МГТУ, философия (контрольная работа, модули 4-6)
Узнать стоимость этой работы
14.02.2019, 17:03

МОДУЛЬ 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 30. Человек, его происхождение и сущность

1. Современные концепции происхождения человека.

2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

3. Феномены человеческого бытия: жизнь, смерть, бессмертие.

Методические рекомендации к выполнению

Данную проблематику нужно рассматривать в историческом аспекте, процесс становления вида homo sapiens стал таким же крупно­масштабным планетарным явлением как и появление живой материи из неживой. При этом биологическая эволюция человека синхронно сопро­вождалась эволюцией социальных отношений. При рассмотрении второго вопроса о деятельной сущности человека следует более подробно осветить роль труда не только в развитии челове­ка как высшего природного существа, но и подчеркнуть, что деятельная сущность человека стала тем фундаментом, на котором возникла человече­ская цивилизация.

Сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, т. е. неразрывную сово­купность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой яв­ляется деятельность человека, главным образом - трудовая деятельность. Таким образом, антропосоциогенез это философское понятие, утверждающее, что человек есть неразрывное сочетание, монолитный сплав биологического и социального начала.

Для различных философских систем проблема человека является центральной и традиционной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика называется философской антропологией. Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное су­щество. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнооб­разных проявлений, как существо  многомерное и универсальное. Раздел философии, изучающий сущностные характеристики человека, называется философской антропологией.  Важнейшим понятием современного становления антропосоциогенеза является ноосфера, особое взаимодействие природы и общества, где человек и его деятельность выступают преобразующим фактором бытия, своеобразной геолого -образующей силой.

 

ТЕМА 31. Человек. Индивид. Личность

1. Сущностные характеристики понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Проблема типизации личности: обычная, талантливая, гениальная; выдающаяся, историческая.

3. Социальные роли личности. 

Методические рекомендации к выполнению

Для правильного понимания сущности личности необходимо от­дифференцировать сходные понятия: человек, индивид, личность. Следует подчеркнуть, что понятие личность характеризуется, прежде всего, наличием в человеке социальных качеств. Личность это и носитель, и субъект конкретных исторических общественных отношений. Личность это система устойчивых социально значимых черт.

При ответе на третий вопрос необходимо дать краткую ретроспективу по проблеме личности в истории, обозначив приоритеты исторических эпох: античность, средневековье, новое время, ХIХ и ХХ век. Большое значение в формировании личности имеют нравственные устои общества, система объективных и субъективных факторов воспита­ния и образования. Рассмотрев социальные роли личности, необходимо подчеркнуть единство факторов свободы и ответственности личности. В заключение следует подчеркнуть актуальность проблемы личности на современном этапе, а также указать на специфику данной проблемы.

 

ТЕМА 32. Сознание: его происхождение и сущность

1. Проблема происхождения сознания. Генезис сознания, его структура и источники.

2. Сознание и мозг. Роль труда и языка в развитии сознания. 

3. Материальное и идеальное в сознании. Мышление, воля, эмоции.

Методические рекомендации к выполнению

Проблема сознания  одна из основных проблем философии, которая волновала философов различных эпох, школ и направлений. В силу своей сложности и многогранности сознание является объектом изучения многих наук, однако именно философия предлагает комплексный подход в решении этой проблемы: идеалистические направления видят источник сознания в высшем трансцедентном начале, материалистические – утверждают общественно-историческую природу сознания.

В своем ответе Вам необходимо раскрыть содержание понятия «отражение», которое является своеобразным ключом к проблеме происхождения сознания. Отражение – это универсальное свойство материи, которое прошло сложную эволюцию. Формы отражения: пассивное, раздражимость, ощущение и восприятие заложили основу сознания такого уникального существа как Homo sapiens – человек разумный. В своем ответе Вам необходимо подчеркнуть общественно-историческую природу сознания, проследить его эволюцию на разных этапах развития. Особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь идеального и материального в сознании, указав на то, что, мозг является материальным носителем нашего сознания, но само сознание не сводимо к материи, это нематериальная, а значит, идеальная реальность, имеющая свою специфику. Сознание  объективно выступает как высшая форма отражения высокоразвитой материи и  в то же время сознание есть   особая субъективная духовная реальность, субъективный образ объектив­ного мира.

При ответе на второй вопрос Вы должны глубоко проанализировать роль труда и языка в развитии сознания, подчеркнув не только общественно-историческую природу сознания, но и влияние на его развитие таких факторов как память, воля, интуиция. Следует подчеркнуть,  что противопоставление материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии; за эти­ми пределами противопоставление материи и сознания относительно.

 

ТЕМА 33. Сознание и самосознание

1. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

2. Функции сознания.

3. Самосознание и его структура.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе следует подчеркнуть диалектическую взаимосвязь между сознанием и бессознательным, сознанием и самосознанием. Сознание не исчерпывается совокупностью психофизиологических процессов мозга, мышлением, знанием. Наряду с сознанием в психике человека существует сфера бессознательного, изучением которого занимались такие известные философы как З. Фрейд, К.Г. Юнг и др. Вам надлежит раскрыть основные понятия психоанализа З. Фрейда, такие как эго («Я») – супер-эго («Сверх-Я») – ид («Оно»), подчеркнув их тесную взаимосвязь в сознании субъекта, а также осветить такие понятия как «либидо» и «сублимация». Дав объективную оценку фрейдизму, необходимо отметить роль К.Г. Юнга в развитии данной проблемы и разобраться в таких понятиях как «коллективное бессознательное» и «архетип».

Контрольную работу можно завершить анализом содержания и структуры самосознания и его роли в индивидуальном развитии человека, при этом необходимо осветить такое важное понятие как «рефлексия».

 

ТЕМА 34. Диалектика общественного бытия и общественного сознания

1. Общественное бытие и общественное сознание, диалектика их взаимосвязи.

2. Структура общественного сознания

3. Проблема «искусственного интеллекта» в философии. Человек в компьютеризованном мире.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе необходимо осветить общественно-историческую природу сознания, тесную взаимосвязь генезиса сознания и развитием общества. Особо важно подчеркнуть, что несмотря тесную взаимосвязь и взаимообусловленность общественного бытия и общественного сознания, ведущая роль принадлежит общественному бытию, именно оно в конечном итоге определяет уровень развития общественного сознания. Это не принижает роли сознания; оно безусловно играет активную роль в  развитии общественного бытия, способствует развитию общества, творческому, научному потенциалу, является значительным фактором общественного прогресса, и все же в диалектической философской связке оно остается вторичным по отношению к общественному бытию. 

Структура общественного сознания  крайне важна для полноценного понимания развития общества, поэтому следует четко проанализировать обыденно-практический и научно-теоретический уровни общественного сознания, а также его составляющие компоненты: общественная идеология и общественная психология, массовое и специализированное сознание.

 

ТЕМА 35. Общественное сознание и его формы

1. Нравственность и религия как формы общественного сознания.

2. Политическое, правовое и эстетическое сознание как проявление форм общественного сознания.

3. Общественное и массовое сознание. Значение науки для экологического и исторического сознания в современном мире.

Методические рекомендации к выполнению

Формы общественного сознания –это сферы духовной жизни общества, отличающиеся друг от друга не только объектом и способом отражения, но и социальной основой возникновения, специфической ролью в жизни общества. В своем ответе Вы должны подчеркнуть, что общественное сознание,  обладает относительной самостоятельностью, мощной креативностью, творческим потенциалом, которые реализуются через целеполагание, планирование, предвидение. Современная философия утверждает, что новые идеи и теории возникают как активное отражение общественного бытия людей, их насущных задач и являются могучей творческой силой общественного процесса. Представляя характеристику основных форм общественного сознания, необходимо определить  их специфику, выявить взаимосвязь между ними. Все формы общественного сознания – нравственное, религиозное, политическое, правовое, эстетическое – представляют собой бесценный  духовно-практический опыт человечества

 

ТЕМА 36. Ценности как способ освоения мира человеком (аксиология)

1. Ценности, их природа, принципы классификации ценностей. Проблема добра и зла в философии.

2. Проблема свободы и смысла жизни в философии.

3. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Методические рекомендации к выполнению

Аксиология – философское учение о ценностях человеческой жизни. В своей работе Вы должны акцентировать на том, что понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека – его способность к активному и сознательному преобразованию  мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями. Мир ценностей есть особый мир, характеризуемый тем, что ценности выражают социально-личностную форму бытия явлений действительности.

Вам надлежит подробно рассмотреть классификацию ценностей, выделить сущностные характеристики материальных и духовных ценностей, проанализировать понятия «добро» и «зло», подчеркнуть их относительный характер. Особое внимание следует уделить понятию «свобода».

При рассмотрении второго вопроса необходимо подчеркнуть, что одной из вечных философских проблем является проблема жизни и смерти. Все духовные системы человечества исходили из противоречивого единства таких феноменов как жизнь и смерть. Вам надлежит не только разобраться в этих сложных понятиях, но и понять глубинный смысл философского понятия бессмертия, над поиском вариантов которого так долго трудится человечество.  Важно  подчеркнуть, что для русской философии вопрос о смысле жизни является ключевым, особенно в творчестве таких выдающихся  философов как В.С. Соловьев. Л.Н. Толстой, Н.И. Бердяев,  С.Л.  Франк и др. В современных условиях в различных философских школах, а также в научно-публицистических изданиях проявляется повышенный интерес к проблемам жизни и смерти. В заключение необходимо подчеркнуть, что жизнь человека, его право на жизнь, свободу и счастье высшими ценностями человеческого бытия. 

 

МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕМА 37. Общество как целостная саморазвивающаяся система

1. Философское осмысление природы общества: основные концепции общественного развития.

2. Общество как социальный способ бытия человека. Общество и его структура.

3. Развитие общества как естественно исторический процесс.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе должно быть представлено философское осмысление общества, для чего необходимо рассмотреть натуралистические, идеалистические, социопсихологические концепции, а также концепция социального детерминизма. Особое внимание должно быть уделено рассмотрению материалистического понимания развития общества как естественно исторического процесса.

В ходе изложения второго вопроса следует подчеркнуть, что общество представляет собой чрезвычайно сложное цельное образование, которое можно условно разделить на четыре основных сферы. Вам надлежит четко проанализировать сущность каждой из них и подчеркнуть диалектическое единство и взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сферы.

 

ТЕМА 38. Практика как деятельность и философская категория

1. Практика как предметно-чувственная деятельность по преобразованию  природного и общественного бытия.

2. Структура и формы практической деятельности.

Методические рекомендации к выполнению

Раздел философии, изучающий формы и специфику практической деятельности людей называется «праксиология». В своем ответе  необходимо выяснить принципиальное отличие практической деятельности человека от деятельности животных и обязательно подчеркнуть, что именно практика определяет место человека в структуре общественного бытия, его включенность в систему материальной и духовной культуры.

В ходе изложения второго вопроса необходимо четко представить структуру практической деятельности, основанную на единстве объект-субъектных и субъект-субъектных отношений, и проанализировать развитие форм практической деятельности людей в диалектическом единстве с формами общественного бытия и общественного сознания. При этом важно разобраться в таких понятиях как «опредмечивание» и «распредмечивание», через которые раскрываются сущностные характеристики человека.

 

ТЕМА 39. Материальное производство как основа общественной жизни

1. Понятие общественного производства. Способ производства и его структура.

2. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

3. Динамика общественного производства и социальный прогресс: стимулы и потенциалы.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе необходимо подчеркнуть, что совместная деятельность людей в процессе материального производства является основой общественной жизни. Наиболее ярко данная проблема была освещена в марксистской философии, которая указывала на то, что развитие общества представляет собой естественно исторический процесс, в основе которого лежит способ производства. Экономическая сфера представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе.

Ключевыми понятиям способа производства являются производительные силы и производственные отношения. Вам надлежит проследить диалектическую взаимосвязь этих понятий в динамике их развития, указав на ведущую роль производительных сил. В заключение следует проанализировать закономерности развития материального производства, которые придают истории системность, цельность и непрерывность.

 

ТЕМА 40. Духовная сфера общества

1. Философское осмысление понятия «духовность». Духовность, его сущность и специфика.

2. Духовное производство и духовные потребности.

3. Проблема кризиса духовности в современном обществе.

Методические рекомендации к выполнению

Духовность – это сложное, многогранное понятие, представляющее собой уникальный феномен общественной жизни. В своей работе Вам необходимо проанализировать данное понятие, подчеркнуть, что духовность – это сущностная форма человеческого бытия, основная характеристика которого – свобода от природной необходимости, преодоление природного и создание общности людей, подчиненной человеческим законам.

Духовная сфера общества должна быть представлена Вами через осмысление таких важных понятий как духовное производство, духовные потребности и  духовные ценности. Особой областью духовного производства  является воспитание и образование, где формируется не только мировоззрение личности, но и его нравственно-этические установки.

 

ТЕМА 41. Социальная структура общества

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Классовая теория, ее вклад в осмысление развития общества ( К. Маркс, В.И.  Ленин).

3. Теория социальной стратификации ( П.А. Сорокин, М. Вебер) 

Методические рекомендации к выполнению

При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть, что социальная сфера очень широкое понятие, это система взаимоотношений относительно устойчивых, исторически сложившихся общностей людей - классов и слоев, наций и народностей, возрастных, профессиональных и других групп людей.

Основу социальной структуры составляют классы и слои. Вам надлежит проанализировать сущность этих понятий, выявить характерные признаки и подчеркнуть их роль в общественном развитии.  В своем ответе Вы должны осветить вклад марксистской философии в решении данной проблемы, т.к. именно она указала на естественно исторический характер развития общества и выделила объективные законы его развития. В данной работе Вами должны быть проанализированы положения классовой теории марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин), а также теория социальной стратификации П.А. Сорокина.

В завершении следует рассмотреть специфику современного социального устройства общества, где по доле общественного богатства, которой располагают различные социальные группы, принято выделять высшие, средние и низшие классы.

 

ТЕМА 42. Политическая сфера общества

1. Государство как основа политической структуры общества.

2. Социальные институты и их социальная дифференциация.

3. Понятие «гражданское общество», его сущность и специфика. Основные типы взаимоотношений гражданского общества и государства.

Методические рекомендации к выполнению

При освещении данной темы необходимо указать на то, что государство представляет собой сложнейший социально-политический институт,  для чего следует четко выделить сущностные характеристики государства, его основные признаки. Особое внимание следует обратить на то, что форма государства определяется формой правления (различные виды монархии и республиканского устройства). Однако политическая структура общества зависит и от формы государственного устройства, где можно выделить унитарные, федеративные и конфедеративные системы.

Раскрывая второй вопрос, необходимо четко выделить типологию социальных институтов: институт семьи, политический институт, институт образования, армия как военный институт, экономика как социальный институт, религия как социальный институт. Вам необходимо раскрыть сущность каждого из них, связав с выражением основных потребностей в обществе. В заключении следует подчеркнуть, что важнейшим элементом политической системы  является политическое сознание.

 

ТЕМА 43. Субъекты и движущие силы исторического процесса

1. Проблема источников развития истории. Движущие силы истории, их сущность и специфика (потребности и интересы, цели и средства их достижения)

2. Субъекты исторического процесса.

3. Роль народных масс и личности в истории.

Методические рекомендации к выполнению

При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть, что история представляет собой естественноисторический процесс, развивающийся по объективным законам, поэтому крайне важно разобраться механизме этого развития. Философия история не сухая бездушная схема. Она признает, что именно люди являются «авторами и исполнителями всемирно-исторической драмы, именуемой историей» (К. Маркс), поэтому крайне важно выяснить что является движущими силами истории и  кто является субъектами исторического процесса. 

Субъектами истории  могут быть отдельно взятый индивид, социальная группа, классы, а так же общество в целом. Движущими силами исторического процесса могут выступать инте­ресы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты. Взаимодействие субъектов и движущих сил истории обуславливает­ся изменением объективных условий, в которых оно происходит.

В своей работе Вы должны проанализировать роль народных масс и личности в истории, указав на определяющую и ведущую роль народных в историческом процессе, т.к. именно они, в конечном счете, являются главной производительной силой, обеспечивающей полноценное развитие общества.

 

ТЕМА 44. Общественный прогресс и его критерии

1. Развитие и прогресс, сходство и различие этих понятий. Проблема общественного прогресса в истории философии.  

2. Антиномичный характер общественного прогресса: сложный, противоречивый характер его проявления.

3. Критерии общественного прогресса.

Методические рекомендации к выполнению

Идея прогресса в философской мысли имеет глубокие исторические корни. Каждая эпоха вносила свой определенный вклад в решении данной проблемы. Особую актуальность проблема прогресса приобрела в ХIХ-ХХ веках в трудах европейских и русских мыслителей. Цель настоящей контрольной работы состоит в том, чтобы выяснить основные положения современной научной философии об общественном npoгpeccе как объективной закономерности, где можно четко выявить объективные и субъективные факторы прогресса.

Следует подчеркнуть, что  общественный прогресс понятие многогранное и неоднозначное, поэтому  весьма существенным в данной теме является вопрос о критериях общественною прогресса. Современная наука выделяет три основных критерия прогресса: социально-экономический, социально-политический и гуманистический, с помощью которых можно определить прогрессивность различных социальных систем, политических режимов, общественных движений.

Антиномичный характер общественного прогресса заключается в том, что неоспоримые прогрессивные завоевания  в научной,  экономической и техногенной сфере, сочетаются с  негативными явлениями в нравственно-этической сфере: падение духовности, рост преступности и насилия, и т.д., поэтому общественный прогресс невозможно рассматривать вне контекста нравственно-этических, правовых и социальных проблем.

Для современного человечества проблема общественного прогресса встает как практический вопрос о выборе путей общественного развития в современную эпоху и на перспективу. Именно поэтому интегративным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в ней личности. Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность и есть важнейший критерий прогресса.

 

ТЕМА 45. Философия истории

1. Единство и многообразие мировой истории. Смысл и направленность исторического процесса.

2. Проблема типологизации исторического процесса: формационный подход (К. Маркс), цивилизационный подход (Н. Данилевский, О. Шпенглер).

3. Современные концепции развития: теория постиндустриального общества (Д.Бэлл, Р. Арон, У. Ростоу), теория «третьей волны» (Э.Тоффлер), теория информационного общесива (С.П. Хантингтон, Х.М. Мак-Люэн).

Методические рекомендации к выполнению

Философия истории – одна из наиболее важных частей социальной философии. Философия истории, уделяя основное внимание общим закономерностям общественного развития, решает и ряд других важных задач. В их число входит вопрос о природе исторического знания, особенностях его связи с наукой, искусством, о характере исторического познания в целом. К вопросам философии истории относится также определение сущности, смысла и основных стадий мировой истории, раскрытие диалектики общего и особенного, диалектики прошлого, настоящего и будущего. В ходе развития философского знания предлагались различные теорети­ческие модели общества: натуралистическая, идеалистическая и материалисти­ческая. В контрольном работе на основе изучения сущности этих моделей надо обращать внимание на преимущества и недостатки каждой из них и показать, что модель общества и его реальное бытие не всегда совпадают, модель и ре­альность обладают относительной самостоятельностью.

В своем ответе Вы должны рассмотреть идеалистические и материалистические трактовки исторического процесса, проанализировать сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подхода. Формирующийся в настоящее время синтезированный подход к философии истории предполагает исследование имманентной логики развития общества, учет единства и многообразия исторического процесса, выявление законов, решение проблем, связанных с историческим объяснением и социальным прогрессом. Философия истории дает теоретическую реконструкцию исторического процесса, где главное внимание уделяется выяснению сущности, логики и механизмов социального развития. Она синтезирует человеческую историю, выделяя в ней общие законы, черты и свойства, присущие различным социальным организмам, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природных условий.

 

ТЕМА 46.  КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

1. Культура как предмет философского анализа. Основные типы культур. Социальные функции культуры.

2. Культура и цивилизация: сходство и различие этих понятий. Критерии их типологии.

3. Особенности современной цивилизации и культуры. Проблема кризиса современной цивилизации и культуры.

Методические рекомендации к выполнению

Культура представляет собой феномен общественной жизни, это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, это особый мир человеческих ценностей, передаваемый от одного поколения к другому. В своей работе Вам необходимо раскрыть функции культуры, обратить внимание на диалектическую взаимосвязь в развитии общества и культуры.

В освещении второго вопроса важно проанализировать содержание таких понятий как культура и цивилизация, четко проследить их сходство и различие. Основываясь на работах О. Шпенглера, А. Тойнби, выделить характерные черты современной цивилизации и культуры. Изучая диалог западных и восточных культур, следует особое внимание уделить феномену России как особому  культурологическому типу,  в данном вопросе необходимо использовать труды Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева.

 

МОДУЛЬ 6. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ТЕМА 47. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Проблема познания в философии. Знание и вера.

2. Структура и уровни познания. Единство чувственного и рационального познания.

3. Проблема истины в философии и науке. Вненаучные формы познания.

Методические рекомендации к выполнению

Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания и путях постижения истины называется гносеологией. В работе следует подчеркнуть, что познание - это прежде всего человеческая деятельность, направлен­ная на отражение действительности; это сложный противоречивый про­цесс от простой фиксации явлений к анализу их сущности.

Структура процесса познания представляет собой единство чувст­венного и рационального познания. Проанализировав составляющие элементы чувственного и рацио­нального познания, необходимо подчеркнуть их роль в развитии научного познания. Однако при этом необходимо отметить, что наряду с научным познанием существуют вненаучные формы познания (обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное). Вам надлежит рассмотреть многообразие форм духовно-практического освоения мира, выявить специфику научного и вненаучного знания.

Особое внимание следует уделить проблеме истины, которая представляет собой верное отражение действительности в сознании людей, адекватное соответствие знаний человека внешнему миру, т.е. объективной реальности. Вам необходимо проанализировать многогранный характер истины: диалектику абсолютного и относительного в истине, единство объективного и субъективного в ней, конкретность истины. В завершении необходимо отметить, что познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса, где практика является критерием истины. В утверждении истины, как и в ее проверке, необходимо учитывать единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии.

 

ТЕМА 48. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Наука как социальный институт.

2. Уровни научного познания. Методы научного познания. Критерии научности.

3. Сциентизм и антисциентизм.

Методические рекомендации к выполнению

Наука представляет собой особый вид человеческой деятельности, где целью и результатом является система объективных знаний о мире и о путях его преобразования. Это особая форма интеллектуального труда, нацеленная на получе­ние объективного знания. Научное познание является одновременно абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим знанием, которое осуществляется при помощи специальных методов. Проанализировав эмпирический и теоретический уровни методы научного познания, следует рассмотреть такое понятие, как научная картина мира, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различ­ных науках.

Особое внимание следует уделить проблемам научно-технического прогресса, подчеркнуть неоднозначную роль сциентизма и антисциентизма. Рассмотрев философские проблемы научного познания, необходимо обозначить специфику познания социальных явлений, которые не вписываются в строгие рамки научного предвидения. В своей работе Вам необходимо проанализировать сложные понятия, относящиеся к проблеме научно-технического прогресса, указав на сложный противоречивый характер данного явления. В завершении темы необходимо указать на взаимосвязь научного по­знания с нравственно-этическими аспектами человеческой деятельности.

 

ТЕМА 49. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

1. Философия науки. Классификация научных знаний.

2. Философы ХХ века о принципах научного знания (Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т.Кун, И. Лакатос).

3. Научные революции и смена типов рациональности. Философские проблемы науки и техники. 

Методические рекомендации к выполнению

Наука представляет собой особый вид человеческой деятельности, где целью и результатом является система объективных знаний о мире и о путях его преобразования. Это особая форма интеллектуального труда, нацеленная на получе­ние объективного знания. Научное познание является одновременно абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим знанием, которое осуществляется при помощи специальных методов. Проанализировав эмпирический и теоретический уровни методы научного познания, следует рассмотреть такое понятие, как научная картина мира, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различ­ных науках.

Особое внимание следует уделить проблемам научно-технического прогресса, подчеркнуть неоднозначную роль сциентизма и антисциентизма. Рассмотрев философские проблемы научного познания, необходимо обозначить специфику познания социальных явлений, которые не вписываются в строгие рамки научного предвидения. В своей работе Вам необходимо проанализировать сложные понятия, относящиеся к проблеме научно-технического прогресса, указав на сложный противоречивый характер данного явления. В завершении темы необходимо указать на взаимосвязь научного по­знания с нравственно-этическими аспектами человеческой деятельности.

 

ТЕМА 50. Философия техники

1. Наука и научно-технический прогресс.

2. Основные технические изобретения и их роль в развитии цивилизации.

3. Философии техники. Основоположники философии техники о новой технической стратегии в жизни общества (Э. Капп, Ф. Бон, П. Энгельмейер).

Методические рекомендации к выполнению

Основными проблемами, обсуждаемыми в данном разделе, являются: проблема классификации наук, общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания, Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки. Особое внимание обратите на вопрос о свободе научного поиска и  ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.

Техника как область человеческой деятельности с давних пор интересовала философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. Сам термин «философия техники» введен Э Каппом. В работе «Основания философии техники» (1877). Проблемами философии техники занимались: Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс, русский инженер П.К. Энгельмейер («Теория творчества»  и «Философия техники» - основные его работы, посвященные данной проблеме). Однако лишь с 60-х годов ХХ века философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины. Особо проблема актуализируется в связи с обострением глобальных проблем, как негативный результата НТП. Что же такое техника? Что она может дать человеку? Чего она лишает человека? Это главные вопросы современной философии техники. Их анализ осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и меодологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая составляющая проблематика техники).

Изучая учебник, раскройте вопросы: научное познание и инженерия: общее и особенное; технические науки: фундаментальные и прикладные. Особое внимание обратите на проблему структуры технической теории, соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм. Для ответа на поставленные проблемы необходимо:

 

ТЕМА 51. Глобальные проблемы человечества

1. Современная глобальная ситуация.

2. Классификация глобальных проблем современности.

3. Стратегия будущего: возможные пути выхода и варианты решения глобальных проблем. Свобода научного поиска  и проблема нравственной ответственности ученых.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе необходимо подчеркнуть актуальность данной проблемы, особо обострившейся на рубеже ХХ-Х1Х вв. В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества.

Классификация глобальных проблем современности должна отразить три глобальных уровня: 1. социально-экономический ( проблема ресурсов и продовольствия, экологическая проблема); 2. социально-политический ( угроза ядерной войны, техногенных катастроф и терроризма); гуманистический ( демографическая проблема, проблема здравоохранения и образования, кризис духовной культуры) .

В заключении необходимо рассмотреть возможные пути решения глобальных проблем, подчеркнув при этом, что решение глобальных проблем должно быть на глобальном уровне. В современных реалиях особо возрастает роль философии, т.к. именно она акцентирует внимание на необходимости гуманистической направленности и приоритете общечеловеческих интересов в решении глобальных проблем современности

 

ТЕМА 52. Социальное прогнозирование

1. Социальное прогнозирование как стратегия будущего

2. Основные методы прогнозирования и типы социальных прогнозов.

3. Перспективы развития общества.

Методические рекомендации к выполнению

При анализе данной темы надо подчеркнуть, что предвосхищение будуще­го — это сложное, комплексное исследование, которое может быть плодо­творным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественно­научного и технического знания.

Формирование единой мировой цивилизации невозможно без научного предвидения. Актуальность и необходимость научного предвидения развития общества вытекает из необходимости объективного анализа механизмов формирования и реализации интересов как всего человечества, так и различных стран, групп и индивидов. Важно указать на то, что только глубокое знание прошлого и настоящего позволяют предвидеть будущее. Особо следует выделить научные критерии предвидения, их принципиальное отличие от «опережающего предвидения» животных, предсказаний оракулов и различных утопий.

Прогнозы по своему содержанию делятся на  научно- технические и социально-демографические, которые базируются на основных методах прогнозирования: метод экстраполяции, метод моделирования и экспертная оценка. Внутри каждого типа могут быть использованы различные научные методы: индукция, дедукция, аналогия и т.д.  Вам надлежит дать характеристику основных методов прогнозирования, а также отдефференцировать  четыре основных метода по направленности прогнозирования, а именно: поисковые, нормативные, аналитические и прогнозы- предостережения. В завершении данной темы необходимо подчеркнуть, что формирование единой мировой цивилизации невозможно без научного предвидения.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика