Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Культурология |
11.04.2019, 11:00 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждая тема состоит из четырех рабочих заданий: работа с приведенными фрагментами источников; письменные творческие задания; заполнение таблиц; словарная работа над базовыми понятиями. Вопросы рабочей тетради ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность, на основании приводимого материала, сами составить представление об изучаемой теме. Тема 1. Сущность и смысл культуры I. Прочитайте фрагмент из произведения Н. Бердяева «Философия неравенства» и определите, какими чертами он наделяет культуру, а какими – цивилизацию. Письмо тринадцатое. О культуре Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее – сакральные. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Цивилизация всегда имеет вид pawenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Бердяев Н. Письмо тринадцатое. // Философия неравенства. – М., 1990. – С.248 – 249. II. Ответьте на вопросы, прочитав главу «Сущность и смысл культуры» (Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909): 1. Связаны ли между собой понятия «культура» и «культ»? 2. Согласны ли Вы с концепцией культуры Ж.Ж. Русо, в которой «культурные народы» воспринимались как «испорченны» и «морально развращенные»? 3. Чем вызвано многообразие в определениях культуры? Предложите свою дефиницию культуры. III. Заполните таблицу, используя материал, изложенный в главе «Основные школы и концепции культурологии» (Культурология / Под ред. А.А. Радугина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/index.php): Таблица 1 – Концепции культуры
IV. Дайте определение понятий Культ Культура Цивилизация
Тема 2. Миф как форма культуры I. На основе данных, приведенных в документе, охарактеризуйте мифологическую модель мира. В начале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было золотое яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерить время; но столько, сколько длится год, плавало «Золотое яйцо» в безбрежном и бездонном океане. Через год из золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стола небом, нижняя землей, а между ними, чтобы разделить их Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная. Темкин Э.Н. Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – М.,1982. – С. 15. II. Прочитав главу «Миф как форма культуры» (Культурология / Под ред. А.А. Радугина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/index.php), ответьте на вопросы: 1. Присутствует ли мифологическое измерение в каждой культуре? 2. Каковы функции мифа в современной культуре? 3. Можно ли сказать, что миф ограничивает индивидуальность и творческую свободу человеческого духа? III. Заполните таблицу на основе рекомендуемой литературы: Таблица 2 - Понимание мифа как формы культуры
Литература а) Г.В.Ф. Гегель Энциклопедия философских наук. – М., 1975. б) З. Фрейд Избранное. – Книга 2 . – М., 1990. в) К. Юнг Современных мифах: Сб. трудов. – М., -1994. г) А. Лосев из ранних произведений. – М., 1990. д) А. Лосев Философия. Мифология. Культура. – М., 1991 IV. Дайте определение понятий Миф Магия Тотемизм Анимизм Фетишизм
Тема 3. Типология культуры I. О каких формах исторического движения идет речь в данном отрывке? Формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков (односложные, приставочные, сгибающиеся), как проявления самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты, не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам. Поэтому только внутри одного и того же типа, или, как говорится, цивилизации, и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история. Это деление есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного исторического развития. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С.85-90. II. Ответьте на вопросы, прочитав главу «Типология культуры» (Культурология / Под ред. Н.Багдасарьян. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909): 1. На какие разряды Н.Я. Данилевский подразделяет социокультурную деятельность? 2. Каковы основные характеристики «аполлонического» и «дионисического» культурных типов в концепции Ф. Ницше? 3. Согласны ли Вы с тем, что молодежные субкультуры культивируют протест против «общества взрослых», его ценностей и авторитетов? Почему? III. Прочтите раздел «Типология культур» (Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bookriver.ru/book/146283) и составьте таблицу: Таблица 3 – Типы культур
IV. Дайте определение понятий Типология культуры Субкультура Дао Нирвана Карма Коран Библия
Тема 4. Мир человека как культура I. Прочитайте отрывок из «Смысла творчества» Н. Бердяева и подумайте, как автор решает задачу «познания самого себя»? Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке. Человек – точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. – С. 293-323 II. Ответьте на вопросы, прочитав главу «Мир человека как культура» (Культурология / Под ред. Н.Багдасарьян. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909) 1. Что представляет собой мир культуры человека? 2. Определения понятия «ценность» схематически могут быть изображены следующим образом (см. таблицу 4): Таблица 4 - Ценности
Какое из этих определений Вам представляется наиболее точным? Какими определениями вы можете дополнить схему? 3. Какая из трех ценностных триад Вам ближе всех по духу – «Истина. Добро. Красота»; «Вера. Надежда. Любовь»; «Свобода. Равенство. Братство». Составьте свою триаду. III. Заполните таблицу, прочитав главы «Мир человека как культура» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909). Таблица 5 – Иерархия ценностей
IV. Дайте определение понятий Ценность Истина Добро и зло Красота Судьба
Тема 5. Семиотика культуры I. Какие функции языка описывает Г. Гадамер? Подумайте, существует ли связь между современными геополитическими, общественно-политическими проблемами и проблемой понимания? Я полагаю, что не только процедура понимания людьми друг друга, но и процесс понимания вообще представляет собой события языка – даже тогда, когда речь идет о внеязыковых явлениях. Именно язык есть то, что несет в себе и обеспечивает общность мироориентации. Общение – это отнюдь не взаимное размежевание. Разговор – это не два протекающих рядом друг с другом монолога. Нет, в разговоре возделывается общее поле говоримого. Реальность человеческой коммуникации в том и состоит, что диалог это не утверждение одного мнения в противовес другому, или простое сложение мнений… «Понять» связи и подчиненность нашего мира. Понять друг друга в этом мире – это предполагает критику и борьбу с косностью и отчуждением в той же мере, в какой и признание, и защиту устоявшихся порядков. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 43 – 60. II. Ответьте на вопросы, прочитав главу «Язык культуры» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909): 1. Согласны ли вы с тем, что проблема языка культуры – одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни? 2. Приведите примеры символов, которые не просто указывают на изображаемый объект, а выражают его смысл. Например, герб России – двуглавый орел – символ государства – символ силы, могущества – символ преемственности русской и византийской культур. 3. Что такое иконические знаки? Приведите примеры. III. Прочитайте главу «Семиотика культуры» (Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kureda.narod.ru/kult/kult.htm) и заполните таблицу: Таблица 6 – Типы семиотики
IV. Дайте определение понятий Семиотика Язык культуры Знак Символ Пиктограммма
Тема 6. Искусство как феномен культуры I. Какой ответ дает Ж. Маритен на вопрос: «Отвечает ли человек за то, что он пишет?». Выскажите на этот счет свою точку зрения. Отвечает ли человек за то, что он пишет? То, что пишешь, не имеет последствий – такова была максима тех, кто три или четыре десятилетия назад возвещал так называемую «бесполезность искусства». Так проблема искусства и морали оказалась поставленной без обиняков. Бесполезно пытаться миновать ее крайнюю сложность. Это факт, что по природе своей Искусство и Мораль образуют два автономных мира, не имеющих по отношению друг к другу непосредственной и внутренней субординации. Эта внешняя и косвенная субординация игнорируются в анархическом требовании тотальной безответственности художника: то, что пишешь, не имеет последствий; причем всякая субординация искусства и морали, какой бы она не была, попросту подвергнута отрицанию и на противоположном полюсе, в тоталитарном требовании, полностью отдающем художника на служение людям, все, что написано, должно поступать под контроль Государства, а тот факт, что субординация не имеет непосредственного и внутреннего характера, попросту отрицается. В обоих случаях одна и та же истина: что домен Искусства и домен Морали образуют два автономных мира, но внутри того же человеческого субстрата. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры. – М., 1991. – С. 171 – 178. II. Изучив главу «Искусство как феномен культуры» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909) и главу «Массовая и элитарная культура» (Культурология / Под ред. А.А. Радугина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/index.php), ответьте на вопросы: 1. Почему Х. Ортега – и – Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства? В чем это проявляется? 2. Какие новые виды искусства появились в ХХ веке в результате взаимодействия искусства и техники? 3. Что такое массовая культура? Кич? Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи. III. Заполните таблицу, прочитав главу «Искусство как феномен культуры» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909): Таблица 7 – Классификация видов искусства
IV. Дайте определение понятий Искусство Стиль Канон Эстетика Классика Модерн
Тема 7. Религия и наука в контексте культуры I. Прочитайте фрагмент из произведения Ибн Рушда и подумайте о том, существует ли связь между философским и религиозным мировоззрением? Цель настоящего рассуждения – рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии и лингвистических наук чем-то разрешенным религией, чем-то предосудительным или чем-то предписанным ею, либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное. Если дело философии заключается единственно в исследовании и рассмотрении существующего в той мере, в какой оно содержит в себе указания на творца, т.е. в той мере, в какой она выступает как совокупность творений, и если религия побуждает к рассмотрению сущего и настаивает на этом, то ясно, что обозначаемое этим именем с точки зрения религии либо обязательно, либо похвально. Ибн Рушд. Рассуждения, выносящие решения относительно связи между философией и религией. // Антология мировой философии. – М.,1989.-Т.1Ч.2. – С. 751 – 755. II. Прочитайте главу «Религия и наука в контексте культуры» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909) и ответьте на вопросы: 1. Объясните следующие сопоставления и продолжите их: А) Знание – принудительно А) Вера – свободна Б) Знание существует без меня, оно объективно Б) Вера – субъективна, неотделима от человека В) ? В) ? 2. «Верить или знать?». Чему Вы отдали предпочтение, если бы оказались в ситуации выбора? 3. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением науки и ростом научного знания. 4. Что бы Вы предпочли: знать обо всем понемногу или все об одном? Если об одном, то о чем? 5. Прокомментируйте следующее суждение Гете: «Каков кто сам, таков и бог его. Вот почему смешным бывает божество» 6. Чем объяснить тот факт, что многие ученые, в том числе в области естественных наук, продолжают оставаться верующими людьми? III. Заполните таблицу, прочитав главу «Религия и наука в контексте культуры» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909): Таблица 8 – Черты, характеризующие науку и религию
IV. Дайте определение понятий Прогресс Религия Синкретизм Техногенная цивилизация Рационализм
Тема 8. Техника как социокультурное явление I. Какими примерами можно подтвердить возрастающее влияние техники на человека? Техника – совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой: цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Как природа меняет свой облик под воздействием техники, какое обратное действие на человека оказывает его техническая деятельность, т.е. как характер его труда, организация его труда и его воздействие на среду меняют его самого, все это составляет основной фактор исторического развития. Однако только современная техника сделала ощутимым роковые следствия этого для человека. После относительно стабильного состояния в течение тысячелетий, в конце ХVIII в. в технике и во всей жизни произошел переворот, быстрота которого возрастает вплоть до сего дня. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 13 – 139. II. Прочитайте главу «Техника как социокультурное явление» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909) и ответьте на вопросы: 1. «Человек-машина», – утверждал в работе с идентичным названием французский философ ХVIII в. Ж. Ламерти. Подтвердили или опровергли истекшие с тех пор два столетия это утверждение? Что общего между человеком и машиной? Что их отличает? 2. Может ли современное общество отказаться от автоматизированного производства, вернуться к «пещерному» образу жизни? Почему? 3. Как связана техника с наукой, искусством, моралью, политикой? III. Заполните таблицу, прочитав главу «Техника как социокультурное явление» (Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/880909): Таблица 9 – Возникновение техники
IV. Дайте определение понятий Техника Технология Алгоритм Научно-технический прогресс Технологический детерминизм
Тема 9. Градостроительная структура Кузнецка ХVIII-ХХ вв. и его памятники I. Прочитав документ из «Памятной исторической записки, или летописи, о городе Кузнецке» И.С. Конюхова, расскажите о судьбе этих сооружений в XX веке. «О Церквах» 1-я. Спасопреоброженский собор, сначала построен деревянным 1621г, а ныне существует каменный, заложен в 14-е число мая 1792года, окончательно отстроен в 1835 году. 2-я. Одигитрия Божией Матери, первоначальная деревянная стоящая позади нынешнего каменного дому народного училища и против дому г. Андреева, а ныне существует каменная, заложена в 1773 году. 3-я. Кладбищенская Успенская, заложена в 26 число июня 1807 года. 4-я. Ильинскую церковь начали строить в 1872 году из крепостной башни. Конюхов И.С. Памятная историческая записка, или летописи, о городе Кузнецке. – Новокузнецк, 1995. – С. 36-42. II. Ответьте на вопросы, изучив главу «Благотворительность и этапы её развития» (Дискурсивное поле филантропии: хрестоматия / Сост. Л.В. Быкасова. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2015. – С. 5 – 59): 1. Какие положения метафизики нравов выделяет И. Кант? 2. Чем можно объяснить правовой статус благотворительных организаций в Советском Союзе? Укажите формы благотворительности в СССР. 3. Кого из меценатов жертвующих значительные средства на культовые постройки города Кузнецка, Вы могли бы назвать? III. Заполните таблицу на основе материалов, изложенных в Дискурсивное поле филантропии: хрестоматия / Сост. Л.В. Быкасова. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2015. Таблица 10 – Полимотивированность благотворительности
IV. Дайте определение понятий Барокко Модерн Ландшафт Фасад Фронтон Меценат Благотворительность Милосердие Спонсорство | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||