Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Культурология |
01.12.2017, 21:14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11. Культура древних славян 1. Составьте хронологическую ленту русской культуры. Сравните периодизацию с западноевропейской культурой. 2. Подберите и запишите пословицы и поговорки (не менее 10), в которых отражается русский менталитет. 3. Укажите функции богов и мифологических персонажей: Перун, Даждьбог, Стрибог, Велес (Волос), Лада, Макошь (Мокошь), Сварожич, Ярило, Доля, Лихо, Род, Чур. Распределите их по уровням в соответствии со значением (высший уровень, персонифицированные боги хозяйственными циклами и календарными обрядами, нечистая сила). 4. Объясните происхождение и смысл фразеологических выражений: плясать от печки, метать Перуны, на седьмом небе, разверзлись хляби небесные, до первых петухов, от аза до ижицы, воздать сторицей. 5. Ответьте на вопросы: · Почему Финиста прозвали Ясным Соколом? · Когда была создана первая славянская азбука? · Кто из славянских богинь соответствовал греческой Афродите – богине любви и красоты? Назовите однокоренные слова современного языка. · После создания мир был разделен на три части: мир, где живут боги; мир, где живут люди; мир прошлого, куда уходили предки. Как был назван мир людей? 6. Раскройте смысл понятий: капище, язычество, град Китеж, 7. Опишите календарные праздники древних славян (не менее трех) по плану: 1) дата празднования; 2) название; 3) сущность праздника; 4) ритуалы и обряды празднования; 5) традиции в современной культуре. 8. Выполните краткий конспект статьи «Баба Яга» из словаря русской культуры Ю.С. Степанова (Константы. – М. : Академический проект, 2001. – С. 835-844). 9. Приведите примеры: · проявления славянского язычества в повседневной жизни современного человека; · языческих праздников. 10. Познакомьтесь с текстом В.Я. Проппа «Исторические корни русской сказки». Мотивированно докажите, что славянское язычество нашло отражение в русских сказках.
Тема 12. Культура европейского средневековья 1. Объясните смысл понятия «средние века». Опишите периодизацию средневековой культуры. 2. Раскройте смысл понятий: теоцентризм, схоластика, аскетизм, инквизиция, индульгенция. 3. Согласны ли вы, что: · христианство – это доминанта средневековой культуры; · средневековая культура – это «пауза», «провал» в развитии искусства; · рыцарство – особое сословие средневековья, сформировавшее свою уникальную культуру; · средневековье – время зарождения западноевропейского образования. 4. Внесите в таблицу соответствующие артефакты:
5. Назовите даты следующих исторических событий: падение Западной Римской империи; признание христианства официальной религией; начало первого крестового похода; взятие крестоносцами Иерусалима; окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную. 6. Проанализируйте специфику экстерьера и интерьера готического храма на примере (на выбор) собора в Кельне, Шартрского собора или Нотр-Дам в Париже. 7. Какими жанрами представлена средневековая литература? Назовите главные прозаические тексты средневековья. Подберите по одному примеру из лирики вагантов, трубадуров, миннезингеров. 8. Ответьте на вопросы теста: 1) Родиной Буддизма является: а) Япония б) Китай в) Индия г) Монголия 2) «Ислам» дословно переводится: а) «смирение» б) «вера» в) «учение» г) «прозрение» 3) Христианство возникло: а) в Сирии б) в Палестине в) в Египте г) в Риме 4) Баптистерии предназначались: а) для отпевания б) для крещения в) для молитвы г) для принесения жертв 5) Гигорианский хорал исполнялся: а) на латинском языке б) на древнегреческом в) на древнееврейском 6) Набор вставленных в оконный проём цветных стёкол называется: а) контрфорс б) аркатура в) витраж г) иллюминирование 7) Театральным жанром средневековой культуры является: а) месса б) мистерия в) миниатюра г) аллегория 9. Кратко изложите философские взгляды Фомы Аквинского, Роджера Бэкона. 10. Сравните приоритеты социально-культурных и философских ценностей античности и средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву;
Тема 13. Изобразительное искусство и архитектура Древней Руси 1. Перечислите историко-культурные причины выбора князем Владимиром христианства в его православной, греко-византийской форме. 2. Докажите определяющее значение принятия христианства для развития древнерусской культуры. 3. Заполните пропуски в тексте. Архитектура и декор крестово-купольного храма были заимствованы Древней Русью после ее Крещения в году из . Самый древний каменный храм – церковь – был выстроен в году в городе , а в появилась София Киевская. Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют . По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Золотые купола у храмов, посвященных , потому что , синие со звездами – посвящены , потому что зеленые купола посвящались , потому что . 4. Дайте определение следующим терминам и понятиям: Храм, церковь, собор, нефы, алтарь, крест, иконостас, икона, фреска, купол, икона, фреска, мафорий, гиматий, одигитрия, пантократор. 5. Дайте сравнительную характеристику Софийских соборов в Киеве и Новгороде. В чем их сходство? Различия? 6. Заполните пропуски в таблице
7. Согласны ли Вы, что: · русская культура – хранительница истинной духовности; · противоречивость русской культуры обусловлена соединением в ней языческих славянских и христианских, византийских начал; · славянское язычество до сих пор проявляет себя в русской культуре. 8. Составьте небольшое сообщение о творческой биографии одного из иконописцев – А. Рублёв, Ф. Грек, С. Ушаков (на выбор). 9. Перечислите названия рядов иконостаса и названия основных икон каждого ряда. 10. Назовите православные храмы нашего города.
Тема 14. Культура Возрождения 1. Раскройте смысл понятий: гуманизм, реформация, протестантизм, утопия, ренессанс, секуляризация, аутодафе. 2. Сделайте краткую историческую справку о гуманистах Возрождения – Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелла. 3. Заполните пропуски в таблице:
4. Мотивированно ответьте на вопросы: · С чем связан расцвет культуры Высокого Возрождения? · Какие качества присущи человеку Возрождения? · Почему именно Италия стала родиной Возрождения? · Кем осуществлялось политическое управление Флоренцией в XV в.? В чем специфика его правления? 5. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов). 6. Рассмотрите репродукцию Рафаэля «Сикстинская мадонна». Познакомьтесь со статьями 1) В. А. Жуковского «"Сикстинская мадонна" Рафаэля» (в книге: Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. в 3 ч. Ч. 1 / Сост. М. В. Алпатов и др. – М. : Просвещение, 1987. – 288 с.); 2) И. В. Долгополова «Сикстинская мадонна» (в книге: Мастера и шедевры: в 3 т. Т. 1. – М. : Изобразительное искусство, 1986, – 720 с.). Докажите, что картина Рафаэля – образец гармонии, пластики, совершенства. 7. Сделайте краткий конспект статьи «Северное возрождение» из словаря В.Г. Власова «Стили в искусстве» (Т. 1, СПб. : Кольна, 1995. – С. 505-511). 8. Рассмотрите картину П. Брейгеля «Фламандские пословицы». Попытайтесь найти русские аналогии изображенным пословицам. 9. Назовите основные маски комедии дель арте. Какие из героев получили своё развитие в традиции мирового театра? Какая основная сюжетная схема комедии дель арте? 10.Проведите заочную экскурсию по площади Сан-Марко г. Венеции (архитектурные сооружения, их авторы, стилистические особенности).
Тема 15. Культура Нового времени 1. Согласны ли Вы, что: · в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека; · научная картина мира, созданная в XVII в. отличается от религиозно-мифологической картины предшествующих эпох; · Новое время – эпоха интенсивного развития философской мысли. 2. Заполните таблицу:
3.Сравните цитаты: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. … Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире» (Пико делла Мирандола). «…я же только рассказываю о нем и изображаю личность, отнюдь не являющуюся перлом творения, и будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною» (Мишель Монтень). Как приведённые высказывания отражают противоречивость эпохи Нового времени? 4. Кто является автором цитат? «Цель оправдывает средства», «На том стою и не могу иначе!», «Сжечь – не значит опровергнуть», «Я мыслю – значит, я существую», «Мудрость – дочь опыта». 5. Дайте сравнительную характеристику ведущих стилей эпохи – барокко и классицизм – по схеме: термин, предпосылки и условия возникновения, место возникновения, стилевые черты и способы их выражения, ведущие виды искусства. 6. Как Вы понимаете слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов»? 7. Назовите автопортреты художников эпохи Нового времени. Почему в творчестве художников эпохи автопортрет стал занимать ведущее положение? 8. Охарактеризуйте два типа садово-парковой культуры – парк регулярный (на примере Версаля) и природный парк (на примере английских садов). 9. Проанализируйте картину на выбор: 1) Рембрандт «Возвращение блудного сына»; 2) П.П. Рубенс «Персей и Андромеда»; 3) Веласкес «Менины»; 4) Доменико Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». 10. Соотнесите термины и их определения:
Тема 16. Культура эпохи Просвещения 1. Сформулируйте определения: · просвещение – это эпоха … · просвещение – это процесс … · просвещение – это способ … 2. Каких учёных называют энциклопедистами? Почему в науке ХХ в. таковых почти нет? 3. Приведите примеры высказываний просветителей XVIII в. об образовании и воспитании (не менее 5). 4. Приведите примеры: 1) утопий, рисующих идеальную жизнь, созданных в XVIII в.; 2) садов и парков, созданных в XVIII веке, как воплощение идеалов «лучшей жизни». 5. Сформулируйте особенности художественного сознания эпохи Просвещения в России по плану: 1) роль и значение искусства в обществе. Идея пользы; 2) отношения между художником (творцом) и обществом. Положение художника в обществе; 3) организация художественной жизни и художественной деятельности в России Петровского периода. 6. Опираясь на портреты П.А. Демидова, А.Ф. Кокоринова, А.Д. Ланского кисти художника Д.Г. Левицкого, охарактеризуйте тип человека просвещённого. Составьте краткую биографическую справку о каждом изображённом. 7. Сформулируйте идею «просвещенного монарха». Кого из русских царей можно назвать «просвещенным» и почему? «Прочитайте» картину «Екатерина-законодательница» Д. Левицкого (жесты, предметы, цвет, имеющие символического значение). 8. Проведите заочную экскурсию по дворцам Растрелли. 9. Соотнесите произведение искусства и автора:
10. Назовите авторов и произведения западноевропейской литературы ведущих жанров Просвещения: 1) просветительский роман; 2) философская повесть; 3) трагедия; 4) комедия.
Тема 17. Культура романтизма 1. Раскройте смысл понятий: «байроническая личность», соната, симфония, ноктюрн, экспромт. 2. Вставьте пропущенные слова Историческими предпосылками возникновения романтизма были 1) произошедшая во Франции года, 2) ссылка на остров , 3) возвращение династии на престол. Романтизм возникает в эпоху политической реакции, наступившей после поражения , после Конгресса в в году, когда была поделена Европа. Поэтому основными признаками романтического искусства стали 1) , 2) , 3) . 3. Назовите ведущих композиторов (не менее 10) эпохи романтизма и их главные произведения. 4. Докажите, что тематика многих картин Э. Делакруа («Охота на львов», «Барка Данте», «Еврейская свадьба в Марокко», «Смерть Сарданапала» и др.) характерна для романтического видения мира. 5. На примере судеб русских художников (на выбор: М. Лермонтов, К. Рылеев, О. Кипренский и др.) выявите новый тип художника-творца в русской романтической культуре (легендарность судьбы, отношения художника и общества, универсализм личности). 6. Слово «денди» с трудом переводится на русский язык. Зародившись в Англии, дендизм стал популярен в России в XIX в. и приобретал окраску романтического бунтарства. Назовите признаки, по которым можно было определить денди. 7. Перечислите исторические события, повлиявшие на возникновение романтизма в России. 8. Заполните пропуски в таблице:
9. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов). 10. Ответьте на вопросы: 1) Назовите знаменитое петербургское литературное общество, которое имело пародийный характер, с девизом «Глупцы живут на земле для наших маленьких радостей», а его члены носили прозвища, заимствованные из баллад Жуковского: Сверчок, «Светлана», Дымная печурка, Эолова арфа, Резвый кот; и несколько фамилий известных поэтов, входящих в него. 2) Назовите имя поэта-романтика, который исполнял обязанности воспитателя и учителя великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II, о чем А.А. Дельвиг писал А.С. Пушкину: «…(он), я думаю, погиб невозвратно для поэзии… Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце русского поэта». 3) Известный русский поэт, обращаясь к своим друзьям, писал: Первому: Любовью, дружеством и ленью // Укрытый от забот и бед, // Живи под их надежной сенью; // В уединении ты счастлив: ты поэт // Второму: «Мой первый друг, мой друг бесценный! // И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил» Назовите три имени (автор, два адресата). Что объединяло этих людей? 4) Романтический герой одной известной поэмы, обращаясь к возлюбленной, о себе говорит: Я тот, чей взор надежду губит, Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, – я у ног твоих! Назовите героя и имя той, к которой он обращается. 5) В Критическом словаре придворного этикета есть строки: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который её прижимает к груди, который её увлекает с такой стремительностью, что сердце её невольно начинает стучать, а голова идёт кругом…» О каком молодёжном танце идёт речь? Как и когда он появился в России?
Тема 18. Русская культура Серебряного века 1. Перечислите исторические события, научные открытия, социальные потрясения конца XIX – начала ХХ в., обусловившие появление нового типа культуры. 2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: модерн, стилизация, мистерия, вертеп, лубок, скифство, декаданс, примитивизм, Серебряный век, символизм, футуризм. 3. Сформулируйте основные тезисы трактата К. Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму». 4. Назовите участников «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже – режиссёров, композиторов, художников, танцовщиков. 5. Заполните таблицу (не менее трех авторов и трех произведений):
6. Изложите основные положения идейной программы объединения «Мир искусства». Как теоретически обосновывали «мирискусники» проблемы культуры? 7. Назовите авторов цитат: а) «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа … Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний». б) «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». в) «Нет сомнения, что глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (всем, – и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустóты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства. Всё потрясено, все потрясены. Все гибнут, всё гибнет. Но все это проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания». Как эти отрывки характеризуют атмосферу эпохи? 8. Что такое русская религиозная философия? Перечислите представителей, указав главные труды и их основные положения. 9. Выполните задания теста: 1) Теоретиком младосимволистов и автором статьи «О религиозных переживаниях» (1903) был: 1. Ф. Сологуб 3. В. Соловьёв 2. А Белый 4. А Блок 2) Автор картины «Купание красного коня»: 1. Д. Бурлюк 3. К. Петров-Водкин 2. В. Серов 4. В. Борисов-Мусатов 3) Цикл картин «Демон» М. Врубель создавал по мотивам творчества: 1. А. Пушкина 3. Ф. Достоевского 2. И. Тургенева 4. М. Лермонтова 4) Теория загадочной русской души принадлежит: 1. Н. Бердяеву 3. В. Розанову 2. Ф. Тютчеву 4. Н. Гумилёву 5) Русский поэт, совершивший несколько путешествий в Африку: 1. А. Блок 3. Н. Гумилёв 2. Д. Мережковский 4. Вяч. Иванов 6) Русский поэт, один из авторов манифеста «Пощёчина общественному вкусу», предлагавший «сбросить Пушкина … с корабля современности»: 1. С. Есенин 3. В. Маяковский 2. В. Брюсов 4. А. Блок 7) Декадент, автор поэмы «О прикрой свои бледные ноги…»: 1. В. Маяковский 3. В. Брюсов 2. К. Бальмонт 4. И. Северянин 8) Мещанско-купеческий быт, народные праздники воспевает в своих картинах художник: 1. Н. Рерих 3. Н. Гончарова 2. В. Кандинский 4. Б. Кустодиев 9) В. Серов увековечил Иду Рубинштейн – знаменитую русскую: 1. писательницу 3. балерину 2. актрису 4. певицу 10) Картины Василия Кандинского выполнены в стиле: 1. абстракционизм 3. кубизм 2. примитивизм 4. реализм 11) Композитор балетов «Русских сезонов», «Жар-птица», «Петрушка» и др.: 1. Н. Римский-Корсаков 3. С. Прокофьев 2. П. Чайковский 4. И. Стравинский 12) Направление супрематизм является разновидностью: 1. абстракционизма 3. символизма 2. реализма 4. примитивизма 13) Русские футуристы именовали себя: 1. будетлянами 3. нигилистами 2. имаженистами 4. декадентами 14) Символисты (В. Соловьёв) утверждали, что миром правит: 1. Бог, воплощённый в теурге 2. Природа 3. Тёмные силы, воплотившиеся в образе Страшного мира 4. Мировая душа в образе Вечной женственности 15) Поэтические сборники «Вечер», «Чётки», «Белая стая» написаны: 1. А. Ахматовой 3. М. Цветаевой 2. З. Гиппиус 4. И. Одоевцевой 10. Составьте биографическую справку ободном из русских меценатов начала ХХ в.
Тема 19. Культура ХХ в. 1. Докажите своеобразие картины мира и человека в культуре ХХ в. (Кризисные явления в культуре начала CC в., формирование социальнопсихологических оснований нового типа культуры; типологические черты; становление нового типа художественного видения, многообразие идейноэстетических исканий). 2. Объясните термины и понятия: сциентизм, тоталитаризм, агностицизм, модернизм, постмодернизм, авангард, концептуальное искусство. 3. Назовите основные труды Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Бергсона, З. Фрейда, в которых обосновываются новые направления художественной культуры ХХ в. 4. Составьте краткую справку о модернистском направлением в литературе – школе «потока сознания» (сущность, авторы, произведения). 5. Перечислите исторические события, научные открытия, социальные потрясения конца XIX – начала ХХ в., обусловившие появление нового мировоззрения в культуры ХХ в. 6. Назовите представителей (не менее двух) и произведения направлений: 1) фовизм, 2) кубизм, 3) символизм, 4) экспрессионизм, 5) орфизм, 6) сюрреализм, 7) поп-арт, 8) оп-арт, 9) футуризм, 10) гиперреализм. 7. Выполните краткий конспект статьи «Постмодернизм» из энциклопедии «Культурология. ХХ век» (ред. С.Я. Левита. – СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. – С. 130-132). 8. Проанализируйте содержание одной из пьес тетра абсурда Э. Ионеско. 9. Проанализируйте творчество С. Дали на материале работ: «Мрачная игра», «Осенний каннибализм», «Зрелище либидо», «Предчувствие гражданской войны», «Постоянство памяти», «Великий мастурбатор», «Искушение Святого Антония», «Испания», «Метаморфоза Нарцисса», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «христианская» сери и др. Выявите специфику художественной системы С. Дали: метод, принципы, сквозные мотивы и образы, стилевые особенности, эволюцию. 10. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов).
Тема 20. Культура русского андерграунда 60-80-х гг. ХХ в. Рок-культура 1. Охарактеризуйте художественную ситуацию в России 60-80 гг. XX в., ее связь с общественно-политической атмосферой времени. 2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: неоавангард, андерграунд, нонконформизм, соц-арт, концептуализм, «лианозовское братство», хэппенинг, перформенс. 3. Познакомьтесь с произведениями художников-нонкорформистов (Л. Кропивницкий, О. Рабин, В. Немухин, А. Зверев и др.), обозначьте сквозные темы и мотивы творчества. 4. Заполните таблицу «Русское искусство»:
5. Охарактеризуйте творчество представителей отечественной роккультуры (А. Башлачева, В. Цоя, Д. Сухарева, Бутусова или др. – на выбор) по схеме: 1) генезис, 2) специфика, 3) идейная направленность, 4) стили, 5) сквозные мотивы и образы в творчестве, 6) ключевые произведения. 6. Составьте краткую творческую биографию поэтов Оттепели (на выбор): А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава. 7. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее 12 слов). 8. Вставьте в текст пропущенные понятия, даты, сведения. Хрущёвская оттепель – неофициальное обозначение периода в истории СССР годов. Термин «оттепель» связан с одноимённой повестью _. Период характеризовался во внутриполитической жизни СССР либерализацией режима, ослаблением , появлением , относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. Завершением «оттепели» считается и окончательно закончилась в ____г. после подавления "Пражской весны". С 30-х по конец 80-х гг. XX в. официально поддерживаемым направлением искусства в Советском Союзе был исключительно . Одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 19 . г., вошедшая в историю под названием 9. Составьте летопись Лианозовского братства. 10. Запишите пять текстов лирики бардов изучаемого периода, которые наиболее Вам близки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||