Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
01.10.2016, 10:11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания: 1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 1.1.1. Каково место проблемы бытия в философии? 1.1.2. В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии? 1.1.3. В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям) 1.1.4. В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира? 1.1.5. Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания? 1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы: 1.2.1. Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных? 1.2.2. Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории: 1.2.3. В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма? 1.2.4. Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта): 1.2.5. Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка): 1.3. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.3. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 1.3.1. Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания? 1.3.2. Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания? 1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы: 1.4.1. Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики? 1.4.2. Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания? 1.5. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца): 1.5.1.
1.5.2.
1.5.3.
1.5.4.
1.6. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 1.4.1. «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно». 1.4.2. «Я знаю только то, что я ничего не знаю». 1.4.3. «Что трудно? – Познать самого себя». 1.4.4. «Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в темном лесу мировой жизни». 1.4.5. «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое». 1.4.6. «Познание начинается с удивления». 1.4.7. «Нельзя желать того, что до этого не было познано». 1.4.8. «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». 1.4.9. «Всякое знание – благо и не может быть враждебно Верховному благу». 1.4.10. «Знание без нравственной основы – ничего не значит». 1.4.11. «Мыслю, следовательно, существую». 1.4.12. «Все вещи суть числа». 1.4.13. «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи». 1.4.14. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». 1.4.15. «Ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным». 1.4.16. «Существование человека относится к его сущности иначе, чем существование вещей мира – к их сущности». 1.4.17. «Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого». 1.4.18. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». 1.4.19. «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает». 1.4.20. «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости». 1.4.21. «Знание есть сила, сила есть знание». 1.4.22. «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь предметом, а в использовании фактов, которое делает его философом». 1.4.23. «Уважение к истине – начало премудрости». 1.4.24. «Ничто не происходит без достаточного основания». 1.4.25. «Мудрый не ведает печали». ЗАДАНИЕ № _______ ОТВЕТ: _______________ 7. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 1.7.1. Почему некоторые философы отрицали познаваемость мира? 1.7.2. Чем отличаются различные типы познания мира (обыденный, религиозный, научный)? 1.7.3. Почему проблема истины является предметом непрекращающихся дискуссий? 1.7.4. Каковы вид и форма истин, поиск которых осуществляется в профессиональной деятельности полицейского? 1.7.5. Какие критерии истины Вам известны? Существуют ли решающие доказательства истинного знания? 1.7.6. Какое место занимает в деятельности сотрудника ОВД интуиция? Можно ли на нее опереться в теории и на практике? 1.7.7. Является ли чувственное познание совершенно достоверным? 1.7.8. Почему в человеческой истории религиозное мировоззрение часто препятствовало развитию свободного философского и научного знания? 1.7.9. Чем диалектическая логика отличается от обычной формальной логики? 1.7.10. Какие формы и методы познания используются в профессиональной деятельности сотрудника полиции? 1.7.11. Что такое материя, с точки зрения современной философии и науки? 1.7.12. Как решается проблема субстанции в онтологической концепции «ничто»? 1.7.13. Почему движение – это неотъемлемое свойство материи? 1.7.14. Как соотносятся дух и материя в онтологии пантеизма (нейтрального монизма)? 1.7.15. Что такое пространство? 1.7.16. Что такое время? 1.7.17. Что такое сознание? 1.7.18. Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг? 1.7.19. В чем состоит основная идея функционализма, как одного из теоретических подходов к объяснению сознания? 1.7.20. Возможны ли в Природе нечеловеческие формы сознания? 1.7.21. Какие основные формы материи Вам известны? (Поясните их специфику). 1.7.22. Что такое жизнь? 1.7.23. В каких условных разновидностях бытия участвует человек? 1.7.24. В чем состоит онтологическая специфика виртуальной компьютерной реальности? 1.7.25. Возможен ли искусственный интеллект как компьютерная модель человеческого сознания? ВОПРОС № _______ ОТВЕТ: ____________
Часть 2 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания: 2.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 2.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите альтернативные точки зрения – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 2.1.1. Что такое «непротивление злу»? 2.1.2. Что есть зло? Каково соотношение понятий «зло» и «насилие»? 2.1.3. Что происходит с тем, кто не сопротивляется злу? Для чего сопротивляться злу? 2.1.4. Почему человек может не сопротивляться злу? 2.1.5. Какова роль философии и духовных ценностей человека в борьбе со злом? 2.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 2.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 2.2.1. Можно ли преодолеть чувство страха? Какую роль в этом играет философское мировоззрение? 2.2.2. Какие мотивы и идеи способны стимулировать мужество? 2.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца): 2.3.1.
2.3.2.
2.3.3.
2.3.4.
2.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 2.4.1. «Несомненно, что наши суждения, наш разум и наши душевные способности всегда зависят от телесных изменений». 2.4.2. «Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства». 2.4.3. «Человеческое существование есть прежде всего набор убеждений человека». 2.4.4. «Человек по своей природе есть общественное животное». 2.4.5. «От судьбы уйти невозможно». 2.4.6. «Злодей злодея ведет». 2.4.7. «Льстец – самое опасное из ручных животных». 2.4.8. «Свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя». 2.4.9. «Человек познает себя не думая, но действуя. Только в усилиях исполнить должное он узнает себе цену». 2.4.10. «Чем смиреннее человек, тем он свободнее и смелее». 2.4.11. «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы покоряют самих себя». 2.4.12. «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии». 2.4.13. «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду». 2.4.14. «Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность». 2.4.15. «Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха». 2.4.16. «Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти». 2.4.17. «Зло порождает зло». 2.4.18. «Если человек знает меру, он знает все». 2.4.19. «Кто умеет владеть собой, тот может повелевать другими». 2.4.20. «Не считай счастливым того, кто зависит от счастья». 2.4.21. «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна». 2.4.22. «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна». 2.4.23. «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия — наши добродетели». 2.4.24. «Закон, живущий в нас, называется совестью». 2.4.25. «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений». ЗАДАНИЕ № _______ ОТВЕТ: _____ 2.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 2.5.1. Почему человек – это открытая возможность? 2.5.2. Что составляет сущность человека? 2.5.3. В чем смысл страдания? 2.5.4. Что означает утверждение: «личностью не рождаются, личностью становятся»? 2.5.5. Почему трудно осуществлять свободный выбор в современном обществе? 2.5.6. В чем различие между свободой и своеволием? 2.5.7. Чем человек отличается от животного? 2.5.8. Почему нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе самому? 2.5.9. Может ли человек делать свободный выбор или все в мире предопределено? 2.5.10. Оправдывает ли цель средства? В чем специфика соотношения цели и средств в профессиональной деятельности полицейского? 2.5.11. Как вы понимаете утверждение: человек есть общественное животное? 2.5.12. Одинок ли человек во Вселенной? 2.5.13. Какие концепции (религиозные, философские, научные) наиболее убедительно объясняют происхождение человека? 2.5.14. В чем смысл теории реинкарнации души (духа)? 2.5.15. Как решает проблему посмертного бытия человека классическая индийская философия? 2.5.16. Как решает проблему посмертного бытия человека христианская антропология? 2.5.17. Как решает проблему посмертного бытия человека арабо-исламская философия? 2.5.18. Как решает проблему посмертного бытия человека современная наука? 2.5.19. Как понимали перспективы дальнейшей эволюции человека русские космисты? 2.5.20. Угрожает ли человеку появление искусственного интеллекта? 2.5.21. Как понимают смысл жизни человека сторонники концепции перфекционизма? 2.5.22. Как понимают смысл жизни человека сторонники концепции гедонизма? 2.5.23. Как понимают смысл жизни человека последователи буддизма? 2.5.24. Как понимают смысл жизни человека последователи даосизма? 2.5.25. Влияют ли представления о смысле жизни человека на саму его жизнь? ВОПРОС № _____ ОТВЕТ: _________
Часть 3 ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания: 3.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите точки зрения западников и славянофилов – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 3.1.1. Каково место России в мировой истории? В чем заключаются особенности русской истории, русской культуры, русского национального характера? 3.1.2. Является ли Россия частью Запада (западной цивилизации и культуры)? В чем проявляется общее и особенное в соотношении России и Запада? Каковы были и каковы должны быть их взаимоотношения? 3.1.3. Какую роль играет православие в отечественной и мировой истории? Чем оно отличается от других направлений христианства (католицизма, протестантизма)? Каким должен быть диалог с другими религиями и конфессиями? 3.1.4. Какой должна быть власть в России? Как должны строиться взаимоотношения государства, общества и личности в России? 3.1.5. Каким представляется будущее России? Возможен ли ее самобытный путь? 3.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 3.2.1. Нужна ли в современном государстве и обществе смертная казнь? 3.2.2. Нужно ли в современном государстве и обществе легализовать эвтаназию? 3.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца): 3.3.1.
3.3.2.
3.3.3.
3.3.4.
3.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 3.4.1. «Не в силе Бог, а в правде». 3.4.2. «Вся культура – из храма». 3.4.3. «Лучший способ догадаться, что будет – припомнить, что уже было». 3.4.4. «Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей». 3.4.5. «Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее». 3.4.6. «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». 3.4.7. «Глас народа – глас Божий». 3.4.8. «У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг». 3.4.9. «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами». 3.4.10. «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох». 3.4.11. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». 3.4.12. «Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний». 3.4.13. «Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова». 3.4.14. «Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь». 3.4.15. «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников». 3.4.16. «Кто прощает преступление, становится его сообщником». 3.4.17. «Дисциплина – мать победы». 3.4.18. «Возможность украсть создает вора». 3.4.19. «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». 3.4.20. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». 3.4.21. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». 3.4.22. «Пьянство есть упражнение в безумстве». 3.4.23. «Если человек пригоден только для себя, то он ни на что не пригоден». 3.4.24. «Убеждение — более опасный враг правды, чем ложь». 3.4.25. «Делай, что должен, – и будь, что будет». ЗАДАНИЕ № ______ ОТВЕТ: ____________ 3.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 3.5.1. Что является моральным оправданием применения силового принуждения (насилия) со стороны сотрудника полиции? 3.5.2. Оправдано ли применение смертной казни в современном государстве? 3.5.3. Зачем нужны правоохранительные органы в современном государстве? 3.5.4. Что такое «русская идея»? 3.5.5. В чем заключается смысл ограничения свободы преступника? 3.5.6. Возможна ли социальная стабильность и прогрессивное развитие общества, если в его основании будут находиться этические концепции эгоизма и гедонизма? 3.5.7. В чем состоит принципиальное отличие морального и правового регулирования поведения человека? 3.5.8. Какую роль играют этические нормы и ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел? 3.5.9. Каковы мировоззренческие обоснования и пределы толерантности в правовом государстве и в практической деятельности сотрудников правоохранительной системы? 3.5.10. Имеет ли человек право на эвтаназию? 3.5.11. Как влияет на общество современная массовая культура? 3.5.12. Какие духовные ценности имеют универсальный характер? 3.5.13. Какие глобальные проблемы угрожают современному человечеству? 3.5.14. В чем смысл человеческой истории? 3.5.15. Каким Вы видите будущее человечества? 3.5.16. Почему культурно-историческая концепция европоцентризма противоречит реальной истории человечества? 3.5.17. Какую роль (прогрессивную или регрессивную) сыграли религии в истории? 3.5.18. Допустимо ли оскорбление религиозных ценностей в свободном демократическом обществе? 3.5.19. В чем причина противостояния религии и науки? 3.5.20. В чем причина религиозных войн? 3.5.21. Какими этическими принципами должен руководствоваться сотрудник полиции? 3.5.22. Изменяются ли моральные нормы по мере культурного развития общества? 3.5.23. Объясните сущность ситуативной (контекстуальной) этики? 3.5.24. Каковы место и роль религии в генезисе и развитии культуры? 3.5.25. Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в современном обществе и обществознании? ВОПРОС № _____ ОТВЕТ: _____________
ЧАСТЬ 4 4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НА ДИСКЕ ТЕКСТ №4.*... и выполните следующие задания: Определите примерные (насколько возможно точные) время и место создания приведенного текста, охарактеризуйте вклад его автора в историю мировой философии и культуры (укажите его ключевые идеи и основные произведения). Определите центральную тему текста. Сформулируйте главный (по вашему мнению) вопрос, на который ищет ответа в данном тексте его автор. Сформулируйте своими словами несколько ключевых положений, которые (по вашему мнению) в наибольшей степени характеризуют философскую направленность данного текста. Подкрепите свой ответ соответствующими цитатами. Выделите ключевые философские категории и понятия, используемые и (или) подразумеваемые в данном тексте. Дайте им краткие определения. Определите философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) представлены в тексте. Кратко его(ее) охарактеризуйте, перечислите основных представителей. Приведите в качестве примера философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) альтернативны представленным в данном тексте. Обоснуйте свой выбор. Приведите в качестве примера какого-нибудь другого философа (кроме автора), которому тоже вполне мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа. Приведите в качестве примера философа, которому никак не мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа. В чем Вы согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ. В чем Вы не согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию. ТЕКСТ № ______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||