ЗАДАНИЕ № 1. Философия, еѐ предмет и роль в жизни человека и общества
Вариант 1
|
Что такое мировоззрение? Как соотносятся философия и мировоззрение?
|
Вариант 2
|
Какова структура мировоззрения? Охарактеризуйте его основные уровни и формы.
|
Вариант 3
|
Все ли люди обладают мировоззрением? Раскройте особенности обыденного мировоззрения.
|
Вариант 4
|
В чем состоит специфика мифического миропонимания.
|
Вариант 5
|
Назовите особенности религиозного миропонимания. Какова роль религии в современной культуре?
|
Вариант 6
|
Какова специфика научного мировоззрения? Выявите роль науки в современном обществе.
|
Вариант 7
|
Определите предмет философского знания, назовите его основные разделы.
|
Вариант 8
|
Укажите основные функции философии и раскройте их содержание.
|
Вариант 9
|
Каково соотношение философии и науки? Можно ли считать философию наукой?
|
Вариант 10
|
Перечислите основные проблемы философии и варианты их решения различными философскими течениями и направлениями.
|
ЗАДАНИЕ № 2. Философия Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения
Вариант 1
|
Почему понятие «Дао» наполнилось разным содержанием в конфуцианстве и даосизме? Назовите основные положения учения Конфуция о человеке и обществе.
|
Вариант 2
|
Покажите своеобразие и значение натурфилософского этапа древнегреческой философии, раскройте идеи его основных представителей. В чем суть атомистической концепции бытия?
|
Вариант 3
|
Какова картина мира в философии Платона? Как он понимает истинное бытие и сущность познания человеком мира?
|
Вариант 4
|
Каким образом Аристотель обосновывал свое учение о действительности как единстве материи и формы? Назовите основные социально-политические идеи философии Аристотеля.
|
Вариант 5
|
Как Эпикур обосновал роль страданий и удовольствий в жизни человека? Как понимали стоики призыв жить в согласии с природой?
|
Вариант 6
|
В чем проявилось своеобразие философской мысли Средневековья? Как решалась в Средние века проблема соотношения веры и разума?
|
Вариант 7
|
Назовите основные этапы развития западноевропейской средневековой философии и основные идеи их представителей.
|
Вариант 8
|
Определите специфику восточной ветви средневековой философии. В чем основные идеи исихазма и паламизма?
|
Вариант 9
|
Проанализируйте антропоцентризм, гуманизм, пантеизм и социал-утопизм как основные направления философского мировоззрения эпохи Возрождения.
|
Вариант 10
|
В чем смысл реформации? Дайте характеристику протестантизма (М.Лютер, Ж.Кальвин) как буржуазной версии христианства.
|
ЗАДАНИЕ № 3. Философия Нового времени
Вариант 1
|
Укажите отличительные особенности философии Нового Времени. Определите сущность эмпиризма Ф. Бекона и рационализма Р. Декарта.
|
Вариант 2
|
Раскройте учение Б. Спинозы о субстанции и основные идеи «монадологии» Г. Лейбница.
|
Вариант 3
|
В чем специфика метафизического материализм XVII–ХVIII веков. Назовите идеи его основных представителей.
|
Вариант 4
|
Как определяли критерии социального прогресса философы-просветители? Подтвердилась ли их трактовка социального прогресса в ХХ веке?
|
Вариант 5
|
Как решались проблемы познания человеком мира в философии Локка, Беркли и Юма? Что такое сенсуализм и субъективный идеализм?
|
Вариант 6
|
Почему Немецкого философа И. Канта называют представителем агностицизма? Что такое категорический императив И. Канта?
|
Вариант 7
|
Раскройте основные проблемы философии Г. Гегеля: что такое абсолютная идея? Как понимал цель истории Г. Гегель?
|
Вариант 8
|
В чем своеобразие антропологического материализма Л. Фейербаха? Как он определял сущность религии?
|
Вариант 9
|
Какие новые философские идеи нашли обоснование и развитие в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса?
|
Вариант 10
|
Раскройте сущность материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса. В чем специфика теории общественно-экономических формаций?
|
ЗАДАНИЕ № 4. Современная западная и русская философия
Вариант 1
|
Как понимаются представителями «философии жизни» категории «воля» и «жизнь»?
|
Вариант 2
|
Объясните, что означает основное положение экзистенциализма: «существование предшествует сущности»? Как понимать выражение Ж.-П. Сартра: «Человек осужден быть свободным»?
|
Вариант 3
|
Какая из частей психики, по мнению З. Фрейда, является определяющим фактором жизнедеятельности человека?
|
Вариант 4
|
Что является основой герменевтики как особого философского метода?
|
Вариант 5
|
На основании чего позитивизм отрицает значение философского знания? В чем специфика неопозитивизма и постпозитивизма?
|
Вариант 6
|
Чем отличается русская философская мысль от западной и восточной? Охарактеризуйте основные периоды ее развития.
|
Вариант 7
|
Определите предмет полемика западников и славянофилов. В чем сущность «русской идеи», кто из философов внес вклад в ее разработку?
|
Вариант 8
|
В чем сущность концепции «всеединства» и «цельного знания» В. С. Соловьева? Раскройте его учение о богочеловечестве.
|
Вариант 9
|
Проанализируйте основные идеи персонализма и философии свободы Н. А. Бердяева.
|
Вариант 10
|
Как решалась проблема единства природного и человеческого в философии «русского космизма»? Проанализируйте идеи представителей этого направления.
|
ЗАДАНИЕ № 5. Философское понимание мира и его развития (онтология и диалектика)
Вариант 1
|
Какие концепции бытия сложились в истории философской мысли?
|
Вариант 2
|
Назовите и кратко характеризуйте основные формы бытия.
|
Вариант 3
|
Как соотносятся философское и естественнонаучное представления о материи?
|
Вариант 4
|
Раскройте содержание категории «идеальное» с точки зрения различных философских концепций.
|
Вариант 5
|
Как соотносятся понятия «сознание» и «отражение»? Назовите биологические предпосылки формирования сознания. Какие компоненты входят в структуру сознания?
|
Вариант 6
|
Как связаны мышление и язык? Может ли существовать мышление без языка? Перечислите основные социальные факторы формирования сознания.
|
Вариант 7
|
Какие концепции пространства и времени Вам известны?
|
Вариант 8
|
Дайте определение движения, назовите его всеобщие свойства.
|
Вариант 9
|
Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого понятия в истории философии? Назовите основные принципы диалектического миропонимания.
|
Вариант 10
|
Раскройте содержание трех основных законов диалектики.
|
ЗАДАНИЕ № 6. Философские проблемы познания (гносеология)
Вариант 1
|
Какие варианты решения проблемы познаваемости мира сложились в истории философии?
|
Вариант 2
|
В чем состоит роль объекта и субъекта в процессе познания?
|
Вариант 3
|
Какова сущность познания? Можно ли согласиться с трактовкой познания как отражения объективной реальности?
|
Вариант 4
|
Назовите и охарактеризуйте основные неотражательные процедуры познавательной деятельности.
|
Вариант 5
|
Какие теории истины Вам известны, в чем их специфика и взаимосвязь?
|
Вариант 6
|
Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?
|
Вариант 7
|
Охарактеризуйте основные формы чувственного познания, в чем заключается их роль?
|
Вариант 8
|
Определите отличие рационального познания от чувственного. Охарактеризуйте основные формы абстрактно-логической ступени познания.
|
Вариант 9
|
Что такое интуиция и какие факторы способствуют ее проявлению?
|
Вариант 10
|
Назовите основные уровни, формы и методы научного познания.
|
ЗАДАНИЕ № 7. Природа человека и смысл его существования (философская антропология)
Вариант 1
|
Как Вы понимаете высказывание Н. Бердяева: “Человек есть принципиальная новизна в природе...”?
|
Вариант 2
|
Каковы особенности человека как социально-биологического существа? Может ли человек сформироваться вне общества?
|
Вариант 3
|
Проанализируйте с точки зрения современных научных данных основные теории антропогенеза.
|
Вариант 4
|
Раскройте содержание понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Каковы, на Ваш взгляд, главные признаки личности?
|
Вариант 5
|
Покажите роль социальной и культурной среды в формировании личности.
|
Вариант 6
|
Согласны ли Вы с тем, что ценности выступают ориентирами деятельности личности? Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному?
|
Вариант 7
|
В чем состоит противоречивость свободы? Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности?
|
Вариант 8
|
Определите сущность категорий «жизнь» и «смерть» с точки зрения науки, религии и различных философских направлений. Как раскрывалось понятие «бессмертие» в духовном опыте человечества.
|
Вариант 9
|
Назовите варианты решения проблемы смысла человеческого существования в философии и религии.
|
Вариант 10
|
Какие два типа человеческого существования в мире выявил Э.Фромм и как он оценивает их?
|
ЗАДАНИЕ № 8. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Вариант 1
|
Какова природа ценностей? Какую роль они играют в жизни человека и общества?
|
Вариант 2
|
Проведите сравнительный анализ понятий: ценность и истина, ценность и оценка, ценность и норма.
|
Вариант 3
|
Почему происходит смена ценностей в истории человечества? Существуют ли общечеловеческие ценности?
|
Вариант 4
|
Назовите и раскройте наиболее известные варианты классификации ценностей.
|
Вариант 5
|
Чем отличается нравственное регулирование общественных отношений от правового? Охарактеризуйте основные функции морали.
|
Вариант 6
|
Как соотносятся понятия «добро» и «зло», что такое «насилие»? назовите принципы и авторов концепции этики ненасилия.
|
Вариант 7
|
Раскройте основные этапы осмысления любви в истории философии. Каково ее значение для современного человека?
|
Вариант 8
|
Раскройте смысл красоты как духовной ценности. В чем состоит роль искусства в современном обществе?
|
Вариант 9
|
В чем состоят главные ценности религиозного сознания? Определите сущность бессмертия как духовной ценности.
|
Вариант 10
|
Охарактеризуйте творчество как социокультурный феномен и духовную ценность.
|
ЗАДАНИЕ № 9. Учение об обществе (социальная философия)
Вариант 1
|
В чем состоит специфика философского подхода к изучению общества в сравнении с социологией и историей?
|
Вариант 2
|
Назовите и дайте краткую характеристику основным концептуально-теоретическим моделям, используемым в социальной философии для объяснения общества.
|
Вариант 3
|
Наличие каких признаков (характеристик) общества позволяет рассматривать его как системное образование?
|
Вариант 4
|
В чем взаимосвязь природы и общества? Является ли общество частью природы?
|
Вариант 5
|
Что представляют собой общественные отношения? Какова роль социальных институтов в жизни человека и общества?
|
Вариант 6
|
Раскройте специфику и структуру материального производства, его значение в обществе.
|
Вариант 7
|
Определите сущность научно-технического прогресса, раскройте его основные этапы.
|
Вариант 8
|
Что относится к духовной сфере общественного бытия?
|
Вариант 9
|
Назовите основные подсистемы социальной структуры общества и элементы их составляющие.
|
Вариант 10
|
Можно ли назвать человеческую деятельность субстанцией общественной жизни? Что побуждает людей к деятельности и определяет их цели?
|
ЗАДАНИЕ № 10. Жизнь общества как исторический процесс
Вариант 1
|
Кто является субъектами исторического процесса? Раскройте основные движущие силы истории.
|
Вариант 2
|
Оцените роль эволюции и революции в истории на примере ХХ века.
|
Вариант 3
|
Раскройте сущность формационного подхода к пониманию истории. Применима ли "формационная" модель К. Маркса для осмысления современной эпохи?
|
Вариант 4
|
Назовите основные положения, раскрывающие сущность концепций "локальных" культур и цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина.
|
Вариант 5
|
Какой критерий выделения исторических типов общества лежит в основе теории "постиндустриального" общества? Назовите авторов этой концепции.
|
Вариант 6
|
Если признать, что в истории человечества наблюдается прогресс, то каковы его критерии? Можно ли говорить о существовании универсальных, одинаковых для всех стран и народов критериев прогресса?
|
Вариант 7
|
Назовите характерные черты современности, качественно отличающие ее от прошлых исторических эпох. Что такое глобализация и в чем она проявляется в современном мире?
|
Вариант 8
|
Дайте характеристику основных глобальных проблем современности, объясните причины их возникновения и возможные пути решения.
|
Вариант 9
|
Определите исторические перспективы России в ХХI веке: национально-самобытная, евразийская, либеральная, социалистическая и другие концепции.
|
Вариант 10
|
Дайте оценку наиболее известным "сценариям" будущего: русского космизма, пределов роста, гипотезы ноосферы, информационного общества, коэволюции человека и природы и т.д.
|
|