ОАТК, история (рабочая тетрадь)
Узнать стоимость этой работы
01.03.2019, 11:17

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

Задание 1. Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».

Задание 2. Выполните тест.

1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?

а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране

б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране

в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?

а) 1972г.

б) 1973г.

в) 1975г.

3. Какие страны получали военную помощь от СССР?

а) Пакистан

б) Индия

в) Израиль

4. Когда советские войска вошли в Афганистан?

а) 1975г.

б) 1979г.

в) 1980г.

5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

а) переговоры о разоружении

б) сотрудничество с США в области освоения космоса

в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.

Задание 3.

а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки»  30 августа 1969г.

Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.

Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.

Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.

б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания 1 августа 1975г.

II. Неприменение силы или угроза силой

Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними1.

Ответьте на вопросы:

· Каковы причины перехода к политике разрядки?

· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?

· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?

· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?

Задание 4. Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.»

Задание 1: На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).

Причины революций в Восточной Европе:

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия  — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).

Задание 2. Восстановите последовательность событий:

1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.

Задание 3.Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (Приложение к самостоятельной работе № 2)

Эволюционная форма преобразований

«Взрывная» форма преобразований

Венгрия Февраль 1989г. 

Польша Февраль 1989 г

«Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови)

Органы порядка применили силу

Народное восстание

Гражданская война

ГДР Сентябрь— ноябрь 1989

Болгария Ноябрь 1989 г.

Чехословакия Ноябрь— декабрь 1989 г.

Албания 1990 г.

Румыния Декабрь 1989 г.

 

Югославия 1991 г.

Общим качеством было…

               

3адание 4.Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна

Государственный деятель

1

Албания

1

Т. Живков

2

Болгария

2

В. Гавел

3

Венгрия

3

Н. Чаушеску

4

ГДР

4

С. Милошевич

5

Польша

5

Э. Ходжа

6

Румыния

6

В. Пик

7

Чехословакия

7

И. Надь

8

Югославия

8

В. Ярузельский

Задание 6. Выполните тест.

1. СССР не принимал участия в освобождении:

а) Албании;

б) Болгарии;

в) Румынии.

2. «Народная демократия» означает:

а) высшую форму демократии;

б) тоталитарный коммунистический режим;

в) общую характеристику социалистического лагеря.

3. Решения XX съезда КПСС привели к:

а) ужесточению социализма сталинского образца;

б) попытке изменить социально-политический строй;

в) распаду социалистического лагеря.

4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:

а) индустриализация;

б) кооперирование;

в) ликвидация неграмотности.

5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:

а) Венгрии, Польше, ГДР;

б) Албании, Чехословакии, Польше;

в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны:

а) полная поддержка курса СССР;

б) создание культа личности Н. Чаушеску;

в) политика балансирования между Востоком и Западом.

7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:

а) Болгарии;

б) ГДР;

в) Югославии.

8. Лидером «Пражской весны» был:

а) А.Дубчек;

б) Г.Гусак;

в)Л.Свобода.

9. «Бархатная революция» — это:

а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;

б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;

в) распад федеративного государства.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ.

Задание 1. Выполнить тест.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

а) обострение отношений с США вначале 80-х гг.

б) успехи социальной политики в СССР

в) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете?

а) Литва

б) Эстония

в) Украина

3. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

а) созыв съезда народных депутатов СССР

б) образование Государственной Думы

в) введение поста президента в стране

г) отмена 6-ой статьи Конституции

4. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

а) Н.Бухарин

б) В.Молотов

в) М.Тухачевский

5. Найдите правильное высказывание:

а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС

б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти

в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

6. Когда в Москве произошел путч, направленный на свертывание реформ?

а) 24-26 июля 1990г.

б) 12-14 января 1991г.

в) 19-21 августа 1991г.

7. Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС?

а) 1985г.

б) 1986г.

в) 1988г.

8. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачева с президентами США?

а) Исландия

б) Бельгия

в) Швейцария

г) Испания

9. Каковы черты экономических реформ перестройки?

а) создание частного сектора в экономике

б) введение арендных отношений

в) появление фермерства

г) приватизация государственной собственности

10. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

а) началось строительство совместной орбитальной станции

б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта

в) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия

Задание 2. Заполнить таблицу.

Основные направления внешней политики

Позитивные изменения

Просчеты внешней политики

1. Нормализация отношений с США

1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем

 

 

2. Решение региональных конфликтов

Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана

Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай

Лето 1990г. кризис в Персидском заливе

Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту

 

 

3. Отношения со странами социалистического блока

1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. согласие на объединение Германии

1991г.роспуск СЭВ и ОВД

 

 

Задание 3. В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).

Заявление Государственного Комитета по чрезвычайному положению в СССР

19.08.1991

Уже первый день действия (1) в отдельных местностях СССР показал, что люди вздохнули с некоторым облегчением. Сколько-нибудь серьезных эксцессов нигде не отмечалось. В ГКЧП СССР поступают многочисленные обращения граждан в поддержку принимаемых мер по выводу страны из тяжелейшего (2).

Диссонансом в этот критический момент, когда требуется (3), прозвучало обращение, подписанное утром 19 августа сего года руководителями РСФСР Б.Ельциным, И.Силаевым и Р.Хасбулатовым. Оно выдержано в конфронтационном духе. Есть в этом обращении и прямое подстрекательство к противоправным действиям, несовместимое с установленным законом режимом чрезвычайного положения.

Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР, проявляя терпение и стремление к (4), считает возможным ограничиться на этот раз предупреждением против безответственных, неразумных шагов. В очередной раз в российском руководстве возобладала (5), а ведь народ ждет внесения таких коррективов в политику, которые отвечали бы коренным интересам россиян2.

Задание 4. Дайте определения понятиям: «кадровая революция», стратегия ускорения, сепаратизм, политика гласности, биполярная международная система.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Тема: «Ликвидация СССР и образование СНГ»

Задание 1. Работаем с источниками, выполняем задания.

1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.

2. Продолжите мысль.

После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…

3. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

4. Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономической точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.

Из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 3 декабря 1991г.

1.) Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, товары народного потребления, работы и услуги…

3.) Правительству РСФСР:

Определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования.

Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.

Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами – бывшими союзными республиками – переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

5. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991г.

Мясо – 81%

Молоко – 56%

Овощи – 84%

Рыба – 56%

6. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

Из статьи Председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)

Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности… Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения… Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.

7. Раскрыть суть понятий: перестройка, гласность, плюрализм, путч, парад суверенитетов, демократизация, многопартийность, правовое государство, радикализм.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Тема: «Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.»

Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.

Из информационной справки МИД Российской Федерации о положении соотечественников в странах Содружества Независимых Государств.

Декабрь 1994г.

…В Казахстане(население 16464 тыс. чел., из них 6227 тыс.русских) увеличивается поток выезжающих из республики: в 1993 г. – до250 тыс. ( оценочные данные Посольства РФ). Одновременно из Монголии и Китая в Казахстан в прошлом году прибыло 105 тыс. этнических казахов, которых расселяют главным образом на севере республики, т.е. в районах преобладания русского населения…

В практическом плане идет активное насаждение госаппарате казахского языка в качестве официального ( принята программа перевода на него всей документации); происходит постепенное вытеснение с руководящих постов представителей неказахской национальности; населенным пунктам обоснованным русскими даются казахские названия; разрушаются памятники культуры русского народа. Отвергнуто предложение российской общественности об открытии в Казахстане «Русского университета»…

Сложным является положение русских в государствах Средней Азии. В Узбекистане (население 19810 тыс.чел., из них 1653 тыс. русских), Туркменистане (население3522 тыс. чел., из них 333 тыс. русских), Таджикистане (по переписи 1989г.: население 5092 тыс.чел., из них 338 тыс.русских, за последнее время уехало более 220тыс.чел.), Киргизии (население 4430 тыс.чел., из них 815 тыс. составляют этнические россияне) к общим факторам, которые оказывают влияние на положение русской диаспоры в других республиках, добавляется исламский. Исламизация жизни, фактически получившая поддержку на государственном уровне в этих странах, помимо ее негативного психологического воздействии на русских, сопровождается открытыми угрозами в их адрес, дискриминации при рассмотрении жалоб в местных органах власти, многочисленными фактами физического и морального оскорбления достоинства3.

Беседа по вопросам к документам.

-Как и почему изменилось положение русскоязычного населения в бывших союзных республиках?

-Что предпринимало правительство России для защиты прав русскоязычного населения?

-Чем может обернуться для РФ массовое переселение русского населения в Россию? Чем это может обернуться для стран, которые они оставят?

-Что происходит с русскоязычным населением в других странах бывшего СССР?

Задание 2. Выполните задание.

а) Покажите на карте Российской Федерации субъекты: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального подчинения.

б) Расставьте в хронологическом порядке:

-начало Чеченской войны

-принятие Конституции РФ

-подписание Хасавюртовских соглашений

-избрание президента Ельцина на второй срок

-подписание Федеративного договора

-самопровозглашение независимости республики Ичкерия.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Тема: «Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО)  в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»

Задание 1: Изучить «Приложение к самостоятельной работе №6», ответить на вопросы.

Ответьте на вопросы:

1. Выделите основные направления внешней политики России.

2. Проанализировав ситуацию в мире в 90-е гг., с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?

3. Членами, каких международных организаций стала Россия?

4. Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?

Задание 2. Рассмотрите таблицу. Выполните задание.

Россияне о сущности блока НАТО в 1997-2004 гг.

Каков по своей сущности блок НАТО?

1997г.

2002г.

2004г.

Агрессивный

38

54

58

Оборонительный

24

24

17

Затруднились ответить

38

22

26

Вопросы к таблице:

1. Как изменилось мнение россиян о блоке НАТО за период с 1997 по 2004 гг.?

2. Как Вы думаете, из-за каких внешнеполитических событий мнение граждан России о НАТО изменилось?

Задание 3. Изучите документ. Ответьте на вопросы.

Политик Г.Боос о последствиях объединения России и Беларуси.

«Все зависит от того, на каких принципах будет происходить объединение. Если будет создан единый Центральный банк, введена одна валюта, согласованы единые таможенные правила, общие требования к бюджету, то никаких плохих последствий для российской экономики ждать не следует. А хорошие будут: и российская, и белорусская промышленность получат новые рынки для сбыта своей продукции, восстановятся некоторые экономические связи, которые были во времена СССР, а сейчас затруднены. Конечно, за 10 лет многие из этих связей уже порушены, но ничего страшного.… Но пока интеграция в экономике – процесс вялотекущий. Сейчас у нас фактически существует таможенная граница между Россией и Белоруссией. Конечно, это создает барьеры для торговых связей и препятствует интеграции».

Вопросы к тексту.

1. На каких условиях должны быть объединены Россия и Беларусь с точки зрения Г.Бооса?

2. Как вы полагаете, есть ли будущее у Союза России и Беларуси?

Задание 4. Выполните тест.

1. ООН как главный инструмент поддержания международного мира и безопасности в XX – XXI вв. была создана:

а. 1945

б. 1939

в. 1956

2. Какая организация вступила в силу по инициативе министров образования?

а. ООН

б. ЮНЕСКО

в. ШОС

3. Главной целью этой организации стало укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки, культуры:

а. ЮНЕСКО

б. ООН

в. СНГ

4. Блок НАТО был образован:

а. 24 октября 1945г.

б. 4 апреля 1949г.

в. 18 сентября 2003г.

5. Какие из перечисленных организаций носят экономический характер?

а. ШОС

б. АСЕАН

в. ЮНЕСКО

г. ЕврАзЭс

д. ООН

6. Самым агрессивным военным блоком в XX – XXI вв. можно считать:

а. ШОС

б. НАТО

в. СВМДА

7. В какие из перечисленных организаций входит Россия:

а. ООН

б. Азиатский блок развития

в. ОДКБ

г. ШОС

д. ЕВРОСОЮЗ

е. ЕврАзЭс

ж. ОЭСР

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7

Тема: «Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО)  в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»

Задание 1. Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопросы.

Россияне о зарубежных друзьях и врагах нашей страны в 2004-2005гг.

Страны, дружественные России

%

Страны, могущие развязать войну против России

%

Германия

16

США

25

Франция

12

Арабские и исламские страны

7

Белоруссия

12

Чечня

7

Украина

9

Грузия

5

США

8

Китай

3

Китай

7

Афганистан

2

Казахстан

5

Ирак

2

СНГ в целом

5

Япония

2

Европа в целом

4

Великобритания

2

Италия

4

Индия

3

Великобритания

3

 

Страны-друзья России

Страны-враги России

Белоруссия

Латвия

Германия

Литва

Казахстан

Грузия

Украина

Эстония

Индия

США

1. Произошли ли в общественном мнении россиян изменения по вопросу о внешнеполитических друзьях и врагах России?

2. Как Вы думаете, чем объясняется отнесение россиянами той или иной страны к друзьям или врагам России?

3. Какие страны находятся как среди друзей, так и среди врагов России? Чем Вы можете это объяснить?

Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы.

Высокопоставленный чиновник НАТО о сотрудничестве России и стран НАТО в рамках Декларации «NATOat 20».

«Отличие между форматами «двадцатки» и «19+1» риторические. Нет и речи о постоянном участии России в обсуждении основных вопросов и тем более принятии по ним совместных решений. Станы-участницы заранее приходят к более-менее общему знаменателю, прежде чем вынести проблему на обсуждение с Россией».

Ответьте на вопросы:

1. Как Вы полагаете, насколько мнение высокопоставленного чиновника НАТО отражает реальное положение дел в сфере взаимоотношений России и стран НАТО?

2. Британский адмирал, сэр И.Гарнетт, в 2003г., будучи начальником Штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, подчеркивал, что стремление России сотрудничать с НАТО будет по-прежнему оцениваться альянсом не по активности в «двадцатке», а по ее участию или неучастию в программе «Партнерство во имя мира». Как Вы думаете, является ли «двадцатка» реальным и действенным механизмом, позволяющим урегулировать взаимодействие России и НАТО, или это всего лишь дипломатическая инсценировка сотрудничества?

3. Как Вы считаете, стоит ли России вообще сотрудничать с НАТО? Нужно ли вступать в эту организацию? Исходит ли угроза для Российской Федерации от стран североатлантического альянса?

Задание 3. Проанализируйте мнения экспертов, ответив на вопросы к документу.

Эксперты о передислокации американских войск из Западной в Восточную Европу.

Л. Ивашов (вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник): «Перемещая свои военные базы, американцы наказывают не Германию с Францией, а всю Европу: США давно стремятся взять ее под контроль. Раньше этому мешали СССР и соцлагерь, теперь-Россия. Чтобы как-то оправдать своеобразную экспансию, Вашингтон придумал идеологическое обоснование: дескать, Россия стоит на пороге распада государственности, ее крушение сопровождается войнами и конфликтами. Поэтому историческая миссия США – спасти мир от последствий « славянского катаклизма»…. США для полного окружения России военными базами не потребуется 5-10 лет. Фактически они уже это сделали. Свободен от явного присутствия НАТО разве что российский Север. Но и там давно хозяйничают американские подлодки. В ближайшее время североатлантисты обоснуются в Грузии и Азербайджане… Интерес американцев к Закавказью очевиден. Так же очевидно, что именно сюда перебазируются немалые силы США после решения задач на Ближнем Востоке».

К.Косачев (зампред Комитета Госдумы по международным делам): « Действия США носят стратегический характер, связанный с желанием иметь войска во всех значимых точках мира. Раньше Восточная Европа была закрыта для американцев. Сейчас ситуация изменилась, и США просто не могут упустить такой шанс. Но я не могу сказать, что это направленно против России. Если выражаться ненаучными терминами, то передислокация будет проведена «на всякий случай». Американцы предельно богаты, чтобы не считаться с подобными расходами».

М.Маргелов (председатель Комитета по международным делам, Совета Федерации): «Передислокация американских войск в Восточную Европу, не представляет абсолютно ни какой угрозы для российских национальных интересов. В 2001 году мы согласились на размещение американских войск на базах в Средней Азии, и это принесло России конкретную выгоду. Исходившей из Афганистана угрозы для всех стран региона теперь больше нет».

Вопросы:

1. В чем суть передислокаций войск США в Европе? Какую цель она преследует?

2. Какие цели передислокации американских войск выделяют эксперты и как они оценивают последние внешнеполитические изменения?

3. С кем из экспертов Вы согласны и почему?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8

Тема: «Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и прочими»

Задание: проанализируйте таблицу, ответьте на вопросы.

Основные международные договоры и соглашения Российской Федерации со странами мира.

Год

Название договора, соглашения

Примечания

8.12.1991

Договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)

 - Подписан Украиной, Белоруссией и Россией.

- 21.12.1991 г. принята Алма-Атинская декларация о СНГ в составе России, Украины, Беларуси, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Молдова, позднее Грузия

22.01.1993

Устав СНГ

Принят на минском совещании глав государств-членов СНГ, определяет организационное устройство и функции СНГ

15.05.1992

Договор о коллективной безопасности СНГ (ДКБ)

Подписан Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном, Арменией, предполагает совместную оборону границ СНГ и недопущение конфликтов. В 1993г. к договору присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия.

14.05.2002

Соглашение о преобразовании блока ДКБ в Организацию ДКБ (ОДКБ)

Определяет принципы взаимодействия России, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии, Армении, Казахстана в области безопасности, собой превращение ОДКБ в военно-политический альянс. В 2006 г. свое членство «восстановил» Узбекистан.

03.1994

Договор о создании Таможенного союза

Подписан Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном

29.03. 1996

Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях»

Подписан Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном об углублении экономической интеграции и Таможенного союза – 26.02. 1999г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан

10.10.2000

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)

Подписан странами-участницами Таможенного союза – Россией, Белоруссией. Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном

1.06.2001

Соглашение о создании зоны свободной торговли

Подписан Россией со всеми странами СНГ, кроме Украины

3.09.1993

Соглашение о судьбе Черноморского флота с Украиной

Закрепило передачу Черноморского флота России в обмен на списание долгов Украины за поставленные ей Россией газ, нефть и др. энергоносители, но Верховный Совет Украины не ратифицировал документ

9.06.1995

Сочинские соглашения с Украиной о разделе Черноморского флота

Предусматривали разделение флота в пропорции 2:1 и предоставили России право использовать военно-морские базы в Крыму

05.1997

Новый Договор о разделе Черноморского флота с Украиной

Решал вопрос о разделе флота и об аренде Севастопольской военно-морской базы

31.05.1997

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве России и Украины

Определяет основные принципы взаимоотношений двух стран

28.01.2003

Российско-украинский договор о государственной границе

Завершен процесс делимитации сухопутного участка российско-украинской границы

26.12.2003

Договор о сотрудничестве в использовании Азово-Керченской акватории Украины

Подчеркивает внутренний характер Азовского моря: заход военных судов третьих стран в акваторию возможен только с согласия России и Украины

2.04.1996

Договор об образовании Сообщества Беларуси и России

Создал содружество суверенных государств

2.04.1997

Договор о создании Союза Беларуси и России

Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз Беларуси и России

8.12.1999

Договор о создании Союзного государства Беларуси и России

Вступил в силу с 2000г.

26.04.1996

Соглашение «Шанхайская пятерка»

Подписано Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Россией и посвящено укреплению мер доверия в военной области в районе границы

14.06.2001

Договор о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

Возник на базе «Шанхайской пятерки», к которой присоединился Узбекистан

1.02.1992

Кэмп-Дэвидская декларация

Подписана Россией и США и знаменует окончание «холодной войны» и установление партнерских отношений России со странами Запада

23.05.1992

Лиссабонский протокол

Подписан США и Беларусью, Казахстаном, Украиной, Россией о присоединении России к советско-американскому договору СНВ-1 (1991г.); а также об обязательствах Беларуси, Казахстана и Украины вывести ядерное оружие в Россию и стать безъядерными государствами. Был выполнен всеми странами кроме Украины, требовавшей дополнительных гарантий безопасности

14.01.1994

Американо-российско-украинское заявление

Подписано соглашение о транспортировке украинских боеголовок в Россию и о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия

3.01.1993

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

Россия и США сокращают на 2/3 имеющееся ядерное оружие. 14.04.2000 г. ратифицирован Госдумой

24.05.2002

Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов (СНП)

Подписан Россией и США; предмет договора – сокращение ядерных вооружений. Ратифицирован в 2003г.

22.06.1994

Соглашение о присоединении России к программе НАТО «Партнерство во имя мира»

Присоединение России к программе, предусматривающей военное сотрудничество НАТО со странами Восточной и Центральной Европы без их вступления в НАТО

27.05.1997

Основополагающий акт о взаимных отношения, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО

Определяет принципы взаимодействия с НАТО. 18.03.1998 Россия официально учредила свое постоянное представительство при НАТО (формула сотрудничества – «19+1»)

25.02.2002

Декларация «NATO at 20»

Создан Совет России и НАТО по формуле «РФ+НАТО=20» для сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, а также в сфере миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др. РФ участвует на всех стадиях принятия решений и их осуществления

27.04.1992

Соглашение о сотрудничестве России с Международным валютным фондом (МВФ)

Принятие России в МВФ

24.06.1994

Соглашение о сотрудничестве России с Европейским Союзом (ЕС)

Подписано на встрече с лидерами 12-ти европейских стран. Россия признается страной с переходной рыночной экономикой и партнером ЕС

28.02.1996

Соглашение о сотрудничестве с Советом Европы

Принятие России в Совет Европы. С 19.05 по 15.11.2006г. Россия председательствовала в высшем органе СЕ – Комитете Министров СЕ. От РФ Комитет возглавил министр иностранных дел С.Лавров

1994

Соглашение о сотрудничестве с «Большой 7»

Вступление России в «Большую 7 по формуле «7+1» с правом решения только политических вопросов. В 06.1997г. «Большая 7» была преобразована в «Большую 8». С 06.2002г. Россия стала равноправной участницей, а в 2006г. – председателем «Большой 8» на один год

9.02.2000

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с КНДР

Определяет взаимоотношения РФ и КНДР

16.07.2001

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве России и Китая

Определяет отношения между двумя странами на 20 лет

* Для того, чтобы ответить на вопросы вам необходимо познакомиться с материалом учебного пособия «Ткаченко И., Барышева А., Овчинникова О. Всеобщая история в вопросах и ответах»: Проспект; 2005

Вопросы и задания к таблице.

1. Выделите основные направления внешней политики России.

2. Проанализировав данные таблицы, сделайте вывод о том, с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?

3. Членами, каких международных организаций стала Россия?

4. Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9

Тема: Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве РФ.

Задание 1. Работа с текстом (Приложение к самостоятельной работе № 9)

Ответьте на вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы конфликта Федерального Центра и Чечни.

2. Выделите причины конфликта с Чечней.

3. Что такое ОКЧН? Кто его возглавлял?

4. Каковы причины утраты влияния Федерального Центра над Чечней в это время.

5. Какова главная причина 1-ой Чеченской войны? Какие методы ведения боевых действий были выбраны обеими сторонами при ведении этой войны?

6. Перечислите основные пункты Хасавюртовского соглашения. Кто стал победителем в этом конфликте?

7. Каковы причины 2-ой Чеченской войны?

8. Обозначьте причины победы России во 2-ой Чеченской кампании.

9. На основании пунктов Конституции Чеченской республики 2003г. сделайте вывод о политическом статусе Чечни.

Задание 2. Подготовьте доклад на тему «Внутренняя политика России на Северном Кавказе.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10

Тема: Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

Задание 1. Работа с текстом (Приложение к самостоятельной работе № 10)

Ответьте на вопросы:

I. Что понимается под «расширением Европейского союза»?

Какие государства входят в эту организацию?

Каковы условия вступления в Евросоюз?

Перечислите страны-кандидаты на вступление в Евросоюз. Какие из Европейских государств предпочли не присоединяться к Евросоюзу? Есть ли у них точки соприкосновения с этой организацией?

II. Что такое «международный рынок труда»?

Как связаны между собой, формирование международного рынка труда и процессы мировой интеграции? Перечислите области, в которых происходит взаимодействие стран в современном мире.

Как осуществляется образование международного рынка труда?

Перечислите, какие международные рынки труда существуют в современном мире? (5 шт.)

Какие выгоды влечет за собой участие в интеграционном процессе (Евросоюзе)?

Что такое «трудовая миграция», каковы ее типы?

Каковы плюсы и минусы «трудовой миграции»?

Какова основная тенденция развития современного международного рынка труда?

Назовите и охарактеризуйте главную характерную черту участия России в процессах международной трудовой миграции.

III. Определите причины и суть изменения курса НАТО с начала 1990-х годов.

Что такое «глобальное НАТО»? Каковы его цели и принципы?

IV. Когда и кем была принята программа «Партнерство во имя мира»? В чем ее суть?

Каковы цели программы «Партнерство ради мира»?

Как вы оцениваете перспективы сотрудничества России  и НАТО посредством программы «Партнерство ради мира»? Аргументируйте свой ответ.

Заполните таблицу «Россия и НАТО: перспективы и разногласия».

Сферы взаимодействия

Сферы разногласия

1.

…….

5.

1.

……..

3.

V. Охарактеризуйте политические ориентиры России в современном мире.

Задание 2. Составьте тест «Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11

Тема: Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Как вы понимаете термин «глобальное информационное общество»? Какие позиции ему соответствуют?

2. Какие задачи предстояло решать россиянам на рубеже XX-XXIвеков?

3. Что такое «национальная самоидентификация»? Какие факторы на нее влияли?

Задание 2. Заполнить таблицу «Изменения в социальной структуре».

Критерии изменений

Советский период

Постсоветский период

Элементы социальной структуры

 

 

Критерий деления по слоям

 

 

Основной идеал общества

 

 

Правовая основа

 

 

Задание 3.Охарактеризуйте влияние постиндустриального общества на молодежь и культуру в 90-е - 2000-е гг. Какие «новшества» были «освоены» россиянами в начале 2000-ых гг.?

Задание 4. Что, по мнению автора статьи, представляет собой культурный облик россиян 2000 – 2009 гг. На чем основывается автор в своих выводах.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №12

Тема: Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России

Задание 1. Определите и выпишите основные характеристики массовой культуры. Приведите примеры массовой культуры.

Задание 2. Заполните таблицу «Плюсы и минусы массовой культуры»

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Каково Ваше отношение к массовой культуре?

2. Выживет ли в условиях нашествия массовой культуры, культура национальная?

Творческое задание на дом: разработать презентацию по одной из тем

1. «Национальная культура русских, ее достижения и проблема ее сохранения»

2. «Национальная культура русского народа, ее значение и проблема ее сохранения»

3. «Православные организации нашего края»

4. «Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»

5. «Культурная политика администрации г. Мичуринска»

6. «Тамбовский край – поликультурный регион».

Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете – это работа-исследование.

Задание 4. Защита презентаций.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13

Тема: «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе»

Задание 1. Выпишите основные этапы социально-экономических преобразований.

Задание 2. Напишите противоречия («вызовы») современного этапа экономического роста в России. Дайте ответ на вопросы:

а) Какие проблемы возникают из-за низкой рождаемости и высокой смертности в начале 2000-х годов в РФ?

б) От чего зависит развитие российской экономики на современном этапе?

Задание 3. Выпишите условия осуществления социально-экономической политики в РФ.

Задание 4. Перечислите основные приоритеты развития страны.

Задание 5. Раскрыть суть понятий: факторы производства, факторные доходы, постиндустриальное общество; ВВП, ППС.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14

Тема: «Основные направления развития инноваций в России»

Задание 1. Что такое инновационная экономика? Каковы её признаки?

Задание 2. Дайте определение понятиям: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационный процесс».

Задание 3. Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики?

Задание 4. Перечислите основные направления развития инноваций.

Задание 5. На основе показателей диаграмм «Инновационная активность предприятий» и «Удельный вес новой продукции», сделайте вывод о конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке. Какие факторы препятствуют внедрению технологических инноваций на российских предприятиях? 

Творческое задание: Напишите эссе (не больше 100 слов) на тему «Инвестиции в человека – долгосрочный национальный приоритет».



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика