Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
07.11.2016, 13:54 | |||
Шифры контрольных работ ко всему курсу «Философия»
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ 2 КУРСА Тема 1. Проблема бытия как отражение мировоззрения эпохи План 1. Бытие как философская категория. 2. Философские подходы к понятию «материя». 3. Строение материи. Категория бытия – предельно широкое понятие, связанное с бытием природы, общества, человека, с бытием идеального. На категории бытия замыкается ряд проблем, в том числе проблема единства мира и его бесконечности. При подготовке первого вопроса целесообразно выделить основные формы бытия и проанализировать каждую из форм: 1) бытие вещей, процессов; 2) бытие человека; 3) бытие духовного (идеального); 4) бытие социального. Раскрыв смысл категории «бытия», следует обратиться к анализу категории «материя». Здесь важно показать, как эволюционирует это понятие, какова его сущность. Материя существует не сама по себе: она движется, изменяется, вступает в связи. Поэтому следует рассмотреть вопрос о том, что есть движение материи. В истории философии существуют несколько точек зрения. Остановитесь на оценках античных мыслителей (элеаты), представителей диалектического материализма (марксизм), современных философов. В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, т.е. особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Остановитесь более подробно на современных научных представлениях о строении материи. В третьем вопросе семинарского занятия важно рассмотреть различные модели мира. При этом следует помнить, что это мир, породивший человека (антропный принцип). Моделирование Вселенной невозможно без определенных пространственно-временных представлений, которые надо подвергнуть тщательному анализу. Мир дан человеку через посредство определенной научной информации, научных принципов – так возникает научная картина мира. Картины мира меняются в зависимости от лидирования той или иной науки. Развитие естественных наук, их влияние на характер производства позволили создать современную естественно-научную картину мира, однако она не представляет собой простую сумму естественно-научных знаний. Здесь включаются более сложные механизмы. В чем заключаются особенности современной научной картины мира?
Тема 2. Философские концепции развития. Диалектика, ее законы План 1. Проблема развития в истории философии. 2. Диалектика: законы, принципы, категории. 3. Альтернативные теории развития. Данная тема является одной из ключевых в курсе философии, в ней заключается, по сути дела, сущность философии, поскольку в развитии отражаются законы существования природы, общества и познания. Начинать изучение темы рекомендуем с определения самого понятия «развитие». Укажите критерии процесса развития. Для того, чтобы лучше понять суть этих критериев, развитие можно сравнить с изменением, показать их разницу. Далее раскройте специфику понимания развития в различные исторические эпохи в соответствующих им ведущих философских течениях: философии античности, христианской философии, философии Нового времени, немецкой классической философии и до современности. Второй вопрос предусматривает анализ наиболее распространенной и наиболее влиятельной концепции развития – диалектики. Здесь тоже можно осуществить историко-философский экскурс: от наивной диалектики до фундаментальных концепций философии Гегеля и Маркса, а также современных взглядов на диалектику. Далее раскройте основные положения диалектики, ее категории и законы. Попытайтесь продемонстрировать действие этих законов на различных примерах. Раскрывая третий вопрос, покажите, что диалектика имеет пределы своего действия. Чем же очерчены эти пределы? Диалектика действует в рамках сложных систем, а ее применение по отношению к частностям, составляющим эти системы, нецелесообразно. Можно говорить о диалектике человека как сложной системе, но вряд ли уместна диалектика человеческого ногтя. Далее раскройте сущность альтернативных диалектике концепций развития, которые или прямо противостоят ей («старая» и «новая» метафизика), или не во всем совпадают с ней (синергетика).
Тема 3. Проблема человека в истории философской мысли План 1. Основные подходы к исследованию проблемы человека. 2. Направления философской антропологии. 3. Биологическое и социальное в человеке. В философской науке сложились разные подходы к пониманию человека и его сущности. Речь идет о натуралистическом, теологическом, социоцентристском и антропоцентристском подходах. Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на особенности каждой исследовательской позиции. Принимая за основу природное в человеке, Т. Гоббс, Дж. Локк положили начало антропологическим направлениям, условно именуемым «гоббсовская», и «локковская» традиции. Согласно первой, «человек от природы зол», живет в состоянии «войны всех против всех». Дж. Локк, напротив, заявлял, что «человек - добр, но делает его плохим среда». Назовите последователей Т. Гоббса и Дж. Локка в понимании человека. Философское осмысление общественной сущности человека предлагают сторонники социоцентристского подхода. Здесь необходимо показать вклад Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта, П. Сорокина в философское представление о том, что есть человек. Обращаясь к характеристике теологического подхода, не стоит ограничиваться только традиционной точкой зрения. Рассмотрите антропологические идеи Ф. Достоевского, Н. Бердяева. Антропоцент-рические установки целесообразно раскрывать через антропологию экзистенциалистов. Во втором вопросе контрольной работы следует раскрыть особенности современной философской антропологии. Особое внимание уделите идеям М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена. Изложение третьего вопроса предполагает обращение к материалам, отражающим крайние позиции по этой проблеме.
Тема 4. Происхождение человека. Проблемы антропосоциогенеза План 1. Различные подходы в понимании сущности антропосоциогенеза. 2. Теория эволюции Ч. Дарвина: аргументы «за» и «против». 3. Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса и ее современная оценка. Вопрос происхождения человека – один из ключевых вопросов философской антропологии. Изложение темы следует начинать с исходного понятия «антропосоциогенез», его трактовки в различной учебной литературе. Отвечая на первый вопрос контрольной работы, следует отталкиваться от теологического постулата: «Человек – творение Божие». Наиболее интересно выглядит позиция Августина Бл., предлагающего формулу «человек – кентавр». Расшифруйте ее смысл. От средневековой антропологии следует перейти к анализу русской религиозной философии, в частности, христианской антропологии Н. Бердяева, Ф. Достоевского, С. Франка. Обязательным компонентом ответа на второй вопрос является анализ теории Ч. Дарвина, который необходимо сопроводить комментарием современных ученых. Материалы по этому вопросу представлены в журнале «Человек». 1997. №3. Излагая основные моменты трудовой теории Ф. Энгельса, наиболее подробно следует остановиться на ее современных оценках, подчеркнув уязвимые моменты трудовой гипотезы.
Тема 5. Смысл жизни: различные подходы в его понимании План 1. Философско-религиозный подход в понимании смысла жизни. 2. Особенности русской философской традиции в понимании смысла жизни. 3. Поиск смысла жизни как специфическая человеческая потребность. Задача данной темы – показать, что вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. В первом вопросе предоставляется возможность анализа различных воззрений религиозных конфессий о смысле жизни. При этом возможно обращение как к учебной литературе, так и книгам непосредственно религиозного содержания: Библии, Корану и др. Во втором вопросе необходимо обратиться к взглядам одного из представителей русской философии (например: В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федорова и др.). Здесь желательно проследить нравственные, христианско-православные истоки духовных позиций конкретного мыслителя и на его примере показать особенности русской философской традиции в понимании смысла жизни. Третий вопрос предполагает перенесение акцента с того, в чем заключается смысл жизни, на то, почему он необходим для человека. В его изложении большую помощь могут оказать работы Н.Н. Трубникова и В. Франкла. Знакомясь с концепциями данных авторов, обратите внимание на их отношение к постановке вопроса о смысле жизни в целом и конкретном (персонифицированном) виде. Проследите по их работам, к каким последствиям для самого человека и общества приводит отсутствие у него смысла жизни. Покажите свое отношение к этим позициям авторов.
Тема 6. Жизнь и смерть в религиозном и атеистическом мировоззрении План 1.Отношение к жизни и смерти в различных религиях мира. 2. Право на жизнь и право на смерть в светском мировоззрении и праве. 3. Достижения современной науки в разгадке жизни и смерти. Данная тема направлена на осознание и усвоение опыта человечества в понимании феномена жизни и смерти. Первый вопрос предполагает обращение к различным воззрениям общества по этому вопросу, накопленных и отраженных в религиозных учениях. Большой интерес в этом плане представляют «Египетская книга мертвых» и «Тибетская книга мертвых». Не менее значимы в этом вопросе и традиции древних славян. Второй вопрос ориентирует на осмысление проблемы жизни и смерти в мировоззрении, свободном от религиозного давления, но не всегда свободном от нравственных устоев общества. К каким коллизиям это приводит и каковы могут быть мотивы у лиц, решающих окончить счеты с жизнью, - таков основной лейтмотив этого вопроса. Не менее важно для юристов при изучении данной темы посмотреть и на то, как законодательство различных стран относится к суициду и эвтаназии. Третий вопрос представляет более широкую свободу в изложении материала. Это могут быть мировоззренческие аспекты фактического материала, описанного доктором Р. Моуди. А могут быть и различные достижения ученых генетиков по расшифровке «гена смерти» или создания генетического двойника живого организма. Главное в этом вопросе проследить, как достижения ученых изменяют наши представления об «извечной» проблеме жизни и смерти.
Тема 7. Сущность сознания План 1. Различные подходы в трактовке понятия «сознание». 2. Структура сознания. 3. Источники сознания. Данная тема направлена на усвоение философского понимания сознания. Первый вопрос предполагает анализ определений понятия «сознания» в учебной литературе, словарях. При этом необходимо обратить внимание на то, как оно связано с понятием «психическое». Соотношение этих понятий необходимо и для раскрытия второго вопроса об основных уровнях сознания. Ключевой здесь является проблема соотнесения сознательного и бессознательного, раскрыть которую можно лишь на основе знакомства с учением З. Фрейда о бессознательном. В этом вопросе можно обратиться к учению К. Юнга о коллективном бессознательном, а также к взглядам С. Гроффа, представляющим позиции трансперсональной психологии. Третий вопрос предполагает более детальную характеристику таких источников сознания, как предметный внешний и духовный мир, отражаемый в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Сюда же относится социокультурная среда (общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы, формы познавательной деятельности); весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний; наконец, мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Здесь возможно и обращение к гипотезам, рассматривающим в качестве источника сознания космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого в данных гипотезах и является сознание индивида.
Тема 8. Познание как предмет философского анализа План 1. Специфика философского подхода к познанию. 2. Философская рефлексия. 3. Истина: основные концепции и критерии. Данная тема посвящена основным проблемам теории познания. Первый ее вопрос ориентирует слушателя на раскрытие места теории познания в философии в целом. Здесь уместно рассмотреть соотношение понятий «гносеология» и «эпистемология». В этом же вопросе необходимо раскрыть понятие «агностицизм» и показать основные направления агностицизма, перечислить аргументы, которые они используют. Во втором вопросе остановитесь на содержании понятия «рефлексия», соотнесите его с понятием «самопознание» и покажите значение и место рефлексии и самопознания в познавательной деятельности человека. Третий вопрос предполагает изложение своего понимания трех основных концепций истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Раскрывая этот вопрос, обратите внимание на понимание критерия истины каждым из этих направлений и покажите, к какому из них ближе марксистское учение о роли практики в познании.
Тема 9. Уровни и формы познавательной деятельности План 1. Соотношение чувственного и рационального в познании. 2. Особенности научного познания. 3. Нетрадиционные формы познания. Данная тема направлена на изучение сложившихся в человеческой деятельности уровней и форм познания. При изложении первого вопроса необходимо показать, какова роль чувственного и рационального уровней познания, в чем проявляется их взаимосвязь и к чему может привести их противопоставление. Здесь можно показать свое отношение к высказываемому в учебной литературе мнению о существовании третьего – эйдетического уровня познания. Раскрывая вопрос об особенностях научного познания, следует показать, чем оно отличается от обыденного. Перечислить и охарактеризовать приемы и методы, используемые в этой области человеческой деятельности. В этом же вопросе представляет интерес, в том числе и для работников правоохранительных органов, проблема соотношения логического и интуитивного в научном познании и практической деятельности. В третьем вопросе, на основе учебной и широкого круга популярной литературы можно изложить философское понимание соотношения чувственного и сверхчувственного, показать возможности и пределы экстрасенсорного познания.
Тема 10. Философские проблемы личности План 1. Соотношение категорий: человек, индивид, личность. 2. Типологии личности. 3. Типы взаимоотношений личности и общества. Изложение проблемы целесообразно начать с сопоставления категорий человек, индивид, личность, индивидуальность. Далее необходимо показать процесс становления личности и ее вхождение в общество, т.е. процесс социализации. Среди всех ролей, выполняемых людьми, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Дайте характеристику каждому типу. Кроме того, существуют цивилизационные типы личности: восточные и западные. В чем, на ваш взгляд, заключается отличие восточного и западного человека? В зависимости от религиозных идеалов выделяют религиозные типы личности (христианскую, мусульманскую, буддистскую традиции). Личность не существует вне общества. Однако в процессе исторического развития отношения личность – общество складывались по-разному. Покажите основные исторические типы этого взаимоотношения.
Тема 11. Общество: основы философского анализа План 1. Общество как саморазвивающаяся система. 2. Материальная и духовная жизнь общества. 3. Деятельность как основа жизни общества. Начните работу с определения общества. Из него станет ясно, что общество – это системное образование, имеющее определенную структуру и различные уровни организации (общественное производство, общественное сознание, общественные формы деятельности и т.д.). Попытайтесь кратко охарактеризовать структуру общества. Можно также показать различные философские подходы по вопросу о двигателях развития общества (натуралистический, идеалистический, материалистический). Движение и развитие общества невозможны без деятельности. Раскройте эту философскую категорию и покажите роль деятельности в жизни общества и человека. Наиболее фундаментальными составляющими общества в философии признаются общественное бытие и общественное сознание. Раскройте основные характеристики материальной и духовной жизни общества, а также их взаимосвязь.
Тема 12. Общественное сознание и его структура План 1. Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием. 2. Обыденное и научное сознание. 3. Общественная психология и идеология. Освещение первого вопроса рекомендуем начать с выяснения соотношения индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание глубоко личностно, а общественное надиндивидуально в том смысле, что никто в отдельности не занят формированием своего сознания, оно формируется как бы само собой в силу принадлежности людей к тому или иному классу, социальной группе, нации и т.п. Общественное сознание характеризует содержание усредненно-надиндивидуального сознания, которое выступает в качестве определенной принудительной силы по отношению к индивидуальному сознанию. Попытайтесь показать, что в зависимости от типа общества (тоталитарного или либерального) в соотношении общественного и индивидуального сознания превалирует тот или иной компонент этого соотношения. Раскрывая далее содержание второго и третьего вопросов, рассмотрите уровни общественного сознания: обыденное и научное сознание, общественную психологию и идеологию. Обратите внимание на неразрывность и взаимообусловленность этих уровней.
Тема 13. Социальная структура общества План 1. Понятие социальной структуры общества. Основные компоненты социальной структуры. 2. Социально-классовая структура. Теория социальной стратификации. 3. Социальная стратификация современной России. Изложение материала начинается с определения понятия «социальная структура общества». Охарактеризуйте основные элементы: демографическую структуру, национально-этническую структуру, поселенческую структуру и т.д. Обратите внимание на то, что человек одновременно входит во все структуры общества, составляет их первичный элемент, а сами эти структуры также переплетаются. Раскрывая второй вопрос, сконцентрируйте внимание на характеристике социально-классовой структуры общества, то есть структуры, отражающей неравное положение в нем классов, групп и общественных слоев. Здесь можно кратко охарактеризовать классовый (марксистский) подход к анализу этой структуры. Но основное внимание обратите на современную теорию социальной стратификации. Третий вопрос темы предполагает конкретизацию теории социальной стратификации применительно к современному переходному этапу развития российского общества.
Тема 14. Развитие общества как естественно-исторический процесс План 1. Различные подходы к вопросу об источниках и движущих силах исторического процесса (натуралистический, теологический, идеалистический, материалистический). 2. Формационная и цивилизационная концепция исторического процесса. 3. Общественный прогресс и его критерии. В первом разделе работы попытайтесь показать различные подходы к определению механизмов развития общества (законы природы, сознание, материальное производство, божественное предопределение и т.д.). Обратите внимание на то, что почти во всех подходах источник развития истории находится внутри общества. Далее, исходя из разработанной К. Марксом материалистической концепции истории, покажите суть формационной теории исторического процесса, ее роль в развитии знаний об обществе. Как и всякая философская концепция, теория формаций имеет своих оппонентов. В этой связи необходимо раскрыть суть цивилизационного подхода к развитию общества, который отрицает однолинейность истории, обращает внимание на культурологические аспекты исторического процесса. И, наконец, дав определение общественного процесса, покажите различные подходы к определению основного критерия этого прогресса (развитие науки и техники, передовые общественные отношения, развитие личности и др.).
Тема 15. Глобальные проблема современности: суть и пути решения План 1. Сущность глобальных проблем и причины их возникновения. 2. Основные глобальные проблемы XX в. и возможные пути их разрешения. Работу целесообразно начать с определения сущности глобальных проблем. Следует иметь в виду, что не все вопросы мирового значения можно отнести к глобальным. В их число входят наиболее злободневные, к решению которых необходимо приступить незамедлительно. Специалисты выделяют от двух-трех до примерно десятка таких проблем. Все эти проблемы можно условно разделить на два класса. Одни из них связаны с отношением между человечеством и природой, другие – с отношениями внутри общества. К первому классу можно отнести, прежде всего, экологическую проблему, а также проблему истощения минерально-сырьевых ресурсов. Ко второму – проблему предотвращения мировой войны, сокращения непомерно большого экономического разрыва между наиболее развитыми странами и развивающимися странами, а также демографическую проблему. Раскрывая второй пункт плана, не стоит рассматривать буквально все глобальные проблемы. Сосредоточьтесь, предварительно оговорив это в тексте, на рассмотрении сущности двух-трех проблем глобального значения, показывая одновременно возможные варианты их разрешения.
Тема 16. Человек в ценностном мире культуры План 1. Сущность и функции культуры. 2. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 3. Понятие диалога культур в межкультурной коммуникации. Судьба России. Тема является продолжением и развитием рассмотренных ранее антропологических проблем. Основной лейтмотив – культура человека многомерна. В самом общем плане она может быть осмыслена в качестве сложной самоорганизующейся системы способов и результатов утверждения человеческой сущности посредством деятельности. Ее результаты образуют ценностный мир человека. Явление культуры многогранно и богато, и в настоящее время уже существует более пятисот определений «культуры». Отвечая на первый вопрос контрольной работы, можно предложить несколько известных в истории философии определений: «культура – это созданная человеком вторая природа» (Гегель); «культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер); «культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрирует, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П. Сорокин). Несмотря на широкий спектр оценок, все исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуры. Покажите различие между ними. Говоря о видах культуры, необходимо остановиться на особенностях материальной и духовной культур. Культура – явление многофункциональное. Перечисляя ее функции, более подробно следует остановиться на той, о которой говорил Цицерон: «Возделывание, выращивание духа». Речь идет о гуманистической функции. Все остальные функции, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. Наиболее творческим вопросом контрольной работы является третий вопрос. Рассматривая особенности западной и восточной культур, укажите, какое место занимает Россия в этом диалоге. В чем проявляется ее самобытность? Обратитесь к предмету идейного спора, состоявшегося в середине XIX в. между славянофилами и западниками. Отталкиваясь от исторического материала, попробуйте осмыслить в контексте обсуждаемой темы следующие вопросы: Можно ли воспринимать образцы западного опыта в качестве идеала? Каков путь выживания современной России? Возможна ли плодотворная межкультурная коммуникация – Восток-Запад?
Тема 17. Человек, научно-технический прогресс и компьютерная революция План 1. Характеристика информационного общества. 2. Информация и ее социальные функции. 3. Понятие компьютерной революции. Современное человечество живет в эпоху информационного бума. Успехи развитых стран мира зависят, в первую очередь, от производства, переработки, хранения и распространения информации. Эти процессы непосредственно связаны с эволюцией ЭВМ и компьютеризацией общества. Чтобы полно раскрыть предложенную тему контрольной работы, необходимо выявить философские смыслы оснований компьютерной революции и современного научно-технического прогресса. Одним из оснований является процесс информатизации, включающий в себя: 1) рационализацию (организацию деятельности общества в соответствии с целесообразностью); 2) развитие изоморфизма (соответствие между объектами и процессами различной природы); 3) развитие техники. Последовательное применение и изготовление технических средств есть специфический признак человеческой деятельности. Рассмотрите более подробно смысловые компоненты термина «техника», далее – определение технического прогресса. Какие функции в обществе выполняет технический прогресс? Приступая к характеристике информационного общества, сосредоточьте свое внимание на его основных признаках, в частности, самом отличительном – информация выступает товаром и наряду с информационной технологией занимает ключевое место в экономике страны. Раскрыв понятия компьютерной революции, остановитесь на характеристике искусственного интеллекта. Обозначив все «за» в пользу новейших информационных технологий, важно рассмотреть и критическую точку зрения, так как информатизация и компьютеризация общества таит в себе и огромные опасности для человека. Прежде всего речь идет о всеобщем тотальном компьютерном контроле за личностью. Как видно, сам процесс компьютеризации не является автоматической гарантией всеобщего благополучия. Поэтому философский анализ и осознание глубинных процессов и природы информатизации общества является одной из актуальных задач современных мыслителей.
Тема 18. Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы План 1. Исторические формы отношения человека к природе. 2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 3. Экологическая политика человечества в XXI в. Динамика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает власть над ней. Но чем оборачивается эта власть? Перечислите исторические этапы взаимодействия человека и природы, дайте им соответствующую характеристику. Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой, а включает в себя сферу всего живого – биосферу. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Проблему перехода биосферы в ноосферу исследовал отечественный ученый В.И. Вернадский. Во втором вопросе контрольной работы раскройте основные положения теории В. Вернадского о ноосфере. Человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, поэтому экологические проблемы сегодня носят глобальный характер. Это жизненно важные проблемы человечества, от решения которых зависит его дальнейшая судьба. Суть экологических проблем сегодня состоит в том, что в последние годы все более отчетливо обнаруживается противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Перечислите основные направления экологической политики человечества в XXI в. Познакомьтесь с программой и функциями международной организации, называемой «Римским клубом».
Тема 19. Движение, пространство и время. Традиционные и современные концепции План 1. Движение и его основные формы. 2. Субстанциальная и реляционная теории пространства и времени. 3. Детерминизм и индетерминизм. Категория «движение» - одна из старейших в философии. В связи с тем, что каждому уровню материи присуща своя форма движения, в контрольной работе необходимо их перечислить и охарактеризовать. Помимо форм выделите типы движения, предполагающие направленность изменений. Речь идет о прогрессе и регрессе (смотрите определения по словарю). Важнейшими атрибутами материи являются пространство и время. По поводу расположенности материи во времени и пространстве в философии выдвигается два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Назовите сторонников каждого из них и раскройте особенности. В настоящее время более достоверной выглядит реляционная теория. Почему? Подтвердите фактами науки, принимая во внимание, прежде всего, теорию относительности А. Эйнштейна, основное положение теории: если пространственное положение двух систем относительно друг друга изменяется, то одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно точки зрения Эйнштейна, два различных события, одновременные в системе отсчета, не одновременны в движущейся системе. Процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета. Космонавт, который слетал бы на Сириус и обратно со скоростью 240 тысяч км/сек, состарился бы при этом на 9 лет, а его сверстники – на 15. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно нее тело, это тело сокращает свои размеры в направления движения в системе отсчета. Это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят, а тела находятся. Приведенное положение характеризует физические основания пространства и времени, а какова специфика социального, психоло-гического, биологического пространства и времени? Чтобы тема контрольной работы была раскрыта, важно остановиться подробно и на этом вопросе.
Тема 20. Свобода и нравственные основы личности План 1. Проблема свободы в истории философии. 2. Свобода личности: понятие, признаки, подходы. 3. Свобода и ответственность. Философия издавна ориентировала человека на высшие ценности, главными из которых считались истина и свобода. «Я дам вам истину, и она сделает вас свободными», - обещание Сократа и Христа. Чтобы полно раскрыть тему, важно рассмотреть широкий спектр философских подходов к пониманию феномена свободы. Ключевыми позициями принято считать определения свободы, предложенные Б. Спинозой, Г. Гегелем. Речь идет о рационалистической трактовке, которую целесообразно «разбавить» метафизическими определениями русских мыслителей Н. Бердяева, С. Франка и др. Свобода личности неразрывно связана со справедливостью, т.е. распределением материальных и духовных благ, прав и свобод в зависимости от реального и потенциального вклада в общественное развитие. Вместе с тем важно подчеркнуть, что свобода личности противоположна по своему смыслу «уравниловке» и произволу. Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением. Третий вопрос контрольной работы предполагает анализ двух сторон одного целого – свободы и ответственности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Раскройте диалектику свободы и ответственности. | |||