Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
05.03.2015, 22:50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа состоит из пяти заданий. Каждое задание должно начинаться с новой страницы. При этом формулировки заданий (включая формулировки тестовых заданий) приводятся полностью. В первом задании необходимо ясно, логически последовательно осветить указанную проблему в объеме 10-12 страниц рукописного текста или 5-6 листов печатного. Анализ литературы обязательно должен сопровождаться ссылками на нее (см. 2.3.). Второе задание требует краткого ответа на вопросы в объеме 3-х страниц рукописного текста (по одной странице на каждый вопрос) или 1,5 листа печатного (по 0,5 страницы на каждый вопрос) с указанием источника информации (см. 2.3.). Выполняя третье задание, студент должен дать сжатое, на один абзац, определение каждого обозначенного понятия темы, используя для этого философские словари и энциклопедии, в том числе Словарь философских терминов / И. Г. Митченков (науч. ред.). – 2 изд., доп. и испр. – Кемерово, 2011. – 255 с. Четвертое задание предполагает написание эссе объемом 1-2 страницы формата А 4. Эссе по философии отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или не- скольких публикаций (книг, журнальных статей) по определен- ной теме. Эссе – это обоснование тезиса, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения. Цель написания эссе – научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе. Автор должен ясно выражать свои мысли, чтобы избежать неверного понимания. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками. Недопустимо также выдавать чужие слова и идеи за свои собственные. Если Вы используете чужие высказывания необходимо давать ссылку на источник (см. 2.3.). В эссе важно отстоять свою точку зрения независимо от того, совпадает ли она с мнением преподавателя (оценка от этого не зависит). Пятое задание представлено тестами различной типологической принадлежности. Тестовые задания закрытого типа пред- полагают один или несколько правильных ответов.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1. Специфика философии, ее основные задачи и структура. Задание 1. Осветите проблему: «Социокультурный контекст возникновения философии». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Является ли философия наукой? Обоснуйте. б) Каковы основные разделы философского знания? в) Каковы место и роль философии в культуре? Задание 3. Дайте определение понятий: философия, категория, мировоззрение, рефлексия, мифология, религия, наука. Задание 4. Напишите эссе: «Б. Рассел писал: «… Между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». Что Вы думаете по этому поводу? Прав ли Б. Рассел?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Философия – это: а) способ аргументированного диалога; б) наука о природе; в) теоретическая форма мировоззрения; г) разновидность литературного творчества. 2. Как система взглядов на мир и место в нём человека философия выступает в качестве: а) науки; б) религии; в) идеологии; г) мировоззрения. 3. Специфика философии состоит в том, что она: а. исследует природу, общество, мышление; б. прогнозирует будущее; в. исследует всеобщие и универсальные основания бытия мира его познания и практического преобразования человеком; г. исследует проблемы смысла жизни. 4. Проблемы, решаемые философией, носят характер: а. конечный; б. всеобщий, предельный; в. стандартный; г. частный.
Тема 2. Китайская философия Задание 1. Осветите проблему: «Даосизм как философское учение». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы особенности китайской философии? б) Что представляет собой учение Конфуция о «благородном муже»? в) Каковы содержательные основания правил «ли»? Задание 3. Дайте определение понятий: жень, ли, дао, дэ, инь, ян, фэн шуй, ритуал. Задание 4. Напишите эссе: «В книге «Лунь юй» приводятся слова Конфуция «Когда мы говорим о ритуале, имеем ли мы в виду лишь преподношение яшмы и парчи? Когда мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду удары в колокола и барабаны». Как Вы понимаете эти слова Конфуция?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Понятие, используемое для обозначения первоначала ми- ра в древнекитайской философии: а. дэ; б. брахма; в. дао; г. сансара. 2. В даосизме отрицание целенаправленной деятельности, идущей в разрез с естественным порядком («недеяние»), фиксируется термином а. у-вэй; б. сяо; в. дао; г. дэ. 3. Основу философии Конфуция составляет(-ют): а. проблема познания; б. проблема бытия; в. проблема развития общества; г. проблемы человека, семьи и государства. 4. Автор изречения «Благородный муж думает о долге, а мелкий о выгоде»: а. Моцзы; б. Лаоцзы; в. Конфуций; г. Шан ян; д. Сунь кун. 5. Согласно Конфуцию, государство, в идеале, представляет собой: а. аппарат для подавления одного класса другим; б. систему демократического управления обществом; в. постепенно отмирающий общественный институт; г. большую патриархальную семью.
Тема 3. Индийская философия Задание 1.Осветите проблему: «Этический смысл буддийского учения». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а). Каковы основные положения веданты и мимансы? б) Каковы основные положения сангхьи и йоги? в) Каковы основные положения ньяи и вайшешики? Задание 3. Дайте определения понятий: упанишады, сансара, веды, реинкарнация, карма, нирвана, брахманы, брахма, атман. Задание 4. Напишите эссе: «Согласны ли Вы с Буддой, который утверждал, что «не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы». Задание 5. Выполните тесты: 1. Сборник священных текстов в Древней Индии: а. Веды; б. Книга перемен; в. Книга мертвых; г. Четьи-минеи. 2. Согласно индуизму, нирвана (мокша), прежде всего, означает: а. высшее состояние блаженства; б. угасание всех желаний; в. достижение единства Атмана и Брахмана; г. новое послесмертное воплощение души. 3.Среди перечисленных ниже школ индийской философии разделяются укажите ту, которая не относится ортодоксальному (астика) направлению: а) миманса; б) веданта; в) йога; г) чарвака (локаята); 4. Одно из предложенных ниже суждений не относится к сформулированным Буддой четырем «благородным истинам». Укажите его: а. жизнь есть страдание; б. причина страданий – желания; в. чтобы избавиться от желаний надо стать аскетом; г. а для этого следует идти восмеричным путем Будды. д. избавление от страданий – нирвана 5. Какое из перечисленных религиозных течений не является направлением буддизма: а. ламаизм; б. хинаяна; в. суфизм; г. махаяна.
Тема 4. Натурфилософия Древней Греции Задание 1. Осветите проблему: «Понимание первоосновы мира философами Милетской школы, Эфесской школы, школы чисел и атомистического учения». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы основные этапы развития древнегреческой философии. б) Какова роль первых философских школ в формировании философского дискурса? в) Каковы философские представления элеатов? Задание 3. Дайте определения понятий: натурфилософия, гилозоизм, логос, космос, архэ, апории, число, атом, апейрон, субстанция. Задание 4. Напишите эссе: «Прав ли Пифагор, утверждая, что «все есть число»?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Натурфилософия Древней Греции была направлена на познание: а. человека; б. первоосновы бытия; в. нравственного поведения; г. законов логики. 2. Установите хронологическую последовательность: а. Пифагор; б. Аристотель в. Платон; г. Эпикур. 3. Идея о всеобщей изменчивости бытия в форме афоризма – «В одну и туже реку нельзя войти дважды» – была отчетливо сформулирована: а. Гераклитом Эфесским; б. Сократом; в. Зеноном Элейским; г. Диогеном. 4. Взгляд, согласно которому весь мир состоит из атомов, разделяли: а. Демокрит; б. Левкипп; в. Платон; г. Пифагор. 5. Апории Зенона Элейского должны были доказывать, что: а. мир постоянно изменяется; б. миру присуща «предустановленная гармония»; в. мир – воплощение хаоса; г. мир неизменен.
Тема 5. Сократовский период античной философии Задание 1. Осветите проблему: «Философия Сократа о человеке». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы характерные черты философии софистов. б) В чем состоит противоположность взглядов софистов и Сократа? в) Какие философские школы можно рассматривать в качестве последователей Сократа? Задание 3. Дайте определения понятий: антропологический поворот, диалектика, майевтика, софизмы, рабовладельческая демократия, аристократия. Задание 4. Напишите эссе: «Можно ли утверждать вслед за Протагором «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что не существуют»?». Задание 5. Выполните тесты: 1. Изречение Протагора «Человек есть мера всех вещей» может рассматриваться как выражение позиции: а. антропоцентризма; б. релятивизма; в. антигуманизма; г. экстремизма. 2. Софисты внесли значительный вклад в развитие: а. риторики; б. логики; в. эстетики; г. эпистемологии. 3. «Майевтика», согласно Сократу, означает: а. условия достижения счастья; б. метод диалога, как средства достижения истины; в. психо-физиологические приёмы преодоления аффектов; г. идеал нравственного поведения. 4. Утверждение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» является: а. искренним признанием своего абсолютного невежества; б. осознанием того, что во времена античности наука находилась на очень низком уровне развития; в. веселой шуткой, высказанной им среди друзей, во время праздничного пира; г. методологическим приемом, позволяющем избавиться от предубеждений. 5. Что ставил Сократ в центр своей философии: а. Бога; б. природу; в. человека; г. проблемы эстетики.
Тема 6. Метафизика Платона и Аристотеля Задание 1. Осветите проблему: «Метафизика Аристотеля». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) В чем сущность «теории идей» Платона? б) Каков смысл платоновского «мифа о пещере»? в) Какова взаимосвязь метафизики Аристотеля с его учением о государстве? Задание 3. Дайте определения понятий: метафизика, материя и форма (по Аристотелю), эйдосы, энтелехия, идея (по Платону), формальная логика. Задание 4. Напишите эссе: «Прав ли Аристотель, утверждая, что «полития» является наилучшей формой государственного устройства?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Платон является представителем позиции: а. объективного идеализма; б. материализма; в. дуализма; г. субъективного идеализма. 2. Истинные знания, согласно Платону, мы получаем: а. путём «припоминания»; б. из ощущений; в. путём эксперимента; г. точных математических расчетов. 3. «Мир идей» и «мир вещей», согласно Платону, связаны между собой следующим образом: а. «мир вещей» лежит в основе «мира идей»; б. «мир идей» лежит в основе «мира вещей»; в. «мир вещей» и «мир идей» суть два равноценных основания бытия; г. «мир вещей» и «мир идей» суть разные названия одного и того же – мира, в котором живет человек. 4. «Материя» и «форма», согласно Аристотелю: а. суть две первоосновы бытия: б. взаимосвязаны так, что материя – первооснова, а форма её результат; в. взаимосвязаны так, что форма – первооснова, а материя её результат; г. разные названия, окружающего нас мира. 5. Согласно Аристотелю термин «энтелехия» означает: а. момент взаимопроникновения материи и формы; б. метод рационального познания объекта; в. потенциальные возможности предмета; г. актуальную действительность предмета.
Тема 7. Философия европейского средневековья Задание 1. Осветите проблему: «Соотношение веры и разума в средневековой философии». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) В чем суть спора об универсалиях? б) Какой вклад в развитие средневековой философии внес Августин Блаженный? в) Каковы основные положения философии Фомы Аквинского? Задание 3. Дайте определения понятий: средние века, средневековая философия, теоцентризм, патристика, схоластика, теодицея, теология, монотеизм, креационизм. Задание 4. Напишите эссе: « Можно ли согласиться с Августином Блаженным, который утверждал, что «при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре»?» Задание 5. Выполните тесты: 1. «Патристика» – это: а. этап в развитии средневековой философии, связанный с деятельностью Отцов Церкви; б. фундаментальная особенность мировосприятия средневекового человека, заключающаяся в опоре на веру и в сомнении в результатах познания; в. наиболее распространенный вариант решения тринитарной проблемы – проблемы соотношения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого; г. способ философствования, характерный для средневековья и заключающийся в экспериментальной проверке некоторых положений Священного Писания. 2. «Схоластика» – это: а. поздний этап в развитии средневековой философии; б. тип религиозной философии, характеризующийся соединением догматики с рационалистической методикой; в. способ философствования в формах интерпретации текста Священного Писания, Священного Предания, – наследия античной философии; г. все ответы верны. 3. Креационистский подход к проблеме происхождения природы и человека предполагает, что: а. природа и человек являются результатом божественного творения; б. природа и человек являются результатом эволюционного развития; в. природа неизменна, а человек постепенно эволюционирует; г. живая природа и человек «занесены» на Землю из космоса. 4. Реализм, как позиция средневековой философии, утверждает: а. универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении; б. универсалии существуют реально и независимо от сознания; в. понятия возможны потому, что в единичных предметах существует нечто общее; г. искусство должно правдиво объективно (реалистично) отражать действительность своими специфичными средствами. 5. Согласно Августину Блаженному зло есть: а. присутствие сатаны; б. недостаток добра; в. последствие «первородного греха»; г. ошибочно использованная свобода человека.
Тема 8. Философия эпохи Возрождения Задание 1. Осветите проблему: «Социальная философия социалистов-утопистов». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы характерные черты эпохи Возрождения? б) В чем суть рассуждений Дж. Бруно о бесконечности миров? в) Каковы основные положения политической философии Н. Макиавелли? Задание 3. Дайте определения понятий: антропоцентризм, гуманизм, секуляризация, макиавеллизм, пантеизм, протестантизм. Задание 4. Напишите эссе: «Согласны ли Вы с утверждением Т. Мора, что «распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность?». Задание 5. Выполните тесты: 1. Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на: а. Бога; б. Язык; в. Космос; г. человека. 2. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались: а. Николаем Коперником; б. Леонардо да Винчи; в. Галилео Галилеем; г. Никколо Макиавелли. 3. В ренессансной философии морали был возрожден: а. эпикуреизм; б. аскетизм; в. стоицизм; г. коллективизм. 4. Ренессансная гуманистическая философия развивалась в: а. кружках единомышленников; б. университетах; в. монастырях; г. научных академиях. 5. Соотнесите философа с его произведением:
Тема 9. Философия Нового времени Задание 1. Осветите проблему: «Картезианство и механическая картина мира». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Какова роль философии в становлении современного естествознания? б) Каковы характерные черты философии Нового времени? в) Каковы, по мнению Ф. Бэкона, источники человеческих ошибок, стоящие на пути познания? Задание 3. Дайте определения понятий: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, картезианство, индукция, дедукция, эпистемология, «врожденные идеи», субъективный идеализм, агностицизм. Задание 4. Напишите эссе: «Можно ли согласиться с Ф. Бэконом, что «знание есть сила, сила есть знание» Задание 5. Выполните тесты: 1. Убеждение Дж. Локка, согласно которому «В разуме нет ничего, чего сначала бы не было в ощущениях» выражает позицию: а. интуитивизма; б. рационализма; в. агностицизма; г. сенсуализма. 2. Научное знание, согласно Фр. Бэкону, должно строиться прежде всего на основе метода: а. абстрагирования; б. индукции; в. дедукции; г. идеализации. 3. Наличие в сознании человека «врождённых идей» признавал и обосновывал: а. Д. Локк; б. Р. Декарт; в. Д. Юм; г. Ф. Бэкон. 4. Суть декартовского рационализма может быть выражена: а. «Мир не познаваем»; б. «Мыслю, следовательно существую»; в. «Я знаю, что ничего не знаю»; г. «Знание-сила». 5. Идеи, сформулированные Дж. Беркли, соответствуют всем приведенным ниже философским позициям за исключением одного. Укажите его: а. сенсуализм; б. номинализм; в. субъективный идеализм; г. реализм.
Тема 10. Философия французского Просвещения Задание 1. Осветите проблему: Основные идеи французского Просвещения Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы социально-политические воззрения Ж.-Ж. Руссо? б) Каковы особенности французского материализма? в) Каковы основные этапы французского Просвещения? Задание 3. Дайте определения понятий: частная собственность, рационализм, естественное право, просвещенный абсолютизм, деизм, общественный договор, утопия. Задание 4. Напишите эссе: «Как Вы понимаете высказывание Ж.-Ж. Руссо, что «всякая власть — от Бога, я это признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Представителями европейского Просвещения XVIII века были: а. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк; б. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах; в. Н. Коперник, Б. Телезио, Дж. Бруно; г. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 2. Укажите из ряда философов, перечисленных них, тех, кто внутреннюю структуру материи трактовал в полном соответствии с естествознанием той эпохи, т. е. в духе атомизма: а. Ф. М. А. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций; б. И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Г.Фихте; в. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше; г. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 3. Назовите автора книги «Человек-машина»: а. Р. Декарт; б. Б. Спиноза; в. Ж.-Ж. Руссо; г. Ж. Ламетри. 4. Кому принадлежит фраза: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»: а. Ф. М. А. Вольтер; б. Д. Дидро; в. К. Гельвеций; г. Ж.-Ж. Руссо. 5. Наиболее действенным средством в воспитании общественной добродетели просветители считали: а. законодательство; б. мораль; в. меры государственного принуждения; г. традиции.
Тема 11. Трансцендентальная философия Канта Задание 1. Осветите проблему: «Гносеология И. Канта». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Что такое немецкая классическая философия? б) Каковы основные положения этического учения Канта? в) Какую роль сыграло учение И. Канта в формировании современной картины мира? Задание 3. Дайте определения понятий: гносеология, ноумены, феномены, антиномии, «вещь-в-себе», априорное знание, апостериорное знание, трансцедентальное. Задание 4. Напишите эссе: «Прав ли И. Кант, утверждая, что «рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не мо- гут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание»?». Задание 5. Выполните тесты: 1. Понятием «трансцендентное» И.Кант обозначил: а. все то, что находится в пределах чувственного опыта, эмпирического познания; б. внутренне присущие (имманентные) объектами причины и действия; в. находящиеся за пределами опыта недоступное познанию, но открытое вере; г. абсолютный закон нравственности – «категорический императив». 2. Согласно И. Канту познавательная активность человека может быть направлена на: а. феномены; б. ноумены; в. «вещь в себе»; г. трансцендентное. 3. Согласно И. Канту априорное знание представляет собой: а. врожденное в интеллекте содержание истины, врожденное знание; б. знание, получаемое из опыта; в. знание, предшествующее опыту, выступающее как форма, способ организации этого опыта; г. результат экспериментального поиска. 4. Роль априорного знания согласно И. Канту состоит в том, чтобы: а. упорядочить поступающую из вне информацию; б. за явлениями предметного мира раскрыть его сущность; в. помочь субъекту познания преодолеть антиномии; г. определить цели экспериментальных исследований. 5. Приведенные ниже формулировки за исключением одного можно рассматривать как выражение смысла «категорического императива» И. Канта. Укажите то, которое приведено ошибочно: а. поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе; б. поступай так, чтобы принципы твоего поведения могли стать всеобщим законом; в. относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству; г. цель оправдывает средства.
Тема 12. Философия Гегеля. Задание 1. Осветите проблему: «Философская система Г. В. Ф. Гегеля». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы, по Гегелю, основные этапы развития Духа? б) Каковы, по Гегелю, законы диалектики? в) Как представлена у Гегеля мировая история? Задание 3. Дайте определения понятий: логика, диалектика, абсолютная идея, абсолютный дух, развитие, мировой дух, объективный идеализм, противоречие, противоположность. Задание 4. Напишите эссе: «Разделяете ли Вы мнение Гегеля о том, что великая личность не может сама творить историческую реальность?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Гегель является ярким представителем: а. субъективного идеализма; б. материализма; в. объективного идеализма; г. дуализма. 2. Согласно Г. Гегелю: а. мир есть процесс эволюции материи; б. мир есть процесс самопознания Мирового Разума; в. мир есть результат конструктивной активности человеческого сознания; г. мир есть процесс самовыражения Мировой воли. 3. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа», согласно Г. Гегелю, может быть выражена следующей формулой: а. исходный момент развития – отрицание – отрицание отрицания; б. логика – философия природы – философия духа; в. миф – религия – наука; г. инструментализация – механизация – автоматизация. 4. В философии Гегеля диалектика представляет собой: а. учение о революционном изменении мира; б. учение о диалогичности мышления; в. учение о саморазвитии Абсолютной идеи; г. учение о неизменности и стабильности мировых процессов. 5. Установите соответствие между именем мыслителя и тем, что он считал первоначалом мира:
Тема 13. Социальная философия К. Маркса Задание 1. Осветите проблему: «Материалистическая диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы основные события жизни и деятельности К. Маркса? б) В чем суть материалистического понимания истории? в) Каковы основные идеи марксистской антропологии? Задание 3. Дайте определения понятий: марксизм, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, классовая борьба, социальная революция, диалектический материализм, исторический материализм. Задание 4. Напишите эссе: «Маркс утверждал в свое время, что «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Справедливо ли это утверждение в настоящее время?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Философия К.Маркса содержит черты: а.познавательного релятивизма; б. этического догматизма; в. идеалистического сенсуализма; г. экономического детерминизма. 2. Автором теории общественно-экономической формации является: а. Г. Гегель; б. К. Маркс; в. К. Поппер; г. Конфуций. 3. В структуру общественно-экономической формации входят: а. субкультура; б. надстройка; в. сегмент; г. базис. 4. Марксизм и психоанализ соединил в своих работах: а. В. И. Ленин; б. З. Фрейд; в. Э. Фромм; г. К. Поппер. 5. Понятие практики у К. Маркса – многогранно. Укажите то значение практики, которое ниже приведено ошибочно: а. основа познания; б. критерий познания; в. цель познания; г. инструмент познания.
Тема 14. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея Задание 1. Осветите проблему: «Мир и воля в иррационалистической философии А. Шопенгауэра». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Как, по мнению Ницше, взаимодействуют дионисийское и аполлоновское начала в культуре? б) Какова роль иррационализма в развитии научного знания? в) Каковы основные идеи философии В. Дильтея? Задание 3. Дайте определения понятий: воля «сверхчеловек» (по Ницше), иррационализм, неклассическая философия, «философия жизни», нигилизм, герменевтика, «воля к власти» (по Ницше). Задание 4. Напишите эссе: «Разделяете ли Вы мнение Ф. Ницше, что «человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель»?». Задание 5. Выполните тесты: 1. Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как: а. Ф. М. А. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций; б. И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И.Г.Фихте; в. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше; г. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 2. А. Шопенгауэр в основу своей концепции кладет категорию: а. воля; б. смерть; в. сила; г. жизнь. 3. Согласно «философии жизни» в основе бытия лежит: а. разум; б. воля; в. интуиция; г. материя. 4. Понятие сверхчеловека получает обоснование в философии а. Ф. Ницше; б. А. Шопенгауэра; в. Л. Фейербаха; г. К. Маркса. 5. Ф. Ницше указывал, что в истории европейской цивилизации однажды произошел «разлом», в результате которого возобладало: а. божественное начало; б. аполлоновское начало; в. дионисийское начало; г. царственное начало.
Тема 15. Экзистенциальная философия Задание 1. Осветите проблему: «Основной спектр проблем экзистенциализма». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Какие факторы способствовали появлению философии экзистенциализма? б) Каковы главные проблемы экзистенциальной философии К. Ясперса? в) Как по Ясперсу выглядит мировая история? Задание 3. Дайте определения понятий: осевое время, ирра- ционализм, «пограничная ситуация», «экзистенциальный опыт» (Марселя), «понимание» (Хайдеггер), «экзистенциальное озаре- ние» (Ясперс). Задание 4. Напишите эссе: «Согласны ли Вы с К. Ясперсом, что «самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы»?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Философия экзистенциализма в первую очередь обращается к исследованию: а. закономерностей языкового общения; б. закономерностей научного познания; в. внутреннего духовного мира человека; г. проблем эстетического творчества. 2. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило своё название философское направление XX века – экзистенциализм: а. бессознательное; б. положительное; в. существование; г. экспериментальное. 3. Кого из перечисленных философов можно рассматривать как представителя экзистенциализма: а. К. Поппер; б. И. Лакатос; в. К. Ясперс; г. Т. Кун. 4. Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерна для: а. структурализма; б. марксизма; в. позитивизма; г. экзистенциализма. 5. Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал: а. К. Маркс; б. Ф. Ницше; в. А. Камю; г. З. Фрейд.
Тема16. Онтология Задание 1. Осветите проблему: «Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) В чем суть феноменологической трактовки онтологии? б) Какой вклад в онтологию внес Н. Гартман? в) Какой смысл М. Хайдеггер вкладывал в понятие «посыл Бытия»? Задание 3. Дайте определения понятий: бытие, реальность, материя, материализм, идеализм, субстанция, движение, развитие, пространство, время. Задание 4. Напишите эссе: «Нуждается ли современная наука в онтологии?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Какой из поставленных вопросов можно отнести к онтологическим: а. «Мир конечен или бесконечен?»; б. «Возможно ли постижение истины?»; в. «Как надо поступать, чтобы твое поведение было нравственным?»; г. «Существуют ли критерии позволяющие отличать красивое от безобразного?». 2. Дуализм – это позиция, представители которой исходят из того, что: а. бытие носит материальный характер; б. в основе бытия лежит одно первоначало; в. в основе бытия лежат два первоначала; г. познание имеет два источника. 3. Укажите синоним термина «субстанция»: а. субстрат; б. сущность; в. признак; г. модус. 4. Категория «материя» в философии марксизма обозначает: а. вещество, состоящее из мельчайших неделимых частиц – атомов; б. совокупность таких природных стихий как вода, воздух, земля, огонь; в. объективную реальность во всем многообразии её проявления; г. все то, что открыто нам в непосредственном восприятии. 5. Реляционная концепция пространства и время исходит из того, что: а. пространство и время являются внешними условиями существования материи, абсолютны и неизменимы; б. пространство и время являются формами существования материи и зависят от характера конкретных материальных объектов; в. пространство и время являются субъективными формами восприятия материальных предметов; г. пространство и время являются результатом творческой активности божественного начала.
Тема 17. Философия сознания Задание 1. Осветите вопрос: «Проблема идеального в философии». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Какие подходы к решению психофизической проблемы сформировались в рамках аналитической философии (Л. Витгенштейн)? б) В чем суть фрейдистского учения о бессознательном? в) Какова материалистическая точка зрения на сущность сознания? Задание 3. Дайте определения понятий: сознание, бессознательное, солипсизм, ментальные феномены, психофизическая проблема, интенциональность, психофизический параллелизм. Задание 4. Напишите эссе: «В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной». Что Вы думаете по этому поводу?» Задание 5. Выполните тесты: 1. К числу биологических фактов формирования сознания относятся: а. развитый головной мозг; б. общение; в. речь; г. труд. 2. К числу социальных факторов формирования сознания относятся: а. прямохождение; б. труд; в. развитый головной мозг; г. переход к употреблению в пищу мясной пищи. 3. Сознание отличается от других форм отражения тем и прежде всего тем, что: а. возникает на основе процессов, протекающих в различных отделах мозга; б. является способностью к опережающему отражению; в. носит идеальный характер; г. является способом, посредством которого происходит адаптация к окружающим условиям. 4. Позиция «вульгарного материализма» в решении проблемы сознания состоит: а. в признании его идеального характера; б. в убеждении, что «в разуме нет ничего, чего сначала бы не было в ощущениях»; в. в обосновании, что разум есть tabula rasa («чистая доска»); г. в убеждении, что «мозг также выделяет мысль, как печень желчь». 5. Идеальность как свойство сознания проявляется: а. в стремлении человека к лучшему; б. в том, что оно создаёт мыслительные проекты, которые потом человек; в. воплощает на практике; г. в таком явлении как функциональная асимметрия мозга; д. в наличии у человека инстинктов.
Тема 18. Гносеология Задание 1. Осветите вопрос: «Проблема познаваемости мира в философии». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы основные формы рационального познания? б) Каковы основные формы чувственного познания? в) Правомерно ли отождествлять сознание и познание? Задание 3. Дайте определения понятий: ощущение, восприятие, представление, умозаключение, знание, агностицизм, эпистемология, субъект, объект, эпистемологический фундаментализм, скептицизм, гносеологический оптимизм, практика, иррационализм. Задание 4. Напишите эссе: «Можно ли утверждать вслед за О. Шпенглером, что «вера лежит в основе познания мира» и, что «знание лишь более поздняя форма веры»?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Понятие «гносеология» означает: а. позицию, отрицающую возможность познания; б. точку зрения, согласно которой человек должен опираться, прежде всего, на знания, а не на веру; в. учение о бытии; г. раздел философии, изучающий закономерности познания. 2. Субъектом познания выступает: а. человек в аспекте своих социальных качеств; б. человек в аспекте своих биологических качеств; в. человек, профессионально занимающийся научным творчеством; г. любое развитое живое существо. 3. Объектом познания выступает: а. весь окружающий человека мир, активно воздействующий на него и вызывающий комплексы ощущений; б. прежде всего, та часть реальности, которая изучается естественными науками; в. та часть реальности, которая оказывается включенной в сферу человеческих потребностей и интересов; г. вся совокупность явлений, составляющих внутренний мир человека. 4. Отражение отдельных свойств предмета посредством органов чувств происходит в: а. ощущении; б. восприятии; в. представлении; г. понятии. 5. Форма мысли, в которой отражается существенные свойства предмета, есть: а. понятие; б. представление; в. суждение; г. умозаключение.
Тема 19. Проблема истины в философии Задание 1. Осветите проблему: «Классическая концепция истины». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Как понимается истина в объективном идеализме и религии? б) Какова прагматическая концепция истины? в) Что представляет собой когерентная концепция истины? Задание 3. Дайте определения понятий: конвенциональность, истина, заблуждение, теория, достоверность. Задание 4. Напишите эссе: «Как Вы понимаете выражение «У каждого своя истина»?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Позиция, согласно которой «истина есть соответствие наших знаний действительности» была выражена: а. Аристотелем; б. Д. Юмом; в. С. Кьеркегор; г. К. Марксом. 2. Какие истины, с точки зрения релятивиста, открывает человек в процессе познания: а. конкретные; б. относительные; в. объективные; г. абсолютные. 3. В качестве критерия истины в конвенциализме называется: а. логичность рассуждений; б. мнение большинства; в. практика; г. откровение. 4. В основе познания, согласно А. Бергсону, лежит: а. разум; б. ощущения; в. интуиция; г. вера. 5. Ниже перечислены пары формально-логических методов научного познания. Укажите правильное соответствие:
Тема 20. Философия науки Задание 1. Осветите проблему: «Возникновение науки и проблема специфики научного знания». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы основные методы эмпирического уровня научного познания? б) Каковы основные положения концепции развития научного знания Т. Куна? в) В чем заключается проблема демаркации научного знания? Задание 3. Дайте определения понятий: наука, научная революция, парадигма, сциентизм, антисциентизм, фальсификация, верификация, метод. Задание 4. Напишите эссе: «Чья позиция представляется Вам более предпочтительней: сциентистов или антисциентистов? Почему?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Дедукция – это метод научного познания, предполагающий: а. мысленное разделение предмета на части с целью их углубленного изучения; б. мысленное отвлечение от несущественных для цели познания свойств предмета; в. движение мысли от общего к частному; г. движение мысли от частного к общему. 2. Как метод познания предполагает отвлечение от несущественных для познания свойств предмета: а. абстрагирование; б. моделирование; в. экспериментирование; г. наблюдение. 3. Особенность проблемы как формы знания состоит в том, что: а. любая проблема может быть выражена в вопросе, следовательно б. любой вопрос – проблема; в. проблема – это вопрос, не имеющий пока еще необходимых средств для его решения; г. проблема в силу своей сложности, в принципе не может быть выражена в вопросе (вопросах); д. вопрос – это цель познания, а проблема – его средство. 4. Гипотеза отличается от теории прежде всего тем, что а. если теория рационально обоснована, то гипотеза – всего лишь интуитивная догадка; б. теория имеет рациональное подтверждение, а гипотеза практическое; в. теория – логическое предположение, а гипотеза не толь- ко логически обоснована, но и экспериментально подтверждена; г. теория имеет не только рациональное обоснование, но и практическое подтверждение, а гипотеза ещё нуждается в практическом подтверждении. 5. Научно-техническая революция как социальное явление проявляет себя в: а. период становления человека и общества; б. в эпоху Возрождения; в. в период 17-18 веков; г. в середине 20 века.
Тема 21. Философская антропология Задание 1. Осветите проблему: «Типология антропологических подходов М. Шелера». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каково соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность? б) На каких основаниях можно утверждать, что человек является продуктом естественного развития природы? в) Какова роль труда в антропогенезе? Задание 3. Дайте определения понятий: человек, индивид, личность, антропогенез, антропный принцип, смысл жизни, духовность, счастье. Задание 4. Напишите эссе: «Трансгуманисты считают, что благодаря ускоряющемуся научно-техническому прогрессу, мы выходим на совершенно новый этап в развитии человека и человечества. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного: а. Аристотель; б. Платон; в. Сократ; г. Эпикур. 2. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется: а. социализация; б. самоидентификация; в. антропосоциогенез; г. интериоризация. 3. Какая черта из перечисленных ниже не является характеристикой личности: а. самосознание; б. принадлежность к расе; в. наличие воли; г. черты характера. 4. Понятием «личность» обозначается: а. индивид; б. человек; в. биологические качества человека; г. социальные качества человека. 5. Назовите процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит: а. идентификация; б. самодетерминация; в. социализация; г. антропогенез.
Тема 22. Этика Задание 1. Осветите проблему: «Деонтологическая этика И. Канта». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Как соотносятся понятия этика, мораль, нравственность? б) Каковы основные положения этики утилитаризма (И. Бентам, Дж. Милль)? в) Какова роль морали в обществе? Задание 3. Дайте определения понятий: мораль, нравственность, этика, добро, зло, совесть, справедливость, свобода, долг. Задание 4. Напишите эссе: «Каким образом соотносятся общечеловеческая и профессиональная мораль?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Этика – это: а. отвлеченные рассуждения; б. наука для описания и объяснения морали; в. правила поведения за столом; г. дворянская честь. 2. Мораль – это: а. перечень устаревших догм; б. поведение в общественном месте; в. одна из форм общественного сознания; г. церковная проповедь. 3. Древнегреческий философ, который ввел в оборот понятие «этика»: а. Демокрит; б. Аристотель; в. Эпикур; г. Протагор. 4. Элементом структуры морали не является: а. нравственная норма; б. нравственный идеал; в. отношение к старшим; г. отношение к явлениям природы. 5. Укажите положительную формулировку золотого правила этики: а. побеждает сильнейший; б. относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе; в. не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе; г. человек человеку – волк.
Тема 23. Философское учение об обществе Задание 1. Осветите проблему: «Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) В чем суть концепции гражданского общества и правового государства? б) Каковы перспективы современного государства? в) В чем суть теории социального контракта? Задание 3. Дайте определения понятий: государство, общество, гражданское общество, республика, монархия, легитимная власть, социальный институт, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, общественно- экономическая формация. Задание 4. Напишите эссе: «Согласны ли Вы с Аристотелем, что «человек по своей природе есть существо общественное»?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Согласно К.Марксу общественно-экономическая формация есть: а. конкретное общество на определенном этапе исторического развития; б. тип общества на конкретно-историческом этапе развития; в. совокупность элементов сферы материального производства (экономика); г. вся совокупность явлений культуры конкретного общества. 2. В классическом понимании базис и надстройка являются структурными компонентами: а. общества; б. общественно-экономической формации; в. способа материального производства; г. политической организации общества. 3. Назовите американского мыслителя, автора концепции «стадий экономического роста»: а. У. Ростоу; б. П. Фейерабенд; в. Д. Сантаяна; г. У. Джеймс. 4. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга – относится к понятию: а. история; б. коллективизм; в. общество; г. труд. 5. С точки зрения философии: а. природа и общество не связаны друг с другом, а образуют самостоятельные системы; б. общество есть часть природы, развивающаяся по её законам; в. общество неразрывно связано с природой, но развивается по специфическим, присущим ему, законам; г. общество диктует природе собственные законы развития.
Тема 24. Феномен идеологии Задание 1. Осветите проблему: «Сущность и происхождение феномена идеологии». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы основные функции идеологии? б) Какова внутренняя структура идеологии? в) Какие существуют типы политической идеологии? Задание 3. Дайте определения понятий: идеология, пропаганда, массовое сознание, ценности, идеалы. Задание 4. Напишите эссе: «Согласны ли Вы с тем, что современное общество без идеологии невозможно?» Задание 5. Выполните тесты: 1. «Ни бедных, ни богатых быть не должно» - это утверждение характерно для идеологии: а. коммунизма; б. консерватизма; в. либерализма; г. фашизма. 2. К. Маркс является теоретиком идеологии: а. либеральной; б. консервативной; в. фашистской; г. коммунистической. 3. Свобода является важнейшей ценностью в идеологии: а. фашизма; б. либерализма; в. консерватизма; г. коммунизма. 4. «Неравенство людей естественно, и так будет всегда» -утверждение характерное для идеологии: а. консервативной; б. либеральной; в. фашистской; г. коммунистической. 5. С позиции либерализма идеальное государство – это: а. Социалистическое государство, где каждому воздается по труду; б. Свободное, правовое и демократическое государство; в. Сильно государство, способное обеспечить защиту себя и своих граждан; г. Национальное государство.
Тема 25. Глобальные проблемы и будущее человечества Задание 1. Осветите проблему: «Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем». Задание 2. Кратко ответьте на вопросы: а) Каковы основные направления деятельности Римского клуба? б) Что такое глобализация? в) Каковы глобальные проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества? Задание 3. Дайте определения понятий: глобальные проблемы, антиглобалисты, глобализация, космополитизм, Задание 4. Напишите эссе: «Ф. Фукуяме принадлежит следующий тезис: «Мы остаёмся в конце истории, потому что остаётся только одна система, которая продолжает доминировать в мировой политике, – система либерально-демократического Запада». Согласны ли Вы с этим тезисом?» Задание 5. Выполните тесты: 1. Философия полагает, что человечество может выжить: а. разумно начав подходить к потреблению природных богатств, и совместно решая глобальные проблемы; б. освоив космос; в. отказавшись от техногенной цивилизации; г. сделав развитие техники своей главной целью. 2. К глобальным проблемам, вызванным техногенной цивилизацией, относятся: а. проблема эпидемий; б. проблема религиозных войн; в. проблема голода; г. проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования орудия массового уничтожения. 3. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во): а. взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами; б. росте экономической самостоятельности государств; в. выходе экономики за национальные рамки; г. формировании социально-ориентированной экономики. 4. В политической сфере процессы глобализации выражаются в: а. росте числа национально-этнических конфликтов; б. появлении новых демократических государств; в. создании международных организаций и союзов; г. исчезновении противоречий между отдельными государствами. 5. К негативным последствиям глобализации можно отнести: а. взаимозависимость финансовых систем отдельных стран; б. исламизацию мировой культуры; в. распространение новых технологий; г. рост международной преступности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||