Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » История |
05.01.2018, 15:02 | |||||||||||||||||||||||||||||
Структура домашней работы обязательно должна содержать следующие компоненты: 1. Содержание, где необходимо отразить содержимое вашей работы; 2. Введение (во введении должны быть: актуальность темы; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; краткая характеристика структуры реферата; краткая характеристика использованной литературы), объем введения для реферата - 1-1,5 страницы. 3. Несколько глав (от 2 до 5), отметим, что главы могут делиться на параграфы; 4. Заключение (в заключении должны быть ответы на поставленные во введении цель, задачи и дан общий вывод); 5. Список литературы или библиографический список; 6. Приложения (здесь содержаться иллюстрации, схемы, диаграммы и прочее). Объем 18 – 20 страниц. Порядок выбора темы контрольной работы
У кого нет зачетной книжки на руках - выбор, исходя из первой буквы Вашей фамилии
Перечень тем Тема 1. Международная политика Киевской Руси в IX – XII вв. Вопросы: 1. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. 2. Международные связи древнерусских земель. 3. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. Приступая к изучению вопроса о внешней политике Древнерусского государства прежде всего обратите внимание на важнейшие направления внешней политики Руси: южное – отношения с Византией; восточное – отношения с Хазарским каганатом и кочевниками; западное – отношения со странами Западной Европы. После этого следует приступить к последовательному раскрытию содержания каждого из направлений. Во внешней политике Руси русско-византийские отношения на протяжении ряда веков оставались приоритетными. Опираясь на рекомендованную литературу, выясните, на каких условиях были заключены русско-византийские договора 907 – 945 гг., какие этапы отношений Руси с Византией можно выделить. Опираясь на работы А.Н.Сахарова, С.В.Бушуева, Г.Е.Миронова и др. охарактеризуйте цели и результаты внешнеполитической деятельности князя Святослава.Другим направлением во внешней политике были отношения со Степью. При этом периоды мирного сосуществования Руси со степняками чередовались с периодами противостояния. Рассмотрите характер взаимоотношений Руси с Хазарским каганатом, затем с печенегами и половцами. Более подробно историю взаимоотношений Руси и Степи вы можете рассмотреть в работах Л.Н. Гумилева, И.Н.Данилевского.После крещения Руси, в конце X-XI вв. стали активно развиваться отношения со странами Европы. Став христианской, Русь включалась в единую семью европейских государств. По рекомендованной литературе рассмотрите, какие династические браки заключались в рассматриваемый период.
Тема 2. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: Вопросы: 1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. 2. Феодализм в Западной Европе. 3. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры. Методические рекомендации Рассмотрение данной темы необходимо начать со сравнительной характеристики периода феодальной раздробленности в Западной Европе и Киевской Руси. Развитие общественных отношений в Киевской Руси проходит, возможно, по тому же сценарию. Наступление периода феодальной раздробленности вписывается в рамки общеевропейского процесса. Как и в Западной Европе, тенденции к политической раздробленности на Руси проявились рано. Уже в X в. после смерти князя Владимира в 1015 году вспыхивает борьба за власть между его детьми. Однако единое древнерусское государство просуществовало до смерти князя Мстислава (1132 г.). Именно с этого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности на Руси. Выясните, какие причины этого явления выделяются различными исследователями. К концу XIII века Северо-Восточная и Южная Русь попали под влияние Золотой Орды, утратили связи с Западом. Русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии. В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен «азиатский элемент». Формированию такого своеобразного типа феодализма способствовало то, что в результате татаро-монгольского ига Русь 240 лет развивалась в изоляции от Европы.
Тема 3. XVI-XVII вв. в мировой истории Вопросы: 1. Эпоха Возрождения 2. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. Методические рекомендации Возрождение знаменует собой светское направление в духовной жизни. Возрождение, в отличие от Реформации, было элитарным. Изучая эти судьбоносные для Европы культурные явления, следует так же иметь в виду, что не во всех странах они соприкоснулись или, соприкоснувшись, охватили культуру различных европейских стран в неравной степени. «Возрождение» (по-французски - Ренессанс) и Реформация имеют не только черты различия, но и сходства. Их объединяют общие истоки и цели. Для более глубокого понимания сущности Возрождения необходимо обратиться к его истокам. На почве каких социально-экономических изменений наблюдаемых в позднем средневековье выросло Возрождение? Как они повлияли на формирование возрожденческого менталитета? Какие социальные слои становились потенциальными носителями нового мировоззрения? Серьёзные сдвиги в жизни общества, которые пришли в противоречие с официальной моралью, несоответствие христианского идеала и образа жизни служителей церкви способствовали зарождению гуманизма — идейной основы эпохи. Сочинения Петрарки и Эразма Роттердамского, Боккаччо и Франсуа Рабле, Сервантеса и Шекспира, сформировавшие европейский гуманизм, - семена, упавшие на благодатную почву. Обратите особое внимание на трактовку проблемы духовных предпосылок Возрождения в книге В.И. Рутенбурга Истории мировой культуры: Наследие Запада. Известно, что деятели Возрождения не отказывались от Бога и Веры. В чём вы видите смысл их противостояния церкви? Как изменился взгляд философов гуманистов на природу человека, его место в модели мира? Ренессанс возрождал гуманистические черты античного мира: антропоцентризм, гражданское служение, эстетическое восприятие мира, отношение к природе... Однако гуманизм Возрождения имел свои особенности, отличающие его от своего прообраза. В чём специфика ренессансного гуманизма? Характерные черты ренессансной личности вами уже выявленыпри сопоставлении эпохи с Античностью и Средневековьем. Вкраткой форме характеристика этой личности изложена уМартынова. Однако следует ещё обратить внимание на изменениеположения женщины в культуре Возрождения. А вместе с нимменяется и идеал женской красоты. Освобожденное от «религиозного прессинга» мышление совершило полномасштабную революцию в искусстве: архитектуре, литературе, изобразительном, театральном и музыкальном творчестве. Обратите особое внимание на следующую проблему: почему доминантой в искусстве Возрождения становится живопись. Еще одной характерной чертой ренессансной культуры является энциклопедичность, тесная связь искусства и науки. Как правило, в эпохи Возрождения художник и ученый соединялись в одном лице. Возрожденческому типу личности характерна цельность. Особенно ярко эти черты проявились в жизни и творчестве Леонардо да Винчи. Черты ренессансной культуры в разных странах проявлялись по-разному, каждая европейская страна демонстрирует, при общей направленности культуры, своеобразие в формах и последовательности воплощения её основных черт. Чем вызваны национальные особенности культуры ренессанса? Особенно выпукло они выявляются при сопоставлении Итальянского и Северного Возрождения. Последнее, в свою очередь, так же не является единым. Тем не менее, при всех национальных особенностях Северное Возрождение имеет свою специфику по отношению к итальянскому. Реформация изменила привычный средневековый образ мира. Это явление оказало немалое воздействие на дальнейшее развитие европейских стран, хотя направленность этого влияния различна. Идея этого движения имела широкий резонанс в обществе. Постижение культуры Реформации следует начать с выявления её истоков, сущности и основных направлений. Обращаясь к проблеме истоков, следует выделить социально-экономические и духовные предпосылки Реформации. Почему центром Реформационного движения становится именно Германия? Важнейшей духовной предпосылкой Реформации был «христианский гуманизм» деятелей Возрождения - Эразма Роттердамского, Т. Мора и др. Обратите внимание на роль и дальнейшую судьбу гуманизма в Реформации, и вы убедитесь в их несовместимости и враждебности. Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры, итогом которой стал новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Общество, основанное на протестантизме, выдвинуло свои идеалы, новые моральные принципы. Расскажите о них. Протестантизм поставил и по-новому решал проблему свободы роли и разума человека, что заложило основы новоевропейского общества и сформировало современную западноевропейскую личность. Становление новой протестантской системы ценностей шло в жёстком противостояний с католической церковью и её орудием – инквизицией. Существовала ли свобода совести в этот период?
Тема 4. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Вопросы: 1. Развитие капиталистических отношений. 2. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Методические рекомендации В процессе подготовки к семинарскому занятию целесообразно, прежде всего, обратиться к проблеме становления и развития промышленной цивилизации. Что касается последней, то она, в отличие от предшествующей ей традиционной цивилизации, строилась на принципиально иных основах. Опираясь на рекомендованную литературу, выделите ее наиболее характерные черты. Попытайтесь при этом сформулировать определение промышленной цивилизации. Ознакомьтесь с тем, как решается различными исследователями проблема хронологических рамок и этапов ее развития. Приступая к изучению вопроса о мировоззренческих основах европейской культуры индустриальной эпохи, следует иметь в виду, что они закладываются в эпоху Просвещения, когда окончательно было покончено со средневековыми представлениями. Исходя из этого, выясните, какая система взглядов о мире, человеке и обществе формируется в "век разума". Проследите также дальнейшую эволюцию этих представлений на последующих этапах развития европейского общества.
Тема 5. Политические партии в России в начале ХХ века Вопросы: 1. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. 2. Опыт думского парламентаризма в России. Методические рекомендации Начало возникновения политических партий в России относится к рубежу XIX-XX вв. Опирая на рекомендованную литературу, выясните, каковы были особенности процесса становления российских политических партий. Почему организационно оформляются в первую очередь революционные партии? Решающее воздействие на формирование системы политических партий в России оказали события революции 1905-1907 гг. В разгар революционных событий Николай II подписал 17 октября 1905 г. Манифест, способствовавший возникновению многих партий и выходу их на арену открытой политической борьбы. В литературе приводятся различные варианты классификации политических партий, действовавших в начале ХХ в. Используя материалы учебника под редакцией А.И. Зевелева, ознакомьтесь с ними. Какую классификацию предлагает этот исследователь? Сгруппировав партии по трем направлениям – консервативно-охранительное, буржуазно-либеральное и революционное – проведите сопоставительный анализ их структуры, численности, социального состава, программ и тактики. Какие из партий пользовались наибольшей популярностью в годы революции 1905-1907 гг.? Какие изменения происходят в положении партий в период после революции?
Тема 6. Мировая политика в межвоенный период. 1. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. 2. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Методические рекомендации Определите основные причины Мирового экономического кризиса. Какие пути выхода из кризиса были предложены современниками? Варианты выхода из кризиса: «Новый путь» Франклина Делано Рузвельта, политика А. Гитлера в Германии, Народный фронт во Франции. На основе анализа международных событий конца 20-х - начала 30-х гг. определите, в какой мере повлиял на развитие международных отношений процесс фашизации в странах «второго эшелона», в том числе появление на политической арене итальянского фашистского государства. Ответить на вопрос о причинах отсутствия изначального антагонизма на мировой арене между либеральными и фашистскими государствами. Определите, как изменился характер внешней политики Германии после прихода к власти нацистов. Сформулируйте основные приоритеты внешнеполитической стратегии Третьего Рейха. На основе анализа международных событий 1933-1935 гг. определите переломный момент в развитии межгосударственных отношений в Западной и Центральной Европе, предопределивший формирование широкой антилиберальной коалиции под эгидой Германии. Смоделируйте альтернативную схему развития событий этого периода, в которой доминирующим фактором были бы итало-германские и австро-германские противоречия, ставшие явными в 1934 г. Ответьте на вопрос, каким образом изменился характер политики умиротворения в 30-х гг., какую роль сыграла английская и французская дипломатия в событиях этого периода. Сформулируйте основные подходы к проблеме создания системы коллективной безопасности, существовавшие в 30-х гг., и определите причины провала этой стратегии. Рассмотреть тезис о качественном различии тоталитарного и фашистского обществ, фашистских и «фашизоидных» (военно-авторитарных) диктатур. Рассмотреть общее и специфическое в социально-экономическом, политико-правовом, идеологическом, социокультурном развитии Третьего Рейха и СССР. Выделить черты этих общественных систем, составляющих основу особой тоталитарной модели развития. Соотнести логику развития этой модели и процесса модернизации, универсального для стран Запада, ответив на вопрос, в какой степени тоталитарное общество является альтернативой индустриальной цивилизационной модели. Обсудить возможность рецидива тоталитарного процесса в условиях более поздних стадий модернизации, в том числе в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.Рассмотреть основные этапы формирования теории тоталитаризма, особенности политологической, социологической, социопсихологической трактовок происхождения и природы тоталитарного процесса. Вычленить основные положения, характерные для современной отечественной историографии истории тоталитаризма. | |||||||||||||||||||||||||||||