Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
21.10.2016, 18:59 | |
Распределение вариантов контрольных работ происходит по первой букве фамилии студента. Первый вариант – А-Б, второй – В-Г, третий – Д-Е, четвертый – Ж-И, пятый – К-Л, шестой – М-Н, седьмой – О-П, восьмой – Р-С, девятый – Т-У, десятый – Ф-Х, одиннадцатый – Ц-Ч, двенадцатый – Ш-Я. Вариант I. (А - Б) Античная философия 1. Социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в становлении древнегреческой философии. 2. Натурфилософский этап (досократики). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира. 3. Пифагореизм: числа как основа бытия. Связь чисел и геометрии. Эфесская школа. Релятивизм и диалектика Гераклита. Атомизм Демокрита и Левкиппа. 4. Элейская школа. Пантеизм Ксенофана, Парменид о бытии и познании, апории Зенона, плюрализм Эмпедокла, гомеомерии Анаксагора. 5. Классический этап. Антропологическая проблематика софистов. Агностицизм и релятивизм, учение о языке, развитие риторики, софизмы. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика). Вариант II. (В-Г) 1. Платон. Теория идей и учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». 2. Аристотель. Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства. 3. Эллинистическо-римский этап. Эпикур: классификация наук, атомы и пустота. Этика: высшее благо, человеческое счастье. 4. Стоицизм: физика и космология, логика и гносеология. Внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге. 5. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик, Агриппа): релятивизация познания, метод сомнения. Вариант III. (Д - Е) Средневековая философия 1. Общая характеристика и основные этапы философии европейского средневековья. Патристика и схоластика. 2. Особенности философско-религиозного мировоззрения: креационизм (природа и человек как творение Бога); теизм (абсолютность и трансцендентность Бога миру); теодицея (оправдание Бога в допущении зла); провиденциализм (Божий промысел); откровение (познание божественной истины сердцем); эсхатологизм (вера в конец света); персонализм (человек как образ и подобие Бога). 3. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем». 4. Реализм и номинализм: спор об универсалиях. Роль схоластики в развитии логики. 5. Антропология Фомы Аквинского. Человек как личностное соединение души и тела. Интеллект в Боге и человеке. Учение о гармонии веры и разума. Двойственность истины. Диалектика «естественного» и «божественного» в этике и праве. Общее благо как цель государства. Доказательства бытия Бога. Вариант IV. (Ж - И) Философия Возрождения 1. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Историко-культурное и социальное содержание понятий «возрождение» и «гуманизм». 2. Преодоление средневекового аскетизма, гедонизм, секуляризация духовного мира человека, всесторонность развития, ценность индивидуальности, достоинства и блага человека. Природа человека как гармоническое единство духовного и телесного начал. Культ художника-творца. 3. Натурфилософия эпохи возрождения. Диалектика и гелиоцентризм Н.Кузанского. Пантеизм Джордано Бруно: природа как «бог в вещах»; «мировая душа» как всеоживляющий, движущий и целеведущий принцип; человек как микрокосм. 4. Натурфилософия Галилео Галилея. Роль математики и эксперимента в познании. Различие Священного писания и Природы. 5. Реформация. Критика Мартином Лютером и Томасом Мюнцером католической церкви. Особенности лютеранского вероучения. Жан Кальвин и его теологическая доктрина. Вариант V. (К - Л) Философия Нового времени и Просвещения 1. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Формирование теоретического и экспериментального естествознания, классической науки в ХVII веке. Ориентация философии на естествознание, разрыв со схоластикой и религией. Полемика эмпиризма и рационализма. 2. Ф. Бэкон: методы опытного познания. Проект «Великого Восстановления наук». Учение об «идолах», порождающих ошибки в познании. Роль метода индукции. 3. Социальная философия Т. Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея «войны всех против всех» и ее значение для последующего развития социальной философии. Теория «естественного права» и общественного договора. Происхождение государства. Абсолютный суверенитет государства и его функции. Благо и зло в рационалистической этике Т.Гоббса. 4. Деизм Р.Декарта. Исходный пункт философии – «cogito ergo sum» как осознание роли субъективности. Критерии очевидности и истинности. Метод познания и его правила. Ведущая роль дедукции. 5. Б.Спиноза: учение о субстанции как природе и как Боге, ее атрибутах и модусах. Природа творящая и природа сотворенная. Свобода как познанная необходимость. Г.В.Лейбниц: проект универсальной науки. Панлогизм. Монадология. Концепция «предустановленной гармонии». Врожденные принципы морали. Вариант VI. (М - Н) Философия Нового времени и Просвещения 1. Философия Просвещения. Человеческий разум как принцип критики и «мера» существующего. Роль знаний в общественном прогрессе. Англия – «заря» просвещения 2. Дж.Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Виды естественного и общественного состояний. Условия расторжения общественного договора. Теория разделения властей. Трудовая концепция частной собственности. Учение о человеке и воспитании. Дж.Локк как родоначальник европейского либерализма. 3. Скептицизм как жизненная и философская позиция Д.Юма. Обоснование границ человеческого познания через анализ познавательных способностей. Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли, критика теории первичных и вторичных качеств. 4. Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки Французского Просвещения и его общеевропейское значение. Историческая роль «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». 5. Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера. Культурно-историческая концепция Ж.Ж.Руссо: теория общественного договора и народного суверенитета, происхождение социального неравенства, критика цивилизации. Просветительская концепция общественного прогресса Ж. Кондорсе. Дидро о свободе и отчуждении человека, характере и направленности развития цивилизации. Географический детерминизм Ш.Монтескье, классическая формула разделения властей. Французские просветители о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи Л.Гольбаха, П.Гассенди, Ж.Ламетри, К.Гельвеция. Вариант VII (О - П) Немецкая классическая философия 1. Философия «критического идеализма» И.Канта. Докритический (естественнонаучный) и критический период в творчестве И.Канта. 2. Главные произведения критической стадии: «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1780), «Религия в пределах только разума» (1793). Учение о разуме и проблема метафизики как науки. Дуализм и агностицизм. «Явление» и «вещь-в-себе». 3. Практический разум. Этика категорического императива. Человек как высшая ценность и творец культуры. Учение о праве и государстве. Гражданское общество. Учение о вечном мире. Философия истории как моральная телеология. 4. И.Г.Фихте: философия – «наука наук». «Я» как исходный пункт мышления. Единство разума и воли. Человеческое мышление как творец всей реальности. Деятельность – высший принцип учения о человеке как практически-нравственное отношение к миру. Диалектика Я и не-Я. 5. Ф.Шеллинг: теория трансцендентального идеализма. Учение об интеллектуальной интуиции. Человек – связующее звено между природой и духом. Вариант VIII (Р - С) Немецкая классическая философия 1. Философия Г.В.Гегеля: абсолютный идеализм, панлогизм, тождество мышления и бытия, диалектика. 2. Философия права Гегеля. Право как бытие свободы. Гражданское общество как система потребностей и его противоречия. Государство как «действительность нравственной идеи». 3. Философия истории. История как самопознание свободы. Ступени исторического процесса и его закономерный характер. 4. Л.Фейербах: антропологический материализм. Критика религии. Диалектика отношений «Я» и «Ты». Гуманистическая этика любви. Принцип «разумного эгоизма». 5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Социально-экономические и теоретические предпосылки философии марксизма. Отношение марксизма к немецкой классической философии. Основные идеи диалектического материализма. Сущность материалистического понимания истории. Вариант IХ (Т – У) Философская мысль России и русского зарубежья 1. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии. Религиозный характер русской философии. Русская философия и русская литература. 2. Историософия П.Я. Чаадаева. Чаадаев о прошлом и будущем России. 3. «Русская идея» как проблема национального самосознания. Спор славянофилов и западников как теоретическое выражение раскола общества и культуры. Теория самобытного исторического пути России в трудах «ранних» славянофилов: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Основные идеи западничества: Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.Н.Герцен. 4. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского. Геополитический взгляд на взаимоотношения России и Европы. 5. Философия «всеединства» В.С.Соловьева и идея истории как богочеловеческого процесса. Новое религиозное сознание. Критика «византизма». Понимание человека как Творца. Отвержение насилия. Идеи философии права В.С. Соловьева. Вариант Х . (Ф - Х) Философская мысль России и русского зарубежья 1. Философские идеи Л.Н.Толстого (философия истории, религиозно-этические воззрения) и Ф.М.Достоевского («почвенничество», христианский гуманизм). 2. Философия С.Булгакова: обоснование целостного христианского мировоззрения. 3. Философский интуитивизм: Н.Лосский, С.Франк. Иррационализм Л.Шестова. 4. Человек и история в философии Н.Бердяева. Онтология свободы и творчества. Смысл истории. Размышления о судьбе России. Персонализм Н.Бердяева. Критика коммунизма и идея аристократического социализма. 5. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский. Вариант ХI (Ц - Ш) Современная западная философия 1. Культурно-исторические и теоретические предпосылки философии иррационализма. 2. А. Шопенгауэр – мир как воля и представление. Человек и его жизнь. Идеал аскетического квиетизма. 3. Основные принципы и идеи философского иррационализма. «Философия жизни» (В.Дильтей, А.Бергсон, Г.Зиммель). 4. Ф.Ницше о человеке и сверхчеловеке. «Воля к власти» как движущая сила человеческой истории. Критика христианской морали. Переоценка ценностей как задача философии. Миф о «вечном возвращении». 5. Циклическая концепция истории О.Шпенглера. Различия Природы и Истории, Пространства и Времени. Жизнь культуры. Цивилизация как последняя стадия культуры. Вариант ХII (Щ - Ю) Современная западная философия 1. Философия экзистенциализма. Теоретические истоки и общая характеристика. Понятие экзистенции. 2. К. Ясперс: учение о пограничных ситуациях, смысл подлинной коммуникации, «осевое» время, смысл и цель истории. 3. Философия М.Хайдеггера: понятие метафизики и ее основная проблема. Бытие человека в мире. «Язык - дом бытия». Подлинное и неподлинное существование. 4. Экзистенциализм Ж.П.Сартра и. Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Проблема свободы, выбора и ответственности. Обреченность человека на свободу «по Сартру». 5. А.Камю. Жизнь как абсурд. Миф о Сизифе. Бунт и свобода. Вариант XIII (Я) Современная западная философия 1. Философская антропология: предмет, теоретические предпосылки. 2. М.Шелер: Положение человека в Космосе. Сущностные признаки человека. 3. Х.Плеснер: ступени органического и человек. Эксцентрическая позиция человека. 4. Философско-биологическая антропология А.Гелена. 5. Философская антропология М.Бубера: Диалог Я и Ты и специфика человеческого бытия, личности, любви, Бога. | |