РГППУ, интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
01.10.2014, 11:20

Структура контрольной работы и технология ее выполнения

В современной психологии выделяют три базовых исследовательских плана (дизайна) проведения эмпирического научного исследования:

· введение какого-либо элемента в контролируемые условия, напри­мер, в лабораторные, и измерение эффекта его влияния на мысли или дейст­вия уча­стников (экспериментальный дизайн);

· наблюдение поведения людей в естественных условиях и фиксирова­ние эмпирических показателей психологических характеристик (исследование с применением метода наблюдения);

· выбор группы, обладающей определенными свойствами, напри­мер, группу подростков с асоциальным поведением, и измерение психологи­че­ских ха­рактеристик этой группы, сравнение их с аналогичными харак­тери­стиками контрольной группы – группы подростков с просоциальным пове­дением (дизайн сравнения групп).

Именно последний план исследования, предлагается реализовать в рам­ках данной контрольной работы. Выполнение сравнительного эмпирического исследования требует от студента реализации ряда последовательных эта­пов, согласующихся с приведенной выше нормативной процедурой научного поиска:

Выбор и формулирование темы

Литературный обзор

Планирование эмпирического исследования

Проведение эмпирического исследования

Обработка эмпирических данных и описание результатов

Написание текста работы

ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выбор и формулирование темы контрольной работы может зависеть как от профиля профессиональной подготовки студента, так и от его личных интересов и склонностей. Следует учесть, что контрольная работа предполагает серьезный литературный поиск и осмысление темы. Поэтому желательно выбрать такую тему, разработка которой может быть продолжена в ряде по­следующих контрольных работ на старших учебных кур­сах и завершена в ди­пломе.

Прежде чем формулировать тему работы необходимо определить предмет изучения, методику сбора эмпирических данных (исследователь­ский инструментарий) и участников, т.е. группу людей с определенными по­ловозрастными характеристиками, которые будут принимать участие в ва­шем исследовании.

Предмет исследования

Предмет исследования – это отдельные свойства, стороны, отношения объектов реальности, т.е. её конкретные фрагменты, существующие незави­симо от исследователя и от наук, которые их изучают. Предмет психологи­ческого исследования может быть выбран из большого перечня психических явлений и их сторон: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений и т.п.

Например. Предметом исследования выступает общая агрессивность как свой­ство личности.

Например. Предметом исследования является мотивация учебной деятельности.

При выборе какого-либо психологического феномена как предмета ис­следования можно ориентироваться на имеющиеся у Вас интересы в отно­шении психологии будущих участников исследования. Например, если в ка­честве участников работы выступят учащиеся, то предметом изучения может быть дисциплинированность как волевое качество, уровень притязаний, профессиональные интересы, интеллектуальные способности, стили усвое­ния новой информации и т.п.

Точное определение предмета исследования должно быть сопряжено с выбором конкретной методики его эмпирического изучения.

Методы измерения

В рамках данной контрольной работы, включающей проведение срав­ни­тельного эмпирического исследования, предлагается использовать метод измерения. В качестве инструмента измерения в психологии выступает “тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во вре­мени, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических разли­чий”.

Качество психологического измерительного инструмента (теста) и достоверность результатов измерения обеспечивается двумя необходимыми характеристиками: надежностью и валидностью. Надежность теста – один из критериев его качества, относящийся к точности и устойчивости во вре­мени результатов психологических изме­рений. Чем более надежен тест, тем относительно свободнее он от погреш­ностей измерения. Валидность теста – (англ. valid – действительный, при­годный, имеющий силу) – крите­рий качества, “…указывающий нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”. Таким образом, для того, чтобы доверять результатам прове­денного в контрольной работе исследования необходимо, чтобы выбранная мето­дика измерения была надежной и ва­лидной.

Обзор имеющихся в психологической науке методик наиболее полно представлен в книге Бурлачука Л.Ф., Мо­розова С.М. Словарь-справочник по психодиагностике”. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 528 c. (Серия “Мастера психологии”). При выборе методики следует отдавать пред­почтение той, кото­рая достаточно полно описана в руководстве по ее примене­нию. В руководстве должны быть представлены назначение методики, разверну­тое описание шкал, отражены количественные и качест­венные результаты апробации, даны рекомендации относитель­но формы и со­держания диагно­стического заключения (см. Приложение 1).

В тексте контрольной работы помимо указания названия методики, необ­ходимо привести ее краткое описание: автора(-ы) методики и год ее созда­ния; литературный источник, из которого была взята методика; описание ко­личе­ства и характера предъявляемых участнику исследования заданий, на­пример, перечень вопросов (утверждений) или задание найти недостающий элемент на картинке и т.д.; описание процедуры обработки ответов участни­ков и др.

Также следует учесть, что в приложении 1 к контрольной работе, именуе­мое “Методика исследования и источник ее публикации” обязательно должны быть представлены следующие ксерокопии: титульный лист (не пу­тайте с обложкой!) и оборот титульного листа источника публикации мето­дики, текст и описание методики.

Например. Методика исследования. Общая агрессивность измерялась опросни­ком враж­дебности, созданным американскими исследователями A.H. Басом и А. Дарки в 1957 г. (A.H. Buss & А. Durkee).

Источник публикации методики: Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. (Серия “Библиотека психолога”) – С. 55-62.  

Описание опросника: Buss and Durkee (1957) дифференцировали общую агрессив­ность на проявления агрессивности и враждебности. Реакция причинения ущерба людям была обозначена термином “агрессивность”. Реакция недоверия, негативного отношения к окружающим была обозначена термином “враждебность”.

В данном исследовании общая агрессивность определялась по 8 шкалам: физиче­ской агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, вербальной агрес­сии, обиде, подозрительности, чувству вины.

Приводим их краткую характеристику.

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – ……… .

Ксерокопия титульного листа и оборота титульного листа источника публикации методики, а также описание и текст методики приведены в Приложении 1 “Методика ис­следования и источник ее публикации” контрольной работы.

Участники

Поскольку в контрольной работе предполагается поведение срав­нитель­ного исследования определенного психического феномена у двух неэквива­лентных по какому-либо  одному признаку групп людей, то необходимо точно обозначить тот признак, по которому участники исследования будут разделены в две полярные группы и тем самым будут неэквиваленты друг другу по данному признаку.

Вам предлагается самостоятельно выбрать признак неэквивалентности двух групп участников исследования. При этом Вы также можете ориенти­роваться на свои личные или профессиональные интересы, имеющийся пе­дагогический опыт или специфику получаемого профессионального образо­вания.

Большинство признаков, отличающих людей друг от друга, условно можно объединить в две группы: классические и оригинальные. К классиче­ским признакам можно отнести такие различия, по которым в психологиче­ской науке в рамках дифференциальных исследований накоплен богатый эмпирическими закономерностями материал. В отдельных случаях он дал основание для появления новых отраслей психологии, например, биологиче­ский пол человека – мужской и женский – выступает объектом исследования в психологии половых различий, или психологии мужчины и женщины; воз­растной период жизни человека – в возрастной психологии, или психологии развития; этническая принадлежность – в этнической психологии и т.д. Та­ким образом, в качестве примера классических признаков, включая уже обо­значенные, могут выступать такие как принадлежность к определенной про­фессии; стаж работы по профессии; трудовой статус (рабочий, безработный); длительность отсутствия работы; уровень образования (отсутствие образо­вания, среднее общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, докторантура); семейный статус (неженат/незамужем, женат/замужем, разведен/разведена); наличие или отсутствие детей; длительность брака; успешность учебной деятельности (академическая успеваемость) и т.д.

К оригинальным признакам, можно отнести такие различия, которые являются уникальными или редко встречающимися в исследованиях, посвя­щенных изучению индивидуально-психологических закономерностей. На­пример, отсутствие или наличие судимости; рождение и проживание в большом (более 1 млн. жителей) или малом (менее 30 тыс. жителей) городе; цвет волос на голове (блондин, брюнет); наличие или отсутствие мелких до­машних животных; люди, придерживающиеся вегетарианской диеты и не придерживающиеся таковой; “совы” и “жаворонки” по биологическим рит­мам; пользователи Internet и не имеющие таких умений и т.д.

Следует учесть, что оригинальный признак должен быть 1) одно­значно идентифицируемым, 2) непосредственно наблюдаемым и 3) не дол­жен иметь психологическую природу. Например, если участниками исследо­вания вы­ступят люди различного роста, то признак высокий или низкий рост скорее будет выступать как результат интерпретации высоты роста, а не его наблю­дения, результаты которого выражаются в определенных единицах измере­ния.

Например. Участники исследования. В исследовании приняли участие 14 подро­стков, юноши, в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, средний возраст – 18,9. Все участ­ники являются учащимися 3-го курса Березниковского строительного колледжа. Уча­щиеся были разделены на 2-е неэквивалентные группы: 7 подростков с асоциальным по­ведением и 7 подростков – с просоциальным поведением. Первая группа подростков ха­рактеризуется наличием дисциплинарных нарушений (драки, агрессивное поведение и т.п.); вторая – их отсутствием.

Определение количества участников обусловлено планом (дизайном) ис­следования. Для выявления достоверных различий в уровне выраженности ис­следуе­мого психического явления, суммарный объем обеих групп должен быть не ме­нее 14-и испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Две группы участников необходимо сформиро­вать так, чтобы они были одинаковы или схожи по всем релевантным (важным) для исследования характеристикам, но различались по выбранному Вами при­знаку полярности. Под релевантными име­ются в виду такие характеристики, которые, предположительно, могут оказы­вать влияние на изучаемый психи­ческое явление. Например, возраст участников исследования, пол, уровень образования, семейный статус, этническая принадлежность и т.п. В контрольной работе необходимо уравнивать группы по возрастному и половому составу.

Таким образом, при выборе и формулировании темы сравнительного эмпирического исследования предлагается придерживаться следующего ал­горитма:

1.  Выбрать определен­ный психологический феномен, который высту­пит в качестве предмета исследования.

Например. Эмоциональная неуравновешенность...

Например. Психологическая совместимость...

2.  Определить участников исследования и признак, по которому их можно будет разделить на две неэквивалентные группы.

Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”)…

Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным ста­жем семейной жизни…

3.  Выбрать методику исследования.

Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) (опросник Г. Айзенка).

Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным ста­жем семейной жизни (методика Л.Н. Собчик).

4.  Сформулировать тему контрольной работы как сравнительное эмпи­риче­ское исследование одного определенного психологического феномена у двух групп людей, отличающихся друг от друга по опреде­ленному признаку с помощью конкретной методики исследования.

Например. Сравнительное исследование эмоциональной неуравновешенности учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троеч­ники”) с помощью опросника Г. Айзенка.

Например. Сравнительное исследование психологической совместимости суп­ру­жеских пар с различным стажем семейной жизни с помощью методики Л.Н. Собчик.

Необходимо согласовать и утвердить тему контрольной работы с науч­ным руководителем.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Прежде чем приступать к планированию и проведению исследования по сформулированной Вами теме необходимо провести литературный обзор. Его цель заключается в ознакомлении с тем, какие исследователи изучали данную проблему и какие вопросы остаются актуальными.

Несмотря на относительную молодость психологической науки, каждый год публикуется более 50 тыс. ссылок на научные исследования в ее области. Фактически ознакомиться со всем объемом научных статей, книг и т.п. не под силу ни одному исследо­вателю. Однако, как справедливо от­мечал крупнейший ученый-позитивист, социолог Герберт Спенсер, наука есть организованное зна­ние, и хотя литературный обзор представляется сложной за­дачей, описанные ниже шаги позволяют приблизиться к ее выполнению.

Библиографический поиск

Для оформления литературного обзора, описывающего выбранный Вами предмет исследования, целесо­образна представленная ниже после­довательность шагов.

Шаг 1. Ознакомьтесь с определениями того психического явления, которое выступает в контрольной работе в качестве предмета исследования, ис­пользуя словари, энциклопедии, ресурсы Internet. В них часто мож­но найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на уче­ных, внес­ших основной вклад в исследование изучаемого явления.

При работе со справочными и энциклопедическими источниками ре­комендуется выписывать найденные Вами определения психического явле­ния, выступающего в работе в качестве предмета исследования.

Например. Как отмечает В.В. Столин в книге “Самосознание личности”, “Созна­ние имеет свое собственное психологическое строение, раскрываемое через единство трех состав­ляющих: чувственной ткани (ощущений), значений и личностных смыслов”1.

При написании текста работы ссылка на источник цитирования оформляется как внутритекстовая.

Например. 1 Столин В.В. Самосознание личности – М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 1983. – С. 19.

Правила описания источников в ссылках и виды библиографических ссылок приведены в Приложении 2.

Обзор разнообразия определений выбранного психического явления в работах различных авторов бу­дет составлять первый параграф теоретиче­ского раздела контрольной работы. Его рекомендуемое название 1.1. “Обзор понятий феномена “…” (в кавычках следует указать выбранное вами психи­ческое явление)”.

Для оформления второго параграфа теоретического раздела необходимо познакомиться со степенью разработанности темы вашего исследования в имею­щейся психологической литературе (учебники, учебные пособия, монографии, сборники научных трудов, периодические издания и т.п.). Знакомство лучше на­чать с со­ставления библиографии (списка литературных источников) по инте­ресую­щей теме. Рекомендуемое название второго параграфа 1.2. “Анализ сте­пени изу­ченности проблемы “…” в психологической науке (в кавычках указыва­ется пси­хическое явление)”.

Шаг 2. Составьте список литературных источников по интересующей теме с помощью до­ступных для вас каталогов и указателей в библиотеке.

Библиографические указатели в каталогах могут быть: ретроспектив­ными и текущими. Ретроспективные указатели – это издания, учитывающие литературу, вышедшую в прошлые годы. По психологии существует сле­дующий ретроспективный указатель: Аннотированный указатель литера­туры по психологии (1978-1983 гг.) / Ред. Б.Б. Ломов, Е.С. Романов, Н.В. Крылова. – М.: Наука, 1983. – 118 с.

Текущие указатели описывают всю вновь выходящую литературу. Также текущую информацию о вновь выходящей литературе содержит еже­недельная газета “Книжное обозрение” В ней приводится перечень книг, ти­раж которых не менее 1000 экз. В течение года газета сообщает о выходе примерно 20 тыс. книг на русском и иностранном языках, в том числе на языках СНГ.

Помимо собственно библиографических указателей, существует биб­лиография второй степени, или библиография библиографии. Например, в психологии это следующий источник: Психология. Справочные и библио­графические издания: Аннотированный каталог. М., 1987.

Вся существующая в библиотеке литература представлена в двух фор­мах: систематическом и алфавитном каталогах. Систематический каталог дает информацию о наличии книг по разделу наук или определенной теме, например, по психологии познавательных процессов, психологии личности и т.п. Алфавитный каталог учитывает вообще всю имеющуюся литературу в конкретной библиотеке по алфавитному порядку. Кроме данных каталогов, библиотеки ведут различные картотеки, например, журнальных ста­тей и т.п.

Шаг 3. Ознакомьтесь с периодическими изданиями по психологии. Журнальные статьи являются первич­ными источниками информации, потому что в них представлены результаты в интер­претации самих авторов, а не третьих лиц, например тех, которые составляют на эти исследования рефера­тивные об­зоры и аннотации. Далее приведен рекомендуемый перечень пси­хологических журналов.

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.

Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Психология.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Обзор журнальных статей целесообразно начать с последних по году издания журналов. Как правило, в большинстве научных периодических из­даний, весь перечень статей, опубликованных за истекший год, приводится в последнем номере журнала за определенный год. Например, в издаваемом с 1980 г. Российской Академией наук “Психологическом журнале” весь список статей за год помещен в журнале № 6 (периодичность выхода два раза в год). В Приложении 2 приведены альтернативные примеры формы регистрации ре­зультатов поиска и формы конспектирования содержания журнальной ста­тьи.

Шаг 4. При существующей возможности ознакомиться с информацией, представленной в электронной форме (Internet, цифровые носители информа­ции). Далее приведены адреса сайтов Internet, которые могут быть полезны в качестве информационного ресурса по избранной Вами теме.

http://gasou.edu.au/­psych­web.htm (PsychWeb)

http://www.psy.uva.edu.au/ptrspsy.htm (WWW Psychology Resources)

http://psychology.net.ru

http://psy.piter.com

http://rusnauka.narod.ru

http://www.philosophy.nsc.ru

http://rusnauka.narod.ru

http://src.nsu.ru/psych/internet

http://www.philosophy.nsc.ru

http://4students.ru

http://edu.km.ru

Если возникнет необходимость воспользоваться информацией из элек­тронных ресурсов, то ее библиографическое описание в тексте контрольной ра­боты необходимо представить в соответствии с правилами, приведенным в Приложении 2.

Работа с литературой

Проделав библиографический поиск, Вы будете иметь представление о количестве и времени публикаций по интересующей теме, об интересе уче­ных к данной проблеме, сможете выделить наиболее публикуемых и/или часто цитируемых авторов. Лучше начинать чтение с наиболее известных авто­ров и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения про­блемы – так легче будет понимать содержание многих других работ.

При просматривании отобранных источников необходимо вести кон­спектирование наиболее важных для Вашей работы мест в виде цитат с ссылками на источник. Конспект рекомендуется начинать с записи полных выходных данных пе­чатной работы. Правила оформле­ния библиографиче­ских ссылок и описания литературных источников представлены в При­ло­жении 2.

В конспекте, описывающем экспериментальное исследование, зачас­тую публикуемое в журнальных статьях, необходимо отмечать следующие ха­рактеристики: перечень использованных методик (инструментарий), описа­ние процедуры исследования и его участников (данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии и др.), основные полученные результаты.

Построение литературного обзора

Собранные конспекты материалов могут быть скомпонованы по хроно­логическо­му принципу, т.е. ваше изложение будет описывать временные этапы изучения проблемы отечественными и зарубежными исследователями. Од­нако построение по логическому принципу предпочтительнее. Структура вто­рого параграфа 1.2. “Анализ степени изученности проблемы “…” в психоло­гической науке (в кавычках указывается психическое явление)” в тексте контрольной работы может быть примерно следующей.

1. Описание психического явления, включающее область и частоту его проявлений, временные, пространственные, интенсивностные характери­стики.

2. Место данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния.

3. Компонентный состав изучаемого явления, его структура. Струк­тура явления – это устойчивые связи между его компонентами, элементами.

4. Закономерности, которым подчиняется явление. Например, возрас­тные закономерности или какие-либо иные.

5. Результаты эмпирических исследований выбранного вами психиче­ского явления, имеющиеся на данные момент в психологической литературе и доступные Вашему вниманию.

Построение литературного обзора зависит от специфики рас­сматривае­мого психического явления, его изученности и многих других фак­торов. По­этому предложенная схема носит рекомендательный характер. В литературном обзоре обязательно должны быть ссылки на публикации ав­торов, идеи или экспериментальные результаты которых вы пересказываете или обобщаете.

Постановка исследовательского вопроса

После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, складывается более или менее ясное представ­ление о вы­бранной теме исследования и существующих в психологической науке иссле­дователь­ских вопросах, проблемах, связанных с ее изучением.

Основаниями или предпосылками для формулирования исследователь­ского вопроса выступают: 1) недостаточность знаний, научных представле­ний, фактов и 2) их противоречивость в работах разных авторов. Оба этих ос­нования могут быть обнаружены только в ходе проведенного литературного обзора и оформляются, как правило, в форме его выводов. В них дают крат­кую характеристику степени изученности интересующей темы. Отмечают, насколько она исследована в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяют неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имею­щихся эмпирических данных.

Отсюда следует, что в завершении теоретического раздела контрольной ра­боты необходимо ввести третий параграф § 1.3. “Постановка исследователь­ского вопроса”. Написание текста этого параграфа начинается с приведения выводов, сформулированных в результате оформления первого и второго параграфов теоретического раздела работы. Далее необходимо четко сфор­мулировать исследовательский вопрос, который будет подлежать эмпириче­скому изучению.

Например. К настоящему времени в исследованиях агрессивности накопились оп­ределенные проблемы. В частности, обычно агрессию связывают с антисоциальным, пра­вонарушающим поведением: кражами, насилием и т.п. (Самонов, 1991; Шмыков, 1994; Кузнецова, 2000; Huesmann, Eron, Lefkowitz, & Walder, 1984; Stattin & Magnusson, 1989). Однако агрессия относится не только к антисоциальному поведению, а агрессивность может быть присуща как «антисоциальной», так и «просоциальной» и даже самоактуали­зирующейся индивидуальности (Кон, 1987, 1989; Личко, 1977, 1991; Семенюк, 1998; Parens, 1997).

Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был постав­лен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие дисци­плинарные нарушения, по уровню агрессивности от учащихся с отсутствием таковых?

После постановки исследовательского вопроса следующим этапом ра­боты является планирование исследования, в ходе которого предполагается найти ответ на поставленный вопрос.

Описание этапов планирования, проведения исследования и обработки его результатов приводится в виде отдельных параграфов в разделе 2 “Эмпи­рический раздел работы” текста контрольного проекта. Для ориентировки в струк­туре оглавления контрольной работы можно обратиться к Приложению 5.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На этапе планирования эмпирического исследования должны быть оп­ределены и представлены в тексте контрольной работы в виде отдельных подпа­раграфов в § 2.1. “Планирование эмпирического исследования” следующие характеристики исследования: 1) предмет исследования; 2) методы; 3) участники; 4) цель исследования; 5) исследовательская гипотеза; 6) исследо­вательский дизайн; 7) статистический анализ данных.

Описание и пример формулировок предмета исследования, инструмен­тария и участников приведены в главе “Выбор и формулирование темы ис­следования” настоящих методических указаний.

Цель исследования

Цель исследования – это ориентация на конечный результат научного поиска. Общая формулировка цели сравнительного исследования выглядит следующим образом: cравнение уровней выраженности одного и того же психического явления у двух групп участников исследования, отличаю­щихся по определенному признаку.

Цель исследования необходимо указать в тексте контрольной работы в подпараграфе  2.1.4. “Цель исследования”.

Например. Цель исследования. Сравнить выраженность самооценки учащихся старших классов лицея №25 с различным опытом участия в разных конкурсах, олимпиа­дах и т.п.

Исследовательская гипотеза

Исследовательская гипотеза – это предсказание результата работы в терминах изучаемых психических явлений; предположительный ответ отно­сительно исследовательского вопроса, истинность которого еще не доказана и не опровергнута. Основаниями для формулировки гипотезы высту­пают ре­зультаты литературного обзора, именуемые предпосылками. Напри­мер, в ка­честве предпосылок принимаются эмпирические исследования, про­веденные другими авторами. Ги­потеза формулируется в форме развернутого утверди­тельного предложения.

В тексте контрольной работы в подпараграфе  2.1.5. “Исследовательская гипотеза” при­водится формулировка гипотезы и предпосылки ее постановки.

Например. В соответствии с исследовательским вопросом, дизайном исследова­ния – дизайн сравнения групп и предпосылками из литературного обзора, сформулируем исследовательскую гипотезу о различии в уровне выраженности эмоциональной неурав­новешенности между женщинами с разным семейным статусом (“состоящие в браке” и “разведенные”).

Исследовательская гипотеза. Уровень эмоциональной неуравновешенности у женщин, состоящих в браке, достоверно ниже, чем у женщин, не состоящих в браке.

Предпосылки постановки гипотезы. ……… (приводятся выводы из литературно обзора).

Дизайн исследования

Исследовательский дизайн – это основной способ организации и про­ведения исследования в целом, который регулирует последовательность дей­ствий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования для достижения поставленной цели.

В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.6. “Дизайн исследова­ния” надо ука­зать способ его организации.

Например. Дизайн исследования. В настоящей работе, исходя из цели исследова­ния, применялся дизайн сравнения групп, в ходе которого сравнивался уровень эмоцио­нальной неуравновешенности у женщин с различным семейным статусом.

Статистический анализ данных

Обработка психологических данных (количественные результаты) с помощью методов статистики проводится для обеспечения достоверности тех выводов, которые делает исследователь, исходя из результатов эмпири­ческого исследования. Как справедливо отмечает Ж. Годфруа, в гуманитар­ных и общественных науках “…нет абсолютно ничего достовер­ного, и без статистики выводы в большинстве случаев были бы чисто интуи­тивными и не могли бы составлять солидную основу для интерпретации данных, полу­ченных в исследовании”.

В планируемом нами сравнительном эмпирическом исследовании стоит задача: выявить действительно ли достоверно различаются уровни из­меренного психического явления у двух полярных групп участников иссле­дования. В психологической науке принято считать, что гипотеза о наличии различий может быть подтверждена, если по результатам расчета опреде­ленного статистического критерия вероятность случайного возникновения этого различия не превышает 5 случаев из 100 (p≤0,05).

Для того чтобы судить о том, какова вероятность ошибиться в выводе о подтверждении или отвержении исследовательской гипотезы, применяют статистические критерии. “Статистический критерий – это решающее пра­вило, обеспечивающее надежное поведение, т.е. принятие истинной и откло­нение ложной гипотезы с высокой вероятностью”. Статистические крите­рии обозначают также метод расчета определенного числа и само это число.

В рамках исследования, планируемого в контрольной работе, наиболее адекватным статистическим критерием является U-критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney U test). Примерный алгоритм подсчета данного критерия в настоящих методических указаниях приводится по книге Сидо­ренко Е.В.“Методы мате­матической обработки в психологии” и представ­лен в Приложении 3.

В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.7. “Статистический ана­лиз данных” необходимо назвать статистический критерий для проверки ис­следователь­ской гипотезы.

Например. Статистический анализ данных. Для проверки исследовательской ги­потезы в работе планируется применение статистического критерия Манна-Уитни U.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Процедура сбора эмпирических данных

Процедура проведения эмпирического исследования по психологии, или процедура непосредственного общения с участниками исследования с целью сбора эм­пирических данных о психических явлениях должна как можно точнее соответствовать той, которая описана в руководстве исполь­зуемой методики.

Обычная по­следовательность этапов сбора психологических данных примерно следующая.

1. Объяснить участнику(-ам) в общих чертах чему посвящено исследова­ние, почему оно актуально и какие результаты ожидаются. Не сле­дует дословно озвучивать цель и гипотезу исследования, поскольку это мо­жет создать определенные установки в поведении участника, связанные с предвзятостью, прошлым опытом и т.п.

2. Проинформировать, что участие в исследовании является доброволь­ным и можно на любом этапе его проведения отказаться от уча­стия в нем. Исследование может быть анонимным по желанию участника. Исследова­тель гарантирует конфиденциальность отдельных ответов и ре­зультатов, т.е. сохранение их в тайне и невозможность передачи третьим ли­цам.

3. После получения согласия ознакомить участника с инструкцией устно или письменно, продублировав ее в протоколе для ответов.

4. Попросить написать в протоколе ответов сведения о возрасте, поле и других важных, по Вашему мнению, социально-демографических данных.

5. По окончании работы необходимо немедленно собрать тестовые ма­териалы и протоколы ответов и проверить качество их заполнения.

Помните, что нежелательно допускать к исследованию лиц: находя­щихся в состоянии возбуждения или депрессии; только что подвергшихся воздействию стресс-факторов (психотравматические известия, разговор с выраженным конфликтным завершением); с любой степенью алкогольного опьянения; решительно отказывающихся от участия.

Этика психологического исследования

Человеку, проводящему психологическое исследование, надо пред­ставлять, что оно может таить в себе опасность причинения испытуемому психотравмы, хотя бы и небольшой. Многие вопросы или суждения в психо­диагностических методиках предполагают углубление рефлексии. Далеко не всегда мы провоци­руем ее у участника в тот момент его жизни, когда это ему полезно или, по край­ней мере, не вредно. Даже вопросы, касающиеся простых анкетных дан­ных, заставляют человека осознать свои возрастные, национальные характе­ристики, должностной статус и т.п. При обдумывании ответов у испытуемых могут увеличиваться тревога, озабоченность, пережи­вания по поводу совер­шенных ошибок и неудач, неудовлетворенность жиз­ненными обстоятельст­вами и т.п. Велика опасность травматизации при изу­чении отношений в се­мье, в группе, других межличностных отношений. Бо­лезненно могут вос­приниматься, например, не решенные в отведенный срок задания, предложенные в методике; растерянность в выборе предлагаемых в методике альтернативных ответов и т.д. Надо сообщить, что в эксперимен­тах это обычное явле­ние и примерно сходным образом реагирую другие ис­пытуемые. Позвольте участнику высказаться после окончания исследования, тем самым, давая ему возможность освободиться от возможных отрицатель­ных эмоций. Разумеется, при этом не следует отвечать ни критикой, ни оп­равданиями на его высказыва­ния. Не забывайте благодарить человека за участие в исследовании. Пом­ните, что часто он, по существу, являются соав­торами Вашей работы, но, практически все­гда, безымянным.

При написании текста контрольной работы в подпара­графе 2.2.1. “Описание процедуры проведения исследования” подробно излага­ются условия, время и место непосредственного сбора эмпирических данных; описы­вается процедура их мотивации для участия в работе; открыто указываются те трудности, с которыми вы, вероятно, столкнетесь при прове­дении иссле­дования, например, немотивированные отказы от участия в нем, агрессивное поведение и т.п.

ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Все протоколы ответов участников исследования обязательно прикла­дываются к контрольной работе в виде приложения 2 “Протоколы ответов уча­стников исследования”.

После обработки протоколов в соответствии с инструкцией, входящей в описание методики, полученные данные подвергают первичной обработке. Этот этап начинается с их представления в табличной форме.

Первичная обработка эмпирических данных

Обработку целесообразно начать с составления сводной таблицы по­лученных данных, пример которой приведен в таблице 1. Готовая сводная таблица помещается в текст контрольной работы в подпараграфе 2.3.1. “Первич­ная обработка эмпирических данных”.

Для описания сведенных в таблицу эмпирических данных надо про­вести их первичную обработку, которая включает вычисление такой стати­стической величины как средняя арифметическая (М) (далее просто “сред­няя”). Ее вычисляют, разделив сумму всех значений данных на число этих данных. Так, в нашем примере, результаты которого приведены в таблице 1, средняя по уровню выраженности самооценки в группе “отличников” соста­вит 51,8 (518 / 10) и 47,4 (474 / 10) – для “троечников”.

Таблица 1

Пример сводной таблицы эмпирических данных

Группа 1 – “отличники”

Группа 2 – “троечники”

ФИО
или
псев­доним

Пол

Воз­раст

Средний академ. балл по предме­там

Само­оценка

(мето­дика
А.И.Ко­лобковой)

ФИО
или
псев­доним

Пол

Воз­раст

Средний академ. балл по предме­там

Само­оценка

(мето­дика
А.И.Ко­лобковой)

1

Кваша

м

14

4,7

50

 

м

12

2,7

35

2

N

м

14

4,9

37

 

м

13

1,9

59

3

Факел

м

13

4,2

58

 

м

14

3,2

42

4

Шев­ченко

м

14

5

51

 

Ва­сечкин

м

14

3,1

41

5

м

12

5

48

 

Петя

м

12

3

51

6

м

14

5

52

 

м

12

2,5

49

7

Сокол

м

14

4,7

60

 

Орел

м

14

2,7

50

8

Петров

м

14

4,5

49

 

м

14

3,1

45

9

м

14

5

53

 

м

13

3,5

52

10

PS

м

13

4,8

60

 

м

14

3,1

50

Средняя (M)

13,6

4,78

51,8

Средняя (M)

13,0

2,88

47,4

Оценка достоверности различий

Рассмотрим описанный выше пример. Сравнивая самооценку уча­щихся с различной академиче­ской успеваемостью, разница между средними в самооценке “отличников” и “троечников” кажется достаточно большой – 51,8 и 47,4. Однако можно ли утверждать, что эта разница средних действи­тельно достоверна, т.е. доста­точно велика, чтобы можно было с уверенно­стью утверждать, что выражен­ность самооценки закономерно зависит от академической успеваемости? В какой степени можно опираться на эти ре­зультаты и распространять их на всех “отличников” и “троечников”, т.е. ут­верждать, что учащиеся с высокой академической успеваемостью характери­зуются более высокой самооцен­кой, чем учащиеся с низкой академической успеваемостью.

На эти вопросы позволяет ответить применение определенных стати­стических критериев, позволяющих оценить достоверность различий в уровне выраженности какого-либо свойства. В проводимом в работе сравни­тельном исследовании в качестве подобного критерия выступает U-критерий Манна-Уитни, алгоритм подсчета которого подробно описан в Приложе­нии 3 настоящих методических указаний. Расчет данного критерия произво­дится для того, чтобы определить существует ли различие между двумя ря­дами данных, характеризующих измеряемое свойство.

Вычислив эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, надо сравнить его с критическим значением U-критерия (См. Приложение 3). Раз­ли­чия в уровне выраженности свойства между двумя группами можно счи­тать достоверными, т.е. неслучайными, если Uэмп. меньше или равно критиче­скому значению U-критерия при вероятности сделать ошибку в 5-и случаях из 100 (p≤0,05).

Например, в сравнительном изучении самооценки “отличников” и “троечников”, вычисляя эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, получаем:

10 (10 + 1)

Uэмп=(10 10)+ -------------- – 124,5=30,5

2

По таблице в Приложении 3 определяем критические значения U-критерия Манна-Уитни с учетом количества участников в каждой группе. Для первой группы, состоящей из 10-и участников, n1=10 и для  второй группы –  n2=10:

Uкрит=27 при p≤0,05 

Гипотеза о достоверности различий подтверждается, если Uэмп≤Uкрит. В нашем примере Uэмп>Uкрит при p≤0,05.

Отсюда следует вывод: исследовательская гипотеза о том, что уровень выражен­ности самооценки у “троечников” достоверно ниже, чем у “отличников”, отвергается. Этот факт свидетельствует в пользу того, что учащиеся с различной академической успе­ваемостью не отличаются друг от друга по уровню самооценки.

Алгоритм и результаты расчета U-критерия, а также вывод о результа­тах проверки исследовательской гипотезы должны быть представлены в под­параграфе 2.3.2. “Оценка достоверности различий” текста контрольной работы.

НАПИСАНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ

После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, и получения результатов в ходе проведения спланирован­ного эмпи­рического исследования надо переходить к следую­щему этапу контрольной ра­боты – к написанию ее текста. Следует учесть, что существуют об­щепринятые требования к структу­ре и стилю изложения контрольной работы.

Текст работы оформляется в машинописном варианте на листах фор­мата А4, обычный объём составляет 25-30 страниц без учета приложений; шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала; поля – слева 30 мм, справа 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Страницы должны быть прону­мерованы по порядку по центру нижнего поля.

Структура контрольной работы включает следующие обязательные эле­менты: титульный лист; оглавление; введение; основное содержание работы, включающее теоретический и эмпирический разделы; заключение; список литературы; приложения.

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 4. Ог­лавление дает об­щее представление о структуре работы. Заголовки разделов и параграфов эмпирического раздела представ­лены в тексте методических ука­заний и в Приложении 5 и являются стан­дартными для всех контрольных работ. Оглавление помеща­ется в начале работы.

Введение – начальная часть работы, знакомящая с ее проблема­тикой и подготавливающая восприятие основного текста. Введение начинается с обос­нования актуальности темы иссле­дования. Вам необходимо кратко показать, что избранная вами тема – не просто предмет досужего интереса, что ее не­обходимо разрабаты­вать, например, в связи с общей ситуацией в психологи­ческой на­уке и/или в связи с изменившейся социально-экономической и культурной ситуацией в стране и/или востребованностью психологических знаний в педагогической практике.

Например. Актуальность темы исследования “Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы” обусловлена тем, что “в настоя­щее время одна из наиболее острых ситуаций в жизни общества сложилась в сфере занято­сти населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется и тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо.

<…> К сожалению, до сегодняшнего дня безработица, ее влияние на психику без­работных граждан оставались вне поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что аналогичные работы в западных странах со всей очевидностью показывают связь ме­жду этим социальным явлением и нарушением психического здоровья. <…>

В рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится одна из клю­чевых ролей. Однако до сих пор не существует единой общепринятой теоретической трак­товки этого феномена, и, как следствие, эмпирические исследования часто приводят к взаимоисключающим результатам. Это определяет актуальность дальнейшего исследова­ния самооценки как составляющей самосознания и компонента психического здоровья”.

Итак, вы доказали, что ваша тема актуальна, важна и интересна. Если это действительно так, то почему ее не исследовали до вас? А если исследо­вали, то, что и почему осталось без внимания настолько, что к этой проблеме необходимо возвратиться вновь? Отвечая на эти во­просы, Вы переходите к описанию степени разработанности проблемы. Вы ссылаетесь на ра­боты тех авторов, которые обращались к данной теме, отмечая полученные результаты, а за­тем указываете причины, которые побудили Вас заняться исследованием.

Очевидно, что обосновать актуальность темы исследования, описать степень ее разработанности и указать нерешенные проблемы можно только тогда, когда проведен литературный обзор и известны его вы­воды. Поэтому, как бы это парадоксально не звучало, введение к работе пи­шется в самом конце уже выполненной работы.

Далее, объяснив причины своего обращения к теме, Вы четко указы­ваете во введении предмет исследования и исследовательский вопрос. Далее кратко описываете структуру своей работы. Обычная формула звучит так: “Исходя из поставленного исследовательского вопроса, была избрана сле­дующая структура работы. В первом разделе работы проводится литератур­ный обзор по …; во втором разделе эмпирически исследуется…”. Подобное краткое описание работы лаконично объясняет логику решения поставленного исследовательского вопроса.

Основное содержание работы разделяется на теоретический и эм­пирический разделы. Речь об их содержании и оформлении велась выше в тексте данных методических указаний.

Заключение подводит итог исследования, включая выводы теоретиче­ского и эмпирического разделов работы. В заключении можно указать пере­чень проблем, оставшихся нере­шенными или возникших в ходе исследова­ния. Этим Вы пока­зываете, что видите перспективы своей дальнейшей работы над темой, например, в рамках последующих контрольных и дипломной работ.

Список литературы содержит источники, которые были проработаны и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники приво­дятся в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией.

Приложения. Зачастую в контрольной работе воз­никает необходимость привести информацию, не вошедшую в основной текст. В рамках проведенного исследования это будет: 1) применявшаяся в работе методика (Приложение 1 к контрольной работе) и 2) все протоколы ответов участников ис­следования (При­ложение 2 к контрольной работе). Эти материалы располагаются в конце работы, после списка литературы, как приложение к ней.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика