Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
23.10.2018, 16:00 | |
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). В отличие от реферата, эссе - это: - сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста), - написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе); - свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы); - выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу; - эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ (по разделам учебного курса) I. Философия и мировоззрение. Роль философии в жизни человека и общества. 1. Влияет ли мировоззрение человека на его поведение? 2. Что меня привлекает в философском материализме? 3. «Сильные» и «слабые» стороны идеалистического миропонимания. 4. «Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения. 5. Способствует ли философия развитию науки? 6. Диалектика в повседневной жизни человека. 7. Польза и вред метафизического мышления. 8. Зависит ли счастье человека от его мировоззрения? 9. Зависит ли успех от мировоззрения человека? 10.Способствует ли философия развитию науки?
2. Исторические типы философии 2.1 Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения 1. «Сильные» и «слабые» стороны буддизма. 2. Что современный человек может найти в восточной мудрости? 3. Как я понимаю даосский принцип «не-деяния». 4. Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее? 5. Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»? 6. Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»? 7. Сократ и софисты: всегда ли «в споре рождается истина»? 8. Смерть Сократа: подвиг или «грех гордыни» (Кьеркегор)? 9. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать? 10. Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве. 11. В чем проявляется гуманизм эпикуреизма. 12.Этика стоицизма и современность. 13. Кинизм: за и против. 14. Учение Августина о прогрессе: прав ли средневековый мыслитель? 15. Фома Аквинский о «гармонии веры и разума»: «работает» ли этот принцип в современном мире? 16. Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора? 17. «Город Солнца» Т.Кампанеллы – утопия или антиутопия? 18. Теизм и современная картина мира. 19. Пантеизм и современная картина мира. 20. Мировоззрение средневекового и ренессансного человека. 2.2 Философия Нового времени 1. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика? 2. «Знание – сила»: прав ли Ф.Бэкон? 3. «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон? 4. «Куча фактов – еще не наука». Как понимать Ф.Бэкона? 5. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это? 6. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость». 7. Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта. 8. Подходит ли современному человеку нравственная концепция Иммануила Канта? 9. Идеи Г.Гегеля и современность: существует ли Мировой Разум? 10.Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть». 2.3 Современная западноевропейская философия 1. Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»? 2. Марксизм и современность 3. А.Шопенгауэр о жизни как «маятнике» между страданием и скукой. 4. Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма 5. Проблема абсурда мироздания в концепции А.Шопенгауэра 6. Фридрих Ницше как теоретик философского нигилизма 7. Концепция «Сверхчеловека» и современность 8. Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра 9. Проблема смысла жизни в творчестве А.Камю. 10. Проблема абсурда в творчестве А.Камю 11. Сущность человека в философии психоанализа 12. Идея научной философии в позитивизме 2.4 Русская философия 1. Существует ли самобытная русская философия? 2. Кто прав в споре славянофилов и западников 3. Тема «Богочеловечества» в философии В.С.Соловьева 4. «Философия человека» Ф.Достоевского 5. Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого 6. Идея «сопротивления злу силой» Ивана Ильина 7. Идея «надмировой свободы» Н.Бердяева 8. Идея «космичности человека» в русской философии
3. Онтология 1. Разрешима ли проблема сущности бытия? 2. Доказывает ли современная физика материализм? 3. Какая онтология совместима с современной наукой? 4. Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»? 5. Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке. 6. Понятие «время» в философии и в современной науке. 7. Происхождение Вселенной как философская и научная проблема 8. Происхождение жизни как философская и научная проблема 9. Развивается ли мир? 10.Все ли имеет свою причину? 11.Существует ли случайность? 12.Существует ли «небытие»? 13.«Сущность является, явление существенно» (Гегель) 14.«Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель) 15.Специфика синергетической картины мира
4. Проблема сознания 1. Идеальное и материальное. 2. Роль бессознательного в жизни человека 3. Интеллект, воля и чувства. 4. Как я понимаю «самосознание» 5. Интеллект человека и животных 6. Сознание и знание 7. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? 8. Может ли машина мыслить? 9. Что я думаю о возникновении сознания 10. Материальна ли мысль?
5. Гносеология и эпистемология 1. Что можно возразить агностикам? 2. Истина и ложь в науке и в жизни человека 3. Зачем человеку знания? 4. Есть ль польза от ошибок и заблуждений? 5. Что важнее: чувства или разум? 6. Существуют ли вечные истины? 7. Знание и вера 8. Роль интуиции в познании 9. Наука и вненаучные формы познания 10. Наука и искусство 11. Наука и религия в прошлом и настоящем 12. Роль науки в нашей жизни 13. Этика ученого 14.Идеалы науки
6. Философская антропология 1. Проблема смысла жизни 2. Проблема сущности человека 3. Идеалы и ценности современного человека 4. Смысл любви 5. Свобода и ответственность 6. Что есть счастье? 7. Человек и культура 8. Творческое начало в человеке 9. Космичность человека 10. Судьба и свобода 11. Образование и смысл жизни
7. Социальная философия и философия истории 1. Идеалы развития современного общества 2. Идеалы современной молодежи 3. «Плюсы и минусы» технического прогресса. 4. Прогресс и регресс в общественном развитии 5. Существует ли нравственный прогресс? 6. Роль искусства в развитии общества 7. Роль искусства в развитии человека 8. Место религии в социальных процессах 9. Почему возникло искусство? 10. Существует ли смысл в истории человечества? 11. Как я понимаю термин «историческое сознание» 12. Как я понимаю термины «экологическое сознание» и «экологическое мышление» 13. Какую роль в истории играет отдельная личность 14. Роль социальных идеалов в развитии общества 15. Разрешимы ли глобальные проблемы? Объем эссе – от 3-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта – Times New Roman. Размер шрифта– 14 кегль. Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3,5 см, левое – 1,5 см; абзац – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу. Титульный лист эссе оформляется в соответствии с установленным стандартом (см.: «Приложение»). | |