Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
24.09.2016, 09:13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 1 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НА ДИСКЕ ТЕКСТ №1.*... и выполните следующие задания: 1.1. Определите примерные (насколько возможно точные) время и место создания приведенного текста, охарактеризуйте вклад его автора в историю мировой философии и культуры (укажите его ключевые идеи и основные произведения): 1.2. Определите центральную тему текста. Сформулируйте главный (по Вашему мнению) вопрос, на который ищет ответа в данном тексте его автор: 1.3. Сформулируйте своими словами несколько ключевых положений, которые (по Вашему мнению) в наибольшей степени характеризуют философскую направленность данного текста. Подкрепите свой ответ соответствующими цитатами: 1.4. Выделите ключевые философские категории и понятия, используемые и (или) подразумеваемые в данном тексте. Дайте им краткие определения: 1.5. Определите философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) представлены в тексте. Кратко его(ее) охарактеризуйте, перечислите основных представителей: 1.6. Приведите в качестве примера философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) альтернативны представленным в данном тексте. Обоснуйте свой выбор: 1.7. Приведите в качестве примера какого-нибудь другого философа (кроме автора), которому тоже вполне мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа: 1.8. Приведите в качестве примера философа, которому никак не мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа: 1.9. В чем Вы согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ: 1.10. В чем Вы не согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ и сформулируйте собственную позицию:
ЧАСТЬ 2 ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания: 2.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 2.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы: 2.1.1. Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных? 2.1.2. Назовите наиболее употребительные гносеологические категории: 2.1.3. В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма? 2.1.4. Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта): 2.1.5. Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка): 2.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 2.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы: 2.2.1. Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики? 2.2.2. Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания? 2.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правую колонку варианты, соответствующие по смыслу содержанию левой колонки): 2.3.1.
2.3.2.
2.3.3.
2.3.4.
2.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 2.4.1. «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно». 2.4.2. «Я знаю только то, что я ничего не знаю». 2.4.3. «Что трудно? – Познать самого себя». 2.4.4. «Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в тёмном лесу мировой жизни». 2.4.5. «На основе прошлого познаём будущее, на основе ясного познаём скрытое». 2.4.6. «Познание начинается с удивления». 2.4.7. «Нельзя желать того, что до этого не было познано». 2.4.8. «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». 2.4.9. «Всякое знание – благо и не может быть враждебно Верховному благу». 2.4.10. «Знание без нравственной основы – ничего не значит». Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания): ЗАДАНИЕ № _______ ОТВЕТ: ___________________ 2.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 2.5.1. Какие гносеологические доктрины можно назвать пессимистическими, а какие конструктивными – и почему? 2.5.2. Какие формы и методы познания используются в профессиональной деятельности сотрудника полиции? 2.5.3. Почему проблема истины является предметом непрекращающихся дискуссий? 2.5.4. Каковы вид и форма истин, поиск которых осуществляется в профессиональной деятельности полицейского? 2.5.5. Каково соотношение знания и познания? 2.5.6. Какое место занимает в деятельности сотрудника ОВД интуиция? Можно ли на нее опереться в теории и на практике? 2.5.7. Как экзистенциальное знание может способствовать или препятствовать деятельности сотрудника ОВД? 2.5.8. Какие критерии истины Вам известны? Существуют ли решающие доказательства истинности знания? 2.5.9. Можно ли логическими аргументами переубедить человека, заставить его изменить свою точку зрения? 2.5.10. Нужна ли сотруднику правоохранительных органов методологическая культура? В чем она заключается? Прежде чем отвечать, укажите свой вариант (номер) вопроса: ВОПРОС № _______ ОТВЕТ: ___________________
Часть 3 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания[‡]: 3.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте собственную позицию): 3.1.1. Каково место проблемы бытия в философии? 3.1.2. В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии? 3.1.3. В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям) 3.1.4. В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира? 3.1.5. Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания? 3.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 3.2. и дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 3.2.1. Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания? 3.2.2. Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания? 3.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правую колонку варианты, соответствующие по смыслу содержанию левой колонки): 3.3.1.
3.3.2.
3.3.3.
3.3.4.
3.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 3.4.1. «Мыслю, следовательно, существую». 3.4.2. «Все вещи суть числа». 3.4.3. «Всякое существо, сбрасывая с себя пыль рационалистической рефлексии, касается бытия, непосредственно стоит перед его глубиной, сознает его в той первичной стихии, в которой мышление неотделимо от чувственного ощущения». 3.4.4. «Объективное понимание реальности духа приводит к постановке вопроса: соответствуют ли мои духовные состояния и переживания какой-то подлинной реальности или это лишь состояния субъекта?.. В действительности духовные состояния ничему не соответствуют, они есть, они и есть первореальность, они более экзистенциальны, чем все, что отражает объективный мир». 3.4.5. «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи». 3.4.6. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». 3.4.7. «Ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным». 3.4.8. «Существование человека относится к его сущности иначе, чем существование вещей мира – к их сущности». 3.4.9. «Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого». 3.4.10. «Жизненным началом должно быть сознание… Сознание или сверхсознание – это ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи; сознание есть также и то, что сохраняется от самой ракеты и, прорезая эти остатки, зажигает их в организмы». Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания): ЗАДАНИЕ № _______ ОТВЕТ: __________________ 3.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 3.5.1. Какую роль играет понятие материи в современной философии и науке? 3.5.2. В чем заключается смысл объективно-идеалистической онтологии? 3.5.3. Почему движение – это неотъемлемое свойство материи? 3.5.4. В чем заключается жизненный и философский смысл проблемы бытия? 3.5.5. Что такое пространство? 3.5.6. Что такое время? 3.5.7. Что такое сознание? Каково его соотношение с материей? 3.5.8. Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг? 3.5.9. Что означает утверждение о том, что сознание не только отражает мир, но и создает его? 3.5.10. В чем заключается специфика человеческого бытия? Прежде чем отвечать, укажите свой вариант (номер) вопроса: ВОПРОС № _______ ОТВЕТ: ___________________
Часть 4 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания: 4.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 4.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите альтернативные точки зрения – и сформулируйте собственную позицию): 4.1.1. Что такое «непротивление злу»? 4.1.2. Что есть зло? Каково соотношение понятий «зло» и «насилие»? 4.1.3. Что происходит с тем, кто не сопротивляется злу? Для чего сопротивляться злу? 4.1.4. Почему человек может не сопротивляться злу? 4.1.5. Какова роль философии и духовных ценностей человека в борьбе со злом? 4.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 4.2. и дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 4.2.1. Можно ли преодолеть чувство страха? Какую роль в этом играет философское мировоззрение? 4.2.2. Какие мотивы и идеи способны стимулировать мужество? 4.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца): 4.3.1.
4.3.2.
4.3.3.
4.3.4.
4.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 4.4.1. «Несомненно, что наши суждения, наш разум и наши душевные способности всегда зависят от телесных изменений». 4.4.2. «Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства». 4.4.3. «Человеческое существование есть прежде всего набор убеждений человека». 4.4.4. «Человек по своей природе есть общественное животное». 4.4.5. «От судьбы уйти невозможно». 4.4.6. «Злодей злодея ведёт». 4.4.7. «Льстец – самое опасное из ручных животных». 4.4.8. «Свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя». 4.4.9. «Человек познает себя не думая, но действуя. Только в усилиях исполнить должное он узнаёт себе цену». 4.4.10. «Чем смиреннее человек, тем он свободнее и смелее». Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания): ЗАДАНИЕ № _______ ОТВЕТ: ________________ 4.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 4.5.1. Почему человек – это открытая возможность? 4.5.2. Чем «человеческое» отличается от «нечеловеческого»? 4.5.3. В чем смысл страдания? 4.5.4. Что значит «личностью не родятся, личностью становятся»? 4.5.5. Почему трудно осуществлять свободный выбор в современном обществе? 4.5.6. В чем различие между свободой и своеволием? 4.5.7. Почему мы должны отдавать отчет в наших поступках? 4.5.8. Почему должно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе самому? 4.5.9. Как понимать слова Ф.М. Достоевского о том, что надо жизнь полюбить больше, чем ее смысл? 4.5.10. Оправдывает ли цель средства? В чем специфика соотношения цели и средств в профессиональной деятельности полицейского? Прежде чем отвечать, укажите свой вариант (номер) вопроса: ВОПРОС № _______ ОТВЕТ: _______________
Часть 5 ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания[**]: 5.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 5.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите точки зрения западников и славянофилов – и сформулируйте собственную позицию): 5.1.1. Каково место России в мировой истории? В чем заключаются особенности русской истории, русской культуры, русского национального характера? 5.1.2. Является ли Россия частью Запада (западной цивилизации и культуры)? В чем проявляется общее и особенное в соотношении России и Запада? Каковы были и каковы должны быть их взаимоотношения? 5.1.3. Какую роль играет православие в отечественной и мировой истории? Чем оно отличается от других направлений христианства (католицизма, протестантизма)? Каким должен быть диалог с другими религиями и конфессиями? 5.1.4. Какой должна быть власть в России? Как должны строиться взаимоотношения государства, общества и личности в России? 5.1.5. Каким представляется будущее России? Возможен ли ее самобытный путь? 5.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 5.2. и дайте развернутый ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию): 5.2.1. Нужна ли в современном государстве и обществе смертная казнь? 5.2.2. Нужно ли в современном государстве и обществе легализовать эвтаназию? 5.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правой колонке варианты, соответствующие по смыслу содержанию левой колонки): 5.3.1.
5.3.2.
5.3.3.
5.3.4.
5.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения): 5.4.1. «Не в силе Бог, а в правде». 5.4.2. «Вся культура – из храма». 5.4.3. «Лучший способ догадаться, что будет – припомнить, что уже было». 5.4.4. «Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей». 5.4.5. «Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее». 5.4.6. «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». 5.4.7. «Глас народа – глас Божий». 5.4.8. «У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг». 5.4.9. «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами». 5.4.10. «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох». Прежде чем отвечать, укажите вариант комментируемого утверждения (номер задания): ЗАДАНИЕ № _______ ОТВЕТ: _______________ 5.5. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса): 5.5.1. Что является моральным оправданием применения насилия со стороны сотрудника полиции? 5.5.2. Оправдано ли применение смертной казни в современном государстве? 5.5.3. Каковы место и роль религии в генезисе и развитии культуры? 5.5.4. Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в современном обществе и обществознании? 5.5.5. В чем заключается смысл ограничения свободы преступника? 5.5.6. Возможна ли социальная стабильность и прогрессивное развитие общества, если в его основании будут находиться этические концепции эгоизма и гедонизма? 5.5.7. В чем состоит принципиальное различие морального и правового регулирования поведения человека? 5.5.8. Какую роль играют этические нормы и ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел? 5.5.9. Каковы мировоззренческие обоснования и пределы толерантности в правовом государстве и в практической деятельности сотрудников правоохранительной системы? 5.5.10. Каковы место и роль философии в подготовке и профессиональной деятельности сотрудника полиции? Прежде чем отвечать, укажите свой вариант вопроса: ВОПРОС № _______ ОТВЕТ: ________________ ПОДПИСЬ закончившего заполнение практикума | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||