Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Культурология |
15.11.2016, 14:36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Письменный ответ на кейс должен содержать в себе следующие части: - титульный лист - оглавление с указанием номера страниц - основную часть (содержание ответов на задания кейса) - библиографический список Варианты кейсов устанавливаются в зависимости от первой буквы фамилии студента. В зависимости от начальной буквы фамилии студенты выполняют следующие варианты кейсов (см. таблицу 1). Таблица 1 Варианты кейсов
Варианты кейсов Кейс № 1. I. Синкретический характер первобытного искусства. II. Осуществить сравнительный анализ определений культуры. Какие из определений культуры, на Ваш взгляд, лучше раскрывают особенности этого феномена. а) «Культура - это система, созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также, обусловленный способом материального производства, процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности как сущностной и социально- значимой, направленной на освоение и преобразование мира, где живет человек». б) «Культура - общественно выработано способ человеческой деятельности, направленный на преобразование природы, человека, социума, закрепленный в соответствующих материально-речевых, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах». в) «Культура - воплощенный в произведениях (в их целостности) феномен самодетерминации, или, скажу так - самоопределение человеческого бытия и сознания. В культуре детерминация, действующая на мое сознание наружно (по экономическим, социальным, исторически обусловленных структур) и «внутренне» (подсознание, архетипы, генотипы, инстинкты), превращается в самодетерминации человеческого духа». Кейс № 2. I. Слово «культура», его происхождение и употребление. Возникновение понятия культуры. Особенности времени и эпохи возникновения понятия. Возникновение близких по смыслу понятий: философия истории, цивилизация, гуманитарность, эстетика. II. Проанализировать социальную организацию первобытного общества: семья, род, тотемная группа, община, племя (составить краткую характеристику в виде таблицы). Кейс № 3. I. Изобразительное искусство Древнего Египта. II. Как вы понимаете утверждение известного социолога и культуролога Питирима Сорокина о том, что «культура произошла из культа»? На каких доводах строится позиция учёных, рассматривающих религию в качестве субстанционального элемента культуры? Кейс № 4. I. Диалог культур: Восток и Запад. II. Анализируя тенденцию в культуре ХХ века, направленную к «обожествлению техники», русский мыслитель Н. А. Бердяев в работе «Человек и машина» наибольшую опасность засилья техники усматривал в дегуманизации культуры. В связи с актуализацией каких проблем вопрос о технике ставился Бердяевым как «вопрос о судьбе человека и судьбе культуры»? В чём выражается «засилье техники» в культуре? Какие проявления дегуманизации культуры очевидны в современной действительности? Можно ли их избежать? Какими средствами следует нивелировать негативные следствия технического прогресса? Кейс № 5. I. Особенности формирования древнеиндийской художественной культуры. II. В 1750 г. по инициативе Дижонской академии во Франции был объявлен конкурс письменных рассуждений на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов». Первую премию присудили за эссе «Рассуждения о науках и искусствах», написанное в принципиально ином ключе, чем остальные работы. Его автор сделался знаменитым, и сегодня имя этого выдающегося просветителя общеизвестно. Кто он? Какими идеями привлёк всеобщее внимание к своим трудам? Предложите собственный ответ на вопрос о том, в какой мере развитие науки и искусства содействует нравственному благополучию общества. Кейс № 6. I. Просветители о культуре. II. Опишите и проанализируйте теории происхождения искусства. Раскройте специфику первобытного искусства (с примерами). Кейс № 7. I. Загадка древнеегипетских пирамид. II. Каким термином немецкий мыслитель К. Ясперс обозначил период в истории человечества, когда, по его словам, «сформировался тот тип человека, который существует поныне»? Почему древнеегипетскую и ассиро-вавилонскую цивилизации Ясперс относил к так называемым «до-осевым» общественным образованиям? Что при этом было взято за основу типологии культурно-исторического развития общества? В какой период данный подход являлся господствовавшим в отечественной науке? В чём его ограниченность? Кейс № 8. I. Художественная культура Месопотамии. II. Что такое «Велесова» книга? Раскройте основные положения. Кейс № 9. I. «Игровые» концепции культуры. II.Сделайте сравнительный анализ концепций культуры и личности Ф.Ницше и Ф.М. Достоевского. Кейс № 10. I. Этапы развития культурологии в России. II. Дайте развернутую характеристику понятия «национальная русская идея». Сделайте сравнение с сегодняшним пониманием данного явления. Кейс № 11. I. Влияние принятия православия на развитие русской культуры. II. Какой подход к изучению европейской культуры предполагает выделение в качестве самостоятельных этапов её развития первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую стадии культуры? Кейс № 12. I. Соотношение понятий «культура и цивилизация». II. Обозначьте ордер классической архитектуры, во времена античности считавшийся «мужским» и характеризующийся массивностью и монументальностью форм, лаконичностью декора. Приведите примеры. Кейс № 13. I. Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия». Отражение в них одной из проблем культурологии. II. На примере современной социокультурной ситуации проанализируйте соотношение понятий «традиции» и «инновации» в культуре. Приведите примеры. Кейс № 14. I. Проблемы культурологии в этнографической школе эволюционистов. II. Прокомментируйте утверждение: «Афинское государство, свободное население которого составляло около 200 тысяч человек, только за одно столетие (V век до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников», как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен, названный «греческим чудом», и по сей день ждёт своего объяснения». Кейс № 15. I. Вопросы культурологии в метапсихологической теории фрейдизма и неофрейдизма. II. Обозначьте ордер классической архитектуры, во времена античности считавшийся «мужским» и характеризующийся массивностью и монументальностью форм, лаконичностью декора. Кейс № 16. I. Социологические концепции культуры. II. Проанализируйте высказывание с точки зрения соотношения репродуктивной и творческой деятельности, традиций и новаций в культуре. Как вы понимаете эту мысль Э. Кассирера, как здесь интерпретируется культура? «Во всякой человеческой деятельности мы наблюдаем фундаментальную полярность, которая описывается по-разному. Мы говорим о напряженности между стабилизацией и эволюцией, тенденцией к стабильным формам жизни и другой, которая ломает эту жесткую схему. Человек разрывается между двумя тенденциями, где одна стремится сохранить древние формы, а другая - направлена на производство новых. Происходит постоянная борьба между традицией и обновлением, между репродуктивными и творческими силами. Этот дуализм окажутся во всех областях культурной жизни». Кейс № 17. I. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера. II. Средневековый и современный карнавал: общее и особенное. Составьте сравнительную таблицу, приведите примеры. Кейс №18. I. Культура как символическая система в учении Э.Кассирера и Ю.М.Лотмана. II. Дайте характеристику мифу как культурно-символическому явлению. Приведите пример современных мифов в литературе, политике, науке. Кейс № 19. I. История культуры в концепциях А.Д.Тойнби и К.Ясперса. II. Оцените позиции - по мнению Э. Б. Тайлора, … - человек – часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями - разнообразие форм культуры – множественность стадий постепенного развития Кейс № 20. I. Культура как средство адаптивной деятельности человека в учении Б.Малиновского. II. Укажите хронологическую последовательность, в которой сменялись в Европе следующие художественные направления и стили: готический, барокко, романский, романтизм, реализм, рококо, модернизм, классицизм, и выделите характерные черты каждого из них. Приведите примеры. Кейс № 21. I. Буддизм как мировая религия. II. Один из разработчиков цивилизационного подхода немецкий исследователь О. Шпенглер выделял восемь самобытных культур, таких как египетская, вавилонская, индийская, арабская, китайская, майя, античная и западная (фаустовская). По каким критериям была произведена данная типологизация? Сохранила ли она свою актуальность для изучения современного сообщества цивилизаций? Почему западную цивилизацию Шпенглер обозначает как «фаустовскую»? Кейс № 22. I. Культура как игра в учении Г.Спенсера и Й.Хейзинги. II. Российскому христианскому мыслителю В.В. Вейдле принадлежит идея о «трёхсоставном» фундаменте русской культуры, а именно: византийском, киевском, московском. Раскройте суть данной концепции во взгляде на историческое развитие культуры Древней Руси. Кейс № 23. I. Научно-технический прогресс и культура. II. Укажите хронологическую последовательность, в которой сменялись в России следующие художественные направления и стили: барокко, романтизм, реализм, рококо, модернизм, классицизм и выделите характерные черты каждого из них. Приведите примеры. Кейс № 24. I. Массовая культура в информационном обществе. II. В книге «Недовольство культурой» З. Фрейд обращает внимание на проявления «переизбытка культуры» в современном мире в виде различных условностей и запретов, которые, по его словам, «словно железный обруч, сковывают природные импульсы человека, делая его всё менее счастливым». Какие проблемы человеческого существования поднимает Зигмунд Фрейд и как он видит способы достижения счастья? Кейс №25. I. «Философия жизни» о культуре. Критика культуры Ф. Ницше. II.Основываясь на определениях, дайте сопоставительно-сравнительную характеристику понятиям «вещь» и «гаджет». Приведите примеры. Кейс № 26. I. Русское искусство и его место в культурной целостности. Художественные стили в истории русской культуры. II. Предложите и обоснуйте свою модель развития современной культуры. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||