Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
14.11.2016, 18:28 | |
Контрольная работа проводится в форме тестирования. Содержание тестовых заданий составлено в полном соответствии с рабочей программой дисциплины, с темами. В тестовые задания включены как один, так и несколько правильных ответов или всего один ответ неверный. Всего в тестовых заданиях 265 правильных ответов: по теме 1 – 18 правильных ответов, теме 2- 50, теме 3- 41, теме 4 – 22, теме 5 – 48, теме 6 – 12, теме 7 – 50, теме 8 -24 Оценка «отлично» выставляется, если даны правильные ответы не менее чем на 90% заданий (238 правильных ответов), «Хорошо» - не менее 70% заданий (185 правильных ответов), «удовлетворительно» - не менее 50% .заданий (132 правильных ответов), «не удовлетворительно» - менее 50% .
Тема 1. Проблема познавательной ценности философского познания и знания Пороговый уровень. 1. В познавательной ценности философии высказывают сомнение представители таких направлений как: 1) Рационализм 2) Постмодернизм, 3) Позитивизм. 2.«Наука — сама себе философия» утверждал: 1) Огюст Конт, 2) Юрген Хабермас, 3) Карл Отто Апель
Базовый уровень. 3.В чем причина сомнения в познавательной ценности философии? 1) в предпочтении эмпирической формы познания, 2) в том, что философские знания не имеют практического применения, 3) в отрицании необходимости метафизики, 4) в вере, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. 4.Философия: 1) является формой духовной, мыслительной деятельности, 2) интересуется только поиском истины 3) представляет собой особую форму познания. 5.Предметом философии не является: 1) отдельные области действительности, 2) внутренняя взаимосвязь и единство всего существующего во всей его полноте и целостности, 3) предельные взаимоотношения (закономерности) между миром и человеком на всех уровнях бытия, 4) связь универсального и уникального (точнее: отношение между универсальным (тем, которое может быть всем) и уникальным (тем, что единично)), 5) всеобщие закономерности и законы. 6.Философское знание по своей форме – это: 1) мысленно-абстрактное, 2) мысленно-конкретное, 3) вещественно-конкретное, 4) вещественно-абстрактное. 7.Для философии предметом познания выступает мир как целостность. Это сближает её с такими формами познания как: 1) наука, 2) мифология, 3) религия. 8.Философия отличается тем, что по форме познания она представляет собой: 1) гармоничное сочетание рационального и интуитивного, 2) преимущественно интуитивная, 3) преимущественно рациональное, 4) чисто интуитивное 9.От науки философия отличается тем, что является: 1) абстрактной формой знания, 2) относится к теоретическому уровню познания, 3) гармоничным сочетанием рациональной и интуитивной форм познания, 10.Какая функция не характерна для философии: 1) компенсаторная 2) мировоззренческая 3) методологическая 4) гносеологическая 11. Какая из функции философии характеризуется следующим образом: «на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания прогнозирование тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества»? 1) мысленно-теоретическая, 2) мировоззренческая, 3) методологическая, 4) прогностическая
Продвинутый уровень 12.Посредством какой из своих функций философии связана с наукой? 1) критической, 2) методологической, 3) аксиологической. 13.В решение каких основных проблем современного человека не может помочь философия? 1) утрата устойчивой встроенности в устойчивые социальные структуры; 2) мозаичная или частичная идентичность человека, 3) тождественность человека отдельным аспектам своей жизни, 4) потеря своей целостности, 5) утрата своего дома, что приводит к чувству неприкаенности, 6) затруднение самоопределения и самореализации.
Тема 2. Бытие как исходная категория философского понимания мира Пороговый уровень. 1.Какая из проблем становиться единственно актуальной, если приходит понимание всего существующего как бытия? 1) «быть или не быть?», 2) «как быть?» 3) «нужно ли быть?» 2.К моментам бытия относятся: 1) наличное бытие, 2) определенное бытие, 3) относительное бытие. 3.Какие формы бытия выделяются по признаку их противоположности? 1) материальное и идеальное, 2) реальное и идеальное, 3) материя и дух.
Базовый уровень. 4.Понятием «бытие» выражен: 1) «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще), который заключается в том, что мир вообще существует, что он есть, 2) абстрактно-всеобщий для множества вещей или явлений признак, который одинаково свойственен каждому из них, 3) способ существования человека. 5.Наличное бытие - это: 1) момент сущности. 2) момент существования. 3) Dasein 4) факт, что «нечто есть», 5) экзистенция 6) эссенция 7) сущность 8) совокупность существенных качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. 6.К фундаментальным свойствам (атрибутам) бытия относятся: 1) Ценность 2) Движение 3) Пространство 4) Время 7.Основными типами движения считаются: 1) качественные изменения, 2) перемещения, 3) количественное изменения, 8.Качественные изменения предполагают: 1) изменение структуры предметов, 2) улучшение, 3) превращение одного предмета в другой. 9.Качественные изменения бывают: 1) обратимые (процессы функционирования) 2) необратимые (процессы развития) 3) искусственные, 4) закономерные, 5) количественными. 10.По Ф. Энгельсу основными формами движения не являются: 1) механическое, 2) физическое, 3) химическое, 4) биологическое, 5) социальное (общественное), 6) духовное 11.Примером редукционизма, согласно которому высшие формы организации могут быть сведены к низшим является: 1) механицизм, 2) материализм, 3) эмпиризм. 12.Согласно исследованиям М. Шелера структура мира представлена следующими ступенями: 1) неорганические образования, 2) психическое, 3) растения, 4) органически-живое, 5) животные 6) человек. 7) исторически духовное, 8) физически-материальное, 13.Н. Гартманом целостность мира понимается: 1) как существование по одним законам и принципам. 2) как взаимообусловленное существование различных форм (ступеней, слоев и т.п.) бытия, 3) как их последовательное возникновение слоев мира 14.Согласно Н. Гартману, слой духовного представлен следующими формами: 1) абсолютным духом, способным преобразовываться во все слои мира, 2) объективированным духом, охватывающим все вневременное идеальное, сверхисторическое; 3) объективным духом, являющимся носителем истории в строгом первичном смысле; и относящимся, как и первый модус, к явлению внеиндивидуализированного духовного; 4) личностным духовным, которое индивидуализировано и которое только и может любить и ненавидеть, нести ответственность, вину, заслугу, иметь сознание, волю, самосознание
Продвинутый уровень 15.Какая из характеристик бытия не принадлежит Пармениду? 1) «Мыслить и быть - одно и тоже» 2) «Бытие есть, а небытия — нет» 3) «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». 16.Sosein – это: 1) наличное бытие 2) определенное бытие 3) эссенция 4) экзистенция 5) сущность 6) существование. 17.Бытие как единство материального и идеального понимается, если 1) основными формами бытия признается реальное и идеальное, 2) все существующие рассматривается как единство вещества, энергии и информации, 3) признается наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей. 18.Особенности существования разных форм движения: 1) между всеми формами движения существует преемственная связь 2) высшие формы не сводимы к низшим, 3) различные формы движения могут существовать независимо друг от друга, 4) существование высших форм движения обязательно подразумевает существование низших форм движения 19.Преемственная связь между всеми формами движения проявляется в следующем: 1) каждая форма качественно специфична, но все они при соответствующих условиях могут переходить друг в друга 2) простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм, 3) закономерности низших форм в полной мере проявляются в высших формах движения. 4) высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. 20.Особенности сосуществования разных форм движения определяют следующие правила познания действительности 1) эмпирическое познание может осуществляться без обращения к теоретическим знаниям, 2) Недопустимо объяснять особенности существование высших форм движения через особенности существования низших форм движения. 3) Подобно восхождению форм движения от низших к высшим, изучающие их крупные отрасли науки должны развиваться одна из другой: механика — физика — химия — биология — социально-гуманитарные науки». 21.Согласно М. Шелеру основанием выделения ступеней мира является: 1) наличие и качественное изменение внутреннего бытия вещей, 2) изменения характера границы вещей, 3) изменение способности вещей к концентрации энергии. 22.Возникновение структуры мира как целостности, как взаимосвязи его ступеней (слоев) может быть объяснено тем, что: 1) все они имеют общего предка, 2) все они обладают одним и тем же признаком, 3) возникли как результат развития в качестве многообразных модификаций одной и той же субстанции, имеющей вполне материальный (т.е. независимый от мысли и слова) характер
Тема 3. Проблема человека. Пороговый уровень. 1.Что не входит в отрицательное определение сущности человека? 1) несводимость, 2) невероятность, 3) непредопределенность, 4) нейтральность, 5) назаменимость, 6) невиновность, 7) неповторимость, 8) невыразимость 2.Процесс возникновения человека называют: 1) антропогенезом, 2) антропометрией, 3) антропосоциогенез, 4) антропобиоценозом 3.Данные науки подтверждают следующий факт: 1) человек является природным существом, приобретшим особые качества в процессе эволюции живой природы, 2) человек на Землю занесен из Космоса, 3) человека создал Бог.
Базовый уровень. 4.Совокупность всеобщих, инвариантных свойств объекта или процесса, которые определяют их качественную самотождественность и проявляется в многобразных формах их бытия (существования), называют ……. 1) понятием, 2) сущностью, 3) субстанцией. 5.При определении сущности человека различают: 1) родовую сущность; 2) духовную сущность; 3) социокультурно-историческую сущность; 4) индивидуальную сущность. 6.Какое понимание человека отражает двойственность его бытия? 1) как биосоциального существа, 2) как природно-социокультурного существа, 3) как социального существа, 4) как социокультурного существа. 7.Возникновение человека произошло в результате: 1) общения, 2) включения гоминидов в элементарную социальную связь, 3) освобождения гоминидов от власти инстинктов. 8.Сущностным качеством человека признается: 1) открытость человека миру, 2) способность к общению, 3) культурная опосредованность его внутренних и внешних отношений. 9.Какие утверждения верны? 1) культура создала человека 2) человек создает культуру 3) человека создает только он сам. 10.Культура в целом – это 1) совокупность открытых (т.е. сохраняющих возможность изменения) и закрепившихся в жизни людей культурно-опосредованных форм отношений с миром, 2) преобразованная природа, 3) наивысшие достижения человечества 11.Коэволюционная форма связи - это: 1) структурированная взаимообусловленность процессов изменения Природы и Культуры, 2) постепенно изменяющееся отношение взаимной зависимости.
Продвинутый уровень 12.Какое понимание человека отражает его принадлежность к одной особенной форме бытия? 1) как биосоциального существа, 2) как природно-социокультурного существа, 3) как социального существа, 4) как социокультурного существа 13.Социальная форма бытия возникла: 1) как особенная форма существования природы, предполагающая формирование качеств живого организма (человека) через его включение в культурно-опосредованные отношения, 2) как возникновение и общества и человека, 3) как общение гоминидов, 4) как элементарная социальная связь, 5) как элементарная форма производства. 14.Элементарная социальная связь как основная причина возникновения человека сложилась из случайного сцепления трех предпосылок: 1) систематическая подработка орудия (производство отщепов); 2) звуки, подкрепляющие орудийную деятельность («ага-реакция»); 3) переход к прямохождению и связанные с ним изменения в строении позвоночника; 4) развитие руки, приспособленной для осуществления новых функций; 5) эволюция черепа и увеличение объема мозга. 6) взаимозависимость между гоминидами, складывающаяся вокруг орудийной деятельности. 15.Элементарная социальная связь – это 1) непосредственная форма отношений гоминидов с внешним миром, 2) форма отношений с миром, которая каждый раз должна устанавливаться самостоятельно без опоры на инстинкты (т.е. генетически заданные потребности и способы их удовлетворения); 3) опосредованная форма отношений, т.е. такая в основе которой лежит использование средств: орудий, языка, норм отношений между гоминидами. 4) элементарная форма производства. 16.Элементарная форма производства – это 1) опосредованная форма отношений, т.е. такая в основе которой лежит использование средств: орудий, языка, норм отношений между гоминидами. 2) два взаимосвязанных вида деятельности: в первой – создается орудие труда (откалываются от камня частицы, чтобы сделать его острым), во второй – созданное орудие применяется для открывания раковин маллюсков, 3) добывание пиши с применением орудий, 4) элементарная социальная связь, 17.Освобождение гоминидов от инстинктов и возникновение человека произошло в результате: 1) систематического задерживания энергии жизненных влечений на биологически нейтральном при подработке орудия, 2) качественного изменения психики гоминидов: направленность активности стали определять не инстинкты, а приобретенный опыт, 3) возникновение человека не предполагает утрату инстинктов как основной внутренней детерминанты поведения и деятельности человека. 18.Внутренние отношения человека - это 1) выстраиваемые в его сознании при помощи знаний и языка мыслительные образы внешних отношений 2) выстраиваемые человеком при помощи орудий, норм, языка отношения с другими людьми, с природой, с культурой с самим собой 19.Открытость человека миру заключается в следующем: 1) в генетической незаданности программы жизни, 2) в том, что границы бытия человека соотносятся им с границами мира, существующего независимо от него, 3) в следовании инстинктам, 4) в том, что у человека происходит постоянная смена направленности его влечений, т.е. смена его потребностей, 5) в стремлении к постоянному преодолению границ своего существования
Тема 4. Проблемы философии культуры Пороговый уровень. 1.Что не входит в число основных моментов культурно-опосредованного отношения человека с действительностью? 1) продукт, 2) субъект, 3) знания, 4) предмет, 5) объект, 6) информация, 7) культурное средство
Базовый уровень. 2.Какая из формулировок не соответствует ни одному подходу к пониманию культуры? 1) процессы освоения человеком природы, 2) воспитание и обучение, 3) особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования, 4) развитие человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человека, 5) все лучшее, что есть в обществе, 6) историческое развитие человеческой духовности, т.е. эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества, 7) информационный аспект жизни обществ, социально значимая информация, регулирующая деятельность, поведение и общение людей, 8) совокупность открытых (т.е. способных к изменению) и закрепившихся в жизни людей культурно-опосредованных форм отношений с действительностью. 3.Основная (большая) функция культурно-опосредованного отношения: 1) повышение уровня культуры, 2) получение продукта через преобразование предмета отношений, 3) развитие общества.. 4.Основные характеристики культурного средства: 1) должно соответствовать уровню культуры, 2) каждый раз должно быть подобрано самостоятельно без опоры на инстинкты, 3) его качества должны быть согласованы с качествами всех остальных моментов культурно-опосредованного отношения, 4) должно одобряться обществом. 5.Целенаправленная деятельность – это 1) процесс и результат установления культурно-опосредованного отношения, 2) работа каких-либо органов, сил природы, 3) специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. 6.Возможности развития культуры, в первую очередь, определяются: 1) целями субъекта, 2) культурными средствами, 3) ресурсами. 7.Развитие КУЛЬТУРЫ – это, прежде всего, закономерное, направленное, качественное изменение: 1) субъекта деятельности, 2) культурного средства, 3) предмета деятельности, 4) продукта деятельности. 8.Согласно исследованиям В.И. Плотникова, культурное средство всегда складывается из трех базовых элементов, которые в то же время образуют основные группы культурных средств: 1) орудий, 2) знаний, 3) норм, 4) языка,
Продвинутый уровень 9.Что выступает конкретно-всеобщим основанием культуры? 1) ценности, 2) культурно-опосредованное отношение, 3) духовность, 4) разум, 5) информация. 10.Отметьте малые функции культурно-опосредованного отношения, обеспечивающие осуществление его основной (большой) функции: 1) корректирующая, 2) инициирующая, 3) интегрирующая, 4) информационная, 5) объективирующая 11.Отметьте типы деятельности (культурно-опосредованных отношений), возникающие на основных этапах развития культуры 1) материальная деятельность, 2) материальная деятельность на уровне представлений, 3) материальная деятельность на уровне понятий, 4) интеллектуальная деятельность на уровне представлений, 5) интеллектуальная деятельность на уровне понятий, 6) интеллектуальная деятельность на основе синтеза взаимоуточненных знаний о мире.
Тема 5. Проблема возникновения сознания. Пороговый уровень. 1.Кто из представителей классической философской антропологии развитие психики рассматривают в качестве основания изменения живой природы? 1) Ч. Дарвин, 2) Х. Плеснер, 3) М. Шелер, 4) П. Теяр де Шарден, 2.Кто из представителей классической философской антропологии рассматривает психику как то, что обеспечивает поддержание жизни через взаимообмен живого организма с внешней средой веществом, энергией, информацией 1) Ч. Дарвин, 2) Х. Плеснер, 3) М. Шелер, 4) П. Теяр де Шарден, 3.Какой из психических процессов не присутствует в психике животных, но включен в работу сознания? 1) внимание, 2) восприятие, 3) память, 4) мышление, 5) воображение.
Базовый уровень. 4.Выберете из перечисленных ниже те признаки сознания, которые включают в содержание понятия «сознание» 1) состояние психической жизни индивида, 2) активная субъективность человеческих сил и способностей, 3) свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, 4) единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия, 5) осознанные действия, 6) способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей, 7) не только отражает объективный мир, но и творит его. 5.Внутренний механизм многообразной внешней активности живого организма, регулятор его поведения – это 1) инстинкты, 2) психика, 3) внутренний порыв. 6.Граница психической активности животных задается 1) опытом, полученным при жизни животных, 2) инстинктом, 3) воображением. 7.Инстинкт …. 1) это форма активности психики, 2) обеспечивает установление генетически обусловленной формы взаимодействия живого организма со средой, 3) обеспечивает открытость живого существа миру, 4) предполагает существование генетически обусловленного выделения предметов потребностей живого организма и генетически обусловленного способа их удовлетворения, 5) основа творчества, 6) это цепной безусловный рефлекс. 8.Возникновение сознания произошло как 1) чудо, 2) изменение формы активности психики, 3) возникновение интенции психических процессов на самого себя, 4) возникновение предметности психических процессов, определяемой опытом включения в производство. 9.Сознание….. 1) дается человеку от рождения, 2) возникает только как результат включения дитя человека в отношение производства, 3) возникает из переживания опыта того, как произведенный продукт встраивается в другую деятельность, 4) не дается человеку от рождения. 10.Внутреннее бытие внешнего отношения как целостности - это 1) мыслительная форма этого отношения (мысль), 2) процессы и результаты как отражения существующего внешнего для человека культурно-опосредованного отношения, так и создания нового, 3) сознание, 4) результат наших фантазий. 11.Содержание сознания складывается из: 1) мыслительных форм, 2) картинок, 3) знаний, 4) личностных ценностей. 12.Знания - это: 1) объективны по форме, субъективны по содержанию, 2) мыслительные формы отношений, пережитых в прошлом и переживаемых человеком в настоящем, 3) субъективная форма существования объективной действительности 4) субъективно по форме и объективно по содержанию 13.Личностные ценности – это 1) мыслительные формы, фиксирующие стремления человека к будущим отношениям, к тому, что выступает для него образом должного, проектом будущего. 2) объективны по форме, субъективны по содержанию. 3) социокультурная форма существования потребностей человека, 4) субъективно по форме и объективно по содержанию. 14.Личностный опыт во внутренних отношениях, т.е. в содержании сознания, представлен: 1) взаимосвязанными и взаимодействующими мыслительными формами, 2) интеллектуальной деятельностью, 3) материальной деятельностью, 4) поведением человека.
Продвинутый уровень 15. А. Гелен возникновение человека связывают с возникновением следующих способностей: 1) изменение способа восприятия, 2) не подчиняться ничему, 3) включать в воспринимаемое «невоспринимаемое», 4) недостаток подлинных инстинктов, 5) возникновение духовной формы бытия, 6) быть существом самодисциплины, 7) к построению действий исходя из цели, 8) следовать инстинктам, 9) к культуре. 16.Личностный опыт – это 1) индивидуальный, уникальный опыт человека, не имеющий ничего общего с общественным опытом, 2) индивидуальный опыт человека, системообразующим основанием которого является освоенный индивидом общественный опыт, 3) процесс и результат проживания и переживания человеком социально-культурной определенности его внешних и внутренних отношений с действительностью. 17.Содержание сознания …. 1) не имеет никакой структуры, 2) имеет языковую форму существования и воплощения, 3) структурируется личностными ценностями, 4) может быть осознанным, 5) может существовать внеязыковой формы, 6) может быть не осознанным.
Тема 6. Проблема ценностных оснований отношений человека с миром. Пороговый уровень. 1.Наиболее значимые качества продукта деятельности и процесса получения этого продукта определяются: 1) целью, определяемую субъектом деятельности, 2) ценностями субъекта деятельности, 3) культурным средством.
Базовый уровень. 2.Основные функции ценностей 1) закреплять, то, чему человек в обязательном порядке должен следовать, 2) выражать значимое для индивидов, для социальных общностей, для общества в целом; 3) определять направленность активности (поведения и деятельности) человека (индивидов, социальных групп и т.п.), 4) обеспечивать воспроизводство наиболее значимого в культуре, в обществе, в жизни индивидов. 3.Культурные ценности …… 1) это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к тому, что он пережил как значимое само по себе, как проект будущего, 2) могут выступать внутренней детерминантой поведения и деятельности людей, 3) это объекты действительности, оцененные индивидом или обществом как значимые, как образец, идеал, норма, 4) это интенции сознания, как личностные структуры, как элемент личностного опыта человека, 5) это реализованные личностные ценности. 4.Личностные ценности …. 1) являются выражением индивидуально значимого, 2) характеризуются разной степенью общезначимости, 3) не могут рассматриваться как общественные.
Продвинутый уровень 5.Личностные ценности … 1) возникают независимо от того, что значимо для общества, 2) возникают в результате освоения индивидами культуры, созданной предыдущими поколениями людей, и культурных ценностей, выделяющих из её состава наиболее значимое, 3) могут стать культурными ценностями, 6. Ценностное основание отношений человека с миром (деятельности) – это 1) начало установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, 2) то, что требуется от субъекта обществом, 3) модификационная форма личностной системы ценностей субъекта деятельности, 4) то, что образует ценностную направленность субъекта
Тема 7. Проблема субстанциональной основы общества. Пороговый уровень. 1. Субстанциональное основание бытия изучали: 1) Б. Спиноза, 2) Ф. Энгельс, 3) К.Х. Момджян, 4) О. Конт.
Базовый уровень. 2.С точки зрения …….. подхода, общество понимается как самостоятельно существующая реальность, как целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию, составляющих его людей, и развивающееся по собственным, только ему присущим законам. 1) субстратного, 2) субстанционального, 3) эмпирического. 3.На уровне социально-философского познания общество, прежде всего, рассматривается как…. 1) совокупность индивидов, бытие которого есть производное от существования составляющих его индивидов, 2) социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного, 3) социальную форму бытия. 4.Субстанция есть ….. 1) причина самой себя. 2) первооснова, способная самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую ей качественную определенность, 3) «то, из чего» складывается целое. 5.Субстанциальность в понимании Спинозы выражается во взаимосвязи: 1) сущности и явления, 2) отдельных индивидов, 3) многообразного и единого, 4) сущности и существования. 6.В материалистической диалектике субстанциональная организация материи предполагает: 1) способность любой части мироздания существовать совершенно самостоятельно от всех других, 2) единство мира, 3) взаимодействие. 7.В общефилософским понимании субстанция трактуется как … 1) первооснова всего существующего, 2) первооснова определенной формы существования материи, 3) первооснова социального. 8.В качестве субстанции социального в социальной философии называют следующее: 1) творческих индивидов, 2) деятельность, 3) производство. 9.«Способ существования социальной действительности, который выделяет ее во внешнем мире и служит основанием ее внутренней системной целостности» К.Х. Момджян трактует как… 1) субстрат социального, 2) субстанцию социального, 3) сущность социального. 10. К свойствам субстанциональных систем К.Х. Момджян относит: 1) самопричинность; 2) самосохраненияе, 3) самопорождение; 4) самодостаточность, 5) самоуничтожение, 6) саморазвитие. 11.Производство в философском понимании – это 1) абстракция, позволяющая отразить то общее, что характеризует не только процесс целенаправленной деятельности, но и процесс её воспроизводства через включение продукта одной деятельности в другую, 2) процесс создания техники, 3) живая деятельность, взятая в отношении к своему продукту, который встраивается в новый акт живой деятельности, либо в виде субъекта (цели), либо в виде средства, либо в виде предмета. 4) комплекс деятельностей, взаимосвязанных через продукт, и обеспечивает воспроизводство всех элементов деятельности. 12.Самодостаточность производства, как особой меры качественной самостоятельности, обеспечивается обязательным наличием таких его свойств как: 1) самопричинность; 2) самосохраненияе, 3) самопорождение; 4) самосознание, 5) саморазвитие
Продвинутый уровень 13.Субстанциональный подход позволяет изучать …. 1) самоорганизующиеся системы, способные самостоятельно создавать, поддерживать и модифицировать специфицирующее их качество, 2) системно организованные объекты, 3) области действительности, складывающиеся из объектов, существующих совершенно независимо друг от друга. 14. «Самопорождение» производства произошло как….. 1) организация целенаправленной деятельности человеком разумным, 2) возникновение элементарной социальной связи, 3) как случайно возникший необычный способ сцепления обычных для биологического мира явлений. 15.Самопричинность производства, как отсутствие внешней цели, заключается в том, что оно предполагает воспроизводство таких своих элементов, которые обеспечивают возникновение внутреннего целеполагания. К этим элементам относятся: 1) субъекта деятельности, 2) объекта деятельности, 3) культурного средства. 16.Самосохранения производства сохраняется только если в одних видах деятельности будет производиться продукт, который в других видах деятельности будет выступать: 1) культурным средством, 2) субъектом деятельности, 3) предметом деятельности, 4) продуктом деятельности. 17.Саморазвитие производства осуществляется как … 1) расширенное воспроизводство, 2) воспроизводство, 3) функционирование. 18.Возможность для саморазвития производства создаются: 1) способностями человека как субъекта деятельности, 2) качествами культурного средства, 3) многообразием природы. 19.Какие особенности человека создают возможность для саморазвития производства? 1) открытость миру, 2) способность менять предметную направленность своих потребностей, 3) следование инстинктам, 4) способность к бесконечному расширению границ своего существования, 5) способность к созданию новых способов удовлетворения своих потребностей, 6) способность к созданию бесконечного множества культурных средств. 20.Какие особенности культурного средства создают возможность для саморазвития производства? 1) структура культурного средства, складывающаяся из трех базовых элементов: орудий, норм, языка; 2) способность к усилению воздействия субъекта на предмет деятельности, 3) возможность изменения ведущей роли в деятельности человека базовых элементов культурного средства, 4) возможность существования любого культурного средства в материальной и идеальной формах. 21.Производство как субстанция социального самодостаточно, потому, что: 1) существует по собственных законам, действие которых ограничено системой отношений, представляющих производство, и не распространяется на внешние для него реалии, 2) не нуждается в природе, 3) не нуждается в субъекте.
Тема 8. Проблема инвариантной структуры общества Пороговый уровень. 1.Актуальность проблемы инвариантной структуры общества заключается в том, что только неизменная структура объекта может обеспечить: 1) согласование деятельности разных субъектов, 2) сохранение его качественной определенности, 3) поддержание жизни людей, 4) счастье все людям, 5) сохранение его субстанциональных качеств, 6) социализацию людей и их развитие как субъектов деятельности, 7) сосуществование разнообразных социальных общностей, индивидов.
Базовый уровень. 2. Основные положения субстанционального подхода: 1) Общество рассматривают лишь как производное от существования составляющих его индивидов. 2) Структура общества определяется на основе применения структурно-функционального подхода, согласно которому познание общества осуществляется через выявление: 1) большой внешней функции общества как целостности, 2) малых, внутренних функций общества, 3) элементов общества, которые могут обеспечить реализацию малых функций. 3) Структура общества определяется на основе применения функционального подхода, согласно которому познание общества осуществляется через изучение функционирования его элементов (индивидов, социальных общностей разных типов). 4) Структура общества складывается как отношение между индивидами. 5) Инвариантная (неизменная) структура общества невозможна, так отношения между людьми есть продукт их творческой самореализации, творческой свободы. Такие отношения всегда изменчивы и разнообразны. 6) С точки зрения реализации общей субстанциональной функции общества его инвариантная структур представлена структурой производства. 7) Инвариантную структуру общества образуют основные, базовые виды производства, обеспечивающие его самовоспроизводство. 3.Основные положения теории функциональных систем, применяемые на уровне философского познания 1) Функциональная система – это характеристика упорядоченности объекта по отношению к одной из его внешних («больших») функций . 2) Упорядоченность следует понимать как тождественность каждого элемента своей «малой функции», подчиненной «большой», продуктивной функции системы. 3) Закономерности внутреннего функционирования системы передаются через её структуру, в которой выделяются компоненты системы и связи между ними. 4) Социальные функции – это функции, выполняемые социальными институтами и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли. 5) Закономерности существования функциональных систем определяют такие их качества как замкнутость, автономность, целостность. 4.Какие суждения наиболее полно отражают взаимосвязь индивидов и общества? 1) индивид является элементом общества, а общество - элементом бытия индивидов. 2) общество складывается из индивидов, 3) общество складывается из отношений между людьми, 4) "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" К. Маркс. 5.Большой функцией общества является: 1) создание условий, обеспечивающих воспроизводство индивидов как существ, способных быть субъектами общественных отношений, субъектами отношения производства, субъектами собственной жизни, 2) удовлетворение потребностей индивидов, 3) подчинение индивидов правилам, ценностям. 6.К базовым сферам общественного производства относятся: 1) социального производства, 2) аграрное производство, 3) материального производства, 4) производство системы безопасности, 5) духовного производства, 6) организационно-управленческого производства,
Продвинутый уровень 7.Сферы общественного производства, выделившиеся как самостоятельные в современном обществе: 1) политического производства, 2) промышленное производство, 3) производства рыночных отношений, 4) финансовое производство. | |