Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » История |
04.04.2016, 14:08 | |
Темы контрольных работ (для варианта 1). Древняя Русь (IX-XIII вв.) 1. Киевская Русь в работах И.Я.Фроянова. 2. Ранняя история Новгорода в трудах В.Л.Янина. 3. Выбор моделей развития Древней Руси в эпоху раздробленности. 4. Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений. Термины: варяги, полюдье, норманнская теория, погосты, уроки, смерды, ордынский «выход», закупы, вотчина. Тиуны, улус, баскаки, иго. Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242. Личности (на выбор):Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.
Московская Русь (XIV-XVII вв.) 5. Причины возникновения Москвы в исторической литературе. 6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М.Карамзин, О.В.Ключевский, Р.Г.Скрынников и др). 7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е.Забелину и Н.И.Костомарову). 8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки. 9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев. Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета. Земский собор. Семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение. Даты: 1380, 1497, 1584, 1613, 1649. Личности( на выбор ) Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.
Российская империя в XVIII в. 10. Петр I в оценках современников и потомков. 11. Крепостное право и его роль в истории России. 12. Внешняя политика России в XVIII в. 13. Культура России в XVIII в. Термины: коллегии, Синод, Сенат, ассамблея, подушная подать, империя, абсолютная монархия, кондиции, «просвещенный абсолютизм», секуляризация. Даты: 1721, 1725, 1755, 1762, 1785. Личности (на выбор):Петр I, Александр Меньшиков, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Бирон, Ломоносов, Елизавета Петровна, Петр III, Пугачев, Екатерина II, и др.
Российское государство в XIX в. 14 Реформаторы России 1-й четверти XIX в. 15. западничество и славянофильство в общественной мысли России 2-й четв. XIX в. 16. Движение декабристов в работах Н.Я.Эйдельмана. 17. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. 18. История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в. 19. «Восточный вопрос» во внешней политике России XIX в. 20. Культура России XIX в: достижения и противоречия. Термины: теория «официальной народности», западники, славянофилы, утопический социализм. Народничество, имамат, «нейтрализация» Черного моря, Великие реформы, панславизм, марксизм. Даты: 1812, 1825, 1856, 1861, 1877. Личности (на выбор): Александр I, Сперанский, Аракчеев, Багратион, Кутузов, Пестель, Николай I, Бенкендорф, Горчаков, Герцен, Лавров, Александр II, Александр III, Витте и др.
XX век в российской истории. 21. Экономическая политика Витте и Столыпина: общее и особенное. 22. политические реформы в России нач. XX в.: причины и результаты. 23. Первая мировая война: новые подходы. 24. Гражданская война в России: новые подходы. 25. Русская эмиграция в XX веке. 26. Роль казачества в истории России. 27. Судьба российского крестьянства в XX в. 28. Тоталитарный режим и общество в Великой Отечественной войне. 29. Достоинства и недостатки плановой экономики социализма. 30. Постимперский синдром: политические и национальные отношения на современном этапе. Термины: «зубатовщина», думская монархия, «военный коммунизм», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция. Тоталитаризм, культ личности, застой, ускорение, перестройка. Даты: 1906, 1914, 1917, 1945, 1964, 1991. Личности (на выбор): Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий Николай II, Жуков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Ельцин, Гайдар, Горбачев и др.
Контрольные задания (для варианта 2). №1 Россия занимает громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, что наложило отпечаток на ее историю. Историк С.М.Соловьев отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер». Как вы оцениваете это суждение? Определите влияние природно-географических и геополитических факторов на характер деятельности населения, черты национального характера, специфику российского государства. №2 Одной из решающих областей противостояния в мире является «битва за прошлое» - за историческую память. За интерпретацию истории, поскольку именно историческая память является ценностной основой национального самосознания, источником самооценки народа, его самоуважения. Особое значение в этом контексте имеет память о военной истории, поскольку войны, тем более мировые, являются проверкой на прочность исторической состоятельности участвующих в них народов и государств. Раскройте тему «Память о Второй мировой войне в контексте современной геополитики», опираясь на статью А.С.и Е.С. Сенявских (см. в списке литературы). №3 Российско-польские отношения – сложная, драматическая и трагическая часть европейской истории. На определенном историческом этапе Польша стала восприниматься не как внешняя угроза для России, а как угроза внутренняя, являясь источником смут в империи, восстаний и революций. В российской политике и в сознании российского общества появился польский вопрос. Используя статью В.И.Бухарина (см. список литературы), ответьте на вопрос: «Почему в итоге польский вопрос стал одним из факторов крушения Российской империи?». №4 Распад великой державы современности – Союза Советских Социалистических Республик – явился одним из важнейших событий всемирной истории конца 20 века. Его активно комментируют общество, политики, ученые. Почему рухнул СССР? (см. список литературы). №5 Манифестом 1762 г. И Жалованной грамотой 1785 г. Российскому дворянству была дарована свобода от обязательного характера государственной службы. Однако изучение практики службы высшего сословия привело многих историков к неожиданному , на первый взгляд, выводу о готовности дворянства в большинстве своем оставаться на службе и после отмены ее обязательного характера. Как это можно объяснить? При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Е.Н.Марасиновой (см. в списке литературы). №6 В отечественной и зарубежной историографии сложилось устойчивое представление о значительной роли иностранной интервенции в российской Гражданской войне. На чем основывалось сотрудничество руководства Белого движения с интервентами, и как само белое руководство относилось к необходимости опираться на иностранную помощь? Как население относилось к интервенции, какую роль в восприятии интервенции играли патриотические мотивы и различные прагматические соображения? При выполнении контрольной работы помимо учебной и справочной литературы используйте статью Л.Г.Новикова (см. в списке литературы). №7 Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: «Земля наша богата, порядка только нет», - говорили в России. Больше так о нас говорить не будут». Выполнил ли свои обещания президент? Используйте те статью В.В.Согрина (см. список), а также материалы журнала «Эксперт» - 2007. - №2. №8 18 век стал важнейшим периодом в истории. Традиционно все императоры обращали большое внимание на развитие вооруженных сил. Почему? Какие факторы влияли на выбор модели развития армии в XVIII в? Используйте статью В.В.Пенского 9см. в списке литературы). №9 После трагедии 1 марта 1881 г. Александр III получил множество писем от своих подданных. В одном из них было написано: «Отец твой не мученик и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за православную веру, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его» (Российские самодержцы. – М., 1994. – С. 237 Согласны ли вы с таким объяснением причин событий 1 марта 1881 г.? Дайте более полное объяснение причин и смысла случившегося. Как вы думаете, кем были деятели «Народной воли» - фанатиками, авантюристами, праведниками. Героями? №10 П.А.Вяземский так отзывался о Б.Н.Чичерине: Людям свойственны ошибки. Ошибаться мог и ты, Но ты не был флюгер гибкий У вертлявой суеты. (Чичерин Б.Н. Воспоминания, - М., 1991. – С.5) Составьте исторический портрет Б.Н. Чичерина, вехи его идейной эволюции. Объясните, как вы понимаете строки этого стихотворения. Используйте статью Г.Б.Кизельштейна (см. список литературы) №11 Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь. Сегодня у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой. Обнаруживается столкновение коллективной памяти с официальной историографией. Как рассказывают историю детям в разных странах мира? Используйте примеры из книги французского исследователя Марка Ферро (см. список). №12 Среди французов посещавших Россию в николаевскую эпоху, были те, кто пострадал от революции или от Наполеона. Летом 1839 г. В Петербург приехал маркиз Астольф де Кюстин (революция лишила его отца) Прием, оказанный де Кюстину в России, был самым приветливым. В 1843 году вышла в свет его книга «Россия в 1839 году», взорвавшая и Россию, и Западную Европу. Сегодня данная книга вызывает в России ту же эмоциональную обиду, как и летом 1843 г. Используйте указанный источник и статью Партаненко Т.В. (см. список), опишите как представлении Россия периода царствования Николая I в мемуарах де Кюстина. | |