Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
12.10.2016, 15:29 | |
ТЕМА 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе План: 1. Понятие мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. 3. Понятие философии и ее функции. Методические указания При изучении первого вопроса необходимо проанализировать определение мировоззрения и уяснить его духовно-практическую природу. Мировоззрение - не просто знание по проблеме “человек - мир”, но совокупность принципов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека. Мировоззрение имеет сложную структуру: это и мироощущение, и мировосприятие и миропонимание. Рассмотрение второго вопроса можно начать с определения мифа, религии и философии. Затем провести их сравнительный анализ, выделив общее и особенное. Общим будет являться то, что и миф, и религия, и философия - определенные типы мировоззрения. Обратите внимание и на их особенности: миф проявляется как обобщение в конкретно-чувственной форме; религия определяется верой в сверхчувственное, а философия - стремится к логической обоснованности своего знания. При подготовке к третьему вопросу важно учитывать основные подходы к определению философии. Философию можно определять и как особый тип мировоззрения (например, философия - теория мировоззрения), и как определенное знание (философия - учение о бытии вообще). Завершается тема анализом основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, критической, методологической и интерактивной.
ТЕМА 2. Философия Древнего Востока П л а н: 1. Упанишады. Древнеиндийская философия: основные школы. 2. Древнекитайская философия: основные школы. 3. Проблема человека в философии и культур Древнего Востока. Методические указания По первому вопросу покажите, что Упанишады - философская часть, завершающая Веды (“знание”, “ведение”) - древнейший литературный памятник Индии. Обратите внимание на основные школы: веданта, минанса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака. К школам (даршанам) относят буддизм и джайнизм. По второму вопросу выясните содержание и особенности древнекитайских философских школ: конфуцианства, моизма, легизма, даосизма, натурфилософов и школы имен. При подготовке третьего вопроса выясните роль и место “первочеловека” в ведических и китайских мифах. Рассмотрите соотношение восточной деспотии и личностной индивидуальности.
ТЕМА 3. Античная философия П л а н: 1. Космоцентрический характер древне-греческой философии. 2. Становление античной диалектики. 3. Учение о бытии Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля. Методические указания Выяснение первого вопроса следует начать с установления специфики греческой философии, особенно в начальный период ее развития. Этой спецификой является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Второй вопрос посвящен становлению учения о взаимосвязи с развитии. Выделите диалектику Гераклита, согласно которой все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. В третьем вопросе рассмотрите различные трактовки бытия: идеалистическую (Парменид, Платон), атомистическую (Демокрит) и бытие как реальный индивидуум (неделимое) - Аристотель.
ТЕМА 4. Средневековая философия П л а н: 1. Теоцентризм средневековой философии. Природа и человек как творение бога. 2. Философия Ф. Аквинского. 3. Проблема человека, разума и воли в средневековой философии и культуре. Методические указания По первому вопросу подчеркните, что средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющий все сущее, для них является не природа, а Бог. По второму вопросу покажите Фому Аквинского как систематизатора схоластики и основателя томизма. Он стремился дать философское обоснование католическому вероучению, примирить веру со знанием. По третьему вопросу выясните двойственность положения человека и перенос в этике центра тяжести из разума в волю.
ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения П л а н: 1. Пантеизм как характерная черта натурфилософии Возрождения. 2. Философия Н. Кузанского. Гелиоцентризм и бесконечная Вселенная Н. Коперника и Д. Бруно. 3. Возрожденческий гуманизм. Утопическая форма гуманизма. 4. Проблема человека в философии и культуре Возрождения. Методические указания Выяснение первого вопроса начните с определения пантеизма. По второму вопросу дайте возрожденческую трактовку диалектики и обратите внимание на принцип совпадения противоположностей Н. Кузанского. Раскройте содержание понятия “гелиоцентризм”. В третьем вопросе раскройте основные особенности утопической формы гуманизма. В четвертом вопросе - покажите человека как творца самого себя.
ТЕМА 6. Философия ХУП века П л а н: 1. Проблема метода в философии Нового времени. Индуктивный (Ф. Бэкон) и дедуктивный (Р. Декарта) методы познания бытия. 2. Учение Б. Спинозы о субстанции. 3. Монадология Лейбница. 4. Идея правового государства Д. Локка. Методические указания По первому вопросу покажите ориентацию на науку как высшую ценность в ХУП веке. Отсюда - это “эпоха борьбы методов”. По второму вопросу раскройте учение Спинозы о субстанции как причине самой себя. По третьему вопросу рассмотрите учение Лейбница о множественности субстанций. Монада как самостоятельно существующая субстанция. По четвертому вопросу обоснуйте идею правового государства Локка как новую философию права, защищающую человека от произвола государства.
ТЕМА 7: Философия ХУШ века. Французское Просвещение (Вольтер, Монтескье) План: 1. Вольтер - основоположник французского Просвещения. 2. Философские взгляды Монтескье. 3. Социологические взгляд Монтескье. Методические указания По первому вопросу рассмотрите деизм Вольтера, его антропосоциальную проблематику и философию истории. По второму вопросу дайте характеристику мировоззрения Монтескье, его идеи всеобщей закономерности и трактовки закона как “необходимого отношения”. Проанализируйте идею правового государства. По третьему вопросу обратите особое внимание на то, что Монтескье был одним из основоположников географического направления в социологии.
ТЕМА 8: Философия ХУШ в. Французское Просвещение (Руссо) План: 1. Философские взгляды Ж.Ж. Руссо. 2. Социально-политические идеи Ж.Ж. Руссо. 3. Эстетические и педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Методические указания По первому вопросу дайте анализ деистических воззрений Ж.Ж. Руссо и сенсуализма в теории познания. По второму вопросу проследите исследование причин возникновения имущественного и социального неравенства между людьми. Особо выделите проблемы государственной власти. По третьему вопросу обратите внимание на обоснование сентиментализма и критику элитарных представлений в педагогике.
ТЕМА 9: Философия ХУШ в. Французское Просвещение (Д. Дидро) П л а н: 1. Философские взгляды Д. Дидро. 2. Социально-политические идеи Д. Дидро. 3. Эстетические и педагогические взгляды Д. Дидро. Методические указания По первому вопросу необходимо рассмотреть идеи о материальности мира, материи и многообразии ее форм. По второму вопросу обратите внимание на происхождение королевской власти и сословного неравенства; характеристику форм правления. По третьему вопросу следует показать, что Дидро определял искусство как “подражание природе”. Считал необходимым учитывать значение природных задатков для правильной организации педагогического процесса.
ТЕМА 10. Немецкое Просвещение (И. Кант) План: 1. Докритический период в творчестве Канта. 2. Теория познания Канта. 3. Этика Канта. 4. Эстетика Канта. Методические указания По первому вопросу обратите внимание на вопросы философии природы, в особенности космологии. По второму вопросу рассмотрите: пространство и время как априорные формы чувственности: рассудок и проблему объективности познания; рассудок и разум; явление и “вещь в себе”. По третьему вопросу выделит основные принципы этики Канта, проанализируйте его категорический императив. По четвертому вопросу следует рассмотреть кантовское учение о прекрасном и художественном гении.
ТЕМА 11. Немецкое Просвещение Х1Х в. (Фихте, Шеллинг) П л а н: 1. Теоретическая философия Фихте . 2. Практическая философия Фихте. 3. Натурфилософия Шеллинга. 4. Практическая философия Шеллинга. Методические указания По первому вопросу покажите науку о науке - “наукоучение” как предпосылку “практической” философии. По второму вопросу обрисуйте границы “практической” философии - вопросы обоснования морали и государственно-правового устройства. По третьему вопросу раскройте “философию природы” как развитие бессознательно-духовной природы к возникновению сознания. По четвертому вопросу проследите движение Шеллинга, его “трансцендентального идеализма” к философии тождества.
ТЕМА 12. Немецкое Просвещение Х1Х в. (Гегель) П л а н: 1. Система гегелевской философии. 2. Диалектика Гегеля. 3. Противоречие между методом и системой Гегеля. 4. Социально-философские концепции Гегеля. Методические указания По первому вопросу определите систему гегелевской философии как систему абсолютного (объективного) идеализма. Покажите три этапа в развитии абсолютной идеи. По второму вопросу дайте анализ важнейших законов и категорий диалектики, подчеркните создание Гегелем системы диалектической логики. По третьему вопросу покажите, что диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, абсолютная истина должна быть достигнута. По четвертому вопросу рассмотрите как объективный дух”, охватывая социальную сферу, развертывается в праве, морали и нравственности. Историко-философский процесс выступает в качестве поступательного движения к абсолютной истине.
ТЕМА 13. Немецкое Просвещение Х1Х в. (Л. Фейербах) П л а н: 1. Антропологический материализм Фейербаха. 2. Теория познания Фейербаха. 3. Социально-философские взгляды, гуманизм Фейербаха. Методические указания По первому вопросу рассмотрите антропологизм Фейербаха как выдвижение на первый план проблемы сущности человека. По второму вопросу следует отметить эмпиризм и сенсуализм теории познания. По третьему вопросу покажите исследование религии и морали.
ТЕМА 14. Философия в культуре Древней Руси П л а н: 1. Особенности эпохи раннего феодализма. 2. Концепция всемирной истории в “Слове о законе и благодати” Иллариона. 3. Социально-политические проблемы и этические принципы в “Поучении” Владимира Мономаха. Методические указания По первому вопросу обратите внимание на социально-исторические предпосылки образования феодального государства, значение принятия христианства и развитие феодальных отношений: феодальную раздробленность. По второму вопросу ознакомьтесь с концепцией всемирной истории как постепенного распространения христианства на все народы мира.. По третьему вопросу обрисуйте образ идеального христианского властелина, покажите как Мономах учит князей искусству управления страной и военному делу. Этические взгляды базируются на “теории малых дел”: “малыми делами можно получить милость Божию: покаянием, слезами и милостынею”.
Тема 15. Русская философия П л а н: 1. Славянофильство и западничество. 2. Русская философия конца Х1Х - первой половины ХХ века. 3. Русские космисты. Методические указания По первому вопросу дайте определения славянофилов и западников, раскройте их основные взгляды. По второму вопросу обратите внимание на философии Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, покажите ключевую роль философии Вл. Соловьева. По третьему вопросу покажите новое качество мироотношения в русском космизме - идею активной эволюции (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).
Тема № 16. Философия Вл. Соловьева П л а н : 1. Философия и проблема истинного знания. 2. Абсолютное первоначало. Три ипостаси. 3. Антропоцентризм и этика всеединства В. Соловьева. 4. Философия истории В. Соловьева. Методические указания По первому вопросу покажите, что Соловьев различал три источника познания: опыт, разум и “мистическую сферу”. Безусловное “всеединство” постигается лишь “цельным” знанием, которое представляет собой синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. По второму вопросу подчеркните, что в метафизике доминирует учение об Абсолюте как “всеединстве”. Выделяется три вида бытия: явления, идеальная сфера, абсолютное бытие. По третьему вопросу обратите внимание на теснейшую связь антропологии с метафизикой и космологией Соловьева. Этика основана на религии: человек нравственен, если он свободно подчиняется Богу, стремится к “абсолютному добру”. По четвертому вопросу покажите, что философия истории связана с общей концепцией: космический процесс переходит в исторический. Исторический процесс ведет к торжеству добра. Проанализируйте идею эсхатологии.
Тема № 17. Философия Н. Бердяева П л а н: 1. Антропоцентризм и персонализм - основа философии Н. Бердяева. 2. Идея свободы Н. Бердяева. 3. Проблема личности в социальной философии и этике Н. Бердяева. 4. Социальные идеи Н. Бердяева. Методические указания По первому вопросу покажите, что проблему активности и свободы личности решает, по Бердяеву, только христианский экзистенциализм (или персонализм). По второму вопросу уясните, что идея свободы определяет всю онтологию Бердяева. Единственная реальность - существование субъекта, основа творчества которого - “абсолютная свобода”, выводимая из “бездны”. По третьему вопросу обратите внимание на то, что идея личности лежит в основе социальной философии и этики. Личность мыслится как средоточие всех духовных и душевных способностей человека. По четвертому вопросу покажите, что смысл истории - в избавлении от объективации. Конфликт между личностью и объективацией - главное содержание учения Бердяева о человека и обществе.
Тема № 18. Зарубежная философия Х1Х века (О. Конт) П л а н: 1. Учение Конта о познании и науке. 2. “Закон” трех стадий исторического развития знаний. Классификация наук. 3. Социалистические воззрения Конта. Методические указания По первому вопросу укажите на ограничение научного познания областью явлений. По второму вопросу рассмотрите учение о трех стадиях развития знаний: “теологической”, “метафизической” и “позитивной”. Укажите, что Конт располагает все науки по убывающей степени простоты и абстрактности. По третьему вопросу подчеркните, что основным в социологии Конта был взгляд на общество как на “социальный организм”
Тема № 19. Зарубежная философия Х1Х века (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше) П л а н: 1. Иррационализм и новая картина мира. 2. Философия А. Шопенгауэра. 3. Философия Ф. Ницше. Методические указания По первому вопросу покажите проблему нерационального. определите иррационализм как философское учение, связанное с ограничением познавательных возможностей мышления и признающее основой познания инициацию, чувство, инстинкт. По второму вопросу проанализируйте волю как сущность мира и эстетические взгляды Шопенгауэра. По третьему вопросу покажите, что учение Ницше - источник “философии жизни”. Рассмотрите “волю к власти”, теорию познания и “сверхчеловека” как субъекта “новой морали.
ТЕМА 20. Зарубежная философия 60-70-х годов ХХ века План: 1. Структурализм. 2. Социальная философия франкфуртской школы и основные ее концепции: а) концепция негативной диалектики; б) концепция критической теории общества; в) концепция одномерного человека. 3. Антропологическая философия. Методические указания По первому вопросу обратите внимание на структурализм как методологическую ориентацию, связанную с выявлением структуры объекта. По второму вопросу проанализируйте основные концепции, сделав акцент на теории одномерного человека. По третьему вопросу рассмотрите философскую антропологию как течение современной мысли. дайте краткий анализ основных типов моделей человека: традиционной, индивидуалистской, персоналистской и экзистенциалистской. Наиболее полное изложение вопросов см.: Буржуазная философия ХХ века. - М.: 1974.
Тема № 21. Зарубежная философия 70-90 годов ХХ века П л а н : 1. Постпозитивизм /критический рационализм/. 2. Герменевтика. 3. Философия интуитивизма. 4. Теория модернизма. Методические указания По первому вопросу рассмотрите постпозитивизм как “четвертый позитивизм”, главной проблематикой которого является анализ содержания и развития научного знания. По второму вопросу обратите внимание на: - герменевтику как искусство и теорию истолкования; - как методологическую процедуру. Проанализируйте функции онтологии и социальной философии герменевтики. По третьему вопросу уясните возникновение, содержание и основные черты философии интуитивизма. Наиболее полное изложение вопросов см.: Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: 1983; Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М.: 1991.
Тема № 23. Философия в современном мире П л а н : 1. Контрасты современной цивилизации. 2. Сущность и перспективы научно-технического прогресса. 3. Философский анализ глобальных проблем современности. 4. Человек и человечество: настоящее и будущее. Методические указания По первому вопросу дайте определение цивилизации и их типологию; конкретную характеристику контрастов современной цивилизации. По второму вопросу дайте определение и характеристику основных черт новейшего этапа научно-технической революции. Обрисуйте альтернативы будущего. По третьему вопросу проанализируйте происхождение, особенности, взаимосвязь и иерархию глобальных проблем. По четвертому вопросу рассмотрите соотношение прогресса и регресса; ускорение ритма истории; пределы роста и стимулы развития. Важно исследовать прогнозирование будущего человечества и формирование нового гуманизма, включающего чувство глобальности, нетерпимости к насилию и любовь к справедливости. | |