Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » История |
22.10.2019, 11:13 | |||||||||||||||||||||||
Таблица выбора варианта контрольной работы
Структура контрольной работы: 1. Теоретическая часть: 1.1. Текст теоретической задачи; 1.2. Ответ на теоретическую задачу. 2. Ситуационная часть: 2.1. Текст ситуационной задачи; 2.2. Ответ на ситуационную задачу. 3. Тестовая часть: 3.1. Содержание 10 (десяти) тестовых заданий (тексты вопросов) и ответ на каждое из заданий. 4. Библиографический список. Объём контрольной работы не должен превышать 10 страниц печатного текста на листе А4 (210х297мм), WORD, Times New Roman 14, интервал 1,5. Поля: верхнее, левое, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. При рукописном варианте – 15 стр. формата А4 или 16 тетрадных страниц, заполняемых с обеих сторон разборчивым почерком.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант № 1 1. Теоретическая задача: Выделите основные черты теорий естественного права в европейской юридической мысли XVII–XVIII вв. 2. Ситуационная задача: Сравните политические и правовые идеи в раннем западном и восточном христианстве (на примере Августина Блаженного и Иоанна Златоуста). 3. Тестовые задания: 1. Кого последователи Будды в Индии считали «брахманом»: а) получившего статус брахмана по рождению; б) ставшего брахманом по избранию других брахманов; в) достигшего совершенства своими силами? 2. Кому из софистов принадлежит определение человека как «меры всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»: а) Горгию; б) Протагору; в) Антифонту? 3. По какому критерию Аристотель отделял формы правления – тиранию, олигархию, демократию от монархии, аристократии и политии: а) по принадлежности власти военным или философам; б) по отношению к идеальной форме правления; в) по отношению к реализации власти в интересах частного или общего блага? 4. Какому естественному закону, по мнению Сенеки, были подчинены все люди и созданные ими государственные и правовые установления: а) закону равновесия; б) закону судьбы; в) закону свободы? 5. Как Жан Боден определял суверенитет: а) это любая власть вообще; б) это власть государя над жизнью и собственностью подданных; в) это абсолютная и постоянная власть государства? 6. К какому направлению юридической мысли XIX в. принадлежал граф А. де Токвиль: а) к консервативному; б) к либеральному; в) к исторической школе права? 7. На какой стадии развития идеи свободы (права) в теоретической конструкции Г.В.Ф. Гегеля появляется государство: а) на стадии абстрактного права; б) на стадии морали; в) на стадии нравственности? 8. Как А.Н. Радищев предлагал перестроить государство в России: а) установить республику; б) ввести конституционную монархию; в) сохранить самодержавие, проведя реорганизацию бюрократического аппарата? 9. Как сформулирована основная норма в ступенчатой концепции права Г. Кельзена: а) «Должно вести себя так, как предписывает Конституция»; б) «Должно вести себя так, как предписывают общие нормы»; в) «Должно вести себя так, как предписывают все правовые нормы»? 10. К какому «идеальному» типу легитимности М. Вебер относил признание народом власти и влияния партийных лидеров: а) к харизматическому; б) к легальному (рациональному); в) к традиционному?
Вариант № 2 1. Теоретическая задача: Определите теоретические основы буддистского учения о государстве и праве в Древней Индии. 2. Ситуационная задача: Фашизм в разных странах XX в. имел общие идейные истоки. Сравните государственно-правовые теории итальянского фашизма и германского нацизма. 3. Тестовые задания: 1. Какие основные рычаги воздействия на подданных должен был использовать правитель по теории Шан Яна: а) добродетель и знания; б) законы и суровые наказания; в) произвол и насилие? 2. Как рассматривал государство софист Ликофрон: а) как территориальный союз граждан, созданный на основе договора; б) как объединение многих семей, созданное под общей властью царя; в) как творение богов для человеческой пользы? 3. К какому праву относится естественное право по классификации римского юриста Ульпиана: а) к публичному праву; б) к частному праву; в) к праву народов? 4. Какой из элементов государственной власти по теории Фомы Аквинского является установлением Божьим: а) форма власти; б) сущность власти; в) использование власти? 5. Кто из религиозных реформаторов XVI в. ввел в свое учение догмат о предопределении: а) М. Лютер; б) У. Цвингли; в) Ж. Кальвин? 6. Какое понятие, по мнению русского мыслителя XVI в. Ф. Карпова, обладает наивысшей ценностью в государстве: а) «свобода»; б) «правда»; в) «терпение»? 7. Какой из этих идей придерживался С.Е. Десницкий: а) идеи договорного происхождения государства; б) идеи выборного самоуправления в городах; в) идеи отмены смертной казни? 8. На какой основе существует право, по представлениям И.Г. Фихте: а) на основе взаимного признания лицами свободы каждого из них; б) на основе самоопределения личной воли; в) на основе подчинения воле другого лица? 9. Как рассматривается естественное право в теории Р. Штаммлера: а) как право, существующее по природе; б) как формальное метафизическое начало и масштаб права; в) оно вообще им не признается? 10. Какую перспективу для развития государства предвидел М. Ориу: а) государство должно превратиться в инструмент господства бюрократии; б) государство должно стать публичной службой для поддержания либерального порядка; в) государство должно быть уничтожено?
Вариант № 3 1. Теоретическая задача: Покажите сущность государственно-правовой теории конфуцианства в Древнем Китае. 2. Ситуационная задача: Ж.-Ж. Руссо и М. Робеспьер были сторонниками народного суверенитета, но понимали его неодинаково. Сопоставьте их взгляды на проблему верховной власти в государстве. 3. Тестовые задания: 1. Где, по мнению Аристотеля, проявляет себя распределяющая справедливость: а) в обмене товаров и услуг; б) в избрании на высокую должность по способности; в) в равном воздаянии за одинаковое преступление? 2. Кто является источником законодательной власти по теории Марсилия Падуанского: а) народ; б) выборные магистраты; в) монарх? 3. К какому социальному направлению в еретическом движении принадлежал чешский мыслитель Ян Гус: а) к крестьянско-плебейскому; б) к бюргерскому; в) к дворянскому? 4. Назовите главную научную работу Ш.Л. Монтескьё: а) «Об общественном договоре»; б) «О Духе законов»; в) «О государстве»? 5. Кому должен принадлежать суверенитет в конституционной монархии Г.В.Ф. Гегеля: а) только народу; б) только монарху; в) монарху и народу вместе? 6. Как изначально возникло право, по мнению Ф.К. Савиньи: а) по волеизъявлению законодателей; б) в ходе судебной практики; в) непосредственно из народного духа? 7. Кто из указанных русских мыслителей утверждал, что гражданские законы должны соответствовать Божественным законам: а) С.Е. Десницкий; б) А.Н. Радищев; в) М.М. Щербатов? 8. Какую власть в государстве Б. Констан считал «уравнивающей» властью: а) королевскую власть; б) исполнительную власть; в) постоянную представительную (палаты пэров)? 9. Что лежит в основе классовых различий по теории марксизма: а) разные размеры доходов от своей деятельности; б) разное отношение к собственности на средства производства; в) разное отношение к государственной власти? 10. Что должен представлять собой новый «правящий класс», по мнению Г. Моски: а) военную аристократию; б) меритократию; в) демократию?
Вариант № 4 1. Теоретическая задача: Обобщите представления древнегреческих и римских мыслителей о формах правления. Что понималось под круговоротом таких форм? 2. Ситуационная задача: Основными течениями в русском Православии конца XV – первой половины XVI в. были течения осифлян и нестяжателей. Сопоставьте их идеи в отношении государственной власти и Церкви (на примере Иосифа Волоцкого и Максима Грека). 3. Тестовые задания: 1. Из смешения каких форм правления, как считал Аристотель, возникла полития: а) монархии и аристократии; б) монархии и демократии; в) демократии и олигархии? 2. Что составляет основу права, по общему мнению римских юристов: а) воля правителя; б) справедливость; в) личный интерес правообладателя? 3. Кто принадлежит к Граду земному по теории Аврелия Августина: а) все люди вообще; б) люди, живущие по собственной воле; в) верующие христиане? 4. В чем заслуга Н. Макиавелли как политического мыслителя и теоретика: а) он отделил политическую науку от этики и морали; б) он разработал учение о либеральной демократии; в) он ввел понятие «харизма»? 5. Что понимал под свободой Ш.Л. Монтескьё: а) свобода делать все, что не запрещено; б) свобода делать все, что разрешено законом; в) свобода делать все, что угодно? 6. На какой стадии развития человеческого общества, как считал С.Е. Десницкий, возникает частная собственность: а) на стадии собирательства; б) на стадии коммерческой; в) на стадии хлебопашества? 7. В чем состоит цель существования государства по Г.В.Ф. Гегелю: а) в обеспечении интересов собственности и семьи; б) в обеспечении объединения как такового; в) в обеспечении личной безопасности индивидов? 8. В чем М. Вебер видел отличие господства от власти: а) господство опирается на безусловное подчинение; б) господство признает только голое принуждение; в) господство отрицает институционализацию власти? 9. Кто из мыслителей открыл «железный закон олигархии»: а) Ф. Энгельс; б) Р. Иеринг; в) Р. Михельс? 10. На каком сновании М.А. Бакунин подвергал критике тезис марксизма о «диктатуре пролетариата» как переходной ступени от капитализма к коммунистической формации: а) пролетариат вообще не способен к осуществлению власти; б) сохранится господство одного класса над другим: пролетариата над крестьянством; в) обществу необходима диктатура крестьянских масс, а не пролетариата?
Вариант № 5 1. Теоретическая задача: Проведите анализ категории «справедливость» в юридических теориях Античности (Древняя Греция и Древний Рим). 2. Ситуационная задача: Дж. Локк и Ш.Л. Монтескьё являются создателями теории разделения властей. Сравните позиции мыслителей по вопросу о строении государства и взаимоотношении ветвей власти. 3. Тестовые задания: 1. В каком древнем китайском учении был принят принцип «недеяния»: а) в легизме; б) в даосизме; в) в конфуцианстве? 2. Какую идею выдвинул греческий философ Гераклит: а) идею войны как источника развития; б) идею космополитизма; в) идею равенства всех перед законом? 3. В чем Цицерон видел основной недостаток простых форм правления: а) в неустойчивости; б) в несоблюдении права; в) в отсутствии общих интересов? 4. Для чего, по мысли митрополита Киевского Илариона (XI век), был установлен Закон: а) для принуждения к соблюдению Истины; б) для приготовления людей к принятию Истины и Благодати; в) Закон нужен для разъяснения Истины? 5. Какая норма естественного права, по Г. Гроцию, лежит в основе государственных прав: а) защита собственности от посягательств; б) обязанность соблюдать договоры; в) принцип равного воздаяния? 6. Как Ю. Крижанич относился к «политическому» рабству: а) оно унижает достоинство личности; б) оно почетно; в) оно не совместимо с воинской службой? 7. Какая идея характерна для Дж. Бентама: а) признание естественных и неотчуждаемых прав людей; б) создание государства посредством заключения общественного договора; в) максимизация всеобщей пользы? 8. Что такое право по Дж. Остину: а) природная необходимость и закон; б) приказы суверена; в) всемирный разум? 9. Кто из британских мыслителей являлся предтечей германского нацизма в изложении расовой теории: а) Д. Юм; б) Г. Спенсер; в) Х.С. Чемберлен? 10. К какой категории наук, по мнению Г. Кельзена, относится юриспруденция: а) к наукам о сущем; б) к наукам о должном; в) к наукам о культуре?
Вариант № 6 1. Теоретическая задача: Определите основные черты классического либерализма XIX в., опираясь на теории Б. Констана, А. де Токвиля и других мыслителей. 2. Ситуационная задача: Сравните проект «Утопии» Т. Мора с проектом идеального государства Платона (диалог «Государство»). На чем основывалась уверенность Платона в осуществимости данного проекта? 3. Тестовые задания: 1. В чем состоял политический идеал Сократа: а) в правлении большинства; б) в правлении знающих людей; в) в правлении немногих знатных людей? 2. В чем состоит недостаток тимократии, по Платону: а) в чрезмерном равенстве; б) в ведении постоянных войн; в) в деспотизме одного лица? 3. На чем основано государство по Цицерону: а) на праве; б) на единовластии; в) на насилии? 4. Кто из религиозных мыслителей XVI в. не признавал за подданными право на сопротивление тиранической власти: а) М. Лютер; б) Ж. Кальвин; в) Ф. Суарес? 5. Что допускает социально-экономическая организация общества в «Утопии» Т. Мора: а) использование рабского труда; б) освобождение всех женщин от обязательной работы; в) наличие частной собственности? 6. Какая идея была предложена А. Гамильтоном и стала в дальнейшем неотъемлемой частью американской Конституции: а) идея разделения властей; б) идея судебного конституционного контроля; в) идея прямых выборов сенаторов (членов верхней палаты)? 7. Какому органу должна была принадлежать судебная власть в Российской империи по проекту М.М. Сперанского: а) Государственному Совету; б) Государственной Думе; в) Судебному Сенату? 8. Какой экономической идеи придерживался И.Г. Фихте, создавая модель идеального государства: а) идеи меркантилизма; б) идеи поощрения внешней торговли; в) идеи самодостаточной экономики? 9. К какому течению русской общественно-политической мысли можно отнести юриста Б.Н. Чичерина: а) к славянофилам; б) к западникам; в) к народникам? 10. Что такое «государство» по марксистским представлениям: а) это вечный абсолют; б) это инструмент классового господства; в) это выражение национального духа?
Вариант № 7 1. Теоретическая задача: Охарактеризуйте понятия «солидарности» и «нормы солидарности» в учении солидаризма во Франции. Как они соотносятся с понятиями «право» и «государство»? 2. Ситуационная задача: При создании своего политико-правового учения Ф. Прокопович опирался на труды Т. Гоббса. Сравните идеи двух мыслителей. Что нового смог внести Ф. Прокопович в теорию государства и права? 3. Тестовые задания: 1. Какой идеальный строй представлен в диалоге Платона «Государство»: а) монархия; б) аристократия; в) демократия? 2. К чему призывал философ Эпикур: а) к аполитичности и удалению от толпы; б) к активному участию в делах полиса; в) к полной зависимости от правящей власти? 3. Какой из законов, по мысли Фомы Аквинского, находит свое непосредственное воплощение в Священном Писании: а) Божественный закон; б) вечный закон; в) естественный закон? 4. В каком из еретических учений содержалась идея о создании Богом лишь духовного мира: а) в учении таборитов; б) манихеев; в) лоллардов? 5. В какой монархии, по теории Ж. Бодена, государь захватывает имения своих подданных и правит ими как отец своим семейством: а) в королевской монархии; б) в сеньориальной монархии; в) в тирании? 6. Допускает ли Т. Гоббс неповиновение подданных своему суверену: а) не допускает вообще; б) допускает только, когда суверен угрожает жизни и безопасности подданных; в) допускает в любом случае деспотических проявлений со стороны суверена? 7. Как Ш.Л. Монтескьё соотносит общество и государство: а) общество предшествует созданию государства; б) общество складывается вместе с государством, но не совпадает с ним; в) между этими понятиями нет различий? 8. Что является источником естественного права в теории И. Канта: а) природа; б) практический разум; в) теоретический разум? 9. Какой из этих тезисов поддерживал К.С. Аксаков: а) «царю – сила власти, народу – сила мнения»; б) «вся власть – народу»; в) «власть царю и народу, но не чиновникам»? 10. Какая связь существует между правом и экономикой, по мнению Р. Штаммлера: а) производственные отношения детерминируют право; б) производственные отношения всегда выступают в правовой форме; в) право и экономика существуют независимо друг от друга?
Вариант № 8 1. Теоретическая задача: Раскройте содержание понятия «основная норма» в неопозитивистских и неокантианских правовых теориях современности. 2. Ситуационная задача: Критиками российского самодержавия XVIII в. с разных идеологических позиций были князь М. М. Щербатов и А. Н. Радищев. Покажите черты сходства и различий в их представлениях о государстве. 3. Тестовые задания: 1. Кто из греческих софистов признавал, что «природа никого не создала рабом»: а) Фразимах; б) Алкидам; в) Пол? 2. Как Платон обосновывал необходимость правления философов в первом проекте идеального государства: а) они не нуждаются в золоте человеческом; б) они знают законы и знают, как их принимать; в) они могут обходиться без семьи? 3. Какое философское направление оказало наибольшее влияние на римскую юриспруденцию: а) эпикуреизм; б) неоплатонизм; в) стоицизм? 4. Какую позицию занимал великий князь Владимир Мономах по вопросу о применении смертной казни: а) она необходима для возмездия татям и убийцам; б) она полезна для предупреждения непокорных; в) любое человекоубийство не допустимо? 5. Какая форма правления представлялась Б. Спинозе наиболее естественной: а) аристократия; б) демократия; в) ограниченная монархия? 6. В какой сфере властных отношений непосредственно проявляет себя суверенитет народа, по мысли Ж.-Ж. Руссо: а) в законодательной; б) в исполнительной; в) в судебной? 7. Почему Г.В.Ф. Гегель считал, что собственность может быть только «частной»: а) поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду; б) поскольку государство не должно заниматься хозяйственными вопросами; в) поскольку судебная защита имущественных прав предоставляется по иску частного лица? 8. Какой идеи придерживался декабрист П.И. Пестель в своей программе преобразования России: а) создания федеративной республики; б) освобождения крепостных крестьян за выкуп; в) введения принципа разделения властей? 9. На какое сочинение опирался В. Парето, вводя в свою теорию положения об элите «лис» и элите «львов»: а) «Политика» Аристотеля; б) «Утопия» Т. Мора; в) «Государь» Н. Макиавелли? 10. К какой совокупности общественных отношений марксизм относит правовые отношения между людьми: а) к отношениям в составе базиса; б) к отношениям в составе надстройки; в) они находятся вне базиса и надстройки?
Вариант № 9 1. Теоретическая задача: Определите роль категории «правосознание» в истории юридической мысли. Какой вклад в ее понимание внес И. А. Ильин? 2. Ситуационная задача: Дж. Мэдисон и А. Гамильтон были активными участниками идейных споров при создании Конституции США. Сопоставьте их представления о республике и федеративном государственном устройстве. Какие идеи мыслителей оказались востребованы в американской конституционно-правовой практике? 3. Тестовые задания: 1. Какой особый контрольный орган был поставлен Платоном над всем полисом во втором проекте идеального государственного устройства: а) Коллегия 37 номофилаков («стражей закона»); б) Ночной Совет («ночное собрание»); в) Совет из 360 членов? 2. Что такое естественный закон, по мысли стоика Зенона Китийского: а) божественный закон, повелевающий человеку делать правильное и запрещающий противоположное; б) закон человеческого поведения, который меняется в зависимости от обстоятельств; в) закон природы, отличный от божественного закона? 3. Какое сообщество, по мнению Аврелия Августина, наиболее соответствует цицероновскому определению государства как «res populi» («дела народа»): а) государство Римской республики; б) Град земной; в) Церковь? 4. Какой признак суверенной власти выделял Ж. Боден: а) право помилования; б) право роспуска сословно-представительного собрания; в) право установления налогов? 5. Какими правами обладают люди в естественном состоянии, согласно представлениям Т. Гоббса: а) правом на все; б) только правом на жизнь и свободу; в) они лишены всяких прав? 6. Какую монархию поддерживал Симеон Полоцкий: а) «просвещенную» абсолютную монархию; б) конституционную дуалистическую монархию; в) деспотическое самодержавие? 7. Что такое «общая воля» в понимании Ж.-Ж. Руссо: а) сумма частных воль граждан; б) воля, выражающая общий интерес граждан; в) воля избирателей, которую представляют депутаты парламента? 8. Какое условие требовалось выполнить для достижения «вечного мира», как предлагал И. Кант: а) ввести республиканское устройство в каждом государстве; б) полностью отказаться от вооружений; в) повсюду установить социальное равенство? 9. Кто из русских мыслителей определял государство как «общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты»: а) П.И. Новгородцев; б) П.А. Кропоткин; в) К.П. Победоносцев? 10. Какой закон управляет развитием общества и государства, по мнению Р. Штаммлера: а) закон причинности; б) закон целеполагания; в) закон интеграции?
Вариант № 10 1. Теоретическая задача: Раскройте содержание понятий «государство» и «гражданское общество» в общем контексте теоретических построений Г. В. Ф. Гегеля. 2. Ситуационная задача: У истоков теорий элит стояли Г. Моска и В. Парето. Проведите сравнительный анализ их идей и покажите вклад мыслителей в создание научной элитологии. 3. Тестовые задания: 1. Кто из софистов первым противопоставил природу и закон полиса: а) Калликл; б) Гиппий; в) Горгий? 2. Почему греческие стоики отвергали институт традиционного моногамного брака и проповедовали общность жен: а) они опирались только на действие естественного закона и не признавали полисных установлений; б) они отвергали всякий закон и стремились к хаосу и анархии; в) они пытались таким путем эпатировать публику и привлечь внимание к своему учению? 3. Какую религиозно-политическую доктрину предложил старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей: а) отделения Церкви от государства; б) Москвы как вселенского центра Православия; в) подчинения государя и великого князя Московского церковной власти? 4. Какой термин для обозначения государства применял Н. Макиавелли: а) res publica; б) stato; в) civitas? 5. Как Г. Гроций рассматривает международное право: а) как форму естественного права; б) как форму волеустановленного права; в) как часть Божественного права? 6. Какой из указанных принципов не поддерживал американский юрист и политик Т. Джефферсон: а) народного суверенитета; б) республиканской формы правления; в) федеративного государственного устройства? 7. Какой путь необходим для перехода к «народному государству» по воззрению Г. Бабёфа: а) мирная передача власти после акций гражданского неповиновения; б) заключение договора со старым правительством о проведении реформ; в) народное восстание под руководством группы революционеров? 8. Что, по мнению Н.М. Карамзина, следовало изменить в Российском государстве для его развития и процветания: а) установить республиканскую форму правления; б) ввести принцип разделения властей; в) изменить кадровый состав бюрократии? 9. Как соотносятся принципы равенства и свободы в концепции А. де Токвиля: а) равенство всегда предполагает свободу; б) может быть равенство в рабстве и свобода при неравенстве; в) свобода и равенство вообще несовместимы? 10. Что юрист-неокантианец Г. Радбрух относил к «надзаконному праву»: а) естественное право; б) «законное неправо»; в) позитивное право? | |||||||||||||||||||||||