ТОГУ, философия (практикум, темы 33-40)
Узнать стоимость этой работы
28.11.2017, 14:50

Тема 33. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Определённый образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народу, – …

2) Относительно стабильная и интегрированная совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни, – …

3) Отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе, – …

4) Область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть, – …

5) Система социальных норм, санкционированных или установленных государством, – …

 

З а д а ни е 2. Реферативное изложение темы

КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

План

1. Основные типы восприятия времени (циклическое, магическое, линейное).

2. Линейные концепции исторического развития:

а) учение Блаженного Августина о Граде Божием;

б) философия истории Г. В. Ф. Гегеля (учение о «конце истории»);

в) марксистская концепция исторического процесса.

3. Циклические концепции исторического процесса:

а) концепция культур О. Шпенглера;

б) цивилизационная концепция А. Тойнби.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 33

Модели осмысления исторического процесса

Таблица 33

Исторические концепции

Представители

Основные труды

Краткая

характеристика концепции

«Слабые места» теории

 

Циклические

Н. Я. Данилевский

 

 

 

О. Шпенглер

 

 

 

А. Тойнби

 

 

 

Исторические концепции

Представители

Основные труды

Краткая

характеристика концепции

«Слабые места» теории

 

Линейные

Августин Аврелий

 

 

 

Г. Ф. В. Гегель

 

 

 

К. Маркс

 

 

 

Спиральные

Д. Вико

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Познакомьтесь с отрывком из работы Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

«Культура человечества движется вперёд не путём перемещения в “пространстве-времени”, а путём наполнения ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старых (если старые действительно настоящие), а присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями  мы овладели, тем более изощрённым и острым становится наше восприятие иных культур – культур удалённых от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека “своей культурой”, своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого».

Ø Выполните задания.

1. Прокомментируйте, каким образом «познание своего сопряжено с познанием чужого». Приведите аргументы, подтверждающие данный тезис.

2. Сопоставьте тезис Лихачева с концепцией Фрейда о «недовольстве культурой». Приведите аргументы в пользу той и другой позиции. Сформулируйте, как Лихачевым и Фрейдом понимается «культура», какой смысл каждый из них вкладывает в данное понятие.

Познакомьтесь с отрывками из работы О.  Шпенглера  «Закат Европы».

«Культуры суть организмы. Всемирная история – их общая биография. Огромная история китайской или античной культуры представляет собой морфологически точное подобие микроистории отдельного человека, какого-нибудь животного, дерева или цветка... В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории. И если представить её гештальтом, тщательно скрытым до настоящего времени под поверхностью тривиально протекающей “истории человечества”, пройти перед её духовным взором, то должно быть удастся отыскать истинный гештальт культуры как таковой, очищенный от всякого рода мути и побочности и лежащий в основе всех отдельных культур в качестве идеала формы.

Я отличаю идею культуры, совокупность её внутренних возможностей от её чувственного проявления. Таково отношение души к живой плоти, её выражению в самой сердцевине светового мира наших глаз. История культуры есть поступательное осуществление её возможностей. Завершение равносильно концу.

Культура – это прафеномен всякой прошлой и будущей мировой истории. Глубокая и мало оценённая идея Гёте, открытая им в его “живой природе”    и постоянно полагавшаяся им в основу собственных морфологических изысканий, будет в самом точном смысле применена здесь ко всем вполне созревшим, умершим в расцвете, полуразвитым, подавленным в зародыше образованиям человеческой истории. Это метод угадывающегося чутья, а не разложения.

Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечномладенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмежёванного Ландшафта, к которому она остаётся привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию. Но её исполненное жизни существование, целая череда великих эпох, в строгих контурах очерчивающих поступательное самоосуществление, представляет собой сокровенную, страстную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса, давящих извне против бессознательного, расширяющего изнутри, куда эти силы злобно стянулись. Не только художник борется с сопротивлением материи и с уничтожением идеи в себе. Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с протяжённостью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, её кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией

Таков смысл всех законов в истории – внутреннего и внешнего завершения, доделанности, ожидающей каждую живую культуру, – из числа которых в наиболее отчетливых контурах вырисовывается перед нами “закат античности”, между тем как уже сегодня мы явственно ощущаем в нас самих и вокруг нас брезжущие знамения нашего – вполне однородного по течению и длительности с названным – события, которое падает на первые века ближайшего тысячелетия – “заката Европы”.

Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека.

У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость…».

Ø Выполните задания.

1. Прокомментируйте, какой смысл Шпенглер вкладывает в понятие «культура». Сравните данное понимание с наиболее распространенным в социальной философии.

2. Раскройте сопоставление культуры с природными феноменами. Какова функция биологических метафор у Шпенглера? С чем именно Шпенглер сравнивает культуры, и в чём значение подобного выбора объектов для сравнения?

3. Рассмотрите соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в философии Шпенглера. Сопоставьте его взгляды со взглядами Тойнби. Обратите внимание на различие базисных методологических установок.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Принцип историзма становится преобладающим в социально-гуманитарном знании в следующий период:

а) V–IV вв. до н.э.

б) IV–V вв.

в) XVII в.

г) XIX в.

д) XX в.

2. Укажите, в чём специфическое содержание принципа историзма в отличие от простого признания изменений во времени.

а) изменения носят более масштабный характер

б) указание на уникальность исторического процесса

в) указание на социальный характер перемен

3. Соотнесите названия работ и их авторов.

а) «Лекции по философии истории» 1) Августин Аврелий

б) «Постижение истории» 2) Г. Ф. В. Гегель

в) «Закат Европы» 3) Н. Я. Данилевский

г) «Россия и Европа» 4) О. Шпенглер

д) «Основания новой науки об общей природе наций» 5) Д. Вико

6) А. Тойнби

4. С точки зрения какого из названных философов содержанием мировой истории выступает прогресс свободы.

а) Августина Аврелия

б) Д. Вико

в) Ш.-Л. Монтескье

г) Г. Ф. В. Гегеля

д) О. Шпенглера

5. С точки зрения какого из названных философов культуры несопоставимы и несоизмеримы между собой?

а) Августина Аврелия

б) Г. Ф. В. Гегеля

в) О. Шпенглера

г) К. Маркса

Расположите указанных авторов в порядке появления их основных трудов (от более древних к более поздним).

а) Г. Ф. В. Гегель

б) Д. Белл

в) К. Маркс

г) О. Шпенглер

д) Н. Я. Данилевский

е) А. Тойнби

ж) Д. Вико

6. Соотнесите базовые метафоры и соответствующие им концепции философии истории.

а) Вызов и Ответ 1) О. Шпенглер

б) самосознание человечества 2) Г. Ф. В. Гегель

в) цветение и увядание 3) А. Тойнби

г) Царство Божие 4) Августин Аврелий

7. Соотнесите приведённые понятия с соответствующими концепциями.

а) цивилизация 1) А. Тойнби

б) культура 2) К. Маркс

в) социально-экономическая формация 3) О. Шпенглер

8. Кто из перечисленных философов не являлся сторонником концепции общественного договора?

а) Т. Гоббс

б) Б. Спиноза

в) Д. Локк

г) Р. Декарт

д) Ж.-Ж. Руссо

е) Ш. Л. Монтескье

9. Кто из современных политологов в конце 1990-х гг. возродил концепт «столкновения цивилизаций»?

а) Ф. Фукуяма

б) С. Хантингтон

в) Д. Белл

г) Ю. Хабермас

д) Р. Арон

 

Тема 34. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Особый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической деятельности – …

2) Философское учение о ценностях – …

3) Важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности, – …

4) Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы и виды их деятельности, – …

5) Система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

План

1. Становление аксиологической проблематики в истории философской мысли.

2. Понятие ценности в современной философии. Ценность как значимость. Ценность и полезность. Ценность и оценка. Источники ценностей. Типы ценностей. Классификация ценностей и уровни культуры. Общечеловеческие ценности.

3. Значение ценностных ориентаций в жизнедеятельности человека.

4. Культура как система ценностей. Иерархия ценностей. Динамика ценностей. Конфликт ценностей. Кризис ценностей. Ценности и нормы. Ценностные   инновации   в   культуре.    Типы    ценностей    в    концепции П. Сорокина.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 34

Ценности и нормы

Таблица 34

 

Ценности

Нормы

Определение

 

 

Способ возникновения

 

 

Социальное значение

 

 

Способы передачи (если возможны)

 

 

Примеры из современной российской культуры

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Советский философ М. М. Бахтин в своей работе «К философии поступка» писал: «…Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

Ø Дайте ответы на вопросы:

1. На какой аспект понятия «ценность» обратил внимание Бахтин?

2. Почему он считал, что без «активного эмоционально-волевого отношения» личности ценности превращаются в «пустые содержательные возможности»?

3. Каким образом происходит реализация ценностей?

4. Чем объясняется то, что набор ценностей у людей примерно одинаков (счастье, благополучие и т. п.), а поступки значительно отличаются?

5. Почему неокантианец Г. Риккерт считал, что ценности важнее телесной жизни людей?

6. Следует ли менять ценностные ориентации современных россиян? Почему? Если «да», то каким образом это следует, по Вашему мнению, делать?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. К витальным ценностям относится

а) добро, б) здоровье, в) богатство, г) свобода.

2. Впервые выделил ценности в самостоятельное царство

а) Демокрит,

б) Р. Декарт,

в) И. Кант,

г) О. Конт.

3. Соотнесите сферы гуманитарного знания и объект их изучения.

а) антропология 1) ценности

б) аксиология 2) нравственность, мораль

в) этика 3) прекрасное

г) эстетика 4) человек

4. Соотнесите произведение и философа.

а) «Homo Ludens» 1) Э. Фромм

б) «Бунтующий человек» 2) М. Хайдеггер

в) «Европейский нигилизм» 3) Й. Хейзинга

г) «Одномерный человек» 4) Г. Маркузе

д) «Иметь или быть?» 5) А. Камю

5. Философско-методологическая концепция, сторонники которой исходят из того, что «все в мире относительно», абсолютизируют изменчивость, называется

а) диалектикой,

б) релятивизмом,

в) эклектикой,

г) редукцией.

6. Аксиологическую концепцию культуры предложили

а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт,

б) К. Маркс и Ф. Энгельс,

в) Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер,

г) З. Фрейд и К. Юнг.

7. Предложил осуществить «переоценку ценностей» в западноевропейской философии

а) А. Шопенгауэр,

б) Ч. Пирс,

в) А. Бергсон,

г) Ф. Ницше.

8. Соотнесите в соответствии с концепцией П. Сорокина тип культуры и содержание ценностной системы.

а) идеационная 1) гармония чувственного и духовного начал

б) идеалистическая 2) приоритет духовного начала

в) эклектичная 3) противостояние чувственного и духовного начал

г) сенситивная 4) приоритет чувственного начала

9. Соотнесите ценности с их типом.

а) статус, богатство, труд, семья 1) социальные

б) законность, гражданские свободы 2) эстетические

в) добро, справедливость 3) моральные

г) стиль, гармония, самобытность 4) политические

10. Продолжите высказывание Г. Риккерта: «Ценности не есть, они что-нибудь…»

а) заменяют, б) улучшают, в) охраняют, г) значат.

 

Тема 35. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение; средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации, – ...

2) Основополагающее понятие философии культуры, “возделанная” среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир “возделанных” личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, – …

3) Учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах – …

4) Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образносимволическом ключе  при  опоре  на  ресурсы  творческого  воображения, – …

5) Процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих норм и способов поведения, свойственных данной культуре – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

План

1. Представление о культуре в философии античности, средневековья и эпохи Возрождении.

2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени (Д. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Г. Гердер).

3. Проблемы философии культуры в теориях эволюционизма (Г. Спенсер,  Э. Тайлор).

4. Проблема классификации культур. Различные типологии культур в современной науке и философии. Концепция «идеальных типов» М. Вебера. Теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 35

Основные концепции культуры в философии ХХ века

Таблица 35

Название направления

Основатели и представители

направлений

Основные культурфилософские идеи и принципы

Экзистенциализм

 

 

Герменевтика

 

 

Фрейдизм и неофрейдизм

 

 

Постмодернизм

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Замечательный отечественный культуролог Ю. М. Лотман писал, что

«...важность понятия «культура» и, одновременно, его трудность не столько в комплексности и многогранности этого понятия, а в том, что оно имеет исходный, первичный характер. В традиционной оппозиции “Природа – Культура”, предполагается, что Природа есть нечто первичное, исходное, на что социальные условия и другие “искусственные” результаты деятельности человека накладывают ограничения, именуемые Культурой. При всей кажущейся естественности и очевидности такого взгляда, вероятно, само понятие Природы есть создаваемая культурой идеальная модель своего антипода, сущность которого можно определить словами: “Всё без человека”. Из этого вытекает,  что сам человек неотделим от культуры, как он неотделим от социальной и экологической среды. Он обречён жить в культуре так же, как он живет в биосфере».

«…культура же по самой своей природе строит себя как пространство замкнутое. Из этого противоречия вытекает то, что в самой основе идеи культуры лежит существование другого, противостоящего ей мира. Мир этот может получать в алфавите культуры различные названия: природы, враждебных существ (покойников, чужих богов, злых духов, волшебных зверей; характерно, что “свои боги”, добрые покровительственные существа помещаются в центре культурного пространства. Он строится по принципу “вывернутой симметрии” и выполняет двойную, внутренне противоречивую функцию: хаос – и враг космоса, и его постоянный резерв, а граница между ними – и “недоступная черта”, грань запредельности, и место постоянных контактов и проникновений. При этом создающиеся стереотипы “чужого, враждебного пространства” и обитающего там “врага” могут переноситься на реальных соседей данной культуры (чужой этнос или конфессию).

Таким образом, культура постоянно ведет “игру” с внекультурным пространством, то помещая туда свои страхи, то делая его вместилищем своих идеалов и постоянно созерцая себя в этом перевёрнутом зеркале. С этим связаны сюжеты посещения царства мертвых, страсть к путешествиям в “неоткрытые земли” (родственность этих импульсов раскрывается на примере рассказа Улисса в “Аде” Данте). Исследователь культуры XX в. с любопытством наблюдает, как в эпоху, когда географический резерв земных территорий был исчерпан, внекультурное пространство было сконструировано в подсознании индивида, что представляло собой часть общего поиска хаоса внутри культуры. Одновременно от марсиан Герберта Уэллса до современных “космических одиссей” протягивается возобновленный цикл – враждебный античеловеческий мир переносится в космос по всем законам мифологических представлений».

Ø Прокомментируйте высказывание Ю. М. Лотмана. Объясните, как Вы понимаете этот фрагмент текста. Почему традиционные определения культуры коренятся в её сопоставлении с природой? В чём новизна представленной в тексте концепции?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.

а) символическая 1) И. Хейзинга

б) игровая 2) М. Маклюэн

в) коммуникационная 3) Э. Кассирер

г) структуралистическая 4) К. Леви-Стросс

2. Состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т. п.) на грани двух культур, они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, это

а) аутентичность,

б) интегративность,

в) сепарация,

г) маргинальность.

3. Научное направление, исследующее свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных, называется

а) аксиологией,

б) праксеологией,

в) семиотикой,

г) онтологией.

4. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Философия символических форм» 1) Э. Фромм

б) «Бегство от свободы» 2) Э. Тайлор

в) «Homo Ludens» 3) Э. Кассирер

г) «Первобытная культура» 4) Й. Хейзинга

5. Функция культуры, заключающаяся в формировании средств и условий общения людей на разном уровне социокультурной системы, называется

а) коммуникативной, б) аксиологической, в) адаптивной, г) гносеологической.

6. Французский философ – просветитель, считавший, что все науки и искусства рождены нашими пороками и вредны по результатам: они порождают праздность, ведут к утрате гражданских качеств, формируют систему уродливого воспитания и вовсе не делают людей счастливыми. Это

а) Ш.-Л. Монтескье б) Д. Дидро в) Ж.-Ж. Руссо г) П. Гольбах

7. Вид деятельности, сыгравший значительную роль в становлении человеческой культуры, по мнению Й. Хейзинги,

а) труд, б) творчество, в) мышление, г) игра.

8. Процесс «очищения» душевного состояния зрителей через переживание страха, гнева или сострадания –

а) катарсис, б) мимезис, в) воображение, г) познание.

9. Последний этап в развитии любого типа культуры, по мнению О. Шпенглера,

а) цивилизация,

б) коммунизм,

в) прогресс,

г) регресс.

10. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении, это

а) контркультура,

б) массовая культура,

в) субкультура,

г) элитарная культура.

 

Тема 36. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Господствующий в современном обществе тип культуры, превращенный в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью  средств  массовой  коммуникации  стандартизированных   благ, – …

2) Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, – …

3) Структурный элемент культуры, выступающий критерием оценки деятельности человека, регулирующий социальные взаимодействия и внутренне побуждающий к деятельности, – …

4) Общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.), – …

5) Структурообразующие элементы коллективного бессознательного, по Юнгу,  спонтанно  определяющие  человеческое  мышление   и поведение, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ХХ В.

План

1. Х. Ортега-и-Гассет и философский анализ западной культуры.

2. Экзистенциализм о проблемах человека в культуре (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс).

3. Понимание как условие существования в культуре в герменевтической концепции Г. Гадамера.

4. Фрейдизм и неофрейдизм о проявлении в культуре явлений глубинной психологии (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).

5. Постмодернистские концепции культуры.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 36

Развитие представлений о культуре в истории философии

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Прочитайте предложенные фрагменты текста «Философия неравенства» замечательного русского философа Н. А. Бердяева.

«В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несёт с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешёвой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своём качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведёт к цивилизации. Высшие подъёмы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утончённо культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века…

Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т. п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т. п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие…

Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым... Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У неё нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Всё в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня».

Ø Прокомментируйте предложенный фрагмент текста. В чем видит разницу между культурой и цивилизацией Н. А. Бердяев? Согласны ли Вы с теми оценками и характеристиками культуры и цивилизации, которые предложены автором?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. В переводе с латинского «культура» означает

а) очеловечивание,

б) украшение,

в) отдых,

г) обработка.

2. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется

а) аккультурацией, б) антропоморфизмом, в) антропосоциогенезом, г) дегуманизацией.

3. Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.

а) символическая 1) В. Виндельбанд

б) игровая 2) М. Маклюэн

в) коммуникационная 3) Э. Кассирер

г) аксиологическая 4) Й. Хейзинга

4. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Дегуманизация искусства» а) Э. Фромм

б) «Бегство от свободы» б) Х. Ортега-и-Гассет

в) «Homo Ludens» в) З. Фрейд

г) «Неудовлетворенность культурой» г) Й. Хейзинга

5. Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных культурных систем, есть

а) интеграция,

б) аккультурация,

в) сепарация,

г) маргинализация.

6. Совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных движений и направлений в художественной культуре ХХ в. –

а) реализм,

б) сюрреализм,

в) кич,

г) авангард.

7. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание, это

а) артефакт, б) вещь, в) предмет, г) система.

8. Функция культуры, проявляющаяся в создании и отборе ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, есть

а) коммуникативная, б) аксиологическая, в) адаптивная, г) гносеологическая.

9. Немецкий философ, автор работы «Идеи к философии истории человечества», в которой культурное творчество рассматривается как ответ несовершенного человеческого существа на вызовы природы.

а) И. Кант

б) Г. Ф. В. Гегель

в) И. Гердер

г) И. Фихте

10. Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах в течение длительного времени.

а) инновации

б) интериоризация

в) традиции

г) тенденции

 

Тема 37. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Совокупность орудий труда, машин, механизмов и других искусственных материальных конструкций, способствующих производственноэкономической деятельности общества, – ...

2) Власть техники и техника власти; стиль мышления и отношения человека (общества) к окружающей его социоприродной действительности с позиции материальной выгоды, использования и потребления – ...

3) Совокупность приёмов, операций, умений по преобразованию предмета интеллектуального и физического воздействия человека в нечто ценностное, полезное для жизни – ...

4) Признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений, – ...

5) Процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека – ...

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ПРОТИВОРЕЧИЯ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

План

1. Кризис инженерии.

2. Формирование неклассических технических наук.

3. Новая идея инженерии?

4. Реабилитация техники.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 37

Таблица 37

Понимание техники в контексте культуры в различных авторских концепциях

Представители наиболее значимых концепций философии техники

Понимание техники в контексте культуры

Название произведения

Аргументы

 

Техника как инструмент прогресса

 

 

 

Отстаивал идею сакрального происхождения техники

 

 

 

Техника как инструмент

освобождения

 

 

Представители наиболее

значимых концепций философии техники

Понимание техники в контексте культуры

Название произведения

Аргументы

 

Техника как «тотальность методов, рационально

направленных на эффективность»

 

 

 

Техника есть средство

формирования и облегчения человеческого бытия

 

 

 

Техника выступает как инструмент продолжения человеком божьего творчества

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Объясните, в каком соотношении находятся «наука» и «техника».

Ø Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет указывал, в связи с анализом техники, на двойственность человека. Раскройте смысл этого явления.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление общественной жизни, называется

а) модернизацией,

б) прогрессом,

в) глобализацией,

г) демократизацией.

2. Совокупность искусственных средств, создаваемых для преобразования природы, называется

а) техникой,

б) механизмами,

в) артефактами,

г) конструкциями.

3. В античности понятие «технэ» включало в себя не только орудия труда, технические знания, но и

а) философию, б) искусство, в) религию, г) политику.

4. Перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции, находящейся в союзе с рациональной наукой, видят сторонники

а) технократии, б) демократии, в) теократии, г) охлократии.

5. Наука становится определяющим фактором развития цивилизации, названной

а) постиндустриальной, б) индустриальной, в) азиатской, г) аграрной.

6. Решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии, с точки зрения

а) индустриализма,

б) технологического детерминизма,

в) технократизма,

г) позитивизма.

7. Одним из теоретиков постиндустриального общества является

а) Дж. Белл,

б) К. Ясперс,

в) О. Шпенглер,

г) М. Вебер.

8. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа

а) формацией,

б) цивилизацией,

в) культурой,

г) прогрессом.

9. Возможность наступления «ядерной зимы» в результате военного конфликта с использованием современного оружия была обоснована

а) И. Пригожиным, б) А. Печчеи, в) Н. Моисеевым, г) Дж. Беллом.

10. Конечным продуктом инженерно-технического творчества является

а) открытие,

б) модель,

в) конструирование,

г) изобретение.

 

Тема 38. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции; охватывает все этапы инновационного цикла – ...

2) Нечто искусственно изготовленное или хотя бы в минимальной степени содержащее момент творчества интеллекта, некий воспроизводимый конструкт, выступающий средствами преобразовательной деятельности и несущий информацию, необходимую для создания других артефактов – ...

3) Такая новая идея, которая позволяет на практике решить определённую проблему в области техники, – ...

4) Относительно молодой раздел философского знания, исследует феномен техники в целом, не только её имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также принимает во внимание широкую историческую перспективу, – ...

5) Точка зрения, согласно которой техника и технологии рассматриваются как самоуправляющиеся силы, – ...

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСТВУЮЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ И ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ ТЕХНИКИ

План

1. Философствующие инженеры.

2. Первые философы техники.

3. Распространение технических знаний в России в XIX – начале XX в. как предпосылка развития философии техники в России.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 38

Таблица 38

Понимание природы техники в различные эпохи развития философской мысли

Период развития философской мысли

Понимание природы техники в контексте культуры

Представитель наиболее значимых концепций

философии техники

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Объясните, в каком соотношении находятся «этика» и «техника»?

Ø Одна из проблем: человеку надо опасаться того, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту важную мысль очень  ясно  формулировал К. Ясперс: «...техника двойственна...». Прокомментируйте эту идею с привлечением необходимых аргументов.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. XX в. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических технических, экономических, социальных, – называется

а) синергетикой, б) кибернетикой, в) схоластикой, г) космологией.

2. Формирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое «встраивание» в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности, это

а) глобализация, б) технократизм, в) информатизация, г) дегуманизация.

3. Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств материала, осуществляемых в процессе производства, носит название

а) методологии, б) технологии, в) изобретения, г) индустриализации.

4. В основании концепции Э. Каппа, изложенной им в книге «Основные направления философии техники», лежит принцип

а) органопроекции, б) дегуманизации, в) человека-машины, г) компьютеризации.

5. Создание такой научно-инженерной картины мира, которая предполагает работу по самосовершенствованию человека и гармоничное сосуществование с природой, – это идея новой

а) инженерии, б) философии, в) истории, г) науки.

6. О скрытых процессах и формах природы, которые можно описать в науке и поставить на службу человеку, стали говорить

а) в XV–XVII вв.,

б) XI–XV вв.,

в) XVIII–XIX вв.,

г) XIX–XX вв.

7. Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной «технической науки» исследователи находят в исследованиях

а) Фалеса,

б) Архимеда,

в) Платона,

г) Аристотеля.

8. Проблема взаимодействия естественного и искусственного возникает в связи со становлением экспериментального естествознания

а) в средневековье, б) Античности, в) Новом времени, г) Возрождении.

9. Средство передачи знаний и вообще обмена сообщениями разного статуса, позволяющее осуществлять социокультурные функции, – это

а) информационная среда,

б) социальное пространство,

в) экологическая ниша,

г) инкультурация.

10. Возникновение инженерной деятельности связано

а) с появлением мануфактурного и машинного производства,

б) необходимостью отправления культа,

в) ремесленной организацией производства,

г) необходимостью изготовления орудий труда.

 

Тема 39. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е  1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философско-мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума и означающая веру в способность науки разрешить все социальные проблемы, – …

2) Метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности, – …

3) Система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества, – …

4) Система учений о морали и нравственности – …

5) Научное направление, возникающее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

План

1. Основные значения понятия «глобализация». Сущность и истоки глобальных проблем. Значение работ А. Печчеи для становления глобалистики. Роль Римского клуба в изучении глобальных проблем.

2. Типы глобальных проблем: проблемы войны и мира, социальные, демографические, экологические, духовно-нравственные и др.

3. Возможные сценарии будущего. Пути решения глобальных проблем и значение философского знания в этом процессе. Роль утопии и антиутопии в социально-философском познании.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 39

Утопия и антиутопия

Таблица 39

Понятие

Перевод термина, время возникновения и первый автор (про-

изведение)

Содержание понятия

Авторы и произведения

Пример произведения и его краткое содержание

Утопия

 

 

 

 

Антиутопия

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Прочитайте  отрывки  из  работы  О.  Шпенглера  «Человек  и   техника» (1932).

«Трагизм нашего времени заключается в том, что лишённое уз человеческое мышление уже не в силах улавливать собственные последствия. Техника сделалась эзотерической, как и высшая математика, которой она пользуется, как физическая теория, незаметно идущая со своими абстракциями от анализа явлений к чистым формам человеческого познания. Механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения…

Всё органическое подлежит тотальной организации, искусственный мир пронизывает и отравляет мир естественный. Сама цивилизация стала машиной, которая всё делает или не желает делать по образцу машины…

Но великолепное техническое развитие ХХ в. было возможно только на основе постоянно растущего духовного уровня. Не только убывание, уже остановка тут опасна и указывает на приближение конца, независимо от числа хорошо обученных рабочих рук…

Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта – все эти железные дороги, пароходы, гигантские города с небоскрёбами, как некогда были оставлены римские дороги или Великая китайская стена, дворцы Мемфиса и Вавилона. История этой техники приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как все великие формы всех культур».

Ø Проанализируйте наблюдения и выводы немецкого мыслителя.

1. Какие проблемы современной культуры обнаружил и описал Шпенглер? Кто из философов и писателей высказывал похожие идеи?

2. Как оценивает Шпенглер феномен техники? В чём заключается, по его мнению, проблема современной техники?

3. Почему в работе Шпенглера появляется образ Вавилонской башни? Что обозначает этот символ в культуре? Поясните слова философа о том, что цивилизация «будет взорвана изнутри».

4. Возможно ли решение поставленных Шпенглером проблем? Какие пути решения предлагаются?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором, есть

а) сознание, б) ноосфера, в) глобализация, г) экология.

2. К глобальным проблемам не относится

а) вырубка тропических лесов, б) экономическое неравенство, в) рост народонаселения Земли, г) угроза ядерной войны.

3. Совокупность представлений о будущем человечества называется

а) футурологией,

б) космизмом,

в) антропоцентризмом,

г) постмодернизмом.

4. Соотнесите произведение и его автора.

а) «Футуршок» 1) С. Хантингтон

б) «Конец истории» 2) К. Ясперс

в) «Столкновение цивилизаций» 3) Э. Тоффлер

г) «Смысл и назначение истории» 4) Ф. Фукуяма

5. Наука о сохранении целостности естественной среды перед лицом угрозы со стороны современной индустрии и технологий – это

а) философия, б) биология, в) синергетика, г) экология.

6. Авторы понятия «ноосфера»

а) Т. де Шарден и В.И. Вернадский, б) А. Н. Бердяев и А. Камю, в) К. Маркс и В. И. Ленин, г) Ж. Делёз и Ф. Гваттари.

7. «Римский клуб» – это

а) объединение европейских политиков, цель которого – борьба с коррупцией,

б) объединение мировой элиты для создания «золотого миллиарда»,

в) объединение учёных и общественных деятелей для изучения глобальных проблем,

г) объединение олигархов, цель которого решение экологических проблем.

8. Слово «техника» переводится

а) как орудие, инструмент, б) искусство, мастерство, в) знание, наука, г) обработка, возделывание.

9. Соотнесите произведение и его автора

а) «Мы» 1) Д. Оруэлл

б) «1984» 2) О. Хаксли

в) «О, дивный новый мир» 3) С. Лем

г) «Футурологический конгресс» 4) А. и Б. Стругацкие

д) «Обитаемый остров» 5) Е. Замятин

10. Автором утверждения «Философия – культура ума» является

а) М. Шелер, б) Л. Шестов, в) Б. Паскаль, г) Цицерон.

 

Тема 40. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ5

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Изменение, усовершенствование, улучшение, обновление объекта, отвечающее современным требованиям, – …

2) Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития, – …

3) Специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта, элемент социализации, процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, – …

4) Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени, – …

5) Совокупность процессов, охватывающих культуру общества в целом, а также повседневную жизнь социальных групп и отдельных индивидов и ведущих к уменьшению значимости магических, религиозных верований, ценностей и норм, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

План

1. Основные смыслы понятия «модернизация» в социально-философском знании. Многозначность понятий «современность» («модерн») и «модернизация».

2. Сущность модернизации, её составляющие и разновидности. Предпосылки, факторы и критерии модернизации. Основные модели модернизации.

3. Осмысление процессов модернизации в современной социо-гуманитарной науке (С. Блэк, Ш. Эйзенштадт, У. Ростоу, Д.Растоу, С. Хантингтон и др.). Критика теории модернизации.

4. Специфика, проблемы и перспективы модернизации в России.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 40

Аспекты модернизации

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

«Исторически модернизация – это процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. – на южноамериканский, азиатский и африканский континенты».

Ш. Эйзенштадт

«Модернизация является всеохватывающей трансформацией традиционного домодернистского общества в социальную организацию, которая характерна для передовых, экономически процветающих западных наций, характеризующихся относительной политической стабильностью».

В. Мур

Ø Проанализируйте предложенные определения модернизации.

1. Как трактуется модернизация в работах данных авторов? Объясните их точку зрения.

2. Всегда ли модернизация предполагает усвоение обществом западных ценностей и моделей? Кто из исследователей критикует понимание модернизации общества как его вестернизацию? Почему? Возможен ли иной вариант модернизации (не вестернизация)?

3. Приведите примеры (положительные и отрицательные) модернизационных процессов в России. Какой российский исторический опыт следует учесть в реализации программ модернизации?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Функцией традиции не является

а) секуляризация, б) содействие устойчивости социума, в) легитимизация социального порядка, г) объединение социума.

2. Впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур – это

а) обычаи,

б) традиции,

в) инновации,

г) аккультурация.

3. Разумная обоснованность, целесообразность, обобщённая характеристика поведения человека, основанная на целенаправленной предметной деятельности и выражающаяся в социально эффективном достижении поставленной цели, – это

а) культура,

б) рациональность,

в) интуиция,

г) политика.

4. Соотнесите понятие и его содержание.

а) «оригинальная 1) переход к рациональному общественному

модернизация» устройству в результате длительного внутреннего развития

б) «тупиковая модернизация»  2) попытка, предпринятая отставшими в развитии странами, догнать передовые общества за счёт использования их опыта

5. Э. Тоффлер выделяет следующие типы цивилизаций

а) сельскохозяйственные, индустриальные и постиндустриальные;

б) приморские и континентальные;

в) архаичные, традиционные и модернизированные;

г) традиционные и техногенные.

6. Процесс повышения роли городов в развитии общества называется

а) гардарикой,

б) маргинализацией,

в) массовизацией,

г) урбанизацией.

7. Слово «модерн» переводится

а) как «современность»,

б) «управление»,

в) «развитие»,

г) «образование».

8. Мировоззренческий принцип, признающий человека в качестве высшей ценности, – это

а) гуманизм, б) идеология, в) скептицизм, г) релятивизм.

9. Соотнесите понятие и его содержание.

а) коренное качественное изменение в развитии чего-либо 1) эволюция

б) изменение в соответствии с современными требованиями и нормами 2) прогресс

в) переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому 3) революция

г) постепенное изменение 4) модернизация

10. Концепцию культурного плюрализма предложил

а) О. Конт,

б) К. Маркс,

в) О. Шпенглер,

г) М. Херсковиц.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика