№ п/п
|
Содержание вопроса
|
Варианты ответа
|
1
|
Взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах исследует:
|
а) философия культуры;
б) социология культуры;
в) культурная антропология.
|
2
|
Какая часть культурологии исследует культурогенез:
|
а) философия культуры;
б) психология культуры;
в) история культуры;
г) социология культуры.
|
3
|
Что из перечисленного не является культурным кодом:
|
а) орнамент;
б) ритуал;
в) миф;
г) язык;
д) дресс-код;
е) бинарный код.
|
4
|
Впервые предложил циклическую модель культурного процесса:
|
а) Аристотель;
б) Гесиод;
в) Марк Туллий Цицерон.
|
5
|
Представителем цивилизационного подхода к изучению культуры является:
|
а) О. Шпенглер;
б) К. Маркс;
в) Н. Маккиавелли.
|
6
|
Впервые применил термин "культура":
|
а) Тит Лукреций Карр;
б) Марк Туллий Цицерон;
в) Марк Проций Катон.
|
7
|
Ценности, которые сопровождают историю человеческого рода от самых истоков:
|
а) модельные;
б) универсальные;
в) ближайшего социального окружения.
|
8
|
Понятия фаустовского, магического и аполлонического типа культур ввел:
|
а) Ф. Ницше;
б) А. Тойнби;
в) О. Шпенглер.
|
9
|
Концепция "Осевого времени" принадлежит:
|
а) Н. А. Бердяеву;
б) М. Хайдеггеру;
в) К. Леви-Строссу;
г) К. Ясперсу.
|
10
|
Цивилизация Древнего Египта является:
|
а) речной, земледельческой, вертикальной;
б) морской, торговой, горизонтальной;
в) мировой, промышленной, техногенной.
|
11
|
Что в Древнем Китае почтительный сын должен был подарить своему отцу:
|
а) внуков;
б) гроб;
в) нефритовые украшения.
|
12
|
Знаменитый древнегреческий скульптор, создатель статуи Зевса Олимпийского:
|
а) Мирон;
б) Поликлет;
в) Лисипп;
г) Пракситель;
д) Фидий.
|
13
|
Территория за стенами Рима, на которой располагалась римская армия:
|
а) Елисейские поля;
б) Марсово поле;
в) Дикое поле.
|
14
|
Главная ценность для человека средневековой культуры:
|
а) личная связь с Богом;
б) богатство;
в) гражданский долг.
|
15
|
Ярким выражением народной субкультуры является:
|
а) инквизиция;
б) турнир;
в) карнавал.
|
16
|
Стрельчатые арки, высокие башни и колонны, многоцветные витражи характерны для архитектурного стиля:
|
а) романского;
б) готического;
в) барокко.
|
17
|
Основные характеристики культуры эпохи Возрождения:
|
а) теоцентризм, иерархичность;
б) переходность, диалогичность;
в) возвеличивание разума, научность;
г) плюрализм, эклектика.
|
18
|
Не является представителем Высокого Возрождения:
|
а) Леонардо да Винчи;
б) Микеланджело Буонарротти;
в) Донателло;
г) Рафаэль Санти.
|
19
|
Фрмула эпохи Просвещения:
|
а) "хлеба и зрелищ!";
б) "наука и прогресс";
в) "человек - свободный и славный мастер".
|
20
|
Основные итоги эпохи Просвещения изложены в:
|
а) "Декларации прав человека и гражданина";
б) "Божественной комедии";
в) "Сатириконе".
|
21
|
Город в концепции "Москва - третий Рим", выступающий предшественником Москвы:
|
а) Париж;
б) Рим;
в) Константинополь;
г) Милан.
|
22
|
Новшество, введенное в русскую письменность при Петре I:
|
а) "Табель о рангах";
б) гражданский шрифт;
в) ассамблеи.
|
23
|
Основной принцип искусства модерна:
|
а) демифологизация сознания;
б) ориентация на бессознательное;
в) рационализм;
г) гармония.
|
24
|
Популярные массовые тенденции в культуре и искусстве:
|
а) андеграунд;
б) мейнстрим;
в) традиционная культура.
|
25
|
Основная категория культуры посмодернизма:
|
а) комическое;
б) трагическое;
в) прекрасное.
|
26
|
Какой период в развитии русского искусства называется «серебряным веком»?
|
а) начало XIX века;
б) начало XX века;
в) конец XIX века;
г) конец XX века.
|
27
|
К космизму как к направлению в искусстве не относился…
|
а) К. Э. Циолковский;
б) В. Кандинский;
в) Н. Ф. Федоров;
г) П. А. Флоренский.
|
28
|
Из перечисленных деятелей искусства к скульпторам нельзя отнести…
|
а) А. Голубкину;
б) П. Трубецкого;
в) С. Коненкова;
г) И. Северянина.
|
29
|
Автором произведений «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» является…
|
а) М. Булгаков;
б) А. Платонов;
в) О. Мандельштам;
г) А. И. Солженицын
|
30
|
Глобальная культурная трансформация происходит в
|
а) в 1985–1991 гг.;
б) в 1980–1985 гг.;
в) в 1991–1994 гг.;
г) в 1975–1980 гг.
|
31
|
К числу поэтов, творчество которых возвращается в годы «перестройки», не относится
|
а) И. Анненский;
б) Н. Гумилев;
в) Е. Евтушенко;
г) Б. Ходасевич.
|
32
|
К числу мыслителей, творчество которых возвращается в годы «перестройки», не относится
|
а) В. Соловьев;
б) С. Булгаков;
в) Г. Федотов;
г) Г. Маркузе.
|
33
|
К числу прозаиков, творчество которых возвращается в годы «перестройки», не относится
|
а) А. Белый;
б) Д. Мережковский;
в) М. Шолохов;
г) Ф. Сологуб.
|
34
|
К числу композиторов, творчество которых возвращается в годы «перестройки», не относится
|
а) И. Стравинский;
б) С. Рахманинов;
в) С. Прокофьев;
г) Д. Шостакович.
|
35
|
К числу художников, творчество которых возвращается в годы «перестройки», не относится
|
а) К. Сомов;
б) А. Бенуа;
в) П. Филонов;
г) И. Глазунов.
|
36
|
Явление культуры, при котором создатели культурных ценностей вынуждены ориентироваться не на самореализацию, а на спрос, называется
|
а) легитимацией;
б) реализацией;
в) коммерциализацией;
г) декоммерциализацией.
|
37
|
Процесс заимствования ценностей, традиций, поведенческих норм западной культуры представителями тех культур, которых исторически не относятся к западной цивилизации – это
|
а) вестернизация;
б) адаптация;
в) иерархизация;
г) колонизация.
|
38
|
Зарубежным писателем, утверждавшим, что истина, добро, красота полностью отсутствуют в мире, что только искусство способно заставить человека забыть ужасы окружающей нас реальности, был
|
а) О. Уальд;
б) М. Твен;
в) Ж. Верн;
г) К. Гамсун.
|
39
|
Какое из указанных произведений не относится к XIX веку?
|
а) «Мертвые души» Н. Гоголя;
б) «Отцы и дети» И. Тургенева;
в) «Преступление и наказание» Ф. Достоевского;
г) «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
|
40
|
По мнению теоретиков развития русской культуры и цивилизации, важную роль в формировании российской цивилизации играют геополитические и _______факторы
|
а) природные;
б) биологические;
в) политические;
г) исторические.
|
41
|
Русь еще на заре своей истории формируется как ______________образование.
|
а) полиэтническое;
б) поливариантное.
|
42
|
Обычно происхождение термина «культурология» связывают с именем американского культурантрополога__________
|
а) Д. Белла;
б) А. Кребера;
в) К. Клакхона;
г) Л. Уайта.
|
43
|
Культурология как наука предполагает объединение группы дисциплин гуманитарного профиля (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и т. д.), описывающих, классифицирующих и объясняющих феномен __________ как совокупность ценностно-смыслового и нормативно-регулятивного компонента человеческой жизнедеятельности.
|
а) культуры;
б) цивилизации;
в) деятельности;
г) бытия.
|
44
|
______________ исследует тенденции современного культурного развития, уровень развития культуры различных социальных групп, их духовные потребности и занимается прогнозированием дальнейшего развития культуры.
|
а) социология культуры;
б) философию культуры;
в) история культуры;
г) психология культуры.
|
45
|
______________исследует проявление психических процессов в культуре (например, культурный архетип), анализирует влияние культурных форм на психологию как отдельного индивида, так и общества в целом
|
а) социология культуры;
б) философию культуры;
в) история культуры;
г) психология культуры.
|
46
|
____________аспект человеческой культуры предполагает изучение вербальных (естественные и искусственные языки) и невербальных (жест, мимика и т. д.) систем коммуникации
|
а) знаково-символический;
б) коммуникативный;
в) семиотический.
|
47
|
Определение культуры как «комплекса, включающего знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества» дал
|
а) Э. Тайлор;
б) А. Моль;
в) А. Швейцер;
г) В. Межуев.
|
48
|
Определение культуры как «совокупности интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках» дал
|
а) Э. Тайлор;
б) А. Моль;
в) А. Швейцер;
г) В. Межуев.
|
49
|
Определение культуры как «производства самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» дал
|
а) Э. Тайлор;
б) А. Моль;
в) А. Швейцер;
г) В. Межуев.
|
50
|
Определение культуры как «совокупности материальных и духовных ценностей» дал
|
а) Э. Тайлор;
б) А. Моль;
в) Г. Францев;
г) В. Межуев.
|