Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » История |
08.12.2017, 13:35 | |
Выбирать тему следует по последней цифре зачетной книжки. Например, цифра 0. Тогда, Вы выбираете одну из 30 тем: 10-ю, 20-ю или 30-ю. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1. “Откуда есть, пошла русская земля…” 1. Происхождение и расселение восточнославянских племен. 2. Образование Древнерусского государства. Известно, что человеку всегда интересно знать истоки своего происхождения, поэтому первая тема исключительно актуальна и интересна. В первом вопросе плана необходимо подчеркнуть, что восточные славяне составляли самую многочисленную ветвь индоевропейской группы народов, расселявшихся на европейском континенте с незапамятных времен. Важно показать значение для восточных славян трех стихий русской природы – леса, рек, степи. Надо также рассказать о колонизации славянами Восточно-европейской равнины. Это даст возможность перейти к рассмотрению второго вопроса – довольно сложного и дискуссионного. Важной составной частью работы студента должен стать показ тех факторов, которые подвели восточнославянские племена к образованию Древнерусского государства. Во многих учебных пособиях курса «Отечественная история» излагается так называемая норманнская теория образования Киевского государства. Разумеется, студент-заочник имеет право изложить ее в своей работе, но необходимо знать, что были и другие подходы к трактовке этого вопроса. Далее надо рассказать также о деятельности первых русских князей – Олеге, Игоре, Ольге, Святославе, подчеркнуть, что главной их заботой было объединение восточнославянских племен под властью великого киевского князя, расширение русской торговли и приобретение для этого заморских рынков, а также защита родной земли от степных кочевников. Важно также дать характеристику Киевскому государству, показать, почему его называют раннефеодальным.
Тема 2. Тема 2. Киевская Русь в X–XI веках 1. Политика первых русских князей. 2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси. В первом вопросе необходимо отметить, что и внук княгини Ольги Владимир Святославович, и другие первые русские князья, по выражению В. О. Ключевского, “…своим мечом…очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которого будет Киев”. (С. Г. Пушкарев. Обзор русской истории. – Ставрополь, 1993. – С.29). Они больше чувствовали себя завоевателями, нежели государями. Довольно обширные сведения о Ярославе Мудром студент может почерпнуть у Н. М. Карамзина из его “Истории государства Российского”. – Т. 1–2. – М., 1993. – С.194–200. Здесь же на стр. 202–213 в главе “Правда русская, или законы Ярославов”, имеются обширные сведения о социально-экономическом развитии Киевского государства в X – XII вв. Важной составной частью контрольной работы должно стать выяснение имущественного неравенства Древнерусского общества, которое в X–XI вв. делилось на “мужей” – свободных людей, холопов – лично зависимых и с принятием христианства – церковных людей. Следует дать каждому сословию характеристику и раскрыть, какое положение они занимали. Эти сведения хорошо представлены в сочинении В. О. Ключевского. V том, лек. 2–3.
Тема 3. Православная церковь в Древней Руси 1. Принятие христианства и его значение. 2. “Устроение” русской православной церкви. При рассмотрении первого вопроса необходимо показать объективную необходимость замены язычества христианством. Раскрывая предпосылки введения христианства, следует отметить, как развитие феодальных отношений и политической самостоятельности русского государства привели к необходимости идеологического обоснования и закрепления владения частной собственности. Борьба с внешними врагами требовала привлечения союзников в лице Византии, где господствовало христианство. Немаловажными факторами являлись попытки представителей других религий привлечь Русь на свою сторону, а также интересы брачных уз между язычником Владимиром и византийской царевной Анной. В заключение вопроса следует раскрыть положительное и отрицательное значение принятия христианства на Руси. “Устроение” русской православной церкви необходимо осветить по четырем направлениям. Это построение первых церквей и монастырей, образование самостоятельных епархий и митрополий, привнесение на Русь первых икон и переводы священных книг, создание церковных уставов Владимиром и Ярославом. Следует раскрыть содержательную сторону формирования церковной организации в Древней Руси. Для написания этой контрольной работы можно привлечь следующие книги монографии: “Введение христианства на Руси”, “Как была крещена Русь” и другие.
Тема 4. Тема 4. Новгородская республика. Истоки демократии 1. Социально-экономические отношения в древнем Новгороде. 2. Вечевой строй и его основные структуры. Киевская Русь была до начала XII века единым государством, состоявшим из Киевского княжества и Новгородской республики. В сложившейся исторически двуединой Древней Руси существовали две формы политического устройства: какие и в чем их сущность, как развивались экономические отношения? Студенту необходимо показать социальный состав Новгородской республики и взаимоотношения между свободными крестьянами, ремесленниками, купцами и феодалами. Следует объяснить сущность вечевого строя, права свободных новгородцев, функции и обязанности вечевого собрания, архиепископа, Совета господ, князя, посадника, тысяцкого. Для подготовки этих вопросов следует обратить внимание на сочинения В. О. Ключевского в 9 т. – Т.2.
Тема 5. Феодальная раздробленность на Руси. Борьба с иноземными захватчиками 1. Причины феодальной раздробленности и ее сущность. 2. Татаро-монгольское нашествие. Политическое единство и процветание Киевского государства было недолгим. Оно закончилось со смертью Ярослава Мудрого (1054 г.), разделившего страну между своими пятью сыновьями и завещавшего им жить в любви и согласии. Однако в начале XII века вся Древняя Русь стала театром военных действий, и наступила феодальная раздробленность. Студенту необходимо показать ее субъективные и объективные причины, в частности, отметить тот факт, что развитие феодального землевладения неизбежно приводило к росту экономического и политического могущества отдельных феодальных центров. Ими стали такие крупные княжества, как Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Новгородская земля и другие. Необходимо также показать как позитивные, так и негативные последствия феодальной раздробленности. Несомненно, она способствовала развитию и укреплению, экономическому и культурному росту новых центров. В то же время это явление ослабляло государство в целом, делало его уязвимым перед иноземными захватчиками. Татаро-монгольское нашествие на Русь можно не детализировать, но общую схему событий необходимо дать и остановиться на времени падения Киева.
Тема 6. Иван Грозный и начало авторитаризма 1. Усиление государственной власти при Иване IV. 2. Историческое значение реформ Ивана Грозного. Эпоха Ивана IV довольно хорошо описана в исторической литературе. И тем не менее задача, стоящая перед студентом-заочником, не из легких. Необходимо выбрать материал, который в рамках контрольной работы наиболее полно отразил бы основные черты государственной деятельности самодержца. Причем, необходимо рассказать о торжественном венчании Ивана Васильевича на царство, принятии им титула царя, о деятельности «Избранной рады», издании в 1550 г. «Судебника» и о соборе 1551г., принявшем «Стоглав». Особое внимание следует уделить такому страшному явлению, порожденному царем, как опричнина, ее роли в общественной жизни страны и укреплении самодержавной власти. Оценки причин введения опричнины довольно противоречивы. Мнения историков по этому вопросу дискуссионные. Студент должен иметь собственное мнение по данному вопросу.
Тема 7. Реформы Петра I. Шаг в будущее или начало реакции 1. Объективная необходимость преобразований России. 2. Противоречивый характер петровских реформ. Царствование Петра I составило целую эпоху в русской истории. Созданные им учреждения просуществовали многие десятилетия, что свидетельствует об их прочности и значимости. В контрольной работе надо показать объективную необходимость реформ, которые способствовали быстрому продвижению России вперед, подчеркнуть и раскрыть тот факт, что Петр I сумел понять и осуществить такие преобразования, которые были необходимы стране. Определить направление реформ. Важно рассказать о реформах в экономике. Здесь надо подчеркнуть, что тогда (конец XVII – начало XVIII вв.) в Европе господствовала экономическая концепция меркантилизма. Петр I, будучи горячим поклонником западного образа жизни, активно насаждал ее на своей родине, в результате чего для российской экономики характерным было активное вмешательство в нее государства. Надо иметь в виду и другую характерную черту экономики того периода. С 1721 г., когда промышленникам было разрешено покупать для своих предприятий крепостных крестьян, российская промышленность стала развиваться практически в условиях крепостного права. Известно, что реформы Петра I носили противоречивый характер. Об их значимости и сегодня идут нескончаемые научные споры. Для раскрытия этой проблемы студент может взять материал, помимо названной литературы, из статьи Е. В. Анисимова “Петр Первый: рождение империи”, опубликованной в книге “История Отечества: люди, идеи, решения”. ( М., 1991).
Тема 8. Петр Первый. Рождение империи 1. Азовские походы. 2. Северная война и ее результаты. Азовские походы, – несомненно, важный этап в борьбе Петра I за берега южных морей. Раскрывая суть, характер и значение Азовских экспедиций, подчеркните тот факт, что они отражали, прежде всего, интересы дворянства, купечества, искавших новые торговые пути. Успешное решение этой проблемы способствовало бы развитию производительных сил страны, ее укреплению и повышению безопасности. Однако завоевание Азова, как известно, не обеспечило России свободного выхода к Черному морю. Более благоприятная ситуация сложилась в борьбе за решение балтийского вопроса. В контрольной работе необходимо показать начало, развитие и окончание Северной войны, отметить, что в результате ее победоносного исхода Россия получила свои давние земли по побережью Финского залива, Карельский перешеек с Выборгом, а также Лифляндию и Эстляндию. Заключенный в Ништадте (1721 г.) договор со Швецией подвел величайший итог многолетним усилиям Петра I. Россия стала империей, а Петр I получил титул императора.
Тема 9. Реформаторская деятельность Екатерины II 1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 2. “Золотой век” дворянства. Со смертью Петра I (1725 г.) в стране началась полоса дворцовых переворотов. В 1762 г. российский престол заняла Екатерина II. В контрольной работе студенту необходимо показать те мероприятия по управлению страной, которые были предприняты ею в самом начале царствования. Это, к примеру, секуляризация (1763–1764 гг.) церковных и монастырских имений. Они были переданы под управление «Коллегии экономии». Так в русской истории появились крестьяне, получившие название “экономических”. Необходимо рассказать и о тех манифестах, которые появились в 1762 и 1763 гг. В них содержится призыв к иностранцам селиться в России. Были обещаны покровительство, религиозная свобода. Свобода перемещения и многое другое. В 1762 г. был издан знаменитый “Наказ”, проникнутый духом либерализма и гуманизма. Студенту необходимо остановиться на его содержание. Материал о нем можно найти в пособии С. Г. Пушкарева “Обзор русской истории” (Ставрополь, 1993. – С.280–281). В контрольной работе студент должен показать также пробуждение в российском обществе научных, литературных и философских интересов во время правления Екатерины II, зарождение русской интеллигенции. В это время творил сатирик Фонвизин, поэт Державин, писатель Радищев, просветитель Н. Н. Новиков и многие другие деятели, принесшие славу русской культуре.
Тема 10. Россия в начале XIX века 1. Отечественная война 1812 года: причины, ход, результаты. 2. Движение декабристов. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на раскрытие планов императора Бонапарта и французской буржуазии к мировому господству и обогащению за счет военных действий. На их пути стояла Россия, которая участвовала в блокаде против Англии по Тильзитскому договору от 25 июня 1807 года, что подрывало экономику России. Следует показать также, что между Россией и Францией возникли противоречия из-за усиления нашей страны в Турции и в решении польской проблемы. Желательно назвать известных русских героев этой народной войны, основные сражения русской армии, показать их результаты и определить значение победы России против французских захватчиков. При раскрытии второго вопроса желательно осветить, как шло формирование революционных взглядов декабристов. Для этого надо показать участие многих декабристов в масонских ложах, в которых изучались и распространялись идеи равенства, братства, свободного общественного развития; деятельность А. Н. Радищева; влияние заграничных походов русской армии на формирование свободомыслия у передового дворянства; состояние внутренней политики “аракчеевщины”, приведшей к произволу полиции и преследованиям людей с передовыми взглядами. Необходимо дать хотя бы краткую характеристику Конституций Пестеля и Муравьева. Восстание декабристов на Сенатской площади подробно освещать не следует, но очень важно показать значение и последствия этого события для дальнейшего развития России. В этом Вам поможет работа академика М. В. Нечкиной “Декабристы”. ( М., 1984).
Тема 11. Отмена крепостного права в России 1. Необходимость социально-экономических преобразований России и подготовка реформы 1861 года. 2. Сущность реформы 1861 года. Ее противоречивый характер и последствия. Реформа 1861 года была подготовлена ходом исторического развития. Необходимость социально-экономических преобразований в стране была вызвана тремя объективными причинами: проникновением и развитием буржуазных отношений в России и разложением барщинной системы хозяйства; возникновением революционной ситуации в 1859–1861 годах и массовым антикрепостническим движением. Студентам следует фактологически доказать каждую из этих причин. Необходимо обратить внимание на внешние катализаторы процесса отмены крепостного права такие как: неудачи России в Крымской войне (1853–1856 гг.), расстройство в связи с этим финансовой системы управления. Следует осветить ход подготовки отмены крепостного права. Второй вопрос желательно начать раскрывать с отмены личной зависимости (крепости) крестьян от помещиков после выкупа. Это позволяло крестьянам приобрести определенную часть буржуазных прав (самостоятельно вступать в брак, приобретать и распоряжаться своим имуществом, право передвижения и др.). Следует отметить: в чем проявилось расширение демократических прав крестьян, как крестьянская община тормозила развитие земледелия и сельского хозяйства, сколько и какие категории крестьян получили права на землю, когда были отменены выкупные платежи и в связи с какими событиями? В конце работы определить значение, противоречивый характер и последствия отмены крепостного права в России.
Тема 12. Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века 1. Кризис феодализма и необходимость буржуазных реформ. 2. Реформы управления, суда, просвещения, военного дела. Контрреформы. Реформы Александра II вошли в историю как эпоха великих перемен. Раскрывая их содержание, необходимо обратить внимание на их причинно- следственную связь. Надо показать, что уже к середине XIX века феодальный способ производства исчерпал себя и вступил в полосу глубокого кризиса. Освещая проблему отмены крепостного права, студент должен показать ее буржуазный характер, в частности то, что она изменила базис экономики, создала рынок свободных рук и тем самым способствовала более быстрому, чем это было до нее, развитию капитализма. Смена экономического базиса потребовала смены и экономической надстройки. Так появляются на свет реформы управления, суда, просвещения, военного дела. Мало просто раскрыть их содержание, необходимо показать, как способствовали утверждению буржуазного способа производства, а также в чем их актуальность и злободневность. Например, тогда для рассмотрения уголовных дел был введен институт присяжных заседателей, которые избирались из дворян, городской и сельской буржуазии. Отмененный в последующие годы, сегодня он опять возвращается в судебную практику. Завершить написание контрольной работы необходимо показом противоречивого характера реформ и прошедших вслед за ними контрреформ.
Тема 13. Формирование многопартийной системы в России 1. Образование политических партий в России. 2. Стратегия и тактика политических партий в первой русской революции 1905–1907 гг. Во второй половине XIX века в Европе начинают образовываться различные политические партии. Такой же процесс имел место и в России (конец XIX – начало XX вв.). В контрольной работе надо писать не вообще об образовании политических партий, не о всех сразу, а конкретно на примере ряда партий показать, почему, когда и как они появились. Партия как политическая организация имеет руководящий центр, устав, программу своей деятельности, стратегию и тактику борьбы. Об этом надо рассказать на конкретных политических организациях. Важно также показать социальную базу каждой партии, то есть, какие классы составляли ту или иную организацию. Относительно стратегии и тактики необходимо иметь в виду, что это наука о классовой борьбе, т.е. о дальних, конечных целях партии, о формах и методах ее борьбы, о выборе своих союзников, о линии поведения. По этим проблемам также надо писать конкретно, – показывать стратегию и тактику той или иной партии в годы первой русской революции.
Тема 14. Столыпинская аграрная реформа 1. Политический портрет П. А. Столыпина. 2. Сущность и значение реформы. Аграрный вопрос, по выражению В.И. Ленина, был гвоздем первой русской революции. Он составлял ее экономическую основу и национальную особенность. В центре аграрных преобразований страны в начале XX века был П. А. Столыпин – видный государственный деятель России. В первом пункте плана контрольной работы необходимо показать политическое лицо П. А. Столыпина, в частности, его отношение к государственной Думе, а также цели и задачи его аграрных преобразований. Не случайно царизм маневрировал именно в аграрном вопросе, потому что он не был разрешен радикально и окончательно, над правящим классом нависла угроза буржуазной революции. Раскрывая второй пункт плана, необходимо показать, что в основе аграрных преобразований лежал указ от 9 ноября 1906 года. Его суть заключалась в том, что каждый крестьянин получал право выйти из общины и потребовать передачи ему в частную собственность тот участок земли, которым он владел в общине. Кроме того, он мог получить вместо разрозненных общинных участков – отруб. Царизм особенно активно поощрял выход крестьян на хутора, за пределы села или деревни. Содержание аграрной политики Столыпина составляла также политика переселения крестьян за Урал, преследовавшая цель распределить трудовые ресурсы и ослабить аграрный кризис в центре страны. Недаром тогда помещики говорили относительно крестьян: “Дальше едешь, тише будешь”.
Тема 15. Падение династии Романовых 1. Февральская буржуазно-демократическая революция. 2. Половинчатое решение основных вопросов революции. При раскрытии первого пункта плана студент должен показать, что причины, породившие буржуазно-демократическую революцию, носили глубокий, устойчивый характер и большую протяженность во времени. Это в первую очередь пережитки феодализма, а также первая мировая война. Развитие февральской революции, ее основные события необходимо показать подробно по дням, при этом важно отметить авангардную роль рабочего класса. Во втором вопросе следует обратить внимание на характеристику ситуации, которая сложилась в стране после февральской революции. Надо показать отречение Николая II от престола, противоречивое решение революцией основных вопросов движения. Россия стала самой демократической страной мира, все партии и различные общественные организации свободно вели агитацию за решение своих задач. В то же время вопрос о власти был разрешен в высшей степени непоследовательно – юридически власть находилась в руках Временного правительства, а практически – у советов рабочих и солдатских депутатов.
Тема 16. 1917 год: Крушение старого мира 1. От Февраля – к Октябрю 1917 г. 2. Победа Октябрьского вооруженного восстания. Раскрывая первый пункт плана, обратите внимание на процесс перерастания буржуазно-демократической революции в “рабоче-крестьянскую революцию, о которой все время говорили большевики”, назовите и проанализируйте те факты, которые неизбежно революционизировали народ и продвигали его к социальному взрыву. Это в первую очередь то, что Временное правительство продолжало войну с Германией, практически ничего существенного не делало, чтобы облегчить жизнь простого народа. С другой стороны, партия большевиков приобретала все большую поддержку масс. Во втором пункте плана необходимо подчеркнуть, что курс на подготовку вооруженного восстания большевики взяли после расстрела Временным правительством мирной июльской демонстрации в Петрограде. Важно также показать, что вооруженное восстание, как форма классовой борьбы, было довольно основательно проработано теоретически и подготовлено практически.
Тема 17. Гражданская война в России 1918–1920 гг. 1. Причины гражданской войны. 2. На фронтах гражданской войны. Последствия войны. Приступая к написанию контрольной работы, прежде всего, необходимо учитывать, что вопрос о причинах гражданской войны до сегодняшнего дня остается дискуссионным, поэтому надо в той или иной степени выявить различные позиции, дать им оценку, высказать свою точку зрения. Существенную помощь в этом окажет статья Ю. И. Кораблева “Гражданская война 1918–1920 годов: новые подходы”, опубликованная в книге «Страницы истории советского общества” (М., 1989). Второй пункт плана дает возможность студенту творчески подойти к его раскрытию, т. е. по своему усмотрению рассказать о тех или иных эпизодах Гражданской войны. Следует ответить на вопрос: “Почему победили большевики?” Для этого помогут материалы названной выше статьи Ю. И. Кораблева, а также параграф “Конец Гражданской войны: почему победили большевики?”, Ответ студент найдет в книге Н. Верта. История Советского государства. 1900–1991 гг. (М., 1992).
Тема 18. НЭП: поворот в советской экономике 1. Необходимость введения НЭПа. 2. НЭП: содержание, сущность, значение. Данную тему необходимо раскрывать с позиции ее исключительной злободневности и актуальности. В первом пункте плана надо показать, что сразу после гражданской войны в стране сложился глубокий экономический, политический и внутрипартийный кризис, суть которого в том, что значительная часть крестьянства, недовольная продразверсткой, поднималась на борьбу с Советской властью. Вершиной этого кризиса стал Кронштадтский мятеж, о чем студент должен рассказать и дать ему оценку. Необходимо показать, что собою представляла политика “военного коммунизма”, подчеркнуть, что она была вынужденной мерой, навязанной гражданской войной. Важно также ответить на вопрос “кому принадлежит приоритет разработки НЭПа?”. Известно, на него претендуют и большевики, и меньшевики. Во втором пункте плана следует обратить внимание на раскрытие содержания НЭПа, показать, что ядром ее является продовольственный налог, разрешавший крестьянам после расчета с государством реализовать оставшуюся продукцию по своему усмотрению. Но новая экономическая политика не ограничивалась продналогом, поэтому надо раскрыть и другие ее составляющие. В завершении контрольной работы необходимо показать значение новой экономической политики в целом для страны, заострить внимание на том, что она помогла в короткий срок ликвидировать голод, оживить промышленность, укрепить связь рабочего класса с крестьянством.
Тема 19. Индустриализация в СССР 1. Поиск путей индустриального развития страны. 2. Индустриализация по-сталински. Ее итоги и уроки. Раскрывая первый пункт плана, покажите содержание той дискуссии, которая прошла в Советском обществе в 20-х годах по проблемам индустриализации. Здесь важно четко обозначить позиции таких видных государственных деятелей, как Ленина, Троцкого, Сталина и др. Далее необходимо показать стратегическую задачу индустриализации. В партийных и правительственных документах того времени указывалось на необходимость вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы превратить страну из ввозящей машины и оборудование в производящую машины и оборудование, чтобы, таким образом, не стать экономическим придатком мирового хозяйства и сохранить свою экономическую независимость. Далее необходимо раскрыть с чего и как началась индустриализация, ее темпы, формы и методы проведения, значение и последствия. Интересный материал по этой проблеме студент может найти также в статье В. С. Лельчука “Курс на индустриализацию и его осуществление”, опубликованной в книге “Страницы истории советского общества”. ( М., 1989).
Тема 20. Коллективизация в СССР: как это было? 1. Поиск путей преобразования села. 2. Коллективизация по-сталински. Ее итоги и уроки. Аграрный вопрос в России всегда имел важное социально-экономическое и политическое значение. Вокруг него кипели политические страсти, нередко он лежал в основе социальных потрясений. Вот и к концу 20-х годов XX века в стране сложилась ситуация, когда возникла острейшая необходимость преобразования сельскохозяйственного производства. Необходимо показать причины аграрных преобразований, как проходил поиск путей реформирования аграрного сектора страны, в частности, отметить, что в первом пятилетнем плане предполагалось коллективизировать всего 18– 20 % крестьянских хозяйств. Ленинский кооперативный план также достоин того, чтобы о нем рассказать как о способе преобразования сельскохозяйственного производства. Важно также рассказать о позиции Н. И. Бухарина, который не отказываясь в принципе от колхозов, в то же время ратовал за укрепление и развитие частного крестьянского хозяйства, за создание необходимой инфраструктуры. Далее следует раскрыть сам механизм проведения коллективизации по- сталински, перегибы и ошибки в колхозном строительстве. Студент вправе рассказать также о борьбе Советской власти с кулаками. В завершении контрольной работы надо показать значение коллективизации. Для более глубокого усвоения сути проблемы рекомендуем ознакомится со статьей В. П. Данилова, посвященной коллективизации в СССР и опубликованной в книге “Страницы истории Советского общества” (М., 1989).
Тема 21. Утверждение командно–административной системы и режима личной власти Сталина 1. Демонтаж НЭПа и установление режима личной власти Сталина. 2. Конституция СССР 1936 года: противоречия между словом и делом. Сопротивление «сталинщине». Приступая к работе над этой темой, помните, что она исключительно сложная и дискуссионная, поэтому уже во время знакомства с литературой необходимо выработать свое твердое отношение к происходившему в стране. Обратите внимание на раскрытие причин и механизма демонтажа НЭПа, как проявлялись на практике командно-административные решения по важнейшим государственным вопросам? Студент может взять этот материал также в статьях Ю. С. Борисова “Эти трудные 20–30-е годы” и Л. А. Гордона, Э. В. Клопова “Форсированный рывок конца 20–30-х годов: исторические корни и результаты”, опубликованных в книге “Страницы истории Советского общества”. ( М., 1989). Интересный материал можно найти и в пособии Н. Верта “История Советского государства”. – М., 1992, в частности, в V главе “Годы НЭПа (1921– 1928)”. В названных источниках, а также в литературе, данной в списке к теме, студент найдет материал об утверждении командно-административной системы и личной власти Сталина, о Конституции 1936 года.
Тема 22. Основные итоги развития страны и общества к концу 30-х годов 1. СССР в годы первых пятилеток. 2. Какой социализм был построен в 30-е годы? Его сильные и слабые стороны. К концу 30-х годов, как ранее утверждалось, были в основном закончены такие глубокие социально-экономические преобразования, как индустриализация и коллективизация. Вместе с тем их характеризуют не менее глубокие противоречия и ошибки. В контрольной работе необходимо также показать итоги выполнения планов первой и второй пятилеток; в частности, подчеркнуть тот факт, что благодаря героическому труду рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции завершилась техническая реконструкция промышленности. Построенные и реконструированные предприятия уже к 1937 году дали 80 % всей промышленной продукции страны. В результате в этом году СССР вышел на передовые позиции по выпуску многих видов промышленной продукции. К концу 30-х годов в СССР завершился переход от капитализма к социализму и его экономической основой стала общественная собственность на средства производства. Коренные изменения произошли и в социальной сфере. Так в своей работе студент подойдет к выводу о том, что в конце 30-х годов, как ранее утверждалось, в нашей стране был построен социализм. Сегодня это воспринимается неоднозначно. Возникает много вопросов: что такое социализм, каким он должен быть, насколько наше общество было социалистическим, какой социализм был построен и многое другое? Здесь студенту надо определиться и высказать свою точку зрения. Определенную помощь в этом окажет книга философа А. Бутенко “Откуда и куда идем? ( Л., 1991).
Тема 23. СССР в предвоенные годы 1. Противоречивость внешней политики руководства страны. Начало второй мировой войны 2. Укрепление обороноспособности страны. Приступая к раскрытию темы, необходимо иметь в виду, что накануне войны СССР продолжал оставаться в международной изоляции, и опасность вести военные действия на два фронта была реальной угрозой. Это в значительной степени и определило характер внешнеполитической деятельности правительства, его успехи, недоработки, противоречия в стремлениях и поступках. Необходимо рассказать об англо-франко-советских переговорах и о причинах их провала, о советско-германских договорах 1939 года. Дать им оценку, показать последствия. Что касается второй мировой войны, то необходимо показать ее причины и характер, подчеркнуть, что на пути ее развития лежал так называемый Мюнхенский договор. Далее необходимо рассказать, как советское правительство боролось за укрепление обороноспособности страны. Среди мероприятий этого плана важным было поступление в Красную Армию нового вооружения, увеличение сети военных училищ, высших учебных заведений, переход от территориально- кадрового комплектования и образования войск к единой кадровой системе и многое другое.
Тема 24. Великая Отечественная война в 1941–1945 гг. Триумф и трагедия советского народа 1. Характер и цели войны. Нападение фашистской Германии на СССР и трудности первого этапа войны. 2. Разгром фашистской Германии. Уроки Великой Отечественной войны. При раскрытии темы необходимо подчеркнуть, что война началась 22 июня 1941 года вероломным нападением фашистской Германии на СССР, что в это время она была ударным кулаком международного империализма. Это была самая несправедливая и грабительская из всех войн, какие знала история человечества. Ставилась задача уничтожения первого в мире советского государства, завоевание территории, ликвидация советской промышленности и вывоз в Германию сырьевых богатств страны, в целом планируя установление мирового господства. В содержании работы должны быть отражены мероприятия по превращению нашей страны в боевой единый лагерь, военные, экономические, политические трудности первых лет войны и усилия народа по реализации лозунга “Все для фронта, все для победы”. С полным основанием и чувством гордости студент-заочник может написать в контрольной работе, что СССР, победив в этой войне, спас мировую цивилизацию от перспективы попасть в газовую камеру фашистов. Очень важно рассказать, хотя бы схематично, об основных битвах Великой Отечественной войны и дать им оценку. Вместе с тем, следуя принципу “никто не забыт, ничто не забыто”, надо рассказать о героях войны. Важным компонентом работы должны стать обобщения, выводы и уроки, которые необходимо извлечь из трагических событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Тема 25. Место и роль Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне советского народа 1941–1945 гг. 1. Сталинградский плацдарм. 2. “Сражение века”. Хронология битвы, ее герои и значение в победоносном завершении Великой Отечественной войны. Освещение первого пункта плана необходимо начать с рассказа о том, что летом 1942 года немецкое командование развернуло наступление на южном направлении. Его цель – разгромить советские войска, вырваться в большую излучину Дона, захватить Сталинград и обеспечить себе успешное наступление на Кавказ. Одновременно были усилены натиски по другим направлениям. Следует подчеркнуть, что советское командование разгадало замыслы противника. Волжский город был превращен в неприступную крепость. Развернулась героическая борьба за Сталинград. Помимо изложения общей схемы событий, необходимо показать героизм советских воинов, его характерные черты и особенности. Сорвав планы противника, офицеры, солдаты и ополченцы, позволили советскому командованию севернее Сталинграда сосредоточить и накопить крупные стратегические резервы и осуществить решительное контрнаступление. В числе тех мер, которые помогли обеспечить разгром врага, следует назвать также приказ Сталина от 28 июля 1942 года “Ни шагу назад!” и титаническую работу тружеников тыла, уже к концу 1942 года обеспечивших превосходство Советской Армии по количеству боевой техники. В завершении работы необходимо дать оценку Сталинградской битвы, подчеркнуть, что она являлась коренным переломом в ходе всей Великой Отечественной войны.
Тема 26. Послевоенное противостояние в мире 1. Геополитические последствия второй мировой войны. 2. Начало “холодной войны”. Ее сущность и последствия. Разгром гитлеровской Германии изменил геополитическую обстановку в мире. С одной стороны, это принесло освобождение народам Европы от немецкого фашизма, с другой – способствовало успешной национально- освободительной борьбе народов Азии. В контрольной работе надо также показать, что в результате происшедших после Второй мировой войны перемен образовались два основных мировых социально-политических лагеря – социалистический и капиталистический. Уже к пятидесятым годам социализм вышел за рамки одной страны и превратился в мировую систему. Покажите этот процесс с учетом особенностей строительства новой жизни в странах народной демократии. Во втором пункте плана необходимо подчеркнуть, что противоречия между социалистической и капиталистической системами еще больше обострились и приобрели форму “холодной войны”. Многие современные историки и публицисты, считают ее началом произнесенную речь У. Черчилля в американском городе Фултоне в 1946 году, где он по сути дела призвал американцев к тотальной войне с коммунизмом. Необходимо доказать, что уже в ближайшие годы она развернулась в основном по трем направлениям. В экономической сфере была организована экономическая блокада стран социализма, в политической – усилилась дискриминация социализма, в военной – взят курс на подготовку военного преимущества стран капитализма. В освещении этого вопроса окажут существенную помощь следующие статьи: Л. А. Безыменский, В. М. Фалин “Кто развязал “холодную войну”…; Дж. Геддис (США), О. А. Ржевский (СССР) “Два взгляда на одну проблему”; В. Грайнер (Германия) “Не все кошки серы”. Эти работы студент найдет в книге “Страницы истории Советского общества”. ( М., 1989).
Тема 27. Рождение и крах хрущевской “оттепели” 1. Противоречия и трудности социально-экономического развития страны в послевоенный период. 2. Зигзаги реформаторской деятельности Н. С. Хрущева. Экономическое и политическое развитие страны в послевоенные годы было трудным и противоречивым. Раскрывая этот тезис, покажите героический труд советских людей в восстановлении разрушенного народного хозяйства, особенно в годы послевоенной пятилетки. При этом следует отметить, что, если промышленность, быстро достигшая довоенного уровня, развивалась высокими темпами, то сельскохозяйственное производство на протяжении многих лет, несмотря на попытки его реформирования и огромную помощь со стороны государства, испытывало немалые трудности и не давало желаемых результатов. Далее необходимо рассказать о так называемой хрущевской «оттепели», то есть о курсе на демократизацию общественной жизни, получившей адекватное продолжение в экономике. Вектор обновления был направлен в сторону восстановления демократических основ партии и государства, расширения прав хозяйственной деятельности союзных республик, использование цены, прибыли, кредита и других экономических рычагов в хозяйственной практике предприятий. Следует подчеркнуть, что все эти изменения имели непоследовательный и противоречивый характер. Возникшая проблема ответственности за “ошибки прошлого” затрудняла развитие начавшихся изменений. Материал по этим вопросам студент найдет также в статьях Е. Ю. Зубкова “Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 гг.”, опубликованной в книге “Страницы истории Советского общества”. ( М., 1989).
Тема 28. “Развитой социализм”, или складывание механизма торможения социально-экономического развития страны 1. Противоречия и трудности социально-экономического развития СССР в 1961–1985 гг. 2. Внешняя политика. Достижения и просчеты. Современные изменения в обществе требуют с особой ответственностью подойти к изучению и освещению истории страны на этапе 60–80-х годов. Необходимо иметь в виду тот факт, что она не знала нулевого цикла, не стояла на месте. Были достигнуты значительные успехи в развитии народного хозяйства, продолжали успешно функционировать все звенья образования, медицинского обслуживания, расширялась сеть дошкольных учреждений. В Конституции, принятой в 1977 г., был сделан вывод о построении развитого социализма. В контрольной работе студент может остановиться на этом выводе и показать, насколько социализм был «развитым» и в какой мере он соответствовал этому определению. Необходимо далее показать, в силу чего возник механизм торможения, его суть и последствия. Разобраться в этой проблеме студенту помогут произведения, указанные в разделе “Литература”, а также монография А. Бутенко “Откуда и куда идем” (Л., 1991), статьи Н. Н. Разуваевой “Противоречия и трудности социально-экономического развития СССР в 1961– 1985 гг.” и Ю. С. Аксенова “Механизм торможения и революционная перестройка”, опубликованные в книге “Страницы истории Советского общества” (М., 1989). В работе над вторым пунктом плана необходимо сконцентрировать внимание на миролюбивой внешней политике СССР, подчеркнуть тот факт, что в 70-е годы по инициативе нашей страны развернулась настоящая битва за мир.
Тема 29. Курс на обновление страны. Россия снова перед выбором (80– 90-е годы XX века) 1. Поиск новой концепции развития страны. 2. Экономическая реформа. Планы и реальность. Освещение данной темы необходимо начать с рассказа о том, что начало реформ было положено в апреле 1985 г. Надо подробнее остановиться на реформах политической и социально- экономической сферах жизни, показать, что начало реформ было конструктивным и многообещающим. Однако уже в конце 80-х – начале 90-х годов они столкнулись с серьезными трудностями и желаемых результатов – оживление экономики и прирост продукции – не дали ни к середине, ни даже к концу 90-х годов. Студенту надо попытаться разобраться в сложившихся трудностях и выработать свой взгляд на них. Подумать над выводами и уроками.
Тема 30. Глобальные проблемы современности 1. Глобальные проблему развития мировой цивилизации: причины, содержание. 2. Человек и научно-технический прогресс. На современном этапе развития НТП производственная деятельность человека пришла в противоречие с природой планеты. С одной стороны, НТП способствует развитию производственных сил, с другой – возникает угроза существования человечества. Студенту следует обратить внимание на общие и частные причины экологических проблем. Общая – техногенное развитие человеческой цивилизации, берущее начало в XII–XIII вв. в Западной Европе. Частные – это, во-первых, развитие ядерной, нефтехимической промышленности и перерабатывающих производств с промышленными выбросами и их несовершенной технологией утилизации. Во-вторых, истощение сырьевых ресурсов верхнего слоя мантии Земли, что приводит к дисгармонии ее функционирования. В-третьих, отсутствие элементарного экологического мышления. Все эти причины следует аргументировать на фактах и примерах. Необходимо определить направления глобальных проблем человечества и показать негативные последствия деятельности нашей цивилизации. Показать, как пытались решить эту проблему русские ученые В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л Чижевский, А. Д. Сахаров. Контрольная работа выполняется в форме реферата. Объем контрольной работы должен быть 12-15 страниц печатного текста формата А-4 (210х297 мм), шрифт № 14 Times New Roman через полтора интервала. В рукописной форме – 16-18 страниц школьной тетради, написание – грамотное, разборчивое, без помарок. | |