Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
06.09.2016, 09:53 | |||||||||||||||||||
В методические указания включены 5 вариантов контрольных работ, которые распределяются между студентами по начальным буквам их фамилий следующим образом:
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА Реферат содержит, как правило, три части. Первая часть (введение) посвящается постановке проблемы, являющейся темой реферата. Здесь рассматривается теоретическое и практическое значение данной проблемы (объем 1-3 стр.). Вторая часть является основной. Она разделяется на несколько рубрик, каждой из которых дается отдельный подзаголовок. Здесь обсуждаются отдельные аспекты темы реферата. При этом желательно использовать не менее двух литературных источников, в которых имеются различные точки зрения на проблему. В третьей части (заключении) желательно не только привести выводы из литературных источников, но и обозначить личное мнение автора реферата о современном состоянии и перспективах обсуждаемой проблемы. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Современные задачи психологической науки и практики в условиях проведения рыночных реформ. 2. Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования. 3. Общее понятие о психике с позиций различных учений. 4. Соотношение психического и физиологического в человеке. 5. Образ как результат чувственного познания. 6. Учет закономерностей сенсорных процессов в деятельности и общении. 7. Проблема восприятия человека человеком. 8. Представление в структуре познания. 9. Воображение в познавательной и практической деятельности специалиста (юриста, экономиста, менеджера и и.д.). 10. Природа внимания и учет его особенностей современным специалистом. 11. Речь в деятельности специалиста (юриста, экономиста, менеджера и т.д.). 12. Сущность памяти и условия прочного запоминания. 13. Сущность мышления и его влияние на развитие личности студента. 14. Психологический анализ решения мыслительной задачи. 15. Темперамент и стиль деятельности специалиста. 16. Состояние проблемы характера в отечественной психологии. 17. Особенности проявления характера в различных видах деятельности. 18. Познавательные способности и их развитие у студентов. 19. Эмоции и чувства как формы отражения объективной действительности. 20. Воспитание и развитие воли у современной молодежи.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Вариант №1 1. Особенности психологии как науки. Отличия научной психологии от житейской. 2. Философские истоки "новой психологии". 3. Бихевиоризм как направление в психологии. Вклад Дж. Уотсона в становление бихевиоризма. 4. Общая характеристика теории деятельности. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие теории деятельности. 5. Формирование психики в процессе онтогенеза. 6. Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность". Проблема формирования личности. 7. Педагогика как наука. Отрасли педагогики. 8. Методы педагогических исследований. 9. Образовательная система в России. 10. Современное мировое образовательное пространство. 11. Дидактика как отрасль педагогики. 12. Формы организации учебной деятельности в вузе. Вариант № 2 1. Предмет исследования в психологии. Понятие "психика". 2. Психология сознания и опыты В. Вундта. 3. Основные представители позднего бихевиоризма (Э. Толмен, Б. Скиннер). 4. Потребности и мотивы. Механизм "сдвига мотива на цель". 5. Виды и свойства ощущений. 6. Основные типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. 7. История развития зарубежной педагогики. 8. Требования к личности и профессиональной деятельности педагога. 9. Зарубежные образовательные системы. 10. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Цели и задачи воспитания. 11. Процесс обучения и понятия "знания", "умения", "навыки", "способности". 12. Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения. Вариант № 3 1. Связь психологии с другими научными дисциплинами. 2. Психология сознания и концепция "потока сознания" У. Джеймса. 3. Соотношение сознательного и бессознательного. Теория бессознательного. 4. Основные положения физиологии движений Н.А. Бернштейна. 5. Основные типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. 6. Свойства восприятия. Перцепция и апперцепция. 7. Этапы развития отечественной педагогики. 8. Стили педагогической деятельности. 9. Современные тенденции развития образования. 10. Основные теории воспитания. 11. Проблема интенсификации обучения. 12. Основные принципы и правила обучения. Вариант № 4 1. Общая характеристика методов психологии. 2. Метод интроспекции и анализ данных самонаблюдения. 3. Развитие "глубинной психологии" в XX веке: А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Берн. 4. Проблемы социализации личности на разных возрастных этапах. 5. Виды, свойства, операции и формы мышления. 6. Общая характеристика гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). 7. Педагогическая теория. Основные категории педагогики. 8. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. 9. Возрастные особенности развития личности. 10. Основные методы воспитания. 11. Основные методы обучения. 12. Семья как социокультурная среда воспитания. Социализация личности в семье. Стили семейного воспитания. Вариант № 5 1. Представления древнейших философов о душе: Демокрит, Платон, Аристотель. 2. Общая характеристика гештальтпсихологии. 3. Развитие "глубинной психологии" в XX веке: А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Берн. 4. Основные стадии развития психики в филогенезе. 5. Психология общения. Малые группы. Межличностные отношения. 6. Виды и процессы памяти. Законы ассоциации. Приемы запоминания 7. Педагогическая практика: педагогические проблемы, педагогические задачи, педагогическое мастерство. 8. Основные компоненты образовательной системы. Цели, содержание и структура образования. 9. Единство образования и самообразования. 10. Самовоспитание и дисциплинированность. 11. Формы организации учебной деятельности в школе. 12. Управление образовательными учреждениями.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (выполняется всеми студентами) Задание № 1 Подготовьте схему классификации методов педагогической деятельности, выделив в ней: основание классификации, авторов и основные группы методов. В чем принципиальная разница между продуктивными и репродуктивными методами? Задание № 2 Вася поступил в первый класс школы с двухлетним опозданием из-за болезни. На уроках он сидел безучастный и со слезами на глазах смотрел в окно, ожидая когда за ним придет мама. Чувствовалось, что он стесняется, потому что он выше всех, старше всех. Как бы Вы включили ученика в коллектив и освободили его от тяжелых переживаний? Задание № 3 Бытует мнение, что без педагогического призвания настоящим учителем, как ни старайся, все равно не станешь. В лучшем случае получится честный «урокодатель». Согласны ли Вы с таким мнением? Как Вы относитесь к тезису: «Призвание и дарование учителя в его собственных руках, каждый учитель может и должен сотворить себя сам». Задание № 4 С точки зрения зарубежных психологов, всякое согласие личности с позицией группы, следование за мнением основной массы членов группы определяется таким понятием, как «конформизм». Поэтому и воспитание в коллективе, наряду с положительными качествами, обязательно формирует зависимость и конформизм. Вопросы: В чем ошибочность этого суждения? В каких случаях согласие личности с позицией группы действительно есть проявление конформизма, а в каких – выражение подлинного коллективизма?
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (выполняется всеми студентами) 1. Древнегреческий философ, автор трактата "О душе" a. Аристотель; b. Демокрит; c. Эмпедокл; d. Платон. 2. Термин психология был предложен в 1590 году a. Гоклениусом; b. Фрэнсисом Бэконом; c. Рене Декартом; d. Мишелем де Монтенем 3. Психическое отражение – это: a. объективное отражение мира; b. субъективное и избирательное отражение мира; c. механически пассивное отражение мира; d. всестороннее и полное отражение мира. 4. К основным функциям психики не относится: a. отражение окружающей действительности; b. регуляция поведения и деятельности живого существа; c. аккумулятивная функция. 5. Термин бихевиоризм в переводе означает: a. наука о чувственном восприятии; b. наука о психике человека и животных; c. психология форм; d. наука о поведении 6. Предметом психологии в психоанализе стали: a. факты поведения; b. глубинные, бессознательные структуры психики; c. психика, рассматриваемая с точки зрения целостных структур; d. психика как система познавательных реакций 7. "Сверх-Я" (superego) в теории бессознательного подчиняется: a. принципу реальности; b. принципу удовольствия; c. принципу морали; d. принципу избегания неудовольствия. 8. Идентификация – это: a. осознание своей индивидуальности; b. уподобление себя кому-либо; c. процесс социальной адаптации; d. обретение профессиональной зрелости 9. Основное направление развития отечественной психологии в XX веке: a. гуманистическая психология; b. психология сознания; c. психология познания; d. теория деятельности 10. Простейшим познавательным психическим процессом является: a. восприятие; b. память; c. ощущение; d. мышление. 11. Термин "коэффициент интеллектуальности" в 1911 году ввел: a. Альфред Бине; b. Вильям Штерн; c. Джеймс Кеттел; d. Ганс Айзенк 12. Индивид – это понятие: a. социальное; b. биологическое; c. политическое; d. историческое. 13. Личность – это: a. биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида; b. биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда; c. социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения; d. полнота духовных и физических свойств конкретного человека, отличающая его от других людей. 14. Древнейшее описание темпераментов принадлежит: a. Галену; b. Теофрасту; c. Гиппократу; d. Аристотелю. 15. Характер – это: a. индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к порученному делу; b. социально-психологическая сущность человека; c. врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования; d. особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. 16. Наиболее полное определение педагогики: a. наука, изучающая закономерности развития, формирование личности детей и подростков школьного возраста; b. наука, изучающая учебно-педагогический процесс в высших учебных заведениях; c. наука, изучающая историю развития педагогических идей; d. теория и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. 17. Основоположник отечественной научной педагогики: a. Константин Дмитриевич Ушинский; b. Антон Семенович Макаренко; c. Василий Александрович Сухомлинский; d. Павел Петрович Блонский. 18. Гуманитаризация образования – это: a. ориентация образовательного процесса на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов; b. включение в учебный план всех учебных заведений гуманитарных дисциплин; c. учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; d. процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей его жизни. 19. Уровни высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса: a. магистратура; аспирантура; докторантура; b. бакалавриат; магистратура; ученая степень "доктор наук"; c. специалист с высшим образованием; ученая степень "кандидат наук"; ученая степень "доктор наук"; d. специалист с высшим образованием; старший преподаватель; доцент; профессор. 20. Дидактика – отрасль педагогики, изучающая: a. особенности воспитания человека на различных возрастных этапах; b. внешкольное воспитание и образование детей и взрослых; c. теоретические основы организации процесса обучения: закономерности, принципы, методы, формы, системы обучения; d. закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах 21. Навык – это: a. владение способами и приемами применения усваиваемых знаний на практике; b. понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения и следствия; c. развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности; d. действие, доведенное до высокой степени совершенства; автоматизированное умение. 22. Принцип воспитывающего характера обучения: a. требует, чтобы содержание обучения отражало современное состояние науки; b. направлен на всесторонне развитие личности учащегося, формирование определенных интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств; c. требует учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, анализа их реальных возможностей и ориентации на зону ближайшего развития; d. требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания при решении практических задач. 23. Основной недостаток теории Фрейда : a. недооценка культурной детерминации человека; b. сведение сложных переживаний к более простым; c. преувеличение роли сексуальной сферы в психике человека; d. стереотипизация поведения человека. 24. Установите соответствия познавательных психических процессов:
25. Четыре типа высшей нервной деятельности, соответствующие типам темперамента, выделил: a. Николай Иванович Пирогов; b. Иван Михайлович Сеченов; c. Владимир Михайлович Бехтерев; d. Иван Петрович Павлов. 26. Установите соответствия между типами темперамента и их основными свойствами:
27. Установите соответствия типов темперамента и типов деятельности:
| |||||||||||||||||||