядку. Кроме данных каталогов, библиотеки ведут различные картотеки, например, журнальных статей и т.п. Шаг 3. Ознакомьтесь с периодическими изданиями по психологии. Журнальные статьи являются первичными источниками информации, потому что в них представлены результаты в интерпретации самих авторов, а не третьих лиц, например тех, которые составляют на эти исследования реферативные обзоры и аннотации. Далее приведен рекомендуемый перечень психологических журналов. Вопросы психологии. Психологический журнал. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Психология. Психологическая наука и образование. Иностранная психология. Прикладная психология. Обзор журнальных статей целесообразно начать с последних по году издания журналов. Как правило, в большинстве научных периодических изданий, весь перечень статей, опубликованных за истекший год, приводится в последнем номере журнала за определенный год. Например, в издаваемом с 1980 г. Российской Академией наук “Психологическом журнале” весь список статей за год помещен в журнале № 6 (периодичность выхода два раза в год). В Приложении 2 приведены альтернативные примеры формы регистрации результатов поиска и формы конспектирования содержания журнальной статьи. Шаг 4. При существующей возможности ознакомиться с информацией, представленной в электронной форме (Internet, цифровые носители информации). Далее приведены адреса сайтов Internet, которые могут быть полезны в качестве информационного ресурса по избранной Вами теме. http://gasou.edu.au/psychweb.htm (PsychWeb) http://www.psy.uva.edu.au/ptrspsy.htm (WWW Psychology Resources) http://psy.piter.com http://rusnauka.narod.ru http://www.philosophy.nsc.ru http://src.nsu.ru/psych/internet http://4students.ru Если возникнет необходимость воспользоваться информацией из электронных ресурсов, то ее библиографическое описание в тексте контрольной работы необходимо представить в соответствии с правилами, приведенным в Приложении 2. Работа с литературой Проделав библиографический поиск, Вы будете иметь представление о количестве и времени публикаций по интересующей теме, об интересе ученых к данной проблеме, сможете выделить наиболее публикуемых и/или часто цитируемых авторов. Лучше начинать чтение с наиболее известных авторов и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения проблемы – так легче будет понимать содержание многих других работ. При просматривании отобранных источников необходимо вести конспектирование наиболее важных для Вашей работы мест в виде цитат с ссылками на источник. Конспект рекомендуется начинать с записи полных выходных данных печатной работы. Правила оформления библиографических ссылок и описания литературных источников представлены в Приложении 2. В конспекте, описывающем экспериментальное исследование, зачастую публикуемое в журнальных статьях, необходимо отмечать следующие характеристики: перечень использованных методик (инструментарий), описание процедуры исследования и его участников (данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии и др.), основные полученные результаты. Построение литературного обзора Собранные конспекты материалов могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, т.е. ваше изложение будет описывать временные этапы изучения проблемы отечественными и зарубежными исследователями. Однако построение по логическому принципу предпочтительнее. Структура второго параграфа 1.2. “Анализ степени изученности проблемы “…” в психологической науке (в кавычках указывается психическое явление)” в тексте контрольной работы может быть примерно следующей. 1. Описание психического явления, включающее область и частоту его проявлений, временные, пространственные, интенсивностные характеристики. 2. Место данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния. 3. Компонентный состав изучаемого явления, его структура. Структура явления – это устойчивые связи между его компонентами, элементами. 4. Закономерности, которым подчиняется явление. Например, возрастные закономерности или какие-либо иные. 5. Результаты эмпирических исследований выбранного вами психического явления, имеющиеся на данные момент в психологической литературе и доступные Вашему вниманию. Построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изученности и многих других факторов. Поэтому предложенная схема носит рекомендательный характер. В литературном обзоре обязательно должны быть ссылки на публикации авторов, идеи или экспериментальные результаты которых вы пересказываете или обобщаете. Постановка исследовательского вопроса После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, складывается более или менее ясное представление о выбранной теме исследования и существующих в психологической науке исследовательских вопросах, проблемах, связанных с ее изучением. Основаниями или предпосылками для формулирования исследовательского вопроса выступают: 1) недостаточность знаний, научных представлений, фактов и 2) их противоречивость в работах разных авторов. Оба этих основания могут быть обнаружены только в ходе проведенного литературного обзора и оформляются, как правило, в форме его выводов. В них дают краткую характеристику степени изученности интересующей темы. Отмечают, насколько она исследована в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяют неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных. Отсюда следует, что в завершении теоретического раздела контрольной работы необходимо ввести третий параграф § 1.3. “Постановка исследовательского вопроса”. Написание текста этого параграфа начинается с приведения выводов, сформулированных в результате оформления первого и второго параграфов теоретического раздела работы. Далее необходимо четко сформулировать исследовательский вопрос, который будет подлежать эмпирическому изучению. Например. К настоящему времени в исследованиях агрессивности накопились определенные проблемы. В частности, обычно агрессию связывают с антисоциальным, правонарушающим поведением: кражами, насилием и т.п. (Самонов, 1991; Шмыков, 1994; Кузнецова, 2000; Huesmann, Eron, Lefkowitz, & Walder, 1984; Stattin & Magnusson, 1989). Однако агрессия относится не только к антисоциальному поведению, а агрессивность может быть присуща как «антисоциальной», так и «просоциальной» и даже самоактуализирующейся индивидуальности (Кон, 1987, 1989; Личко, 1977, 1991; Семенюк, 1998; Parens, 1997). Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был поставлен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие дисциплинарные нарушения, по уровню агрессивности от учащихся с отсутствием таковых? После постановки исследовательского вопроса следующим этапом работы является планирование исследования, в ходе которого предполагается найти ответ на поставленный вопрос. Описание этапов планирования, проведения исследования и обработки его результатов приводится в виде отдельных параграфов в разделе 2 “Эмпирический раздел работы” текста контрольного проекта. Для ориентировки в структуре оглавления контрольной работы можно обратиться к Приложению 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ На этапе планирования эмпирического исследования должны быть определены и представлены в тексте контрольной работы в виде отдельных подпараграфов в § 2.1. “Планирование эмпирического исследования” следующие характеристики исследования: 1) предмет исследования; 2) методы; 3) участники; 4) цель исследования; 5) исследовательская гипотеза; 6) исследовательский дизайн; 7) статистический анализ данных. Описание и пример формулировок предмета исследования, инструментария и участников приведены в главе “Выбор и формулирование темы исследования” настоящих методических указаний. Цель исследования Цель исследования – это ориентация на конечный результат научного поиска. Общая формулировка цели сравнительного исследования выглядит следующим образом: cравнение уровней выраженности одного и того же психического явления у двух групп участников исследования, отличающихся по определенному признаку. Цель исследования необходимо указать в тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.4. “Цель исследования”. Например. Цель исследования. Сравнить выраженность самооценки учащихся старших классов лицея №25 с различным опытом участия в разных конкурсах, олимпиадах и т.п. Исследовательская гипотеза Исследовательская гипотеза – это предсказание результата работы в терминах изучаемых психических явлений; предположительный ответ относительно исследовательского вопроса, истинность которого еще не доказана и не опровергнута. Основаниями для формулировки гипотезы выступают результаты литературного обзора, именуемые предпосылками. Например, в качестве предпосылок принимаются эмпирические исследования, проведенные другими авторами. Гипотеза формулируется в форме развернутого утвердительного предложения. В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.5. “Исследовательская гипотеза” приводится формулировка гипотезы и предпосылки ее постановки. Например. В соответствии с исследовательским вопросом, дизайном исследования – дизайн сравнения групп и предпосылками из литературного обзора, сформулируем исследовательскую гипотезу о различии в уровне выраженности эмоциональной неуравновешенности между женщинами с разным семейным статусом (“состоящие в браке” и “разведенные”). Исследовательская гипотеза. Уровень эмоциональной неуравновешенности у женщин, состоящих в браке, достоверно ниже, чем у женщин, не состоящих в браке. Предпосылки постановки гипотезы. ……… (приводятся выводы из литературно обзора). Дизайн исследования Исследовательский дизайн – это основной способ организации и проведения исследования в целом, который регулирует последовательность действий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования для достижения поставленной цели. В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.6. “Дизайн исследования” надо указать способ его организации. Например. Дизайн исследования. В настоящей работе, исходя из цели исследования, применялся дизайн сравнения групп, в ходе которого сравнивался уровень эмоциональной неуравновешенности у женщин с различным семейным статусом. Статистический анализ данных Обработка психологических данных (количественные результаты) с помощью методов статистики проводится для обеспечения достоверности тех выводов, которые делает исследователь, исходя из результатов эмпирического исследования. Как справедливо отмечает Ж. Годфруа, в гуманитарных и общественных науках “…нет абсолютно ничего достоверного, и без статистики выводы в большинстве случаев были бы чисто интуитивными и не могли бы составлять солидную основу для интерпретации данных, полученных в исследовании”. В планируемом нами сравнительном эмпирическом исследовании стоит задача: выявить действительно ли достоверно различаются уровни измеренного психического явления у двух полярных групп участников исследования. В психологической науке принято считать, что гипотеза о наличии различий может быть подтверждена, если по результатам расчета определенного статистического критерия вероятность случайного возникновения этого различия не превышает 5 случаев из 100 (p≤0,05). Для того чтобы судить о том, какова вероятность ошибиться в выводе о подтверждении или отвержении исследовательской гипотезы, применяют статистические критерии. “Статистический критерий – это решающее правило, обеспечивающее надежное поведение, т.е. принятие истинной и отклонение ложной гипотезы с высокой вероятностью”. Статистические критерии обозначают также метод расчета определенного числа и само это число. В рамках исследования, планируемого в контрольной работе, наиболее адекватным статистическим критерием является U-критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney U test). Примерный алгоритм подсчета данного критерия в настоящих методических указаниях приводится по книге Сидоренко Е.В.“Методы математической обработки в психологии” и представлен в Приложении 3. В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.7. “Статистический анализ данных” необходимо назвать статистический критерий для проверки исследовательской гипотезы. Например. Статистический анализ данных. Для проверки исследовательской гипотезы в работе планируется применение статистического критерия Манна-Уитни U. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Процедура сбора эмпирических данных Процедура проведения эмпирического исследования по психологии, или процедура непосредственного общения с участниками исследования с целью сбора эмпирических данных о психических явлениях должна как можно точнее соответствовать той, которая описана в руководстве используемой методики. Обычная последовательность этапов сбора психологических данных примерно следующая. 1. Объяснить участнику(-ам) в общих чертах чему посвящено исследование, почему оно актуально и какие результаты ожидаются. Не следует дословно озвучивать цель и гипотезу исследования, поскольку это может создать определенные установки в поведении участника, связанные с предвзятостью, прошлым опытом и т.п. 2. Проинформировать, что участие в исследовании является добровольным и можно на любом этапе его проведения отказаться от участия в нем. Исследование может быть анонимным по желанию участника. Исследователь гарантирует конфиденциальность отдельных ответов и результатов, т.е. сохранение их в тайне и невозможность передачи третьим лицам. 3. После получения согласия ознакомить участника с инструкцией устно или письменно, продублировав ее в протоколе для ответов. 4. Попросить написать в протоколе ответов сведения о возрасте, поле и других важных, по Вашему мнению, социально-демографических данных. 5. По окончании работы необходимо немедленно собрать тестовые материалы и протоколы ответов и проверить качество их заполнения. Помните, что нежелательно допускать к исследованию лиц: находящихся в состоянии возбуждения или депрессии; только что подвергшихся воздействию стресс-факторов (психотравматические известия, разговор с выраженным конфликтным завершением); с любой степенью алкогольного опьянения; решительно отказывающихся от участия. Этика психологического исследования Человеку, проводящему психологическое исследование, надо представлять, что оно может таить в себе опасность причинения испытуемому психотравмы, хотя бы и небольшой. Многие вопросы или суждения в психодиагностических методиках предполагают углубление рефлексии. Далеко не всегда мы провоцируем ее у участника в тот момент его жизни, когда это ему полезно или, по крайней мере, не вредно. Даже вопросы, касающиеся простых анкетных данных, заставляют человека осознать свои возрастные, национальные характеристики, должностной статус и т.п. При обдумывании ответов у испытуемых могут увеличиваться тревога, озабоченность, переживания по поводу совершенных ошибок и неудач, неудовлетворенность жизненными обстоятельствами и т.п. Велика опасность травматизации при изучении отношений в семье, в группе, других межличностных отношений. Болезненно могут восприниматься, например, не решенные в отведенный срок задания, предложенные в методике; растерянность в выборе предлагаемых в методике альтернативных ответов и т.д. Надо сообщить, что в экспериментах это обычное явление и примерно сходным образом реагирую другие испытуемые. Позвольте участнику высказаться после окончания исследования, тем самым, давая ему возможность освободиться от возможных отрицательных эмоций. Разумеется, при этом не следует отвечать ни критикой, ни оправданиями на его высказывания. Не забывайте благодарить человека за участие в исследовании. Помните, что часто он, по существу, являются соавторами Вашей работы, но, практически всегда, безымянным. При написании текста контрольной работы в подпараграфе 2.2.1. “Описание процедуры проведения исследования” подробно излагаются условия, время и место непосредственного сбора эмпирических данных; описывается процедура их мотивации для участия в работе; открыто указываются те трудности, с которыми вы, вероятно, столкнетесь при проведении исследования, например, немотивированные отказы от участия в нем, агрессивное поведение и т.п. ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Все протоколы ответов участников исследования обязательно прикладываются к контрольной работе в виде приложения 2 “Протоколы ответов участников исследования”. После обработки протоколов в соответствии с инструкцией, входящей в описание методики, полученные данные подвергают первичной обработке. Этот этап начинается с их представления в табличной форме. Первичная обработка эмпирических данных Обработку целесообразно начать с составления сводной таблицы полученных данных, пример которой приведен в таблице 1. Готовая сводная таблица помещается в текст контрольной работы в подпараграфе 2.3.1. “Первичная обработка эмпирических данных”. Для описания сведенных в таблицу эмпирических данных надо провести их первичную обработку, которая включает вычисление такой статистической величины как средняя арифметическая (М) (далее просто “средняя”). Ее вычисляют, разделив сумму всех значений данных на число этих данных. Так, в нашем примере, результаты которого приведены в таблице 1, средняя по уровню выраженности самооценки в группе “отличников” составит 51,8 (518 / 10) и 47,4 (474 / 10) – для “троечников”. Таблица 1 Пример сводной таблицы эмпирических данных
Оценка достоверности различий Рассмотрим описанный выше пример. Сравнивая самооценку учащихся с различной академической успеваемостью, разница между средними в самооценке “отличников” и “троечников” кажется достаточно большой – 51,8 и 47,4. Однако можно ли утверждать, что эта разница средних действительно достоверна, т.е. достаточно велика, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что выраженность самооценки закономерно зависит от академической успеваемости? В какой степени можно опираться на эти результаты и распространять их на всех “отличников” и “троечников”, т.е. утверждать, что учащиеся с высокой академической успеваемостью характеризуются более высокой самооценкой, чем учащиеся с низкой академической успеваемостью. На эти вопросы позволяет ответить применение определенных статистических критериев, позволяющих оценить достоверность различий в уровне выраженности какого-либо свойства. В проводимом в работе сравнительном исследовании в качестве подобного критерия выступает U-критерий Манна-Уитни, алгоритм подсчета которого подробно описан в Приложении 3 настоящих методических указаний. Расчет данного критерия производится для того, чтобы определить существует ли различие между двумя рядами данных, характеризующих измеряемое свойство. Вычислив эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, надо сравнить его с критическим значением U-критерия (См. Приложение 3). Различия в уровне выраженности свойства между двумя группами можно считать достоверными, т.е. неслучайными, если Uэмп. меньше или равно критическому значению U-критерия при вероятности сделать ошибку в 5-и случаях из 100 (p≤0,05). Например, в сравнительном изучении самооценки “отличников” и “троечников”, вычисляя эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, получаем: 10 ∙ (10 + 1) Uэмп=(10 ∙ 10)+ -------------- – 124,5=30,5 2 По таблице в Приложении 3 определяем критические значения U-критерия Манна-Уитни с учетом количества участников в каждой группе. Для первой группы, состоящей из 10-и участников, n1=10 и для второй группы – n2=10: Uкрит=27 при p≤0,05 Гипотеза о достоверности различий подтверждается, если Uэмп≤Uкрит. В нашем примере Uэмп>Uкрит при p≤0,05. Отсюда следует вывод: исследовательская гипотеза о том, что уровень выраженности самооценки у “троечников” достоверно ниже, чем у “отличников”, отвергается. Этот факт свидетельствует в пользу того, что учащиеся с различной академической успеваемостью не отличаются друг от друга по уровню самооценки. Алгоритм и результаты расчета U-критерия, а также вывод о результатах проверки исследовательской гипотезы должны быть представлены в подпараграфе 2.3.2. “Оценка достоверности различий” текста контрольной работы. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, и получения результатов в ходе проведения спланированного эмпирического исследования надо переходить к следующему этапу контрольной работы – к написанию ее текста. Следует учесть, что существуют общепринятые требования к структуре и стилю изложения контрольной работы. Текст работы оформляется в машинописном варианте на листах формата А4, обычный объём составляет 25-30 страниц без учета приложений; шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала; поля – слева 30 мм, справа 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы по порядку по центру нижнего поля. Структура контрольной работы включает следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основное содержание работы, включающее теоретический и эмпирический разделы; заключение; список литературы; приложения. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 4. Оглавление дает общее представление о структуре работы. Заголовки разделов и параграфов эмпирического раздела представлены в тексте методических указаний и в Приложении 5 и являются стандартными для всех контрольных работ. Оглавление помещается в начале работы. Введение – начальная часть работы, знакомящая с ее проблематикой и подготавливающая восприятие основного текста. Введение начинается с обоснования актуальности темы исследования. Вам необходимо кратко показать, что избранная вами тема – не просто предмет досужего интереса, что ее необходимо разрабатывать, например, в связи с общей ситуацией в психологической науке и/или в связи с изменившейся социально-экономической и культурной ситуацией в стране и/или востребованностью психологических знаний в педагогической практике. Например. Актуальность темы исследования “Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы” обусловлена тем, что “в настоящее время одна из наиболее острых ситуаций в жизни общества сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется и тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. <…> К сожалению, до сегодняшнего дня безработица, ее влияние на психику безработных граждан оставались вне поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что аналогичные работы в западных странах со всей очевидностью показывают связь между этим социальным явлением и нарушением психического здоровья. <…> В рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится одна из ключевых ролей. Однако до сих пор не существует единой общепринятой теоретической трактовки этого феномена, и, как следствие, эмпирические исследования часто приводят к взаимоисключающим результатам. Это определяет актуальность дальнейшего исследования самооценки как составляющей самосознания и компонента психического здоровья”. Итак, вы доказали, что ваша тема актуальна, важна и интересна. Если это действительно так, то почему ее не исследовали до вас? А если исследовали, то, что и почему осталось без внимания настолько, что к этой проблеме необходимо возвратиться вновь? Отвечая на эти вопросы, Вы переходите к описанию степени разработанности проблемы. Вы ссылаетесь на работы тех авторов, которые обращались к данной теме, отмечая полученные результаты, а затем указываете причины, которые побудили Вас заняться исследованием. Очевидно, что обосновать актуальность темы исследования, описать степень ее разработанности и указать нерешенные проблемы можно только тогда, когда проведен литературный обзор и известны его выводы. Поэтому, как бы это парадоксально не звучало, введение к работе пишется в самом конце уже выполненной работы. Далее, объяснив причины своего обращения к теме, Вы четко указываете во введении предмет исследования и исследовательский вопрос. Далее кратко описываете структуру своей работы. Обычная формула звучит так: “Исходя из поставленного исследовательского вопроса, была избрана следующая структура работы. В первом разделе работы проводится литературный обзор по …; во втором разделе эмпирически исследуется…”. Подобное краткое описание работы лаконично объясняет логику решения поставленного исследовательского вопроса. Основное содержание работы разделяется на теоретический и эмпирический разделы. Речь об их содержании и оформлении велась выше в тексте данных методических указаний. Заключение подводит итог исследования, включая выводы теоретического и эмпирического разделов работы. В заключении можно указать перечень проблем, оставшихся нерешенными или возникших в ходе исследования. Этим Вы показываете, что видите перспективы своей дальнейшей работы над темой, например, в рамках последующих контрольных и дипломной работ. Список литературы содержит источники, которые были проработаны и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники приводятся в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Приложения. Зачастую в контрольной работе возникает необходимость привести информацию, не вошедшую в основной текст. В рамках проведенного исследования это будет: 1) применявшаяся в работе методика (Приложение 1 к контрольной работе) и 2) все протоколы ответов участников исследования (Приложение 2 к контрольной работе). Эти материалы располагаются в конце работы, после списка литературы, как приложение к ней. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||