Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
11.11.2016, 17:15 | |
ВАРИАНТ № 1 Философия и круг ее проблем. 1. Философия в системе культуры. Функции философии. 2. Философия как мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия. ВАРИАНТ № 2 Проблема научности философского мировоззрения. 1. Понятие научно-философского мировоззрения. 2. Философия и наука: сходство и различие функций. ВАРИАНТ № 3 Исходные принципы основных философских направлений. 1. Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм и идеализм – два противоположных монистических направления в философии. 2. Познаваемость мира и его законов. ВАРИАНТ № 4 Диалектический и метафизический методы познания. 1. Диалектический и догматический методы мышления, их принципиальное различие. 2. Основные исторические формы диалектики. ВАРИАНТ № 5 Становление философии. 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы. 2. Возникновение философии и ее исторические типы. ВАРИАНТ № 6 Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории. 1. Категория бытия как начало философского анализа мира. Основные формы бытия. 2. Философское учение о материальности мира. ВАРИАНТ № 7 Современная наука о строении материи. 1. Современная наука о системной организации материи. 2. Основные уровни организации неживой и живой материи. Общество как высший уровень организации материи. ВАРИАНТ № 8 Материя и движение. 1. Понятие движения. Движение и материя. 2. Движение и покой. ВАРИАНТ № 9 Пространство и время. 1. Понятие пространства и времени. Материя, движение, пространство, время. 2. Качественное разнообразие форм пространства и времени в неживой и живой природе. Социальное пространство и время. ВАРИАНТ № 10 Диалектика: связь и развитие. 1. Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи. 2. Понятие развития. Принцип историзма. ВАРИАНТ № 11 Диалектика количественных и качественных изменений. 1. Категории качества, количества и меры. Качество и свойство. 2. Диалектика количественных и качественных изменений. ВАРИАНТ № 12 Единство противоположностей и противоречие. 1. Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. 2. Противоречия – источник движения и развития. Ступени развития противоречий. ВАРИАНТ № 13 Отрицание, преемственность и новации. 1. Отрицание как закономерный момент развития. Понятие диалектического отрицания. 2. Поступательный и спиралевидный характер развития. ВАРИАНТ № 14 Единичное, особенное, общее. 1. Понятие единичного, особенного, общего. 2. Значение категорий единичного и общего для познания природы и общества. ВАРИАНТ № 15 Причина и следствие. 1. Понятие причины и следствия. Причинность как момент всеобщей связи явлений действительности. 2. Причинность и целесообразность. Индетерминизм и телеология. ВАРИАНТ № 16 Необходимость и случайность. 1. Понятие необходимости и случайности. 2. Взаимосвязь необходимости и случайности. ВАРИАНТ № 17 Возможность и действительность. 1. Понятие возможности и действительности. Виды возможностей. 2. Взаимосвязь возможности и действительности. ВАРИАНТ № 18 Содержание и форма. 1. Понятие содержания и формы. 2. Значение категорий содержания и формы для познавательной и практической деятельности человека. ВАРИАНТ № 19 Сущность и явление. 1. Понятия сущности и явления, их взаимосвязь. 2. Познание как процесс движения от явления к сущности. ВАРИАНТ № 20 Происхождение и сущность сознания. 1. Понятие сознания. Сознание и мозг. Происхождение сознания. 2. Сознание, язык, общение. Творческая активность сознания. Сознание и самосознание. ВАРИАНТ № 21 Теория познания. 1. Что значит знать? 2. Структура и процесс познания. Субъект и объект познания. ВАРИАНТ № 22 Чувственное познание и его формы. 1. Чувственное познание, его роль в отражении действительности. 2. Основные формы чувственного познания. ВАРИАНТ № 23 Рациональное (логическое) мышление и его формы. 1. Рациональное мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности. 2. Основные формы рационального мышления. ВАРИАНТ № 24 Теория истины. 1. Понятие истины. Объективная истина. 2. Абсолютная и относительная истины, их взаимосвязь. ВАРИАНТ № 25 Наука и ее роль в обществе. 1. Понятие науки и ее социальные функции. Научная картина мира. 2. Взаимосвязь науки и производства. ВАРИАНТ № 26 Методы и формы научного познания. 1. Научное познание, его специфические признаки. Структура научного познания. 2. Эмпирический уровень научного знания: методы и формы. Основные методы и формы теоретического уровня научного знания. ВАРИАНТ № 27 Природа как объект философского осмысления. 1. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. 2. Природная среда как предпосылка возникновения и развития человека. ВАРИАНТ № 28 Природа и общество. 1. Взаимодействие человека и природы. “Естественная” и “искусственная” среды обитания (“первая” и “вторая” природа). 2. Экологическая проблема современности. ВАРИАНТ № 29 Общество как предмет философского анализа. 1. Общество как подсистема объективной реальности. Отличие законов социума от законов природы. 2. Идеальное и материальное в обществе. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь. ВАРИАНТ № 30 Общество как развивающаяся система. 1. Понятие материального производства, его структура и роль в общественном развитии. 2. Особенности формационного анализа социальной реальности. ВАРИАНТ № 31 Общественное сознание и его структура. 1. Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания. 2. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология. ВАРИАНТ № 32 Формы общественного сознания. 1. Критерии разграничения форм общественного сознания. 2. Специфика и место различных форм общественного сознания в духовной сфере жизни общества. ВАРИАНТ № 33 Проблема человека в философии. 1. Специфика философского рассмотрения человека. Природа, сущность и предназначение человека. 2. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. ВАРИАНТ № 34 Личность и общество. 1. Личность как социальная характеристика человека. Роль социальной среды в формировании личности. 2. Общественный и личный интерес: проблема взаимосвязи. ВАРИАНТ № 35 Историческая необходимость и свобода личности. 1. Необходимость и свобода. Фатализм и волюнтаризм. 2. Диалектика исторической необходимости, свободы и ответственности. ВАРИАНТ № 36 Общественный прогресс. 1. Понятие прогресса. Критерий прогресса. 2. Противоречивость общественного прогресса. ВАРИАНТ № 37 Культура. 1. Философское понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре. 2. Групповое и общечеловеческое в культуре. Культура и нравственность. ВАРИАНТ № 38 Научно-технический прогресс: сущность и последствия. 1. Сущность и основные особенности современного научно-технического прогресса. 2. Социальные последствия научно-технической революции. ВАРИАНТ № 39 Глобальные проблемы современности. 1. Понятие глобальных проблем. Происхождение глобальных проблем. 2. Глобальные проблемы и социальный прогресс.
Темы творческих заданий 1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…» · Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания? · В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось? · Зачем оно необходимо современному человеку и науке? · Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…». · Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых? · Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни? · В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу. Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы». · Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу? · Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами. · Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».
4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования. · В чем это проявляется в современном мире? · Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным? · Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?
5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».
6. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия. · Кратко охарактеризуйте каждую из них. · Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства? · В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?
7. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть». · Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией. · Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры. · Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.
8. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век - время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером. · Что значит «предметное самоопределение философии»? · Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей? · Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?
9. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей». · Что такое «случайности фортуны»? · Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»? · Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована? · Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?
10. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».
11. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич). · Что такое ценность? Какие бывают ценности? · Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»? · Что такое «святыня»? · Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?
12. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. · Каково основное значение этого понятия? · Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества? · В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»? · Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?
13. а. «Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич). б. «Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик). · Что такое любовь как ценность? · Какая точка зрения Вам ближе? · Какое место занимает любовь в жизни человека?
14. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности. · Физические – на здоровье · Экологические – __________ . · Материальные – __________ . · Познавательные – _________ . · Нравственные – __________ . · Социальные – _________ . · Политические – ________ . · Правовые – ___________ . · Религиозные – _________ . · Философские – _________ . · Эстетические – _________ .
15. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».
Темы рефератов 1. Дискуссия о происхождении философии. 2. Роль городской культуры в формировании философского мышления. 3. Мифология и философия как формы духовного освоения мира. 4. Становление философского знания в Древнем Китае. Диалектика учения о силах «ян» и «инь» и ее отражение в искусстве. 5. Влияние китайской философии на эстетические взгляды и художественную практику Дальнего Востока (модерна, постмодерна). 6. Влияние даосизма на проектное мышление и практику дизайна. 7. Влияние идей буддизма на искусство (различных эпох и регионов). 8. Воплощение принципов дзен-буддизма в искусстве Дальнего Востока. 9. Религиозно-философские мотивы в эпосе Древней Греции. 10. Представления древнегреческой философии о космосе и человеке (по работам А.Ф. Лосева). Влияние идеи космоса на художественное мышление античности. 11. Учение Парменида о бытии. 12. Философский смысл апорий Зенона Элейского. 13. Философское учение Пифагора о числе как первоначале мира. 14. Трактовка апейрона Анаксимандром. 15. Отношение Платона к художественному творчеству и искусству. 16. Теория государства в философии Платона. 17. Значение платоновской теории идей для осмысления современного дизайна. 18. Основные гносеологические и этические проблемы философии Сократа. Влияние идей Сократа на развитие античной философской мысли. 19. Учение Аристотеля о четырех видах причин. Трактовка формы. 20. Этические взгляды Аристотеля. Учение о воспитании. 21. Поэтика Аристотеля. Понятие «мимезис» в эстетике Аристотеля. 22. Понятие «энтелехия» в философии Аристотеля. 23. Архитектура и скульптура Древней Греции в свете учения Платона об искусстве. 24. Драматургия Древней Греции в свете учения Аристотеля об искусстве. 25. Философское содержание поэмы Лукреция «О природе вещей». 26. Идеал человека в философии стоиков. 27. Основные мотивы «Исповеди» Августина Блаженного. 28. Соотношение мистического и рационального в философии Мейстера Экхарта. 29. Символика православного храма как отражение христианского мировозрения. 30. Готический собор как отражение средневековых представлений о мире и боге. 31. Эстетические взгляды эпохи Возрождения (на конкретном примере). 32. Идеал человека в философии и культуре Возрождения. 33. Натурфилософия эпохи Возрождения. 34. Становление новой парадигмы европейского мышления в философии ХVII в. (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). 35. Учение Р. Декарта о четырех правилах метода (по работе «Рассуждение о методе»). 36. Основные проблемы эмпиризма Нового времени. 37. Теория общественного договора в философии Просвещения. 38. Трактовка прекрасного в философии И. Канта. 39. Учение И. Канта о возвышенном. 40. Учение И. Канта о вкусе. 41. Учение Ф. Шеллинга о «художественном гении». 42. Эстетика Ф. Шеллинга и художественная практика немецкого романтизма. 43. Этика Л. Фейербаха как «религия любви». 44. Эстетическая система Г. Гегеля. Прекрасное как идеал. Виды и жанры искусства. 45. И.В. Гете об искусстве. Учение о гении и антиципации. 46. Диалектика и философская проблематика «Фауста» И.В. Гете. 47. Ф. Шиллер о наивной и сентимантальной поэзии. 48. Архитектурные теории классицизма и западно-европейская (русская) архитектура XVII-ХVIII вв. 49. Философия романтизма об искусстве. 50. Национальные особенности и основные проблемы русской философии. 51. Понимание красоты в русской философии (на конкретном примере). 52. Трактовка искусства в философии А. Шопенгауэра и ее влияние на творчество Р.Вагнера. 53. Нравственная проблематика в работах Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского. 54. Учение о ценностях в философии неокантианства. 55. Проблемы культуры и цивилизации в философии О. Шпенглера. Использование идей О. Шпенглера при анализе стилевых процессов в архитектуре и дизайне. 56. Философия позитивизма и искусство второй половины ХIХ в. 57. Феноменологический анализ архитектуры в философии Р. Ингардена. 58. Человек и мир в философии А. Бергсона. 59. Эстетические взгляды Вл. Соловьева. 60. Эстетические взгляды П.А. Флоренского (по работе "Иконостас"). 61. Учение П.А.Флоренского о цвете. 62. Эстетическая теория русского символизма. 63. Н.А. Бердяев о кризисе искусства начала XX в. 64. Влияние философии экзистенциализма на искусство ХХ в. 65. М. Хайдеггер о художественном творчестве. 66. Онтологическая концепция М. Хайдеггера. 67. Проблема свободы человека в философии Ж.П. Сартра. 68. Влияние философии психоанализа на литературу, искусство, кинематограф ХХ в. (по работам З. Фрейда, К.Г. Юнга). 69. Влияние философии структурализма на искусство и архитектуру ХХ в. | |