Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Философия |
16.09.2017, 18:47 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое задание № 1 Напишите свои размышления на тему: «Мировоззрение, его роль и место в моей жизни» по следующему плану: 1. Содержание мировоззрения и его значение для личности 2. Расскажите о своих жизненных принципах и идеалах, обратив особое внимание на те, которые, по-Вашему мнению, являются важнейшими для будущей профессии 3. Покажите функциональную значимость мировоззренческих установок личности на примере деятельности сотрудников пожарной охраны (это могут быть герои-пожарные или Ваши знакомые сотрудники). Рекомендуемый объем – 3-4 страницы ученической тетради.
Творческое задание № 2 Перекличка эпох: разговор слушателя с философом. Слушатель: «Философия – это дисциплина, которая не должна изучаться будущими специалистами в области пожарной безопасности, т.к. ее знания не могут непосредственно применяться в нашей будущей профессии, поэтому будет полезнее «заполнить» время, отводимое на изучение философии, изучением специальных дисциплин». Р. Декарт1: «Слово «философия» обозначает занятие мудростью, а под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Что Вы думаете по поводу приведенных выше утверждений? На чьей Вы стороне? На 3-4 страницах ученической тетради напишите свое отношение к высказанным утверждениям.
Творческое задание № 3 Из доступных Вам произведений мудрецов Востока (Древней Индии, Китая, арабских стран) подберите 10-12 высказываний (цитат, крылатых фраз, афоризмов), которые можно было бы использовать в воспитательной работе с пожарными и спасателями, в частности, которыми можно было бы «украсить» стены помещений пожарных и спасательных частей, разместить в публикациях в газетах и журналах МЧС (например, в качестве эпиграфов). Выбирая высказывания восточных мыслителей, следует ориентироваться на одно из следующих требований, которым они должны соответствовать: 1) обладать ярко выраженной нравственно-воспитательной направленностью, пропагандировать значимость моральных добродетелей (мужества, честности, справедливости, гуманизма и др.). 2) иметь отношение к спасению людей, к оказанию им помощи. При выполнении задания рекомендуем воспользоваться хрестоматиями по философии, ресурсами Интернета.
Творческое задание № 4 Сформулируйте в общих чертах образ благородного мужа по Конфуцию, представьте его жизнь в современном обществе. Сравните обоснованность регламентации жизни человека во времена Конфуция и регламентацию деятельности сотрудника пожарной охраны в настоящее время. На основании этого изложите на бумаге ваши мысли на тему «Регламентация общества и свобода человека». Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 5 Помня, что, согласно Гераклиту, первоосновой мира является огонь, напишите эссе (объемом 4 страницы ученической тетради или 2 страница формата А-4) по теме: «Положительные и отрицательные свойства огня». В рамках эссе постарайтесь ответить на вопросы: 1. Для каких созидательных целей может использоваться огонь? 2. Какие свойства огня делают его одной из самых разрушительных стихий? 3. Как наличие у огня полезных и вредных свойств связано с диалектикой Гераклита? 4. Почему именно огонь Гераклит выбрал первоэлементом мира?
Творческое задание № 6 Чтобы лучше представить себе сущность идеалистической концепции Платона в его учении об идеях, на листке бумаги, разделённом на две половины, выпишите с одной стороны всё положительное в этом учении, а с другой – недостатки этого учения. Изложите письменно в форме эссе или сочинения, какие идеи этого учения могут быть применимы в деятельности спасателей и пожарной охраны. Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 7 Проанализируйте одну из мировых религий (наиболее Вам известную или близкую) на предмет значения её основоположений (заповедей, догматов, идей) для профессиональной деятельности пожарных и спасателей. При этом рекомендуем Вам воспользоваться каноническими текстами Библии, Корана, сочинениями средневековых и современных религиозных мыслителей, информацией, полученной из Интернета и т.п. Результаты проведенного анализа обобщите в сочинении по одной из следующих тем: «Православие и пожарная охрана» «Ислам и пожарная охрана» «Буддизм и пожарная охрана» «Роль православной религии в освящении ратного труда пожарных» «Христианские заповеди и гуманистическая миссия пожарных и спа- сателей» «Значение ислама для пожарных и спасателей России» Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 8 По аналогии с сочинением Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека», напишите эссе на тему «Место и предназначение пожарной охраны в мире». В работе постарайтесь осветить вопросы о сущности деятельности пожарных, отметить главные задачи, решаемые пожарной охраной в обществе, о связи пожарной охраны с другими социальными институтами и природными системами (объектами). Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 9 Какое значение имеет для пожарных – как всех вместе, так и каждого в отдельности (прежде всего, для Вас лично), – идея Пико делла Мирандолы о том, что «человек – творец самого себя»? Напишите небольшое сочинение (до 2 страниц формата А-4 или до 4 страниц ученической тетради) об основных направлениях самотворчества пожарного специалиста (инженера, спасателя). Постарайтесь ответить на вопросы: 1) Что в вашем понимании составляет суть личностного роста? 2) По каким направлениям должен осуществляться личностный рост пожарных? 3) Какие качества личности (особенности характера, способности, умения, навыки, таланты и т.п.) должен формировать у себя пожарный (спасатель) в первую очередь? 4) С помощью каких способов (средств, техник, упражнений) может будущий пожарный и Вы лично развивать в себе нужные качества и бороться со своими недостатками?
Творческое задание № 10 По аналогии с «Правилами для руководства ума» Рене Декарта, составьте один из следующих документов: «Главные правила жизни слушателя (учащегося) Академии ГПС МЧС России» «Правила поведения водителя пожарного автомобиля» «Главные заповеди начальника пожарной части» Желательно, чтобы получившийся текст не был слишком громоздким, а, напротив, отличался ясностью, доходчивостью, лаконизмом. Рекомендуем включить в него от 10 до 15 правил (заповедей), которые, на ваш взгляд, являются основными для конкретной должности (вида деятельности).
Творческое задание № 11 Проанализируйте деятельность подразделений пожарной охраны и МЧС на предмет того, в какие договорные отношения (по поводу чего) и с кем вступают или могут вступать следующие субъекты: § Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. § Управление Государственной противопожарной службы субъекта РФ § Академия ГПС МЧС России § Пожарная часть § Инспектор Государственного пожарного надзора § Слушатель (курсант) Академии ГПС МЧС России Попробуйте ответить на следующие вопросы: 1. Кто представляет эти субъекты (в случае коллективных субъектов) и имеет права от их лица заключать договоры с другими субъектами? 2. Какие могут быть договоры? 3. Что является предметом таких договоров? Какие могут быть в них разделы? 4. Чем подобные юридические договоры отличаются от общественного договора, описанного Руссо? 5. Когда, с кем и какие договоры Вы заключали (или подписывали) в своей жизни? Ваши ответы представьте в форме сочинения. Рекомендуемый объем – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 12 Основоположник рационализма Рене Декарт считал разум главным критерием истинности наших знаний, основным методом познания – дедукцию, а математику – наиболее достоверной наукой. В противоположность Декарту, основоположник эмпиризма Фрэнсис Бэкон возвеличивал опыт, индукцию и естествознание. Сегодня ясно, что рациональное и эмпирическое, разумное и опытное, дедукция и индукция, математика и естествознание одинаково необходимы. Тем не менее, попробуйте в форме сравнительной таблицы провести разграничение между рациональными и эмпирическими уровнями, методами и другими аспектами пожарно-технических наук и пожарно- технической деятельности. Форма таблицы
Творческое задание № 13 Исходя из того, что категории – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные и важные свойства, связи, закономерности действительности, на листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по одной из следующих тем (по Вашему выбору): «Категории пожарного дела» «Категории спасательного дела» «Основные понятия и категории пожарно-технических наук» В схеме необходимо назвать и дать определения главных категорий, выражающих самое существенное в области пожарного и спасательного дела, пожарно-технических наук в целом или одной из таких наук, наиболее Вам известной. Желательно расположить категории в определенном порядке (последовательности), например, от самых важных к менее важным, от абстрактного к конкретному, от частного к общему, от теоретического к практическому и т.п.
Творческое задание № 14 Составьте перечень научно-технических достижений (не менее 10), сделанных в последние 400 лет и которые оказали наибольшее влияние на развитие пожарного дела (или нашли наиболее широкое применение в пожарном деле). Для выполнения задания воспользуйтесь таблицей
Творческое задание № 15 Основоположнику немецкой классической философии Иммануилу Канту принадлежит замечательная идея о том, что человек обязан отстаивать, защищать свои права всеми законными средствами. Но ясно: чтобы защищать свои права, сначала их необходимо знать. Также надо помнить, что права всегда имеют свою оборотную сторону, которая именуется словом «обязанности». Поэтому попробуйте составить свод прав и обязанностей в соответствии с одной из следующих тем: «Права и обязанности слушателя Академии ГПС МЧС России» «Права и обязанности сотрудника пожарной охраны» «Права и обязанности сотрудника МЧС» При выполнении задания рекомендуем воспользоваться следующими нормативными документами: 1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) 2. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993) 3. Закон РФ «О пожарной безопасности» 4. Закон РФ «Об образовании» 5. Устав Академии ГПС МЧС России
Творческое задание № 16 Философ-экзистенциалист Карл Ясперс развил учение о пограничной ситуации как ситуации на границе между жизнью и смертью, оказавшись в которой человек сталкивается со своей собственной Самостью, обнажает свою истинную сущность. Именно с такими экстремальными ситуациями регулярно сталкиваются пожарные и спасатели. Попробуйте дополнить учение экзистенциалистов о пограничных ситуациях, а именно ответьте письменно на вопросы: 1) Каковы основные характеристики пограничной (экстремальной) ситуации? 2) Как можно классифицировать (выделить виды) пограничных ситуаций? 3) С какими из этих видов ситуаций чаще всего сталкиваются пожарные и спасатели? 4) Что происходит с человеком, оказавшимся в экстремальной ситуации? 5) Каковы последствия для человека и общества экстремальных ситуаций? 6) Какова структура пограничной ситуации? 7) Каковы этапы развертывания экстремальной ситуации? Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 17 Неопозитивисты обратили внимание на значение языка для философии и науки. По мнению Л. Витгенштейна, «границы моего языка – это границы моего мира», «язык переодевает мысли». Также позитивисты считали, что многие проблемы философии связаны с неправильным употреблением слов или с незнанием логики нашего языка. Саму философию они предложили превратить в особый род деятельности по анализу языка науки или (в рамках аналитической философии) обыденного языка, цель такой деятельности они видели в нахождении ошибок в употреблении слов, использовании терминов, которым в нашем опыте ничего не соответствует. Возьмите любой текст, описывающий те или иные стороны пожарно-технической деятельности (например, параграф из учебника по пожарной технике или тактике, научную статью, посвященную пожарно-техническим исследовании и т.п.), прочитайте его и распределите научные и технические термины по столбцам следующей таблицы:
В каком столбце наибольшее и наименьшее количество терминов? Как Вы думаете, почему?
Творческое задание № 18 В соответствии с гипотезой лингвистической относительности Сепи- ра-Уорфа, наше восприятие мира во многом обусловлено языком. Изучая с рождения какой-либо язык, мы вместе с ним усваиваем и соответствующую ему картину мира. Можно предположить, что, изучая пожарное дело и пожарно-технические науки, специалисты ГПС усваивают и особый взгляд на мир, свойственным всем пожарным. Подумайте, чем картина мира пожарных отличается от картины мира людей других профессий (например, врачей, летчиков, финансистов, юристов, продавцов и т.п.). Напишите небольшое эссе (до 2-х страниц формата А-4 или 4-х страниц ученической тетради) по теме «Картина мира пожарных». В своей работе постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1. Под каким углом глядят на мир пожарные в отличие от специалистов других профессий? 2. Какие термины (слова русского языка) пожарные понимают иначе, чем большинство других людей (к таким терминам можно отнести «рукав», «ствол», а что еще)? 3. С какими процессами и явлениями (объектами) пожарные сталкиваются значительно чаще, чем другие люди? Каким образом это сказывается на их картине мира? В качестве приложения к эссе сделайте небольшой словарик профессионального сленга пожарных. При этом Вы можете воспользоваться таблицей следующей формы:
Творческое задание № 19 Подберите 8-10 высказываний (цитат, крылатых фраз, мыслей) из произведений русских мыслителей, которые можно было бы использовать в воспитательной работе с пожарными и спасателями, в частности, которыми можно было бы «украсить» стены помещений пожарных и спасательных частей, разместить в публикациях в газетах и журналах МЧС (например, в качестве эпиграфов). Выбирая высказывания русских философов, следует ориентироваться на одно из следующих требований, которым они должны соответствовать: 1) носить духоподъемный, жизнеутверждающий характер; 2) иметь отношение к спасению людей, к оказанию им помощи; 3) пропагандировать нужность нравственных качеств, необходимых пожарным (мужество, честность, справедливость, гуманизм и др.); 4) обладать ярко выраженным патриотическим характером (воспевать красоту родной природы, великое историческое прошлое России, ее достижения в различных областях культуры и т.п.); 5) в позитивном свете освещать доблести воинской (ратной) службы. При выполнении задания рекомендуем воспользоваться учебным пособием: Киричек А. В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.
Творческое задание № 20 Попробуйте поразмышлять о творчестве в деятельности специалистов пожарной охраны. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1) В чем состоит сущность творчества? 2) Чем творческое (нешаблонное, дивергентное) мышление отличается от нетворческого (шаблонного, стереотипного)? 3) По каким направлениям может быть реализован творческий потенциал сотрудников пожарной охраны? 4) Что может быть создано в результате творческой деятельности специалистов ГПС? 5) Что способствует и что препятствует творческой активности сотрудников пожарной охраны? 6) Что необходимо сделать в рамках пожарной охраны и МЧС России для того, чтобы активизировать творческий потенциал сотрудников пожарной охраны? 7) В каких видах творчества Вы хотели бы самореализоваться? 8) Какие творческие продукты, полезные для профессиональной деятельности пожарных, Вы могли бы создать? Полученные Вами результаты (наработанные идеи) оформите в виде сочинения по теме «Творчество в деятельности специалистов пожарной охраны». Рекомендуемый объем сочинения – 4-6 страниц ученической тетради или 2-3 страницы формата А-4.
Творческое задание № 21 По аналогии со структурными уровнями организации живой и неживой материи на листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему, отражающую уровни организации (структуру) следующих социальных систем: а) Академии ГПС МЧС России; б) пожарной охраны региона (субъекта федерации); в) всей системы органов МЧС России. В схеме желательно обозначить не только основные уровни организации и элементы систем, но также взаимосвязи между ними, характер этих связей (вертикальные, горизонтальные), функции отдельных подсистем и элементов.
Творческое задание № 22 Используя полученные из философской литературы знания о материи и формах ее движения, о пространстве, времени и их видах, напишите небольшое сочинение (эссе) на одну из следующих тем: 1) Влияние пространственных характеристик реальности на работу пожарных и спасателей 2) Роль времени в профессиональной деятельности пожарных и спасателей 3) Влияние пространственных характеристик реальности на возникновение и развитие пожаров 4) Механические, физические и химические процессы в функционировании пожарного автомобиля 5) Значение отражения для расследования и экспертизы пожаров Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 23 Развитие пожарного дела в целом происходит под воздействием двух взаимосвязанных противоположностей: пожарной техники и пожарной тактики. Дело обстоит так, что изменение сил и средств боевых действий пожарных подразделений закономерно приводит к смене форм и способов пожаротушения. Это внутреннее противоречие между средствами и способами пожаротушения является причиной и источником развития всего пожарного дела. Диалектика здесь такова, что средства боевых действий развиваются быстрее и на определенном этапе приходят в противоречия со способами боевых действий. Отсюда вытекает необходимость совершенствовать или заменять эти способы. На истории развития пожарной техники – от багра и лопаты до современной пожарной автоматики, – покажите на конкретных примерах изменение форм и способов тушения пожара, обращая внимание на то, как реализуются принципы, законы и категории диалектики. Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 4-х страниц формата А-4).
Творческое задание № 24 Напишите эссе по теме «Роль сознания в жизни и деятельности специалистов пожарной охраны» (объемом до 4 страниц ученической тетради или до 3-х страниц формата А-4). Обратите внимание на современные научные выводы по данной проблеме. Обоснуйте, какую роль в жизни и деятельности специалистов пожарной охраны выполняют отражающая и управляющая функции сознания.
Творческое задание № 25 Используя понятия «субъект», «объект», «средства», по аналогии с анализом познавательной деятельности человека произведите анализ пожарно-технической практики по следующим направлениям: 1) Субъект пожарно-технической деятельности. § Как можно определить такого субъекта? § Кого можно считать субъектом пожарно-технической деятельности? § Создайте типологию (выделите разновидности) субъектов пожарно- технической деятельности. 2) Объект пожарно-технической деятельности. § В чем состоит специфика объектов пожарно-технической деятельности? § Что (кого) правомерно отнести к объектам пожарно-технической деятельности? § По каким основаниям эти объекты могут быть классифицированы? § Постройте классификацию объектов пожарно-технической деятельности. 3) Средства пожарно-технической деятельности. § Что можно отнести к средствам пожарно-технической деятельности? § Создайте типологию средств пожарно-технической деятельности, используя имеющиеся у Вас знания по истории, теории и практике пожарного дела. 4) Цель и результат пожарно-технической деятельности. § Если целью познавательной деятельности является истина, а результатом – знание, то как можно определить цель и результат пожарно- технической деятельности в наиболее общем виде? По итогам выполнения задания постройте на листе формата А-4 структурно-графическую схему, отображающую структуру пожарно- технической деятельности. В схему необходимо включить все три типологии (субъектов, объектов и средств), а также формулировки цели (целей) и результата (результатов) пожарно-технической деятельности.
Творческое задание № 26 Боеспособность части имеет количественную и качественную стороны. В прошлом количественное превосходство людей являлось обязательным условием успеха на пожаре, а недостатки в технике можно было компенсировать их количественным превосходством. Теперь же, устанавливая численность пожарной части, ее штаты, насыщенность пожарной техникой, очевидно, следует находить такие оптимальные количественные величины, при которых боевая мощь была бы наибольшей. Попробуйте на конкретных примерах обосновать оптимальное количество сил и средств, необходимых для выполнения отдельно поставленных задач. При этом необходимо учитывать, что чрезмерное увеличение количества техники и численности личного состава делают часть слишком громоздкой, трудно управляемой, а это ведет к снижению ее маневренности и эффективности. Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 3-х страниц формата А-4).
Творческое задание № 27 Воспитание, как и всякое явление, противоречиво. Единство и противоречие между методом убеждения и методом принуждения – основное противоречие в воспитании сотрудников пожарной охраны. Служебный коллектив без противоречий существовать не может. В нем неизбежно бывают передовые и отстающие, сознательные и менее сознательные сотрудники, люди с меньшим и большим опытом работы и т.д. Наконец, живые люди – это всегда люди с различными мнениями, взглядами, способами подхода к решению общих задач. Все это неизбежно порождает разногласия и деловые, споры. Покажите на конкретных примерах из вашей службы как использовались эти принципы воспитания в формировании здорового морально-психологического климата в подразделении. Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 3-х страниц формата А-4).
Творческое задание № 28 Напишите сочинение по одной из следующих тем (тема выбирается самостоятельно): 1) Место пожарно-технических знаний в науке 2) Строение мира пожарно-технических знаний 3) Теоретическое и эмпирическое в пожарно-техническом познании 4) Революции и эволюции в развитии пожарного дела Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 листа формата А-4.
Творческое задание № 29 Опишите, как и по каким критериям на основании теории истины можно отличить ложные свидетельские показания о причинах пожара от истинных показаний? Опираясь на правовые и другие нормативные документы, а также на такие понятия, как объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины, постройте психологическую модель поведения специалиста пожарной охраны при сборе и анализе информации, полученной от независимых свидетелей и заинтересованных лиц. Приведите типичные проблемы, которые возникают при расследовании причин пожара, постройте алгоритмы для их решения. Полученные результаты представьте в форме сочинения (объемом до 6 страниц ученической тетради или 3-х страниц формата А-4).
Творческое задание № 30 По материалам общих и специальных изданий подготовьте небольшое письменное сообщение (на 2-3 страницы формата А-4), посвящённое системному анализу состояния пожарной безопасности в конкретном регионе страны или состояния пожарной охраны в том районе, откуда вы прибыли.
Творческое задание № 31 Выберите любой метод или прием познания (например, наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, формализацию, математизацию, аналогию, обобщение, ограничение, идеализацию, абстрагирование, классификацию) и развернуто опишите, где, когда, в каких ситуациях и каким образом он может использоваться в пожарном деле. При этом можно ориентироваться на следующие вопросы: 1) Что может наблюдать пожарный на пожаре? 2) Где и для каких целей может использоваться эксперимент в пожарном деле? Какие разновидности эксперимента могут применяться в пожарно-технической деятельности? 3) Какие процессы, объекты и явления, с которыми сталкиваются пожарные и спасатели, могут стать предметом моделирования? Какие виды моделирования используются в пожарно-технических исследованиях? 4) Что (какие процессы, явления, объекты) может стать предметом анализа субъекта пожарно-технической деятельности? Какие виды анализа могут применяться в пожарно-технических исследованиях, в пожарном деле в целом? 5) Какие индуктивные обобщения могут быть получены в области пожарно-технической практики? 6) Какие идеализации используются или могут использоваться в пожарно-технических науках?
Творческое задание № 32 Используя знания, полученные при работе с философской литературой и при изучении курса «История пожарной охраны», постройте на листе формата А-4 структурно-графическую схему, отражающую развитие пожарной техники. Постарайтесь выделить основные этапы развития пожарной техники, главные элементы в системе средств пожаротушения, наиболее важные научные открытия, повлиявшие на развитие пожарной техники.
Творческое задание № 33 На основе знаний, полученных в школе и в рамках технических дисциплин в академии, постройте на листе формата А-4 структурно-графическую схему, отражающую многообразие видов современной пожарной техники. Наряду с названием технических устройств, в схеме желательно указать их технические характеристики, предназначение, приблизительное время изобретения или начала широкого использования.
Творческое задание № 34 На листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по теме «Методы пожарно-технического познания». На схеме отметьте: 1) Название методов, используемых в пожарно-технических науках. 2) Определение каждого из методов. 3) Различные модификации внутри метода, его разновидности (например, виды моделирования, виды анализа и т.д.). 4) Алгоритм (порядок, этапы) реализации метода (при необходимости). 5) Области приложения каждого метода. 6) Открытия, сделанные с использованием каждого метода.
Творческое задание № 35 На листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по теме «Этапы пожарно-технического творчества». На схеме отметьте: 1) Название каждого из этапов технического творчества (в том порядке, как они следуют друг за другом). 2) Содержание каждого из этапов (описание, краткая характеристика этапа). 3) Психологические механизмы, используемые в творческом процессе.
Творческое задание № 36 Напишите сочинение (эссе) по теме «Специфика пожарной техники». В рамках сочинения подумайте, в чем своеобразие пожарной техники, чем пожарная техника отличается от других видов техники, в частности, военной, строительной, транспортной, бытовой, компьютерной, машино- строительной, медицинской. Постарайтесь также ответить на вопрос, что общего между пожарной техникой и другими видами техники. Например, что сближает пожарную и медицинскую технику, иначе говоря, что общего между пожарным стволом и скальпелем хирурга. Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4.
Творческое задание № 37 Напишите сочинение (эссе) по теме «Пожарная техника в XXII-м веке». В работе Вы можете осветить как состояние всей пожарной техники будущего, так и более подробно описать ваше видение одного из элементов пожарной техники будущего. В частности, Вы можете попытаться ответить на вопросы: 1) Чем пожарная техника следующего века будет отличаться от современной пожарной техники? 2) Как будет выглядеть пожарный автомобиль начала 22-го века и останутся ли вообще пожарные автомобили? 3) Как изменится характер пожаров и других стихийных бедствий через сто лет? 4) Какие новые вещества будут использоваться для борьбы с пожарами? 5) Какие новые средства связи, способы оповещения о пожарах будут использоваться в будущем? 6) Как изменится экипировка пожарных? 7) Как изменятся средства спасения людей? 8) Что произойдет с пожарно-техническим образованием в целом и с нашей академией в частности? 9) Какую роль в борьбе с пожарами будет через сто лет играть вода? Рекомендуемый объем сочинения – 4-6 страниц ученической тетради или 2-4 страницы формата А-4.
Творческое задание № 38 На листе формата А-4 постройте структурно-графическую схему по теме: «Место и роль пожарной охраны в обществе». В схеме желательно отразить: 1) Вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между органами и подразделениями пожарной охраны, с одной стороны, и другими социальными институтами и организациями, с другой, в частности, с государственными органами управления, силовыми ведомствами, торговыми и промышленными предприятиями и т.д. 2) Роль (функции) пожарной охраны в социальной жизни. 3) Направления воздействия социальных организаций и институтов на пожарную охрану. 4) Что пожарная охрана дает обществу и что получает от общества. 5) Соотношение и взаимодействие пожарной охраны и государства. 6) Соотношение и взаимодействие пожарной охраны и гражданского общества. 7) Источники финансирования пожарной охраны. В качестве альтернативы Вы можете построить аналогичную схему по теме: «Место и роль МЧС в обществе».
Творческое задание № 39 На листе формата А-4 по предложенной ниже форме составьте таблицу по теме «Крупнейшие техногенные катастрофы в России (СССР) и в мире». Внесите в таблицу все известные Вам техногенные аварии за последние сто лет. Постарайтесь расположить катастрофы в порядке уменьшения нанесенного ими ущерба. После чего проведите сравнительный анализ крупнейших техногенных катастроф в нашей стране и за рубежом. Форма таблицы
После того, как таблица составлена, письменно ответьте на следующие вопросы: 1) Как Вы думаете, почему крупнейшие техногенные катастрофы, как правило, происходят в наиболее развитых странах? 2) Какая катастрофа, по Вашему мнению, является крупнейшей в XX веке? 3) Какая катастрофа на сегодняшний день является крупнейшей в XXI веке? 4) Что необходимо сделать, чтобы предотвратить повторение наиболее крупных катастроф? 5) Какие новые техногенные катастрофы угрожают нам в будущем?
Творческое задание № 40 На листе формата А-4 постройте и заполните таблицу по теме «Выдающиеся деятели пожарной охраны и МЧС России». Рекомендуем воспользоваться следующей формой:
В таблицу Вы можете включить тех специалистов, о которых Вы слышали, читали или знаете лично, чьи труды изучали, с чьими изобретениями сталкивались и т. п. Информацию о выдающихся деятелях пожарной охраны и МЧС России можно получить в Интернете, в специализированных журналах МЧС России («Пожарное дело» и др.), в мемуарах и других источниках (книгах). Помните, что в таблицу Вы можете внести как выдающихся организаторов деятельности пожарной охраны и МЧС России, так и видных ученых (основателей научных школ и направлений, академиков и профессоров, авторов фундаментальных учебников и монографий и т.п.), знаменитых практиков пожарного дела, героев, отдавших жизнь ради спасения людей и чей подвиг является образцом мужества и гуманизма для всех российских пожарных и спасателей.
Творческое задание № 41 На листе формата А-4 составьте структурно-графическую схему по теме: «Детерминанты моей жизни». На схеме желательно отразить и конкретизировать следующие виды детерминант: 1) биологические и социальные 2) прошлые, настоящие и будущие 3) материальные и духовные 4) внутренние и внешние 5) сознательные и бессознательные 6) целевые и ценностно-смысловые 7) позитивные и негативные При составлении схемы постарайтесь отделить главные и второстепенные детерминанты: первые следует выделить более ярко (например, с помощью крупного шрифта или ярких цветов). Также стремитесь к тому, чтобы схема была логичной и не слишкой громоздкой и запутанной.
Творческое задание № 42 Найдите в доступной Вам литературе (например, в библиотеке Академии или в Интернете) небольшую притчу (до 1 страницы). Внимательно прочитайте её 2-3 раза, после чего ответьте письменно на следующие вопросы: 1) В чем состоит основная идея притчи? Как ее можно выразить в одном предложении? 2) Какие ценности проповедуются в притче? 3) Какое значение имеют или могут иметь провозглашаемые в притче идеи и ценности для профессиональной деятельности сотрудника пожарной охраны?
Творческое задание № 43 Помня, что философия может выражать себя не только с помощью слов и понятий, но также говорить на языке образов, что кроме обычной философии существует еще и «философия в красках», на листе формата А- 4, используя краски, карандаши или фломастеры, нарисуйте картину по одной из следующих тем (по вашему выбору): 1) Мир моих ценностей 2) Мир моих чувств 3) Смысл моей жизни 4) Дело моей жизни 5) Моя будущая работа 6) Мои любимые занятия
Творческое задание № 44 В течение недели ведите «Дневник личных достижений», куда каждый вечер перед сном заносите: I. Свои достижения, а именно: 1) Добрые дела. 2) Развитие и приобретение умений и навыков. 3) Приобретенные знания. 4) Создание нужного, прекрасного, полезного. 5) Разрушенные стереотипы, предрассудки, фобии, комплексы. II. Свои потери и поражения, а именно: 1) Плохие дела и поступки. 2) Проявления неорганизованности и лени. III. То, что нельзя однозначно отнести к потерям или достижениям. IV. Общая оценка прожитого дня (по 10 балльной или иной системе) и ее обоснование. В конце недели, подводя итоги, выделите 3 наиболее важных своих достижения (победы). По завершении работы, письменно ответьте на вопросы: 1) Благодаря каким факторам (детерминантам) и личностным качествам стали возможны эти достижения? 2) Каковы были главные препятствия, которые Вам пришлось преодолеть, чтобы добиться успехов? 3) Как и каким образом повлияли на ваши достижения окружающие Вас люди (сокурсники, друзья, родственники, командиры, педагоги)?
Творческое задание № 45 Составьте таблицу по теме «Личные качества сотрудника пожарной охраны». При этом расположите качества в рейтинговом порядке, начиная с самых важных и заканчивая менее важными. Желательно, чтобы в таблице было указано не менее 20 качеств. Затем оцените по 10-ти балльной системе степень выраженности каждого качества у Вас лично. Далее письменно ответьте на следующие вопросы: · Какие качества получили высшую оценку? · Какие характеристики набрали наименьшие баллы? · Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы «повысить рейтинг» тех качеств, которые получили у Вас наиболее низкие баллы? Форма таблицы:
Творческое задание № 46 На листе формата А-4 составьте структурно-графическую схему по одной из следующих тем: 1) «Профессиональная культура пожарного инженера» 2) «Пожарно-техническая культура личности (или общества)» 3) «Правовая культура специалиста ГПС и МЧС» При выполнении этого задания рекомендуем воспользоваться сборником статей: Проблемы культуры сотрудников пожарной охраны. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. 4) «Психологическая культура сотрудника пожарной охраны» 5) «Экологическая культура специалиста ГПС» 6) «Культура поведения человека в экстремальных ситуациях» На схеме следует отразить основные структурные элементы каждого вида культуры, порядок их соподчинения, связи и отношения между ними, функциональное предназначение каждого уровня и основных элементов культуры.
Творческое задание № 47 Представьте, что после окончания Академии Вас назначили на должность заместителя начальника пожарной части по воспитательной работе (Вы можете выбрать любое реальное или мнимое подразделение ГПС). Разработайте один из следующих документов: 1) Программа эстетического воспитания сотрудников пожарной части 2) Программа нравственного воспитания сотрудников ПЧ 3) Программа развития правовой культуры сотрудников ПЧ 4) Программа развития экологической культуры сотрудников ПЧ 5) Программа адаптации молодого сотрудника к службе в ПЧ
Творческое задание № 48 Представьте, что после окончания Академии Вас назначили на должность заместителя начальника пожарной части по воспитательной работе (Вы можете выбрать любое реальное или мнимое подразделение ГПС). Разработайте один из следующих документов: 1) Программа развития художественной культуры ПЧ 2) Программа политико-правового воспитания сотрудников ПЧ 3) Программа развития корпоративной культуры сотрудников ПЧ 4) Программа развития экономической культуры сотрудников ПЧ
Творческое задание № 49 На листе формата А-4 составьте структурно-графическую схему по теме «Роль пожарной охраны и МЧС в преодолении глобальных проблем». В схеме необходимо отразить только те глобальные проблемы, в разрешении которых в той или иной степени принимают или могут принимать участие подразделения пожарной охраны и МЧС. У каждой проблемы также необходимо выделить конкретизирующие её аспекты. Например, аспектами экологической проблемы могут быть – лесные пожары, обеднение флоры и фауны, загрязнение атмосферы выбросами промышленности и транспорта, загрязнение почвы и вод и т.п. Постарайтесь указать также, в каких конкретных мероприятиях (когда и где), связанных с предотвращением или ликвидацией негативных проявлений (последствий) глобальных проблем, принимали участие подразделения пожарной охраны и МЧС.
Творческое задание № 50 По аналогии с «Правилами для руководства ума» Рене Декарта, составьте один из следующих документов: «Правила поведения в лесу при возникновении лесного пожара» «Правила службы бойца пожарной части» «Главные заповеди начальника караула» Желательно, чтобы получившийся текст не был слишком громоздким, а, напротив, отличался ясностью, доходчивостью, лаконизмом. Рекомендуем включить в него от 10 до 15 правил (заповедей), которые, на ваш взгляд, являются основными для конкретной должности (вида деятельности). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||