Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
07.09.2014, 14:23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В первое задание контрольной работы (теоретическое) включены наиболее сложные вопросы. К каждому вопросу прилагается план изучения. Второе задание предполагает проектирование урока математики. При проектировании конкретного урока необходимо учитывать: · определенные этапы обучения, такие как актуализация знаний, восприятие и осмысление нового материала, закрепление, контроль, повторение; · специфику математического содержания; основную цель курса, его логику и, соответственно, те методические подходы и приемы, которые способствуют ее достижению и находят отражение в школьных учебниках. Проектирование урока рекомендуем осуществлять по следующему алгоритму: 1. Выделить понятия, свойства, правила, вычислительные приемы, изучаемые на данном уроке. 2. Актуализировать знания педагога об этих правилах и приемах. 3. Выявить среди знаний и умений те, с которыми дети знакомится впервые, а также определить когда они изучали данную тему. 4. Проанализировать учебное содержание. 5. Сформулировать цели урока (образовательные, развивающие, воспитывающие). 6. Отобрать задания из учебника, рабочих тетрадей которые можно включить в урок и использовать дополнительный материал, если это необходимо. 7. Продумать методические приемы организации продуктивной, развивающей деятельности учащихся, направленной на актуализацию знаний, умений и навыков; на восприятие и усвоение нового материала. 8. Предусмотреть трудности, возникающие у детей при выполнении каждого задания, ошибки, допускаемые в процессе выполнения задания; способы организации деятельности по предупреждению или исправлению ошибок. Содержание третьего задания учитывает то, что в настоящий момент обучение математике осуществляется по альтернативным программам. Вариант 1 Задание 1. Раскройте методику изучения нумерации чисел в концентре «сотня» по плану: 1. Понятие «система счисления». Особенности десятичной системы счисления. 2. Задачи темы «Нумерация чисел». 3. Концентрическое расположение материала. 4. Формирование представлений детей: · о принципе построения десятичной системы счисления об образовании счетной единицы десяток, образование и название чисел в пределах ста; · о позиционном принципе записи чисел; · о принципе построения натурального ряда чисел (а+1) от 11 до 99. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Образование и название двузначных чисел» по учебнику «Математика» (УМК «Школа России»). · определите предмет усвоения; · сформулируйте цели урока; · выделите этапы урока, сформулируйте учебные задачи в каждом учебном задании; · определите методические приемы и формы организации продуктивной, развивающей деятельности школьников на вашем уроке направленную на актуализацию знаний, умений, навыков, на восприятие нового материала и на его осознание. Задание 3. Раскройте особенности методической системы Н.Б. Истоминой на содержание учебника «Математика» (2 класс). Вариант 2 Задание 1. Раскройте методику изучения нумерации чисел в концентре «Тысяча» по плану: 1. Понятие «система счисления». Позиционные и непозиционные системы счисления. 2. Особенности десятичной системы счисления. 3. Задачи темы « Нумерация чисел в пределах тысячи». Концентрическое расположение материала. 4. Формирование представлений у детей: · о принципе построения десятичной системы счисления; образование новой счетной единицы – сотня; образование чисел в пределах тысячи; · о позиционном принципе записи трехзначных чисел; · о принципе построения натурального ряда чисел (а+1)от 100 до 999. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Письменная нумерация чисел в пределах тысячи» по учебнику «Математика». Задание 3. Раскройте методику обучения решению текстовых задач в методической системе Н.Б. Истоминой. Вариант 3 Задание 1. Раскройте методику изучения нумерации чисел в концентре «Многозначные числа» по плану: Понятие «система счисления». Особенности десятичной системы счисления. Задачи темы «Нумерация многозначных чисел». Концентрическое расположение материала. Формирование представлений учащихся: · о принципе десятичной системы счисления (образование новой счетной единицы; образование и название чисел: из единиц только 2 класса; из единиц только 1 и 2 класса); · о позиционном принципе записи многозначных чисел; · о принципе построения натурального ряда чисел 1000,….,9999,10000,….,99999, …,100000,…999999. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Образование, чтение и запись шестизначных чисел». По учебнику «Математика» из комплекса «Школа России». Задание 3. Рассмотрите особенности методики изучения четырехзначных, пятизначных, шестизначных чисел методической системы Н.Б. Истоминой. Вариант 4 Задание 1. Раскройте методику формирования представлений об арифметических действиях у младших школьников по плану: 1. Определите суммы, разности, произведения, частного; действия сложения, вычитания, умножения, деления; 2. Этапы формирования представления о действиях сложения, вычитания, умножения, деления: · подготовка к восприятию (выполнение соответствующих операций над множествами); · восприятие и осмысление (установление связи между операциями над множествами и арифметическими действиями); · закрепление (выполнение тренировочных упражнений); · применение (теоретическая основа для вычислительных приемов). Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Умножение» по учебнику «Математики» из комплекса «Школа России». Задание 3. Охарактеризуйте принципы построения курса математики для начальной школы с 1-4 классов (автор которого является Л.Г. Петерсон) Школа 2000. Вариант 5 Задание 1. Раскройте методику формирования навыков табличного сложения и вычитания у младших школьников по плану: 1. Понятия: вычислительный прием; вычислительные умения; вычислительный навык 2. Критерии сформированности вычислительного навыка. 3. Случаи сложения и вычитания, относящиеся к табличным. Программные требования к усвоению табличных случаев сложения и вычитания. 4. Последовательность изучения вычислительных приемов. 5. Этапы формирования навыков табличного сложения и вычитания: · подготовка (повторение теоретической основы и операций, которые составляют новый вычислительный прием); · восприятие и осмысление вычислительного приема (ознакомление с последовательностью выполнения операций, составляющих вычислительный прием; составление алгоритма выполнения действий); · закрепление (составление таблиц с помощью вычислительных приемов; тренировочные упражнения по заполнению таблиц). Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Сложение с переходом через разряд – 0+7». По учебнику «Математика» из комплекса «Школа России». Задание 3. Рассмотрите особенности содержания курса «Математика» (автор Л.Г. Петерсон) из комплекта Школа 2000. Вариант 6 Задание 1. Раскройте методику формирования навыков табличного умножения и деления у младших школьников по плану: 1. Вычислительный прием; вычислительное умение; вычислительный навык. 2. Критерии сформированности вычислительного навыка. 3. Случаи умножения, деления, относящиеся к табличным. Программные требования к усвоению табличных случаев умножения и деления. 4. Последовательность составления таблиц. 5. Этапы формирования навыков табличного умножения и деления: · подготовка к составлению таблиц; · изучение теоретических вопросов (конкретный смысл действия умножения и деления; переместительное свойство умножения; взаимосвязь действия умножения и деления); · отработка вычислительных приемов, основанных на знании теоретических вопросов; · составление таблицы (общий план с конкретизацией на любой таблице); · изучение таблиц (тренировочные упражнения). Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Умножение 4» по учебнику «Математика» из комплекса «Школа России». Задание 3. Рассмотрите организацию учебного процесса обучения математике по программе, автором корой является Л.Г. Петерсон. Вариант 7 Задание 1. Раскройте методику изучения внетабличного сложения и вычитания в пределах 100 по плану: 1. Вычислительный прием; вычислительное умение; вычислительный навык. 2. Критерии сформированности вычислительного навыка. 3. Случаи сложения и вычитания, относящиеся к внетабличным. 4. Устные и письменные приемы вычислений, их отличия. 5. Задачи изучения темы, содержание: · устные вычислительные приемы (указать вид); · письменные вычислительные приемы; · теоретические вопросы (сочетательное свойство сложения) 6. Этапы формирования навыков сложения и вычитания (устных, письменных): · подготовка (повторение теоретической основы и операций, которые составляют новый вычислительный прием); · восприятие и осмысление; · закрепление. 7. Возможные ошибки при вычислениях, их причины и предупреждение. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Сложение двузначного числа и однозначного» 26+7 (с переходом через 10) по учебнику «Математика» из УМК «Школа России». Задание 3. Охарактеризуйте принципы построения курса математики по программе И.И. Аргинской (система Л.В. Занкова). Вариант 8 Задание 1. Раскройте методику формирования устных навыков вне табличного умножения и деления у младших школьников по плану: 1. Вычислительный прием; вычислительное умение; вычислительный навык. 2. Критерии сформированности вычислительного навыка. 3. Случаи умножения деления, относящиеся к внетабличным. Устные и письменные приемы вычислений, их отличия. 4. Последовательность изучения устных приемов умножения и деления по концентрам. 5. Этапы формирования устных навыков внетабличного умножения и деления: · подготовка (повторение теоретической основы и операций, которые составляют вычислительный прием); · восприятие и осмысление (ознакомление с последовательностью выполнения операций, составляющих вычислительный прием, составление алгоритма выполнения действия); · закрепление. 6. Конкретизировать этапы на двух-трех вычислительных приемах. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Умножение двузначного числа на однозначное» 23*4, 4*23 по учебнику «Математика» из комплекта «Школа России». Задание 3. Рассмотрите особенности формирования навыков вне табличного умножения в курсе математики Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»). Вариант 9 Задание 1. Раскройте методику изучения письменного умножения и деления в начальном курсе математики по плану: 1. Перечислите последовательность вычислительных приемов. 2. Раскройте методику изучения письменного умножения: · задачи темы; · этапы формирования письменного умножения; · особенности подготовки к умножению на однозначное число, к умножению на двузначные числа, к умножению на разрядные числа; · ознакомление с алгоритмами умножение на однозначное число, умножение на двузначные числа; · закрепление (система учебных заданий по отработке алгоритмов); · возможные ошибки при вычислениях, их причины и предупреждение. 3. Покажите методику изучения письменного деления: · задачи темы; · этапы формирования письменного деления; · подготовка (повторение теоретической основы и операций) к делению на однозначное, разрядное и двузначные числа; · ознакомление с алгоритмом деления; · закрепление; · возможные ошибки при вычислениях, их причины и предупреждение. Задание 2. Спроектируйте урок по теме: «Письменное деление трехзначного числа на однозначное» по учебнику «Математика» (УМК «Школа России»). Задание 3. Рассмотрите формирование навыков письменного умножения и деления в курсе математики Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»). Вариант 10 Задание 1. Раскройте методику изучения элементов геометрии в начальном курсе математики по плану: 1. Формирование представлений: · наблюдение за конкретным объектом, моделью; · установление внешних признаков предмета путем наблюдения; · выделение существенных и несущественных признаков через сравнение; · созданный образ выражается через слово. Слово-символ для внеклассного представления. 2. Задачи изучения геометрического материала. 3. Содержание геометрического материала, распределение по классам. 4. Требования к изучению геометрического материала: · оборудование учебных занятий; · выбор методов и приемов; · учет имеющихся представлений о геометрических фигурах; 5. Формирование представлений о геометрических фигурах. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Прямоугольник» по учебнику «Математика» (УМК «Школа России»). Задание 3. Рассмотрите методику формирования представлений о геометрических фигурах в системе обучения математике Н.Б. Истоминой. Образец выполнения контрольной работы Задание 1. Раскройте методику изучения уравнения в начальном курсе математики по плану: 1. Понятие уравнения (через равенство и высказывательную форму). Корень уравнения. Что, значит, решить уравнение? 2. Способы решения уравнений, которые рассматриваются в начальной школе. Виды уравнений. 3. Формирование понятия уравнения и умения решать уравнения у младших школьников: · подготовительный этап; · ознакомление с понятиями уравнение; решение уравнения способом подбора; · ознакомление с решением уравнения на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента; · составление алгоритма решения уравнений; · формирование умений решать уравнения. Задание 2. Спроектируйте урок на тему: «Уравнение» по учебнику «Математика» из УМК «Школа России». Задание 3. Рассмотрите методику изучения уравнений в курсе математики Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»). Решение Задание 1. Раскройте методику изучения уравнения в начальном курсе математики. Пусть на множестве всех действительных чисел заданы выражения с переменной х: f(х)=4х q(х)=2х+1. Соединим эти выражения знаком равенства. Получим предикат 4х=2х-1, который при одних значениях х обращается в истинное числовое равенство, при других – ложное. Так, если х=1, то получаем ложное числовое равенство: 4*1=2*1-1, а при х = -1/2 он обращается в истинное числовое равенство: 4*(-1/2)=2*(-1/2)-1 Предикат 4х=2х-1 – называют уравнением. Пусть на множества Х, заданы два выражения с переменной х: f(х) и q(х). Предикат вида: f(х) = q(х) –называют уравнением с одной переменной; если поставлена задача: найти все значения переменной, при постановке которых в предикат получается истинное числовое равенство. Всякое число из множества Х, при постановке которого вместо переменной х в уравнение f(х) = q(х), получается истинное числовое равенство, называют корнем этого уравнения или, иначе, решением уравнения. Множество всех корней является множеством решений уравнения. Решить уравнение – значит, найти множество его решений. Итак: уравнение предикат f(х) = q(х) с которым связаны два множества: 1. Множество х допустимых значений переменной (множество определения предиката). 2. Множество T корней уравнения (множество истинности предиката). 3. Множество корней уравнения является подмножеством, множество допустимых значений переменной, т.е. T c х. В курсе математики начальных классов уравнение рассматривается как истинное равенство, содержащее неизвестное число и решается по основе правила взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Термин «решение» употребляется в двух смыслах: 1. Он обозначает число (корень), при подстановке которого уравнение обращается в верное числовое равенство. 2. Сам процесс отыскания такого числа, есть способ решения уравнения. Неизвестное число (корень) в уравнении сначала находят подбором, а позднее на основе знания связи между результатом и компонентами. Определение уравнения и корня уравнения в начальных классах не дается. На подготовительном этапе к введению первых уравнений, при изучении сложения и вычитания в пределах 10, учащиеся устанавливают связь между суммой и слагаемыми; учащиеся овладевают умением сравнивать выражение и число, два выражения и получают первые представления о числовых равенствах вида: 6+4=10; 8=5+3 Большое значение в плане подготовки к введению уравнений имеют упражнения на подбор пропущенного числа в равенствах вида: 4+ٱ=6; ٱ-3=7; 5-ٱ=2; В процессе выполнения таких упражнений учащиеся привыкают к мысли, что неизвестным может быть не только сумма и разность, но и одно из слагаемых (уменьшаемое или вычитаемое). Знакомство с упражнением возможно при решении задач с числами: К неизвестному числу прибавили 3 и получили 8. Найти неизвестное число. По данной задачи составляется равенство с неизвестными числами и записывается так ٱ+3=8. Учитель поясняет, что в математике неизвестное число принято обозначать латинскими буквами. Дается запись и чтение одной из букв - х (икс). Обозначается неизвестное число буквой х, записывают х+3=8 и читают - к неизвестному числу прибавили три, получили восемь, а затем – икс плюс три равно восьми. Учитель сообщает: что это уравнение; найти неизвестное число, значит решить уравнение и неизвестное число - корень уравнения. Уравнения решают подбором: - вместо неизвестного подставляют (например, с помощью различных цифр) одно за другим числа из множества чисел данных учителем, пока не найдут такое, которое «подходит» (при котором получается верная запись). Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают: х+2=5 х-3=7 7-х=5 х=3; х=10; х=2; Учащиеся упражняются в чтении, записи и решении уравнений. Показываются разные формы чтения: «К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 5», «Первое слагаемое неизвестно, второе - 2, сумма равна 5. Чему равно первое слагаемое?». При решении первых уравнений дети опираются на операции над множествами, на знание состава чисел, на установление отношений между результатами и компонентами действий (При сложении самое большое число сумма, она состоит из слагаемых, при вычитании самое большое число – уменьшаемое. Оно состоит из вычитаемого и разности). Уравнения вида х×3=12, 5×х=10; х:2=4; 6:х=2 решаются способом подбора в течении всего времени изучения табличного умножения и деления. Взаимосвязь между произведением и множествами рассматривается до изучения таблиц умножения и деления только потому, что именно на ней основано составление таблиц деления на основе таблицы умножения. Рассмотрение взаимосвязи между компонентами и результатом отнесено к этапу ознакомления с внетабличным умножением и делением. Поэтому только к этому времени взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления начинает применяться в качестве основы для решения уравнений. Как только учащиеся освоят знания связи между результатами и компонентами арифметических действий, уравнения начинают решать на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента. Учащиеся объясняют решение уравнения в определенной последовательности (алгоритм): х+28=40 1. Читаю уравнение (первое слагаемое неизвестное число, второе 28, сумма 40) 2. Вспоминаю правило, как найти неизвестное число (Неизвестное слагаемое получим, если из суммы 40 вычтем второе слагаемое 28) х=40-28 3. Вычислю х=12 4. Проверяю (подставлю число 12 в первую часть уравнения) 5. Вычислю 12+28=40; 40=40 6. Сравниваю, значит, уравнение решено, верно. Решение уравнений оформляется так: х+5=25 х-8=20 х=25-5 х=20+8 х=20 х=28 20+5=25 28-8=20 25=25 20=20 С целью формирования умения решать уравнения предлагаются разнообразные упражнения: 1. Решите уравнения, используя алгоритм, и сделайте проверку. 2. Выполните проверку решенных уравнений, объясните ошибки в неверно решенных уравнениях: 20-х=8 х+7=13 х=13 х=20-8 х=13+7 х-8=7 х=12 х=20 х=7-8 3. Составьте уравнения с числами х, 7, 10, решите и проверьте решение. 4. Из заданных уравнений выберите и решите те, в которых неизвестное число находят вычитанием (делением). 5. Из заданных уравнений выпишите те, в которых неизвестное число равно восьми. 6. Рассмотрите решение уравнения, определите, чем является неизвестное в уравнении, и вставьте пропущенный знак действия: х*2=12 х*2=12 х=12:2 х=12×2 7. Решите уравнения; сравните уравнения и их решения: х+8=40 х×3=24 х-8=40 х:3=24 Задание 2. Спроектируйте урок на тему «Уравнение» по учебнику «Математика» из комплекта «Школа России». Образец выполнения Математика 3 класс Тема: Уравнение Цели урока: 1. Дать понятие об уравнении и его решении методом подбора. 2. Закрепить прием письменного сложения и вычитания. 3. Закрепить знания единиц длины и отношения между ними. Таблица 1 Ход урока
Задание 3. Рассмотрите методику изучения уравнений в курсе математики из УМК Н.Б. Истоминой «Гармония». Образец выполнения задания Вопрос о том, когда целесообразно знакомить младших школьников с Уравнением – в первом, во втором или в третьем классе, решается в различных методических системах по-разному. Одна точка зрения – познакомить с уравнениями как можно раньше и в процессе их решения осуществлять работу по усвоению детьми правил о взаимосвязи компонентов и результатов действий. Другая точка зрения - приступить к решению уравнений после того, как учащиеся усвоят необходимую терминологию и те правила, которыми они будут пользоваться для решения уравнений. Н.Б. Истомина разделяет вторую точку зрения. Это обуславливается тем, что для осознания взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий необходимо опереться на предметную деятельность. В противном случае при решении уравнений необходимо идти через образец и большее количество однообразных тренировочных упражнений. Это приводит к тому, что, решая уравнения, учащиеся часто руководствуются не общим способом действия (правила), а внешними принципами. Например, предложив детям решить уравнение 8+х=6 , мы довольно часто получаем ответ: х=8-6, который учащийся обосновывает так: «Здесь знак плюс, значит, надо вычитать, я из большего числа вычитаю меньшее». Ясно, что дети ориентируются не на существенные признаки данного равенства, а на числа 8 и 6. А так как младший школьник может вычитать только меньшее число из большего, то он оценивает данное равенство с этой точки зрения, не пытаясь осознать ту взаимосвязь, которая существует между слагаемыми и значением суммы. Более позднее изучение уравнений (по данной программе в 4 классе) позволяет: 1. Использовать в уравнениях многозначные числа и ранее изученные понятия. 2. Познакомить учащихся с уравнениями, в которых неизвестный компонент представлен в виде буквенного выражения: 80:х+15=31; 150-х:2-140 и др. 3. Познакомить учащихся с решением задач способом составления уравнений. При этом можно использовать задачи, которые учащиеся уже решали арифметическим способом. «Математика» 4 кл. ст. 202 № 514, ст.203 № 515 -819 и др. Список литературы Основная 1. Аргинская И.И. и др. Математика 1, 2, 3, 4 классы – М. – Просвещение и корпорация «Федоров», 2001. 2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. 3. Истомина Н.Б. Математика 1, 2, 3, 4 классы. – М., 2002. 4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 2000. 5. Моро М. И. и др. Математика 1, 2, 3, 4 классы. – М., 2002. 6. Питерсон Л.Г. Учебники математики 1-4 классы. – М., 2002. 7. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 1, 2, 3, 4 классы. – М., 1998. 8. Стацлова Л.П. Математика. – М., 2000. Дополнительная 1. Александрова Э.И. Математика 1, 2, 3, 4 классы – Вита-Пресс, a. 2001 – 2004 гг. 2. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебникам «Математика» 1-4 классы. – Смоленск, 2001. 3. Моро М.И. О комплексе учебных и методических пособий по математике для начальных классов школы // Начальная школа. -2003- № 2.- с.3-6. 4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999. 5. Петерсон Л.Г. Математика 1-3 кл. методические рекомендации для учителей. – М., 2003. 6. Туркина В.М. Работа по составлению таблицы умножения // Начальная школа. – 1998, № 5 с. 58-60. 7. Царева С.Е. Обучение решению задач// Начальная школа. – 1997 № 11. – с. 93-99. 8. Царева С.Е. Математика и методика обучения математике (Авторская программа курса. Методически указания по ее реализации): учеб. методич. пос. 2-е изд., переработанное и дополненное. Новосибирск: изд. НГПУ, 2003. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||