ПГУПС, философия (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
04.10.2014, 13:48

Варианты контрольных работ

Номер варианта

Вопрос

№1

Вопрос

№2

Вопрос

№3

Вопрос

№4

Вопрос

№5

1

1.1

4.5

9.3

12.10

18.2

2

1.2

4.6

9.4

13.1

18.3

3

1.3

4.7

9.5

13.2

18.4

4

1.4

4.8

9.6

13.3

18.5

5

1.5

4.9

9.7

13.4

18.6

6

1.6

4.10

9.8

13.5

18.7

7

1.7

5.1

9.9

13.6

19.1

8

1.8

5.2

10.1

13.7

19.2

9

1.9

5.3

10.2

13.8

19.3

10

1.10

5.4

10.3

13.9

19.4

11

2.1

5.5

10.4

13.10

19.5

12

2.2

5.6

10.5

13.11

20.1

13

2.3

6.1

10.6

14.1

20.2

14

2.4

6.2

10.7

14.2

20.3

15

2.5

6.3

10.8

14.3

20.4

16

2.6

6.4

10.9

14.4

20.5

17

2.7

6.5

10.10

14.5

20.6

18

2.8

6.6

11.1

14.6

21.1

19

2.9

6.7

11.2

15.1

21.2

20

2.10

6.8

11.3

15.2

21.3

21

2.11

6.9

11.4

15.3

21.4

22

3.1

6.10

11.5

15.4

21.5

23

3.2

7.1

11.6

15.5

21.6

24

3.3

7.2

11.7

16.1

21.7

25

3.4

7.3

11.8

16.2

22.1

26

3.5

7.4

12.1

16.3

22.2

27

3.6

7.5

12.2

16.4

22.3

28

3.7

8.1

12.3

16.5

22.4

29

3.8

8.2

12.4

17.1

22.5

30

3.9

8.3

12.5

17.2

22.6

31

4.1

8.4

12.6

17.3

22.7

32

4.2

8.5

12.7

17.4

22.8

33

4.3

9.1

12.8

17.5

22.9

34

4.4

9.2

12.9

18.1

22.10

 

Пояснение к заданию (на примере варианта №2)

Контрольная работа будет состоять из ответов на 5 вопросов:

1. вопрос 1.2. из темы 1;

2. вопрос 4.6 из темы 4;

3. вопрос 9.4 из темы 9;

4. вопрос 13.1 из темы 13;

5. вопрос 18.3 из темы 18.

 

Тема 1. Сущность и специфика философского знания. Основные философские направления.

1.1. Что такое мировоззрение? Назовите основные формы мировоззрения и дайте их краткую характеристику.

1.2. В работе «Упадок и возрождение культуры» А. Швейцер утверждал:

«Великая задача духа – создание мировоззрения. <…> Конечно, в настоящее время многие обычно не поднимаются в своих взглядах на жизнь до осознанного мировоззрения. В массе своей они также не осознают необходимости и не испытывают потребности выводить свои идеи и убеждения из такого мировоззрения и обычно в  большей или меньшей степени ориентируются на тон, задаваемый  их временем, прислушиваются к ведущим голосам своей эпохи». Раскройте смысл данного утверждения и дайте свой комментарий.

1.3. Философию часто определяют как область познания, в которой исследуются всеобщие и наиболее глубокие принципы понимания действительности. Раскройте смысл данного определения. Что такое всеобщность и глубина (фундаментальность) философских принципов и категорий? Приведите примеры (2 – 3) философских принципов.

1.4. Рассмотрите вопрос о становлении философии в истории человечества. Где, когда и в силу каких факторов зарождается философия? Почему философия зарождается весьма поздно и не у всех народов древности?

1.5. Сопоставьте философию и науку. Является ли философия наукой? Дайте аргументированный ответ.

1.6. Назовите структуру философии и круг её основных проблем. Раскройте содержание этих проблем.

1.7. Что является основным вопросом философии, по Ф. Энгельсу? Рассмотрите главные позиции по этому вопросу: материализм и идеализм. Приведите несколько доводов каждой из сторон. Рассмотрите основные формы материализма идеализма.

1.8. Дайте характеристику таким философским методам познания, как диалектика и метафизика (антидиалектика). Приведите примеры нескольких философских вопросов, где проявляется противоречие между двумя этими методами.

1.9. Раскройте, в чём состоит мировоззренческая функция философии. Приведите примеры (2 – 3) осуществления философией своей мировоззренческой функции.

1.10. Раскройте, в чём состоит методологическая функция философии. Приведите примеры (2 – 3) осуществления философией своей методологической функции. Приведите доводы в пользу того, что философия имеет значение для практической деятельности  человека.

 

Тема 2. Античная философия.

2.1. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Всё течёт» и «В одну реку мы вступаем и не вступаем, ведь на входящих в ту же самую реку набегают всё новые воды». Согласны ли Вы с позицией Гераклита? Аргументируйте свой ответ.

2.2. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Многознание уму не научает» и «Мудрость в том, чтобы всё знать как одно». Покажите взаимосвязь этих изречений.

2.3. Каковы свойства бытия, согласно Пармениду? Рассмотрите, соответствуют ли эти свойства чувственно наблюдаемой картине реальности.

2.4. Сравните философские учения Демокрита и Анаксагора.

2.5. Раскройте смысл изречения Сократа: «Познай самого себя». Согласны ли Вы с позицией Сократа? Дайте аргументированный ответ.

2.6. Рассмотрите, что такое мир идей и мир вещей, согласно Платону. Всякая ли мысль является идеей?

2.7. Опираясь на основные положения философии Платона, раскройте смысл его изречения: «Тело – темница души». Согласны ли Вы с позицией Платона?

2.8. Аристотель выделял ряд ступеней познания мира: чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, «первая философия». Опишите эти ступени. Почему, согласно Аристотелю, философия является высшей ступенью познания?

2.9. Сравните теории государства Платона и Аристотеля.

2.10. Назовите доводы, с помощью которых античные скептики доказывали невозможность истинного знания о мире.

2.11. Сопоставьте этические идеи стоиков и Эпикура.

 

Тема 3. Философия Нового времени.

3.1. Опишите четыре разновидности «призраков» («идолов»), препятствующих объективному познанию реальности, по Ф. Бэкону. Почему человеческий разум, по Бэкону, подвержен действию призраков? Каким образом можно свести к минимуму их влияние на разум?

3.2. Раскройте суть индуктивного метода Ф. Бэкона. В чём состоит сильная сторона индуктивного метода, по сравнению с обычным повседневным опытом?

3.3. Исходя из основных положений философии Р. Декарта, раскройте смысл его изречения: «Подвергай всё сомнению».

3.4. Почему положение «Я мыслю, следовательно, я существую» является несомненным, согласно Р. Декарту? Согласны ли вы с позицией Декарта? Аргументируйте свой ответ.

3.5. Раскройте суть дискуссии между эмпиризмом и рационализмом в философии Нового времени. Приведите основные доводы обеих сторон дискуссии.

3.6. Назовите основные положения теорий «общественного договора» Т. Гоббса и Д. Локка. Сравните две эти теории между собой.

3.7. Английские философы 18 века Д. Беркли и Д. Юм не признавали существование объективной реальности вне сознания. Раскройте доводы этих философов. Приведите возражения против их позиции.

3.8. Раскройте основные идеи французского материализма 18 века. С какими из этих идей Вы согласны?

3.9. Французский философ П. Гольбах утверждал: «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Гольбаха? Аргументируйте свой ответ.

 

Тема 4. Немецкая классическая философия.

4.1. Раскройте смысл названия главной работы И. Канта «Критика чистого разума».

4.2. В чём состоит ограниченность эмпирических данных, согласно И. Канту?

4.3. Что такое априорное знание, согласно И. Канту? Какие доводы приводит Кант в пользу существования априорного знания?

4.4. В чём состоит различие между чистым рассудком и чистым разумом в области познания, согласно И. Канту? Рассудок или разум дают человеку настоящие знания?

4.5. Раскройте понятия «явление» и «вещь в себе» в философии И.  Канта. Почему вещь в себе непознаваема?

4.6. Каким правилом должен руководствоваться человек в ситуации нравственного выбора, по И. Канту?

4.7. В жизни зло не всегда наказывается, а добро не всегда вознаграждается. Как смотрел на эту проблему И. Кант? Согласны  ли Вы с его позицией?

4.8. Раскройте смысл изречения Г. Гегеля: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно». Согласны ли Вы с позицией Гегеля?

4.9. Что лежит в основе всего существующего, согласно Г. Гегелю? Какими доводами Гегель обосновывает свою точку зрения?

4.10. Способен ли человек мыслить без противоречий, согласно Г. Гегелю?

 

Тема 5. Западная философия 19 – 20 веков. 

5.1. Раскройте смысл утверждения К. Маркса: «Общественное бытие определяет общественное сознание».

5.2. К. Маркс утверждал: «В общественном бытии люди вступают в независимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения». Раскройте понятие производственных отношений. Приведите несколько (3 – 5) примеров производственных отношений в том или ином обществе.

5.3. Что такое позитивное знание, с точки зрения философии позитивизма?

5.4. Раскройте основные понятия философии экзистенциализма. Что такое экзистенция? Каковы её основные свойства?

5.5. Согласно Ж. П. Сартру, человек свободен практически в любой момент своей сознательной жизни. Раскройте смысл позиции Сартра. Согласны ли Вы с данной позицией?

5.6. Возможно ли познать объективную истину, с точки зрения философии постмодернизма?

 

Тема 6. Проблема бытия в философии.

6.1. Почему исследование бытия является важнейшей задачей философии?

6.2. Рассмотрите такие подходы к пониманию бытия, как монизм и плюрализм. Приведите несколько доводов в поддержку каждой позиции.

6.3. Раскройте суть дискуссии о месте общего и единичного в бытии. Рассмотрите основные позиции по этому вопросу.

6.4. Раскройте понятия «явление» и «сущность» в теории бытия. Рассмотрите явление и сущность нескольких (3 – 5) объектов по Вашему выбору.

6.5. Раскройте смысл изречения К. Маркса: «Если бы форма проявления вещей и их сущность непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней».

6.6. Что является основным вопросом философии, по Ф. Энгельсу? Рассмотрите главные позиции по этому вопросу: материализм и идеализм. Приведите несколько доводов каждой из сторон. Рассмотрите основные формы материализма идеализма.

6.7. Можно ли отождествить понятия «бытие» и «объективная реальность»? Дайте аргументированный ответ.

6.8. Древнегреческий философ Гераклит говорил: «Всё течёт» и «В одну реку мы вступаем и не вступаем, ведь на входящих в ту же самую реку набегают всё новые воды». Раскройте смысл данных утверждений. Согласны ли Вы с ними?

6.9. Французский философ П. Гольбах утверждал: «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет  нам лишь материю и движение». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Гольбаха? Аргументируйте свой ответ.

6.10. Немецкий философ Г. Гегель говорил: «Всё действительное  разумно, всё разумное действительно». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Гегеля?

 

Тема 7. Философское понимание материи. Объективная реальность и основные формы её существования. 

7.1. В чём состоит единство понятий «реальность» и «материя», а в чём они различаются?

7.2. Сопоставьте представления о материи Демокрита с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме. Какая из этих трактовок материи является более широкой?

7.3. Что такое атрибуты материи? Как они соотносятся с категориями онтологии?

7.4. Материальны ли следующие явления: свет, пространство, вакуум, тень, радость? Дайте аргументированный ответ, опираясь на общее определение материи.

7.5. Что существует на самом деле: единичное (конкретный стол) или общее (стол вообще)? Рассмотрите основные точки зрения и определите свою позицию.

 

Тема 8. Философское представление о движении, пространстве и времени.

8.1. Что является более фундаментальным свойством объективной реальности: движение или покой? Дайте аргументированный ответ.

8.2. Покажите противоположность диалектической и метафизической (антидиалектической) трактовок движения. Раскройте практические следствия использования данных трактовок.

8.3. Осветите классификацию форм движения, по Ф. Энгельсу.

8.4. Раскройте основные подходы к пониманию пространства и времени в философии. Объективны или субъективны пространство и время? Являются ли они самостоятельными сущностями или только свойствами вещей?

8.5. Опираясь на философские представления о сущности пространства  и времени, ответьте на вопрос: возможны ли путешествия во времени?

 

Тема 9. Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии.

9.1. Рассмотрите несколько существующих в литературе определений понятия «развитие». Сравните эти определения. Сопоставьте понятие развитие с понятиями «движение», «изменение», «прогресс».

9.2. Почему для понимания устройства бытия важно исследовать процесс развития и его закономерности?

9.3. Можно ли считать, что развитие является всеобщим свойством бытия, т. е. что всё существующее находится в развитии? Дайте аргументированный ответ.

9.4. В чём состоит различие между диалектическим и метафизическим (антидиалектическим) подходами к пониманию развития?

9.5. Раскройте суть закона единства и борьбы противоположностей. Приведите несколько (3 – 5) примеров проявления данного закона.

9.6. Что важнее для развития: внешние условия или внутренние свойства развивающегося объекта? Дайте аргументированный ответ.

9.7. Раскройте суть закона единства количественных и качественных изменений. Приведите несколько (3 – 5) примеров действия данного закона.

9.8. Раскройте суть закона «отрицания отрицания». Рассмотрите несколько (3 – 5) примеров проявления данного закона.

9.9. Насколько верна, с философской точки зрения, пословица: «всё новое – это хорошо забытое старое»? Дайте аргументированный ответ, принимая во внимание закон «отрицания отрицания».

 

Тема 10. Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.

10.1. Раскройте понятия «действительность» и «возможность». Покажите, как связаны друг с другом действительное и возможное.

10.2. Верно ли утверждение, что всё возможно? Дайте аргументированный ответ, опираясь на философские представления о действительности и возможности.

10.3. Опираясь на философские представления о действительности и возможности, ответьте на вопрос: как определить, что возможно, а что – нет?

10.4. Раскройте понятия «необходимость» и «случайность». Может ли существовать чистая, «стопроцентная» необходимость? Может ли иметь место чистая случайность?

10.5. Раскройте принцип детерминизма. Осветите основные позиции по данному вопросу (лапласовский детерминизм, индетерминизм, диалектический детерминизм).

10.6. Все ли явления бытия починяются принципу детерминизма?

10.7. Согласуется ли принцип детерминизма с идеей свободы человека? Осветите основные позиции по данному вопросу. Выскажите свою точку зрения.

10.8. Прокомментируйте изречение П. Гольбаха: «Мы приписываем случаю все явления, связи которых с их причинами не видим. Таким образом, мы пользуемся словом случай, чтобы прикрыть наше незнание естественных причин, производящих наблюдаемые нами явления неизвестными нам способами».

10.9. Опираясь на философские представления о необходимости и случайности, дайте аргументированный ответ на вопрос: существуют ли в мире случайности?

10.10. Раскройте понятия «причина» и «следствие». Сопоставьте понятие «причина» с понятиями «условие», «фактор», «повод».

 

Тема 11. Сознание, его сущность, структура и функции.

11.1. Дайте характеристику основных философских подходов к пониманию сознания (идеалистические теории сознания, гилозоизм, вульгарный материализм, диалектический материализм). Выскажите свою позицию.

11.2. Раскройте основные свойства сознания. Сопоставьте свойства сознания с характеристиками физических объектов.

11.3. Раскройте основные функции сознания в жизнедеятельности человека. Сформулируйте свой ответ на вопрос: почему сознание необходимо для жизнедеятельности человека?

11.4. Рассмотрите вопрос о соотношении сознания человека и психики животных. Можно ли утверждать, что животные обладают сознанием? Дайте аргументированный ответ.

11.5. Сопоставьте сознание с неосознаваемыми формами психики. Какие представления и переживания человека относятся к сфере сознания, а какие протекают неосознанно? Приведите основные точки зрения на этот вопрос.

11.6. Назовите социально-культурные факторы развития сознания. Верно ли, что сознание, по своей сути, это социально-культурный феномен?

11.7. Рассмотрите взаимосвязь сознания и языка. Верно ли, что к сфере сознания можно отнести лишь те мысли человека, которые опосредованы языком?

11.8. Раскройте понятие «самосознание». В чём состоит значение самосознания в жизни человека?

 

Тема 12. Теория познания.

12.1. Рассмотрите основные трактовки сущности познания в философии. Сравните их между собой.

12.2. Раскройте проблему соотношения объективного и субъективного в познании. Рассмотрите основные походы к её решению. Верно ли, что всякое представление человека о мире является субъективным? Как в таком случае возможно истинное знание?

12.3. Рассмотрите чувственный и логический (рациональный) уровни познания. Объясните, в чём состоит значение  логического мышления для познания мира?

12.4. Раскройте суть дискуссии между эмпиризмом и рационализмом в философии Нового времени. Приведите основные доводы обеих сторон дискуссии.

12.5. Какую роль в познании играет язык? Согласны ли Вы с точкой зрения, что язык определяет взгляды человека на мир? Дайте аргументированный ответ.

12.6. Рассмотрите дискуссию между рационализмом и иррационализмом  о роли разума в познании истины. В чём проявляются иррационалистические тенденции в современную эпоху?

12.7. Рассмотрите основные трактовки истины в философии (теория соответствия, теория когеренции, прагматическая теория, конвенциализм). Выделите их достоинства и недостатки.

12.8. Опишите наиболее часто выделяемые в философии критерии истины. Покажите достоинства и недостатки этих критериев.

12.9. Раскройте роль практики в познании. Согласны ли Вы с тезисом К. Маркса и его последователей: «Практика – критерий истины»?

12.10. Рассмотрите философскую дискуссию о том, достижима ли истина, познаваем ли мир. Назовите несколько аргументов сторонников агностицизма – философского течения, согласно которому мир непознаваем. Прокомментируйте эти аргументы.

 

Тема 13. Научное познание, его методы и формы.

13.1. Рассмотрите несколько имеющихся в литературе определений научного знания. Выскажите свою позицию. Сопоставьте научное знание с иными разновидностями знания: обыденным, религиозным, философским знанием.

13.2. Раскройте мировоззренческую и методологическую функции философии по отношению к научному знанию.  Приведите несколько (3 – 5) примеров подобного взаимодействия философии и науки.

13.3. Можно ли согласиться со сторонниками позитивизма в том, что настоящим, действительным знанием является только знание конкретных наук?

13.4. Сопоставьте научный прогноз и ненаучное (обыденное, мистическое) предсказание будущего.

13.5. Рассмотрите эмпирический уровень научного познания. Дайте характеристику основных методов эмпирического исследования. В чём состоит специфика научного опыта по сравнению с повседневным опытом?

13.6. Ф. Бэкон говорил: «Те, кто занимались науками, были или Эмпириками, или Догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты [догматики], подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии». Раскройте смысл данного изречения. В какой мере данное изречение раскрывает задачи научного познания?

13.7. Рассмотрите теоретический уровень научного знания. Дайте характеристику основных методов теоретического исследования. Объясните, почему для науки необходима теория?

13.8. Раскройте основные представления о развитии научного знания. Истинной или ложной является прежняя научная теория, в ситуации, когда ей на смену пришла новая теория?

13.9. В чём состоит различие между естественными и гуманитарными науками? Верно ли, что гуманитарные науки должны стремиться как можно больше походить на естественные науки, чтобы быть «настоящими» науками?

13.10. Должен ли учёный нести ответственность за возможные практические последствия своих исследований?

13.11. В каком отношении друг к другу находятся научное знание и религиозная вера? Может ли последовательно мыслящий учёный быть религиозным? Рассмотрите основные подходы к этой  проблеме. Выскажите свою позицию.

 

Тема 14. Философское понимание человека.

14.1. В чём заключается специфика философского исследования  человека? Назовите наиболее важные вопросы философской теории человека.

14.2. В чём состоит вопрос о сущности человека в философии? Назовите основные подходы к пониманию сущности человека. Дайте их краткую характеристику.

14.3. Б. Паскаль утверждал: «В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он – тростник мыслящий. Всё наше преимущество заключается в нашей  способности разуметь». Раскройте смысл данного утверждения. Дайте свой комментарий.

14.4. Раскройте проблему свободы человека. Что такое свобода? Можно ли считать человека свободным?

14.5. Ж. П. Сартр говорил: «Человек существует настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков». Раскройте смысл данного высказывания. Выскажите свою позицию.

14.6. Рассмотрите проблему смысла жизни в философии. Назовите основные подходы к её решению. Выскажите свою позицию.

 

Тема 15. Биологическое и социальное в человеке.

15.1. Какие биологические качества человека помогли ему выйти за  рамки животного существования? Достаточны ли эти предпосылки сами по себе для полноценного развития человека?

15.2. Назовите основные социально-культурные факторы развития человека.

15.3. К. Маркс утверждал, что сущность человека – это «совокупность общественных отношений». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ.

15.4. Рассмотрите вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Раскройте основные позиции по данному вопросу. Сопоставьте понятия «индивид» и «личность» (с точки зрения марксизма).

15.5. В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд утверждал: «Люди обладают двумя распространёнными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Прокомментируйте данное высказывание, в связи с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке. Выскажите свою позицию.

 

Тема 16. Философское понимание общества. Диалектика исторического процесса.

16.1. Рассмотрите основные подходы к пониманию сущности общества. Раскройте различные варианты материалистического и идеалистического понимания общества.

16.2. Существуют ли закономерности существования и развития общества? Раскройте основные позиции по этому вопросу. Выскажите свою точку зрения.

16.3. Рассмотрите вопрос о роли технического прогресса в развитии общества. Что такое «технологический детерминизм»? Можно ли считать, что развитие общества определяется техническим прогрессом?

16.4. Раскройте понятия «производительные силы» и «производственные отношения» в теории К. Маркса.

16.5. Чем отличается историческое развитие общества от эволюции в природе?

 

Тема 17. Социальная структура общества.

17.1. Рассмотрите вопрос о социальной структуре общества. Назовите ведущие подходы к пониманию социальной структуры.

17.2. Сравните два подхода к пониманию социальной структуры общества: социально-экономический подход К. Маркса и социально- стратификационный подход П. Сорокина. Уточните, как понимается основание социального неравенства в концепции К. Маркса и концепции П. Сорокина. В чем состоит основное различие понятия «классы» у К. Маркса  и «страты» у П. Сорокина?

17.3. Рассмотрите исторические формы общности людей. Дайте определения понятиям «родовая община», «семья»,  «племя», «народность», «этнос», «нация», «национальность». Укажите свойства, отличающие народность от этноса, этнос от нации, нацию от национальности.

17.4. Рассмотрите вопрос о сущности государства как общественного института.

17.5. Какие типичные противоречия существуют между социальными группами внутри общества? В какой мере, при каких условиях эти противоречия могут быть урегулированы?

 

Тема 18. Общественное сознание и его структура.

18.1. Что такое общественное сознание? Является ли общественное сознание единой системой?

18.2. Каково место общественного сознания в жизни общества? Можно  ли согласиться с утверждением, что идеи правят обществом?

18.3. Раскройте смысл утверждения К. Маркса, согласно которому «господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»? Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ.

18.4. Раскройте смысл утверждения К. Маркса: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ.

18.5. Назовите основные формы общественного сознания. Дайте их краткую характеристику.

18.6. Раскройте понятие «идеология», по К. Марксу. Приведите примеры (2 – 3) идеологических явлений в общественной жизни.

18.7. Осветите вопрос о развитии общественного сознания. В силу каких причин в одну эпоху в обществе преобладают одни представления, а в другую – другие?

 

Тема 19. Философия истории.

19.1. В чём состоит философский подход к исследованию истории?

19.2. Рассмотрите вопрос о единстве и многообразии истории. Существует ли всемирная история как единый процесс, или история это развитие отдельных стран и цивилизаций?

19.3. О. Шпенглер утверждал: «“Человечество” - пустое слово. Стоит только исключить этот фантом из круга проблем исторических  форм, и на его месте перед нашими глазами обнаружится неожиданное богатство настоящих форм. <…> Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих их недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всём протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть». Раскройте смысл данного высказывания. Дайте свой комментарий.

19.4. Сопоставьте материалистический и идеалистический подходы к пониманию истории.

19.5. Существуют ли законы истории? Раскройте суть данного вопроса. Назовите основные варианты его решения.

 

Тема 20. Философия культуры.

20.1. Сопоставьте несколько имеющихся в литературе определений понятия «культура». Можно ли утверждать, что культурой являются все результаты деятельности человека?

20.2. Раскройте место культуры в бытии человека.

20.3. В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд утверждал: «Люди обладают двумя распространёнными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Прокомментируйте данное высказывание, в связи с вопросом о взаимосвязи человека и культуры. Выскажите свою позицию.

20.4. Что такое ценности? В чём состоит роль ценностей в культуре?

20.5. Правомерно ли утверждение, что современная культура находится в кризисе? В чём состоят признаки кризиса культуры? В чём сущность данного кризиса? Чем это угрожает развитию человечества?

20.6. В современном мире остро стоит вопрос о сосуществовании и взаимодействии различных культур. В какой мере возможно такое взаимодействие, какие для этого необходимы условия?

 

Тема 21. Философия техники. 

21.1. В чём состоит специфика философского подхода к исследованию техники?

21.2. Рассмотрите два основных направления в философии техники: инженерная и гуманитарная философия техника. Сопоставьте их друг с другом.

21.3. Раскройте основные подходы к пониманию сущности техники. Выскажите свою позицию. Можно ли признать корректными выражения: «техника игры на фортепиано», «техника мышления»?

21.4. Рассмотрите вопрос о роли технического прогресса в развитии общества. Что такое «технологический детерминизм»? Можно ли считать, что развитие общества определяется техническим прогрессом?

21.5. Назовите основные этапы в развитии техники. Какие особенности и тенденции характерны для современного этапа развития техники?

21.6. Рассмотрите вопрос о положительных и отрицательных сторонах технического прогресса. Раскройте основные позиции по этому вопросу. Выскажите свою точку зрения.

21.7. Раскройте вопрос о социальной ответственности инженера. Каким образом, с каких позиций должен осуществляться контроль за экологическими, гуманитарными, социальными последствиями технической деятельности?

 

Тема 22. Глобальные проблемы современности.

22.1. Что такое глобальные проблемы современности? Назовите эти проблемы. Связаны ли они с процессом глобализации?

22.2. Раскройте основные положения доклада Римского клуба «Пределы роста». В каком состоянии сегодня находятся затронутые в нём вопросы?

22.3. Раскройте сущность глобальной экологической проблемы. Изложите основные походы к её решению.

22.4. Раскройте сущность глобальной проблемы сохранения мира на Земле. Рассмотрите условия для решения данной проблемы.

22.5. Дайте характеристику глобальных социальных проблем современности. Рассмотрите условия для их решения.

22.6. Правомерно ли утверждение, что современная культура находится в кризисе? В чём состоят признаки кризиса культуры? Чем это угрожает развитию человечества?

22.7. Почему на современном этапе истории необходима кооперация между разными государствами и культурами? Возможна ли такая кооперация?

22.8. В чём состоят характеристики современного этапа развития человечества?

22.9. Каковы основные прогнозы будущего развития человечества?

22.10. В  какой  мере  человечество  способно  разумно управлять своим развитием? Что для этого необходимо?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика