ЗТЭТ, основы философии (контрольная работа, г.Златоуст)
Узнать стоимость этой работы
29.09.2014, 17:31

Описание структуры контрольной работы

Работа состоит из следующих частей:

Вводная часть — автор отражает актуальность и значимость темы формулирует цель и задачи контрольной работы.

Основная часть — состоит из двух вопросов, автор раскрывает содержание вопросов на основе самостоятельного изучения литературы. Третий вопрос – эссе.

Заключение — автор формулирует выводы по теме, раскрывает актуальность полученных заданий для практической деятельности.

Перечень использованной литературы — автор должен руководствоваться правилами оформления справочно-библиографического аппарата.

Контрольная работа определяется  по последней цифре шифра.

Варианты контрольных заданий

Вариант 1

1. Философия как специфическая форма мировоззрения.

2. Религиозно-философские системы Древнего Китая.

3. Эссе: «Все, что прекрасно – нравственно» (Г. Флобер).

Методические указания:

Первый вопрос следует начать с краткой характеристики дофилософских мировоззрений. После этого нужно определить философию как форму мировоззрения, место философского знания в мировоз­зрении человека, специфику философского знания. Указать на отличие философии от научного, мифологического и религиозного типов мировоззрения. Рассказать о структуре философского знания. В завершении следует озвучить основной вопрос философии, раскрыть его стороны, а также предмет и область исследования философии.

Изложение второго вопроса следует начинать с общей характеристики древнекитайского мировоззрения. Его важнейшими чертами являются направленность на достижение практических результатов и реальных жизненных благ, таких как здоровье, долголетие, спокойствие, мудрость. Мир в представлении китайцев предстает реальным, но имеющим энергетическую природу. Затем следует остановиться на характеристике центральных категорий древнекитайской философии, таких как дао, инь, янь и др. После этого нужно раскрыть различие подходов в понимании дао в даосизме и конфуцианстве. Необходимо заострить внимание на различии социально-философских взглядов Лао-цзы и Конфуция.

 

Вариант 2

1. Религиозно-философские системы Древней Индии.

2. Неоплатонизм Н. Кузанского и Дж. Бруно.

3. Эссе: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть первые законы» (Пифагор).

Методические указания:

Первый вопрос следует раскрывать с указания на субъективный характер древнеиндийского мировоззрения, на производность реальности на сознание. Затем нужно назвать важнейшие черты основных периодов развития древнеиндийской религиозно-философской мысли. После этого нужно кратко охарактеризовать шесть так называемых ортодоксальных школ в брахманизме. При изложении философии буддизма следует рассмотреть такие понятия, как «восемь НЕ», «сознание Будды», «дхармы», «майа».

Изложение второго вопроса предпочтительнее начать с указания на теоретические предпосылки возврата к пантеистической доктрине неоплатоников. После этого следует перейти к изложению основных моментов философии Н. Кузанского: совпадение абсолютного минимума и абсолютного максимума в Боге, соотношение интеллекта, рассудка и ума, учение об ученом неведении. Характеризуя пантеистическую систему Дж. Бруно, следует особенно остановиться на таких ее составляющих, как тождество Бога и мира (онтология), бесконечность Вселенной (космология), человек как микрокосм (антропология), культ разума (философия науки). В завершении изложения второго вопроса необходимо подчеркнуть черты сходства и различия между панентеизмом Н. Кузанского и пантеизмом Дж. Бруно и их отношение к христианскому вероучению.

 

Вариант 3

1. Общая характеристика античной философии.

2. Взаимоотношения человека и природы.

3. Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

Методические указания:

Начните изложение первого вопроса с раскрытия причин возникновения философии в Древней Греции. Дайте краткую характеристику мифогенной, гносеогенной, социально-экономической и географической теориям возникновения древнегреческой философии. После этого дайте анализ таких основных характерных черт античной философии, как космоцентризм, рационализм, пантеизм, эстетизм. Затем необходимо кратко изложить античную картину мира, подчеркивая ее рациональный характер и одновременно прямую связь с мифологическим сознанием. Завершить изложение первого вопроса следует указанием хронологических границ античной философии и краткой характеристикой важнейших периодов ее развития.

Раскрытие второго вопроса нужно начать с раскрытия социо-биологической сущности человека. Поэтому нужно рассмотреть человека как часть природы. Для этого необходимо проследить, каким образом биологические процессы в человеке претерпевают социальную трансформацию. В процессе ответа желательно подчеркнуть недопустимость одностороннего противопоставления общества и природы, поскольку человек есть единство биологического и социального начал. После этого следует проследить расширение понятия «природа» в процессе научного познания и технической деятельности человека. В завершении изложения второго вопроса следует рассмотреть как негативное, так и положительное влияние человека на природу. В качестве примера последнего можно указать на так называемую «очеловеченную природу».

 

Вариант 4

1. Поздняя натурфилософия.

2. Творческая природа сознания.

3. Эссе: «Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе» (Дейс, американский деятель рабочего движения).

Методические указания:

Изложение первого вопроса нужно начать с раскрытия причин перехода от монистической к плюралистической точки зрения на проблему архе (первоначала). Обозначьте основные формы ее решения в поздней натурфилософии. Последовательно изложите взгляды Эмпедокла на устройство мира и причины изменений, возникающих в нем. Особое внимание необходимо уделить атомистической концепции Демокрита, в частности, его учению о душе и обусловленности человеческой воли. Затем следует раскрыть понятия философии Анаксагора «нус» (ум) и «гомеомерии». При этом следует подчеркнуть идеалистические тенденции в учении Анаксагора, приведшие греческую философию к отказу от натуралистического понимания души.

При изложении второго вопроса необходимо подчеркнуть, что творчество представляет собой важнейшее свойство сознания, проявляющееся на всех уровнях. Творчество, опережающее отражение как функция сознания всегда играло важную роль в социальном развитии, в науке, художественном творчестве, в управлении обществом, в делах государственных. Однако, последствия, результаты, итог этой функции сознания в различных сферах социальной жизни различны и даже противоположны. Так, если в некоторых сферах в некоторое время творчество может и не оказать обществу особую пользу и не нанести особый вред, то его неумелое применение в области охраны правопорядка может оказать обществу медвежью услугу. Отсюда в этой сфере деятельности, творчество, опережающее отражение, должно быть не только под особым профессиональным контролем компетентного руководства, но и под неусыпным оком собственной воли, самоконтроля своего ответственного Я.

 

Вариант 5

1. Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии.

2. Критическая философия И. Канта.

3. Эссе: «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…» (А.С. Пушкин). 

Методические указания:

При изложении первого вопроса охарактеризуйте средневековую философию как переход от космологического к теологиче­скому универсуму. Раскройте соотношение трех составных частей мироздания в средневе­ковой философии: Бога, природы и человека. Дайте краткую характеристику основным положениям христианского вероучения: теоцентризму, креационизму, сотериологизму, провиденциализму, эсхатологизму. Раскройте такие основные черты христианской средневековой философии, как мистицизм, догматизм, умозрительность. Сопоставьте их с основными чертами античной философии. После этого назовите главные этапы развития средневековой философии — апологетику, патристику, схоластику и кратко охарактеризуйте их. В завершении изложения первого вопроса раскройте специфику христианского понимания души и его положительное и негативное значение для дальнейшего развития психологической мысли.

Изложение второго вопроса желательно начинать с раскрытия таких понятий кантовской философии, как «трансцендентальное» и «априорные формы познания». Следует раскрыть структуру трансцендентального сознания по Канту и подробно охарактеризовать его основные уровни: чувства, рассудок и разум, а также соответствующие им априорные формы познания: пространство и время, понятия и идеи. После этого следует объяснить причины агностических выводов, делаемых Кантом, и раскрыть смысл понятий «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Особо следует остановиться на так называемых антиномиях чистого разума и следующей из этого критике спекулятивного разума. После этого нужно раскрыть суть учения о так называемом «практическом разуме» и более подробно остановиться на таких понятиях, как «добрая воля» и «категорический императив».

 

Вариант 6

1. Средневековый реализм.

2. Русская философия 20 века.

3. Эссе: «Если вы родились без крыльев, то, по крайней мере не мешайте им расти» (Коко Шанель).

Методические указания:

В начале изложения первого вопроса раскройте религиозный и философский смысл проблемы универсалий, подчеркнув, что разрешение этой проблемы открывало для средневекового человека возможность обнаружения граней сопричастности земного и горнего миров. После этого необходимо перейти к определению специфики решения проблемы универсалий в средневековом реализме, которая заключалась в признании существования универсалий в не и до вещи, то есть в Боге. Установите связь данного тезиса средневековых реалистов с онтологическим доказательством бытия Бога, выдвинутым Ансельмом Кентерберрийским. Назовите основные положения религиозно-философской доктрины Фомы Аквинского, позволяющие определить его взгляды как умеренно реалистические. Особое внимание следует уделить доказательствам бытия Бога, выдвинутым Фомой Аквинским и его этическим взглядам.

В процессе изложения второго вопроса следует уделить внимание трем основным течениям русской философии в 20 столетии: метафизике всеединства, диалектическому материализму, и космизму. При характеристики философии всеединства после Вл. Соловьева нужно подчеркнуть, что она породила несколько религиозно-философских систем, значительно отличающихся друг от друга. Среди них нужно назвать концепцию конкретного идеализма С. Н. Трубецкого, философское богословие П. А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Интуитивизм С. Л. Франка и Н. О. Лосского, христианский персонализм Н. А. Бердяева. Затем следует перейти к изложению изменений, привнесенных отечественными мыслителями в марксистскую теорию. Среди представителей диалектического материализма необходимо упомянуть концепции Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Э. В. Ильенкова, А. А. Зиновьева. Раскрывая основные принципы так называемого русского космизма, желательно подобрать учения его представителей таким образом, чтобы они последовательно излагали решение проблем натурфилософии, истории и антропологии.

 

Вариант 7

1. Специфические черты немецкой классической философии.

2. Основные проблемы онтологии.

3. Эссе: «Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди с ними» (Лао-цзы).

Методические указания:

Ответ на первый вопрос следует начать с описания основных характерных черт немецкой классической философии: рационализма, систематичности, онтологичности, диалектичности, гуманистической направленности. Особо следует подчеркнуть изменения в понимании сознания, произошедшие в эпоху немецкой классической философии. Формулируя понятия трансцендентального сознания, нужно противопоставить его эмпирическому, то есть реальному человеческому сознанию. В качестве основных характеристик трансцендентального сознания следует назвать его всеобщность, необходимость и идеальность. Логику развития немецкой классической философии можно представить как абсолютизацию понятия трансцендентального сознания.

Раскрытие второго вопроса следует начать с определения предмета онтологии. При этом следует проследить основные исторические этапы ее развития. Особо следует остановиться на анализе методологических приемов онтологии. После этого рекомендуется перейти к анализу проблемы бытия в философии.на конкретных исторических примерах следует показать специфику количественного и качественного подходов ее решения. В завершении изложения первого вопроса необходимо уделить внимание структуре и характеру субъективной и объективной сфер бытия, подчеркнув при этом, что психическая жизнь человека является неотъемлемой частью универсума.

 

Вариант 8

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

2. Становление материализма.

3. Эссе: «Следи за мыслью. Будь начеку. Тяни себя, как слон из грязи» (Будда, «Джаммападе»).

Методические указания:

Раскрытие первого вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что философия эпохи Возрождения представляет собой переход от теоцентризма к антропо­центризму. Необходимо рассказать о гуманизме философии эпохи Возрождения. Прежде всего, следует уяснить, что термин «Возрождение» означает возврат к якобы уже существовавшему, не целиком новому, а к чему-то прежде бывшему. Это существовавшие прежде идеи античного искусства. После этого следует раскрыть важнейшие характерные черты философии эпохи Возрождения: пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, эзотеризм. В завершении изложения первого вопроса необходимо подчеркнуть важность философии эпохи Возрождения как прямой предшественницы современного рационального мышления.

Освещение второго вопроса следует начать с определения основных аспектов категории «материя», таких как пространственность, временность, движение, вещественность и т.д. После этого необходимо проследить основные исторические этапы становления категории «материя». Затем следует перейти к анализу понятия «материализм». Особое внимание необходимо уделить важнейшим составляющим материализма: субстанциальность материи в онтологии, эмпиризм в теории познания, натурализм в этике и социальной философии, атеизм в философии религии. Характеристику исторических этапов формирования материализма логичнее всего начать с анализа учений греческих и римских натурфилософов. Особое внимание необходимо уделить атомизму Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Затем нужно последовательно охарактеризовать важнейшие исторические формы материализма: механистический материализм эпох Просвещения, антропологический материализм Л. Фейербаха, вульгарный материализм К. Фохта, Я. Молешотта, диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, научный материализм Х. Патнема и Р. Рорти. Завершить ответ на второй вопрос необходимо указанием на основные выводы, следующие из материалистических концепций, для понимания человеческого сознания.

 

Вариант 9

1. Новоевропейский эмпиризм: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

2. Исторические формы диалектики.

3. Эссе: «Надо уметь не только говорить, но и молчать» (Демокрит).

Методические указания:

В начале изложения первого вопроса дайте общую характеристику новоевропейскому эмпиризму, укажите на его связь со средневековым номинализмом. Отдельно становитесь на критике Ф. Бэконом схоластической философии. Интерпретируйте его известный афоризм: «зна­ние-сила». Следует также упомянуть учение об идолах человеческого разума как средстве его очище­ния от заблуждений. Объясните, каким образом Бэкон обосновывал эмпиризм и в чем суть индуктивного метода. Назовите изменения, привнесенные в эмпирическую методологию Т. Гоббсом. Более подробно остановитесь на понятии материи у данного мыслителя. Раскройте основные принципы философии Джона Локка. Каким образом понимал Локк психологический и физический опыт? Охарактеризуйте сознание до опыта по Локку. Остановитесь на различии между так называемыми первичными и вторичными качествами. Объясните причину скептических выводов Локка в области онтологии.

Раскрывая второй вопрос, необходимо указать первоначальное значение термина «диалектика» и показать основные этапы его эволюции в истории античной философии. Затем необходимо рассмотреть диалектический метод Сократа и подчеркнуть его изначальную диалогическую и педагогическую природу. Особое внимание следует уделить учению Платона, в котором диалектика превратилась в особый философский метод, с помощью которого были открыты основные способы образования понятий, в частности, анализ и синтез. При изложении отношения представителей немецкой классической философии к диалектическому методу следует отметить, что из них только Кант негативно относился к нему. Затем необходимо вскрыть философские предпосылки к использованию И. Г. Фихте диалектики в качестве главного метода спекулятивной философии. Особое внимание нужно уделить диалектическому методу у Г. В. Ф. Гегеля. К особенностям понимания диалектики в 20 столетии нужно отнести отказ от ее понимания в качестве системы и возврат к изначальной интерпретации диалектики в качестве диалога (К. Барт) и педагогического средства (Г. Башляр).

 

Вариант 10

1. Специфические черты постклассической философии.

2. Сознание, самосознание и бессознательное.

3. Эссе: «Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?» (Конфуций).

Методические указания:

Изложение первого вопроса следует начинать с констатации факта разочарования научного и философского сообщества в способности идеализма раскрыть основные принципы и закономерности развития природы и общества. После этого следует охарактеризовать два основных течения постклассической философии, первое из которых было ориентировано на научное знание и потому получило наименование сциентизма. К нему следует отнести антропологический материализм Л. Фейербаха, позитивизм, диалектический материализм и неокантианство. Второе течение было ориентировано на критику науки и опиралось на интуитивное раскрытие смысла исторического процесса и человеческой жизни. К нему следует отнести так называемую философию жизни, представленную А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.

Изложение второго вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что в структуру сознания входят четыре важнейших блока: 1. информация о мире и своем теле, получаемая с помощью органов чувств; 2. мышление; 3. эмоциональные переживания — страх, гнев, радость и т.п.; 4. ценности и мотивы. После этого следует указать, что над этим полем сознания надстраивается самосознание — осознание и оценка собственного Я. Над сознанием располагается бессознательное — инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы, в существовании которых люди не отдают себе отчета, но которые оказывают мощное воздействие на сознание. В завершении изложения третьего вопроса следует напомнить, что на роль бессознательного в психике человека впервые обратил внимание австрийский психолог З. Фрейд, после работ, которого уже никто не отрицание влияние бессознательного на психическую жизнь человека.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика