ТОГУ, философия (практикум, темы 29-32)
Узнать стоимость этой работы
28.11.2017, 14:18

Тема 29. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Совокупность явных и неявных (и часто неосознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, – …

2) Структура, существенно обусловливающая возможность определённых взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период, – …

3) Социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и  репрезентируется  (представляется)  в  те  или  иные  периоды   времени, – …

4) Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений, – …

5) Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

НАУЧНЫЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

План

1. Позитивизм. Модель единства научного знания.

2. Неокантианство:

а) разграничение «наук о природе» и «наук о культуре»;

б) методологические основания выделения социально-гуманитарного знания;

в) модификация неокантианства в методологии М. Вебера (учение об «идеальных типах» и его функция в споре о «науках о культуре»).

3. В. Дильтей: разграничение «знания» и «понимания». «Понимающий» характер гуманитарного знания. Включенность познающего.

4. Структуралистская элиминация проблемы разграничения социальногуманитарного и естественно-научного знания.

5. Постструктурализм. Пересмотр в рамках постнеклассической науки представлений о природе естественно-научного знания.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 29

Основные направления философии науки

Таблица 29

Направления

Представители

Краткая характеристика

«Слабые места» (затруднения) в концепции

Первый позитивизм

 

 

 

Второй позитивизм

(эмпириокритицизм)

 

 

 

Третий позитивизм

(логический позитивизм)

 

 

 

Критический рационализм

(фальсификационизм)

 

 

 

«Парадигмальная»

теория развития науки

 

 

 

Концепция научно-

исследовательских программ

 

 

 

Методологический

анархизм

 

 

 

Эволюционная

эпистемология

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ознакомьтесь с отрывками работы Р. Карнапа «Философские основания физики. Введение в философию науки».

«…Когда утверждения делаются учёным на обычном, словесном языке, а не на более точном языке символической логики, мы должны быть крайне внимательными, чтобы не смешать единичные утверждения с универсальными…

…Теоретические законы относятся к эмпирическим законам в какой-то мере аналогично тому, как эмпирические законы относятся к отдельным фактам. Эмпирический закон помогает объяснить факт, который уже наблюдался, и предсказать факт, который еще не наблюдался. Подобным же образом теоретический закон помогает объяснить уже сформулированные эмпирические законы и позволяет вывести новые эмпирические законы… Наблюдения, делаемые нами  в повседневной жизни, так же как более систематические наблюдения в науке, обнаруживают в мире определённую повторяемость или регулярность. За днём всегда следует ночь; времена года повторяются в том же самом порядке; огонь всегда ощущается как горячий; предметы падают, когда мы их роняем и т. д. Законы науки представляют не что иное, как утверждения, выражающие эти регулярности настолько точно, насколько это возможно…».

Ø Выполните задания.

1. Определите (привлекая дополнительные источники) суть методологической  позиции «Венского кружка». Приведите краткие сведения о Р. Карнапе и его месте в организации и работе «Венского кружка».

2. Дайте определения теоретических и эмпирических законов. Объясните, в чем отличие этих законов, приведите примеры таковых. Раскройте соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания (в понимании «Венского кружка»).

3. Раскройте понимание природы специальной терминологии и специальных символических форм записи научной информации с точки зрения Р. Карнапа.

Познакомьтесь с приведенными отрывками из работы К. Р. Поппера «Логика научного исследования».

«Начальная стадия, акт постижения или изобретения теории,  кажется  мне, не требует логического анализа и не допускает его. Вопрос о том, как происходит, что новая идея является человеку, может быть весьма интересным для эмпирической психологии, но он не имеет значения для логического анализа научного знания. Последний имеет дело не с вопросами факта, но только с вопросами оправдания или законности. Его вопросы таковы: может ли быть оправдано данное утверждение: и если да, то как? проверяемо  ли  оно? зависит ли оно логически от некоторых других утверждений? Или оно возможно противоречит им. Для того, чтобы утверждение могло быть таким образом логически исследовано, оно должно уже быть нам представлено. Кто-то должен уже его сформулировать и представить на логическое исследование. […]

Любое базисное предложение может в свою очередь быть подвергнуто испытанию, причём в качестве пробного камня используется любое из базисных предложений, которое может быть из него выведено с помощью проверяемой теории или какой-либо иной. Эта процедура не имеет естественного конца. Таким образом, если испытание должно нас куда-либо вести, то не останется ничего более, как остановиться в том или ином месте и сказать, что в данное время мы удовлетворены. […]

Наука и есть система надёжных или хорошо обоснованных предложений; она и не система, которая устойчиво движется к состоянию окончательного ранга науки – не знание (episteme): оно никогда, да и не может претендовать на достижение истины или даже её замены, такой, как вероятность. […] Наука никогда не преследует иллюзорной цели сделать свои ответы окончательными или даже вероятными. Она движется скорее к бесконечной и все же достижимой цели – всегда открывать новые, более глубокие и общие проблемы и подвергать свои всегда пробные ответы все более новым и острым испытаниям».

Ø Выполните задания.

1. Дайте определение понятия «базисное предложение».

2. Раскройте понятие «фальсификация». Объясните, почему, на взгляд Поппера, критерий фальсификации научного знания не является заменой критерия верификации или дополнением к нему?

3. Объясните, каким образом, посредством каких методологических процедур происходит, согласно Попперу, развитие научного знания? В чём принципиальное различие между взглядами Поппера и концепциями «Венского кружка»?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие виды знания являются предметом рассмотрения в гносеологии.

а) научное б) обыденное в) религиозное г) эстетическое д) философское

2. Укажите, какие из приведенных понятий введены (или получили наибольшее распространение) в рамках концепции К. Р. Поппера.

а) критерий демаркации

б) протокольное предложение

в) решающий эксперимент

г) критерий верификации

3. Соотнесите названия работ и их авторов.

а) «Структура научных революций» 1) К. Р. Поппер

б) «Логика научного исследования» 2) Ф. Бэкон

в) «Курс позитивной философии» 3) О. Конт

г) «Логико-философский трактат» 4) Т. Кун

д) «Против метода» 5) П. Фейерабенд

е) «Новый Органон» 6) Л. Витгенштейн

4. Назовите представителей неокантианской школы в области философии науки.

а) В. Виндельбанд б) Л. Фейербах в) Г. Риккерт г) Т. Лессинг

5. В основе структурализма как философского и научного направления лежит концепция

а) К. Маркса (экономика),

б) В. И. Ламанского (география),

в) Ф. де Соссюра (лингвистика),

г) М. Хайдеггера (философия).

6. Соотнесите концепции и научные дисциплины, на которые указанные концепции методологически ориентированы.

а) история 1) структурализм

б) филология 2) критический рационализм

в) лингвистика 3) позитивизм

г) физика 4) герменевтика

5) баденская школа неокантианства

7. Расположите указанных авторов в порядке появления их основных трудов (от более древних к более поздним).

а) О. Конт б) Г. Риккерт в) К. Поппер г) Р. Декарт д) И. Кант е) Д. Юм ж) П. Фейерабенд з) Р. Карнап

8. Соотнесите приведённые понятия с соответствующими концепциями.

а) науки о духе 1) философия В. Дильтея

б) парадигма 2) герменевтика Х.-Г. Гадамера

в) предпонимание 3) концепция Т. Куна

г) науки о культуре 4) баденская школа неокантианства

9. Укажите, кого из названных философов, как правило, относят к представителям постструктурализма.

а) К. Леви-Стросса

б) Р. Барта

в) С. А. Крипке

г) М. Фуко

д) Ж. Делёза

е) А. Н. Уайтхеда

10. Какое из названных направлений в философии науки ближе всего к сциентизму?

а) «Венский кружок»

б) критический рационализм

в) методология научно-исследовательских программ

г) методологический анархизм

 

Тема 30. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия, – …

2) Целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений – …

3) Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств, применительно к конкретной ситуации, – …

4) Своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей, складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности – …

5) Осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

План

1. Специфика и обусловленность философского взгляда на природу человека.

2. Возникновение, развитие и особенности философской антропологии, основная проблематика и характерные черты.

3. Проблема происхождения человека, взаимоотношения его с миром, становление антропологической традиции философии.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 30

Антропологические концепции в истории философии

Таблица 30

Автор концепции

Этапы развития

философии

Основные понятия и принципы

представлений о человеке

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Объясните, каким образом, по мнению философов-экзистенциалистов, связаны природа человека и свобода?

Ø Прокомментируйте слова В. Франкла о смысле жизни: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл. Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден… в поисках смысла нас направляет наша совесть».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Философская антропология – это философское учение

а) об обществе,

б) о природе,

в) цивилизации,

г) человеке.

2. Развитие личности предполагает формирование

а) Сверх-Я,

б) самосознания,

в) интеллекта,

г) рассудка.

3. Поступок, как отличительная черта личности, это

а) действие, отклоняющееся от нормы,

б) героическое действие,

в) свободное действие,

г) необходимое действие.

4. Процесс формирования человека от исходного, предкового вида, к человеку разумному носит название

а) цефализации, б) хомогенеза, в) эволюции, г) антропогенеза.

5. Трудовая теория происхождения человека разработана

а) Ч. Дарвиным, б) М. Шелдоном, в) И. Павловым, г) Ф. Энгельсом.

6. Согласно концепции креационизма человек

а) является продуктом космического разума,

б) сотворен Богом,

в) является результатом эволюции,

г) возник в результате воздействия космического разума.

7. Концепция «человека играющего» была разработана

а) С. Кьеркегором,

б) М. Шелером,

в) А. Шопенгауэром,

г) Й. Хейзингой.

8. Понимание человека как микрокосма характерно для философии

а) Античности,

б) Возрождения,

в) Нового времени,

г) Современности.

9. Специфически человеческим способом коммуникации является

а) речь,

б) труд,

в) подражание,

г) игра.

10. Биологические потребности и инстинкты лежат в основе жизнедеятельности человека с точки зрения

а) неотомистов, б) позитивистов, в) фрейдистов, г) герменевтиков.

 

Тема 31. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида; одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности, – ...

2) Одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности; согласно экзистенциалистам, представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность, – ...

3) Внутренне принимаемое (добровольное) обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом) – ...

4) В истории философии термин употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с особой нематериальной субстанцией, – ...

5) Чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту – ...

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

План

1. Различные версии антропогенеза.

2. Основные трактовки природы и сущности человека в истории философии.

3. Человек как единство природного и социального. Понятия индивида, индивидуальности, личности.

4. Проблема смысла человеческого существования. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 31

Проблема антропогенеза

Таблица 31

Концепция

Автор

Суть

Ваша оценка достоинств и

недостатков концепции

Эволюционная

 

 

 

Символическая

 

 

 

Игровая

 

 

 

Пассионарная

 

 

 

Трудовая

 

 

 

Теологическая

 

 

 

 

З а д а н и е  4. Упражнения, комментарии

Ø Какая категория раскрывает взаимосвязь свободы и нравственности в философии Канта? Прокомментируйте, каким образом эта связь осуществляется.

Ø Изложите Ваши мысли относительно высказывания Ф. Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Человек есть совокупность общественных отношений, полагал

а) З. Фрейд, б) К. Маркс, в) А. Камю, г) У. Джемс.

2. Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как

а) субстанциализм,

б) психофизический параллелизм,

в) кентавризм,

г) дуализм.

3. Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии

а) Античности,

б) Средневековья,

в) Возрождения,

г) Нового времени.

4. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек

а) слаб,

б) смертен,

в) одинок,

г) бездуховен.

«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», – доказывали

а) Платон, Гегель, марксисты;

б) Тертуллиан, Августин, Фома Аквинский;

в) А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс;

г) Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, П. Рикер.

5. Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть

а) индивид, б) личность, в) индивидуальность, г) агент.

6. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам функционирования, называется

а) натурализаторской, б) социализаторской, в) персоналистской, г) рационалистической.

7. «Свобода – это осознанная необходимость», – считал

а) Сократ, б) Августин Аврелий, в) Б. Спиноза, г) И. Кант.

8. Понимание всякого действия человека как предопределённого заранее есть

а) волюнтаризм, б) нигилизм, в) фатализм, г) прагматизм.

9. Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является

а) философия, б) наука, в) искусство, г) игра.

 

Тема 32. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Большая устойчивая общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием, вследствие этого, общей культуры, – …

2) Внутреннее устройство общества или группы, состоящее из упорядоченных частей; совокупность продолжительных, упорядоченных (координированных и субординированных) и типичных социальных связей (отношений) между различными элементами общества – …

3) Совокупность социальных элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, образующих единое целое и способных изменять свою структуру при взаимодействии с внешними условиями, – …

4) Социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой, – …

5) Совокупность производственных, организационных и духовных достижений общества; уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА

План

1. Методологические основания социального знания: методологический индивидуализм и холизм.

2. Марксистская теория общества:

а) учение о классах и классовой борьбе;

б) учение о социально-экономических формациях.

3. Позитивистские концепции общества (Э. Дюркгейм).

4. Природа социального в учении М. Вебера.

5. Структурная социология Т. Пасонса (синтетическая концепция общества).

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 32

Социально-экономические формации

Таблица 32

 

Социально-экономические формации

 

Тип эксплуатации

 

Примеры соответствующих обществ

Противоречия, вызывающие

переход к следующей социальноэкономической

формации

Первобытнообщинная

 

 

 

Рабовладельческая

 

 

 

Феодальная

 

 

 

Капиталистическая

 

 

 

Коммунистическая

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Познакомьтесь с отрывками из писем К. Маркса.

«История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причём каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая – историческое событие. Этот результат можно опять таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Таким образом, история, как она шла, до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Но из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономические обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, – из этого всё же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в неё».

Письмо Йозефу Блоху

«…История носила бы очень мистический характер, если бы “случайности” не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих “случайностей”, среди которых фигурирует также и такой “случай”, как характер людей, стоящих вначале во главе движения».

Письмо Людвигу Кугельману

Ø Выполните задания.

1. Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необходимости. Чем, согласно его точке зрения, является «закон истории» и каким образом он согласуется с действиями отдельных людей, сознающих себя действующими в той или иной степени свободно?

2. Используя дополнительные источники, раскройте понимание марксизмом «роли личности в истории».

3. Что можно отнести к «личным», а что к «общесоциальным» обстоятельствам? Объясните, почему, согласно Марксу, в конечном счёте, внешние обстоятельства могут быть сведены к экономическим?

Познакомьтесь с отрывками из работы К. Ясперса «Смысл и назначение истории».

«…То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия в постоянном владении, создание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных.

…В водовороте современного существования часто становится непостижимым, что собственно происходит. Неспособные спастись на берегу, что позволило бы обозреть целое, мы носимся в своем существовании, как по морю. Водоворот создает то, что мы видим только тогда, когда он нас увлекает за собой.

Однако это существование рассматривается в настоящее время как само собой разумеющееся, как массовое обеспечение посредством рационального производства на основе технических открытий. Когда это знание постигаемого процесса в целом превращается в осознание бытия современности, неизбежным становится уже не непостижимый  в своих  возможностях  водоворот,  а действующий в ходе необходимого экономического развития аппарат.

….Индивид распадается на функции. Быть  означает быть в  седле; там,  где ощущалась бы личность, деловитость была бы нарушена. Отдельный человек живет как сознание социального бытия. В пограничном случае он ощущает радость труда без ощущения своей самости; живет коллектив, и то, что отдельному человеку казалось бы скучным, более того невыносимым, в коллективе он спокойно принимает, и как бы под властью иного импульса. Он мыслит свое бытие только как “мы”.

Бытие человека сводится к всеобщему; к жизнеспособности как производительной единице…».

Ø Выполните задания.

1. Прокомментируйте, в чём, согласно Ясперсу, состоит основная проблема современного положения человека в обществе.

2. Приведите примеры, подтверждающие позицию Ясперса. Насколько исторически новой является описываемая им ситуация? Какие возражения можно привести против его тезиса? Какие изменения в социальной сфере могли бы ослабить проблемы, отмечаемые Ясперсом, и в какой степени такие изменения представляются возможными (приведите аргументы «за» и «против»)?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Теоретическая позиция, сводящая все социальные процессы непосредственно к экономике, называется

а) историческим материализмом, б) экономическим материализмом, в) марксизмом, г) механистическим материализмом.

2. Соотнесите типы господства по Веберу и конкретные исторические примеры.

а) харизматическое 1) Гордон Браун

б) традиционное 2) Мухаммед

в) легальное 3) Николай II

3. Укажите, что, согласно К. Марксу, является основанием для выделения классов общества.

а) уровень доходов

б) отношения собственности на средства производства

в) обладание политической властью

г) происхождение

4. Соотнесите названия работ и их авторов.

а) «Капитал» 1) Ж.-Ж. Руссо

б) «О разделении общественного труда» 2) К. Маркс

в) «Курс позитивной философии» 3) Э. Дюркгейм

г) «Общественный договор» 4) О. Конт д) «Протестантская этика и дух капитализма»

5) М. Вебер

6)  Ш. Л. Монтескье

5. Укажите из числа перечисленных философов представителей марксизма.

а) Ф. Ницше б) Ф. Энгельс в) Л. Фейербах г) Э. В. Ильенков

6. Что из названного с точки зрения марксизма не является социально-экономической формацией?

а) социализм б) феодализм в) популизм г) коммунизм д) капитализм

7. Соотнесите приведенные понятия с соответствующими философами.

а) стратификация 1) К. Маркс

б) аномия 2) М. Вебер

в) харизма 3) Э. Дюркгейм

г) класс 4) П. Сорокин

5) В. Парето

8. Расположите указанных авторов в порядке появления их основных трудов (от более древних к более поздним).

а) М. Вебер б) О. Конт в) Т. Парсонс г) К. Маркс д) Д. Белл

9. Укажите, кто из указанных философов является основателем науки об обществе – социологии.

а) И. Г. Гердер б) Г. Ф. В. Гегель в) К. Маркс г) О. Конт д) М. Вебер

10. Какая из указанных совокупностей индивидов с наименьшими основаниями может рассматриваться как общество?

а) учебная группа студентов ТОГУ

б) очередь за пивом

в) работники трамвайного депо

г) жители города Хабаровска



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика