Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
14.11.2018, 14:38 | |||||||||||||||||
Тематика контрольной работы 1. Основные этапы развития педагогики 2. Педагогика в современном мире. Современное состояние педагогической науки и практики. 3. Педагогический процесс, его сущность и функции. 4. Педагогический процесс как фактор развития личности. 5. Технология конструирования и осуществления педагогического процесса. 6. Внутренние и внешние факторы развития ребенка. 7. Методология и методы педагогических исследований. 8. Педагогическая диагностика и ее роль в повышении качества образования. 9. Организация процесса проведение педагогического исследования. 10. Профессиональная деятельность и личность педагога дополнительного образования. 11. Самообразование педагога дополнительного образования. 12. Современные тенденции развития системы дополнительного образования. 13. Взаимосвязь общего и дополнительного образования. 14. Развитие личности в современной образовательной стратегии. 15. Влияние среды на развитие человека. 16. Воспитание и деятельность как факторы развития человека. 17. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации. 18. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных организаций. 19. Процесс обучения как единство преподавания и учения. 20. Система целей обучения. Технология целеполагания. 21. Основные дидактические концепции. 22. Содержание начального школьного обучения. 23. Сущность, функции и структура федеральных государственных образовательных стандартов. 24. Законы, закономерности и принципы обучения. 25. Специфика проявления принципов и правил обучения в работе педагога. 26. Формы обучения, их педагогические возможности условия применения. 27. Методы обучения, их педагогические возможности условия применения. 28. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. 29. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках. 30. Основы развивающего обучения. 31. Основы дифференциации и индивидуализации обучения. 32. Средства обучения, их педагогические возможности условия применения. 33. Особенности современного урока. 34. Эффективность учебного занятия, разработанного на основе системно-деятельностного подхода. 35. Урок как творчество педагога. 36. Формы, методы и средства контроля и оценки качества обучения. 37. Тестирование как метод педагогического контроля. 38. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. 39. Внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Кейс-метод в профессиональной подготовке Ситуация 1. Прочитайте. Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Эта сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты. Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Средством преобразования этой сферы выступают научное знание, содержание образования. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника (Ерофеева, В. Общие основы педагогики: конспект лекций / Е.Ерофеева – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.me/.../Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__kons..) В чем специфика функционально-ролевой и личностной сторон педагогического взаимодействия? Ситуация 2. Прочитайте. Составьте таблицу взаимосвязи комбинаций профессионально значимых качеств учителя и уровня продуктивности его деятельности Индивидуальный стиль педагогической деятельности мы рассматривали как устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности. Мы предположили, что индивидуальный стиль работы учителя может быть предметом формирования и самоформирования, причем процесс формирования зависит от индивидуально-личностных особенностей учителя, его педагогического стажа, характера требований, предъявляемых к нему со стороны педагогического коллектива. Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы таких комбинаций во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) деятельности учителя. Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя. Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной; негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным. Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе – направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно, однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату (Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К.Маркова, А.Я.Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 40-48). Взаимосвязь комбинаций профессионально значимых качеств учителя и уровня продуктивности деятельности
Ситуация 3. Прочитайте. На основе прочитанного заполните таблицу. Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору. Прием 2. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору (Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – С. 5-55).
Ситуация 4. Прочитайте. Уже в первом классе учитель готовит вместе с учениками праздники, например, «Посвящение в первоклассники». Его задачей является не только распределение обязанностей, но и объяснение своих организационных шагов. Следующим шагом классного руководителя будет распределение временных поручений между школьниками, фиксация их выполнения, совместный анализ успехов и неудач при выполнении заданий. Например: поливка цветов, проверка записи домашнего задания, внешнего вида, ведение экрана успеваемости, экрана настроения, чистоты классной комнаты. Учитель может создать в классе микрогруппы, состоящие сначала из трех человек, а затем до десяти, которые будут возглавлять звеньевые, в обязанности которых входит распределение небольших поручений для членов группы и организация обсуждения их выполнения. По мнению учителей начальной школы, с приходом в школу дети испытывают обостренное чувство незащищенности. Они очень эмоциональны и впечатлительны, подвижны, любознательны, обладают конкретным мышлением, не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Для этого возраста высок авторитет взрослого, и, прежде всего, учителя. Его авторитет часто бывает выше авторитета родителей. Родители рассказывают, что от детей часто можно услышать: «А, учительница Мария Ивановна так сказала делать (говорить, ходить, понимать и т.д.)!» Важное место в жизни для них продолжает занимать игра, которая является для ребят одним из основных путей проникновения в окружающий мир. В процессе учебы расширяется кругозор, ребята осваивают правила организации школьной жизни, поведения, появляются признаки самостоятельности, ответственности, чувство собственной значимости. Дружеские связи еще не постоянны. Часто ссорятся, но и быстро мирятся. Для детей характерно общение в микрогруппах (Иванов, А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.В.Иванов – М., 2012. – 329 с.). Определите, какой это этап ученического самоуправления на классном уровне и дайте ему название. Ситуация 5. Прочитайте На августовском совещании начались прения по докладу директора школы. Выступает один из педагогов. – Начинаю свой двадцать шестой учебный год. И опять не без некоторого напряжения. Последнее время только и говорили: обучение, воспитывающее обучение, развивающее обучение… Механизмы же воспитания сломали, то добиваясь «школы вне политики», то борясь со словом «коллектив», то яростно критикую пионерию и комсомол…Теперь вот, наоборот: стали меньше говорить про обучение, а больше ратовать за воспитание… Может, довольно шарахаться в крайности? Нужно вернуть воспитанию его существенный смысл, то есть перестать считать приоритетными внешние влияния на ребенка (в том числе и наши – школьные, учительские), некоторые воздействия на него и обратиться к его внутренним потенциалам, заложенным от рождения возможностям развития! Конечно, это гораздо труднее, но ведь надежнее! Особенно если удастся действительно общественное воспитание – воспитание всем обществом, а не только силами школы. Аудитория реагировала не однозначно: одни одобрительно кивали, другие скептически отмалчивались, третьи готовы были решительно возразить… Воспитывать человека – это главным образом непосредственно воздействовать на него или, прежде всего, создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом? Если ребенок в принципе может учиться, значит, важно помочь ему в этом, прежде всего воспитав положительное отношение к ученью, развив потребность и радость познания. А научиться можно и алгебре, и спорту, и компьютеру, и самоуправлению… Насколько все-таки существенны для формирования человека внешние на него влияния? Как на этот вопрос отвечает ваша собственная жизнь? А вы себя ощущаете частью среды, воспитывающей других людей? И насколько вы успешны? | |||||||||||||||||