Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Логика |
26.10.2014, 09:11 | |
Вариант № 1. Задание 1. Выражают ли следующие слова одни и те же понятия? а) Бесплатный проезд. Безбилетный проезд. б) Событие. Происшествие. Случай. Задание 2. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера). а) Офицер. Спортсмен. Орденоносец. Задание 3. Сделайте вывод путём превращения; для проверки правильности вывода сформулируйте посылку в явной логической форме. Составьте схему вывода. а) Доверенность, в которой не указана дата её совершения, недействительна. Задание 4. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: а) Все студенты юридических вузов изучают логику. Фёдоров изучает логику. Задание 5. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Умышленные преступления совершаются с прямым или с косвенным умыслом. В данном преступлении не было косвенного умысла. Задание 6. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем. а) При установлении причин ДТП был сделан вывод о том, что, несмотря на все различия этих происшествий (марка машины, возраст водителя и т.д.), большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя. Задание 7. К данному тезису подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения. а) Пискарёв привлекается к уголовной ответственности. Задание 8. Определите, нарушены ли в рассуждении требования закона достаточного основания. а) Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечён к уголовной ответственности.
Вариант № 2. Задание 1. Подберите понятия, противоречащие и противоположные данным: а) Следователь по особо важным делам. б) Смелость. Задание 2. Проверьте правильность следующих ограничений понятий: а) Преступление - должностное преступление - халатность - получение взятки. б) Прокуратура - городская прокуратура - районная прокуратура. Задание 3. Сделайте вывод путём превращения; для проверки правильности вывода сформулируйте посылку в явной логической форме. Составьте схему вывода. а) Не всякое преступление совершается с умыслом. Задание 4. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то, какое именно правило силлогизма нарушено? а) Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог. б) Мошенничество - преступление, а поскольку все преступления наказуемы, то мошенничество тоже наказуемо. Задание 5. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение – проступок. Задание 6. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем. а) Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «7», «8», «9». В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение, как в общих признаках почерка, так и частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр. Следователь пришёл к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П. Задание 7. К данному тезису подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения. а) Подстрекатель Чернов склонил Окунева к совершению преступления путём подкупа. Задание 8. Укажите уточняющий («ли-вопрос») или восполняющий («что-вопрос»). Запишите его с помощью символов. а) Является ли по УК РФ уничтожение и повреждение лесов экологическим преступлением?
Вариант № 3. Задание 1. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий: а) Близкий родственник обвиняемого. б) Беспечность. Задание 2. Определите вид суждения, приведите его схему. а) Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер. Задание 3. Сделайте вывод (если это возможно) путём обращения, составьте схему вывода. а) Некоторые юристы – адвокаты. Задание 4. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью: а) Некоторые преступления являются умышленными. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – преступление. Задание 5. Сформулируйте пропущенную часть умозаключения, проверьте правильность вывода. а) Взятка могла быть получена в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Р. получил взятку в виде ценных бумаг. Задание 6. К данному тезису подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения. а) Подозреваемый Копылов был на месте преступления позднее подозреваемого Сумского. Задание 7. Определите, нарушены ли в рассуждении требования закона достаточного основания. а) М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля. Задание 8. Укажите уточняющий («ли-вопрос») или восполняющий («что-вопрос»). Запишите его с помощью символов. а) Какие опасные для личности, общества или государства деяния, согласно УК РФ, признаются преступлениями?
Вариант № 4. Задание 1. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены: а) Свидетель - лицо, дающее свидетельские показания. б) Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе. Задание 2. Эквивалентны ли по своей логической форме следующие суждения? а) Не все договора являются сделками. - Некоторые договора являются сделками. б) Некоторые социальные нормы являются неправовыми. - Значительная часть социальных норм являются неправовыми. Задание 3. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки. а) Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения. Задание 4. Сделайте вывод (если это возможно) путём противопоставления предикату, проверьте его правильность с помощью превращения и обращения. а) Всякое государство является политической организацией. Задание 5. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью. а) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование, некоторые из них занимаются научной деятельностью. Задание 6. К данному тезису подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения. а) Обвиняемый Ершов совершил умышленное преступление. Задание 7. Укажите, требование, какого логического закона нарушено в приведённом примере. а) Б. говорил, что, когда к нему пришёл раненый П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома не было, и он пришёл откуда-то позже. Задание 8. Укажите корректно или некорректно поставлен вопрос. Сформулируйте его предпосылку (базис). а) Является ли мошенничество преступлением против собственности?
Вариант № 5. Задание 1. Определите, какую форму мышления – понятие или суждение (простое или сложное) – отражают следующие выражения: а) Грачи прилетели; б) Весёлый цирковой клоун. Задание 2. Какие суждения являются отрицаниями суждений: а) Все народные судьи успешно справляются со своими должностными обязанностями. б) Ни один сотрудник этой районной прокуратуры не использует свои служебные полномочия в корыстных целях. Задание 3. Определите с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями. а) Все свидетели дают истинные показания. Ни один свидетель не даёт истинные показания. Задание 4. Нарушено или сохранено действие закона непротиворечия в приведённом примере: А) «- Вы видели вчера мисс Флору? - Нет, - ответил я. - Но вы же сами сказали, что заходили вчера к ней. Вы сами себе противоречите. - Да, но я зашёл к ней в шесть, а домой она вернулась только часов в восемь» (А. Кристи). Задание 5. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия. Задание 6. Определите вид индукции (полная, неполная, популярная, через анализ и отбор фактов, научная, математическая) а) Хорошая организация дела – половина успеха. Задание 7. Какая логическая ошибка заключена в следующем примере: - А почему вы здесь сидите совсем один? – спросила Алиса… - Потому, что со мной здесь никого нет! – крикнул в ответ Шалтай-Болтай. Задание 7. Составьте символическую запись следующих сложных суждений: а) Если произошло увеличение или уменьшение семьи нанимателя, то это обстоятельство влечет за собой изменение условий договора найма жилого помещения. б) Рабочие и служащие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства, вносить предложения по улучшению его работы. Задание 8. Укажите корректно или некорректно поставлен вопрос. Сформулируйте его предпосылку (базис). а) Был ли И.С. Тургенев не только писателем, но и драматургом?
Вариант № 6. Задание 1. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы (круга Эйлера): а) Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие. Задание 2. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений: а) Некоторые правонарушения являются проступками. б) Не всякий человек способен на самопожертвование. Задание 3. Сделайте вывод путём превращения; для проверки правильности вывода сформулируйте посылку в явной логической форме. Составьте схему вывода. а) Не всякое преступление совершается с умыслом. Задание 4. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то, какое именно правило силлогизма нарушено? а) Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог. б) Мошенничество - преступление, а поскольку все преступления наказуемы, то мошенничество тоже наказуемо. Задание 5. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение – проступок. Задание 6. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем. а) Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «7», «8», «9». В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение, как в общих признаках почерка, так и частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр. Следователь пришёл к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П. Задание 7. К данному тезису подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения. а) Подстрекатель Чернов склонил Окунева к совершению преступления путём подкупа. Задание 8. Укажите уточняющий («ли-вопрос») или восполняющий («что-вопрос»). Запишите его с помощью символов. а) Является ли по УК РФ уничтожение и повреждение лесов экологическим преступлением?
Вариант № 7. Задание 1. Обобщите следующие серии понятий: а) Стойкость, смелость, малодушие, коварство, лицемерие. б) Сержант, лейтенант, генерал, артиллерист. Задание 2. Определите вид суждения, приведите его схему. А) Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа. Задание 3. Определите большую и меньшую посылки. Сделайте вывод. Поверьте правильность вывода с помощью круговой схемы (кругов Эйлера). А) Карелия – республика, она является субъектом Российской Федерации. Задание 4. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Некоторые преступные деяния совершаются по легкомыслию или по неосторожности. Задание 5. Приведите пример и символическую запись простой конструктивной дилеммы. Задание 6. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, применяя любую форму обоснования. а) В процессе расследования по делу Зубова все свидетельские показания подтвердились. Задание 7. Укажите, требование, какого логического закона нарушено в приведённом примере. а) «Шофёр Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протокола). Задание 8. Укажите по существу или не по существу темы поставлен вопрос. Поясните своё решение. а) УК РФ гласит, что рецидивом преступлений признаётся совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершённое умышленное преступление. Интересно, можно ли считать рецидивом повторное получение двойки на экзамене по уголовному праву?
Вариант № 8. Задание 1. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены. а) Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей. б) Сделки бывают односторонние и двусторонние. Задание 2. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений, распределённость в них терминов. Выразите отношение между терминами с помощью круговых схем: а) Некоторые ранения - огнестрельные. б) Семь раз отмерь, один раз отрежь. Задание 3. Определите большую и меньшую посылки. Сделайте вывод. Поверьте правильность вывода с помощью круговой схемы (кругов Эйлера). а) Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. В данном случае возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого. Задание 4. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Эта гипотеза доказана. Задание 5. Приведите пример и символическую запись сложной конструктивной дилеммы. Задание 6. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, применяя любую форму обоснования. а) В данном деле обвинением поднят вопрос о покушении. Задание 7. Укажите, требование, какого логического закона нарушено в приведённом примере. а) Студенту Н. следует поставить зачёт, так как он уезжает в командировку. Задание 8. Укажите по существу или не по существу темы поставлен вопрос. Поясните своё решение. а) После того как преподаватель познакомил студентов со специальной теорией относительности Эйнштейна и спросил: нет ли у них вопросов, один из студентов, утвердительно кивнув, спросил: «Вы отпустите нас сегодня пораньше?».
Вариант № 9. Задание 1. Определите вид отношения между понятиями и изобразите схему, соответствующую эти отношениям. а) Судебный исполнитель. Шахматист. Задание 2. Могут ли быть одновременно истинными суждения в каждой из следующих пар? а) Организатором ограбления кассы был Н. - Организатором ограбления кассы был Т. б) Большая часть машин находилась в парке. - В парке не было ни одной машины. Задание 3. Определите большую и меньшую посылки. Сделайте вывод. Поверьте правильность вывода с помощью круговой схемы (кругов Эйлера). а) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по планетным орбитам. Уран вращается вокруг Солнца по планетной орбите. Задание 4. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Эта гипотеза доказана. Задание 5. Приведите пример и символическую запись сложной деструктивной дилеммы. Задание 6. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, применяя любую форму обоснования. а) В данном деле обвинением поднят вопрос о покушении. Задание 7. Укажите, требование, какого логического закона нарушено в приведённом примере. а) Семёнов студент, ведь он сдаёт экзамены. Задание 8. Укажите по существу или не по существу темы поставлен вопрос. Поясните своё решение. а) В отличие от операции деления, операция определения раскрывает содержание понятия. В связи с эти возникает вопрос: какие существуют виды определения?
Вариант № 10. Задание 1. Определите вид отношения между понятиями и изобразите схему, соответствующую эти отношениям. а) Организатор. Пособник. Соучастник преступления. Задание 2. Является ли первое в каждой паре суждение основанием для второго суждения: а) Иванов хорошо выполняет свои обязанности. - Иванов достоин повышения в должности. б) Данное определение соразмерно. - Данное определение правильное. Задание 3. Сделайте вывод (если это возможно) путём обращения, составьте схему вывода. а) Грабёж есть открытое хищение чужого имущества. Задание 4. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная. а) Познание делится на научное, донаучное и ненаучное. Мифология – донаучное познание. Задание 5. Приведите пример и символическую запись простой деструктивной дилеммы. Задание 6. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, применяя любую форму обоснования. а) Авария произошла по вине водителя разбившегося автомобиля. Задание 7. Укажите, требование, какого логического закона нарушено в приведённом примере. а) Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь» (М. Твен). Задание 8. Постройте краткий и развёрнутый, полный и неполный, точный и неточный ответ на поставленный вопрос. а) Кто был создателем неэвклидовой геометрии? | |