Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
01.11.2014, 13:31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номер варианта контрольной работы определяется по таблице 1 в соответствии с предпоследней и последней цифрами студенческого шифра. Например, Ваша предпоследняя цифра «0», а последняя также «0», то номер Вашего варианта находится на пересечении строк – это вариант «30». Если Ваша предпоследняя цифра «9», а последняя «8», то Ваша вариант – «8». Определив номер варианта, Вы по таблице 2 определяете содержание своего варианта: находите свой номер варианта и соответствующие вопросы. Вариант контрольной работы включает в себя 5 заданий из разных разделов учебного курса, на которые необходимо дать развѐрнутый и аргументированный ответ. Например, Ваш вариант – «30». Данный вариант включает 5 следующих вопросов: 3.8; 7.7; 11.2; 13.4 и 14.17, где первая цифра – это номер темы, вторая цифра – номер вопроса данной темы. Всего тематический план содержит 14 тем, количество вопросов в каждой теме варьирует от 6 до 17. Объем работы – 5-7 страниц машинописного текста на листе А4, напечатанного через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 размер. Тест выровнен по ширине, с выделением абзацев, соблюдением полей для заметок рецензента и нумерацией страниц. Работа должна включать: 1. титульный лист с указанием названия университета и факультета, фамилии, инициалов студента, шифра, семестра обучения, учебной дисциплины, номера варианта, места (города) и года написания; 2. номер вопроса Вашего варианта, его формулировка и Ваш ответ (и так все 5 вопросов); 3. список используемой литературы и Интернет-ресурсов, с указанием страниц и сайтов. При использовании монографий и учебных пособий после года издания необходимо указать общее количество станиц в данной книге. При использовании статей из словарей, энциклопедий, журналов, сборников следует указать страницы, на которых эти статьи опубликованы. В контрольной работе необходимо использовать не менее 10 оригинальных источников. Таблица 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица 2 СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТАМ
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ Тема 1. Сущность и специфика философского знания. Основные философские направления. 1. Что такое мировоззрение? Назовите основные формы мировоззрения и дайте их краткую характеристику. 2. В работе «Упадок и возрождение культуры» А. Швейцер утверждал: «Великая задача духа – создание мировоззрения. <…> Конечно, в настоящее время многие обычно не поднимаются в своих взглядах на жизнь до осознанного мировоззрения. В массе своей они также не осознают необходимости и не испытывают потребности выводить свои идеи и убеждения из такого мировоззрения и обычно в большей или меньшей степени ориентируются на тон, задаваемый их временем, прислушиваются к ведущим голосам своей эпохи». Раскройте смысл данного утверждения и дайте свой комментарий. 3. Философию часто определяют, как область познания, в которой исследуются всеобщие и наиболее глубокие принципы понимания действительности. Раскройте смысл данного определения. Что такое всеобщность и глубина (фундаментальность) философских принципов и категорий? Приведите пример 3х философских принципов. 4. Рассмотрите вопрос о становлении философии в истории человечества. Где, когда и в силу каких факторов зарождается философия? Почему философия зарождается весьма поздно и не у всех народов древности? 5. Сопоставьте философию и науку. Является ли философия наукой? Дайте аргументированный ответ. 6. Назовите структуру философии и круг еѐ основных проблем. Раскройте содержание этих проблем. 7. Рассмотрите главные направления философии: материализм и идеализм. Рассмотрите основные формы материализма и идеализма. 8. Приведите доводы в пользу того, что философия имеет значение для практической деятельности человека и подтвердите это примером. 9. Раскройте, в чѐм состоит мировоззренческая функция философии. Приведите пример осуществления философией своей мировоззренческой функции. 10. Определите, что такое мировоззрение. Сравните религиозное мировоззрение и философское мировоззрение объективного идеализма что у них общее и что нет. 11. Определите, что такое мировоззрение. Сравните мифологическое и религиозное мировоззрение. Тема 2. Античная философия и философия средневековья. 1. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Всѐ течѐт» и «В одну реку мы вступаем и не вступаем, ведь на входящих в ту же самую реку набегают всѐ новые воды». Согласны ли Вы с позицией Гераклита? Аргументируйте свой ответ. 2. Древнегреческий философ Фалес (ок. 624 — 547 гг. до н. э.), с именем которого связывают первое западноевропейское философское учение, началом всего существующего положил воду. Какую позицию в онтологии занял Фалес? 3. Каковы свойства бытия, согласно Пармениду? Рассмотрите, соответствуют ли эти свойства чувственно наблюдаемой картине реальности. 4. Сравните философские учения Демокрита и Анаксагора. 5. Раскройте смысл изречения Сократа: «Познай самого себя». Согласны ли Вы с позицией Сократа? Дайте аргументированный ответ. 6. Рассмотрите, что такое мир идей и мир вещей, согласно Платону. Всякая ли мысль является идеей? 7. Опираясь на основные положения философии Платона, раскройте смысл его изречения: «Тело – темница души». Согласны ли Вы с позицией Платона? 8. Сравните теории государства Платона и Аристотеля. 9. В чем состоит концепция этического рационализма Сократа, Прокомментируйте его высказывание в соответствии с этическим рационализмом: «Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью» (Сократ). 10. Сопоставьте этические идеи стоиков и Эпикура. 11. «Универсалии» не существуют реально независимо от человека. Они только общие имена. Согласно этому учению, «человек вообще» как родовая общность не существует. Реально существует только отдельные люди. «Человек» лишь общее имя, которым называется каждый единичный человек. Какое название получил такой взгляд? Тема 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени 1. Для развития материалистического мировоззрения в эпоху Возрождения большое значение имело появление натурфилософии. Эта натурфилософия носила пантеистический характер. Что означают выделенные понятия? 2. Опишите четыре разновидности «призраков» («идолов»), препятствующих объективному познанию реальности, по Ф. Бэкону. Каким образом можно свести к минимуму их влияние на разум? 3. Раскройте суть индуктивного метода Ф. Бэкона. В чѐм состоит сильная сторона индуктивного метода, по сравнению с обычным повседневным опытом? 4. Раскройте суть дискуссии между эмпиризмом и рационализмом в философии Нового времени. Приведите основные доводы обеих сторон дискуссии. 5. Назовите основные положения теорий «общественного договора» Т. Гоббса и Д. Локка. Сравните две эти теории между собой. 6. Английские философы 18 века Д. Беркли и Д. Юм не признавали существование объективной реальности вне сознания. Раскройте доводы этих философов. Приведите возражения против их позиции. 7. Раскройте основные идеи французского материализма 18 века. С какими из этих идей Вы согласны? 8. Французский философ П. Гольбах утверждал: «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Гольбаха? Аргументируйте свой ответ. 9. «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро. Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы? Что общего между машиной и человеком? Что их отличает? Тема 4. Немецкая классическая философия 1. Раскройте смысл названия главной работы И. Канта «Критика чистого разума». 2. Почему этика И. Канта называет автономной, назовите ее основные положения? 3. Что такое априорное знание, согласно И. Канту? Какие доводы приводит Кант в пользу существования априорного знания? 4. В чѐм состоит различие между чистым рассудком и чистым разумом в области познания, согласно И. Канту? Рассудок или разум дают человеку настоящие знания? 5. Раскройте понятия «явление» и «вещь в себе» в философии И. Канта. Почему вещь в себе непознаваема? 6. Каким правилом должен руководствоваться человек в ситуации нравственного выбора, по И. Канту? 7. В жизни зло не всегда наказывается, а добро не всегда вознаграждается. Как смотрел на эту проблему И. Кант? Согласны ли Вы с его позицией? 8. Раскройте смысл изречения Г. Гегеля: «Всѐ действительное разумно, всѐ разумное действительно». Согласны ли Вы с позицией Гегеля? 9. Что лежит в основе всего существующего, согласно Г. Гегелю? Какими доводами Гегель обосновывает свою точку зрения? 10. Способен ли человек мыслить без противоречий, согласно Г. Гегелю? Тема 5. Западная философия 19 – 20 веков 1. Раскройте смысл утверждения К. Маркса: «Общественное бытие определяет общественное сознание». 2. К. Маркс утверждал: «В общественном бытии люди вступают в независимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения». Раскройте понятие производственных отношений. Приведите несколько (3 – 5) примеров производственных отношений в том или ином обществе. 3. Что такое позитивное знание, с точки зрения философии позитивизма? 4. Раскройте основные понятия философии экзистенциализма. Что такое экзистенция? Каковы еѐ основные свойства? 5. Согласно Ж. П. Сартру, человек свободен практически в любой момент своей сознательной жизни. Раскройте смысл позиции Сартра. Согласны ли Вы с данной позицией? 6. Возможно ли познать объективную истину, с точки зрения философии постмодернизма? Тема 6. Русская философия 1. Раскройте социально-политические взгляды П. Ильина. 2. Раскройте основные идеи антропологии Ф.М. Достоевского. Диалектика любви и свободы. 3. Раскройте основные идеи философии В.С. Соловьѐва. 4. Назовите основные черты русской философии на рубеже двух столетий (Н. Бердяев, В. Соловьев). 5. В чем заключается философия свободы Н. Бердяева. Раскройте смысл понятия свободы у Н. Бердяева. 6. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере. Что такое ноосфера, ее черты по В.И. Вернадскому? Тема 7. Философское понимание мира. Проблема бытия в философии. 1. Парменид ввел понятие «бытие» и описал его свойства. Как затем трансформировалось понимание этого понятия и его свойств в истории философии? 2. Рассмотрите подходы к пониманию бытия (монизм, дуализм и плюрализм). 3. Раскройте понятия «явление» и «сущность» в теории бытия. Рассмотрите явление и сущность нескольких 3 объектов. 4. Можно ли отождествить понятия «бытие» и «объективная реальность»? Дайте аргументированный ответ. 5. Назовите основные характеристики материи и опишите их? 6. Что такое атрибуты материи? 7. Что является более фундаментальным свойством объективной реальности: движение или покой? Дайте аргументированный ответ. Тема 8. Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии 1. Рассмотрите несколько существующих в литературе определений понятия «развитие». Сравните эти определения. Сопоставьте понятие развитие с понятиями «движение», «изменение», «прогресс». 2. Почему для понимания устройства бытия важно исследовать процесс развития и его закономерности? 3. Можно ли считать, что развитие является всеобщим свойством бытия, т. е. что всѐ существующее находится в развитии? Дайте аргументированный ответ. 4. В чѐм состоит различие между диалектическим и метафизическим (антидиалектическим) подходами к пониманию развития? 5. Раскройте суть закона единства и борьбы противоположностей. Приведите 3 примеры проявления данного закона. 6. Что важнее для развития: внешние условия или внутренние свойства развивающегося объекта? Дайте аргументированный ответ. 7. Раскройте суть закона единства количественных и качественных изменений. Приведите несколько 3 примера действия данного закона. 8. Раскройте суть закона «отрицания отрицания». Рассмотрите несколько 3 примера проявления данного закона. 9. Насколько верна, с философской точки зрения, пословица: «всѐ новое – это хорошо забытое старое»? Дайте аргументированный ответ, принимая во внимание закон «отрицания отрицания». Тема 9. Сознание, его сущность, структура и функции 1. Дайте характеристику основных философских подходов к пониманию сознания (идеалистические теории сознания, гилозоизм, вульгарный материализм, диалектический материализм). Выскажите свою позицию. 2. Раскройте основные свойства сознания. Сопоставьте свойства сознания с характеристиками физических объектов. 3. Раскройте основные функции сознания в жизнедеятельности человека. Сформулируйте свой ответ на вопрос: почему сознание необходимо для жизнедеятельности человека? 4. Рассмотрите вопрос о соотношении сознания человека и психики животных. Можно ли утверждать, что животные обладают сознанием? Дайте аргументированный ответ. 5. Сопоставьте сознание с неосознаваемыми формами психики. Какие представления и переживания человека относятся к сфере сознания, а какие протекают неосознанно? Приведите основные точки зрения на этот вопрос. 6. Назовите социально-культурные факторы развития сознания. Верно ли, что сознание, по своей сути, это социально-культурный феномен? 7. Рассмотрите взаимосвязь сознания и языка. Верно ли, что к сфере сознания можно отнести лишь те мысли человека, которые опосредованы языком? 8. Раскройте понятие «самосознание». В чѐм состоит значение самосознания в жизни человека? 9. Что такое «рефлексия»? Сравните понятия «рефлексия» и «самосознание». Тема 10. Теория познания 1. Рассмотрите основные трактовки сущности познания в философии. Сравните их между собой. 2. Раскройте проблему соотношения объективного и субъективного в познании. Рассмотрите основные походы к еѐ решению. Верно ли, что всякое представление человека о мире является субъективным? Как в таком случае возможно истинное знание? 3. Рассмотрите чувственный и логический (рациональный) уровни познания. Объясните, в чѐм состоит значение логического мышления для познания мира? 4. Раскройте суть дискуссии между эмпиризмом и рационализмом в философии Нового времени. Приведите основные доводы обеих сторон дискуссии. 5. Какую роль в познании играет язык? Согласны ли Вы с точкой зрения, что язык определяет взгляды человека на мир? Дайте аргументированный ответ. 6. Рассмотрите дискуссию между рационализмом и иррационализмом о роли разума в познании истины. В чѐм проявляются иррационалистические тенденции в современную эпоху? 7. Рассмотрите основные трактовки истины в философии (теория соответствия, теория когеренции, прагматическая теория, конвенциализм). Выделите их достоинства и недостатки. 8. Опишите наиболее часто выделяемые в философии критерии истины. Покажите достоинства и недостатки этих критериев. 9. Раскройте роль практики в познании. Согласны ли Вы с тезисом К. Маркса и его последователей: «Практика – критерий истины»? 10. Рассмотрите философскую дискуссию о том, достижима ли истина, познаваем ли мир. Назовите несколько аргументов сторонников агностицизма – философского течения, согласно которому мир непознаваем. Прокомментируйте эти аргументы. Тема 11. Научное познание, его методы и формы 1. Рассмотрите несколько имеющихся в литературе определений научного знания. Выскажите свою позицию. Сопоставьте научное знание с иными разновидностями знания: обыденным, религиозным, философским знанием. 2. Раскройте мировоззренческую и методологическую функции философии по отношению к научному знанию. Приведите несколько (3 – 5) примеров подобного взаимодействия философии и науки. 3. Можно ли согласиться со сторонниками позитивизма в том, что настоящим, действительным знанием является только знание конкретных наук? 4. Сопоставьте научный прогноз и ненаучное (обыденное, мистическое) предсказание будущего. 5. Рассмотрите эмпирический уровень научного познания. Дайте характеристику основных методов эмпирического исследования. В чѐм состоит специфика научного опыта по сравнению с повседневным опытом? 6. Ф. Бэкон говорил: «Те, кто занимались науками, были или Эмпириками, или Догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты [догматики], подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии». Раскройте смысл данного изречения. В какой мере данное изречение раскрывает задачи научного познания? 7. Рассмотрите теоретический уровень научного знания. Дайте характеристику основных методов теоретического исследования. Объясните, почему для науки необходима теория? 8. Раскройте основные представления о развитии научного знания. Истинной или ложной является прежняя научная теория, в ситуации, когда ей на смену пришла новая теория? 9. В чѐм состоит различие между естественными и гуманитарными науками? Верно ли, что гуманитарные науки должны стремиться как можно больше походить на естественные науки, чтобы быть «настоящими» науками? 10. Должен ли учѐный нести ответственность за возможные практические последствия своих исследований? 11. В каком отношении друг к другу находятся научное знание и религиозная вера? Может ли последовательно мыслящий учѐный быть религиозным? Рассмотрите основные подходы к этой проблеме. Выскажите свою позицию. Тема 12. Философское понимание человека 1. В чѐм заключается специфика философского исследования человека? Назовите наиболее важные вопросы философской теории человека. 2. В чѐм состоит вопрос о сущности человека в философии? Назовите основные подходы к пониманию сущности человека. Дайте их краткую характеристику. 3. Раскройте основные подходы к пониманию сущности человека? И назовите представителей этих подходом. 4. Б. Паскаль утверждал: «В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он – тростник мыслящий. Всѐ наше преимущество заключается в нашей способности разуметь». Раскройте смысл данного утверждения. Дайте свой комментарий. 5. Раскройте проблему свободы человека. Что такое свобода? Можно ли считать человека свободным? 6. Ж. П. Сартр говорил: «Человек существует настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков». Раскройте смысл данного высказывания. Выскажите свою позицию. 7. Рассмотрите проблему смысла жизни в философии. Назовите основные подходы к еѐ решению. Выскажите свою позицию. 8. Какие биологические качества человека помогли ему выйти за рамки животного существования? Достаточны ли эти предпосылки сами по себе для полноценного развития человека? 9. Назовите основные социально-культурные факторы развития человека. 10. К. Маркс утверждал, что сущность человека – это «совокупность общественных отношений». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ. 11. Рассмотрите вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Раскройте основные позиции по данному вопросу. Сопоставьте понятия «индивид» и «личность» (с точки зрения марксизма). 12. В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд утверждал: «Люди обладают двумя распространѐнными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Прокомментируйте данное высказывание, в связи с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке. Выскажите свою позицию. 13. В чем разница между понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Является ли человек «индивидуальностью» уже с момента рождения? 14. Сравните модусы существования человека «иметь» и «быть» по Э.Фромму. В чем разница между человеком, ориентированным на бытие и человеком, ориентированным на обладание? Сравните оба на примере процесса обучения. 15. Как обосновать ответственность человека за свои поступки в свете принципа детерминизма? 16. В чем заключается ошибочность следующего рассуждения? «Почему свободу связывают с необходимостью? Свобода потому и свободна, что она абсолютно свободна и не связана ни с чем». 17. Какие основные экзистенциальные проблемы испытывает современный человек? Тема 13. Философское понимание общества 1. Рассмотрите основные подходы к пониманию сущности общества. Раскройте различные варианты материалистического и идеалистического понимания общества. 2. Существуют ли закономерности существования и развития общества? Раскройте основные позиции по этому вопросу. Выскажите свою точку зрения. 3. Рассмотрите вопрос о роли технического прогресса в развитии общества. Что такое «технологический детерминизм»? Можно ли считать, что развитие общества определяется техническим прогрессом? 4. Раскройте понятия «производительные силы» и «производственные отношения» в теории К. Маркса. 5. Чем отличается историческое развитие общества от эволюции в природе? 6. Что такое общественное сознание? Является ли общественное сознание единой системой? 7. Каково место общественного сознания в жизни общества? Можно ли согласиться с утверждением, что идеи правят обществом? 8. Раскройте смысл утверждения К. Маркса, согласно которому «господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»? Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ. 9. Раскройте смысл утверждения К. Маркса: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ. 10. Назовите основные формы общественного сознания. Дайте их краткую характеристику. 11. Раскройте понятие «идеология», по К. Марксу. Приведите примеры (2 – 3) идеологических явлений в общественной жизни. 12. Осветите вопрос о развитии общественного сознания. В силу каких причин в одну эпоху в обществе преобладают одни представления, а в другую – другие? 13. Рассмотрите вопрос о единстве и многообразии истории. Существует ли всемирная история как единый процесс, или история - это развитие отдельных стран и цивилизаций? 14. Существуют ли законы истории? Раскройте суть данного вопроса. Назовите основные варианты его решения. 15. Правомерно ли утверждение, что современная культура находится в кризисе? В чѐм состоят признаки кризиса культуры? В чѐм сущность данного кризиса? Чем это угрожает развитию человечества? 16. В современном мире остро стоит вопрос о сосуществовании и взаимодействии различных культур. В какой мере возможно такое взаимодействие, какие для этого необходимы условия? 17. Назовите положительные и отрицательные последствия глобализации и приведите примеры. Тема 14. Философское понимание природы. Глобальные проблемы современности. 1. Проследите как развивались отношения в системе Природа – Человек – Общество на протяжении истории человечества? 2. Что такое глобальные проблемы современности? Назовите эти проблемы. Связаны ли они с процессом глобализации? 3. Раскройте основные положения доклада Римского клуба «Пределы роста». В каком состоянии сегодня находятся затронутые в нѐм вопросы? 4. Раскройте сущность глобальной экологической проблемы. Изложите основные походы к еѐ решению. 5. Раскройте сущность глобальной проблемы сохранения мира на Земле. Рассмотрите условия для решения данной проблемы. 6. Дайте характеристику глобальных социальных проблем современности. Рассмотрите условия для их решения. 7. Правомерно ли утверждение, что современная культура находится в кризисе? В чѐм состоят признаки кризиса культуры? Чем это угрожает развитию человечества? 8. Почему на современном этапе истории необходима кооперация между разными государствами и культурами? Возможна ли такая кооперация? 9. В чѐм состоят характеристики современного этапа развития человечества? 10. Каковы основные прогнозы будущего развития человечества? 11. В какой мере человечество способно разумно управлять своим развитием? Что для этого необходимо? 12. Раскройте основные подходы к пониманию сущности техники в философии. Выскажите свою позицию. Можно ли признать корректными выражения: «техника игры на фортепиано», «техника мышления»? 13. Рассмотрите вопрос о роли технического прогресса в развитии общества. Что такое «технологический детерминизм»? Можно ли считать, что развитие общества определяется техническим прогрессом? 14. Назовите основные этапы в развитии техники. Какие особенности и тенденции характерны для современного этапа развития техники? 15. Рассмотрите вопрос о положительных и отрицательных сторонах технического прогресса. Раскройте основные позиции по этому вопросу. Выскажите свою точку зрения. 16. Раскройте вопрос о социальной ответственности инженера. Каким образом, с каких позиций должен осуществляться контроль за экологическими, гуманитарными, социальными последствиями технической деятельности? 17. Рассмотрите два основных направления в философии техники: инженерная и гуманитарная философия техника. Сопоставьте их друг с другом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||