Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Этика |
06.04.2016, 17:26 | |
1. Перечень контрольных работ (творческих заданий) Каждый слушатель наряду с рефератом представляет на кафедру (тьютору) также контрольную работу (творческое задание). Номер творческого задания выбирается на основе вышеприведенной таблицы. Контрольная работа оформляется по аналогии с рефератом. При оформлении контрольной работы слушатель должен указать свою фамилию и инициалы, номер зачетной книжки, номер творческого задания и его содержание (суть задания). Творческие задания по профессиональной этике носят обязательный характер, они предназначены для развития креативных способностей обучающихся и углубленного освоения отдельных тем курса. Творческое задание № 1 Напишите свои размышления на тему «Природа человека и моральная регуляция» по следующему плану: 1. Проанализируйте процесс формирование морального сознания. 2. Что, по Вашему мнению, заставляет Вас и Ваших друзей и родных выполнять или не выполнять требования морали? 3. Как, по Вашему мнению, в деятельности сотрудника МЧС могут сочетаться биологические, природные особенности человека и его нрав-ственные нормы и принципы. Творческое задание № 2 Письменно ответьте на вопрос: изменились ли с течением времени нравственные основания профессии пожарного? Если изменилась, то как. При подготовке ответа можете использовать Кодекс чести сотрудника МЧС, рассказ В. Гиляровского «Под каланчей» в сборнике «Москва и москвичи» и другую литературу о пожарных. Творческое задание № 3 Проанализируйте высказывание «Как будешь судить: по закону или по совести?». Творческое задание № 4 Объясните: почему правовые нормы, содержащие понимание справедливости в своей основе, могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости. Разберите конкретные примеры. Творческое задание № 5 Порассуждайте письменно, почему с развитием общества, по мере роста общей культуры действие морали расширяется, а область применения права постепенно сужается. Творческое задание № 6 Существует евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете». Каждый человек, даже не совершавший безнравственных поступков, наверное, хотя бы раз допускал мысли, противоречащие нравственным нормам и принципам. Выберите один из четырех вариантов ответа и письменно обоснуйте свой выбор: а) никто не имеет права порицать поведение других; б) каждый может осуждать безнравственные поступки других независимо от своего собственного поведения, поскольку зло есть зло, а добро есть добро; в) человек имеет право осуждать поступки других, если он критически оценивает свое собственное поведение и свои мысли; г) человек имеет право осуждать поступки других только в том случае, если он не совершает никаких безнравственных действий. Что же касается дурных помыслов, то в том случае, если они не стали мотивом поступка, то и осуждению не подлежат. Творческое задание № 7 Объясните: почему мораль так чутко реагирует на существенные сдвиги в экономике. Приведите примеры. Творческое задание № 8 Попробуйте объяснить, что такое социальная ответственность и в чем специфика социальной ответственности предпринимателя и социальной ответственности сотрудника МЧС. Творческое задание № 9 Проанализируйте представленные «Семь принципов ведения дел в России» принятые в 1912 году Российским Союзом промышленников и предпринимателей. 1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти. 2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости. 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. 4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себе во всем блеске. 5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши – кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. 6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. 7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. Можно ли утверждать, что культурно-этические традиции дореволю-ционного российского предпринимательства утрачены? Какие принципы ведения дел в России актуальны в наше время Творческое задание № 10 Ответьте письменно, почему Шарль Монтескье считал, что злоупотребления властью вытекают из самой природы человека: «известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель? Творческое задание № 11 Как вы думаете, возможна ли взаимозаменяемость политики и мора-ли? Прокомментируйте следующие утверждения: - «Морали в политики нет, а есть только целесообразность» (В.И. Ленин); - «Кто облечён властью, тот непременно сделается притеснителем и угнетателем общества» (М.А. Бакунин); - «Сила дарует права» (Платон); - «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей – народов, племён и государств» (В.С. Соловьёв). Творческое задание № 12 Выберите наиболее Вам знакомых политиков и объясните, каково их влияние на общество? Творческое задание № 13 Приведите примеры произведений искусства, в которых раскрываются особенности деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России. Какие из них произвели наиболее глубокое впечатление? Есть ли среди них любимые? Творческое задание № 14 Какие нравственные качества сотрудника МЧС определяют его профессиональную пригодность? Перечислите и опишите их письменно. Творческое задание № 15 Первое суждение: «Профессиональная этика – это дисциплина, которая не должна изучаться будущими специалистами в области пожарной безопасности, т.к. ее знания не могут и не будут непосредственно применяться в нашей будущей профессиональной деятельности, поэтому будет полезнее «заполнить» время, отводимое на изучение профессиональной этики изучением специальных дисциплин». Второе суждение: «Профессиональная этика – область этической науки, изучающая си-стему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих нормативно-регламентирующий характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе». Что Вы думаете по поводу приведенных выше суждений? На чьей Вы стороне? Творческое задание № 16 Письменно объясните, почему для приобретения профессионального статуса специалист должен ориентироваться на следующие задачи профессиональной этики: 1. Осознать необходимость и смысл этических норм и принципов; 2. Знать специфику своей профессии и моральные предписания, действующие в этой сфере; 3. Учитывать определяющую роль «человеческих отношений»; 4. Выработать у себя систему личностных норм и ориентиров профессии. Творческое задание № 17 Объясните, почему Добро и Зло нередко рассматривают в качестве синонимов понятий «нравственное» и «безнравственное», а саму этику – как науку о добре и зле? Ответьте письменно. Творческое задание № 18 Напишите свои представления о следующих видах долга: долг государственного деятеля, долг отца, долг пожарного, долг супруга, долг полицейского, долг Человека. Творческое задание № 19 26 апреля 1986 года произошла Чернобыльская авария. В 1:24 ночи на пульт дежурного СПЧ-2 по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части во главе с лейтенантом внутренней службы В. Правиком (14 человек на ЗИЛ-131) Приняв руководство тушением пожара на себя, он передал по рации сообщение на пульт дежурного пожарной части по охране Припяти (СВПЧ-6) о помощи. Из этой пожарной части прибыл лейтенант В. Кибенок, так же с дежурными караулом из 10 человек. По цепочке было передано сообщение о возгорании высокого номера сложности, по которому к станции должны прибыть пожарные подразделения Киевской и близлежащих областей. В этот момент, прервав свой отпуск, руководство тушением пожара взял на себя прибывший на станцию майор Л. Телятников, начальник СВПЧ-6. Объясните мотивы поступка майора Л. Телятникова. Мог ли он быть сторонним наблюдателем происходящих событий? Творческое задание № 20 Опишите Ваши представления о совестливом человеке. Согласны ли вы, что обостренная совесть находится в неразрывной связи с чувствами долга, ответственности, чести и достоинства. Как совесть влияет на принципы, которыми человек руководствуется в своей жизни? Творческое задание № 21 Пожарный Андрей Галкин, отец которого погиб при тушении лесного пожара в 2010 году в Воронежской области, при встрече с В.В. Путиным, отказался от предложения улучшить свои жилищные условия. Андрей Галкин объяснил отказ тем, что в ситуации, когда тысячи людей остались без крова, получать отдельную квартиру было бы наглостью с его стороны. Хотя в данный момент семья 30-летнего пожарного прожи-вает вместе с семьей его 32-летней сестры в трехкомнатном доме. Объясните мотивы поступка пожарного А. Галкина. Продемонстрировал ли он своим поступком чувство обостренной совести, характерное для сотрудника пожарной охраны? Творческое задание № 22 Французский философ Жан Поль Сартр писал: «Когда мы говорим, что человек ответствен за себя, мы имеем в виду не только его ответственность за собственную индивидуальность, но и ответственность за всех людей. …Выбирая для себя, он выбирает для всего человечества». Согласны ли вы с тем, что все люди в равной степени отвечают за происходящее в мире? Не обернётся ли принцип «равной ответственности» выгораживанием действительных виновников зла и всеобщей безответственностью? Что значит быть «ответственным человеком»? Творческое задание № 23 Считаете ли Вы себя ответственным человеком? Почему? Творческое задание № 24 Раскройте содержание и особенности ответственности сотрудника МЧС перед обществом и перед собой. Возможно ли безответственное отношение к выполнению своих должностных обязанностей? Творческое задание № 25 Определите какое действие характеризует свободу: - совершённое с учетом объективных ограничений; - совершённое не по принуждению; - совершённое в условиях выбора возможностей. Объясните почему. Творческое задание № 26 Порассуждайте о том, где проходит грань между свободой и произволом. Быть может, вам помогут слова американского писателя У. Фолкнера: «Свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого». Творческое задание № 27 Согласны ли вы с русским философом В.В. Розановым, говорившем о свободе ещё в 1911 году следующее: «Вот что значит рвануться к неудачной теме: Франция гибнет и уже почти погибла (даже население вырождается) в судорожных усилиях достигнуть просто глупой темы – Свободы. Нужно достигать гармонии, счастья, добродетели, героизма, хлеба, женщин; ну, если брать отрицательное – достигать разврата. А не пустоты: а свобода есть просто пустота, простор. - Двор пуст, въезжай кто угодно. Он не занят, свободен. - Эта квартира пустует, она свободна. - Эта женщина свободна. У нее нет мужа, и можешь ухаживать. - Этот человек свободен. Он без должности. Ряд отрицательных определений, и «свобода» их все объединяет. - Я свободен, не занят. От «свободы» все бегут: работник – к занятости, человек – к должности, женщина – к мужу. Всякий – к чему-нибудь. Всё лучше свободы, «кой-что» лучше свободы, хуже «свободы» вообще ничего нет, и она нужна хулигану, лоботрясу и сутенеру. К этому-то милому идеалу, «обнимая воздух», Франция и рванулась. И разбилась в пустоте. Тогда как надо было стремиться к гармонии, порядку и работе. Тогда как можно рваться: к героизму – без Бога, к святости – в Боге» Творческое задание № 28 Опишите особенности воинского этикета и определите его отличия от других видов этикета. Допустимы ли в поведении сотрудника МЧС такие нормы этикета, как вежливость, внимательность, деликатность и чувство такта? Творческое задание № 29 Подумайте над высказыванием Л. Вовенарга «Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают»? Творческое задание № 30 Выберите из списка признаки, отличающие достойного человека: - хорошо одевается; - всегда верен данному слову; - мужественно переносит несчастья; - старается поступать «как все»; - всегда соблюдает свой интерес; - не лжет ни при каких обстоятельствах; - всякий вопрос решает коллективно; - бережет свою и чужую честь. Обоснуйте свой выбор. Творческое задание № 31 Проанализируйте следующее высказывание казахского философа Абая Кунанбаева: «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее». Творческое задание № 32 Подтвердите, что сущностью и содержанием морального фактора является: концентрированная воля, обострённый разум, реактивность мышления, внутренняя сосредоточенность и т.д. Письменно обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. Творческое задание № 33 Объясните, почему основанием коллектива является идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организационная общность людей. Творческое задание № 34 Ответьте письменно. Какие нравственные качества личности способствуют адаптации сотрудника в служебном коллективе? Выявите критерии нравственной зрелости личности. Творческое задание № 35 Раскройте содержание следующих принципов делового общения. В основе делового общения должны лежать: 1. Прежде всего интересы дела; 2. Порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению; 3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро; 4. Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства; 5. Разумность и целесообразность. Творческое задание № 36 Опишите подробно нравственно-психологические особенности общения в экстремальных ситуациях. Творческое задание № 37 Раскройте особенности общения в сети Интернет. Попробуйте определить, каким образом такое общение влияет на изменение культурного уровня человека? Творческое задание № 38 Порассуждайте на тему «О культуре общения». Может ли человек, сделавшись посетителем музеев, театра автоматически обрести культуру общения? | |