ТГАМЭУП, логика (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
09.12.2014, 11:46

Выбор варианта контрольной работы определяется последней цифрой номера  зачетной книжки. Например, номер студенческой зачетной книжки 157. Это означает, что студент должен выполнить 7 вариант.

В-1

1. Как возникла традиционная логика?

2. Каково значение закона тождества в правовом законодательстве?

3. Каково значение закона связи объема и содержания понятия для юридической науки и практики?

4. Что такое авторская и читательская распределённости терминов?

5. Как применяются методы научной индукции в расследовании преступлений?

 

В-2

1. Чем формальная логика отличается от диалектической логики?

2. Каково значение закона непротиворечия для судебно-следственной практики?

3. В чем особенность правовых понятий?

4. Каковы модальные характеристики правовых суждений?

5. Какова роль дедуктивных умозаключений в правовом мышлении?

 

В-3

1. Какова главная проблема традиционной логики?

2. Как применяется закон исключенного третьего в следственной практике?

3. Каково значение закона связи объема и содержания понятия для юридической науки и практики?

4. Каковы условия истинности сложных суждений?

5. Фигуры, модусы и правила построения категорического силлогизма.

 

В-4

1. Каковы основные этапы развития традиционной логики?

2. Каково значение закона достаточного основания для судебно-следственной практики?

3. Каковы принципы субординации и координации правовых понятий?

4. Какие виды логических ошибок допускаются при построении суждений?

5. Индукция как метод правового познания.

 

В-5

1. Способствует ли изучение логики развитию мышления?

2. Каковы признаки правильного мышления?

3. Каково место обобщения в правовом познании?

4. Каковы особенности правовых суждений?

5. Роль аналогии в правовом познании.

 

В-6

1. Каково значение логики для юридической науки и практики?

2. Ограничено ли действие закона исключенного третьего?

3. Какие определения используются в законотворчестве?

4. Законы де Моргана.

5. Как соотносятся дедукция и индукция при квалификации преступлений?

 

В-7

1. Причина возникновения логической науки.

2. Какое место занимают метафорические определения в юриспруденции?

3. Основные элементы простых суждений.

4. Условные силлогизмы в юридической теории и практике.

5. Как связано логическое доказательство и уголовно-процессуальное доказывание?

 

В-8

1. Роль софистов в становлении науки логики.

2. Какова роль классификации в квалификации преступления?

3. Что такое аксиологическая логика?

4. Разделительные силлогизмы в юридической теории и практике.

5. Какие способы опровержения применяются в юридической практике?

 

В-9

1. Российская логическая школа конца ХIХ и начала ХХ веков.

2. Могут ли существовать понятия без слов?

3.Что такое логика времени?

4. Лемматические силлогизмы в юридической теории и практике.

5. Как осуществляется верификация и фальсификация следственных версий?

 

В-10

1. Что такое язык науки?

2. Каково место ограничения в правовом познании?

3. Основы классификации простых суждений.

4. Энтимемы в юридической теории и практике.

5. Каковы  особенности правовых теорий?

 

Тесты для самоконтроля

Тестовые задания предназначены для выделения основных положений каждой темы, понимания логических норм, повторения и закрепления учебного материала, проверки логических  знаний, контроля остаточных знаний. Тестовые задания могут быть использованы при подготовке к аудиторным занятиям, контрольным работам, зачету. Тесты составлены по всем темам программы учебной дисциплины «Логика», включают от 10 до 30 вопросов и 4 ответа к ним. Правильным может быть только 1 из 4-х предложенных ответов.

Тест по теме 1. Предмет логики

1. Что означает слово “logos”?

А) Мысль и слово.                Б) Закон, мысль и слово.

В) Закон и учение.                Г) Закон, мысль, слово и учение.

2. Что изучает логика?

А) Абстрактное мышление.        Б) Формы и законы мышления.

В) Законы, формы и приемы мышления.    Г) Языковые тексты.

3. Что такое мышление?

А) Это субъективный образ объективного мира.

Б) Это целостное воспроизведение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

В) Это чувственный образ ранее воспринятого предмета.

Г) Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное воспроизведение  связей и отношений предмета.

4. Назовите основные формы абстрактного мышления?

А) Понятие, суждение и умозаключение.

Б) Законы, формы и приемы мышления.

В) Доказательство, опровержение и спор.

Г) Вопрос, гипотеза и теория.

5. Кто является родоначальником индуктивной логики?

А) Аристотель.  Б) Ф. Бэкон.  В) Г. Гегель.  Г) Г. Лейбниц.

6. Кто является основоположником силлогистики?

А) Аристотель.  Б) Дж. Буль. В) Дж. Милль. Г) Л.В. Рутковский.

7. Основателем какой логики был Г. Лейбниц?

А) Дедуктивной.       Б) Индуктивной.

В) Традуктивной.     Г) Символической.

8. Какой вклад внесли в традиционную логику русские мыслители конца ХIХ века?

А) Они основали математическую логику.

Б) Они основали традуктивную логику.

В) Они основали неклассическую логику.

Г) Они основали дедуктивную логику.   

9. Когда сформировалась математическая логика?

А) В V в. до н.э.                             Б) В начале  ХVIII в.

В) Во второй половине ХIХ в.     Г) В начале ХХ в.

10. Какова генеральная задача логики как науки?

А) Исследовать правила и ошибки в мышлении.

Б) Открывать приемы мышления.

В) Изучать формы мышления.

Г) Создать искусственный интеллект.

 

Тест по теме 2. Основные законы логики

1. Какой логический закон выражает требование ясности мышления?

А) Закон тождества.                               Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.         Г) Закон достаточного основания.

2. Какое важнейшее требование логичного мышления выражает закон достаточного основания?

А) Непротиворечивость.                  Б) Обоснованность.

В) Определенность.                          Г) Последовательность.

3. Исключите лишнее слово:

А) Неполнота оснований.                Б) Лишний довод.

В) Противоречивый довод.              Г) Самоубийственный довод.

4. Нарушены ли требования логических законов в тексте “С места происшествия изъято два трупа. Других вещественных доказательств не обнаружено”?

А) Это логичный текст.                  

Б) Нарушено требование закона тождества.     

В) Нарушено требование закона непротиворечия.

Г) Нарушено требование закона достаточного основания.

5. Формулировку какого логического закона выражает утверждение “Если высказывание истинно, то оно истинно”?

А) Закона тождества.                            Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего.     Г) Закона достаточного основания.

6. Какой логический закон нарушает сотрудник милиции, называя гражданина бандитом, объясняя это тем, что “лицо у него такое”?

А) Закон тождества.                              Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.        Г) Закон достаточного основания.

7. В каком из утверждений сформулирован закон исключенного третьего?

А) Всякое истинное высказывание имеет достаточное основание в других  истинных высказываниях.

Б) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое необходимо ложно.

В) Два противоположных высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении.

Г) Всякая мысль должна быть тождественна самой себе.

8. Формулировку какого логического закона выражает утверждение “Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными”?

А) Закона тождества.                         Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего.   Г) Закона достаточного основания.

9. Как называется неумышленное неправильное мышление?

А) Казус.     Б) Парадокс.      В) Паралогизм.         Г) Софизм.

10. Требования какого закона логики нарушаются в следующем рассуждении “Этот вор - профессор своего дела, а все профессора преподают в вузах. Следовательно, этот вор преподает в вузе”?

А) Закона тождества.                         Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего.   Г) Закона достаточного основания.

 

Тест по теме 3. Основы теории понятия

1. Как называется мысль об отличительном признаке класса предметов?

А) Закон.   Б) Понятие.   В) Суждение.   Г) Умозаключение.

2. Какие понятия называют нулевыми?

А) Это понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов.

Б) Это понятия, в объемах которых число мыслимых предметов не поддается реальному учету.

В) Это понятия, объемы которых представлены одним  предметом.

Г) Это понятия, объемы которых не включают ни одного  предмета.

3. Как называются понятия, в которых речь идет об отсутствующих у предмета признаках?

А) Абстрактными.                Б) Конкретными.

В) Отрицательными.            Г) Положительными.

4. В каком случае логическая характеристика понятию дана неправильно?

А) Ялуторовск - это единичное, конкретное и положительное понятие.

Б) Открытие Ньютона - это общее, конкретное и положительное  понятие.

В) Терроризм - это общее, конкретное и положительное понятие.

Г) Неуправляемый коллектив - это единичное, абстрактное и отрицательное  понятие.

5. Как называются понятия, которые имеют общее в объеме или содержании?

А) Сравнимые.                         Б) Совместимые.

В) Тождественные.                  Г) Пересекающиеся.

6. В каком отношении находятся понятия “адвокат” и  “защитник”?

А) Тождественны.                    Б) Пересекаются.

В) Подчинены.                          Г) Соподчинены. 

7. Какое из следующих понятий родовое для понятия “преступление”?

А) Грабеж.                                Б) Уголовное правонарушение.

В) Поступок.                             Г) Проступок.

8. В каком отношении находятся понятия “уголовный кодекс” и “гражданский кодекс”?

А) Соподчинены.    Б) Противоречивы.

В) Пересекаются.    Г) Противоположны.

9. Как называют понятия, которые имеют общее только в  содержании?

А) Несравнимые.                       Б) Несовместимые.

В) Соподчиненные.                   Г) Сравнимые.

10. В каком случае неправильно определен вид отношения между понятиями?

А) Афганец и террорист - пересечение.

Б) Бандит и преступник - подчинение.

В) Хищение и грабеж - соподчинение.

Г) Закон тождества и закон непротиворечия - сравнимые.

11. Как называется переход от видового понятия к родовому?

А) Делением.                        Б) Обобщением.

В) Ограничением.                Г) Определением.

12. В каком случае неправильно ограничено понятие?

А) Страна - граница - морская граница.

Б) Роман - русский роман - роман Л.Н. Толстого “Анна Каренина”.

В) Параллелограмм - прямоугольник - квадрат.

Г) Музыкант - скрипач - великий скрипач.

13. В каком случае правильно произведено обобщение понятия?

А) Житель Тюмени - житель города.

Б) Президент - глава государства.

В) Процессор - компьютер.

Г) Отдых - сон.

14. Какое из следующих понятий непосредственно обобщает понятия “тополь” и “береза”?

А) Растение.  Б) Дерево.  В) Лиственное дерево.  Г) Живое вещество.

15. В каких логических операциях используется отношение “вида и рода”?

А) Только при обобщении и ограничении.

Б) Только при обобщении и определении.

В) Только при обобщении и делении.

Г) При обобщении, ограничении, делении и определении.

16. Какую логическую операцию необходимо выполнить, чтобы раскрыть содержание понятия?

А) Обобщение.   Б) Ограничение.  В) Определение. Г) Деление.

17. Чем классификация отличается от деления?

А) Классификация противоположна делению.

Б) В ней предметы распределяются по группам на основании их существенных признаков.

В) Классификация - это многоступенчатое деление.

Г) В классификации предметы распределяются по классам.

18. В каком случае правильно дана оценка определению “Газовые баллончики - это индивидуальное средство защиты”?

А) Соразмерное определение.        Б) Слишком широкое определение.

В) Слишком узкое определение.    Г) Тавтология

19. В каком случае правильно дана оценка делению “Университеты бывают государственными, частными или международными”?

А) Соразмерное деление.                Б) Неполное деление.

В) Деление с лишними членами.    Г) Скачок в делении.

20. Что такое тавтология в определении?

А) Это определение неизвестного через неизвестное.

Б) Это разновидность круга в определении.

В) Это отрицательное определение.

Г) Это когда объем определяемого понятия совпадает с объемом  определяющего понятия.

 

Тест по теме 4. Основы теории суждения

1. Каким по качеству и количеству является суждение “Нет дыма без огня”?

А) Общеутвердительное.                 Б) Общеотрицательное.

В) Частноутвердительное.               Г) Частноотрицательное.

2. Найдите субъект и предикат в суждении “Каждый человек имеет право на образование”?

А) S - “каждый человек”,     P - “право на образование”.                                          

Б)  S - “право на образование”,     P - “человек”.

В)  S - “человек”,     P - “образование”.

Г)  S - “человек”,     P - “право на образование”.

3. Какова распределенность терминов в суждении “Некоторые юристы имеют высшее образование”?

А) S  и  P - распределены.          

Б)  S  и  P  - не распределены.

В)  S  -  распределен, P  - не распределен. 

Г)  S  - не распределен, P - распределен.

4. Какое из перечисленных суждений является общеотрицательным?

А) Ни один политик не лжет.     

Б) Многие юристы - узкие специалисты.

В) Некоторые деятели культуры не говорят правду.

Г) Он в бога не верит.

5. Какими символами обозначаются суждения “Все студенты любят решать логические задачи” и “Некоторые студенты не любят решать логические задачи”?

А) А и Е.       Б) А и О.       В) Е и J.      Г) Е и О.

6. Какая из следующих формул соответствует суждению “Многие студенты курят”?

А) Все S есть  Р.                   Б) Некоторые  S  есть   Р.

В) Ни одно S не есть  Р.       Г) Некоторые  S  не есть Р.

7.   Какое из следующих суждений подчиняет суждение “Некоторые предприятия не являются рентабельными”?

А) Некоторые предприятия являются рентабельными.

Б) Все предприятия являются рентабельными.

В) Некоторые рентабельные учреждения являются  предприятиями.

Г) Ни одно предприятие не являются рентабельным.

8.   Каково отношение между суждениями “Всякое государство является политической организацией” и “Некоторые государства - политические организации”?

А) Противоречие.                   Б) Подчинение.

В) Противоположность.         Г) Подпротивоположность.

9. В каком случае называется пара противоположных суждений?

А) Некоторые государства являются федеративными. Некоторые государства не являются федеративными.

Б) Все птицы имеют крылья. Все, имеющие крылья, - птицы.

В) Ни один человек себе не враг. Всякий человек враг себе.

Г) Некоторые растения не содержат хлорофилла. Некоторые существа, не содержащие хлорофилла, являются растениями.

10. Какое отношение между суждениями характеризуется в следующем утверждении: “Если истинно общее суждение, то и частное суждение истинно; если ложно частное суждение, то и общее суждение ложно”?

А) Контрарность.                   Б) Субконтрарность.

В) Контрадикторность.          Г) Субординация.

11. К какому виду относится суждение “Дело каждого гражданина - оберегать природу, охранять её богатство”?

А) Соединительное.                 Б) Строго разделительное.

В) Слабо разделительное.        Г) Условное.

12. Какое из следующих суждений разделительное?

А) Когда б на то не Божья воля - не отдали б Москвы.

Б) Познанье - это взаимодействие субъекта и объекта.

В) Если желающих выступить нет, то прения по докладу прекращаются.

Г) Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта.

13. Какой закон истинности выражает формулировка “Сложное суждение истинно тогда, когда, по крайней мере, одно из составляющих его простых суждений является истинным”?

А) Закон конъюнкции.              Б) Закон строгой дизъюнкции.

В) Закон слабой дизъюнкции.  Г) Закон импликации.

14. Какое из следующих утверждений выражает закон  конъюнкции?

А) Сложное суждение истинно тогда, когда одно из составляющих его простых суждений истинно, а другое ложно.

Б) Сложное суждение ложно тогда, когда, по крайней мере, одно из составляющих его простых суждений ложно.

В) Сложное суждение истинно тогда, когда, по крайней мере, одно из составляющих его простых суждений истинно.

Г) Сложное суждение ложно тогда, когда все составляющие его простые суждения ложны.

15. Какое из следующих суждений является отрицанием суждения “Некоторые следователи знают логику”?

А) Некоторые следователи не знают логики.

Б) Ни один следователь не знает логики.

В) Все следователи знают логику.

Г) Некоторые знающие логику люди - следователи.

16. Какое из следующих суждений условное?

А) Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

Б) Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное.

В) Наша декларация или соберет большинство, или получит меньшинство, или голоса разделятся поровну.

Г) Дайте мне книгу, и я сдам экзамен по логике.

17. Какое из следующих суждений соответствует формуле  (а Ù в) ® с ?

А) Стоит заговорить о деле - у ленивого голова заболит.

Б) Если курсант знает ответы на основные вопросы курса логики и умеет решать логические задачи, то он сдаст экзамен по логике.

В) Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.

Г) Когда проводится осмотр изъятых вещей, то приглашаются понятые.

18. В каком из следующих суждений использовано алетическое модальное слово?

А) Безразлично, как ведет себя канарейка.

Б) Прошлое, как правило, предстает перед нами раньше будущего.

В) Возможно, я не смогу прийти на конференцию.

Г) Все, что разрешено, не запрещено.

19. В какую модальную логику входят слова “обязательно” и “разрешено”?

А) Аксиологическую. Б) Алетическую. В) Деонтическую. Г) Эпистемическую.

20. В какую группу модальностей входят слова “красиво” и “прекрасно”?

А) Алетическую. Б) Аксиологическую. В) Деонтическую. Г) Эпистемическую.

 

Тест по теме 5. Основы теории умозаключения

1. Найдите заключение в следующем рассуждении: «Иванов не является юристом, так как все адвокаты - юристы, а Иванов не является адвокатом»

А) Здесь заключением будет суждение «Иванов не является юристом».

Б) Заключение - «Все адвокаты - юристы».

В) Заключение - «Иванов не является адвокатом».

Г) Здесь вообще нет заключения.

2. Найдите большую посылку в следующем силлогизме: «Некоторые лекарства яды. Значит, некоторые яды служат для борьбы с болезнями, потому что все лекарства служат для борьбы с болезнями».

А) Здесь большей посылкой будет суждение «Некоторые  лекарства яды».

Б) Большая посылка - «Некоторые яды служат для борьбы с болезнями».

В) Большая посылка - «Все лекарства служат для борьбы с болезнями».

Г) Здесь вообще нет большей посылки.

3. Какие рассуждения называют силлогизмами?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые с необходимостью ведут от истинных посылок к истинному заключению.

В) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок, как к истинным, так и ложным заключениям.

Г) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

4. Найдите термины в силлогизме: «Орел - птица, а так как орел  питается  мясом, значит и все птицы питаются мясом».

А) «Орел» - меньший термин, «птица» - больший, а «питающиеся мясом» -  средний.

Б) «Орел» - меньший термин, «птица» - средний, а «питающиеся мясом» -  больший.

В) «Орел» - средний термин, «птица» - меньший, а «питающиеся мясом» -  больший.

Г) «Орел» - больший термин, «птица» - меньший, а «питающиеся мясом» -  средний.

5. В какой фигуре категорического силлогизма средний термин следует за предикатом и за субъектом?

А) 1.          Б) 2.       В) 3.         Г) 4.

6. Какое правильное заключение можно сделать из таких посылок: «Все солдаты носят ремни» и «Все солдаты храбрые»?

А) Некоторые, носящие ремни, - храбрецы.

Б) Все храбрецы носят ремни.

В) Некоторые храбрецы носят ремни.

Г) Из этих посылок нельзя сделать правильное заключение.

7. Какое из следующих суждений является обращением суждения «Некоторые преступники - рецидивисты»?

А) Некоторые преступники - не рецидивисты.

Б) Некоторые рецидивисты - преступники.

В) Некоторые преступники не являются не рецидивистами.

Г) Все рецидивисты - преступники.

8. Какова фигура и модус следующего силлогизма «Все студенты  нашей  группы - юристы. Все студенты нашей группы знакомы с книгой Поварнина  «Искусство спора». Следовательно, некоторые юристы знакомы с книгой  Поварнина «Искусство спора».

А) Этот силлогизм построен по 1 фигуре, имеет модус 1АА.

Б) По 2 фигуре, модусу ААО.

В) По 3 фигуре, модусу АА1.

Г) По 4 фигуре, модусу АА1.

9. К какой из фигур категорического силлогизма принадлежит модус Barbara?

А) 1.          Б) 2.        В) 3.        Г) 4.

10. Какое из следующих суждений является превращением суждения «Некоторые  учебные заведения  не являются  юридическими»?

А) Некоторые учебные заведения - юридические.

Б) Все учебные заведения - юридические.

В) Некоторые учебные заведения являются не юридическими.

Г) Ни одно учебное заведение не является юридическим.

11. Каков вид следующего силлогизма: «Умышленные  преступления совершаются с прямым или с косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла. Значит, в данном преступлении был косвенный умысел»?

А) Условно-категорический силлогизм.

Б) Разделительно-категорический силлогизм.

В) Условно-разделительный силлогизм.

Г) Простой категорический силлогизм.

12. Какое из следующих умозаключений является  лемматическим?

А) Потребности человека принято делить на витальные и духовные, а посещение концертов классической музыки не является витальной  потребностью.

Б) Если я не соглашусь убежать из дома с друзьями, то меня сочтут трусом и предателем, а если я убегу из дома, то огорчу родителей. Значит, меня могут счесть трусом и предателем или я огорчу родителей.

В) Этот человек быстро умножает в уме шестизначные числа, значит, у него  феноменальная память.

Г) Всякий закон является нормативным актом. Значит, ни один не нормативный акт не является законом.

13. Как называется разновидность условно-категорического  силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?

А) Утверждающим модусом.      Б) Утверждающе-отрицающим модусом.

В) Отрицающим модусом.           Г) Отрицающе-утверждающим.

14. Каков вид рассуждения: «Если чиновник не брал взяток, то он не боится милиции. Этот чиновник не брал взяток, следовательно, он не боится милиции»?

А) Разделительно-категорический силлогизм.

Б) Условно-категорический силлогизм.

В) Условно-разделительный силлогизм.

Г) Чисто условный силлогизм.

15. Каков вид следующего умозаключения: «Если в лесу вырастет  густой  ельник, то насекомых в этом лесу станет меньше; если насекомых в лесу   станет меньше, то уменьшится число живущих в этом лесу певчих птиц;  следовательно, если в лесу вырастет густой ельник, то певчих птиц в этом  лесу станет меньше»?

 А) Чисто условный силлогизм.            Б) Условно-категорический силлогизм.

 В) Чисто разделительный силлогизм.  Г) Лемматический силлогизм.

16. Что такое условно-категорический силлогизм?

 А) Это силлогизм, в котором посылки являются условными суждениями, а заключение - категорическим.

 Б) Это силлогизм, в котором одна посылка условное суждение, а другая и заключение - категорические суждения.

 В) Это силлогизм, в котором посылки и заключение являются условными суждениями.

 Г) Это силлогизм, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая является разделительным суждением.

17. Каков модус следующего силлогизма: «Преступления совершаются по неосторожности или  умышленно. Это преступление не было  умышленным. Значит, оно было совершено по неосторожности»?

А) Отрицающе-утверждающий модус.    Б) Утверждающе-отрицающий модус.

В) Отрицающий модус.                              Г) Утверждающий модус.

18. Как производится умозаключение по утверждающе-отрицающему модусу?

А) Утверждение посредством отрицания.

Б) Разделение посредством исключения.

В) Исключение посредством разделения.

Г) Отрицание посредством утверждения.

19. Какое из следующих рассуждений является энтимемой без большей посылки?

А) Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и     выполнили свой  гражданский долг.

Б) Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы безжалостны.

В) Силлогизмы данного типа не являются правильными, так как в них не соблюдены правила фигур.

Г) Поскольку все электроны представляют собой частицы с отрицательным зарядом, очевидно, что некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд.

20. К какому виду относится рассуждение «Саша - крупный бизнесмен, и этим объясняется его интерес к экономике»?

А) Это энтимема без большой посылки.     Б) Энтимема без меньшей посылки.

В) Энтимема без заключения.                      Г) Это полисиллогизм.

21. Как называется умозаключение, в котором заключение  выводится из одной посылки?

А) Дедуктивным.            Б) Непосредственным умозаключением.   

В) Индуктивным             Г) Категорическим силлогизмом.

22. Какие рассуждения называют правдоподобными?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок как к истинным,  так и ложным заключениям.

В) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

Г) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок к истинному заключению.

23. К какому виду относится рассуждение преподавателя: «Пятеро студентов из группы сегодня не готовы к занятию, следовательно, вся группа сегодня не готова к занятию»?

А) Полная индукция.                         Б) Неполная индукция.

В) Популярная индукция.                 Г) Научная индукция.

24. Какой метод научной индукции применен для получения  вывода в рассуждении: «Квартиру ремонтировали Иванов, Козлов, Петров и Сидоров. Ремонт завершен: постелен линолеум, побелены потолки, заменена сантехника и наклеены обои. Иванов стелил линолеум, Козлов белил потолки, Петров менял сантехнику. Следовательно, Сидоров клеил обои»?

А) Метод единственного сходства.    Б) Метод единственного различия.

В) Метод остатков.                              Г) Метод сопутствующих изменений.

25. К какому виду относится рассуждение Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби: числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Точно так же, как и с величиной дроби, обстоит дело с величиной человека»?

А) Дедукция.   Б) Индукция.    В) Аналогия.   Г) Нет умозаключения.

26. Какое из следующих рассуждений является умозаключением по аналогии?

А) Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует, следовательно, душа бессмертна.

Б) Апрель в этом году был дождливым, март и май тоже. Следовательно, все весенние месяцы в этом году были дождливыми.

В) Модель корабля во время испытаний в пруду перевернулась. Следовательно, сам корабль обладает низкими мореходными качествами  и в море может перевернуться.

Г) Все адвокаты - юристы, значит, некоторые юристы - адвокаты.

27. Какой индуктивный метод применен в следующем рассуждении: «При  сочетании условий А, В и С наступает событие а, при сочетании условий В и  С событие а не наступает, следовательно, условие А связано с событием а»?

А) Метод единственного сходства.       Б) Метод единственного различия.

В) Метод сопутствующих изменений.   Г) Метод остатков.

28. Кто первый обосновал соотношение индуктивного и  дедуктивного методов?

А) Ф. Бэкон.    Б) Дж. Милль.     В) К. Поппер.   Г) Г. Рейхенбах.

29. К какому виду умозаключений относится ошибка «после того,  значит, по причине этого»? 

А) К умозаключению по аналогии.        

Б) К индуктивному умозаключению.

В) К дедуктивному умозаключению.

Г) Не является ошибкой в умозаключениях.         

30. Какой метод научной индукции применен в следующем рассуждении: «Появление радуги наблюдалось на небе  во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Был сделан вывод, что причиной появления радуги является прохождение солнечного света через капли воды»?

А) Метод единственного сходства.        Б) Метод единственного различия.

В) Метод сопутствующих изменений.   Г) Метод остатков.

 

Тест по теме 6. Основы теории аргументации

1. Какое доказательство называется косвенным?

А) Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

Б) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

2. Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: «Каждый юрист должен знать логику (а). Курсант Сидоров получает логическое образование (в), так как он учится на юридическом факультете (с)»?

А) а - тезис, в и с - аргументы.             Б) в - тезис, а и с - аргументы.

В) с - тезис, а и в - аргументы.              Г) Здесь нет аргументации.

3. Каков вид аргументации: «Вы говорите, что этот человек виновен. Этот человек не виновен, так как совершивший преступление должен был находиться в момент его совершения на месте преступления, а он был в другом городе»?

А) Прямое доказательство.               Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение.                 Г) Косвенное опровержение.

4. Как избежать ошибки «круг в доказательстве»?

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования которого в качестве аргумента выступит утверждение, являющееся тезисом.

В) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

5. Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?

А) Тезис должен быть сформулирован на языке логики.

Б) Тезис должен быть обоснованным утверждением.

В) Тезис должен быть четким утверждением.

Г) Тезис должен быть доказуемым утверждением.

6. Какую уловку в аргументации называют «чрезмерным требованием уточнения тезиса»?

А) Это требование разъяснять каждый аргумент.

Б) Это требование разъяснять причины выдвижения тезиса.

В) Это требование разъяснять происхождение тезиса.

Г) Это требование разъяснять даже ясные выражения.

7. Кто чаще всего является аргументатором на судебном заседании?

А) Свидетели и обвиняемый.         Б) Родственники обвиняемого.

В) Прокурор и адвокат.                   Г) Прокурор и судья.

8. Что такое демонстрация?

А) Система умозаключений, показывающая логическое следование тезиса из  аргументов.

Б) Система аргументов.

В) Риторическая убедительность аргументаторов.

Г) Признание реципиентом истинности тезиса.

9. Как называется логическое действие по разрушению доказательства?

А) Критика тезиса.                             Б) Критика аргументов.

В) Критика демонстрации.                Г) Опровержение.

10. Что такое тезис?

А) Это суждение, истинность которого доказывается.

Б) Это суждение, истинность которого должна быть доказана, поскольку оно полезно для общества.

В) Это суждение, истинность которого принимается в аргументации.

Г) Это суждение, истинность которого доказана ранее.

 

Тест по теме 7. Основы эвристики

1. Что такое вопрос?

А) Это требование устранить познавательную неопределенность.

Б) Форма передачи информации.

В) Отсутствие в суждении исходного знания.

Г) Это затруднительное положение логически неподготовленных  людей.

2. Какой из следующих вопросов является простым и  закрытым?

А) Что означает слово «филистер»?

Б) В каких случаях курсант не отдает честь?

В) Верно ли, что размеры материальной точки составляют один миллиметр?

Г) Я одинокая женщина, являюсь ли я семьей, получу ли я отдельную квартиру?

3. Какой из следующих ответов является слабым и неполным ответом на вопрос: «Какие логики внесли наибольший вклад в разработку индуктивного метода»?

А) Ф. Бэкон и Дж. Милль.                Б) Ф. Бэкон, Дж. Милль и К. Поппер.

В) Два англичанина и австриец.      Г) Некий мыслитель ХVI в.

4. Какая из следующих оценок вопроса «Какие формы являются эффективными для получения знания?» правильна?

А) Это корректный вопрос.

Б) Это тривиально некорректный вопрос.

В) Это нетривиально некорректный вопрос.

Г) Вообще не является вопросом.

5. К какому виду относится ответ: «Какой-то англичанин» на вопрос: «Кто первым систематизировал методы научной  индукции?»?

А) Сильный.    Б) Неполный.     В) Слабый.      Г) Нерелевантный.

6. Как называют обоснованное предположение о причинах происхождения  и взаимосвязях единичных объектов  действительности?

А) Общей гипотезой.                  Б) Частной гипотезой.

В) Единичной гипотезой.           Г) Рабочей гипотезой.

7. На какие виды делятся гипотезы?

А) На общие и частные.                         Б) На общие и единичные.

В) На общие, частные и единичные.     Г) На частные и единичные.

8. Как называют гипотезы, выдвигаемые в ходе следственной или  судебной деятельности?

А) Диагнозы.     Б) Версии.      В) Прогнозы.     Г) Рабочие гипотезы.

9. Как называют предположение, выдвигаемое в начале исследования?

А) Догадкой.    Б) Домыслом.   В) Рабочей гипотезой.     Г) Соображением.

10. Как называют процесс подтверждения гипотезы?

А) Верификацией.                       Б) Проверкой.

В) Фальсификацией.                  Г) Оправданием.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика