Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
05.10.2017, 09:29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ/ЗАДАНИЯ БИЛЕТА. Номер билета студент определяет в соответствии с заглавной буквой фамилии.
Объем ответа минимум 1 страница на вопрос/задание.
БИЛЕТ 1 1. Понятие мировоззрения. Основные типы мировоззрений. 2. Сравните идеи о государстве Платона и Аристотеля. БИЛЕТ 2 1. Важнейшие проблемы философии. Предмет философии. Основные функции философии. 2. Выскажите свое аргументированное мнение по поводу следующего суждения. Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…". БИЛЕТ 3 1. Становление древнегреческой философии. Натурфилософия Милетской школы, Пифагор, Гераклит. 2. Прочтите следующий отрывок из сочинения Аврелия Августина и ответьте на вопрос: «Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно… Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…" В чем особенность христианского понимания бытия? БИЛЕТ 4 1. Онтология древнегреческой философии – элеаты, Демокрит. Философские учения софистов и Сократа. 2. Прочтите высказывания философов: "Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан). "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин). "Верую, а потому знаю" (Ансельм). "Познавай то, во что веришь" (Абеляр). "Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (Аквинский). Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии? БИЛЕТ 5 1. Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии. Синтез. Философия эллинизма: Эпикур, стоики, скептицизм. 2. Как вы понимаете высказывание Оригена о том, что зло (дьявол) — это небытие, прикидывающееся бытием? Как зло может стать порождением блага? БИЛЕТ 6 1. Основные принципы формирования философии средних веков. Латинская патристика. Августин Блаженный. 2. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». БИЛЕТ 7 1. Основные этапы развития средневековой схоластики. Христианская философия Фомы Аквинского. 2. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью. Вопрос: На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций? Что оппоненты Гельвеция имели в виду под судьей? БИЛЕТ 8 1. Особенности становления философии эпохи Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского. 2. Поясните следующее высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую». К чему сводится философская позиция автора данного суждения. БИЛЕТ 9 1. Философское учение о природе Джордано Бруно. Политическая философия Н. Макиавелли 2. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы». БИЛЕТ 10 1. Особенности формирования философии Нового времени. Ф.Бэкон – основатель опытной науки Нового времени. 2. Антуан Сент-Экзюпери заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая- нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним? БИЛЕТ 11 1. Рационализм Р.Декарта. Основные правила дедуктивного метода. 2. Как вы понимаете слова Н. Бердяева «Меня никогда не интересовал объект, познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в которой трепещет вселенная. Смысл существования субъекта, который есть микрокосм». БИЛЕТ 12 1. Основные философские идеи Просвещения. 2. Ф. Бэкон формулирует понятия призраков, которые встречаются в ходе познания: "Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей… Назовем первый вид призраков — призраками рода, второй — призраками пещеры, третий — призраками рынка и четвертый — призраками театра". Вопросы: Какое содержание вкладывает Ф. Бэкон в понятие "призрак"? Какой смысл несет в себе каждый из призраков? БИЛЕТ 13 1. Социально-философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. 2. Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь? БИЛЕТ 14 1. Теория познания И.Канта. Основные принципы этики И.Канта. 2. Выскажите свое мнение по поводу следующего высказывания: ««Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью» (Сократ). БИЛЕТ 15 1. Субъективный идеализм И. Г.Фихте. 2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ). В чем глубинный смысл приведенного высказывания? Как оно связано с судьбой философа? БИЛЕТ 16 1. Философская система и диалектический метод Гегеля. 2. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. Вопрос. В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской? БИЛЕТ 17 1. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 2. Н. Макиавелли провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими». Вопрос. Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли? БИЛЕТ 18 1. Основные идеи марксистской философии. 2. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды». БИЛЕТ 19 1. Особенности формирования русской философской мысли. Проблема исторической судьбы России в западничестве и славянофильстве. 2. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. Бэкона: «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки». БИЛЕТ 20 1. Философия всеединства В.Соловьева. 2. Л. Фейербах писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу его, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращает, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». Определите философское направление, к которому тяготеет Л. Фейербах. БИЛЕТ 21 1. Понятие личности человека в философии Н.А.Бердяева. 2. И. Кант отмечал: ««Деятельность есть наше определение». Обоснованно прокомментируйте данное высказывание. Согласны ли Вы с ним? БИЛЕТ 22 1. Особенности становления «философии жизни». “Воля к власти “ Ф.Ницше и кризис гуманистических ценностей. 2. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности. В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность? БИЛЕТ 23 1. Структура человеческой личности в психоаналитической философии З.Фрейда. 2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека». Что такое труд? Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания? Какие есть еще теории происхождения человека? БИЛЕТ 24 1. Неокантианские концепции научного познания. 2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление? Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте. БИЛЕТ 25 1. Развитие позитивизма и неопозитивизма в европейской философии. 2. Известный древнегреческий афоризм призывает: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни. БИЛЕТ 26 1. Бытие как отражение всеобщей связи и развития. Законы диалектики. 2. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич). Какие бывают ценности? Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»? БИЛЕТ 27 1. Познание. Чувственное и рациональное познание. 2. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих». БИЛЕТ 28 1. Понятие о науке. Научная картина мира. 2. Это трансцендирующее мышление есть мышление, которое благодаря методу научно по своему характеру, а вместе с тем из-за исчезновения определённого предмета иное, чем научное познание. (Ясперс, К. Философская вера). Вопросы. В чём состоит сходство и отличие философского и научного познания? Почему в философии отсутствует определённый предмет? БИЛЕТ 29 1. Философские проблемы антропогенеза. 2. Прокомментируйте тезис Локка, согласно которому сознание - чистая доска. В чём отличие данного подхода от позиции Декарта? БИЛЕТ 30 1. Общество как философская проблема. 2. «…Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на своё несчастье забыли всё священное, виденное ими раньше. Мало остаётся таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой… В здешних подобиях нет вовсе отблеска справедливости, воздержанности и всего другого, ценного для души, но, подходя к этим изображениям, кое-кому, пусть и очень немногим, всё же удаётся, хотя и с трудом, разглядеть при помощи наших несовершенных органов, к какому роду относится то, что изображено…» (Платон). Вопрос. Что, согласно Платону, является условием подлинного познания? Что должна вспомнить душа, познавая вещи? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||