Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
15.04.2019, 09:58 | |
Экзаменационный билет включает 1 теоретический вопрос и 1 практическое задание. Перечень теоретических вопросов к государственному экзамену: 1. Предмет и методы общей психологии 2. Культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский). 3. Основные закономерности и движущие силы психического развития ребенка. 4. Психология воспитания. 5. Детство как социокультурный и психологический феномен. 6. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте и их учет в образовательном процессе. 7. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 8. Социально-психологическая характеристика общения. 9. Личность в системе управления. 10. Активные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. 11. Возрастосообразность содержания и технологий образования дошкольников и образовательные задачи каждого возрастного этапа. 12. Системный подход к организации воспитательного процесса 13. Деятельностный подход в воспитании детей 14. Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка 15. Философско-антропологический подход в воспитании ребенка 16. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки 17. Основные этапы становления и развития дошкольной педагогики 18. Характеристика образовательного процесса в ДОО 19. Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста 20. Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста 21. Механизмы социально-коммуникативного развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста 22. Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста 23. Теория и технологии обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике 24. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста 25. Игра как форма, средство и метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста 26. Развитие продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста 27. Проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации 28. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Особенности организации методической работы по взаимодействию ДОУ с семьей. 29. Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы 30. Общая и специальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема 31. Грамматический строй речи, значение его усвоения для речевого, умственного развития детей. 32. Дидактические основы процесса математического развития дошкольников. Практические задания: Психолого-педагогические основы дошкольного образования 1. Сформулируйте педагогические цели применения активных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, раскройте пути достижения сформулированных вами целей в одной из образовательных областей дошкольного образования. 2. Разработайте план организации деятельности детей, используя конкретное возрастосообразное содержание образовательных областей. 3. Спроектируйте воспитательную систему дошкольной образовательной организации, раскройте концептуальную основу вашей воспитательной системы. 4. Спроектируйте совместную деятельность детей и взрослых в процессе освоения одной из образовательных областей дошкольного общего образования. 5. На основе личностно-ориентированного подхода разработайте программу взаимодействия детского сада и начальной школы в процессе формирования готовности детей к обучению и общению в условиях школы. 6. Опишите личностные достижения ребенка дошкольного возраста и соотнесите их с уровнем его развития. Охарактеризуйте методики диагностики личностных достижений ребенка дошкольного возраста. На основе изучения особенностей ребенка спроектируйте индивидуальную траекторию развития ребенка. 7. Определите единицы наблюдения развития сюжетно ролевой игры старших дошкольников. Предложите форму регистрации наблюдаемых проявлений. 8. Предложите варианты дифференцированных заданий для диагностики познавательного развития старших дошкольников, построенных на соотнесении зоны актуального и зоны ближайшего развития. 9. Приведите примеры поведения ребенка, обусловленные переживанием кризиса «3-лет». Предложите психолого-педагогические рекомендации родителям по оптимизации социальной ситуации развития ребенка. 10. Подготовьте сообщение для педагогического совета дошкольной образовательной организации. Примерные темы сообщения: - Средства и методы активизации познавательной активности детей раннего возраста. - Методы предупреждения межличностных конфликтов в старшей группе дошкольной образовательной организации. 11. Предложите схему изучения психического развития ребенка дошкольного возраста. Обоснуйте отбор методов диагностики. 12. Предложите конкретную игровую технологию, направленную на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Обоснуйте целесообразность ее использования. 13. Представить тематическое сообщение для родителей по проблемам личностного развития дошкольника. Примерные темы сообщения: - Организация жизненного пространства ребенка на этапе поступления в дошкольную образовательную организацию. - Обогащение образовательной среды дошкольной образовательной организации. 14. Перечислите условия эффективного педагогического общения. Приведите примеры реализации эмпатического слушания в общении с дошкольниками и их родителями. 15. Приведите рейтинг наиболее значимых личностных качеств руководителя (не менее 7 позиций). Соотнесите, выделенные качества с профессиональным стандартом педагога. 16. Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и развития детей раннего возраста. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в ДОО. Программа построена на гуманистических принципах личностно- ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. К какому виду относится данная программа? Назовите аналогичные программы. Обоснуйте требования к созданию предметно – пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации данной программы. Спроектируйте несколько игр-занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста, указав цели и применяемые методы и приемы. 17. Составьте три мини-словаря (по 10 - 15 слов для каждой возрастной группы) по теме «Транспорт». Обоснуйте подобранный материал с методической точки зрения. 18. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы В средней группе воспитатель ведет занятие по математике. В конце занятия торжественным и таинственным голосом он предлагает «сделать» автобус… из самих детей, чтобы «поехать на прогулку». Тут же среди них обнаруживается «водитель» и «контролер». Воспитатель просит встать их друг за другом так, чтобы получилась колонна, напоминающая автобус. «Автобус» собирается отправиться в путь: разъединяется и «впускает» «пассажиров», каждый из которых берется за плечи впереди стоящего ребенка. По команде «водителя» все отправляются в путь, который заканчивается в раздевалке. Оказывается, детям действительно пора собираться на прогулку: они даже не поняли, что занятие закончилось. Оцените оригинальность завершения занятия воспитателем. Какие задачи обучающего характера он мог бы решить, используя эту же ситуацию в конце занятия, но таким образом, чтобы дети осознали ее как логическое завершение занятия? Что бы Вы посоветовали педагогу на месте старшего воспитателя ДОУ? Перечислите задачи математического развития, которые решаются в средней группе? Как организуется предметно-пространственная среда для математического развития в средней группе. Какие рекомендации можно дать родителям по математическому развитию детей в условиях семьи? 19. Организация совместной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Все дети играли в игру «Строительство города». Олег (4 года 2 месяца) не играл с ребятами, а сидел один и строил сказочный домик. Лицо его было сосредоточено, он то и дело разбирал часть постройки, если она ему не нравилась. Воспитательница попыталась вовлечь Олега в общую игру: - Олежек, ты для кого строишь домик? - Ни для кого. Просто стлою. Будет класиво. Тогда взрослый привлек внимание других детей к тому, какой красивый домик получается у Олега, в надежде, что дети сами вовлекут мальчика в совместную игру, но он перестал строить и не захотел играть вместе с другими детьми. На другой день он опять начал один строить свой сказочный домик. Почему, на Ваш взгляд, Олег прекратил постройку, когда вмешались другие дети? В чем особенность мотивов его игрового поведения? Существует ли здесь социально- личностная проблема? Какие приемы организации совместной конструктивной деятельности Вы бы посоветовали педагогу в этой ситуации в качестве старшего воспитателя детского сада? 20. Приобщение детей дошкольного возраста к труду Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Перед уборкой групповой комнаты детям старшей группы педагогов говорит: «Ребята, вы не забыли, что мы всегда делаем по пятницам вечером. Для чего это нужно делать, вы знаете?» Выслушав детей, она распределила детей на группы, спрашивая, кто с кем хотел бы трудиться вместе. Двум детям, которые не могли разрешить спор, кому вытирать пыль, воспитатель сказал: “Ты, Сережа, это делал в прошлый раз, пусть теперь Кирилл этим займется, а ты - расставь игрушки на полки. Это тоже нужное дело, и ты с ним обязательно справишься”. Какой вид труда использовал воспитатель? В какой форме был организован труд? Оцените, правильно ли организовала педагог деятельность детей? Какие еще виды труда в детском саду Вы знаете? На примерах из практики раскройте их содержание в разных возрастных группах. Определите, как труд влияет на социально- личностное развитие детей? Каково методическое сопровождение данной деятельности дошкольников? 21. Развивающее значение изобразительного творчества дошкольников. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. В подготовительной группе дети любят рисовать на свободную тему или по замыслу – можно передать в рисунке свои впечатления, пофантазировать, нарисовать сюжет из любимой сказки. Воспитатель тоже любит, когда дети рисуют разнообразные картины, где отражены яркие впечатления детства. Если же некоторые дети затрудняются в выборе сюжета, то она помогает найти сюжет каждому ребенку. - Мы вчера читали сказку про лису и петуха - тебе она понравилась. Вот и попробуй нарисовать, как хитрая лиса уносит петушка в лес. - Вспомните, какие красивые цветы растут на участке. - Какие красивые здания мы видели, гуляя по улице. Что лежит в основе творческого рисования по замыслу ребенка? В чем ценность такого вида рисования? Как руководить изобразительной деятельностью детей по замыслу. Какие есть методы и приемы, стимулирующие данную деятельность? 22. Музыкального воспитания детей дошкольного возраста Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Музыкальный работник предлагает детям – воспитанникам средней группы - «сыграть» (под его аккомпанемент) на музыкальных инструментах, которые лежат на столике. Подойдя к столику, дети находят лишь предметы-заместители (палочки, бутылки и т.д.). Педагог побуждает ребят поэкспериментировать с предметами и предположить, как можно извлечь из них звук и сыграть на них. Дети смущены. Воспитательница, наблюдающая эту сцену, заступается за детей: «Людмила Ивановна, ребята могли бы сыграть и на настоящих инструментах! У вас же есть инструменты для детского оркестра! Петечка, например, может на металлофоне сыграть!» Мальчик радостно кивает головой. Все дети сбиваются в «кучку» и начинают выкрикивать, кто и на чем может сыграть. В чем не совпали цели музыкального руководителя и воспитателя? На каком этапе занятия можно было предупредить возникновение конфликта? Найдите пути выхода из проблемной ситуации. Какую работу следует провести старшему воспитателю, чтобы не возникали подобные ситуации? 23. Руководство двигательной деятельностью на прогулке Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Утром, увидев воспитателя, дети подготовительной группы оживляются и радуются. Между ними слышны разговоры в ожидании предстоящей прогулки, на которой они обязательно будут играть с воспитателем в подвижные игры. Второй воспитатель группы - полная противоположность. Считает, что дети большие и должны самостоятельно играть, а если не играют, значит, не хотят или устали от предшествующей деятельности. Чья позиция, на Ваш взгляд, правильная? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приёмы руководства подвижными играми в разных возрастных группах. Перечислите условия организации самостоятельной двигательной деятельности на прогулке? 24. Методика проведения физкультурных занятий в ДОО. Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. В конце физкультурного занятия в средней группе воспитатель объявил: «В подвижную игру сегодня играть не будем, потому что не успеваем. Около физкультурного зала уже ждут дети, которые должны заниматься после нас. Наше время закончилось. Стройтесь в колонну, пойдем в группу». Дети расстроились и ушли с занятия вялые и неудовлетворенные. Является ли подвижная игра обязательным компонентом физкультурного занятия? Что нарушил воспитатель? Дайте оценку его действиям с позиции методиста детского сада. Какова структура физкультурного занятия и задачи каждой его части? Каковы Ваши методические рекомендации. 25. Технологические аспекты руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. На участке детского сада гомон. Новенький мальчик (5 лет) с любопытством всматривается в играющую детвору. - Тебе тоже, наверно, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: - Не-е-е… Я их расстреляю! Ловко вскидывая игрушечный автомат, принесенный из дома, ребенок целится в сторону играющих. - За что же ты их хочешь расстрелять? – снова с вопросом обращается к мальчику педагог. - А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! Какое значение в социально-коммуникативном и нравственном становлении личности дошкольников имеет содержание игр и те роли, которые берет на себя ребенок? Назовите исследователей, которые разрабатывали технологические аспекты руководства сюжетно-ролевыми играми. Какие условия организации коллективных детских игр были нарушены в данном случае? Что бы Вы посоветовали педагогу как старший воспитатель детского сада? 26. Взаимодействие ДОО и семьи Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Гриша (4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко говорил, спорил, задирался со сверстниками, отнимал у других игрушки. Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал: «Утром поспорили с женой. Из-за пустяка… Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь?», - а затем к маме: «Зачем папу обижаешь?» А жена взяла, да и шутя шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал и не слушался ее… А что он у вас натворил?» Какие ошибки допустили родители? Как это может отразиться на становлении механизма нравственного поведения у ребенка? Какие формы и методы работы с родителями можно использовать, чтобы решить данную проблему? Какую дополнительную работу можно провести с мальчиком в ДОО? Как эта ситуация отразится на взаимосвязи семейного и общественного воспитания? 27. Методические аспекты подготовки детей к школе Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Сережа - довольно развитой мальчик. В детском саду его хвалили педагоги. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе. Объясните причины поведения мальчика. В чем должна состоять преемственность в работе детского сада и школы и как должны решаться задачи подготовки к школе? Какие бы Вы советы дали родителям Сережи? Каково методическое сопровождение воспитателей по данной проблеме? Проблемы управления дошкольным образованием 1. Понятие «управление дошкольной образовательной организацией» Изучите понятие «управление», которое представлено, в интерпретации разных авторов, и выберите одно или два понятия, которые, на ваш взгляд, является наиболее оптимальными, и отвечают современной управленческой ситуации в дошкольном образовании. Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели); целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие объекта управления в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев). Управление – это специально организованная деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленная на обеспечение единства и взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании (А.А. Майер). Управление – это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы (объект управления) для организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Принципиально важно, управлять не организациями, а людьми, находящимися в них (Н.Н. Митин). Конкретизируйте понятия – «субъект управления» и «объект управления», «функции управления», «управленческий цикл». Охарактеризуйте основные подходы к управлению. 2. Сравните два понятия «менеджмент» и «управление» и определитесь, какой точки зрения Вы придерживаетесь: - «менеджмент» и «управление» - это синонимы; - понятие «управление» шире и включает «менеджмент»; - «менеджмент» - это наука, а «управление» - одна из основных ее категорий. Мотивируйте свой выбор, или обоснуйте свою точку зрения. 3. Функции управления дошкольной образовательной организацией Познакомьтесь со следующим текстом. П.И. Третьяковым определен состав функций управления педагогическими системами с позиции двойного подхода и установлена их взаимосвязь и последовательность, поэтапная смена друг друга, которая и образует единый управленческий цикл. Двойной подход предполагает взаимосвязь различных функций деятельности руководителя. Например, заведующий ДОО не только планирует работу организации, но и прогнозирует возможный результат (планово-прогностическая функция); не только собирает и систематизирует информацию, но и анализирует ее (информационно-аналитическая функция); цели обязательно диктуются мотивом деятельности (мотивационно-целевая функция) и т.д. Перечислите недостающие функции. Среди этих функций управления как видов управленческой деятельности системообразующим фактором является цель. Объясните, почему. Согласны ли вы с этой точкой зрения? 4. Система целеполагания в дошкольной образовательной организации Схематично представьте «дерево целей". Покажите на примере, как происходит декомпозиция стратегической цели на подцели и задачи. Охарактеризуйте черты и свойства управленческой цели. 5. Методы управления дошкольной образовательной организацией Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. В период перехода на новую оплату труда коллектив ДОО активно участвовал в разработке локальных актов по стимулированию труда, создал экспертную группу по его оцениванию, но экономический результат был незначительный. Какой метод управления представлен в ситуации? Дайте характеристику методам управления? В каком соотношении могут использоваться имеющиеся методы в современных условиях? 6. Открытие и функционирование дошкольной образовательной организации Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Будущему заведующему предложили открыть ДОО с приоритетом интеллектуального развития ребенка. При этом окружное управление образования продемонстрировало свою заинтересованность в том, чтобы ДОО с самого начала включилась в экспериментальную работу по теме: «Управление качеством экологического образования в детском саду». Сотрудники управления предложили заведующему учесть это при составлении Образовательной программы детского сада. Какими нормативными актами регламентируется открытие и функционирование ДОО? Какие процедуры должна пройти ДОО при ее открытии? Какой пакет документов необходимо подготовить при прохождении процедур? В чем будет специфика работы детского сада в данном случае? В какой части образовательной программы будет отражена специфика работы ДОО? Как можно решить проблемы соотнесения комплексной и парциальных программ экологического образования в ДОО? Как выполнение требований к сочетаемости программ повлияет на качество экологического образования в ДОО? 7. Лицензирование как механизм государственного регулирования качества дошкольного образования Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. В суд обратилась с иском к органу управления образованием гражданка Н. – заведующий ДОО. В своем заявлении она указала, что после государственной регистрации, утверждения Устава и открытия расчетного счета в банке, получения печати и штампов ДОО, приобретения необходимого оборудования, получения аренды помещения, заключения договоров с ЖКХ и учреждениями питания, ею был принят на работу необходимый штат сотрудников и укомплектованы группы воспитанников. Спустя 3 месяца орган управления образованием приостановил деятельность ДОО, признав ее незаконной. Гражданка Н. просит суд обязать орган управления образованием отменить свое решение и возместить нанесенный ущерб, вследствие вынужденной остановки в осуществлении образовательного процесса. Какой этап создания и функционирования ДОО описан в данной ситуации? Определите условия, при которых лицензирование образовательных учреждений будет выступать инструментом регулирования качества образования, условием развития ДОО. Как знание особенностей осуществления данного этапа должно помочь органу управления образованием при ответе на иск заведующей? 8. Организация дополнительного образования в ДОО Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. В ДОО с детьми много играют и занимаются. Некоторые родители при этом жалуются старшему воспитателю и заведующему на то, что дополнительных занятий слишком много, другие – что слишком мало. Особенно «жаркий» спор разгорелся относительно занятий английским языком с воспитанниками старшей группы (детский сад работает по программе «Истоки» и проводит такие занятия как факультативные). Через некоторое время, уступая очередному запросу и настоянию родителей, методист детского сада пересмотрела расписание занятий и перенесла занятия английским языком на первую половину дня на место занятий по развитию речи. Насколько правомерно решение старшего воспитателя детского сада? Как бы в данной ситуации поступили Вы? Аргументируйте свой ответ. Какая нормативная базы определяет организацию дополнительного образования в ДОО? Каковы организационно- педагогические условия организации дополнительного образования в ДОО? 9. Стили управления коллективом Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы Ситуация 1. Воспитатель ДОО предложил старшему воспитателю заменить проведение тривиальных форм методической работы, работой проектных групп, обосновав их эффективность. Старший воспитатель сказал, что менять ничего не собирается, поскольку считает, что ситуация нормальная, воспитатели привыкли к такой системе, а его дело — выполнять обязанности, а не предлагать прожекты начальству. Воспитатель навсегда "зарекся" выступать с инициативой. Ситуация 2. В ДОО готовилось методическое мероприятие для округа. Старший воспитатель представил заведующему план данного мероприятия, но руководитель поинтересовался, согласован ли он с педагогическим коллективом. «Как мы им скажем, так они и сделают», - ответил старший воспитатель про педагогический коллектив. Решение заведующего было следующим: собрать рабочую группу и предложить им спроектировать данное мероприятие. Какие стили руководства Вы знаете? Охарактеризуйте их. Какие стили руководства используются и как бы вы поступили в данных ситуациях? Какие факторы влияют на формирование стиля управления заведующего ДОО? Можно ли комбинировать стили управления в каждой конкретной ситуации? 10. Комплектование дошкольной образовательной организации Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы На прием к заведующей пришли мама и отчим с просьбой оформить ребенка в детский сад. Отчим записал ребенка под своей фамилией. Заведующая не потребовала документов, подтверждающих усыновление ребенка. Ребенок проходил в детский сад в течение двух лет. За это время произошла смена руководства. К работе приступил новый заведующий. Через некоторое время появился настоящий отец, который не был лишен родительских прав. Он был возмущен, что его ребенок оформлен под чужой фамилией, угрожал, что обратится в суд. Что делать в этой ситуации новому заведующему ДОО? В чем заключается проблема, лежащая в основе данной ситуации? Проанализируйте ситуацию. Как может помочь в ее решении знание правил оформления договора между родителями воспитанников и ДОО? Как происходит комплектование ДОО? 11. Работа с кадрами в дошкольной образовательной организации Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы В детском саду наблюдается нехватка кадров. При зачислении на работу будущий сотрудник предъявил заведующему ДОО трудовую книжку старого образца. Между тем, пролистав странички документа, заведующий обратил внимание на то, что оформлена она совсем недавно (после 01 января 2004 года, когда уже были введены новые формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках»). Как следует поступить заведующему в этом случае: - «не заметив» отступления от закона, принять документ? - под благовидным предлогом отказать педагогу в приеме на работу? Обоснуйте свое мнение. Охарактеризуйте процедуру приема работника на работу (пошаговая инструкция). 12. Организационные механизмы в управлении ДОО Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы Няня систематически с опозданием приносит завтраки, обеды. Каждый раз у нее на это разные причины: то очередь длинная была к пищеблоку и чайник забыла – пришлось возвращаться, то «дети еще есть не хотят и просят с ними поиграть» или «родители с вопросами приставали – пришлось задержаться». Как быть воспитателю группы: a. - “заполнить” паузу между умыванием и едой? b. - позже умывать детей, нарушая режим? c. - поговорить с няней? О чем? Как бы Вы поступили на месте воспитателя группы? На месте заведующего ДОО? Что такое организационная структура ДОО? Какие организационные механизмы обеспечивают деятельность сотрудников организации в достижении поставленных целей? Какая нормативно-правовая база определяет функции, содержание работы и полномочия каждого сотрудника ДОО? 13. Контроль в управленческой деятельности Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы. Старший воспитатель ежемесячно посещает физкультурные занятия молодого специалиста, постоянно указывает ему на недостатки, связанные с несоблюдением гигиенических требований к его проведению. Воспитателя по физической культуре эта ситуация настораживает: он считает, что к нему необъективно относятся и «необоснованно придираются». Посетив очередное физкультурное занятие, старший воспитатель делает вывод о том, что физическая нагрузка на занятии была превышена. Это утверждение он делает на основании того, что у отдельных детей отмечается сильное покраснение и испарина лица. Воспитатель, проводивший занятие, не согласен с мнением о перегрузке детей, приводит аргументы о допустимости указанных внешних признаков физической нагрузки, доказывает свою правоту. Объясните действия методиста детского сада. Какие измерения в процессе педагогического контроля должен был выполнить старший воспитатель для объективной оценки физической нагрузки? Что следует предпринять для предотвращения конфликтной ситуации? Охарактеризуйте систему контроля в ДОО и методику его проведения. 14. Организация форм взаимодействия ДОО и семьи Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы На открытое мероприятие группы – семейную гостиную по литературному образованию детей - пришел старший воспитатель детского сада. Это вызвало беспокойство у воспитателя и некоторых родителей воспитанников: им очень хотелось, чтобы та высоко оценила нетрадиционную форму их сотрудничества и связанные с ней достижения детей. В ходе занятия воспитатель обратилась к детям с просьбой прочесть стихотворения о весне: «Кто знает стихотворение о зиме?». Одна девочка сразу же начала читать стихотворение: «Белая береза под моим окном…». Однако мама перебила ее и попросила назвать автора. Девочка вспомнила автора и снова начала читать стихотворение, но тут девочку перебила воспитательница, попросив вспомнить название стихотворения. Начав стихотворение в третий раз, девочка читала его в ускоренном темпе, монотонно и невыразительно. Родители и воспитатель смущенно переглядывались. Как должно быть сформулировано предложение прочесть стихотворение, чтобы избежать ошибок, которые допустила эта девочка? Как повлияло на качество чтения стихотворения девочкой такое вмешательство родителя и педагога? Как должны были вести себя педагоги, если ребенок начал читать стихотворение без названия и имени автора? Какие этические нормы должен соблюдать я старший воспитатель в данной ситуации? 15. Руководитель дошкольного образовательного учреждения как администратор, организатор и воспитатель коллектива Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы «В детском саду все держится на мне!» И действительно это факт. Если заведующего нет на рабочем месте, то никто не может принять решение, найти нужные бумаги, ответить на вопросы… Жизнь замирает… Коллектив пытался проявлять активность, но заведующий не поощрял «самодеятельность». Контроль был тотальный. Считаете ли Вы, что данная ситуация типична для современных руководителей? Какими качествами должен обладать идеальный руководитель дошкольной образовательной организации, разработайте модель? Дополнительный модуль В целях повышения баллов, полученных обучающимися на экзамене и защите, членами комиссии рассматриваются: результаты первого этапа сертификации "Московский учитель" Центра независимого тестирования МЦКО, научно-практические публикации, выполненное дополнительное задание. Дополнительные задания (одно по выбору обучающегося): 1. Проанализируйте ситуации и ответьте на предложенные вопросы. Одного из воспитанников сверстники в группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. 2. В чем особенность мотивов поведения детей? Какими могут быть действия воспитателя? У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Как помочь ребенку обрести детство ? Каким образом Вы бы выстроили беседу с родителями ребенка, какие аргументы привели для объяснения их ошибок в процессе воспитания? Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?» Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке. — А мама тоже ездила с вами к бабушке? — Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он. Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой? — Мама осталась дома, — ответил отец, — она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала, — сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына. — Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик». Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери? 3. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. В чем, по Вашему мнению, заключаются причины сложившейся ситуации? Какие Вы предпримите методы работы с детьми для изменения отношений детей к отверженному ребенку? 4. Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день. В чем причины такого поведения ребенка? Каким образом следует поступить воспитателю? 5. В группе детского сада есть девочка, которая на занятиях по лепке постоянно берёт в рот пластилин. Замечания и запреты не помогают. Объяснить эту тягу ребёнок не может. Каким образом следует изменить поведение ребенка? 6. Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Какими причинами объясняется такое поведение ребенка? Что следует предпринять воспитателю? 7. Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик. Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика? 8. Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2 года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось. В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”. Что случилось с девочкой? Объясните причину. Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей. 9. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?» Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться. Какие ошибки часто допускают взрослые? 10. В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта: - стремление командовать сверстниками; - неумение выслушивать не очень складную их речь. Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем. | |