Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
09.11.2021, 12:27 | |||||||||||||||||||||||
Объем текста контрольной работы не должен превышать10 страниц формата А4 (210х297 мм) при наборе студентом текста работы на компьютере (WORD, Times New Roman 14, интервал 1,5, поля: верхнее, левое, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм); текст печатается на одной стороне листа бумаги А4. Таблица – Порядок выбора варианта контрольной работы
Структура контрольной работы. 1 Титульный лист. 2 Теоретическая часть. 2.1. Текст теоретического задания. 2.2. Ответ на теоретическое задание. 3 Ситуационное (практическое) задание. 4 Список литературы, используемый для написания контрольной работы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант 1 1. Теоретический вопрос. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Философские основания и сущностные черты классического, неклассического и постнеклассического этапов развития научного знания. Основные подходы к исследованию проблем науки: неотомизм, неокантианство и неопозитивизм. Позитивистская традиция в философии науки (О.Конт, Э.Мах, Венский кружок и т.д.). Постпозитивистские концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, Ф.Фейерабенда, М.Полани. Методические указания по выполнению теоретического задания Для ответа на поставленные вопросы необходимо показать наличие разных точек зрения по вопросу определения науки, времени ее возникновения и определить, какие существуют основания для классификации основных исторических этапов функционирования науки. Особое внимание следует уделить современной постпозитивистской концепции философии науки. 2. Ситуационное (практическое) задание. Можно ли согласиться с утверждением Т.Куна: «Если стоит проблема выбора между альтернативными теориями, два исследователя, следующие одному и тому же набору критериев выбора, могут прийти к различным заключениям». Вопрос: Какие факторы влияют на позицию ученого при выборе научной теории? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для ответа на поставленный вопрос необходимо знать, что называется альтернативными теориями в науке, по каким критериям оценивается истинность научных теорий, что такое плюрализм в науке и какое влияние на позицию ученого оказывают вненаучные, в том числе метафизические, установки. В связи с этим магистрант должен иметь представление об особенностях постпозитивистских концепций философии науки.
Вариант 2 1. Теоретический вопрос. Основные аспекты бытия науки: наука как познавательная деятельность, как объективированная система знаний, как социальный институт, как особый этос и как специфическая область культуры. Наука в контексте современной цивилизации. Техногенный характер современного общества. Роль науки в современном мире. Методические указания по выполнению теоретического задания При выполнении первой части контрольной работы магистрант должен дать ответы на сформулированные вопросы, обратив особое внимание на сложность определения науки как важнейшего социокультурного феномена. Для этого необходимо рассмотреть разные способы бытия науки и ее роль в современном мире. 2. Ситуационное (практическое) задание. Сторонники разных теорий... подобны людям, имеющим разные родные языки. Общение между ними идет путем перевода, и в нем возникают всем известные трудности». Вопрос: Поясните, аргументируйте или опровергните тезис Т.Куна на примере известных вам конкурирующих экономических теорий. Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Чтобы ответить на вопрос, нужно познакомиться с проблемой интерпретации в науке и в зависимости от возможных путей решения этой проблемы показать, почему в экономической науке конкурирующие теории объясняют возникающие ситуации (в том числе экономические кризисы) с разных точек зрения и на их основе вырабатываются различные сценарии преодоления возникших трудностей. Важно показать самостоятельность магистранта при обсуждении этого вопроса.
Вариант 3 1. Теоретический вопрос. Научное знание как система, его особенности и структура. Основные критерии научности. Методические указания по выполнению теоретического задания При выполнении задания нужно разобраться, что такое система как целостность, как формируется наука как система, что является ее системообразующим фактором. Далее следует выявить особенности науки как единства объективных и субъективных элементов и показать, каким образом они связаны между собой, исходя из общепринятого положения об объективном характере научного знания. Затем важно понять, какие требования предъявляются к науке, когда речь идет о научной истине и каким критериям должна отвечать наук, соответствуя требованиям научности. 2. Ситуационное (практическое) задание. «Всякий раз, когда мы приступаем к объяснению некоторого предположительного закона или теории посредством новой предположительной теории, более высокой степени универсальности, мы открываем нечто большее о мире, мы проникаем глубже в его секреты. И всякий раз, кода нам удается фальсифицировать теорию этого рода, мы совершаем новое важное открытие». Вопрос: Поясните это утверждение К.Поппера и проиллюстрируйте эффективность метода фальсифицируемости. Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для выполнения этого задания нужно познакомиться с основными концепциями постпозитивизма в Философии науки, разобраться с принципом фальсифицируемости, предложенным К Поппером и отношением других философов и историков науки к этому принципу как фактору развития научного знания. Затем следует проявить свою самостоятельную позицию в отношении признания или отрицания этого принципа, исходя из знания той или иной предметной области науки, с которой магистрант в своей деятельности связан.
Вариант 4 1. Теоретический вопрос. Структура научного знания. Научное знание как развивающаяся система «факт» - «теория» - «метатеория». Понятие, роль и способ образования абстрактных и идеальных объектов в науке. Методические указания по выполнению теоретического задания Необходимо разобраться с вопросом о логической структуре научного знания, выделить в ней основные элементы, дифференцировав эмпирический и теоретический уровни. Затем нужно показать, каким образом в структуре научного знания появляются и функционируют теории более абстрактного метатеретического уровня, позволяющие интегрировать разные предметные научные знания. Особое внимание следует уделить природе, способам конструирования и эпистемологической роли идеальных объектов как особым логическим конструктам. 2. Ситуационное (практическое) задание. «Не имеет смысла говорить о том, что представляют собой объекты теории сами по себе, за пределами обсуждения вопроса о том, каким образом интерпретировать или переинтепретировать одну теорию в другую». Вопрос: В чем, по-вашему относительности? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для выполнения этого задания постпозитивизме обозначается принципом онтологической относительности и понять аргументацию авторов этой концепции. Затем следует высказать собственное мнение в отношении данного принципа, исходя магистранта.
Вариант 5 1. Теоретический вопрос. Структура эмпирического знания (физический объект, научный факт, эмпирическая закономерность, феноменологическая теория). Методы эмпирического уровня познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, методы моделирования и индуктивного анализа). Методические указания по выполнению теоретического задания Для выполнения этой части работы необходимо ознакомиться со структурой научного знания, обратив специальное внимание на особенности его эмпирического уровня. Затем необходимо понять, каковы разница между эмпирически существующим объектом (вещь, ее свойства, процесс, действие) и его фиксацией в качестве объекта (предмета) познания, представленного в познании как научный познавательного процесса как движение от фактов к их накоплению, обобщению, выдвижению гипотезы, объясняющей их связи между собой и с существующими в науке способами объяснения, затем определить, что называется эмпирической закономерностью и феноменологической теорией, чтобы показать, что достижение научной истины невозможно без перехода на теоретический уровень познания. Процесс научного исследования на его эмпирическом уровне осуществляется общими методами, особенности которых нужно рассмотреть, выявив достоинства и неполноту каждого из перечисленных в задании. 2. Ситуационное (практическое) задание. «С моей точки зрения, всякий отдельный выбор между конкурирующими теориями зависит от смеси объективных и субъективных факторов и критериев, разделяемых группой, и индивидуальных критериев». Вопрос: О каких критериях рассуждает Т. Кун? Как эти критерии зависят от господствующей парадигмы? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Выполнение этой части задания требует от магистранта понимания механизма отношений в рамках научного сообщества и вненаучной составляющей в рамках научного знания. Для решения поставленного вопроса нужно познакомиться с определением научной парадигмы, предложенной Т.Куном, и провести самостоятельный анализ эвристической значимости предложенных Т.Куном критериев.
Вариант 6 1. Теоретический вопрос. Структура теоретического знания как совокупности идеальных объектов (аксиомы, законы универсальные и частные, отдельные теоретические высказывания, гипотезы и др.). Методы теоретического уровня познания (идеализация, формализация, математическое моделирование, интерпретация, воображение). Методические указания по выполнению теоретического задания Для выполнения работы нужно определить, что называется теоретическим уровнем науки, рассмотреть его структуру как рационально-логическую систему и выделить в ней основные элементы. Затем определить основные признаки и особенности обозначенных теоретических конструкций и показать их эпистемологические функции. Далее определяются общие методы научного познания, обеспечивающие развитие знания. Перечисленные в задании методы нужно раскрыть и проиллюстрировать примерами из разных отраслей научного знания. 2. Ситуационное (практическое) задание. «Обращаясь к науке, мы.... можем различать три вида окружающей среды, каждый из которых по-своему воздействует на научную практику. Эти три рода сил отбора могут исходить от а) ученого; б) научного сообщества; в) более широкого культурного контекста. Остается показать, какого рода давление производит то или иное окружение и каким образом взаимодействие между этими силами ведет к динамике эволюционных изменений в науке». Вопрос: Можно ли найти подтверждение этому тезису в современном экономическом знании? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для выполнения задания нужно ознакомиться с теми причинами, от которых зависит роль субъективного фактора в научной деятельности. При этом важно уметь различать индивидуальные качества человека, на основании которых формируются его научные интересы, в том числе определенные философские, мировоззренческие, этические воззрения; принадлежность к тому или иному научному сообществу и принятым в его рамках господствующих парадигм; понимание условий социокультурного и научного взаимодействия, в которых актуализируются те или иные научные проблемы и средства их решения. Опираясь на полученные знания, магистрант сможет ответить на поставленный вопрос, обращаясь к экономической науке для подтверждения или опровержения сформулированного в задании тезиса.
Вариант 7 1. Теоретический вопрос. Развитие синергетического подхода. Основные принципы синергетики. Эффекты синергетического подхода в социальных исследованиях. Методические указания по выполнению теоретического задания В работе нужно рассмотреть понятие «синергетика», возникновение и развитие синергетического подхода применительно к социосистемам. Необходимо перечислить и объяснить основные принципы синергетики, а также уточнить категориально- терминологический аппарат синергетики, включающий следующие основные понятия: точка бифуркации, аттрактор, флуктуация, хаос, порядок, нелинейное развитие. На основании этого следует определить методологические возможности данного научного подхода и объяснить его актуализацию в рамках современного гуманитарного знания. 2. Ситуационное (практическое) задание. «Рационалист обязан сформулировать совокупность относительных достоинств альтернативных теорий, поддерживаемых тем или иным массивом доказательных свидетельств. Ведь рационалистический воплощаться, пока теории нельзя будет сравнивать. Для позиции нерационалистов – таких, как Кун и Фейерабенд, - характерно обратное: они утверждают, что теории не могут сравниваться, что теории несоизмеримы». Вопрос: На чем основан принцип несоизмеримости теорий? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для выполнения этой части работы магистрант должен познакомиться с философской позицией современного естественнонаучного рационализма и понять, каковы критерии научности применительно к данному подходу. Далее следует разобраться, что составляет основание иррационализма применительно к научному знанию. Затем понять содержание принципа несоизмеримости научных теорий. Только тогда удастся ответить на вопрос, почему возможно настаивать на принципе несоизмеримости научных теорий.
Вариант 8 1. Теоретический вопрос. Научные традиции и научные революции. Типы. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Методические указания по выполнению теоретического задания Выполняя это задание, магистрант находит ответы в учебной и справочной литературе, последовательно разбираясь с проблемами развития научного знания на разных исторических этапах. Следует понять механизм передачи научного знания и существующие научные традиции, обеспечивающие его преемственность. Далее обратить внимание на причины коренной ломки общепринятых установлений приводящих к научным революциям. Затем нужно связать типы научной рациональности, предварительно дав им определение, с господствующими определенных направлений научного знания, принадлежащего к той или иной исторической эпохе. 2. Ситуационное (практическое) задание. «В результате науки оказываются такими, какими мы их знаем: они оказываются фабриками очень ценных, практически полезных суждений, в которых работают рабочие и изобретательные техники и из которых практический человек может черпать без подлинного понимания, в лучшем случае с осознанием их технической эффективности… Знания для них с самого начала не что иное, как мастерство изобретательской мысли, нацеленной на достижения в мастерстве управления природой и человеком». Вопрос: Какую позицию по отношению к такому пониманию научного знания занимает феноменология? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для решения этого задания нужно познакомиться с феноменологией как направлением современной философии науки. Затем показать, исчерпываются ли функции науки ее практической полезностью или наука представляет собой более сложное социокультурное явление. В таком случае магистрант должен найти самостоятельные аргументы для опровержения сформулированного в задании тезиса.
Вариант 9 1. Теоретический вопрос. Понятия «научная парадигма» и «научный подход». Системный подход: возникновение, принципы, преимущества. Методические указания по выполнению теоретического задания Для выполнения теоретического задания необходимо дать определение понятиям «научная парадигма» и «научный подход». Определит их методологическую значимость и соотношение с понятием «научный метод». Рассмотреть возникновение и применение системного подхода, выявить его функции, при этом необходимо дать дефиницию понятия «система», привести примеры объектов исследования, имеющих системные признаки и, соответственно, являющиеся системами. Обосновать свою точку зрения. 2. Ситуационное (практическое) задание. «Для нового научного метода существенны две характерных черты: стремление ставить каждый раз новые и новые эксперименты, идеализирующие, изолирующие опыт и тем самым создающие, по существу, новые феномены, и сопоставление этих феноменов с математическими структурами, принимаемыми в качестве законов природы». Вопрос: Каковы особенности экономических наук в описании и объяснении социально- экономической реальности? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для выполнения этого задания нужно определить особенности социального эксперимента по сравнению с естественнонаучным и затем показать, в какой мере возможно его применение в экономической деятельности. Затем важно разобраться, насколько адекватность экономических теорий зависит от используемого математического аппарата и каковы пределы теоретического абстрагирования в экономических теориях. На этом основании магистрант высказывает собственную оценку истинности или ложности высказанного суждения.
Вариант 10 1. Теоретический вопрос. Основные концепции современной философии науки. Теоретико-методологические Проблемы науки в концепциях К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейрабенда, М.Полани. Методические указания по выполнению теоретического задания При ответе на вопросы теоретического задания необходимо указать на основные положения постпозитивизма в анализе философских проблем науки, а затем обозначить особенности их решения в работах перечисленных авторов. Для этого следует определить, что такое научная парадигма, что есть принцип верификации и принцип фальсификации (фальсифицируемости), что означает понятие нормальной науки, что такое революция в науке, Важно также определить, в чем заключается рост научного знания, принципы кумулятивности или несоизмеримости научных теорий. 2. Ситуационное (практическое) задание. «Наука становится исследованием благодаря проекту и его обеспечению через строгость научного предприятия. Но проект и строгость впервые развертываются в то, что они есть, только благодаря методу. Метод знаменует собой вторую существенную для исследования черту. Спроектированная сфера не станет предметной, если не предстанет во все многообразии своих уровней и переплетений». Вопрос: Как на основании этого высказывания можно проиллюстрировать метод «герменевтического круга»? Методические указания по выполнению практического (ситуационного) задания Для ответа на поставленный вопрос необходимо познакомиться с герменевтикой как одним из направлений современной философии «герменевтического круга» и самостоятельно проиллюстрировать его эвристическую ценность для научного исследования. | |||||||||||||||||||||||