ЮУрГУ, культурология (кейсы, г.Нижневартовск)
Узнать стоимость этой работы
15.11.2016, 14:36

Письменный ответ на кейс должен содержать в себе следующие части:

- титульный лист

- оглавление с указанием номера страниц

- основную часть (содержание ответов на задания кейса)

- библиографический список

Варианты кейсов устанавливаются в зависимости от первой буквы фамилии студента. В зависимости  от начальной  буквы  фамилии  студенты  выполняют  следующие варианты кейсов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Варианты кейсов

Начальная буква фамилии

Вариант

Начальная буква фамилии

Вариант

А

1

П

15

Б

2

Р

16

В

3

С

17

Г

4

Т

18

Д

5

У

19

Е

6

Ф

20

Ж

7

Х

21

З

8

Ц

22

И

9

Ч

23

К

10

Ш

24

Л

11

Щ,Э

25

М

12

Ю,Я

26

Н

13

 

 

О

14

 

 

 

Варианты кейсов

Кейс № 1.

I. Синкретический характер первобытного искусства.

II. Осуществить сравнительный анализ определений культуры. Какие из определений культуры, на Ваш взгляд, лучше раскрывают особенности этого феномена.

а) «Культура - это система, созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также, обусловленный способом материального производства, процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности как сущностной и социально- значимой, направленной на освоение и преобразование мира, где живет человек».

б) «Культура - общественно выработано способ человеческой деятельности, направленный на преобразование природы, человека, социума, закрепленный в соответствующих материально-речевых, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах».

в) «Культура - воплощенный в произведениях (в их целостности) феномен самодетерминации, или, скажу так - самоопределение человеческого бытия и сознания. В культуре детерминация, действующая на мое сознание наружно (по экономическим, социальным, исторически обусловленных структур) и «внутренне» (подсознание, архетипы, генотипы, инстинкты), превращается в самодетерминации человеческого духа».

Кейс № 2.

I. Слово «культура», его происхождение и употребление. Возникновение понятия культуры. Особенности времени и эпохи возникновения понятия.  Возникновение близких по смыслу понятий:  философия истории, цивилизация, гуманитарность,  эстетика.

II. Проанализировать социальную организацию первобытного общества: семья, род, тотемная группа, община, племя (составить краткую характеристику в виде таблицы).

Кейс № 3.

I. Изобразительное искусство Древнего Египта.

II. Как вы понимаете утверждение известного социолога и культуролога Питирима Сорокина о том, что «культура произошла из культа»? На каких доводах строится позиция учёных, рассматривающих религию в качестве субстанционального элемента культуры?

Кейс № 4.

I. Диалог культур: Восток и Запад.

II. Анализируя тенденцию в культуре ХХ века, направленную к «обожествлению техники», русский мыслитель Н. А. Бердяев в работе «Человек и машина» наибольшую опасность засилья техники усматривал в дегуманизации культуры. В связи с актуализацией каких проблем вопрос о технике ставился Бердяевым как «вопрос о судьбе человека и судьбе культуры»? В чём выражается «засилье техники» в культуре? Какие проявления дегуманизации культуры очевидны в современной действительности? Можно ли их избежать? Какими средствами следует нивелировать негативные следствия технического прогресса?

Кейс № 5.

I. Особенности формирования древнеиндийской художественной культуры.

II. В 1750 г. по инициативе Дижонской академии во Франции был объявлен конкурс письменных рассуждений на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов». Первую премию присудили за эссе «Рассуждения о науках и искусствах», написанное в принципиально ином ключе, чем остальные работы. Его автор сделался знаменитым, и сегодня имя этого выдающегося просветителя общеизвестно. Кто он? Какими идеями привлёк всеобщее внимание к своим трудам? Предложите собственный ответ на вопрос о том, в какой мере развитие науки и искусства содействует нравственному благополучию общества.

Кейс № 6.

I. Просветители о культуре.

II. Опишите и проанализируйте теории происхождения искусства. Раскройте специфику первобытного искусства (с примерами).

Кейс № 7.

I. Загадка древнеегипетских пирамид.

II. Каким термином немецкий мыслитель К. Ясперс обозначил период в истории человечества, когда, по его словам, «сформировался тот тип человека, который существует поныне»? Почему древнеегипетскую и ассиро-вавилонскую цивилизации Ясперс относил к так называемым «до-осевым» общественным образованиям? Что при этом было взято за основу типологии культурно-исторического развития общества? В какой период данный подход являлся господствовавшим в отечественной науке? В чём его ограниченность?

Кейс № 8.

I. Художественная культура Месопотамии.

II. Что такое «Велесова» книга? Раскройте основные положения.

Кейс № 9.

I. «Игровые» концепции культуры.

II.Сделайте сравнительный анализ концепций культуры и личности Ф.Ницше и Ф.М. Достоевского.

Кейс № 10.

I. Этапы развития культурологии в России.

II. Дайте развернутую характеристику понятия «национальная русская идея». Сделайте сравнение с сегодняшним пониманием данного явления.

Кейс № 11.

I. Влияние принятия православия на развитие русской культуры.

II. Какой подход к изучению европейской культуры предполагает выделение в качестве самостоятельных этапов её развития первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую стадии культуры?

Кейс № 12.

I. Соотношение понятий «культура и цивилизация».

II. Обозначьте ордер классической архитектуры, во времена античности считавшийся «мужским» и характеризующийся массивностью и монументальностью форм, лаконичностью декора. Приведите примеры.

Кейс № 13.

I. Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия». Отражение в них одной из проблем культурологии.

II. На примере современной социокультурной ситуации проанализируйте соотношение понятий «традиции» и «инновации» в культуре. Приведите примеры.

Кейс № 14.

I. Проблемы культурологии в этнографической школе эволюционистов.

II. Прокомментируйте утверждение: «Афинское государство, свободное население которого составляло около 200 тысяч человек, только за одно столетие (V век до н. э.) дало человечеству таких вечных  «спутников», как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен, названный «греческим чудом», и по сей день ждёт своего объяснения».
Установите, «кто есть кто» из упомянутых деятелей классического периода античной культуры (философ, историк, поэт, музыкант, архитектор, драматург и т. п.). На Ваш взгляд, в каких явлениях социальной жизни следует искать объяснение феномену «греческого чуда»?

Кейс № 15.

I. Вопросы культурологии в метапсихологической теории фрейдизма и неофрейдизма.

II. Обозначьте ордер классической архитектуры, во времена античности считавшийся «мужским» и характеризующийся массивностью и монументальностью форм, лаконичностью декора.

Кейс № 16.

I. Социологические концепции культуры.

II. Проанализируйте высказывание с точки зрения соотношения репродуктивной и творческой деятельности, традиций и новаций в культуре. Как вы понимаете эту мысль Э. Кассирера, как здесь интерпретируется культура?

«Во всякой человеческой деятельности мы наблюдаем фундаментальную полярность, которая описывается по-разному. Мы говорим о напряженности между стабилизацией и эволюцией, тенденцией к стабильным формам жизни и другой, которая ломает эту жесткую схему. Человек разрывается между двумя тенденциями, где одна стремится сохранить древние формы, а другая - направлена на производство новых. Происходит постоянная борьба между традицией и обновлением, между репродуктивными и творческими силами. Этот дуализм окажутся во всех областях культурной жизни».

Кейс № 17.

I. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.

II. Средневековый и современный карнавал: общее и особенное. Составьте сравнительную таблицу, приведите примеры.

Кейс №18.

I. Культура как символическая система в учении Э.Кассирера и Ю.М.Лотмана.

II. Дайте характеристику мифу как культурно-символическому явлению. Приведите пример современных мифов в литературе, политике, науке.

Кейс № 19.

I. История культуры в концепциях А.Д.Тойнби и К.Ясперса.

II. Оцените позиции - по мнению Э. Б. Тайлора, …

- человек – часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями

- разнообразие форм культуры – множественность стадий постепенного развития

Кейс № 20.

I. Культура как средство адаптивной деятельности человека в учении Б.Малиновского.

II. Укажите хронологическую последовательность, в которой сменялись в Европе следующие художественные направления и стили: готический, барокко, романский, романтизм, реализм, рококо, модернизм, классицизм, и выделите характерные черты каждого из них. Приведите примеры.

Кейс № 21.

I. Буддизм как мировая религия.

II. Один из разработчиков цивилизационного подхода немецкий исследователь О. Шпенглер выделял восемь самобытных культур, таких как египетская, вавилонская, индийская, арабская, китайская, майя, античная и западная (фаустовская). По каким критериям была произведена данная типологизация? Сохранила ли она свою актуальность для изучения современного сообщества цивилизаций? Почему западную цивилизацию Шпенглер обозначает как «фаустовскую»?

Кейс № 22.

I. Культура как игра в учении Г.Спенсера и Й.Хейзинги.

II. Российскому христианскому мыслителю В.В. Вейдле принадлежит идея о «трёхсоставном» фундаменте русской культуры, а именно: византийском, киевском, московском. Раскройте суть данной концепции во взгляде на историческое развитие культуры Древней Руси.

Кейс № 23.

I. Научно-технический прогресс и культура.

II. Укажите хронологическую последовательность, в которой сменялись в России следующие художественные направления и стили: барокко, романтизм, реализм, рококо, модернизм, классицизм и выделите характерные черты каждого из них. Приведите примеры.

Кейс № 24.

I. Массовая культура в информационном обществе.

II. В книге «Недовольство культурой» З. Фрейд обращает внимание на проявления «переизбытка культуры» в современном мире в виде различных условностей и запретов, которые, по его словам, «словно железный обруч, сковывают природные импульсы человека, делая его всё менее счастливым». Какие проблемы человеческого существования поднимает Зигмунд Фрейд и как он видит способы достижения счастья?

Кейс №25.

I. «Философия  жизни»  о  культуре.  Критика  культуры Ф. Ницше.

II.Основываясь на определениях, дайте сопоставительно-сравнительную характеристику понятиям «вещь» и «гаджет». Приведите примеры.

Кейс № 26.

I. Русское искусство и его место в культурной целостности. Художественные стили в истории русской культуры.

II. Предложите и обоснуйте свою модель развития современной культуры.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика