Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Логика |
25.09.2015, 11:31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для контрольной работы, которые различаются по вариантам, выбираются в соответствии с таблицами, где «N» – последняя цифра номера зачетки, «пример» – задания для выполнения, записанные под буквами а – к. Так, если номер зачетки 3125, следует выполнять задания пунктов "д". Задания для контрольной работы. Задание 1. Для каждого из нижеследующих понятий в соответствии с таблицей выполнить следующие действия: 1) записать объем и содержание для каждого понятия; 2) определить (если это возможно), к каким видам по объему и содержанию это понятие относится: 2.1. пустое, единичное или общее 2.2. регистрирующее или нерегистрирующее 2.3. конкретное или абстрактное 2.4. положительные или отрицательные 2.5. безотносительные или соотносительные.
а) беззаконие, Баба-Яга, справедливость. б) вечный двигатель, бездеятельность, честность. в) домовой, красота, непьющий шахтер. г) Барабашка, синева, беспорядок. д) твердость, русский адвокат, полк. е) беспринципность, табуретка, семья. ж) летающая метла, тождество, родители. з) Кощей Бессмертный, подобие, безотцовщина. и) циклоп, равенство, руководитель к) пустыня, ледокол, Уинстон Черчилль. Задание 2. При помощи кругов Эйлера показать соотношение объемов следующих понятий. Вариант выбирать в соответствии с таблицей.
а) целое число – четное число – число, делящееся на 2 – число, делящееся на 4 – положительное число; б) писатель – русский писатель – дворянин – поэт – прозаик; в) ученый – археолог – историк – китаец – профессор; г) память – способность – зрительная память – хорошая память – плохая память; д) дом – деревянный дом – каменный дом – одноэтажный дом – недостроенный дом; е) половодье – стихийное бедствие – ураган – наводнение – пожар; ж) прямоугольник – ромб – квадрат – прямоугольный треугольник – шар – плоская геометрическая фигура; з) тигр – животное – птица – хищник – крокодил – коза; и) наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство; к) живой организм – человек – млекопитающее – рыба – кит – сельдь. Задание 3. Выполнить операцию деления над понятием, выбранным в соответствии с таблицей. Выделить делимое понятие, члены деления, основание деления. Затем выполнить операции деления данного понятия с нарушением каждого из нижеследующих правил (на каждое правило – свое деление): 1) требование соразмерности 2) требование последовательности 3) требование исключения членов деления друг другом 4) требование одного основания.
а) обувь б) деревья в) начальник г) стол д) машина е) велосипед ж) здание з) ложка и) лампочка к) лыжи Задание 4. Привести пример индуктивного, дедуктивного рассуждений и рассуждения по аналогии. Пояснить, чем они отличаются друг от друга. Задание 5. Привести примеры общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных и частноотрицательных суждений. Выяснить, распределены или нет субъект и предикат в каждом из этих суждений. Задание 6. Проставить порядок выполнения логических действий. Здесь и далее буквами a, b, c заменены элементарные высказывания. Для каждого из двух высказываний выяснить, является ли оно тавтологически истинными. Ответ доказать и пояснить при помощи таблиц истинности.
а) ¬(a V b) ↔ (a & с ≠ b) → b б) (¬с & b → a) V (¬с & a) в) ¬ (b &c V a) → ¬( с ↔ a) г) a → b ↔ ¬ (с & ¬b) V с д) (с V ¬ b → a) & ¬ (с & a) е) (a V b ≠ c) → ¬( с ↔¬ a) ж) ¬b V (с &a) → (b ↔ ¬ с) з) ¬a↔ ¬с & (b V с) → b и) ¬(a & с ↔ a) → (¬b V a) к) a↔ с → (b V с) & (¬b) Задание 7. Оцените правильность утверждения своего варианта исходя из здравого смысла (с позиций формальной логики). Затем формализуйте утверждение и с помощью таблицы истинности проверьте первоначальный вывод:
а) Если студент хитер, то он сдаст зачет по логике. Этот студент не хитер; поэтому он не сдаст зачет по логике. б) Когда кракозябр рычит, молоко скисает. Молоко не скисло; значит, кракозябр не рычал. в) Человек, который ворует, – преступник; следовательно, раз человек не преступник, то он не ворует. г) Пока в небе летают розовые слоны, нельзя ходить по улице без зонтика. Розовые слоны в небе уже не летают; следовательно, ходить по улице без зонтика можно. д) Если бы дон Педро пошел в казино, он проиграл бы все свои деньги. Но дон Педро не пошел в казино. Значит, он свои деньги не проиграл. е) Многоугольники бывают либо выпуклыми, либо вогнутыми. Таким образом, когда многоугольник не выпуклый, он вогнутый. ж) Если на дороге пост ГАИ, водители соблюдают правила движения. Поста ГАИ на дороге нет; значит, водители правила движения не соблюдают. з) Когда самурай окружен врагами, он не должен сдаваться. Поэтому, если враги не станут его окружать, он должен сдаться. и) Вечный двигатель построить невозможно, и у моего соседа есть злая собака. Поэтому, когда его собака подобреет, можно будет построить вечный двигатель. к) Поскольку каждый бегемот – это гиппопотам, а каждый гиппопотам – бегемот, то бегемот и гиппопотам – одно и то же. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||