Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Культурология |
01.12.2017, 21:14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Культурология как наука 1. Назовите причины и определите условия формирования культурологии в качестве самостоятельной науки. 2. Что является предметом изучения культурологии? 3. Продолжите определение: «Культурология есть система научных знаний о культуре как…». 4. Дайте определение следующим терминам: культурология, антропология, культура, цивилизация, типология культуры, морфология культуры, динамика культуры. 5. Культурология – это интегративная наука, которая включает в себя знание других наук гуманитарного цикла. Охарактеризуйте, какой области культуры посвящены исследования следующих наук: · история культуры; · антропология; · семиотика культуры; · этнография; · философия культуры. 6. Перечислите задачи культурологии как науки.
Тема 2. Понятие культуры 1. Дайте несколько определений понятию культура: · Культура – это комплекс… · Культура – это специфически человеческий способ деятельности… 2. Впишите в таблицу те аспекты изучения культуры, которые характерны для перечисленных областей знания:
3. Соотнесите исторические определения термина «культура» с эпохой. Каким образом менялось содержание понятия «культура» со временем? Почему в XXI в. не выработано единое определение термина «культура»? 4. Что вкладывается авторами в понятие «культура» в следующих цитатах? · «Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость – растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться, и не может, по-видимому, не кончиться» (П.А. Флоренский). · «Культура как организованная борьба с природой наделяет человека могуществом, каким некогда были наделены боги; но богоподобие делает человека неудовлетворенным – неудовлетворенным в цивилизации» (Поль Рикер). · «Умирая, культура превращается в цивилизацию» (Освальд Шпенглер). · «Когда почему-либо образуется дефицит культуры, когда отбрасываются современные культурные нормы и улетучиваются современные культурные связи, из этого вакуума к нам выскакивает дикарь» (Л.С.Клейн). 5. Определите взаимосвязь таких универсумов, как «природа» – «культура» – «цивилизация». Приведите примеры антагонистического воздействия в парах «природа – культура» и «культура – цивилизация». 6. Соотнесите каждое определение культуры с культурологической школой: · «Культура – это результат сублимации полового инстинкта человека, строится на принуждении и запрете влечений. Культура выступает в качестве системы норм и запретов, сдерживающих естественные инстинкты человека». · «Культура – это символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Это мир символический, основными составляющими которого являются язык, миф, религия, искусство, наука и т.д.». · «Культура – это результат игровой деятельности человека, она выросла из игры и является результатом игровой деятельности человека» · «Культура – это результат стремления человека особым образом обозначить среду своего обитания». Школы: структурализм, психологическая школа, игровая концепция культуры, символическая концепция культуры.
Тема 3. Функции культуры 1. Функции культуры – это… 2. Что означает тезис о том, что культура в сущности своей полифункциональна? 3. Дайте определение следующим терминам: интеграция, коммуникация, социализация, адаптация, гносеология, релаксация, сигнификация. 4. К каким функциям культуры имеют отношения следующие ситуации, процессы и явления? · просмотр новостей; · следование этикету за столом; · выращивание овощей на огороде; · полет человека в космос; · чтение художественной литературы; · пошив одежды; · празднование Нового года; · выступление с докладом на конференции. 5. Некоторые полагают, что культура, помимо созидательных, выполняет и деструктивные функции. Приведите примеры как положительного, так и деструктивного, разрушительного воздействия культуры в целом на человека и природу. Впишите результаты в таблицу:
6. В чем разница: · между социализацией и инкультурацией? · образованием и воспитанием? 7. Какие из функций культура в современном мире выполняет недостаточно эффективно? Почему? 8. Какие элементы культуры выполняют коммуникативную функцию? 9. Согласны ли вы с утверждением: «парадокс современной культуры заключается в том, что при самых разнообразных средствах общения человек никогда еще не был так одинок»? 10. Одна из важнейших функций культуры – функция трансляции социального и культурного опыта, сохранение накопленного и передача его будущим поколениям. С какими из определений традиций вы согласны (обоснуйте свой выбор)? · в традициях нет ничего нового, их воспроизведение тормозит развитие общества, введение инноваций; · со временем все культуры объединятся в единую глобальную цивилизацию и, следовательно, отпадет потребность в сохранении национальных традиций; · народ без традиций обречен на вымирание; · традиции сохранились только в быту, на уровне государственном они не играют большой роли; · государству необходимы традиции, так как это сплачивает нацию воедино.
Тема 4. Морфология культуры. Нормативно-ценностная система культуры 1. Продолжите определение: «Морфология культуры – это…». 2. Заполните таблицу:
3. Что такое артефакты? Приведите примеры. 4. Дайте определение и приведите примеры следующих ценностей: · общечеловеческие; · национальные; · сословно-классовые; · локально-групповые; · семейные; · индивидуально-личностные. Приведите пример, когда одни ценности переходили в разряд других. 5. Составляющие нормативной системы культуры следующие: обычаи, законы, этикет, кодекс, мораль. Расположите их в порядке нарастания обязательности их выполнения и ужесточения наказания за нарушения. 6. В чем разница между такими понятиями, как «идеал» и «идол»? Приведите примеры. 7. В чем выражаются такие качества ценностей, как «относительность» и «подвижность»? 8. Как характеризует нормативно-ценностную систему древнеримской культуры постоянно провозглашаемый лозунг «Хлеба и зрелищ!»? Можно ли говорить о том, что этот лозунг актуален для современной культуры? Мотивируйте свой ответ. 9. Постройте иерархию ценностей (витальные, религиозные, социальные, моральные, эстетические) и обоснуйте, какие ценности в современной культуре можно считать первичными, а какие – вторичными. Почему? 10. Согласны ли с мнением современных социологов о том, что такой важный институт культуры, как семья, утратил многие из своих функций?
Тема 5. Типология культуры 1. Продолжите определение: «Типология культуры – это …». 2. Завершите логический ряд: · Первобытная культура – культура древневосточных цивилизаций – античная культура – …. · Каменный век – медный век – … · Первобытнообщинная формация – рабовладельческая формация – феодализм – … 3. Изложите вкратце, каких взглядов на сущность природы этноса придерживались следующие ученые: Пьер ван дер Берг, Л.Н. Гумилев, С.М. Широкогоров, Ю.В. Бромлей, Н.Н. Чебоксаров. 4. Заполните таблицу:
5. Дайте определение следующим терминам: массовая культура, элитарная культура, народная культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, маргинальная культура. 6. Какое из утверждений о массовой культуре вы считаете верным? Обоснуйте свой ответ. · Массовая культура – продукт ХХ в., появившийся в результате научно-технического прогресса, урбанизации и развития средств массовой информации. · Массовая культура существовала всегда, так как всегда в культуре было разделение на «высокую» культуру, культуру элиты общества и «низовую», народную. 7. Как вы понимаете следующую цитату: «Радио и телевидение фабрикуют больших людей для маленьких человечков» (Жильбер Сесброн)? О каких свойствах, присущих массовой культуре, здесь говорится? 8. Перечислите направления массовой культуры, которые выделяет российский культуролог А.Я. Флиер. 9. Каковы функции массовой культуры? 10. Охарактеризуйте любую из известных вам молодежных субкультур по следующим параметрам: · картина мира (образ жизни, нормы и ценности, стереотипы поведения, символика, язык, обряды, особенности внешнего вида); · специфика взаимодействия субкультуры с представителями других субкультур, отношение к культурному ядру.
Тема 6. Художественная культура и искусство 1. Дайте определение следующим терминам: художественная культура, искусство, художественный образ, эстетика, вид искусства, род, жанр, готика, романский стиль, барокко, классицизм. 2. В чем отличие искусства как познавательной деятельности от познавательной деятельности в сфере науки? 3. Продолжите логические ряды, указав еще как минимум два элемента: · живопись – скульптура – архитектура – … · портрет – пейзаж – … · роман – пьеса – басня – … · классицизм – готика – барокко – … 4. К какой проблеме современного искусства можно отнести цитату О. Уальда: «В наш уродливый и благоразумный век поэзия, живопись и музыка черпают вдохновение не из жизни, а друг у друга»? В чем заключается проблема дегуманизации современного искусства? 5. В чем сущность учения о катарсисе? 6. Охарактеризуйте виды искусства, заполнив таблицу:
7. Охарактеризуйте стили искусства (готика, барокко, романтизм, классицизм, модерн) по предложенным параметрам: · время и место возникновения стиля; · представления о мире и человеке; · художественно-эстетические особенности; · примеры произведений. 8. Применимо ли к художественной культуре понятие «прогресса»? Можно ли говорить о прогрессе в сфере искусства? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры. 9. Каким образом осуществляется взаимодействие искусства с такими общественными институтами, как религия и политика? 10. Насколько необходимо применять к творческой деятельности цензуру со стороны общества и государства? Каковы положительные и отрицательные последствия наличия либо отсутствия жесткой цензуры?
Тема 7. Актуальные проблемы современной культуры 1. Согласны ли Вы, что: · современная культура утратила духовность, поэтому следует говорить о кризисе культуры; · информационные технологии произвели революцию в культуре; · в современной культуре глобальных проблем не существует; · в современной русской культуре происходит ломка стереотипов, которые сложились в досоветские и советские времена. Идет переоценка ценностей. 2. Объясните термины и понятия: технократия, технофобия, солипсицизм, ноосфера, культурная диффузия, римский клуб. 3. Дайте оценку современной русской культуры, обозначьте положительные и отрицательные её черты. Каковы, по-вашему, перспективы развития современной русской культуры? 4. Проанализируйте произведение современной отечественной культуры (произведения Пелевина, Д. Быкова, фильмы «Ночной дозор» Т. Бекмамбетова, «Щелкунчик» А. Кончаловского или др. – на выбор) по схеме: 1) краткий сюжет, 2) основная идея, 3) черты постмодернизма. 5. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов). 6. Охарактеризуйте сущность новых направлений культуры: хеппенинг, инсталляция, инвайронмент, перформанс, видео-арт, флэш-моб. 7. Заполните таблицу «Русское искусство XXI в.».
8. Подберите пять афоризмов наиболее точно, по-вашему, отражающих современное состояние культуры. 9. Составьте краткую биографическую справку о Никасе Сафронове, Михаиле Шемякине, Елизавете Морозовой, Гермесе Зайготте. 10. К каким областям культуры относятся перечисленные явления: дискотека, новогодний хоровод, государственный гимн, герб страны, герб рода, симфонический оркестр, гадание, компьютерная игра, именины, молитва, исповедь, застольное пение, инсталляция, спектакль драматического театра, театр кошек, граффити, фильм-боевик? Заполните таблицу:
Тема 8. Первобытная культура. Происхождение культуры 1. Заполните таблицу:
2. Определите понятия: культурогенез, антропогенез, инцест, магия, ритуал, петроглиф, кромлех. 3. Охарактеризуйте основные черты первобытной культуры. 4. Согласны ли вы, что: · древний человек жил в гармонии с окружающей средой; · фетишизм – это феномен не только первобытной культуры, но и современного мира; · культура появляется тогда, когда человек начинает создавать нечто отличное от природы, используя орудия труда. 5. Назовите и охарактеризуйте первобытные формы религии. 6. Проиллюстрируйте функции мифа конкретными примерами. 7. Познакомьтесь с изображениями наскальной живописи. Найдите возможные объяснения наблюдению исследовательницы Н. Дмитриевой над, казалось бы, парадоксальным явлением в искусстве первобыта: «Отношение к человеку преимущественно животное, отношение к животному – человеческое, одухотворённое». 8. Соотнесите термины и их определения:
9. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов). 10. Заполните таблицу:
Тема 9. Культура восточных цивилизаций Древнего мира 1. Назовите ранние цивилизации Древнего Востока. Представьте их периодизацию. 2. Как наследие Древнего Востока отразилось в мировой культуре? Приведите примеры. 3. Внесите наименования богов в соответствующие графы таблицы, укажите их функции: Осирис, Брахма, Мардук, Шива, Ану, Юйди, Лэй Гунн, Ра.
4. Согласны ли вы, что: · культура Древнего Египта – это культура мёртвых; · уже в древности Восток был противопоставлен Западу; · в Древнем Китае сформировалась единая замкнутая культура. 5. Дайте определение терминам и понятиям: саркофаг, Шеду, анх, канон, глиптика, обелиск, стела, пагода, ведизм, мумификация. 6. Прочитайте миф о Гильгамеше и мотивированно ответьте на вопросы: · Как раскрыта в мифе проблема бессмертия? · Как отражена тема взаимоотношений человека и природы? 7. Заполните таблицу примерами архитектурных памятников Древнего Египта, подразделяя их по историческим периодам и назначению.
8. Ответьте на вопросы: · Чем прославился в истории мировой культуры царь Ашшурбанипал? · Почему заупокойные сооружения Древнего Египта строили на западном берегу Нила? · Какие государства находились на территории Передней Азии в древности? · Какое архитектурное сооружение предшествовало пирамидам и что в переводе означает это слово? · Как звали археолога, который в 1922 г. нашёл гробницу Тутанхамона? · Как называлась письменность Междуречья? На чём её писали? 9. Соотнесите памятник культуры и его место создания:
10. Назовите философские системы, сформировавшиеся на Востоке в эпоху Древних цивилизаций. Кратко охарактеризуйте сущность их учений.
Тема 10. Античная культура 1. Опишите периодизацию античной культуры. 2. Раскройте смысл понятий: калокагатия, антропоцентризм, гармония, агональность, полис, меандр, периптер, атриум, форум, нобили. 3. Перечислите законы «классической красоты» согласно теории Поликлета. 4. Как античное наследие отразилось в развитии европейской культуры? Приведите примеры из области философии, науки, искусства. 5. Заполните таблицу:
6. Как вы понимаете изречение античного философа Протагора «Человек – мера всех вещей»? Можно ли это высказывание считать характеристикой античной культуры? 7. Объясните происхождение и современное употребление выражений:
8. Что такое ордер? Дайте сравнительную характеристику дорическому, ионическому и коринфскому ордеру. Назовите здания Комсомольска-на-Амуре, в которых встречается ордерная система. 9. Ответьте на вопросы: · В каких видах художественной деятельности римляне достигли наибольших успехов? · Кому из известных римлян принадлежат слова: «Жребий брошен!», «Пришёл, увидел, победил!», «Деньги не пахнут!»? · Какие жанры скульптуры были популярны в Древнем Риме? Почему? · Назовите инженерные сооружения римлян. · Как назывался самый большой купольный храм Древнего Рима? · Что такое термы? Из каких помещений они состояли? · Какой новый материал изобрели римляне? 10. Древние римляне говорили:
Подберите к латинским фразам соответствующие русские пословицы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||