Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Логика |
03.09.2014, 11:56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т А Б Л И Ц А распределения контрольных вопросов по вариантам
Вопросы к контрольной работе 1. Роль мышления в познании. 2. Понятие и слово. 3. Понятие форм и законов мышления. 4. Содержание и объем понятия. 5. Логические приемы образования понятий. 6. Виды понятий 7. Сущность и виды отношений между понятиями. 8. Логические операции с понятиями. 9. Ограничение и обобщение понятий. 10.Понятие, структура и виды определения понятий. 11.Правила определения понятий. 12.Понятие, структура и виды деления понятий 13.Правила деления понятий. 14.Суждение как форма мышления. Структура суждений. 15.Деление простых категорических суждений. 16. Сложные суждения. Логические связки. 17.Отношения между простыми суждениями. 18.Понятие о деонтической модальности суждений. 19.Закон тождества. 20.Закон противоречия (непротиворечия). 21.Закон исключенного третьего. 22.Закон достаточного основания. 23.Доказательство: сущность, структура. 24. Понятие и виды дедуктивных умозаключений. 25. Непосредственные дедуктивные умозаключения. 26.Простой категорический силлогизм. Правила простого категорического силлогизма. 27.Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. 28.Индуктивные умозаключения. 29.Научная индукция. Ее методы. 30. Методы установления причинных связей индуктивных умозаключений. 31.Традукция (аналогия). 32.Доказательство и его структура. 33.Способы доказательства. 34.Способы опровержения. 35.Правила и ошибки в аргументации. 36.Гипотеза и ее структура. 37.Виды гипотез. 38.Построение и проверка гипотезы. 39.Лояльные приемы спора. 40.Нелояльные приемы спора. 41.Этапы развития логики. 42.Значение логики для работы юриста. 43.Искусство ведения дискуссии. 43. Виды вопросов и ответов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задание № 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими; 1.1. Правовая норма. 1.2. Российская Федерация. 1.3. Преступное деяние. 1.4. Депутат. 1.5. Бригада морской пехоты. 1.6. Рабочий класс. 1.7. Источник права. 1.8. Организация Объединенных Наций. 1.9. Юридическое лицо. 1.10. Коллектив. 1.11. Ромб. 1.12. Правительство. 1.13. Президент РФ. 1.14. Уголовный кодекс РФ 1997г. Задание № 2. Укажите конкретные и абстрактные понятия. 2.1. Политическая система. 2.2. Противоправность. 2.3. Преступление. 2.4. Диктатура. 2.5. Двуличие. 2.6. Трезвость. 2.7. Адвокат. 2.8. Равенство. 2.9. Космический объект. 2.10. Бескорыстие. 2.11. Невменяемость. 2.12. Плазма. 2.13. Трудный возраст. 2.14. Мошенничество. Задание № 3. Укажите положительные и отрицательные понятия. 3.1. Верность. 3.2. Безволие. 3.3. Незнание. 3.4. Гуманизм. 3.5. Беспредел. 3.6. Контроль. 3.7. Антифашист. 3.8. Антиквар. 3.9. Анархист. 3.10. Аноним. 3.11. Невменяемость. 3.12. Агония. 3.13. Невиновность. 3.14. Трудолюбие. Задание № 4. Какие из перечисленных ниже понятий являются: 4.1. Собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, халатность. 4.2. Абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, социальная революция, президент, молния, грамотность, метро, ускорение, опера, воинское звание. 4.3. Соотносительными: планета Солнечной системы, старший офицер, соучастник, честность, асимметричность, внук, версия, живущий не по средствам, химический элемент, автомобиль, нечетное число. Задание 5. Назовите понятия, обладающие наибольшим объемом в каждой из приведенных групп: 5.1.Четырехугольник, квадрат, правильный четырехугольник. 5.2. Имя собственное, существительное, одушевленный предмет. 5.3. Хищник, крокодил, млекопитающее, животное, носорог. 5.4. Город, столица, населенный пункт, районный центр. 5.5. Адвокат, прокурор, юрист. 5.6. Суд, министерство, орган власти. Задание № 6. Дайте полную логическую характеристику понятиям. 6.1. Инвалид. 6.2.Пенсия. 6.3. Невиновность. 6.4. Учитель. 6.5. Пособие. 6.6. Приговор. 6.7. Бескорыстие.6.8. Отечество. 6.9. Договор. 6.10. Доверенность. Задание № 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и отобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера). 7.1. Юрист, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области. 7.2. Пенсия, пенсия по инвалидности. 7.3 Писатель, русский писатель, автор романа «Мастер и Маргарита». 7.4. Центральный Банк РФ, Банк России. 7.5. Федерация, Российская Федерация. 7.6. Договор, договор купли-продажи, договор купли-продажи здания. Задание № 8. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем. 8.1. Преступление, преступление против личности, преступление против военной службы. 8.2. Вменяемость, невменяемость. 8.3. Виновность, невиновность. 8.4. Правоохранительные органы, суд, нотариат. 8.5. Пенсия, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. 8.6.Пособие, пособие по беременности и родам, пособие на погребение. Задание № 9. Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из следующих пар: 9.1. Слово, существительное. 9. 2. Понятие, слово. 9.3. Книга, учебник. 9.4. Курсант, учащийся. 9.5. Учитель, мужчина. 9.6. Добросовестность, халатность. 9.7. Луна, естественный спутник Земли 9. 8. Преступление, взятка. 9.9. Пожар, бедствие. Задание № 10. Обобщите и ограничьте следующие понятия 10.1. Закон; 10.2. Дезертирство; 10.3. Новости; 10.4. Осень.10.5. Право; 10.6. Преступление; 10.6. Революция; 10.7. Наводнение. 10.8. Кодекс. Задание № 11. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено). 11.1. Дееспособность – способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. 11.2. Грабеж – преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества. 11.3. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем подкупа. 11.4. Нация – устойчивая историческая общность людей. 11.5. Народ – автор и актер собственной жизненной драмы. 11.6. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Задание 12. Правильно ли проведено обобщение понятий: 12.1. Класс – школа – среднее учебное заведение. 12.2. Учебник по психологии – учебник – книга. 12.3. Улица – квартал – поселок городского типа – город – населенный пункт. 12.4. Береза – лиственное дерево – смешанный лес – лес. 12.5. Сантиметр – дециметр – метр – километр – мера длины. 12.6. Юрист – адвокат – человек. Задание №13 Укажите в каких из приведенных ниже примеров имеет место деление, а в каких -членение целого на части. 13.1. Пенсии бывают по инвалидности и по случаю потери кормильца. 13.2.Трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. 13.3. Лекция состояла из пяти разделов. 13.4.Договоры делятся на реальные и консенсуальные. 13.5.Правонарушения делятся на преступления и проступки. 13.6. Пьеса драматурга К. включает 3 действия и девять явлений. 13.7.Техникум состоит из кабинетов. Задание 14. Укажите предложения, выражающие суждения. 14.1. Всякое преступление - противоправное деяние; 14.2. Что представляет собой криминалистическая экспертиза? 14.3. Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! /Пушкин/. 14.4. На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации? 14.5. Кто над морем философствовал? 14.6. Следственный эксперимент имеет одной из своих задач уточнение причин расследуемого преступления; Задание 15. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями 15.1. Май этого года, по статистике, холоднее мая предыдущих пяти лет; 15.2. Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом к производству не принимаются; 15.3. Каждое государство имеет свой гимн; 15.4. Все тайное становится явным; 15.5. Не существует абсолютной повторяемости явлений; 15.6. Поэт в России больше, чем поэт /Евтушенко/; 15.7. Некоторые свободомыслящие люди конца XX века не были революционерами; 15.8. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было. Задание 16. Среди перечисленных ниже суждений выделите атрибутивные, экзистенциальные и суждения с отношениями: 16.1. Говорящий много, часто ошибается. 16.2. Иглой дороги не меряют. 16.3. Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники. 16.4. Каждый из родителей старше своих детей. 16.5. 19 июля 1980г. в Москве торжественно открылись XXII Олимпийские игры. 16.6. “В речи, также как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно” (Цицерон). 16.7. Соучастниками преступления оказались Рокотов и Перегудов. 16.8. Есть женщины в русских селеньях Со спокойною важностью лиц…(А. Н. Некрасов). Задание 17. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О. 17.1. Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений. 17.2. Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката. 17.3. Бедность не порок. 17.4. Никто не имеет право нарушать законы. 17.5. Уголовное наказание назначается по приговору суда. 17.6. Не все европейские страны являются республиками. 17.7. Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной. 17.8. Среди учащихся есть такие, которые учатся добросовестно. Задание 18. Приведите 8 примеров сложных суждений, разберите их, выделите простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов. Задание 19. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части, запишите с помощью символов, используя логические связки: 19.1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам; 19.2. В Элладе самыми сильными городами – государствами считались Афины и Спарта, самым богатым – Коринф; 19.3. Мал золотник, да дорог; 19.4. Двери были либо с витражами, либо без них; 19.5. Шторма бояться - в море не ходить; 19.6. В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него; 19.7.Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной; 19.8. Когда б на то не Божья воля - не отдали б Москвы. /Лермонтов/; Задание 20. Установите, в каком отношении находятся следующие суждения: 20.1. “Все взрослые сначала были детьми” и “Некоторые взрослые никогда не были детьми”. 20.2. “Каждый человек имеет право на свою точку зрения” и “Есть люди, которые имеют право на свою точку зрения”. 20.3. “Все свидетели дают правдивые показания” и “Некоторые свидетели дают правдивые показания”. 20.4. “Всякий кулик свое болото хвалит” и “Нет такого кулика, который бы не хвалил своего болота”. 20.5. “Каждый человек имеет свой характер” и “У всех людей разные характеры”. 20.6. “Он не мог не знать, что нарушает закон” и “Он мог и не знать, что нарушает закон” Задание 21. Используйте логический квадрат, приведите суждения, которые находятся к данному суждению в различных отношениях. Установите их истинность (И) или ложность (Л). 21.1. Все юристы должны строго соблюдать законность. 21.2. Некоторые преступления относятся к особо тяжким. 21.3. Пенсия назначается лицу, достигшему возраста, указанного в законе и имеющему страховой стаж. 21.4. Никто не может быть привлечен к ответственности за то, что не совершал. Задание 22. Установите, в чем суть нарушения закона тождества в следующих примерах. 22.1. « Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в тоже мгновение вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры.» (Распе.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена.» ) 22.2. « Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж. – По страсти, - отвечала старуха: - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.» (А.С. Пушкин) 22.3. В своем последнем слове подсудимый сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь». 22.4. «Молодая была уже не молода» (Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев».) 22.5. «Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся». («Литературная газета».) Задание 23. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений: 23.1. Организатором ограбления кассы был Николай Н. Организатором ограбления кассы был Анатолий Т.; 23.2. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами; 23.3. Все студенты 3 группы изучили уголовное право. Ни один студент 3 группы не изучил уголовное право; 23.4. Все студенты 3 группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 3 группы к зачету по логике не подготовились; 23.5. В некоторых государствах существует демократическая форма судопроизводства. В некоторых государствах нет демократического судопроизводства; 23.6. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции; 23.7. Некоторые государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одно государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику; 23.8. Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины; Задание 24. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений? 24.1. Вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова. Сообщение о том, что вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова, не подтвердилось; 24.2. Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права; 24.3. Всякое правонарушение является общественно опасным. Ни одно правонарушение не является общественно опасным; 24.4. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют; 24.5. В привокзальном ресторане Н. встретился с двумя неизвестными мужчинами. В привокзальном ресторане Н. ни с кем не встречался; 24.6. Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются; 24.7. Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность. Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, не является обстоятельством, отягчающим ответственность; 24.8. Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника; Задание 25. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: 25.1. Поляков изучает право, так как он студент юридического вуза, а в юридических вузах все студенты изучают право; 25.2 Семенов арестован, поскольку он совершил тяжкое преступление; 25.3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности; 25.4. В заметке, опубликованной в одной из газет под заголовком «В столице начали падать исторические здания», сообщалось, что неподалеку от Красной Площади обрушилась галерея Гостиного Двора, находящегося на реконструкции; 25.5. В той же газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшемся с родителями из Мексики, у которого в Москве хирурги удалили из плеча личинку мексиканского овода. Заметка озаглавлена: «В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода»; 25.6. М. должен явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля; 25.6. Если Р. занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит к уголовной ответственности Р. не привлекается; 25.7. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку; 25.8. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, так как я не хочу учиться. (Из заявления восьмиклассника). Задание 26. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода. Если посылка выражена не в явной логической форме, преобразуйте ее в соответствии со схемами суждений А, Е, I, О. 26.1. Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной. 26.2. Судьи несменяемы. 26.3. Некоторые свидетельские показания недостоверны.. 26.4. Не все сделки являются многосторонними. 26.5. Часть предприятий в нашем городе являются рентабельными. 26.6. Ни один день на прошлой недели не был солнечным. 26.7.Незнание закона не освобождает от ответственности. 26.8. Это решение суда признано необоснованным. Задание 27. Сделайте вывод путем обращения (если это возможно), составьте схему вывода. 27.1. Некоторые юристы - адвокаты. 27.2. Все люди имеют право на жизнь. 27.3. Некоторые жителя нашего города не имеют право учувствовать в выборах 27.4. Не каждый в нашей стране получает достойную пенсию. 27.5. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. 27.6. Каждый обвиняемый имеет право на защиту. 27.6. Некоторые категории граждан имеют право на социальную помощь. Задание 28. Сделайте вывод путем противопоставления предикату (если это возможно), составьте схему вывода. 28.1. Все нотариусы – юристы. 28.2. Некоторые юристы не являются судьями. 28.3. Некоторые свидетели по данному делу не были допрошены. 28.4. Все законы являются нормативными актами. 28.5. Некоторые правонарушения не являются преступлениями. 28.6. Всякий подзаконный акт является нормативно-правовым актом. 28.7. Некоторые сделки являются недействительными. 28.8. Некоторые граждане имеют право досрочно уйти на пенсию. Задание 29. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность и ложность. 29.1. Совершеннолетние имеют право голоса. 29.2. Каждый имеет право на образование. 29.3. Родители обязаны заботиться о своих несовершеннолетних детях. 29.4. Всякий житель нашего государства должен соблюдать закон. 29.5. Никто не забыт, ничто не забыто. 29.6. Не все сделки являются двусторонними. 29.7. Каждый гражданин имеет право на самозащиту. 29.8. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Задание 30. Определите, правильно ли проведено обращение в следующих умозаключениях: 30.1 Все космонавты сначала были учащимися. Значит, все, кто был учащимся - космонавты; 30.2. Некоторые следователи допускают ошибки. Значит, среди тех, кто допускает ошибки, есть следователи; 30.3. Некоторые стоматологи не являются опытными врачами. Значит, некоторые опытные врачи являются стоматологами; 30.4. Ни один человек не имеет права нарушать законы. Следовательно, среди тех, кто может нарушать законы, нет людей; 30.5. В геометрии Евклида прямые не пересекаются. Следовательно, пересекающиеся прямые в геометрии Евклида не могут считаться параллельными. Задание 31. Правильно ли проведено противопоставление предикату в следующих примерах: 31.1. Некоторые местоимения обозначают предметы. Значит, среди частей речи, не обозначающих предметы, нет местоимений; 31.2. Все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу. Следовательно, ни один из тех, кто не берется за самую сложную работу, не может считаться трудолюбивым человеком; 31.3. Так как амперметр - это прибор для измерения силы тока, то ясно, что ни один прибор, который служит для измерения тока, нельзя назвать амперметром; 31.4. Так как некоторые книги являются учебниками, то ни один неучебник не является книгой. Задание 32. Установите, являются ли умозаключения, приведенные ниже, превращением: 32.1. Так как все опята - съедобные грибы, то, значит, ни один опенок не является несъедобным; 32.2. Некоторые художники не были признаны при жизни, значит есть непризнанные художники; 32.3. Ни один человек не рождается преступником. Значит, все люди рождаются непреступниками; 32.4. Среди художественных фильмов есть и нецветные. Значит, некоторые художественные фильмы не являются цветными. Задание 33. Установите фигуру и модус силлогизма. Установите являются ли они правильными. 33.1. Все студенты – учащиеся. Некоторые уч-ся получают стипендию. ------------------------------------------------------------------------ Некоторые из тех, кто получают стипендию – студенты. 33.2. Некоторые предложения являются простыми. Все суждения – предложения. --------------------------------------------------------------------------- Некоторые суждения являются простыми предложениями. 33.4. Всякое хищение – умышленное преступление Кража – тайное хищение имущества. ----------------------------------------------- Кража – умышленное преступление. 33.5. Некоторые телевизоры – цветные Некоторые телевизоры не являются транзисторными. --------------------------------------------------------------------------- Некоторые цветные телевизоры не являются транзисторными. 33.6. Некоторые писатели – женщины. Все женщины любят цветы. --------------------------------------------------------- Среди тех, кто любит цветы – есть писатели. 33.7. “Жмурки” – детская игра. Некоторые детские игры небезопасны. ----------------------------------------------------- “Жмурки” не являются безопасной игрой. 33.8. Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние. ------------------------------------------------------------------------- Среди наказуемых деяний есть корыстные преступления. Задание 34. Установите посылки и заключение в следующих умозаключениях: 34.1. Если судья - потерпевший, то он не может участвовать в рассмотрении данного дела. А так как этот судья - потерпевший, то, значит, он не может участвовать в рассмотрении данного дела; 34.2. Так как все студенты юридических вузов изучают логику, то, следовательно, среди тех, кто изучает логику, есть студенты юридических вузов; 34.3. Все следователи - юристы. Это следует из того, что некоторые юристы - следователи; 34.4. Так как всякая селедка - рыба, то некоторая рыба - селедка; 34.5. Если х и у в 1979 году были ровесниками, то ясно, что и через 10, и через 20 лет они будут ровесниками. Нам известно, что х и у - ровесники. Следовательно, они и в 1979 году были одного возраста; 34.6. Если некоторый человек, которого называют лжецом, утверждает, что он - лжец, то его нельзя называть лжецом, так как он в этом случае говорит правду. Задание 35. Установите фигуру и модус силлогизмов: 35.1. Все студенты - учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию. Некоторые из тех, кто получает стипендию, студенты; 35.2. Некоторые предложения являются простыми. Все суждения - предложения. Некоторые суждения являются простыми предложениями; 35.3. Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора - женщины. Некоторые профессора любят красиво одеваться; 35.4. Всякое хищение - умышленное преступление. Кража - тайное хищение имущества. Кража - умышленное преступление; 35.5. Некоторые телевизоры - цветные. Некоторые телевизоры не являются транзисторными. Некоторые цветные телевизоры не являются транзисторными. Задание 36. Установите правильность силлогизмов, приведенных ниже, с помощью графической схемы отношений между их терминами: 36.1. Все, кто любит театр, ходят в театр часто. Мы ходим в театр часто. Мы любим театр; 36.2. Ни один ребенок не любит насилие. Я тоже не люблю насилие. Я - ребенок; 36.3. Все цветы - растения. Мох - растение. Мох - цветок; 36.4. Все математики древности были философами. Пифагор - древнегреческий математик. Пифагор - философ; 36.5. Всякая мысль имеет свою форму. Всякая форма имеет содержание. Всякая мысль имеет содержание. Задание 37. Восстановите до полного силлогизма приведенные ниже энтимемы и установите их правильность любым известным вам способом: 37.1. Ни одно лекарство не является приятным. Но конфеты - не лекарство; 37.2. В некоторые праздничные дни идет дождь. А дождливые дни навевают на меня скуку; 37.3. Сохраняющие самообладание - не вспыльчивы. Значит, этот юноша не сохраняет самообладание; 37.4. Его логика ставит меня в тупик. Я - в тупике; 37.5. Все судьи хорошо знают законы. А этот человек - судья; 37.6. Некоторые свидетели дают ложные показания. А он - свидетель; Задание 38. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях (сходства, различия, соединенный метод сходства и различия, сопутствующих изменений, остатков): 38.1. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства; 38.2. Исследуя происхождение цветов радуги, Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы; 38.3. Исследуя условные рефлексы, академик Павлов установил, что если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты - собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная часть мозга - центр образования зрительного рефлекса; 38.4. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения; 38.5. Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Угонщики бросили машину в парке. Двое из них были задержаны. Ими оказались Саксин и Рябов. Однако, в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни один, ни другой не владеют навыками вождения автомобиля. По-видимому, у них был соучастник, владеющий такими навыками; 38.6. Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту. Задание 39. Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции? Объясните ответ. 39.1. Всю неделю стояла жаркая погода. 39.2. Счастливые часов не наблюдают. 39.3. Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. 39.4. Ничто не возникает из ничего. 39.5. В контрольной работе нет ни одной ошибки. 39.6. Ни один вопрос не остался без ответа. Практические задания к теме «Умозаключения по аналогии» Задание 40. Установите вид индуктивного умозаключения. Установите правильность. 40.1. После того, как студенты при изучении логики стали пользоваться персональными компьютерами, значительно возрос их интерес к этому предмету, хотя не изменилось ни расписание занятий, ни нагрузка студентов. Ясно, что причина этого в применении на занятиях вычислительной техники. 40.2. Я успешно сдала и этот экзамен, конечно же, благодаря тому, что сдавала его в бирюзовом платье, - подумала Наташа - Ведь экзамен по математике я сдавала в нем и сдала успешно. Да и историю я сдавала в нем, а по истории я получила”5”. Теперь все экзамены буду сдавать только в бирюзовом. 40.3. У больного Карпова улучшилось самочувствие сразу же после того, как его перевели из 1-ого отделения во 2-ое. Следовательно, причиной улучшения самочувствия больного Карпова является его перевод из одного отделения в другое. 40.4. Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворен ответами трех студентов и высказал суждение: “Ваша группа неглубоко изучила предмет”. 40.5. Обвиняемый в хищении продукции с завода признался в совершении преступления и утверждал, что совершил его без помощи кого-либо. Однако следственный эксперимент показал невозможность вынести похищенное в одиночку. Был сделан вывод – в преступлении участвовали как минимум два человека. Задание 41. Установите, в каком из каждой пары умозаключений по аналогии вывод является более вероятным: 41.1. В рассказе Конан Дойла «Голубой карбункул» речь идет о краже драгоценностей, а главными героями являются Холмс и Ватсон. Рассказ мне понравился. Видимо, мне понравится и другой рассказ Конан Дойла, где главными героями являются Холмс и Ватсон, а речь идет о какой-либо краже; 41.2. Так как мне понравился рассказ Конан Дойла, то, наверное, мне понравятся и другие его рассказы; 41.3. Сопоставляя две квартирные кражи, следователь сделал вывод, что обе они могли быть совершены одним человеком. Это следовало по его мнению из того, что обе кражи были совершены ранним утром, обе квартиры находились на первом этаже и в обоих случаях преступник проник в них через окно. Хозяева отсутствовали; 41.4. Вывод о том, что две кражи могли быть совершены одним и тем же человеком, был получен следователем на основании следующих данных. Было раннее утро. Хозяев не было. Первый этаж, и преступник проник в квартиру через окно, выдавив стекло форточки. Задание 42. Установите вид и структуру доказательства: 42.1. Доказательств вины подозреваемого вполне достаточно, - сказал следователь. - Судите сами. Во-первых, потерпевшая при опознании однозначно указала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограбление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления; 42.2. Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемого. Обвиняемый был на месте преступления - в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви. Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший, примерно в то время, когда была совершена кража. Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему. Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры Задание 43. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. 43.1. История России – гуманитарная наука. 43.2. Ухалов – соучастник преступления. 43.3. Если Н. задержан по подозрению в совершении преступления, то по его делу суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор. 43.4. Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией. 43.5. Пискарев привлекается к дисциплинарной ответственности. 43.6. Обвиняемый Ершов совершил умышленное преступление. Задание 44. Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. 44.1. Суждение «Кража – тайное хищение чужого имущества» обращается без ограничения. 44.2. Супруги Веселкины лишены родительских прав. 44.3. Не всякое нововведение плодотворно и прочно. 44.4. Излишества губят здоровье. 44.5. Многие экологические преступления наказываются лишением свободы. 44.6. Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине пешехода Растяпова. Задание 45. Подберите несколько текстов из журналов или газет, построенных как доказательство, укажите тезис и аргументы, определите вид и форму обоснования. Задание 46. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя любую форму обоснования. 46.1. Не все писатели – классики. 46.2. В данном деле обвинением поднят вопрос о покушении. 46.3. Аванов – родственник Петрова. 46.4. Если Страхов заболел, он может быть освобожден от работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||