Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
23.10.2017, 14:47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы выполняются согласно последней цифре в номере зачетки студента (0-9), порядок и само задание приведены ниже. Объем текста не должен быть менее 10 стр. и превышать 15-20 стр. Задание 1 (шифр оканчивается цифрой 0). 1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»). Является ли философия наукой? Соотнесите философию и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения (соотнесите философию с религией, искусством и другими формами общественного сознания: что объединяет и отличает их?). Основной вопрос философии и его современное решение (укажите вариант решения основного вопроса философии, по Ф. Энгельсу). В отечественной философии основным вопросом философии признан вопрос об отношении материи к сознанию, мышления к бытию. Ф. Энгельс сформулировал его так: «Великий вопрос всей, и, в особенности, новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…». При этом в философии мы находим и другие важные вопросы. Так, А. Камю (французский экзистенциалист) связывал основной вопрос философии с решением проблемы ценности человеческой жизни, стоит ли она того, чтобы ее прожить? И. Кант считал, что философия обязана ответить человечеству, по крайней мере, на четыре вопроса: «Что я должен знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?». М. Хайдеггер указывает, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него». Какими еще основными вопросами задаются мыслители в истории философии (приведите примеры и ответьте на вопросы ниже)? Вопросы: а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии? б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии? в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа? г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
2. Что такое античность и античная философия? В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии? Укажите периодизацию греческой философии и основных представителей на каждом этапе. Что такое «архэ» у ранних греческих мыслителей-натурфилософов (приведите примеры)? Почему Аристотель называл их «физики»? В чем отличие понимания «числа», как основы всего у Пифагора, от стихийных начал его современников? Благодаря Гераклиту в философский обиход приходит термин «логос». Логос в его понимании - то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Укажите на значение понятия «логос» в философии Др. Греции. Что выразил Гераклит фразой: «все течет, все изменяется…»? (ответ обоснуйте). В чем заключаются смысл и недостатки апорий Зенона (ответ дайте на примере трех знаменитых апорий: «Дихотомия», «Ахиллес и Черепаха», «Стрела»)? Философ Демокрит принимает три важных постулата: атомы, пустота и движение. Свяжите их между собой, в чем отличия в понимании движения атомов и детерминизма у Демокрита и Эпикура? (при ответе необходимо использовать источники)
3. Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?
4. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей» и ответьте на вопросы под текстом: «Один только путь остается, "Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу "Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему… Как может "быть потом" то, что есть, Как могло бы "быть в прошлом"? "Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет… И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…» (Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. — С. 296.) а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду. б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»? в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы. г) Что было бы с бытием Парменида, если бы действовал принцип: «все течет, все изменяется…».
Задание 2 (шифр оканчивается цифрой 1). 1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»). Выделите предмет философии и соотнесите его с предметом частных наук. Стоит учитывать, что предмет философии обладает определенной степенью сложности при его выявлении, поскольку философия – наиболее общее учение о мире и человеке, о наиболее общих законах бытия и мышления, охватывающее все сущее во все полноте содержания и смысла. Именно вот эта всеобщность создает специфику и вышеуказанную неоднозначность при понимании философии. Для выполнения задания следует ознакомиться с соответствующей литературой в разделах, посвященных предмету философии, а также с содержанием таких работ: «Что такое философия?» Х. Ортега-и-Гассет; «Как я понимаю философию» М. Мамардашвили; «Что такое философия?» Ж. Делез, Ф. Гваттари.
2. Что такое античность и античная философия? В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии? Укажите периодизацию греческой философии и основных представителей на каждом этапе. В классический период античной мысли произошел своеобразный поворот от изучения природы к человеку. Уже софист Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей…». В чем заключается релятивизм указанной фразы (ответ обоснуйте)? Также софисты (учителя мудрости) славились своими «софизмами», найдите примеры таковых и проанализируйте два из них. Одной из ключевых фигур философии явился Сократ, почему он утверждал о необходимости познания самого себя? В чем специфика диалектики (по Сократу), что такое «сократическая ирония» и «майевтика»? Отразите смысл знаменитого тезиса Сократа: «я знаю, что ничего не знаю, другие и этого не знают», а также его понимание соотношения добра и знания. Одним из самых великих учеников Сократа явился Платон. В своей онтологии он выделил два мира: «мир идей» и «мир вещей», укажите характеристики каждого из них. Почему вещественный мир – лишь тень идеального? Для ответа на вопрос можно воспользоваться фрагментом из диалога «Государство» (книга 7) Платона, часто обозначаемым как «Миф о Пещере» (ссылка внизу страницы). Опишите триаду Платона «единое», «ум», «мировая душа». Принадлежит ли душа человека «миру идей»? Что есть познание, по Платону? Что такое «идеальное государство» Платона, по аналогии с чем оно должно быть устроено? Аристотель был учеником Платона, но, со временем, вышел из его Академии, основав в итоге свою школу – Ликей (перипатетическая школа). В чем он был не согласен со своим учителем? Аристотеля часто называют энциклопедистом, на какие классы он разделил науки? Что такое «метафизика» у Аристотеля? В чем суть его «гилеморфизма», какие начала всего сущего он выделяет? Укажите 10 философских категорий, которые вводит в оборот Аристотель.
3. Дайте определение, проследите становление и раскройте важность и значение в философии таких категорий как «материя» и «сознание». Что такое «субстанция»?
4. Проанализируйте нижеуказанные тексты и ответьте на вопросы к ним. Философ Антисфен, в качестве критики платоновской теории идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения? Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля: «Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее… Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей». (Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. — С. 328—329.). «Лучше, все-таки, рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…». (Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.- С. 59.). Ответьте на вопросы: а) Чем отличается «общее» Платона от «общего» Сократа? б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?
Задание 3 (шифр оканчивается цифрой 2). 1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»). Что такое мировоззрение? Выделите его компоненты, уровни и исторические типы. В чем различия оснований исторических типов мировоззрения? Соотнесите понятия «философия» и «мировоззрение». Что это за понятия: «онтология», «гносеология», «аксиология», «праксиология»? Как они связаны с философией? Можно ли утверждать, что философия – это познание, философия – это нравственность, философия – это эстетика, философия – это логика?
2. С V в. н.э. по XV в. н.э. традиционно определяют даты развития и существования западной Средневековой философии, когда на взгляды мыслителей этого времени особенное влияние оказывает христианская религия. Отразите суть следующих понятий: «теоцентризм», «монотеизм», «креационизм», «провиденциализм», «эсхатологизм», «теодицея». Заполните таблицу:
Кто такие «апологеты»? Что значит «символ веры»? Почему Средневековая философия явилась синтезом христианского вероучения и античной мысли? Как сохраняется, казалось бы, философия язычников в этот период? Кто из античной философии особенно повлиял на Средневековую мысль и каким образом? Поясните тезис: «Философия – служанка богословия». Кем он был выдвинут, и что этим хотел сказать его автор? Почему в Средневековой мысли большое значение придается герменевтике и экзегетике? Здесь стоит учитывать важный фактор того, что «в начале было Слово…», есть Истина, данная в Священном писании. В чем суть догмата Откровения? Укажите представителей Средневековой патристики (западной и восточной). Отразите основную проблематику данного периода. Укажите этапы развития и представителей Средневековой схоластики. Отразите основную проблематику данного периода. Опишите проблематику соотношения веры и разума (на примере высказываний Тертуллиана, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра). Как в Средние века рассматривалась проблема соотношения свободы воли человека (данной от Бога) и божественной предопределенности? Как в каппадокийской мысли (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов) рассматривалась проблематика божественной Троицы? Опишите проблему универсалий, как она решалась в номинализме и реализме? Приведите онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского и 5 доказательств того же у Фомы Аквинского. Что такое «бритва Оккама»?
3. Определите понятие «материя». Укажите атрибуты материи и их особенности. Какие на сегодняшний день выделены формы движения материи? Что такое «диалектика»? Соотнесите понятия «движение» и «развитие».
4. Прочтите фрагменты нижеприведенных текстов, проанализируйте их и ответьте на вопросы под ними: «Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру». а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии? б) Правда ли, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию? в) Кто является автором данного текста? «Притом даже и то знание о Боге, которое может быть добыто человеческим разумом, (сверх того) должно быть ещё преподано человеку и через божественное откровение: ибо истина о боге, отысканная человеческим разумом, была бы доступна немногим, притом не сразу, притом с примесью многочисленных заблуждений, между тем как от обладания этой истиной целиком зависит спасение человека, каковое обретается в боге. Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают своё знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении». а) Какая форма философской мысли преобладала во времена Средневековья? б) Какие последствия могу быть, если разум перестанет выполнять задачи в доказательстве истин? в) Кто автор указанного текста?
Задание 4 (шифр оканчивается цифрой 3). 1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»). У философии непростой предмет, ее структура обусловлена как раз его сложностью. Опишите структуру философии, что туда традиционно входит? Выделите основной вопрос философии (по Ф. Энгельсу). Почему он основной? Какие стороны он включает? Дайте анализ следующим высказываниям с точки зрения решения первой стороны основного вопроса: а) Существовать – значит быть воспринимаемым. б) Я мыслю, следовательно, существую. в) Сознание – есть свойство материи. г) Мир существует независимо от сознания человека. д) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга. е) Весь мир есть результат развития абсолютной идеи. ж) Нет объекта без субъекта. Прежде, чем что-то сделать (вещь, предмет), человек имеет в сознании образ этого. Сам образ имеет идеальную природу. Означает ли это, что идеальное первично и определяет материальное?
2. Своеобразным этапом развития философии явилась философия эп. Возрождения (XIV-XVI вв.). Выделите основные ее этапы. Заполните таблицу по основным направлениям эп. Возрождения.
Обращение к каким ценностям прошлых времен происходит в эп. Возрождения, и что нового привносят ренессансные мыслители? Что такое «гуманизм»? Назовите основных гуманистов того времени. Проанализируйте нижеследующий фрагмент из знаменитой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507.) Эти слова сказал Бог человеку, когда сотворил его. Что имел в виду автор? Какой тип личности особенно ценился в эп. Возрождения? Какое великое предположение в области астрономии было сделано в это время и кем? Что такое «пантеизм»? В чем суть пантеизма у Николая Кузанского и Джордано Бруно? Что такое «ученое незнание» и «принцип совпадения противоположностей» по Николаю Кузанскому? В чем важность для философии и для развития эмпирического метода учения Парацельса, особенно в разрезе его положения подобное лечить подобным? Как развивалась натурфилософия в эп. Возрождения? Какие основания у скептицизма Мишеля де Монтеня? Что означает тезис Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства»? Что такое «утопия»? Как представлялось идеальное государство мыслителям эпохи Возрождения (на примере размышлений Т. Мора)?
3. Отразите становление категории «сознание» в философии. Как эта категория рассматривается в объективном и субъективном идеализме, а как в материализме? Выделите актуальное на сегодняшний день определение этого термина. Какие свойства присущи сознанию, и какова его проблема (с философской точки зрения)?
4. Проанализируйте следующий текст и ответьте на вопросы к нему. «…Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она бесконечна. Как ничего нельзя к ней прибавить, так ничего нельзя от нее отнять, потому что бесконечное не имеет частей, с чем-либо соизмеримых. Она не изменяется в другое расположение, ибо не имеет ничего внешнего, от чего бы могла что-либо потерпеть и благодаря чему пришла бы в возбужденное состояние. Кроме того, так как она в своем бытии заключает все противоположности в единстве и согласии и не может иметь никакой склонности к другому и новому бытию и даже к какому-нибудь другому модусу бытия, она не может быть подвержена изменению в отношении какого-либо качества и не может иметь ничего противоположного или отличного как причины своего изменения, ибо в ней всякая вещь согласна. Она не материя, ибо не имеет фигуры и не может ее иметь, бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого, ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть Вселенная …. Она является пределом; она в такой степени является формой, что не является формой; в такой степени – материей, что не является материей, в такой степени – душою, что не является душою, ибо она есть все без различий и поэтому она едина; Вселенная едина …». а) Кто является автором данного текста? б) Какой проблеме посвящен текст? в) Какие свойства Вселенной выделяются в тексте автором?
Задание 5 (шифр оканчивается цифрой 4). 1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»). Выделите и опишите функции философии. Можно ли среди отмеченных функций указать на основную (ответ обоснуйте)? Поразмышляйте на тему «Значение философии для медицины и фармации» (данные размышления необходимо оформить в виде эссе (прямо в тексте контрольной), если Вы считаете, что философия не играет никакой роли в медицине и фармации, то аргументируйте свой ответ). В чем значение этики, морали и нравственности в фармацевтической деятельности? (ответ обоснуйте). Определите, что такое объект науки и предмет науки? В чем их отличие? Дайте определение предмету философии, в чем его специфика в сравнении с предметом любой частной науки? Является ли философия наукой?
2. Философия Нового времени явилась важным историко-философским этапом, она отразила начало иного мировоззрения мыслителей той эпохи. Это период (XVI – XVIII вв.) становления капитализма, развития науки и техники, первых буржуазных революций, возникновения «наукоцентризма». Назовите ведущие науки Нового времени (16-17 вв.), какие достижения в них были сделаны? В связи с развитием науки, принесшим с собой новую картину мира, какая проблематика занимала умы философов? Двумя основными направлениями философии Нового времени стали «эмпиризм» и «рационализм», дайте им определение, укажите представителей. Что означает тезис Ф. Бэкона: «Знание – сила!»? За что критикует Ф. Бэкон предыдущую науку и философию? Что такое «идолы», по Ф. Бэкону? Какой метод, что ляжет в основу познания, он предлагает? Почему для Дж. Локка человеческий разум «чистый лист (tabula rasa)», что означает его высказывание: «Нет ничего в разуме, что первоначально не содержалось бы в чувствах»? Отразите суть «теории общественного договора» Т. Гоббса. Что означает принцип «нет объекта без субъекта» Дж. Беркли? В связи с чем проявляется скептицизм Д. Юма, если вещи, мир – это совокупность ощущений? В чем смысл тезиса Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую», что такое картезианская редукция? Почему, по Р. Декарту, нужно сомневаться во всем? Что такое субстанция, и как ее понимает Р. Декарт, какие она имеет модусы и атрибуты? Что есть субстанция у Б. Спинозы, каковы ее модусы? Что означает тезис Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость»? Что такое «монады» по Г. Лейбницу? Также не менее значимым для философии явилось Просвещение. Что общего у просветителей, укажите основные идеи и представителей французского Просвещения?
3. Что такое онтология? Понятие «бытие» в философии. Формы бытия. Заполните таблицу 1.«Понимание бытия».
Заполните таблицу 2. «Философы и понимание ими основы бытия (субстанции)».
4. Проанализируйте нижеприведенный фрагмент текста и ответьте на вопросы к нему. «Будучи моложе, я изучал немного из области философии — логику, а из математических — геометрический анализ и алгебру—эти три искусства, или науки, которые, казалось бы, должны дать кое-что для осуществления моего намерения. Но, изучая их, я заметил, что в логике ее силлогизмы и большая часть других ее наставлений скорее помогают объяснять другим то, что нам известно, или даже, как в искусстве Луллия, бестолково рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это. И хотя логика действительно содержит много очень правильных и хороших предписаний, к ним, однако, примешано столько других — либо вредных, либо не нужных, — что отделить их почти так же трудно, как разглядеть Диану или Минерву в необделанной глыбе мрамора... Подобно тому, как обилие законов часто служит оправданием для пороков — почему государственный порядок гораздо лучше, когда законов немного, но они строго соблюдаются, — и как вместо большого количества правил, образующих логику, я счел достаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих. Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно и гать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждение только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению. Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи. И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений. Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеют обыкновение пользоваться геометры в своих труднейших доказательствах, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию, однако вытекает одно из другого. Остерегаясь, таким образом, принимать за истинное то, что таковым не является, и всегда соблюдая должный порядок в выводах, можно убедиться, что нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Мне не стоило большого труда отыскание того, с чего следует начинать, так как я уже знал, что начинать надо с самого простого и доступного пониманию; учитывая, что среди всех, кто ранее исследовал истину в науках, только математики смогли найти некоторые доказательства, то есть представить доводы несомненные и очевидные, я уже не сомневался, что начинать надо именно с тех, которые исследовали они». а) Назовите автора данного текста. б) Какой метод предлагает использовать автор, в чем его содержание? в) С чего необходимо начинать познание, по мнению автора этого текста? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||