Контрольная работа по философии предполагает подготовку письменных ответов на два теоретических вопроса и письменное выполнение одного практического задания. Подготовка контрольной работы обязательно должна сопровождаться изучением учебных пособий по философии.
Требования к оформлению контрольной работы:
1. Титульный лист должен быть оформлен согласно образцу
2. Ответ по каждому заданию не должен превышать объема 2 страниц печатного текста и должен снабжаться ссылками на использованную литературу. Один теоретический вопрос дается по разделу «Общая философия», второй – «социальная философия». Общий объем контрольной работы 6-7стр.
3. Обязательным является наличие в контрольной работе плана, по теоретическому вопросу - введения, заключения (выводы), списка использованной литературы со всеми исходными данными
4. Контрольная работа сдается на кафедру в печатном виде (каб. 205)
5. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно первой букве фамилии:
Буква фамилии
|
Вариант
|
характер задания:
т-теоретический п -практический
|
Задания
|
А, Б
|
I.
|
т
|
Мировоззрение и его формы. Философия – теоретическая основа мировоззрения. Предмет, структура, функции философии.
|
т
|
Глобальные проблемы современности.
|
п
|
Построить схему «древнегреческая философия атомизма», указав основные ее достижения и недостатки, сравнив философские взгляды атомистов Демокрита и Эпикура
|
В, Г
|
II.
|
т
|
Основной вопрос философии (вопрос об отношении сознании я и материи), его уровни и стороны. Идеализм, материализм, их формы. Принцип партийности философии.
|
т
|
Современные теории общественного развития: постиндустриализм, теории информационного общества
|
п
|
Построить схему «Философия Платона и Аристотеля. Связь и различие».
|
Д, Е, Ё
|
III.
|
т
|
Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика.
|
т
|
Общественное сознание: понятие, структура, формы
|
п
|
Построить таблицу философских понятий:: бытие, реальность, действительность, онтологическая картина мира, онтология, онтологические принципы, меризм, холизм, диалектика.
Параметры таблицы: понятие, определение, иллюстрирующий пример или пояснение, источник (литература), откуда взята информация.
|
Ж, З, И
|
IV.
|
т
|
Особенности античной философии: основные достижения, направленность и характер развития античной философии.
|
т
|
Понятие социальной структуры: классовая теория и теория социальной стратификации
|
п
|
Построить в форме таблицы описание разных моделей мира на основе изучения материалов раздела «Сущность и основные формы бытия» учебника по философии (Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.). При составлении таблицы необходимо учесть такие параметры, как основные представители, основные характеристики, пространственно-временные характеристики, структура бытия, достижения, ограниченность данной концепции / модели мира: 1. мифопоэтическая модель мира; 2. вещественно-субстратная модель мира; 3. субстанциальная модель мира.
|
К
|
V.
|
т
|
Условия формирования и главные особенности средневековой философии.
|
т
|
Формационный подход к объяснению общества: понятие и структура общественно-экономической формации, понятие базиса и надстройки
|
п
|
Написать эссе «Парадокс развития (возникновения нового)», в котором дать оценку попыток его решения в истории философии, указать причины неспособности донаучных форм философии его решить, описать подход научной философии к его решению. Объем эссе не более одной страницы. Жанр эссе должен быть соблюден
|
Л
|
VI.
|
т
|
Условия формирования и главные особенности философии эпохи Возрождения.
|
т
|
Цивилизационный подход: к объяснению общества: понятие цивилизации, основные теории и их представители, типы цивилизаций
|
п
|
Построить схему сравнения социальной философии и известных Вам (не менее пяти) социальных наук.
|
М
|
VII.
|
т
|
Условия формирования и главные особенности философии Нового времени.
|
т
|
НТР: сущность, принципы и направления в современном обществе.
|
п
|
Постройте таблицу ключевых различий в понимании человека и общества философов Средневековья Аврелия Августина и Фомы Аквинского
|
Н, О,
|
VIII.
|
т
|
Условия формирования и главные особенности немецкой классической философии (И.Кант, Гегель, Л.Фейербах).
|
т
|
Проблема смысла человеческого существования.
|
п
|
Построить таблицу сравнительного анализа особенностей понимания человека и общества в античной, средневековой социальной философии и философии Эпохи Возрождения.
|
П
|
IX.
|
т
|
Предпосылки формирования научной философии. Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина.
|
т
|
Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке.
|
п
|
Построить таблицу характеристик «Исторические общности людей (род, племя, народность, нация)»
|
Р, С
|
X.
|
т
|
Условия формирования , главные особенности и представители современной философии.
|
т
|
Постановка и решение проблемы сущности человека в социальной философии.
|
п
|
Построить таблицу сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов к объяснению исторического процесса.
|
Т, У, Ф
|
XI.
|
т
|
Философия о материи: донаучные (до 19 века) философские концепции материи, научная концепция материи, классификация форм материи и движения (развития),
|
т
|
Философские подходы к пониманию ценностей
|
п
|
Найти и откопировать одну статью из любого номера любого философского журнала за 2009 г. (например, «Вопросы философии», «Философские науки»), прочитать и написать отзыв на данную статьюе, в котором отразить свое понимание содержания данной статьи
|
Х, Ц, Ч
|
XII.
|
т
|
Философия о сознании: донаучные и научная концепции сознания, понятия «Идеальное», «Субъективное», «Отражение»
|
т
|
Философия общества: основные положения и идеи
|
п
|
Сделать таблицу определений понятий: мировоззрение, философия, основной вопрос философии, смысл существования, монизм, дуализм, материализм, идеализм, объективный и субъективный идеализм, партийность философии, диалектика, метафизика, мудрость, сущность, закон.
Параметры таблицы: понятие, определение, иллюстрирующий пример или пояснение, источник (литература), откуда взята информация.
|
Ш, Щ,
|
XIII.
|
т
|
Сущность и формы познания
|
т
|
Философские подходы к пониманию истории
|
п
|
построить схему соотношения общей и социальной философии
|
Э, Ю, Я
|
XIV.
|
т
|
Философская диалектика: определение, принципы, законы, категории
|
т
|
Предмет, структура, функции социальной философии. Понятия общественного бытия и общественного сознания
|
п
|
Построить таблицу «Уровни логического познания»
|
Демонстрационный вариант теста к экзамену
(возможен выбор только одного правильного варианта)
1. Какова концепция Дж. Бруно?
|
А
|
теизм
|
В
|
дуализм
|
Б
|
пантеизм
|
Г
|
материализм
|
2. По утверждению Э.Кассирера, культура имеет ________________природу
|
А
|
символическую
|
В
|
биологическую
|
Б
|
техническую
|
Г
|
религиозную
|
3. Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения….
|
А
|
фрейдистов
|
В
|
герменевтиков
|
Б
|
неотомистов
|
Г
|
позитивистов
|
4. Выберите высказывание, соответствующее современному научному пониманию материи. Материя – это….
|
А
|
тела, обладающие массой и протяженностью
|
В
|
электроны, протоны, атомы, т.е. все то, из чего состоит природа
|
Б
|
окружающая реальность
|
Г
|
объективная реальность, данная нам в ощущениях
|
5. Сознание с точки зрения современной научной философии – это….
|
А
|
чувства и переживания человека
|
В
|
активный творческий характер сознания
|
Б
|
свойство высокоорганизованной материи (человека), проявляющееся в идеальном отражении действительности
|
Г
|
форма индивидуального бытия мировой информации
|
6. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется…
|
А
|
восприятие
|
В
|
эмоции
|
Б
|
ощущение
|
Г
|
представление
|
7. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является….
|
А
|
обратимость
|
В
|
протяженность
|
Б
|
трехмерность
|
Г
|
необратимость
|
8. Применив материалистическую философию к объяснению общества, К. Маркс и Ф.Энгельс явились создателями __________________ материализма
|
А
|
вульгарного
|
В
|
естественнонаучного
|
Б
|
метафизического
|
Г
|
исторического
|
9. К законам материалистической диалектики НЕ относится закон …..
|
А
|
единства и борьбы противоположностей
|
В
|
отрицания отрицания
|
Б
|
перехода количества в качества, качества в количество
|
Г
|
тождества материи и сознания
|
10. Мысленное объединение частей в единое целое есть ….
|
А
|
синтез
|
В
|
анализ
|
Б
|
отождествление
|
Г
|
корреляция
|
11. Под обществом в философии понимают …
|
А
|
совокупность биологических существ, организованных с целью выживания
|
В
|
коллективное бессознательное
|
Б
|
единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волей их всех
|
Г
|
продукт взаимодействия людей
|
12. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники _____________________ детерминизма
|
А
|
технологического
|
В
|
демографического
|
Б
|
биологического
|
Г
|
географического
|
13. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть …
|
А
|
гипотеза
|
В
|
обобщение
|
Б
|
факт
|
Г
|
теория
|
14. Онтология – это …..
|
А
|
учение о бытии
|
В
|
учение о законах мышления
|
Б
|
учение о Боге
|
Г
|
учение о морали
|
15. Вопросы философии политики в эпоху Возрождения разрабатывались ….
|
А
|
Николо Макиавелли
|
В
|
Джордано Бруно
|
Б
|
Галилео Галилеем
|
Г
|
Николаем Коперником
|
|