ОАТК, основы философии (рабочая тетрадь)
Узнать стоимость этой работы
02.03.2019, 18:07

Тема: Предмет и функции философии

Вспомните, пожалуйста, и запишите тот момент (моменты) из своей жизни, когда Вы сказали (подумали): «Это философский вопрос».

 

Тема: Определение философии

1. Просмотрите несколько учебников философии. Почему существует множество определений философии?

2. Заполните таблицу:

Учение о бытие

 

Учение о развитии

 

Учение о познании

 

Учение о человеке

 

Учение о нравственности

 

Учение о прекрасном

 

Учение о ценностях

 

Учение о Боге

 

3. Объясните термины:

Философия 

Идеализм

Материализм

 

Тема: Философия Древнего Китая и Древней Индии.

1. Сравните общее и особенное в возникновении философии в Древней Индии, Древнем Китае.

2. Проанализируйте мифологические предпосылки возникновения философии.

3. Основные школы и течения китайской философии. Представители наиболее известных.

 

Тема: Философские школы Древней Греции.

1. Когда и почему возникает философия в Греции? Исторические периоды ее развития. 

Милетская школа (школа натурфилософии)

Академия Платона

Пифагорейская школа

Элейская школа

2. Тестовая проверка знаний.

1. Завершите определение:

«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется___». 

2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:

а. Атом 

б. Хаос 

в. Космос 

г. Бытие 

3. Что такое философская категория?

а. Обозначение чего- либо 

б. Форма «чистого разума» 

в. Понятие, отражающее связь любого типа 

г. Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения. 

4. Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?

а. Демокрита 

б. Сократа 

в. Гераклита 

г. Фалеса 

5. Завершите определение:

«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется ______».

6. Мыслитель, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление», был:

а. Анаксимен 

б. Пифагор 

в. Сократ 

г. Зенон 

9. Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?

а. Демокрит 

б. Гераклит 

в. Пифагор 

г. Фалес 

10. Соотнесите понятия и философов, которые их используют:

а. Космос 1.Аристотель 

б. Бытие 2. Демокрит 

в. Форма 3. Парменид 

г. Идея 4. Гераклит 

д. Атом 5. Платон

 

Тема: Мировоззрение и его исторические типы.

1. Приведите примеры мифологического, религиозного и научного объяснения одного и того же явления природной или общественной жизни.

2. Приведите примеры современных мифов. В чём смысл их создания? В чём причины живучести мифов?

3. В чём сходство и отличие философского и научного познания?

4. Должен  ли  учёный  обязательно  быть  атеистом  и  материалистом? Если нет, то каким образом можно согласовать научное и религиозное или идеалистическое виденье мира? Возможно ли такое согласование?

5. Объясните термины:

Миф

Религия

Наука

Научно- философское мировоззрение

Бог

Аллах

Будда

Культ

Язычество

 

Тема: Философия Античности и Средних веков.

1. Заполните формы государства по Аристотелю, пользуясь выдвинутыми им терминами: Аристократия, демократия, монархия, олигархия, полития, тирания.

Принцип правления

«Правильная» форма

«Неправильная» форма

Власть одного

 

 

Власть немногих

 

 

Власть большинства

 

 

2. Объясните  термины:

Кинизм

Стоицизм

Апологетика

Патристика

Схоластика

3. Используя материал Интернета, подготовьте  краткое сообщение об одном из философов эпохи.

 

Тема: Философия Нового и новейшего времени

1. Подчеркните  основные философские направления Нового времени:

1. Диалектический материализм;

2. Диалектический идеализм;

3. Эмпиризм;

4. Гилозоизм;

5. Пантеизм;

6. Рационализм;

7. Метафизический материализм;

8. Механицизм;

9. Объективный идеализм;

10. Дуализм;

2. Кому принадлежат эти высказывания? (Составьте соответствие).

1. “...если ничего не существует помимо единичных вещей. - а таких вещей бесчисленное множество,- то как возможно достичь знания об этом бесчисленном множестве? Ведь мы познаем все вещи постольку, поскольку в них имеется нечто единое и тождественное и поскольку им присуще нечто общее”

2. «Сущность Вселенной не имеет в себе силы, которая могла бы противостоять мужеству познания».

3. «Имей мужество пользоваться собственным умом!»

4. “...Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид- идолами рода,  второй-  идолами пещеры, третий- идолами площади и четвертый- идолами театра.»

5. «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы с очевидностью,...избегать, иначе говоря, опрометчивости и предвзятости.;     

6. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».                   

7. «Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления».   

А) Г.Гегель; Б) Д.Локк; В) И.Кант; Г) Р.Декарт; Д) Аристотель; Е) Ф. Бэкон; Ж) Б.Спиноза.

3. Используя материал Интернета, подготовьте  краткое сообщение о каком- либо русском мыслителе и его философских взглядах.

 

Тема: Основные понятия немецкой классической философии. Человек как главная проблема философии.

1. Попробуйте предположить, кому из перечисленных мыслителей могут принадлежать следующие определения сущности человека:

«Человек- это двуногое и без перьев».

 

«Человек- это политическое животное».

 

«Человек- это неустановившееся животное».

 

«Человек- это любимое творение Божье».

 

«Человек- это животное с красными от стыда щеками».

 

«Человек- это микрокосм».

 

«Человек- это мера всех вещей».

 

«Человек- это существо обделённое инстинктами».

 

«Человек- это символическое животное».

 

Платон, Аристотель, Протагор, Демокрит, создатели Библии, Кассирер, Гелен, Фрейд, Ницше.

2. С какими теориями антропогенеза вы знакомы?

3. Напишите содержание основных концепций смысла жизни.

Этика долга

Прагматизм

Гедонизм

Аскетизм

Утилитаризм

Эвдемонизм

 

Тема: Основные направления философии ХХ в.

План-конспект: «Русская идея», «Славянофильство и западничество»

 

Тема: Философия экзистенциализма и психоанализа.

Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в который ввели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия.

Основатель психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) создавал свою теорию на базе практической (по 8 – 10 часов ежедневно) врачебной деятельности. Психоанализ – это и разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, и философская концепция сущности человека и культуры, изложенная им в работах «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.

До Фрейда (в классической философии и науке) считалось, что главным регулятором человеческой жизни является сознание. Фрейд открыл, что под покровом сознания скрываются глубинные, наполненные энергией пласты бессознательных стремлений, желаний, влечений, которые определяют не только личную жизнь человека, но и развитие цивилизации.

Психика человека понимается Фрейдом как состоящая из трех слоев, или инстанций: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» - сфера бессознательного, представляет собой унаследованный человеком от животных предков глубинный слой психики, в котором коренятся основные жизненные инстинкты: инстинкт продолжения рода (источник сексуального влечения и сексуальной энергии – «либидо») и инстинкт самосохранения (источник агрессивного поведения человека). «Оно» - иррационально и аморально, руководствуется только принципом удовольствия, проявляется в бессознательных импульсах и влечениях человека.

«Я» - важный элемент сознания человека, формируется в результате личного жизненного опыта индивида. «Я» - разумно и руководствуется принципом реальности, стремясь привести бессознательные импульсы «Оно» в соответствии с требованиями «Сверх-Я».

«Сверх-Я» - та часть сознания, в которой сконцентрирован культурный опыт человечества (правила поведения, нормы нравственности, идеалы и т.п.). «Сверх-Я» формируется в процессе воспитания и образования; это - «контролирующий и наказующий агент» в нашей психике, совесть человека.

Основу человеческой жизни, по Фрейду, составляет вечный конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

1. Прочитайте представленные определения сознания, подумайте, что в них отражено: самая главная черта сознания или просто одна из его характеристик?

- «Сознание – это осознанное бытие». «Сознание- это субъективный образ объективного мира». «Сознание- это человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении». «Сознание- это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга».

2. Разбейте перечень на два списка: Ощущение; отображение; восприятие; представление; раздражимость; понятие; суждение; умозаключение; рефлекс; интуиция.

3. Заполните таблицу методов научного познания:

 

Тема: Методы философии

 

Приведите примеры каждого метода

 

Тема: Духовная жизнь человека (Наука, религия, искусство)

1. С какого момента, по вашему мнению, человек становится культурным: 1. Когда научился вести себя в обществе и соблюдать приличия? 2. Когда получает образование и профессию? 3. Когда сам становится способным творить и развивать культуру, создавая культурный продукт?

2. Как Вы думаете, почему несмотря на достижения наук, религии продолжают  занимать значительное место в жизни человека? Что означают для Вас религиозные праздники? Согласны ли Вы, что это больше культурная традиция,  чем реальная вера?

3. Объясните термины:

Мир Аристотеля

Мир Галилея

Богочеловек

Культура

Искусство

 

Тема: Философия общества и истории.

1. Кому принадлежат произведения по философии истории (отметьте графически)

2. Какие уровни общественного сознания Вы знаете? Что характерно для каждого из них? 

3. Заполните схему:

4. Течения западничества и славянофильства существуют и сегодня. Изучив материалы СМИ в сети Интернет, подумайте и обоснуйте - нужно ли России искать свой путь, или необходимо приобщаться к западному обществу и ценностям? Возможно ли  для России вступление в ВТО, Евросоюз, НАТО?

5. Объясните термины:

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Монархия

Республика

 

Тема: Философия и глобальные проблемы современности.

1. Какие глобальные проблемы современности, по вашему мнению, порождены научно-техническим прогрессом?

2. Подчеркните в представленном списке глобальные проблемы.

- Проблемы образования;

- Проблемы энергетики;

- Проблемы селькохозяйственного производства;

- Экологические проблемы;

- Продовольственные проблемы;

- Проблемы борьбы с терроризмом;

- Проблемы войны и мира в целом;                               

- Демографические проблемы;

- Национальные проблемы.

3. Объясните термины:

Антропогенез

Клонирование

Эвгеника

Идеал

Римский клуб

Антиглобализм



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика