ВСЭИ, отечественная история (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
10.09.2014, 13:23

Каждый вариант контрольной работы включает в себя задания на сравнительный анализ исторических событий России, вопросы, требующие понимания, самостоятельного размышления с обязательной аргументацией ответа. В работе должна быть выражена авторская точка зрения, сделаны выводы.

Контрольная работа должна содержать четкие, последовательные, аргументированные ответы на вопросы.

Выбор варианта контрольной работы производится в соответствии с последней цифрой зачетной книжки.

Темы контрольных работ

Вариант № 1.

1. Прочитайте отрывок из одного международного договора середины Х1Х в.:

«Ст. 6. (Название страны) обязывается  заплатить дипломатическому представителю или иному его величества императором всероссийским надлежаще  уполномоченному лицу, семь миллионов двести тысяч долларов золотой монетой…» за уступаемые этой стране Россией владения.

Определите, о каком событии идет речь?

Выясните причины и обстоятельства, приведшие к такому исходу событий.

Каково ваше отношение к этому  факту?

2. Прочитайте  летописное сообщение  в «Повести временных лет» под 967 г.:

«Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

Прокомментируйте текст, восстановив  ход событий от начала  похода в 967 г. до его завершения в 971-972 гг.

Каковы цели похода Святослава Игоревича?

Проанализируйте ход военных действий, определив стратегию и тактику войск Святослава?

Выясните, почему Святослав решил перенести столицу на Дунай?

3. Прокомментируйте высказывание В.И. Ленина:

«Нравственно то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединение всех  трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов».

Каково ленинское понимание нравственности?

Какова ваша точка зрения и почему?

4. Какому знаменитому политическому деятелю России начала ХХ в. принадлежат слова:

«Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»!

«Дайте государству  20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не  узнаете нынешней России».

О каких событиях идет речь? В чем современная актуальность этих высказываний?

Вариант № 2.

1. Прочитайте «Слово о полку Игореве».

Какие события в нем описываются?

Кто, на ваш взгляд, вероятный автор этого произведения?

Проанализируя высказывания: «даждьбожьи внуки», «вещий Боян, внук Велеса», «заря свет зажгла» и определите мировоззрение автора.

2. Петр 1 однажды заявил:

«Сей государь (Иван Грозный) есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел еще в том столь далеко (т.е. не добился), как он».

Прокомментируйте это  высказывание.

Сравните с тем, как Иосиф Сталин высоко оценивал Ивана Грозного.

Как Вы сейчас оцените автора вышеприведенных слов?

4. Прокомментируйте  слова из «Жития Александра Невского»:

«В то же время был в восточной стране сильный царь (монгольский хан), которому  покорил бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о славе  и храбрости Александра, отправил к  нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли ты, что бог  покорил мне многие народы. Что же – один ты не  хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее  ко мне и увидишь славу царства моего…Решил князь пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл…»

Какая идея здесь выражена?

Как складывались  отношения Александра Невского с монголами?

Какие есть в науке точки зрения на эти отношения и их последствия для Руси?

4. Прокомментируйте отрывок из заявления одного из предстоятелей  Русской православной церкви:

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей  гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».

О каком  событии здесь идет речь?

Что послужило причиной изменения отношения  церковной иерархии к Советской власти? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант № 3.

1. Прокомментируйте отрывок из «Стоглава» 1551 г.

«Злые ереси кто знает их и держится:…звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретические и коби бесовские…

В троицкую субботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках (поминках) и плачутся по умершим с великим воплем. И когда начнут играть скоморохи во всякие бесовские игры, люди перестают плакать и начинают скакать и плясать, в ладони бить и песни сатанинские петь на тех же жальниках. Они – обманщики и мошенники…»

О каких ересях идет речь?

Что такое кобь?

Какой древний обряд напоминают эти поинки?

2. Кто такой  Лжедмитрий 1 и какие политические силы за ним стояли? Прокомментируйте высказывание В.О. Ключевского:

Лжедмитрий 1 был только испечен в польской печке, а замешан он был в Москве. Прокомментируйте  гипотезу о заговоре бояр Романовых и Шуйских.

3. Прочитайте текст и найдите все допущенные в нем ошибки:

«Царь Борис  пребывал в хорошем настроении; дела в его царстве  явно улучшались. Несколько дней назад воевода Василий Шуйский привез в Москву в железной клетке самозванца, выдававшего  себя за  спасшегося от смерти царевича Ивана, разбив на юге его отряды. Вчера этот самозванец, беглый монах из Донского монастыря, агент Романовых, был казнен на Лобном месте. Голода из-за неурожая удалось избежать благодаря каравану кораблей с зерном, которые датчанин Карстен Роде привел в городок на Заячьем острове, несмотря на сопротивление Ливонского ордена. Спасибо Ивану – отвоевал выход к морю! Размышления царя прервал вошедший опричник. Он привез речь о появлении на южных рубежах шаек какого-то Заруцкого и Булавина, набезобразили много: много людишек по засечным городам  побили, верфи у Воронежа пожгли, привели с собой турок. Тяжело вздохнув, Борис отпустил опричника – видно рано еще успокаиваться, да и городок на Заячьем острове подождет: важнее послать царевича Михаила с войском для разгрома разбойников, а потом мастеров отправить на юг для строительства  порта на Черном море».

Выпишите все ошибки, допущенные в тексте, и объясните, в чем они состоят.

4. Проанализируйте события Смуты 1606-1612 гг. и ответьте на вопрос: кто сыграл главную роль в спасении России. Покажите при этом роль, которую сыграли разные сословия и политические силы.

Попытайтесь реконструировать ход  Земского Собора 1613 г., обосновав свою точку зрения.

Сравните Смуту начала ХУ11 в., революцию 1917 г. и развитие России в 90-е гг. ХХ в. Можно ли их трактовать как проявление одних и тех же закономерностей?

Вариант № 4.

1. Проанализируйте и сравните  положение и роль церкви в условиях Киевской Руси и во время образовании централизованного государства.

Что было общее, а в чем – различие?

2. Проанализируйте и сравните Ливонскую и Северную войны в истории России.

Согласны ли вы с утверждением, что они решали  общую задачу?

Могли Иван Грозный «прорубить окно в Европу» и почему?

 3. Проанализируйте и сравните положение церкви в период Российской империи и в настоящее время.

В чем их принципиальное различие и почему?

Выявите негативные последствия подчинения церкви государству на внутрицерковную жизнь, а также на престиж церкви в обществе.

4. Как вы понимание высказывание И.В. Сталина о «приводных ремнях партии».

Что здесь имелось ввиду?

Какие явления дореволюционной истории России способствовали появлению такой концепции?

Что стало с этими «ремнями» после августа 1991 г.?

Вариант № 5.

1. Что такое удельный период в истории Руси? Почему в ряде земель образовались республики, а на остальной территории – княжества. Обоснуйте свой ответ.

Проанализируйте и сравните государственное устройство и развитие Новгородской и Вятской республик и Владимиро-Суздальской Руси.

Что было общее, а в чем – различие?

В чем причины их самобытности?

2. Прокомментируйте высказывания:

«…Техника в период реконструкции решает все… Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

«Эти зазнавшиеся  вельможи (здесь: чиновники) думают, что они незаменимы и что  они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надо без колебания снимать с руководящих постов, невзирая  на их заслуги в прошлом. У нас незаменимых людей нет».

Ответьте на следующие вопросы: Кто автор этих цитат и по поводу каких событий он это сказал? Что в этих высказываниях, на Ваш взгляд, сохраняет  сейчас актуальность, а что – нет?

3. Проанализируйте и сравните Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную войну.

Что общего в этих событиях можно выявить?

4. Прокомментируйте высказывания:

«…Сколько смогут республики…властных функций проглотить…, пусть берут».

«Какую степень суверенитета вы считаете возможным переварить, такую и берите».

Кому они принадлежат? В связи с какими событиями  и по какому поводу они сказаны? Обоснуйте свою точку зрения.  Какой  политический лозунг ХХ в. они напоминают?

Вариант № 6.

1. Прочитайте летописную статью в «Повести временных лет» под 912 г., где речь идет о смерти князя Олега Вещего.

Выясните, какие существуют в исторической литературе трактовки этого сюжета?

Обоснуйте свою точку зрения?

2. Прокомментируйте  утверждение: первая мировая  война породила революцию 1917 г. в России.

Как война повлияла на развитие русской религиозности и духовности?

3. Изложите основные точки зрения на революционные события 1917 г. в России и выскажите свою точку зрения. Был ли это «жидо-масонский заговор»? Попытайтесь определить роль «немецких денег» в революционных и политических событиях 1917-1918 гг.

4. Прокомментируйте  текст воспоминаний  генерала:

«Пехота была хорошо вооружена соответствующей винтовкой, но пулеметов у нее было чрезвычайно мало, всего по 8 на полк, тогда как минимально необходимо было иметь на каждый батальон не менее 8 пулеметов, а на дивизию… 160 пулеметов; в дивизии же было всего 32 пулемета. Не было, конечно,… минометов и ручных гранат…

Что же касается организации пехоты, то я считал – это оправдалось на деле, - что 4-батальонный полк и, следовательно, 16-батальонная дивизия – части слишком громоздкие для управления…»   Попытайтесь определить время, о котором идет речь. Аргументируйте свою точку зрения.

Вариант № 7.

1. Прокомментируйте статью «Повести временных лет» под 862 г.

Кто такие варяги? Какие точки зрения существуют на этот счет?

Какой смысл летописец вкладывает в  слова: «Земля наша велика и обильна, а порядка (другой вариант прочтения – нарядник, т.е. руководитель) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»?

2. Проанализируйте и сравните социально-экономические, политические и культурные преобразования в эпоху Петра 1 и Иосифа Сталина?

Что было общее, а в чем – различие?

В чем причины сходства?

Какие точки зрения в исторической литературе имеются на этот счет?

3. Главный лозунг анархистов: «Анархия – мать порядка!».

Проанализируйте произведения Михаила Бакунина и объясните смысл данного лозунга.

Каково ваше отношение к этому лозунгу? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Никита Хрущев об отношениях с Западом однажды заявил:

«Как говорили красноармейцы во время гражданской войны: с белыми у нас один спорный вопрос…- это земельный вопрос… Кто кого закопает раньше… У нас с капитализмом такой же вопрос».

Какая  идея здесь выражена? Подтвердите свою мысль.

Вариант № 8.

1. Известный общественный деятель России Х1Х в. В.П. Мещерский вспоминал о процессе над Верой Засулич:

«Торжественное оправдание Веры Засулич происходило как будто в каком-то  ужасном кошмарическом сне… Никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной Империи такое страшное глумление над Государевыми высшими слугами, и столь наглое торжество крамолы…»

Проанализируйте процесс над В. Засулич и ответьте на вопрос: почему ее оправдали?

Как могло это случиться?

2. Прокомментируйте  цитату из документа  начала 1918 г.:

«Я получил инструкцию…,  чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал».

О каком историческом событии идет речь?

3. Проанализируйте и сравните реформы Никиты Хрущева и Михаила Горбачева. Чем  они отличаются и  что у них общее? Могли ли реформы Хрущева привести нашу страну на путь постиндустриального общества? Обоснуйте свой ответ.

4. Проанализируйте и сравните внешнюю политику Петра 1 и Иосифа Сталина.

Что было общее, а в чем – различие?

Чем это было обусловлено?

Можно ли сказать, что внешняя политика России в будущем будет строиться по тому же имперскому чертежу?

Вариант № 9. 

1. Внимательно прочитайте текст.

«Сего месяца 20 дня перешли мы  со всей армией через реку Ворсклу и по эту сторону на расстоянии малой мили (1,5  км.) встали. Потом же 24 числа пошли мы далее со всей армией и стали с четверти мили от неприятеля… Наша же кавалерия на правом фланге между лесом  поставлена была, и там редут сделан с людьми и пушками…Но неприятель неожиданно напал и после отчаянного сражения мы его атаковали, его правый фланг опрокинули и генерал-майора Шлипембаха, который тем крылом командовал, в полон взяли…

(Перед  сражением военный руководитель) так армию построил, что  инфантерия была в центре, кавалерия же на обоих флангах поставлена. И кавалерией с нашего правого фланга командовал генерал-лейтенант Баур…

(В конце) неприятельская  инфантерия не единожды потом не  останавливалась, а мы ее гнали, били и кололи без остановки…»

Попытайтесь определить, о каком военном событии в истории России идет речь.

2. Прочитайте отрывок из аграрном законодательстве политической партии России начала ХХ в.

«Увеличение площади землепользования безземельных и малоземельных крестьян за счет государственных, удельных, кабинетных и монастырских земель, а также путем отчуждения… за счет государства частновладельческих земель с вознаграждением  нынешним владельцам по справедливой ( не рыночной) оценке.

Отчуждаемые земли поступают в государственный  земельный фонд.

Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян».

Программа какой партии содержала эти идеи?

3. Прокомментируйте отрывок из донесения генерала от инфантерии М.Д. Горчакова царю об обороне города и определите, о каких событиях идет речь.

«Войска защищали … до крайности, но более держаться в нем из-за адского огня, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно  шесть приступов из семи, проведенных неприятелем на Западную и Корабельную сторону, только из одного …бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в… одни окровавленные  развалины…»

4. Сравните события  революции 1917 г. и гражданской войны и политическое развитие России в 90-е гг. ХХ в.

 Что было общее, а в чем – различие? Можно ли назвать события 90-х гг. новейшей русской смутой?

Вариант № 10.

1. Проанализируйте  отрывок из программы политической партии начала ХХ в. и определите, о какой партии идет речь.

«Установление  демократической республики, с широкой  автономией областей и общин…, возможно  более широкое применение федеративного начала в отношениях между национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение; прямое,  тайное, равное и всеобщее право  голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет – без различия  пола, религии и национальности;… полная свобода совести,  слова, печати,  собраний, рабочих стачек и союзов…»

2. Прокомментируйте отрывок из военного документа.

«Когда город или крепость штурмом  взяты будут, тогда никто да не дерзает…церкви, школы и иные духовные дома…без позволения и указу грабить…Кто  против сего преступит, оный накажется яко разбойник, а именно: лишен живота своего.

Всех пленных, которые при взятии городов в  сражениях взяты будут, немедленно (сдать командиру). Никто да  не дерзает пленного под каким-нибудь  предлогом удерживать. Кто против сего преступит, ежели он офицер, чина лишен, а рядовой  жестоко шпицрутенами наказан быть».

Попытайтесь определить автора и время  написания документа. Аргументируйте свой ответ.

3. Проанализируйте  отрывок:

«Заменив  частную собственность на средства производства и обращения  общественной…,  социальная революция пролетариата уничтожит деление общества  на классы и тем  освободит все  угнетенное человечество, так как  положит конец всем видам эксплуатации одной части  общества другой.

Необходимым условием этой социальной революции является диктатура пролетариата…»

Ответьте на следующие вопросы: В программе какой политической партии начала ХХ в. были  приведенные ниже положения? Что понималось под «социальной революцией» и «диктатурой пролетариата»?

4. В 1901 г. известный русский социал-демократ начала ХХ в. опубликовал под псевдонимом Нарцисс Тупорылов «Гимн новейшего  русского  социалиста»:

«Медленным шагом,

Робким зигзагом,

Не увлекаясь,

Приспособляясь,

Если возможно,

То осторожно,

Тише вперед,

Рабочий народ!»

Прокомментируйте этот текст и ответьте на вопрос: идеи какой политической партии здесь выражены?

Основная литература:

1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.

Дополнительная литература:

1. Боффа Д. История Советского Союза: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг.: В 2-х т.  М., 1994

2. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. - М., 1997.

3. Вернадский Г.В.  Древняя Русь. - Тверь, 1996.

4. Верт Н. История советского государства. 1900-1991.- М.,1992.

5. Волкогонов  Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР: В 2 кн. - М., 1996.

6. Галкина  Е.С. Тайны русского каганата. - М.: ВЕЧЕ, 2002.

7. Геллер М.Я. Российская империя: В 3 т. - М., 1997. 

8. Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995.: В 4-х т. - М., 1996

9. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 кн. - М., 1995

10. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. - М., 1995.

11. История и культура Вятского края. Учебное пособие / Ред. И.Ю. Трушкова - М.: Академический проект; Киров: Константа, 2005.                                                                    

12. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. / Авторский коллектив: А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. - М., 1997.

13. История России (1Х-ХХ вв.) / Под ред. Я.А. Перехова. – М.: Гардарики, 2002.

14. История России: учеб. пособие для вузов / под ред. В.А. Бердинских. – Киров: Константа;  М.: Академический Проект, 2005.     

15. Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

16. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. - М., 1993.

17. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 книгах. Кн. 2. – М., 1993.

18. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.

19. Королев А.С. Загадки  первых  русских князей. - М.: ВЕЧЕ, 2002

20. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. - М.: ВЕЧЕ, 2003

21.  Никита Сергеевич Хрущев. Воспоминания. - М., 1997.

22. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.  Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 2000.

23. Пайпс Р. Русская революция. Ч.1,2. - М., 1994.

24. Павленко Н.И. Петр Великий. Любое издание.

25. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993.

26. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М., 1987.

27. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.,1981

28. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1987

29. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества  Х11-Х111 вв. - М., 1982.

30. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М., 1987.

31. Рыдзевская  Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в 9-14 вв. - М., 1978.

32. Серяков М.Л. Русская дохристианская письменность. - СПБ, 1997.

33. Сергий Радонежский. - М., 1991.

34. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - М., 1978.

35. Скрынников Р.Г.  Россия накануне «Смутного времени». - М., 1985.

36. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХYII в. Григорий Отрепьев. - Новосиб, 1990.

37. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3-х т. - М.,1991.

38. Фельштинский Ф. Крушение мировой революции. Брестский мир. - М., 1992.

39. Феннелл Дж.  Кризис средневековой Руси. 1200-1304. – М.: Прогресс, 1989.

40. Шмурло Е.Ф. История России. 862-1917 гг. - М., 1999.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика