Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Этика |
26.10.2014, 12:12 | |
Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине “Этика и эстетика” является выполнение контрольной работы, состоящей из двух частей. Теоретическое задание контрольной работы выполняется в строгом соответствии с предлагаемыми пунктами плана. Число и последовательность пунктов меняться не должны. Практическая часть контрольной работы содержит тестовые задания, одинаковые для всех студентов. В данных методических указаниях предлагается 10 вариантов контрольных работ. Выбор задания контрольной работы проводится по индивидуальному номеру шифра зачетной книжки. Тема выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Если номер заканчивается на ноль, то студент пишет вариант контрольной работы № 10. Тематика контрольных работ Тема 1. Этика как наука. Предмет этики. Основные понятия: этос, этика, мораль, нравственность, практическая философия, «этические добродетели», авторитарная этика, гуманистическая этика, нравственные ценности, идеал, моральные нормы, смысл жизни, моральное поведение. Приступая к рассмотрению темы, необходимо дать определение этики, сформулировать содержание ее предмета. Покажите эволюцию этического знания, отметьте переход от донаучного этапа, когда этическое знание существовало в виде практических нравоучений и наглядных образцов поведения, к научному этапу, когда этика стала наукой, то есть приобрела рационально-теоретическую форму. Становление этики как науки происходило благодаря трудам древнегреческого ученого и философа Аристотеля, поэтому следует уделить внимание тому, как Аристотель обосновывал предмет, задачи и основной круг проблем этики, что называл «этическими добродетелями», какое место отводил им в структуре личности. Характеризуя современный этап развития этической теории, покажите связь современного этического знания с предшествующими этапами его развития, выясните, какие проблемы являются для этики традиционными и имеют длительную историю, а какие порождены современным этапом общественного развития. Отметьте существование в этике двух тенденций, называемых авторитарной и гуманистической этикой, покажите, в чем заключается смысл такого разделения. Рассмотрите структуру этики, выделив наиболее значимые ее разделы.
Тема 2. Мораль как социокультурное явление. Основные понятия: мораль, тотемизм, табу, сословная мораль, моральная регуляция, императивность морали, нравственные ценности, нормы морали, смысл жизни, моральное сознание, моральное поведение. В данной теме мораль должна быть рассмотрена как социокультурное явление. Поэтому начать работу следует с процесса становления моральной регуляции, то есть показать объективную необходимость регулирования отношений в человеческом сообществе и проследить эволюцию способов регулирования, начиная с запретов-табу в первобытных коллективах и до формирования собственно моральных регуляторов. Затем необходимо дать определение морали, показать ее назначение в обществе и остановиться на основных свойствах - таких, как нормативность, оценочность, императивность. Анализируя действие механизма моральной регуляции, нужно рассмотреть мораль с точки зрения ее структуры и охарактеризовать основные компоненты: нравственные ценности, нормы морали, идеал, смысл жизни, нравственные принципы. В завершение такого анализа нужно сравнить действие морали с другими формами нормативной регуляции, прежде всего с правом.
Тема 3. Добро и зло как основные этические категории Основные понятия: категория, добро, зло, благо, нравственные ценности. Раскрывая содержание темы, необходимо вначале пояснить, что такое категории, каковы их роль и значение для науки. Затем следует перейти к рассмотрению категорий «добро» и «зло». Целесообразно показать, как в исторической ретроспективе изменялось понимание Добра и Зла, осмысление их роли в мире и в человеческом сообществе. Здесь возможно проанализировать учения, рассматривающие Добро и Зло как исходные равноправные начала бытия мира (в некоторых древневосточных религиях), учения, понимающие Добро как высшее и наиболее авторитетное начало (например, монотеистическсие религии, и прежде всего, христианство), а также различные теории, пытающиеся обосновать неискоренимость и приоритетность зла в природе человека и в обществе (некоторые натуралистические концепции природы человека, как, например, теория «войны всех против всех» у Т. Гоббса или идеи Ф. Ницше о «сверхчеловеке»). Подводя итоги такого обзора, следует обратиться к рассмотрению самих категорий, показать их центральное положение в этике в силу того, что они образуют постоянную систему координат, в пределах которой единственно возможна нравственная оценка явлений и поступков. Анализ этих категорий должен включать выяснение вопроса о том, какие виды добра и зла и почему не рассматриваются в этике. Также следует уделить внимание вопросу о взаимосвязи и взаимоопределяемости этих понятий и рассмотреть проблему борьбы добра и зла.
Тема 4. Долг и совесть как этические понятия и социальные ценности. Основные понятия: ценности, идеал, долг, деонтология, должное, совесть, воля. Рассмотрение данной темы следует начать с определения содержания понятий «долг» и «совесть» и уяснения их значения для этики и моральной практики. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный раздел – деонтология (наука о должном). Характеризуя нравственный долг, покажите его связь с рациональными и волевыми начала ми личности человека. Укажите также на сложную диалектическую связь между долгом и свободой воли человека, что, собственно, и делает долг явлением нравственного порядка. В соотнесении с долгом рассматривается совесть как нравственно — психологический механизм самоконтроля личности. Проанализируйте действие механизма совести, выделив в ней рациональный и эмоциональный компонент, покажите эффективность этого внутреннего «контролера». В завершение обратитесь к существующей в этике проблеме «чистой совести», прокомментируйте известный афоризм А. Швейцера: «Чистая совесть – изобретение дьявола», изложите собственные мысли по этому поводу.
Тема 5. Свобода и ответственность. Свобода воли и свобода морального выбора. Основные понятия: свобода, свобода воли, своеволие, произвол, свобода выбора, нравственная автономия, моральная ответственность. Раскрывая содержание темы, проанализируйте рассматриваемые обычно во взаимном соотнесении категории «моральная свобода» и «ответственность». Посредством этих категорий раскрывается одна из центральных проблем этики. Отвечая на данный вопрос, дайте определение моральной свободы, отметьте ее органическую связь со свободой воли и свободой выбора. Следует обратить внимание на то, что свобода воли не понимается как своеволие и не может отождествляться с произволом – постарайтесь хорошо разобраться в этом вопросе, обратившись к соответствующим разделам учебных пособий. Далее рассмотрите условия, которые характеризуют ситуацию морального выбора. После этого переходите к определению и анализу моральной ответственности, раскройте механизм ее действия и завершите работу сравнением моральной и правовой ответственности, что позволит подвести итоги данной темы.
Тема 6. Этические идеи в религиозно-философских системах Древнего Востока. Основные понятия: конфуцианство, дао, «благородный муж», «золотое правило», этика ритуала, Декалог, талион, буддизм, карма, нирвана, сансара. Раскрывая данную тему, следует отметить, что в культурах Древнего Востока предпринимались первые попытки систематизации этических представлений. Этика в эту эпоху еще не отделилась от философии, но уже четко обозначился круг этических проблем. Студенту предлагается охарактеризовать этическое учение Конфуция, обратив внимание на его выраженную социальную направленность и консервативность, а также на важную роль ритуала в китайской культуре. Далее следует рассмотреть и прокомментировать основные этические принципы буддизма, сравнить их общую направленность с рассмотренными ранее принципами конфуцианской этики, выявить своеобразие буддизма как этического учения. В завершение должны быть рассмотрены и проанализированы заповеди Ветхого Завета, сформулированные в Декалоге (Десятисловии Моисея). Необходимо показать их значение как первого письменного свода этико-правовых норм и их исторически обусловленную ограниченность и противоречивость.
Тема 7. Этические учения античной Греции. Основные понятия: античность, полис, античная демократия, рационализм, эпикуреизм, гедонизм, эвдемонизм. При раскрытии темы необходимо охарактеризовать важнейший, качественно новый этап развития этического знания – античную этику. В Древней Греции динамично протекали процессы разложения родовых отношений и формировались государства в уникальной для того времени форме - античной демократии. В связи с этим возникла потребность в новых механизмах регуляции отношений между людьми, осознающими себя свободными и равноправными гражданами. Рациональный стиль мышления, который был присущ этой ситуации, обусловил поворот от практических моральных наставлений к абстрактно-теоретическому нравственному мышлению, к этической теории. Впервые в эти ческой тематике возникла проблема нравственной автономии личности. Подтвердите эти особенности античной этики на примере этических взглядов таких мыслителей, как Сократ, Аристотель, Эпикур. Кроме того, необходимо остановиться на таких чертах античной этики, как эвдемонизм и рационализм, раскрыть значение этих понятий и показать, как они проявляются в творчестве названных мыслителей.
Тема 8. Религиозная этика средневековья. Основные понятия: теоцентизм, теология, религия, христианство, Библия, заповеди христианства, грех, исповедь, Нагорная проповедь, аскетизм, ригоризм. Приступая к рассмотрению темы, прежде всего необходимо сформулировать главную особенность средневековой этики – ее религиозный характер. Раскройте содержание понятия теоцентризм, покажите, как религиозная вера повлияла на содержание этических установок. Необходимо отметить, что принципы христианской этики первоначально изложены в Новом Завете, а затем развиты и обоснованы в сочинениях средневековых богословов — философов - Августина (Блаженного) и Фомы Аквинского. Выясните, как эти философы трактуют традиционные для этики проблемы добра и зла, свободы воли человека и божественного предопределения (провиденциализм). Рассматривая основные положения христианской этической доктрины, проанализируйте и покажите значение следующих ее положений: идею Бога как абсолютного нравственного законодателя, идею равенства людей перед Богом, идеи любви и милосердия, идею страдания как блага и т.д. Попытайтесь сформулировать христианский идеал личности и отметить аскетический, ригористический характер этого идеала.
Тема 9. Этические теории в Новое время. Основные понятия: прагматизм, утилитаризм, категорический императив, нравственная автономия, пессимизм, волюнтаризм, этический нигилизм, ненасилие. Начиная рассмотрение данного вопроса, определите хронологические рамки эпохи, называемой Новым временем (с середины XVII в. примерно до 90-х годов XIX). Это время ускоряющегося общественного развития, насыщенное поворотными событиями как в практической, так и в духовной сферах. В области этической мысли оно характеризуется большим разнообразием этических концепций и теоретических подходов к их обоснованию. При выполнении работы следует стремиться к тому, чтобы показать это многообразие. Поэтому целесообразно рассмотреть следующие учения: этическую систему немецкого философа И.Канта, заложившую одно из главных направлений в этике, параллельное античному эвдемонизму; утилитаристскую этику английского философа Дж. Милля, наглядно отражавшую буржуазный дух эпохи; иррационалистическое направление вэтике, представленное именами немецких философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Говоря о Ф.Ницше, обратите внимание на нигилистический, антинормативный характер его взглядов. В завершение обзора обратитесь к этическим взглядам Л. Толстого, заложившего в конце рассматриваемого периода основы перспективного этического направления, получив развитие в XX в. – этики ненасилия.
Тема 10. Прикладная этика: этические проблемы общественно-политических отношений. Основные понятия: теоретическая этика, прикладная этика, политика, право, политическая этика, толерантность, экстремизм, национализм, фанатизм, насилие, ненасилие, террор, смертная казнь. В структуре этики выделяют такие разделы, как теоретическая и прикладная этика. Прикладная этика – интенсивно развивающаяся отрасль современного этического знания, ее отличает ориентация на практические проблемы конкретного нравственного бытия людей. Прикладная этика приобретает черты междисциплинарного знания, сопрягается с политической наукой, юриспруденцией, биологией и пр. В данной теме рассматриваются проблемы совместимости политики и нравственности, принципы взаимоотношений государственной власти и гражданского общества. Необходимо сосредоточиться на вопросе насилия и не насилия в политической сфере, обратить внимание на мирные способы урегулирования конфликтных ситуаций, показать негативную роль и бесперспективность таких способов разрешения спорных вопросов, как экстремизм, террор. Затем следует перейти к рассмотрению проблемы смертной казни, выявить возможные аргументы «за» и «против», провести самостоятельный этический анализ данной аргументации. | |